Раздел 1. Предмет семейного права. История развития семейного права в России. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Раздел 1. Предмет семейного права. История развития семейного права в России.

2019-12-19 223
Раздел 1. Предмет семейного права. История развития семейного права в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебно-методическое пособие

по организации самостоятельной

 внеаудиторной работы студентов

по дисциплине

Семейное право

для специальности

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

базовой подготовки

 

(заочной формы обучения)

 

Введено в действие с 01.09.2017

 

     
Номер экземпляра: 1  
     
Место хранения: Кафедра СГДиП  
     

 

 

Ярославль, 2017 г.

Лист согласования

 

 

.

Учебно-методическое пособие

по организации самостоятельной

 внеаудиторной работы студентов заочной формы обучения

по дисциплине

Семейное право

СОГЛАСОВАНО:        
     

Кафедра СГДиП

Руководитель кафедры

          «26» __08__ 2017 г. Протокол № 1   Залевская.Е.Н.     подпись Фамилия И.О. «__» ______ 201_ г. Протокол № _     подпись Фамилия И.О. «__» ______ 201_ г.  Протокол № _         подпись Фамилия И.О.      

 

Разработчик:     

Е.А. Бобкова., преподаватель кафедры СГДиП ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж.

 

 

Аннотация

Данная работа представляет собой учебно-методическое пособие по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» заочной формы обучения в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Семейное право».

Работа включает в себя рекомендации по работе с данным учебным пособием, задания для самостоятельной внеаудиторной работы, методические рекомендации по их выполнению, а также критерии оценки выполнения самостоятельной работы.

Данная работа предназначена для студентов и преподавателей. Материалы, изложенные в пособии, помогут студентам систематизировать и закрепить полученные на аудиторных занятиях теоретические знания, сформировать умения и навыки, активизировать учебно-познавательную деятельность.

Реестр рассылки

№ учтенного экземпляра Подразделение Количество копий
1. Кафедра СГДиП 1
2. Преподаватель Е.А. Бобкова 1
Размещено

ВОС Moodle/ 40.02.01 Право и организация социального обеспечения / ОП.07 Семейное право/УМП

 

Содержание

  стр
1. Пояснительная записка 5
2. Перечень отчетных работ по самостоятельной внеаудиторной работе студентов 6
2.1 Содержание дисциплины и краткие указания по самостоятельной работе студентов 3. Рекомендации по работе с учебно-методическим пособием                                                               7
4. Рекомендации по выполнению разных видов самостоятельной внеаудиторной работы 18
5. Задания для самостоятельной работы 22
6. Критерии оценки выполнения студентами отчетных работ 33
7. Перечень вопросов по материалам разделов и тем 32
8. Список рекомендуемой литературы 33

 

 

Пояснительная записка

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Семейное право». Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Контрольные задания систематизированы по темам и охватывают все наиболее сложные вопросы. Включенные в пособие задачи подлежат решению на основе норм Семейного и Гражданского законодательства РФ.

Целями самостоятельной работы студентов по дисциплине «Семейное право» являются:

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков;

· развитие навыков применения полученных знаний при решении профессиональных задач;

· углубление и расширение теоретических знаний;

· формирование умений использовать справочную и дополнительную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности и самоорганизации.

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

Иметь представление:

·  Об особенности Семейного права как подотрасли Гражданского права

· Об особенностях правового регулирования семейных правоотношений

  Знать:

· основные понятия семейного права;

· содержание основных институтов семейного права.

 

Уметь:

· толковать и применять нормы Гражданского кодекса, Семейного кодекса законов и иных нормативных актов;

· использовать нормативно-правовые нормы;

· анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений;

 

Изучение предмета предполагает

Рабочей программой дисциплины «Семейное право» предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

1.  Изучение конспекта

2.  Заполнение таблиц с использованием текста учебника

3.  Решение ситуационных задач

4.  Подготовка докладов и сообщений

5. Изучение нормативных правовых актов

6. Подготовка рефератов

 

2. Содержание дисциплины и краткие указания  по самостоятельной внеаудиторной работе студентов заочного отделения

Студент должен

Иметь представление:

· Об истории развития семейного права.

Знать:

· Правоотношения, входящие в предмет правого регулирования семейных отношений;

· Источники семейного права и их виды.

       Уметь:

· Отличать отраслевую принадлежность законодательных актов

Содержание темы

Понятие семейного права. Императивный и диспозитивный методы семейного права. Задачи семейного права. Основные принципы семейного права. Семейный кодекс РФ, как основной источник семейного права. Закон РФ «Об актах гражданского состояния», как источник семейного права. Подзаконные акты, регулирующие семейные отношения.

Методические указания:

Изучение каждой отрасли права начинается с определения ее предмета и метода правового регулирования. В понятие предмета правового регулирования входит то какие отношения регулируются данной отраслью права. А в понятие метод – каким образом данные отношения регулируются правовыми нормами. Основные задачи и принципы семейного права закреплены законодательно в СК РФ. Здесь же отражены и основные источники семейного законодательства.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

1. Дайте определение семейного права. Какие отношения регулируются семейным правом? В чем их особенность?

2. Назовите основные задачи семейного права.

3. В чем состоит специфика метода регулирования семейно-правовых отношений?

4. Дайте понятие семьи в социологическом и юридическом смыслах. Какие функции выполняет семья в обществе?

5. Что вы понимаете под принципами семейного права? Назовите их и раскройте содержание.

6. В каких отраслях законодательства РФ, кроме семейного закреплен принцип защиты семьи, материнства и детства?

 

Студент должен

Иметь представление:

· О соотношении семейных правоотношений с другими правоотношениями.

Знать:

· Структуру семейных правоотношений;

· Классификацию юридических фактов в семейном праве;

· Семейную правосубъектность.

        Уметь:

· Оперироварть понятиями правосубъектность, правоспособность, дееспособность и другими основными понятиями

Содержание темы

Семейные правоотношения: понятие, структура, виды. Юридические акты в семейном праве. Сроки в семейном праве. Исковая давность в семейном праве. Семейная правоспособность и дееспособность. Родство и его виды.

Методические указания:

Семейные правоотношения имеют свою специфику, состоящую в том, сто они складываются между членами семьи и вытекают из брака и принадлежности к определенной конкретной семье. Участниками семейных правоотношений могут быть и иные лица, не имеющие отношение к данной конкретной семье (например усыновители, опекуны, попечители и др.) Семейная правосубъектность также обяладает своей спецификой.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

1. В каких отраслях законодательства РФ, кроме семейного закреплен принцип защиты семьи, материнства и детства?

2. Назовите формы государственной поддержки семьи. Охарактеризуйте в целом существующую в России систему выплаты государственных пособий родителям, имеющим несовершеннолетних детей.

3. Какие органы являются субъектами государственной семейной политики?

4. Дайте понятие семейных правоотношений. Охарактеризуйте их структуру.

5. Какие виды семейных правоотношений вы можете назвать?

6. Какие юридические факты вызывают возникновение, изменение или прекращение семейных правоотношений?

7. Все ли семейные отношения подлежат правовому регулированию?

8. Кто может являться субъектом семейных правоотношений? Каковы особенности семейных правоотношений?

9. К каким отношениям между членами семьи может применяться гражданское законодательство? При каких условиях это допускается?

10. Перечислите предусмотренные СК РФ основания применения гражданского законодательства к семейным отношениям.

11. Каковы основания применения к семейным отношениям норм международного права?

12. Какими способами осуществляется защита семейных прав?

13. В каких случаях на требования, вытекающие из семейных правоотношений не распространяется исковая давность?

 

Студент должен

Иметь представление:

· О роли регистрации гражданского состояния в семейных правоотношениях.

Знать:

· Порядок регистрации актов гражданского состояния.

Уметь:

· Оформлять отдельные акты гражданского состояния.

       Содержание дисциплины

Понятие актов гражданского состояния, их виды. Порядок регистрации рождения, заключения и расторжения брака, установления отцовства, усыновления (удочерения).

Методические указания

Все основные события, связанные с рождением, регистрацией брака, развода, смертью гражданина отражаются в книге Записи актов гражданского состояния.

Особенности регистрационных процедур отдельных правоотношений регулируются законом.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

  1. Каков порядок регистрации рождения ребенка?
  2. Каковы особенности регистрации усыновления (удочерения) ребенка?
  3. Каков прядок регистрации смерти человека?
  4. Особенности регистрации смерти в случае признания гражданина умершим судом
  5. Порядок регистрации брака
  6. Условия и порядок расторжения брака в органах ЗАГСа
  7. С какого момента брак, расторгнутый в органах ЗАГСа считается прекращенным
  8. С какого момента считается прекращенным брак при расторжении брака в суде?
  9. Каков порядок изменения имени и фамилии гражданина?

 

Раздел 3. Брак.

 

Студент должен

Иметь представление:

· О происхождении института брака и его историческом развитии.

Знать:

· Условия и порядок юридического оформления брачных отношений и его последствия;

· Порядок прекращения брака и признание брака недействительным.

       Уметь:

· Составить исковое заявление в суд

       Содержание темы

Понятие брака по семейному праву. Порядок и условия заключения брака. Препятствия к заключению брака. Недействительность брака. Краткая характеристика оснований признания брака недействительным. Порядок регистрации брака. Основания и порядок прекращения брака в суде и в организациях ЗАГС. Юридические последствия прекращения брака.

Методические указания:

В семейном кодексе имеется определение брака как союза мужчины и женщины с целью создания семьи. Законодатель развел понятия условия вступления в брак и препятствия к заключению брака. Дано в законе и определение недействительного брака и основания для признания его недействительным. Студентам необходимо уяснить разницу между признанием брака недействительным и его расторжением. Необходимо выяснить условия расторжения брака в органах ЗАГСа и в суде. Студенты должны уметь написать исковое заявление в суд о расторжении брака.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

  1. Сформулируйте понятие брака по семейному праву и выделите его юридические признаки
  2. Имеет ли юридическое значение брак, заключенный по регилиозным обрядам?
  3. Назовите условия заключения брака
  4. Допускается ли заключение брака через представителя, заочно?
  5. В чем состоит юридическое содержание взаимного согласия лиц, вступающих в брак?
  6. Какой брачный возраст установлен законодательством? Укажите основания, причины и последствия его снижения
  7. В каких случаях допускается снижение брачного возраста?
  8. Кем решается вопрос о снижении брачного возраста?
  9. Какие препятствия к заключению брака предусмотрены действующим законодательством?
  10. Имеют ли юридическое значение фактические брачные отношения?
  11. Каков порядок регистрации брака?
  12. Может ли быть сокращен или увеличен установленный законом срок заключения брака после подачи заявления в орган ЗАГСа лицами, желающими вступить в брак?
  13. Каков порядок и основания медицинского обследования лиц, вступающих в брак?
  14. Каковы основания для признания брака недействительным?
  15. Что следует понимать под фиктивным браком?
  16. Каков порядок признания брака недействительным?
  17. Каковы правовые последствия признания брака недействительным?
  18. Каковы обстоятельства, устраняющие недействительность брака?
  19. Каковы основания прекращения брака?
  20. В чем отличие расторжение брака от прекращения брака?
  21. В каких случаях на предъявление требования о расторжении брака требуется согласие другого супруга?
  22. Каковы основания для расторжения брака в органах ЗАГСа?
  23. Каковы основания для расторжения брака в суде?
  24. С какого момента считается расторгнутым брак при расторжении брак в органах ЗАГСа?
  25. С какого момента считается брак расторгнутым при расторжении брака в суде?

 

Студент должен

Иметь представление:

·   Об истории развития правового регулирования личных и имущественных прав супругов;

Знать:                        

· Личные правоотношения между супругами;

· Особенности и виды имущественных правоотношений.

Уметь:

· Отличать личные неимущественные права и обязанности супругов от имущественных.

        Содержание темы:

Личные правоотношения между супругами: понятия, значения и виды. Виды личных неимущественных прав супругов. Имущественные правоотношения между супругами: понятия, значения и виды. Личное имущество супругов. Общие имущество супругов. Ответственность супругов по долгам и по обязанностям.

Методические указания:

Семейное законодательство в отношении личных неимущественных прав содержит положения, которые скорей являются морально – этическими положениями, например в п.3 ст. 31 СК РФ содержится такая норма «супруги должны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи»… Другой особенностью личных неимущественных отношений супругов является то, что нормы, регулирующие их в основном повторяют общие нормы гражданского законодательства о содержании правоспособности граждан.

Имущественные отношения супругов регулируются также гражданским законодательством об общесупружеской собственности, положениями семейного кодекса и возможностью заключения брачного договора.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения:

1. Что выступает юридическим основанием возникновения личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов?

2. На каких принципах должны строиться личные отношения между супругами? В каких статьях СК РФ закреплены эти принципы?

3. Перечислите виды личных неимущественных прав и дайте им характеристику

4. В каких случаях у супругу(ов) возникает право на выбор и перемену фамилии?

5. Допускается ли соединение фамилий супругов при заключении брака?

6. Какой орган решает вопрос о восстановлении супругу добрачной фамилии в случае расторжения брака? Вправе ли супруг, выбравший при заключении брака фамилию другого супруга именоваться ею и после расторжения брака?

7. Дайте понятие имущественных правоотношений между супругами и назовите их виды

8. Дайте понятие законного режима имущества супругов. В каких случаях действует законный режим имущества супругов?

9. Дайте определение общей совместной собственности супругов. Приведите примеры объектов совместной собственности супругов в соответствии со ст.  ГК РФ Каков правовой режим совместной собственности супругов.

10. Как осуществляется владение пользование и распоряжение общим имуществом супругов?

11. Какие требования предусмотрены законом в отношении сделок одного из супругов по распоряжению недвижимости и сделок, требующих нотариальной формы и государственно регистрации

12. Назовите срок исковой давности по требованиям супруга, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки другим супругом по распоряжению общим имуществом не было получено. С какого момента исчисляется этот срок исковой давности?

13. Какое имущество относится к собственности каждого из супругов?

14. При наличии каких оснований имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью?

15. Нормами какой отрасли права определяется правовой режим имущества, нажитого мужчиной и женщиной за время совместного проживания без государственной регистрации заключения брака?

16. В каких случаях производится раздел общего имущества супругов?

17. Подлежат ли разделу вещи, приобретенные супругами исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей?

18. Применяется ли срок исковой давности к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов?

19. Какими признаются доли каждого из супругов в общем совместном имуществе?

20. При наличие каких обстоятельств доля одного из супругов при разделе общего имущества может быть увеличена судом?

21. Как распределяются общие долги супругов при разделе имущества?

22. Как удовлетворяются интересы супруга, который при разделе имущества в натуре получил имущество по стоимости меньшее, чае имущество другого супруга?

23. Дайте понятие договорного режима имущества супругов.

24. С какого времени в России применяется институт брачного договора?

25. Каковы основания и порядок заключения брачного договора?

26. Какие требования предъявляет СК РФ к форме брачного договора?

27. Назовите правовые последствия несоблюдения формы брачного договора

28. Раскройте содержание брачного договора

29. Есть ли условия, которые не могут быть включены в брачный договор?

30. Назовите основания и порядок изменения и расторжения брачного договора

 

Студент должен

Иметь представление:

· О роли семейного права в формировании семьи.

Знать:

· Основания возникновения родительских прав и обязанностей;

· Личные не имущественные отношения между родителями и детьми;

· Санкции. Применяемые к родителям за ненадлежащие исполнение родительских обязанностей.

        Уметь:

· Составлять процессуальные документы

       Содержание темы:

Установление материнства. Добровольное признание отцовства. Установление отцовства в суде. Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека. Оспаривание отцовства и материнства. Права несовершеннолетних детей. Личные права прав. Отобрание детей без лишения родительских прав.

Методические указания:

Обязанности родителей и детей возникают с момента записи конкретных лиц в качестве отца и матери ребенка. Особенностью родительских прав и обязанностей является то, что большинству из них корреспондируют права и обязанности детей. Родительские права и обязанности охраняются законом. Право родителей на воспитания своего ребенка относится к абсолютному правоотношению. Но ненадлежащее исполнение родительских обязанностей влече за собой меры семейно-правовой ответственности. Виды этой ответственности установлены в законе.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения:

1. Назовите основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей

2. Каким органом устанавливается происхождение ребенка от определенных родителей?

3. В какой форме и кем может быть сделано заявление в орган ЗАГСа о рождении ребенка?

4. Какие документы необходимо предоставить в орган ЗАГСа при регистрации рождения?

5. Раскройте порядок установления происхождения детей от родителей состоящих в браке

6. каков порядок установления происхождения детей, если родители не состоят в зарегистрированном браке

7. Можно ли установить добровольное отцовство в отношении совершеннолетних детей?

8. В каких случаях возможно установление отцовства только по заявлению отца ребенка?

9. Назовите правовые последствия добровольного признания отцом

10. Кем может быть предъявлен иск об установлении отцовства в судебном порядке?

11. Возможно ли предъявление иска об установлении отцовства самим ребенком?

12. В каких случаях суд вправе в порядке особого производства установить факт отцовства?

13. Как производится запись об отце ребенка, рожденного матерью, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей или решения суда об установлении отцовства?

14. Как производится запись родителей ребенка при применении так называемого суррогатного материнства?

15. При каких условиях требование лица, записанного отцом ребенка, об оспаривании отцовства не может быть судом удовлетворено?

16. Кем осуществляется защита прав и законных интересов ребенка?

17. Раскройте содержание права ребенка выражать свое мнение

18. каким образом реализуется право ребенка на имя, отчество и фамилию?

19. В чье распоряжение поступают суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов?

20. Может ли ребенок самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом?

21. Какие меры ответственности предусмотрены законом для родителей, осуществляющих родительские права в ущерб правам и интересам детей?

22. Каков порядок осуществления родительских права несовершеннолетними родителями?

23. Каковы права и обязанности родителя, проживающего отдельно от ребенка?

24. Каковы основания лишения родительских прав?

25. Каков круг лиц, имеющих право на предъявление иска о лишении родительских прав?

26. При каких обстоятельствах возможно восстановление родительских прав?

27. В чем заключается ограничение родительских прав?

28. Каковы основания ограничения родительских прав?

29. Каков порядок рассмотрения дел об ограничении родительских прав?

30. Правовые последствия лишения родительских прав

31. Правовые последствия ограничения родительских прав

32. В каких случаях закон разрешает отобрание ребенка у родителя?

 

Студент должен

Иметь представление:

· О становлении и развитии института алиментных обязательств родителей и детей.

Знать:

· Правоотношения между родителями и детьми по поводу имущества;

· Алиментные обязательства родителей и детей.

        Уметь:

· Составить исковое заявление о взыскании алиментов и другие процессуальные документы

        Содержание темы

Раздельность имущества родителей и детей. Право несовершеннолетних детей ан получение алиментов от родителей. Право несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей на получение алиментов от родителей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Освобождение от уплаты алиментов, основания уменьшения их размеров. Право родителей на получение алиментов от детей.

Методические указания:

Одной из основных обязанностей родителей является обязанность содержать своих детей. По общему правилу, данная обязанность прекращается с достижением ребенком совершеннолетия, но возможны ситуации, когда на родителях лежит и обязанность по содержанию своих совершеннолетних детей. Если обязанность содержать своих детей не выполняется добровольно законом возможно взыскать данное содержание через суд. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных и нуждающихся родителей. Если эта обязанность не выполняется добровольно, то на основании решения суд дети также могут быть обязаны выплачивать алименты. Особенности и порядок привлечения к алиментной обязанности установлены СК РФ.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

  1. Дайте понятие алиментов и алиментных обязательств. Назовите основания возникновения алиментных обязательств. Каково содержание алиментного обязательства?
  2. Может ли требование об алиментах быть предметом залога (при ответе сошлитесь на ст. ГК РФ)?
  3. Вправе ли лицо, обязанное уплачивать алименты передать исполнение данной обязанности другому лицу?
  4. В чем заключаются особенности алиментной обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей?
  5. Назовите основания возникновения алиментной обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей
  6. Возникают ли алиментные обязательства у лиц, отцовство которых установлено в судебном порядке?
  7. Каковы формы и порядок предоставления содержания родителями своим несовершеннолетним детям?
  8. Предусмотрена ли возможность единовременного исполнения родителями алиментных обязательств?
  9. Обязаны ли содержать своего ребенка родители, лишенные родительских прав, ограниченные в родительских правах?
  10. Каким может быть размер алиментов на несовершеннолетних детей, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов?
  11. В каком случае алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются в судебном порядке?
  12. В каком размере взыскиваются алименты с родителей на несовершеннолетних детей?
  13. С учетом каких обстоятельств суд может уменьшить или увеличить размер алиментов на несовершеннолетних детей?
  14. В каких случаях алименты на несовершеннолетних детей могут быть взысканы в твердой денежной сумме?
  15. Каков порядок взыскания и использования алиментов на несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей?
  16. С какого момента присуждаются алименты на несовершеннолетних детей при их взыскании в судебном порядке?
  17. Вправе ли суд взыскать задолженность по алиментам и за какое время?
  18. При наличии каких обстоятельств суд обязывает уплачивать алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей?
  19. При наличии каких обстоятельств суд обязывает совершеннолетних трудоспособных детей уплачивать алименты нетрудоспособным нуждающимся родителям?
  20. Когда суд может освободить совершеннолетних трудоспособных детей от обязанности содержать родителей?

 

Студент должен

Иметь представление:

· О месте данного института в ряду других институтов алиментных обязательств.

Знать:

· Общую характеристику имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей между другими членами семьи.

        Уметь:

· Составлять процессуальные документы

        Содержание дисциплины

Личные права и обязанности других членов семьи. Алиментные обязательства внуков, дедушки и бабушки, братьев и сестер, пасынка и падчерицы, мачехи и отчима, фактических воспитателей и их воспитанников. Определение размера алиментов, соглашение об их уплате.

Методические указания:

В соответствии с семейным законодательством определенные обязанности могут лежать и на других членах семьи. Обязанность материально поддерживать своих нетрудоспособных и нуждающихся братьев, сестер, бабушек, дедушек, внуков предусмотрена СК РФ.

  Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

1. Кто из супругов и при каких обстоятельствах имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга?

2. При наличии каких оснований бывший супруг имеет право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого бывшего супруга?

3. В каком размере взыскиваются алименты на супруга (бывшего супруга)

4. Может ли быть супруг (бывший супруг) освобожден судом от обязанности по содержанию другого супруга

5. Возможно ли изменение установленного судом размера алиментов, взыскиваемых с супруга (бывшего супруга) на содержание другого супруга (бывшего супруга), или освобождение от их уплаты?

6. Каковы основания для прекращения выплаты алиментов бывшему супругу?

7. Определите круг лиц, относящихся к другим членам семьи, имеющим право на взыскание алиментов в судебном порядке.

8. В чем особенность алиментных обязательств других членов семьи?

9. Какие основания необходимы для взыскания алиментов в судебном порядке:

с совершеннолетних братьев и сестер на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних братьев и сестер; с дедушки и бабушки на содержание их несовершеннолетних или совершеннолетних внуков; С совершеннолетних внуков на содержание бабушки или дедушки; с совершеннолетних воспитанников на содержание их фактических воспитателей; с совершеннолетних пасынков и падчериц на содержание их отчима и мачехи?

10. В каком размере могут быть взысканы алименты на других членов семьи?

11. По каким основаниям прекращается выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке?

 

Студент должен

Иметь представление:

· О роли и значении усыновления (удочерения) как форме воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Знать:

· Условия и порядок установления усыновления (удочерения) и его отмены.

        Уметь:

· Составлять необходимые документы

       Содержание дисциплины

Понятие усыновления (удочерения). Условия и порядок усыновления (удочерения). Юридические последствия усыновления (удочерения). Основания отмены усыновления (удочерения). Признание усыновления (удочерения) недействительным.

Методические указания:

Дети, оставшиеся без родительского попечения могут быть переданы на усыновление. СК РФ определяет порядок усыновления. Установление усыновления производится в судебном порядке. Студенты должны уяснить процедуру усыновления и условия усыновления, уметь составлять необходимые документы.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

1. Назовите основные формы устройства детей, оставшихся бе попечения родителей

2. Дайте понятие усыновления, удочерения

3. В чем состоит значение института усыновления?

4. В отношении каких детей допускается усыновление?

5. Возможно ли усыновление братьев и сестер разными лицами?

6. Могут ли быть усыновлены лица, достигшие совершеннолетия?

7. Какие условия усыновления предусмотрены законом?

8. Что следует понимать под интересами детей при усыновлении?

9. Допускается ли законом усыновление детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства?

10. Чем обусловлены установленные СК РФ ограничения по усыновлению детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства?

11. Каков порядок усыновления детей?

12. В каком порядке, по каким правилам и с чьим участием производится рассмотрение судом дела об установлении усыновления ребенка?

13. Какие требования предъявляются законом к личности усыновителя?

14. Кто не может быть усыновителем?

15. Могут ли лица не состоящие между собой в зарегистрированном браке усыновить одного и тог же ребенка?

16. Предусмотрены ли СК РФ требования к разнице в возрасте между усыновленным и усыновляемым ребенком?

17. Распространяются ли требования о разнице в возрасте в случае усыновления отчимом или мачехой?

18. В какой форме должно быть выражено согласие родителей на усыновление?

19. Назовите лиц, согласие которых требуется для усыновления

20. Допускает ли СК РФ усыновление ребенка без согласия его родителей?

21. Требуется ли для усыновления ребенка его согласие?

22. Каковы основания и порядок изменения даты и места рождения усыновленного ребенка?

23. Назовите основания и порядок изменения имени, отчества и фамилии ребенка?

24. Могут ли быть усыновители записаны в качестве родителей усыновленного ребенка?

25. Назовите правовые последствия усыновления ребенка

26. Возможна ли отмена усыновления, если да, то при каких условиях и в каком порядке?

 

Студент должен

Иметь представление:

· Об истории развития данного института.

Знать:

· Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей при отсутствии усыновления (удочерения).

       Уметь:

· Составлять необходимые документы

     Содержание дисциплины

Порядок выяснения и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие опеки и попечительства над детьми. Условия и порядок назначения опекунов и попечителей над детьми. Прекращение опеки и попечительства над детьми. Понятие приемной семьи и образование.

Методические указания:

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств. Решение проблем выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей возложено на систему органов опеки и попечительства. Органами Опеки и Попечительства являются органы местного самоуправления. Все должностные лица, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать органам Опеки и Попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей. Они также обязаны незамедлительно принять меры к оказанию помощи и временному помещению детей в безопасное место. Органы Опеки и Попечительства, получившие сведения о таких детях обязаны в течение 3-х дней провести обследование условий жизни детей и принять меры к временному их устройству детей.

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения

1. Перечислите основания признания детей оставшимися без попечения родителей

2. На кого возлагается защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей?

3. Допускается ли посредническая деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку, попечите


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.267 с.