Мифы и реальность фотокомпозиции — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Мифы и реальность фотокомпозиции

2019-12-19 186
Мифы и реальность фотокомпозиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

О композиции в фотографии написано много книг, ей учат в фотошколах, «фотоаналитики» на интернетовских сайтах и в журналах подвергают разбору фотографии с точки зрения ее законов и правил.

Но на чем базируются знания о композиции?

Очень много пришло из живописи, причем многие каноны были сформулированы с десяток веков назад. Но сами художники нарушали эти законы, о чем можно прочитать в их мемуарах и увидеть на картинах. Часто законы композиции «выводили» люди технократического склада характера, усмотрев в нескольких снимках одинаковый прием и перенеся его на всю фотографию в целом.

Поэтому настал момент, чтобы определить: а как же действительно работает (или не работает) композиция.

Что же такое композиция? Как показал опыт, очень мало людей могут сформулировать это понятие. Это - компоновка, взаимное расположение, объектов и некоторых визуальных эффектов на снимке.

Поэтому в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения была проведена большая исследовательская работа по изучению воздействия как мнимых, так и реальных законов композиции.

Для того, чтобы сделать эту работу, нужно было найти точки отсчета, базу, от которой можно было бы отталкиваться.

За основу были взяты природа человека в виде механизмов физиологии зрения и психологии восприятия на основе разработок Лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова РАМН.

А что же считать закономерностью? Учитывая, что люди все разные, и стопроцентного результата при восприятии изображений быть не может в принципе, то было принято решение считать закономерностью такой способ композиции, если его воспринимает не менее двух третей (при выборе из двух изображений) или половины (при выборе из трех и более снимков) людей, глядящих на фотоизображение.

Для создания тестов на основе фотографий была проделана следующая работа: из фотолитературы, интернет-сайтов были выписаны все описанные там законы композиции. После их анализа некоторые были объединены в одну закономерность. Плюс к этому были выписаны все закономерности, обусловленные природой нашего зрения и психологией восприятия.

После этого для каждой «закономерности» были созданы тестовые фотографии, в которых в рамках одного теста менялся только один параметр. В вопросах к тесту не указывалось, какой именно, для большей достоверности исследования.

Исследования проходили социологическими методами как индивидуально, так и совместно с аудиторией, а также при использовании интернет-технологий. При этом испытуемым предлагались варианты просмотра фотографий как неограниченно долгое время, так и огранивая восприятие короткими промежутками времени (что очень важно при создании рекламных плакатов, возможности мгновенно обратить внимание зрителя на изображение). В Лаборатории физиологии зрения проводились измерения отобранных зрителями изображений компьютерными программами, имитирующими механизмы зрения.

Каковы же основные выводы?

Как выяснилось, большинство «придуманных» законов композиции, которые фигурируют в литературе, не воспринимаются большинством зрителей так, как это хотелось бы авторам и их последователям. Все обстоит, с одной стороны, гораздо проще, а с другой стороны - сложнее, так как создание снимка, понятного для восприятия большинством зрителей - это совсем другая «система ценностей», идеология, если хотите, по сравнению с общепринятой.

Самый главный вывод: все законы композиции в фотографии обусловлены исключительно нашей природой, всего несколькими механизмами зрения и психологии восприятия. Любые отступления, надуманные «законы» и «правила» не находят подтверждения.

Причем этих реально воспринимаемых закономерностей всего несколько. Об этом свидетельствует яркий пример: количество «законов композиции» с шести десятков, описанных в литературе, сократилось в три раза (!). Остальные либо не воспринимаются большинством зрителей, либо являются частными случаями.

Самый яркий пример: «золотое сечение», известное в фотографии как правило одной трети, не воспринимается зрителями вообще как закономерность! Все тесты, где было исследовано это правило, дали поразительно однотипный результат - количество голосов распределялось в равной пропорции, будь то в тесте две, три или пять фотографий. То есть ни о какой закономерности восприятия говорить не приходится, и про это правило можно забыть и при фотосъемке руководствоваться несколько иными критериями…

Это касается расположения на кадре линии горизонта. Выяснилось, что ее можно располагать где угодно и как угодно. Можно просто делить кадр пополам - и при этом зрителям этот снимок будет нравиться.

Да и если обратиться к нашим великим художникам Шишкину в Айвазовскому, то вы найдете у них немало полотен, где линия горизонта делит картину пополам.

Утверждение о том, что линия горизонта или длинная вертикальная линия всегда должны быть параллельны границам кадра (столь любимый фотоаналитиками «пьяный горизонт» и «пьяная вертикаль»), подтвердилось лишь частично. Если эту линию пересекает либо крупный, либо динамичный объект и линия горизонта своим искривлением уравновешивает этот самый объект - то он должен быть «пьяным».

То же самое касается и расположения в кадре конкретного объекта. При прочих равных условиях, расположению объекта съемки в центре кадра или у его края большинство зрителей не видят абсолютно никакой разницы.

Не подтвердилось утверждение, что если оставить вверху над объектом много черного пустого места («воздуха»), то это усилит отрицательные эмоции на снимке. Это же черное пустое пространство, оставленное слева от объекта, действует гораздо эффективнее…

При этом более хорошо воспринимаются объекты расположенные в левой части кадра. Много пустого места внизу практически не воспринимается зрителем.

Не подтвердились утверждения о том, что если человек, изображенный на снимке в профиль, смотрит слева направо, то это воспринимается как будто он смотрит на зрителя, а справа налево - на задний план.

Интересны результаты по исследованию диагоналей на снимках. Независимо от сюжета зритель предпочитает определенное расположение объекта на падающей или восходящей диагонали, или «равновесное» расположение объектов съемки на ней. При этом однозначное восприятие падающей и восходящей диагонали также не нашло подтверждения. Все зависит от конкретного сюжета…

При фотосъемке движения наиболее хорошие результаты у способа фотосъемки «с проводкой». На втором месте - размывание и объекта, и фона. Размытый объект на резком фоне интересен очень небольшому числу зрителей.

Кстати, большинство людей выбирает более резкое и контрастное изображение. Исключение - когда на переднем резком плане находится крупный объект.

Что касается фона, то подавляющее большинство зрителей выбрало однородный фон. Два и более контрастных и гармоничных цветов на фоне большинство людей воспринимает гораздо хуже.

Интересен результат более выигрышного количества и места расположения бликов в глазу человека на портрете. Большинству людей интересен только один округлый блик, расположенный в верхней части глаза.

Также нашло полное подтверждение новая, более простая и соответствующая природе нашего зрения, классификация фотоосвещения на два основных вида: линейное© и фактурное©.

При одном и том же равновесном изображении большинство людей выбирает вертикальный кадр. Наименее интересен - квадратный.

Что же подтвердилось полностью?

Все эффекты, обусловленные нашей природой: восприятие кривых и перекрещенных линий, ритм во всех его проявлениях, система смысловых центров, эффект «тоннеля», развивающее движение во всех модификациях, свойства групп объектов съемки (включая разрыв композиции), инвариантность, иррадиация, эффект продления контура, эффект высоко- и низкочастотной фильтрации…

В свете этих исследований обучение фотографов значительно упрощается и становится несравненно более эффективным, так как позволяет создавать фотографии не только отражающие внутренний духовный мир фотографа, но и понятные большинству людей.

Подробные результаты исследований будут изданы в учебниках по фотокомпозиции и композиции фотопортрета осенью этого года.

Дмитрий Кораблев

 

Газета "ФотоПетербург"

 

«Фотомодель – не профессия, а состояние души»

 

Дмитрий Кораблев из той категории фотографов, кто никогда не останавливается на достигнутом: постоянно ищет, экспериментирует, пытается докопаться в любом вопросе по фотоделу до истины и …без раздумья делится ценными знаниями с другими. На счету председателя Санкт-Петербургского фотографического общества несколько самоучителей для фотографов и моделей, основанных на серьезных исследованиях в области психологии и визуального восприятия. В январе вышла книга, посвященная фотокомпозиции. На очереди – еще несколько интересных тем, которые фотограф хочет раскрыть в своих печатных трудах.

 

- Лет пятнадцать назад, будучи директором издательства, выпускающего районную газету (при нем была фотостудия и модельное агентство), меня серьезно заинтересовала проблематика съемки портрета. Тогда информации по фотоделу было крайне мало, я пытался узнать – как правильно снимать человека, есть ли в этом деле какие-либо четкие закономерности? Как-то мне попалась книга, автор которой опирался на результаты исследований, проведенных в Лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И. П. Павлова. Я внимательно изучил этот труд, а потом совместил свои накопленные к тому времени знания по вопросам фотокомпозиции. Попадание оказалось стопроцентным: восприятие снимков обусловлено, прежде всего, природой человека – физиологией зрения и психологией восприятия.

 

Опираясь на свои заключения, которые проходят лейт-мотивом через все мои печатные труды, я написал первую книгу «Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов». Это было не просто. Но получилась довольно стройная система, которая давала представление, как снять хороший портрет. В нее вошло свыше семисот рисунков. Уже с готовой книжкой я пошел в Институт им. И. П. Павлова, познакомился с профессором Юрием Шелепиным, попросил его посмотреть мою работу на предмет возможных ошибок. Однако с точки зрения науки у меня все оказалось верно. С тех пор мы плотно сотрудничаем, взаимно консультируя друг друга по разным вопросам.

Позже я провел исследования по фотокомпозиции совместно с двумя институтами. Обратившись к описанным в различных книгах по фотографии законам, правилам фотокомпозиции, проведя полномасштабные исследования, получился несколько шокирующий вывод, что 80 процентов из них просто не воспринимаются людьми (в том числе «правило золотого сечения», где из восьми проведенных тестов ни один не подтвердился). Работают совершенно другие вещи, поэтому правильно будет говорить не о законах композиции, а о законах восприятии фотографий.

 

В общей сложности для исследований законов фотокомпозиции было проведено около двухсот тестов. Исследования продолжились и во время преподавания «Художественной фотографии» в Санкт-Петербургском Университете кино и телевидения. Шесть моих студентов защитили по фотокомпозиции дипломные проекты. Нами наработано очень много материала. Основные моменты отражены в книге «Фотокомпозиция и визуальное восприятие», которая вышла в этом году.

 

Очень приятно, что мой доклад на эту тему на 29-й Европейской конференции по зрительному восприятию, которая проходила в Санкт-Петербурге, вызвал у сотен ученых со всего мира большой интерес. Я раскрыл тему фотокомпозиции именно с позиции физиологии зрения и психологии восприятия. Теперь активно идет обмен информацией и с зарубежными коллегами.

 

- Насколько важно в портрете передать внутренний мир человека, его характер? На съемочной площадке вам легче работать с профессиональной моделью или с далеким от модельного бизнеса человеком?

 

- Каждый человек уникален и фотография должна соответствовать его внутренней сущности. Если модель поместить в среду, которая для нее совершенно не характерна, то ничего хорошего не получится. Как-то я был на съемке в одном модельном агентстве, и там из девушки с добрым милым круглым русским лицом, толстой красивой косой пытались сделать женщину вамп. Было очень смешно – подобное просто не возможно.

 

Здесь, конечно же, есть свои нюансы: фотографии лишь остановленное мгновение и чтобы показать ту или иную эмоцию, важно знать, как это правильно сделать. Данному вопросу посвящена отдельная глава в «Фотографии. Самоучитель для моделей и фотографов», которая называется «Психология жестов». Мы с психологами над ней работали полтора года.

 

В фотографии, особенно в портрете, важно показать настроение, эмоции, внутренний мир человека. Удивительно, но если следовать статистике, то среди профессиональных моделей практически нет, людей рабочих профессий. На 95 процентов это студентки вузов, либо те, кто уже имеет высшее образование по финансовым, юридическим, техническим, реже - творческим специальностям. Почему? Когда у модели богатый внутренний мир, то это сразу видно. Если же просто взять человека с убогим внутренним миром, то можно найти всего два-три интересных момента. В остальных случаях внимание будет привлекать лишь одежда и фон. Фотомодель в моем понимании – не профессия, а состояние души. Все-таки многое зависит от внутренней сущности, духовного богатства человека. Чем более он эрудирован, тем лучше получится на снимке.

 

Вообще народ у нас очень закомплексован, в том числе и «профессиональные» модели. Для меня нет разницы – есть опыт работы у модели, позирующей мне или нет. Бывает, что возьмешь просто девушку «с улицы» и она тебя шокирует на съемочной площадке - настолько пластичная, эмоциональная. А случается, что работаешь вроде бы с профессиональной моделью, но не получаешь ожидаемого результата – движения девушки ограничены несколькими заученными в агентстве стандартными позами.

Не понимаю, как можно отобрать для съемки фотомодель на кастинге. На самом деле невозможно понять, на что способен человек, предугадать, как будет работать перед камерой, как будет выглядеть на фотографиях. Для показа одежды да, это вполне нормально. Достаточно посмотреть, как девушка двигается, чувствует ритм, музыку, входит в нужный образ. Что касается фотографии, то здесь обязательно основной фотосесии должна предшествовать пробная съемка.

 

- Глаза, взгляд модели. Здесь много своих нюансов, которые нужно знать любому фотографу. О каких моментах стоит помнить в первую очередь?

 

- Опять же, учитывая закономерности восприятий изображений на основании природы человека, я выделяю несколько смысловых центров. Прежде всего, если на снимке есть изображение человека или животного, то зритель обязательно обратит на него внимание. Самый, пожалуй, сильный смысловой центр – глаза человека, когда в них смотришь, то все остальное отходит на второй план. Первое правило для модели – никогда не смотреть в объектив, пока об этом ее не попросит фотограф. У нас, к сожалению, 90 процентов снимков, когда человек смотрит в камеру. Для меня подобные вещи говорят о низкой квалификации фотографа. Привлекает внимание на фотографии также любое действие, совершаемое человеком в кадре. Если модель куда-то смотрит, то мы обязательно проследим за ее взглядом. А также в соответствии с нашими психологическими особенностями, зрителя всегда интересуют ярко выраженные эмоции. Если они есть, то мы сразу же это отметим. При съемке отдельного человека мы всегда задаемся вопросом: «Какие эмоции он сможет передать на камеру?» Если удалось запечатлеть много эмоциональных оттенков, то значит, мы имеем дело с хорошей фотомоделью. Если эмоций нет, то значит перед вами, говоря профессиональным языком, «деревянная кукла».

 

- Ваши книги – хорошее подспорье в работе и для моделей и для фотографов. Наверное, сложно было в какие-то моменты говорить о фотографии с позиции тех, кто стоит по разные стороны объектива?

 

- Да нет. После проведенных исследований все стало просто. Ведь законы восприятия одни и те же. И модель, и фотограф оперируют одними понятиями. Поэтому модель должна знать, как и что делать, и фотограф – примерно то же самое. У фотографа еще добавляется работа с освещением и методами съемки. А сейчас наметилась устойчивая тенденция, что модели через год-два сами становятся фотографами. Фотография давно уже вышла из чисто технической сферы, она стала социальным явлением, так как сейчас не фотографирует только очень ленивый... Поэтому сегодня и моделей, и фотографов все больше объединяют творческие интересы. Уже шесть лет я возглавляю Санкт-Петербургское фотографическое общество, с момента его образования. Мы проводим активную просветительскую и культурную деятельность. И это позволяет объединить вокруг себя не только фотографов, но и моделей, и специалистов в области модельного бизнеса. У нас в Санкт-Петербурге обширная база, хорошие связи и возможности. Мы с удовольствием проводим различные конкурсы, фестивали, выездные съемки, направленные на развитие фотографии, этого удивительного вида искусства, в котором активно участвуют творческие люди по обе стороны объектива. Для многих, как и для меня, фотография уже давно – образ жизни.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.