Атрибуция музейного предмета. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Атрибуция музейного предмета.

2019-09-26 538
Атрибуция музейного предмета. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Название предмета.

2. Инвентарный номер, шифр.

3. Источник поступления (известен или нет). Сохранность

4. Подлинность (подлинник или нет).

5. Наличие легенды (история создания, функционирования, находки, поступления и т.п.).

6. Надписи, клейма, геральдические знаки (копируются в описании один к одному с учетом орфографии и пунктуации подлинника).

7. Материалы.

8. Техника исполнения, способ изготовления.

9. Размеры измеряются в сантиметрах: длина, высота, ширина, глубина, диаметр и т.п.

10. Форма и устройство (следует обратить внимание на сложные предметы, состоящие из нескольких деталей).

11. Краткая характеристика предмета (собственно его описание, в которое могут и входить пункты 10, 12-14).

12. Стилистические особенности (особенно важно для произведений искусства).

13. Назначение предмета.

14. Время и место создания. Иногда точная дата не известна, тогда и надо сделать собственно атрибуцию. Установить дату создания по стилистическим особенностям и косвенным данным).

15. Авторская принадлежность.

16. Этническая принадлежность.

17. Социальная принадлежность.

18. Принадлежность конкретному лицу (важно для мемориального предмета).

19. Сохранность.

Виды источников. Вещественные источники. Содержание аннотации к вещественным музейным предметам, выставленным в экспозиции, определяется целевой установкой экспозиции и местом экспоната в комплексе. Формулировка аннотаций должна соответствовать экспозиционному замыслу. Один и тот же экспонат может о разных сторонах исторического явления и события. Содержание этикетажа к нему зависит от того, какое значение имеет и какую роль играет этот экспонат в экспозиционном комплексе, к какому выводу он должен подводить посетителя музея, какие новые знания должен получить этот посетитель. Например,

Стол деревянный

 В данном случае формулировка означает принадлежность стола к конкретной экспозиции. Если же этикетка сформулирована как

  Деревянный стол

 то первейшее значение относится к материалу.

Вещественные источники подразделяются на два вида.

Первый вид - по характеру материала, в том числе дерево, металл, стекло, кость и т.д. Второй – по функциональному назначению: оружие, нумизматика, бонистика и т.д.

При аннотировании личных вещей, предметов быта, орудий труда, подарков и сувениров и т.п. указывается название экспоната. В этикетку включаются также следующие сведения: назначение, место и дата изготовления, предприятие, изготовившее данный предмет, автор или мастер, иногда принадлежность владельцу, характерные особенности, типичность предмета для эпохи, техника изготовления, материал и т. В названии предмета мемориального значения отмечается его «участие» в историческом событии или принадлежность определенному лицу. Пример:

Полушубок участника Великой Отечественной войны Е.И.Хозяинова. Получен им на фронте в 1942 г. Такие полушубки для фронта шили в КОМИ республике.
 
Знамя 24 Краснознаменной гвардейской Сталинградско Евпаторской стрелковой дивизии Передано в музей участником Великой Отечественной войны,  участником Парада Победы А.П.Лобиковым.  

Фотографии.   По жанровой классификации различают: портретные (как одиночные так и групповые), сюжетные или событийные.

 Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьеве. Построена в 1750-1763 гг. Москва, 1997 г.
Ученики 4-го класса д. Подушкино. В последнем ряду (крайний справа) Алексей Вавилин. Московская область, 1934 г.

 

При аннотировании портретных фотоснимков соблюдается следующая последовательность: название фотографии, время съемок (дата), автор съемки (если известен).

 

Комсомольский вожак С.Б.Широкова проводит слет пионерских дружин Бабушкинского района. Москва, 1969 г.
И.Г.Старинов, активный участник партизанского движения в период Великой Отечественной войны. В 1942-1944 гг. возглавлял диверсионную работу Центрального и Украинского штабов партизанского движения. Москва, 1941 г.

 

При экспонировании на одном стенде, планшете или в турникете нескольких фотопортретов дается общая (групповая) аннотация в краткие этикетки под каждым портретом. Если в экспозиции представлены фотокопии, это оговаривается в аннотации. При аннотировании копий уникальных фотографий можно подчеркнуть, что подлинник хранится в фондах музея. Если нельзя или трудно установить дату. Надо указать ее приблизительно:1890-е гг. или заключить в квадратные скобки [1895]. В аннотациях музейных предметов, монографическое изучение которых еще не установлена, допустим и знак вопроса.

При указании места события используются общепринятые сокращения: г. – город, с. – село, пер. – переулок, пл. – площадь, д. – деревня и др.

Примеры:

Герой Советского Союза А.В.Иванов (1907-1943). Январь 1942 г. Фотография Б.Петрова. На обороте надпись: «Дорогой, любимой маме. Гоним врага от Москвы».

Письменные источники.  При составлении этикетки к письменным источникам во внимание принимается форма экспонирования предмета: раскрыт ли документ (Книга, листовка, журнал) или экспонируется только титульный лист. Если в печатном издании или рукописном документе хорошо видны и читаемы атрибуционные данные и экспонат не предназначен для прочтения, то этикетку к нему можно не давать. В том случае, когда экспонируемый письменный источник рукописный, то при аннотировании учитываются каллиграфические особенности руки его автора: читабелен документ или его прочесть затруднительно. В последнем случае в этикетке указывается его краткое содержание или приводится наиболее яркая выдержка из него.

 При аннотировании писем даются следующие сведения: инициалы и фамилия автора письма, кому адресовано, дата написания.

Письмо участника битвы за Берлин Б.Н.Петрова с фронта. Б.Н.Петров сообщает родственникам о настроении офицеров  перед решающим штурмом. Апрель 1945 г. Ксерокопия.

Аннотация на произведения печати составляется на основе титульной страницы аннотируемой книги, автографов и пометок в следующей последовательности: инициалы и фамилия автора, название произведения, выходные данные. Но этикетаж к этим произведениям не должен копировать титульной страницы. Иногда важно показать автограф, подчеркнуть уникальность издания (место издания, тираж). Интересным является и то, кто пользовался книгой.

И.Дитятин. Городское самоуправление в России. Том 2. Ярославль, 1877 г.

При аннотировании газет, если текст находится на первой странице, в аннотации приводятся инициалы и фамилия автора статьи, ее название, в случае необходимости, краткое ее содержание, затем дается название газеты, число, месяц, год издания. Если статья помещена на первой странице, аннотация излишня.

Произведения изобразительного искусства.  К музейным предметам изобразительного характера в этикетке указывается: название произведения, материал, время создания и автор. В этикетках к изобразительному материалу в качестве заголовка выступает не фамилия автора, а данное им название произведения. В художественных экспозициях, как правило, сначала указывается фамилия автора. При этом инициалы автора ставятся после фамилии, а в скобках отмечаются даты его жизни или год рождения. Допускаются общепринятые сокращения: род. (родился), тон. (тонированный) и т.д. Как правило, в аннотации сохраняется название картины, рисунка, скульптуры и т.д., данное автором. В отдельных случаях, экспозиционер, расшифровывает, дает более полное название.

Например, на картине К.Г.Дорохова дана авторская аннотация: «Портрет П.Ф.Горпищенко». Но при экспонировании этого произведения целесообразно расшифровать эту надпись.

К.Г.Дорохов (1906-1960). Портрет командира 8-ой бригады морской пехоты П.Ф.Горпищенко. 1941 г. Бум., кар.

В аннотациях приняты следующие сокращения: х. – холст, м. – масло, Б. или бум. – бумага, кар. – карандаш. Слова картон, гуашь, сангина, пастель, уголь, темпера принято писать полностью. При этом материал в этикетке пишется с прописной буквы, а техника исполнения после точки с запятой – со строчной. Примеры:

А.С.Ивашов (Род. 1976) Осень в селе Леоново. 1998 г. Х., м.

В процессехудожественного проектирования разрабатывается эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция.

Особенности специфики экспозиций в школьном музее.

Применение их в учебном процессе. Для этого при создании и составлении тематической структуры и выборе материала для экспозиции по возможности учитывается содержание учебных программ.

Подвижность школьной экспозиции. Известны разнообразные приемы обновления школьной экспозиции:

- введение новых экспозиционных комплексов и разделов;

- частичная реконструкция, т.е. замена некоторых экспонатов вновь поступившими:

- выставка новых поступлений;

- творческий подход – «детский музей».

Но возможность обновления школьной экспозиции должна быть заложена уже при составлении тематической структуры музея, а также заранее предусмотрено при оборудовании, т.е. поэтапно, с последующим созданием новых разделов.

При составлении тематической структуры можно наметить создание сменных экспозиций и выставок. Материал собирается по намеченным темам. К примеру, ребенок, поступив в первый класс, не должен в течение десяти-одиннадцати лет видеть один и тот же музей.

Современный музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащихся. Краеведческая составляющая образования, особенно если она осуществляется на базе школьного музея, позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьный музей обладает такими количественными и качественными параметрами открытости, которые в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.

Самобытность школьного музея определяется, прежде всего, тем, что он музей особого типа. Являясь частью педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко-выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество детей и родителей, а также других партнеров и помощников.

Инварианты школьного музея.

Можно выделить пять жанров, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, и сферу дополнительного образования детей. Это следующие жанры:

музей-экспозиция (выставка);

1) музей-мастерская (студия);

2) музей-лаборатория;

               4)  музей-клуб, музей-театр;

        5)   музей – адаптационный центр.

К возможным отнесем:

6) музей – экскурсионное бюро;

7) музей – игротека;

8) музейное кафе;

9) музей-ярмарка.

Представляется также, что школьный музей должен работать с понятием профиль. Особого внимания сегодня заслуживает проблема определения жанра как оптимального способа реализации своей самобытности и своих возможностей на уровне современных технологий.

Для школьных музеев характерно создание открытой экспозиции. Это означает, что некоторые фрагменты экспозиции можно трогать руками. Но к этому надо подойти очень осторожно.

Музей-мастерская, музей-лаборатория – экспозиционное пространство в музее выстраивается музей, который  представляет собой некий конгломерат, синтез различных характеристик. Таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Все это способствует органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу дополнительного образования детей.

Музей-клуб, музей-театр - экспозиция музея данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм для клубно-кружковой деятельности. Она органично включается в работу школьного театра, становится основой для преподавания страноведения, изучения культуры народов этой местности. Фонды музея могут быть представлены т еатральными костюмами, фото и кинодокументами о театральных постановках, афишами, летописями истории клуба или театра, выпусками журналов, газет, изучаемой страны, музыкальными записями и т.д.

Теперь охарактеризуем музей, который становится органичной частью тех школ, где существуют классы коррекций или учатся дети, нуждающиеся в социальной реабилитации.

Музей – адаптационный центр – музей создается психологами, где должно быть комфортно для общения с детьми.

Музей – экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот продукт образовательным учреждениям своего района, в том числе цикл лекций и экскурсий. Создание такого музея возможно на основе введения в программу школы факультатива «экскурсоведение», в который войдут такие дисциплины как краеведение, экологический туризма, мастерство экскурсовода и др.

Музей-игротека – это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная – изготовлена руками детей, например, на уроках технологии. Музейный актив на основе этих коллекций проводит театрализованные представления со школьниками младших классов, группами продленного дня. А также предлагает выездные представления. Необходимой составляющей деятельности подобного музея является изучение истории бытования игрушек. Важная роль отводится также сценарно-постановочному аспекту, т.е. созданию специальных сценариев для проведения тематических занятий.

Музейное кафе – уместно всегда организовать в школах или учреждениях профессионального образования, где готовят будущих кулинаров. Важно развернуть эту деятельность так, чтобы культура приготовления и потребления пищи была связана с историей, национальными праздниками или обычаями, традициями того или иного народа, а музейные посиделки приносили радость неформального общения.

Музей-ярмарка – одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя функцию реализации любого вида продукции, изготовленный обучающимися в мастерских своей или окрестных школа.

При выборе того или иного профиля или жанра, прежде всего, приходится учитывать реальные потребности конкретной школы. Представляется очевидным, что тем теснее связан профиль музея со спецификой школы, чем разнообразнее используемые им жанры. Тем он более функционален и востребован. Тем шире его поле деятельности.

Итак, школьные экспозиции должны строиться как открытая система, которую можно легко менять.

Большая часть экспонатов в школьном музее находится в экспозиции в отличие от государственных музеев.

Можно оборудовать экспозицию третьего плана (турникеты, альбомы) под названием скрытая экспозиция, где можно показать летопись школы. Хорошо бы иметь экспозиционные и выставочные залы.

Передвижные выставки планируются для демонстрации экспонатов в лагерях отдыха. Необходимость передвижных выставок заключается в том, что в связи с празднованием юбилейных и памятных дат в летнее время, т.е. во время каникул, «музей в чемодане».

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Такая связь столь тесная и интенсивная, тем он отличается от других музеев.

Таким образом, особенности школьной экспозиции:

 - ориентация на школьную программу;

- подвижность, мобильность, т.е. постоянное обновление;

- широкий показ в экспозиции результатов поисковой работы учащихся;

- введение элементов открытого экспонирования музейных предметов:

- художественное оформление, где предусмотрен педагогический аспект – активное вовлечение ребят к творческому труду.

Музей имеет необходимое помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций. Музейные экспозиции, размещенные в классных комнатах, паспортизации не подлежат. К примеру, музей 25-ой Чапаевской дивизии 112-ой школы г. Уфы перенесен из музейного помещения в классную комнату, где музейные экспонаты превратились во все  доступные на обозрение предметы.

Наличие руководителя музея обязательно. Традиционно им становятся учителя, которые сами создавали музей и ведут эту работу с любовью. При смене руководителя к этому вопросу необходимо подойти разумно, руководить школьным музеем можно только на добровольных началах.

Обязательным условием функционирования школьного музея является наличие совета музея и постоянного актива учащихся.

Актив – это учащиеся, которые под руководством руководителя музея и педагогов постоянно ведут поисково-исследовательскую работу, участвуют в комплектовании, показе и хранении фондов.

Подготовка актива школьного музея

                                                  (примерный план)

1. Наше село в прошлом и настоящем.

2. Источники наших знаний по истории нашего села.

3. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы.

4. Где и как собирать материал для музея.

5. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном крае.

6. Как записывать воспоминания.

7. Изучение архивных документов.

8. Как оформить выставку музейной экспозиции.

9. Учет и хранение собранного материала.

       10. Как подготовить доклад и экскурсию.

11.    Как вести экскурсию.

Совет – администрация музея, круг учащихся, которые являются непосредственными заместителями руководителя музея. Ведут документацию музея, готовят экскурсии и лекции, выполняют функции, взаимодействующие с классами. Каждый школьный музей выбирает наиболее приемлемые формы деятельности в работе совета музея.

Методическая работа – разработка экскурсий, тематических уроков в музее, связь с научными и хозяйственными учреждениями, выступления в печати, проведение вечеров, конференций и т.д.

Пытаясь определить место музееведения в системе современной науки, можно выделить три группы наук, взаимодействие с которыми является:

Группа 1 – общие науки: теория культуры (культурология), характеризующая место музея в культурных процессах современности – социология, позволяющая рассматривать музей и музейную аудиторию в системе общества; психология – индивидуальное сознание и восприятие;

Группа 2 – конкретные дисциплины, сложившиеся на базе отдельных видов деятельности – педагогика, теория художественного проектирования, источниковедение, теория архитектуры.

Группа 3 – профильные дисциплины: естествознание, история науки и техники, искусствоведение, археология, этнография, история, литературоведение.

Таким образом, только при наличии вышеуказанных признаков школьный музей является структурным подразделением образовательного учреждения.

Следовательно:

- наличие подлинных памятников материальной и духовной культуры;

   - наличие тематико-экспозиционного показа экспонатов;

   - наличие совета и актива музея;

      - наличие отдельного помещения;

   - наличие руководителя;

   - направленность на учебно-воспитательный процесс.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.