Методика использования музейных предметов — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методика использования музейных предметов

2019-09-26 225
Методика использования музейных предметов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В учебной и внеклассной работе

Школьная практика выработала большое количество методических приемов, видов и форм учебной работы с материалами музеев: использование на уроках, факультативных курсах, кружках (объединениях), внеклассной работе.

В какой форме используется музейные материалы на уроках и тематических вечерах, т.е. во внеклассной работе. Приведем один из примеров использования музейных материалов.

· Классный час на тему:

«Они сражались за Родину»

(разработка урока с использованием материалов музея «Краеведение»

МОУ СОШ д.Старомусино мр Кармаскалинский район

Автор: учитель истории Ф.Ф.Юнусова

                                                             

  Цель

- развить у учащихся интерес и способность к изучению материалов по краеведению;

 - активизировать самодеятельную деятельность учащихся;

 - научить анализировать факты, выявлять связи и закономерности, умению использовать материалы и документы по тематике.

Задача: воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ.

Место проведения: школьный музей.

 

Оборудование: документы и материалы о земляках-участниках Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

Ход урока

Вступительная беседа учителя. Сегодня мы, ребята, проведем необычный урок. Как вы знаете, в годы Великой Отечественной войны трудящиеся Башкирии вместе со всем советским народом, не щадя жизни, защищали честь и независимость родной страны, внесли достойный вклад в победу над германским фашизмом.

   На фронт из нашей республики ушли почти 795 тысяч человек, около 300 тысяч из них не вернулись с полей сражения. Каждый из нас должен помнить, что мы сегодня живем за тех, кто остался лежать на полях сражений, за тех, кто бился с жестоким врагом до последней капли в незабываемые огненные дни.

 

1ученик. В годы Великой Отечественной войны Башкортостан был одной из важнейших кузниц Победы. Более 700 тысяч башкортостанцев сражались на фронтах. На территории республики были сформированы воинские соединения, прославившиеся в решающих битвах Великой Отечественной войны. Родина высоко оценила  отвагу и доблесть наших воинов: 200 тысяч из них были награждены орденами и медалями, более 300 солдат и офицеров стали Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы.

 

2 ученик. 37 воинов стали полными кавалерами ордена Славы. Один из них – наш земляк Газизов Мустафа Шакирович.

      М.Ш.Газизов родился 5 октября 1923г. в д. Новомусино Кармаскалинского района Башкортостана. Учебу в школе и мирный труд в родном колхозе «Кызыл бильге» нарушил гром орудий Великой Отечественной войны.

         Дорога войны началась для Мустафы Шакировича в грозном 1942 году после призыва в действующую армию Кармаскалинским райвоенкоматом. А уже в 1943 году помощник командира взвода автоматчиков 69-го танкового полка Мустафа Газизов лично уничтожил 30 солдат противника и захватил в плен еще 15 гитлеровцев.

 

3 ученик. За этот мужественный поступок гвардии старшина Газизов был удостоен Ордена Боевой Славы.

    В марте 1944-го, находясь в передовом отряде сопровождения танков, Мустафа Шакирович меткими бросками гранат уничтожил два станковых пулемета врага и захватил в плен 10 солдат и офицеров вермахта. А уже на следующий день, невзирая на сильный артиллерийский и минометный обстрел, Газизов первым форсировал реку Днестр и, применив военную хитрость, захватил фашистский дзот, сразив из автомата 15 немцев. За эти подвиги М. Газизов был награжден Орденом Боевой Славы 2 степени.

 

4 ученик. В жарких июльских боях того же года в составе взвода разведки Мустафа Шакирович первым прорвался на восточную окраину польского города Олещице и в уличном бою уничтожил 20 немецких захватчиков, столько же взяв в плен. А спустя всего два дня наш земляк под сильнейшим артиллерийским и пулеметным обстрелом пробился к реке Сан и сумел отыскать удобное место для переправы советских танков. За храбрость и умелые действия М.Ш.Газизов был награжден Орденом Славы 1 степени.

 

5 ученик. После войны М.Ш.Газизов продолжил службу в Советской Армии. В 1959 году, после возвращения на Родину, трудился в различных организациях и предприятиях столицы Башкортостана.  

   Мы гордимся нашим земляком, потому что Мустафа Газизов первый кавалер всех 3-х степеней ордена Славы в Башкортостане.

 

Далее экскурсоводы показывают фотографии из семейного альбома. Знакомят с дополнительными материалами. Рассказ по стенду, посвященному М.Ш.Газизову.

 

Учитель. Подвиги воинов полны великого пафоса и героизма. Они, не зная страха, не щадя жизни, отстаивали советскую землю, бросались с гранатами под фашистские танки, под градом бомб, пуль и снарядов форсировали многоводные реки, бились с врагом в воздухе и на земле, сражались в горящих танках. 

    Для поколений людей, вступающих теперь в жизнь, Великая Отечественная война - это далекая история. Она изучается по мемуарам, по сборникам документов и по материалам

  Сегодняшний урок мы провели, опираясь на документы, фотографии и статьи периодической газеты. Наше поколение должно стать достойным памяти тех, кто сражался за нашу Родину. Ведь победа над сильным врагом добыта волей советского солдата, его несгибаемым духом.

·

                                                                                                                                                                                                                                                                                          

           Одна из  основных форм – это экскурсии. Это могут быть учебные - (программные) и внеурочные (внепрограммные). По виду экскурсии подразделяются также на обзорные, предусматривающие общее ознакомление с музеем.  

Экскурсии, проводимые по конкретной теме, называются тематическими. При проведении тематической экскурсии возможно использование одного или нескольких экспонатов.

Готовясь к экскурсии, руководитель музея тщательно изучает весь материал, относящийся к данной теме. Знакомится с необходимыми для рассказа экспонатами и текстами, разрабатывает маршрут, определяя места, наиболее удобные для остановки учащихся и осмотра ими экспозиции и экспонатов, формирует вопросы к школьникам.

Большое участие в подготовке и проведении внеурочных экскурсий принимают сами учащиеся. Они составляют значительную часть совета и актива музея.

Ответственность юных экскурсоводов очень велика. Большинство педагогов считают, что экскурсоводами и лекторами в школьном музее могут стать учащиеся 8-11 классов. Учащихся 6-7 классов целесообразно привлекать в качестве помощников экскурсоводов. Им можно поручать выступление с коротким рассказом о материалах одного из стендов или разделов музея или о каком-либо отдельном музейном экспонате. Такой подход формирования групп лекторов и экскурсоводов помогает обеспечить преемственность в деятельности музея.

Методика подготовки экскурсоводов и лекторов.

Именно экскурсии занимают среди различных видов учебной и внеурочной работы школьных музеев особенно важное место, И это вполне закономерно, т.к. музейная экспозиция и экскурсионный метод всегда взаимосвязаны.

Экскурсии в школьном музеи могут быть учебными (программными) и внеурочными (внепрограммными).

Как готовятся экскурсии.

1 этап: определяются темы экскурсии, основные экспонаты.

2 этап: составление плана экскурсии.

Тщательно изучается экспозиция. Далее разрабатывается структура экскурсии, выделяются темы, подтемы, устанавливается их порядок, который кладется в маршрут экскурсии.

Основной прием, свойственный экскурсионному методу – демонстрационный, сочетающий показ.

Слова экскурсовода помогают увидеть объект в целом, направить внимание на существенные детали. Каждая экскурсия состоит из трех частей: вступительная беседа, основная часть экскурсии, заключительная беседа. В учебной экскурсии особым этапом можно считать последующую проработку ее содержания учащиеся. Они составляют значительную часть актива школьного музея.

Один из приемов подбора экскурсоводовдобровольност ь желания учащихся работать в лекторской группе. Это занятие способствует развитию речи, работы с публикой и в первую очередь нужно для тех,  кто собирается в дальнейшем стать учителем, журналистом и т.д.

Один из принципов подбора экскурсоводов – добровольность, желание стать экскурсоводом. Вместе с тем подготовка экскурсоводов и лекторов необходимо рассматривать как ответственное поручение. Экскурсоводы и лекторы утверждаются на совете музея.

Заслуживает внимания опыт школ, которые, создавая группу экскурсоводов, опираются на предметные кружки (исторические, историко-краеведческие, а также литературы).

Работа педагогического коллектива с юными экскурсоводами и лекторами ведется по трем направлениям:

- расширение и углубление знаний учащихся по истории, формы работы коллективные и индивидуальные: беседы, обсуждение докладов и рефератов учащихся, самостоятельное обращение к научной, мемуарной и художественно-справочной литературе, материалам музея;

- помощь учащимся в подготовке экскурсии: содействие в подборе литературе, обучение навыкам составлен я плана, выписок, конспекта, текста экскурсии и т.д.; в поисках материалов наряду с изучением экспозиции школьного музея, фондовых коллекций, работают в библиотеках, архивах, местном музее;

- вооружение учащихся методикой ведения экскурсии: выработка умения демонстрировать экспозиционные материалы.

Все три направления в работе с экскурсоводами осуществляются в единстве.

Работа кружков для подготовки экскурсоводов и лекторов включают в себе программы. Они состоят из практического и теоретического занятий. Ребята слушают лекции об экспозициях музея, знакомятся с историей отдельных экспонатов, изучают приемы музееведческой работ, возможности использования технических средств. Организуются занятия, на которых происходят обмен опытом, прослушивание и самостоятельное обсуждение.

Помимо экскурсий и их подготовки в школьном музее, бывают и лекторские группы. При музеях иногда создаются кружки и школы юных экскурсоводов (лекторов).

Лекции обычно готовятся об отдельных экспонатах. По музееведению принято считать, что предмет, становясь музейным экспонатом, теряет 70% информации. Поэтому задача лектора заключается в передаче отсутствующей информации аудитории. Например, в школьном музее Курманаевской школы Гафурийского района одним из ценных экспонатов является сабля Салавата Юлаева, представленная в виде макета. Сам оригинал находится в фондах Национального музея Республики Башкортостан

В отличие от экскурсий, содержание которых ограничено рамками экспозиций, выставок, тематика лекций более разнообразна и широка. Формирование лекционной тематики – один из важных задач школьного музея.

Наибольшее значение уделяется темам, взаимосвязанным с краеведением, историей и культурой края, природы.

Одной из задач работы лекционной работы музея является пропаганда памятников истории и культуры, бережного и уважительного отношения к ним


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.