Искусство создания экспозиции — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Искусство создания экспозиции

2019-09-26 295
Искусство создания экспозиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Искусство создания экспозиции

Школьный музей, как государственный музей предполагает наличие экспозиции.

Слово экспозиция означает изложение, описание. Музейная экспозиция – это показ, демонстрация, публикация музейных предметов, выставленных в определенной логике и последовательности с целью раскрытия избранной темы музея. Наличие экспозиции - это один из основных, главных признаков любого музея.

Экспозиционная работа – одно из основных направлений музейной деятельности, основным содержанием которой является организация и проектирование экспозиций. В процессе Э.р. музейные предметы становятся экспонатами, которые выстраиваются в систему образов. При этом поставленная тема раскрывается при воздействии на познавательные и эмоциональные сферы посетителя. Включает проектирование экспозиции: разработку основных идей и содержаний, архитектурно-художественное решение (художественное проектирование).

Каждая экспозиция неповторима.

Экспозиция школьного музея – результат длительной творческой, порой трудной, но увлекательной работы.

Экспозиция – это своеобразная публикация собранных материалов.

Музейная экспозиция в школе – база дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, организации новых поисков и исследований.

В первую очередь руководителю школьного музея совместно с педагогическим коллективом образовательного учреждения целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т.е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов. При создании школьного музея нужно,  прежде всего, определить концептуальную направленность в его деятельности. Эта направленность не зависит от профиля музея. Главное не в том, какова его форма деятельности, а в том, как он реализует свою образовательно-воспитательную функцию на основе сформированных коллекций.

Этикетаж

 Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. В то же время в них должны быть выявлены различные стороны музейного предмета:

- мемориальность;

- редкость или, напротив, типичность экспоната, его связь с местной историей.

Т.е. в тексте этикетки должно раскрываться то, что именно вы хотите показать, суть экспоната.

Те экспонаты, которые имеют особую ценность, однако не обладают внешней привлекательностью, должны иметь аннотацию более обстоятельную.

Например,

Письмо сержанта Саши Кондратьева родителям

Это обычное письмо обычного солдата, который вернулся с победой домой к родителям. Но если письмо было бы написано за пол часа до гибели сержанта Саши Кондратьева, то в данном случае была бы необходима дополнительная информация.

Название предмета дается обычным литературным языком без инверсии,  нарушения порядка стилистики. Например, хрустальная ваза, а не ваза хрустальная как в учетной документации.

Каждую часть этикетки рекомендуется начинать с новой строки. Название можно выделить укрупненным шрифтом.

Другой пример. В экспозиции школьного музея представлены книги В.М.Шукшина и к ним дается лаконичная этикетка:

Книги В.М.Шукшина.

Информация, которая не достаточная в этикетке, обычно подается экскурсоводами.

Виды текстов в экспозиции.

Тексты принято разделять на следующие виды:

- оглавительные;

- ведущие;

- объяснительные;

- этикетаж.

Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться экспозиции. Их задача – дать «путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить ее тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделом, комплексов.

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его назначение в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то ее раздела, темы или комплекса. Широко используется в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанных героями экспозиции, т.е. материалов, имеющих ярко выраженный личностный характер. Но в настоящее время используются авторские тексты, т.е. создателя экспозиции.

Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа. Т.е. в чем особенность, привлекательность экспозиции, своеобразная интрига.

Этикетаж – это совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Ее содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.

Составление этикетажа.

Этикетаж подразделяется на две группы:

- одиночный (индивидуальный);

- пучковой.

Под одиночным этикетажем понимается система, при которой каждому экспонату дается отдельная этикетка.

 Когда в экспозиции представлен комплекс материалов (значки, медали, марки, образцы оружия и т.д.), то применяют «пучковой» этикетаж.

В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:

- название предмета;

- атрибуционные данные: сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении;

- дата.

Атрибуционные данные помещаются непосредственно под названием или в конце этикетки.

Подготовка актива школьного музея

                                                  (примерный план)

1. Наше село в прошлом и настоящем.

2. Источники наших знаний по истории нашего села.

3. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы.

4. Где и как собирать материал для музея.

5. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном крае.

6. Как записывать воспоминания.

7. Изучение архивных документов.

8. Как оформить выставку музейной экспозиции.

9. Учет и хранение собранного материала.

       10. Как подготовить доклад и экскурсию.

11.    Как вести экскурсию.

Совет – администрация музея, круг учащихся, которые являются непосредственными заместителями руководителя музея. Ведут документацию музея, готовят экскурсии и лекции, выполняют функции, взаимодействующие с классами. Каждый школьный музей выбирает наиболее приемлемые формы деятельности в работе совета музея.

Методическая работа – разработка экскурсий, тематических уроков в музее, связь с научными и хозяйственными учреждениями, выступления в печати, проведение вечеров, конференций и т.д.

Пытаясь определить место музееведения в системе современной науки, можно выделить три группы наук, взаимодействие с которыми является:

Группа 1 – общие науки: теория культуры (культурология), характеризующая место музея в культурных процессах современности – социология, позволяющая рассматривать музей и музейную аудиторию в системе общества; психология – индивидуальное сознание и восприятие;

Группа 2 – конкретные дисциплины, сложившиеся на базе отдельных видов деятельности – педагогика, теория художественного проектирования, источниковедение, теория архитектуры.

Группа 3 – профильные дисциплины: естествознание, история науки и техники, искусствоведение, археология, этнография, история, литературоведение.

Таким образом, только при наличии вышеуказанных признаков школьный музей является структурным подразделением образовательного учреждения.

Следовательно:

- наличие подлинных памятников материальной и духовной культуры;

   - наличие тематико-экспозиционного показа экспонатов;

   - наличие совета и актива музея;

      - наличие отдельного помещения;

   - наличие руководителя;

   - направленность на учебно-воспитательный процесс.

 

Профили школьных музеев

Профиль музея – специализация собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями, и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры.

Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев.

Можно выделить следующие основные профильные группы. Это относится и школьных музеев.

 Комплексно - краеведческие музеи – основная часть школьных музеев комплексно-краеведческие, т.е. комплекс культурно-исторических и природоведческих экспозиций. Они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природной родного края.

Краеведение – это комплексное изучение родного края. Это наука, изучающая особенности развития природы и общества определенного региона силами его жителей. Следовательно, краеведение – это и методологический прием познания закономерность ей развития природы и общества через специфику своего края.

Таким образом, школьные музеи любого профиля можно считать краеведческими. Но при паспортизации или же при переаттестации школьных музеев принято конкретизировать профили. Соответственно, музей не может назваться краеведческим по профили, если в экспозиции нет раздела природы.

Исторические музеи – основа музеев составляют исторические науки: археология, этнография, военная история, история образования, нумизматика. Профильная группа может рассматриваться как система, включающая подсистемы разного уровня. Так, музеи исторического  профиля подразделяются на общеисторические: археологические и этнографические. В свою очередь общеисторические могут отражать все исторические периоды и какой-нибудь определенный этап в развитии общества. Например, музеи по истории развития  спорта, техники, внутренних дел и т.д.

Художественные музеи – они характеризуют историю искусства, искусствоведения. Сюда относятся картинные галереи, музеи скульптуры, прикладного искусства, художественных ремесел, гравюры, а также музеи театральные, музыкальные и киноискусства.

Естественноисторические музеи, опирающиеся в своей деятельности на естественные науки. Это музеи биологические, ботанические, зоологические, геологические, минералогические, антропологические и экологические.

Литературные музеи – школьные музеи, посвященные развитию литературы, жизни и деятельности писателей и поэтов.

Технические музеи – музеи, связанные с развитием технической науки. Например,  политехнические, технические, авиации, судостроения, железной дороги, развития горного дела и т.д.

Мемориальные музеи от слова memory – наличие историко-бытового комплекса, включающего недвижимые памятники истории и культуры, коллекции мемориальных предметов, а также связанные с данными объектами памятные места. Данная группа музеев не должна рассматриваться как профильная, а скорее как типологическая, ибо каждый мемориальный музей в зависимости от характера события или сферы деятельности мемориального лица, относится к определенной профильной группе музеев.

Библиотека школьного музея

Библиотека музея – это предмет особой заботы руководителя музея и актива учащихся, Она формируется постепенно, систематически при активном участии самих ребят. Состав библиотеки определяется профилем и избранной темой музея, конкретными задачами и намеченными перспективами его развития.

Очень важно собирать и хранить в музее материалы, связанные с его созданием и развитием. Это планы совета музея, отчеты о проведенных походах и экспедициях, о выполнении поисковых заданиях, в т.ч. полевые дневники, полевые описи, тетради для записи воспоминаний и рассказов, тексты экскурсий, тематико-экспозиционные планы, доклады исследовательских работ учащихся, программы, фотографии, магнитофонные записи, видеофильмы и т.д. Таким образом, в библиотеке музея создается архив музея.

Ход урока

Вступительная беседа учителя. Сегодня мы, ребята, проведем необычный урок. Как вы знаете, в годы Великой Отечественной войны трудящиеся Башкирии вместе со всем советским народом, не щадя жизни, защищали честь и независимость родной страны, внесли достойный вклад в победу над германским фашизмом.

   На фронт из нашей республики ушли почти 795 тысяч человек, около 300 тысяч из них не вернулись с полей сражения. Каждый из нас должен помнить, что мы сегодня живем за тех, кто остался лежать на полях сражений, за тех, кто бился с жестоким врагом до последней капли в незабываемые огненные дни.

 

1ученик. В годы Великой Отечественной войны Башкортостан был одной из важнейших кузниц Победы. Более 700 тысяч башкортостанцев сражались на фронтах. На территории республики были сформированы воинские соединения, прославившиеся в решающих битвах Великой Отечественной войны. Родина высоко оценила  отвагу и доблесть наших воинов: 200 тысяч из них были награждены орденами и медалями, более 300 солдат и офицеров стали Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы.

 

2 ученик. 37 воинов стали полными кавалерами ордена Славы. Один из них – наш земляк Газизов Мустафа Шакирович.

      М.Ш.Газизов родился 5 октября 1923г. в д. Новомусино Кармаскалинского района Башкортостана. Учебу в школе и мирный труд в родном колхозе «Кызыл бильге» нарушил гром орудий Великой Отечественной войны.

         Дорога войны началась для Мустафы Шакировича в грозном 1942 году после призыва в действующую армию Кармаскалинским райвоенкоматом. А уже в 1943 году помощник командира взвода автоматчиков 69-го танкового полка Мустафа Газизов лично уничтожил 30 солдат противника и захватил в плен еще 15 гитлеровцев.

 

3 ученик. За этот мужественный поступок гвардии старшина Газизов был удостоен Ордена Боевой Славы.

    В марте 1944-го, находясь в передовом отряде сопровождения танков, Мустафа Шакирович меткими бросками гранат уничтожил два станковых пулемета врага и захватил в плен 10 солдат и офицеров вермахта. А уже на следующий день, невзирая на сильный артиллерийский и минометный обстрел, Газизов первым форсировал реку Днестр и, применив военную хитрость, захватил фашистский дзот, сразив из автомата 15 немцев. За эти подвиги М. Газизов был награжден Орденом Боевой Славы 2 степени.

 

4 ученик. В жарких июльских боях того же года в составе взвода разведки Мустафа Шакирович первым прорвался на восточную окраину польского города Олещице и в уличном бою уничтожил 20 немецких захватчиков, столько же взяв в плен. А спустя всего два дня наш земляк под сильнейшим артиллерийским и пулеметным обстрелом пробился к реке Сан и сумел отыскать удобное место для переправы советских танков. За храбрость и умелые действия М.Ш.Газизов был награжден Орденом Славы 1 степени.

 

5 ученик. После войны М.Ш.Газизов продолжил службу в Советской Армии. В 1959 году, после возвращения на Родину, трудился в различных организациях и предприятиях столицы Башкортостана.  

   Мы гордимся нашим земляком, потому что Мустафа Газизов первый кавалер всех 3-х степеней ордена Славы в Башкортостане.

 

Далее экскурсоводы показывают фотографии из семейного альбома. Знакомят с дополнительными материалами. Рассказ по стенду, посвященному М.Ш.Газизову.

 

Учитель. Подвиги воинов полны великого пафоса и героизма. Они, не зная страха, не щадя жизни, отстаивали советскую землю, бросались с гранатами под фашистские танки, под градом бомб, пуль и снарядов форсировали многоводные реки, бились с врагом в воздухе и на земле, сражались в горящих танках. 

    Для поколений людей, вступающих теперь в жизнь, Великая Отечественная война - это далекая история. Она изучается по мемуарам, по сборникам документов и по материалам

  Сегодняшний урок мы провели, опираясь на документы, фотографии и статьи периодической газеты. Наше поколение должно стать достойным памяти тех, кто сражался за нашу Родину. Ведь победа над сильным врагом добыта волей советского солдата, его несгибаемым духом.

·

                                                                                                                                                                                                                                                                                          

           Одна из  основных форм – это экскурсии. Это могут быть учебные - (программные) и внеурочные (внепрограммные). По виду экскурсии подразделяются также на обзорные, предусматривающие общее ознакомление с музеем.  

Экскурсии, проводимые по конкретной теме, называются тематическими. При проведении тематической экскурсии возможно использование одного или нескольких экспонатов.

Готовясь к экскурсии, руководитель музея тщательно изучает весь материал, относящийся к данной теме. Знакомится с необходимыми для рассказа экспонатами и текстами, разрабатывает маршрут, определяя места, наиболее удобные для остановки учащихся и осмотра ими экспозиции и экспонатов, формирует вопросы к школьникам.

Большое участие в подготовке и проведении внеурочных экскурсий принимают сами учащиеся. Они составляют значительную часть совета и актива музея.

Ответственность юных экскурсоводов очень велика. Большинство педагогов считают, что экскурсоводами и лекторами в школьном музее могут стать учащиеся 8-11 классов. Учащихся 6-7 классов целесообразно привлекать в качестве помощников экскурсоводов. Им можно поручать выступление с коротким рассказом о материалах одного из стендов или разделов музея или о каком-либо отдельном музейном экспонате. Такой подход формирования групп лекторов и экскурсоводов помогает обеспечить преемственность в деятельности музея.

Методика подготовки экскурсоводов и лекторов.

Именно экскурсии занимают среди различных видов учебной и внеурочной работы школьных музеев особенно важное место, И это вполне закономерно, т.к. музейная экспозиция и экскурсионный метод всегда взаимосвязаны.

Экскурсии в школьном музеи могут быть учебными (программными) и внеурочными (внепрограммными).

Как готовятся экскурсии.

1 этап: определяются темы экскурсии, основные экспонаты.

2 этап: составление плана экскурсии.

Тщательно изучается экспозиция. Далее разрабатывается структура экскурсии, выделяются темы, подтемы, устанавливается их порядок, который кладется в маршрут экскурсии.

Основной прием, свойственный экскурсионному методу – демонстрационный, сочетающий показ.

Слова экскурсовода помогают увидеть объект в целом, направить внимание на существенные детали. Каждая экскурсия состоит из трех частей: вступительная беседа, основная часть экскурсии, заключительная беседа. В учебной экскурсии особым этапом можно считать последующую проработку ее содержания учащиеся. Они составляют значительную часть актива школьного музея.

Один из приемов подбора экскурсоводовдобровольност ь желания учащихся работать в лекторской группе. Это занятие способствует развитию речи, работы с публикой и в первую очередь нужно для тех,  кто собирается в дальнейшем стать учителем, журналистом и т.д.

Один из принципов подбора экскурсоводов – добровольность, желание стать экскурсоводом. Вместе с тем подготовка экскурсоводов и лекторов необходимо рассматривать как ответственное поручение. Экскурсоводы и лекторы утверждаются на совете музея.

Заслуживает внимания опыт школ, которые, создавая группу экскурсоводов, опираются на предметные кружки (исторические, историко-краеведческие, а также литературы).

Работа педагогического коллектива с юными экскурсоводами и лекторами ведется по трем направлениям:

- расширение и углубление знаний учащихся по истории, формы работы коллективные и индивидуальные: беседы, обсуждение докладов и рефератов учащихся, самостоятельное обращение к научной, мемуарной и художественно-справочной литературе, материалам музея;

- помощь учащимся в подготовке экскурсии: содействие в подборе литературе, обучение навыкам составлен я плана, выписок, конспекта, текста экскурсии и т.д.; в поисках материалов наряду с изучением экспозиции школьного музея, фондовых коллекций, работают в библиотеках, архивах, местном музее;

- вооружение учащихся методикой ведения экскурсии: выработка умения демонстрировать экспозиционные материалы.

Все три направления в работе с экскурсоводами осуществляются в единстве.

Работа кружков для подготовки экскурсоводов и лекторов включают в себе программы. Они состоят из практического и теоретического занятий. Ребята слушают лекции об экспозициях музея, знакомятся с историей отдельных экспонатов, изучают приемы музееведческой работ, возможности использования технических средств. Организуются занятия, на которых происходят обмен опытом, прослушивание и самостоятельное обсуждение.

Помимо экскурсий и их подготовки в школьном музее, бывают и лекторские группы. При музеях иногда создаются кружки и школы юных экскурсоводов (лекторов).

Лекции обычно готовятся об отдельных экспонатах. По музееведению принято считать, что предмет, становясь музейным экспонатом, теряет 70% информации. Поэтому задача лектора заключается в передаче отсутствующей информации аудитории. Например, в школьном музее Курманаевской школы Гафурийского района одним из ценных экспонатов является сабля Салавата Юлаева, представленная в виде макета. Сам оригинал находится в фондах Национального музея Республики Башкортостан

В отличие от экскурсий, содержание которых ограничено рамками экспозиций, выставок, тематика лекций более разнообразна и широка. Формирование лекционной тематики – один из важных задач школьного музея.

Наибольшее значение уделяется темам, взаимосвязанным с краеведением, историей и культурой края, природы.

Одной из задач работы лекционной работы музея является пропаганда памятников истории и культуры, бережного и уважительного отношения к ним

Искусство создания экспозиции

Школьный музей, как государственный музей предполагает наличие экспозиции.

Слово экспозиция означает изложение, описание. Музейная экспозиция – это показ, демонстрация, публикация музейных предметов, выставленных в определенной логике и последовательности с целью раскрытия избранной темы музея. Наличие экспозиции - это один из основных, главных признаков любого музея.

Экспозиционная работа – одно из основных направлений музейной деятельности, основным содержанием которой является организация и проектирование экспозиций. В процессе Э.р. музейные предметы становятся экспонатами, которые выстраиваются в систему образов. При этом поставленная тема раскрывается при воздействии на познавательные и эмоциональные сферы посетителя. Включает проектирование экспозиции: разработку основных идей и содержаний, архитектурно-художественное решение (художественное проектирование).

Каждая экспозиция неповторима.

Экспозиция школьного музея – результат длительной творческой, порой трудной, но увлекательной работы.

Экспозиция – это своеобразная публикация собранных материалов.

Музейная экспозиция в школе – база дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, организации новых поисков и исследований.

В первую очередь руководителю школьного музея совместно с педагогическим коллективом образовательного учреждения целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т.е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов. При создании школьного музея нужно,  прежде всего, определить концептуальную направленность в его деятельности. Эта направленность не зависит от профиля музея. Главное не в том, какова его форма деятельности, а в том, как он реализует свою образовательно-воспитательную функцию на основе сформированных коллекций.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.