Правовая основа деятельности прокуратуры — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Правовая основа деятельности прокуратуры

2019-12-19 136
Правовая основа деятельности прокуратуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СУЩНОСТЬ ПН

Сущность ПН сост. в выявл.и устр. специф. правовыми средствами наруш. зак. в целях их единообразного применения.

Надзор действует во всех областях управления и сферах деятельности.

ПН – это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора и подчинённых ему прокуроров, напр на обеспечение точного и единообразного исполнения и применения законодательства на всей территории страны всеми органами, организац должностными лицами и гражданами путём:

а) принятия мер к выявлению и своевременному устранению любых нарушений законов, причин и способствующих им условий;

б) восстановления нарушенных прав;

в) привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Сущность прокурорского надзора состоит в том что:

1) ПН – это специф вид гос деят, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие органы.

2) ПН осуществляется от имени государства.

3) ПН – самостоятельный вид государственной деятельности.

Имея функциональные признаки каждой из ветвей власти, прокурорский надзор не имеет отношения ни к одной из них.

Сущность целесообразно раскрыть через следующие понятия:

Предмет ПН как вида гос деят состоит в регулировании общественных отношений, связанных с соблюдением НПА РБ.

Под объектом ПН следует понимать предприятия, организации и лица, в отношении которых проводятся прокурорские про-верки исполнения законов.

Субъектом является прокурор. а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором.

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления надзорных функций.

Правовые средства, - те полномочия, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иными НПА. По своему содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПН КАК ВИДА ГОС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПН – специф деят органов прокур, кот осущ от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действ на его террит.

Предмет ПН – сфера общест отнош, связ с исполнением треб зак, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.

Объекты ПН – предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъектами – ПН являются участники прокурорско-надзорных отношений. Ими являются сам прокурор, осуществляющий надзор, а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором.

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций.

Акт прокурорского реагирования –решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПН

Цели ПН, определяются законодательством.

Согласно К и ст. 4 Закона о Прокуратуре РБ, целями прокуратуры являются;

1) обеспечение верховенства закона, декретов и указов;

2) укрепление законности;

3) защита прав и свобод граждан;

4) защита законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и гос интересов.

Прокуратура осуществляет надзор за:

точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными СовМин РБ, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства);

исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных УПК РБ.

Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с законодат.


 

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА. МЕСТО КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР» В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Правовому регул отнош в сфере ПН присущ собственный метод (способ правового воздействия), отличающийся от методов, свойственных прав регул др видов отношений.

Предмет ПН - общественные отношения, возникающие м/у органами прокуратуры, осущ ПН, с одной стороны, и др субъектами общественных отношений, вовлеченными в эту д-ть, – министерствами, гос комитетами, органами исполнительной власти, представительными (распорядительными) органами, органами местного самоуправления и.т.д.,– с другой.

ПН разделяется на 2 основные части – общую и особенную.

В общей части раскрываются задачи, связанные с укреплением законности и правопорядка, даются понятия законности как социального явления, ее содержание, раскрываются задачи прокуроров, их полномочия в различных отраслях надзора. Один из разделов ПН посвящен истории учреждения и совершенствования д-ти органов прокуратуры.

В особенной части курса раскр сущность, задачи и полномочия прокуроров по установлению и устранению наруш законов в различных отраслях и основных направл д-ти прок. ПН связан с др отраслями права и учебными дисциплинами. Наиболее тесно с курсом «ПН» связаны дисциплины уг и гражданского процесса, трудовое, адм, хозяйственное, жилищное, земельное право, в сфере д-ти кот ПН занимает весьма заметное место.

 Существует тесная взаимосвязь и взаимодействие криминологии и ПН. На основании положений криминологии, изучающей закономерности преступности и преступного поведения как социального явления, в ПН, исследующем закономерности организации и д-ти органов прокуратуры по надзору за исполнением законов в процессе ОРД, расследования преступлений, за законностью и обоснованностью выносимых судами приговоров и иных решений по уг делам, разрабатываются необходимые теоретические положения и практические рекомендации. Эти данные необходимы при проведении прокурорами проверок, подготовке и внесении актов прокурорского реагирования на нарушения законов.


ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ

Под функциями ПН следует понимать основные направл деят прокурора. Они определены К и Законом РБ«О Прокуратуре РБ». На Ген прокурора РБ и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообр исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правов. актов местными представит и исполнит органами, предприят, организац и учр, обществ объедин, ДЛ.

П осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

П координирует правоохр деят гос органов, осущ борьбу с прест и кор, а также деят по борьбе с прест иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

П проводит предварит следствие в случаях, предусм УПК РБ

П принимают участие в рассм судами гр дел, дел, связанных с осущ предприним и иной хоз (экономич) деят, поддерживают гос обвинение по уг делам, участвуют в адм процессе в соотв с законодат.РБ

К функциям прокурора также можно отнести участие в нормотворческой деятельности (ст. 13 Закона), рассмотрение обращений граждан и организаций (ст. 14 Закона), осуществление международного сотрудничества с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями (ст. 15 Закона).

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

Планирование работы следует рассматривать как эффективное средство руководства и упр д-тью органов прокуратуры, рационального распред сил, позволяющее мобилизовать подчиненных на решение наиболее актуальных проблем. Работу необходимо планировать по полугодиям. При составлении планов следует обеспечивать продуманную избирательность в выборе объектов для проверок и предметов для изучения, проф направленность ПН, своеврем и качеств выполн планируемых мероприятий. Планирование должно основываться на периодически проводимом анализе и обобщении состояния законности в республике, области, районе, городе.

План дб комплексным, т.е. охватывать все направления д-ти прокуратуры, и в то же время небольшим по объему, должен основываться на точном расчете сил, средств и времени, необходимых для его выполнения, что обеспечивает качественное выполнение плана. В планы должны включаться наиболее важные вопросы, связанные с выполнением задач органов прокуратуры по обеспечению законности. План не должен содержать мероприятий, выходящих за пределы компетенции прокуратуры. Плановые задания дб конкретными, четко сформулированными. Проект плана обсуждается соответственно на коллегиях Ген прок, прокуратур областей, на оперативных совещаниях районных, городских прокуратур. После одобрения проекта плана коллегией или на оперативном совещании он утверждается руководителем прокуратуры. Руководители соответствующих прокуратур осуществляют постоянный контроль за ходом выполнения плановых мероприятий.

В работу по контролю исполнения включены все управления и отделы вышестоящих прокуратур. Эту работу в Ген прокуратуре координирует и непосредственно проводит организационно-инспекторское управление. В прокуратурах областей, г. Минска и приравненных к ним прокуратурах эту работу организуют и осуществляют организационно-контрольные отделы либо группа или старший помощник прокурора по организации работы и контролю исполнения. Работу по контролю исполнения возглавляет руководитель прокуратуры.

Организационно-инспекторское управление Ген прок осущ контроль исполнения в следующих формах: 1) проводит проверку исполнения приказов, распоряжений Ген прок, решений коллегии Ген прок; 2) готовит мероприятия об улучшении организации работы в аппарате Ген Прокуратуры и нижестоящих прок; 3) изучает организацию работы в управлениях и отделах Ген прокуратуры, координирует их деятельность, подготавливает совместно с начальниками управлений и отделов план работы; 4) контролирует подготовку материалов, выносимых на рассмотрение коллегии Ген. прокуратуры; 5) периодически проверяет правильность исполнения поступающих с мест материалов, характеризующих состояние борьбы с преступностью и другими нарушениями закона; 6) проверяет работу органов прокуратуры по рассмотрению писем, жалоб, заявлений граждан и юридических лиц.

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК ЗАКОННОСТИ ИЗДАВАЕМЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Проверки могут носить целевой характер, если в ходе их проведения проверяется соблюдение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения. Проверки мб комплексными, когда проверяются исполнение рядов законов, регулирующих разнородные общественные отношения. Проверки мб сквозными, когда проверяется исполнение конкретного закона во всех либо во многих органах одной отрасли, министерства либо службы. Проверки мб совместными – это те проверки, кот проводятся совместно с органами гос контроля или иными гос органами. Все проверки можно разделить на первичные, контрольные, вторичные.

Основная цель проведения контрольной проверки – определение качества и полноты проверки ранее проведенные др прокурорскими работниками, особенно не имеющие достаточного опыта работы.

Подготовка к проверке обычно вкл след этапы: 1) ознакомление с материалами ранее проведенных в этом органе проверок в целях уяснения какие нарушения законодательства нарушались там ранее и какие в связи с этим приняты меры адм устранения нарушений и недопущение их в будущем; 2) изучение законов, положений и др НПА, регулирующих д-ть органа, в котором предстоит проводить проверку; 3) подбор и изучение НПА, применяемых органов, в кот предстоит проводить проверку; 4) ознакомление с основными ведомственными актами, отражающими специфику д-ти органов или предприятий; 5) изучение руководящих приказов Ген Прокурора РБ, его замов, а также прокуроров области в части предмета проверок; 6) изучение имеющихся в прокуратуре методических пособий и рекомендаций по предмету проверки; 7) определение тактики и методики предстоящей проверки, а именно характера и последовательности проверочных и иных действий, определение структурных подразделений, в кот будут проводиться проверка; 8) определение перечня документов, с которыми необходимо ознакомиться в ходе проверки, а также вопросов, подлежащих выяснению; 9) определение и подбор спецов, привлекаемых в проверке, если в этом имеется необходимость и формирование вопросов, на кот необходимо дать ответы; 10) составление плана проверки, отражающий его основные этапы, задачи.

Для достижения полноты проверки способствует комплексное исполнение прокурором различных проверочных действий:

1) ознакомление с актами ревизий, проверок, инвентаризации, приказами и др правовыми актами, статистическими отчетами и документами; 2) осмотр доков и предметов; 3) назначение ревизий и экспертиз; 4) получение заключений специалистов; 5) беседы с ДЛ и сотрудниками; 6) получение устных и письменных объяснений; 7) направление запросов и отдельных поручений; 8) снятие копий с документов; 9) с помощью спецов могут отбираться пробы и образцы для исследований, могут осуществляться контрольные замеры, может проводиться в работе техники и оборудования, изъятие предметов и документов, фото- и видеосъемка.

ПРЕДМЕТ И ПРЕДЕЛЫ ПН В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Предметом надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие УПК РБ правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и органов дознания и их должностных лиц.

Надзор прокурора направлен на обеспечение законности в деятельности этих органов.

Пределы надзора при досудебном производстве. Прокурор вправе отстранять следователя, нач. органа дознания и от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании, осуществлять другие полномочия, предоставленные ему уголовно-процессуальным законодательством.

Вместе с тем следователи, органы дознания по находящимся в производстве у них уголовным делам тактику проведения следственных и иных процессуальных действия, методику расследования дел определяют самостоятельно.

Предмет надзора – то, что должно соответствовать закону. Предметом является соответствие УПК правовых актов и решений (действий) органов предварительного расследования и их ДЛ.

Предметом является:

1)акты, выносимые органами предварительного следствия и дознания,

2)действия ДЛ этих органов.

Предметом являются постановления и иные, составляемые следователем, органом дознания акты по материалам и уголовным делам.

В ходе предварительного расследования орган дознания, следователь при принятии решения выносят постановления, при проведении следственных и иных процессуальных действий составляют протоколы, дают письменные поручения по материалам и уголовным делам, составляют справки и другие документы. При осуществлении законности при проведении предварит следствия и дознания прокурор проверяет, соответствуют ли акты органов предварительного расследования по структуре и содержанию требования, предусмотренных УПК, а также имелись ли основания составления этих актов. Прокурор также проверяет законность ДЛ. в этих органах.

Прокурор при выявлении нарушений закона принимает меры для привлечения виновных лиц указанных органов к предусмотренной законом ответственности в зависимости от характера нарушения.

ПН ЗА ЗАКОННОСТЬЮ, ОБОСНОВАННОСТЬЮ И СВОЕВРЕМЕННОСТЬЮ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О СОВЕРШЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ И ОТКАЗА В ИХ ВОЗБУЖДЕНИИ

ПН за органами дознания начинается с проверки требованиям закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, а также заявлений об известном исчезновении граждан. Для выполнения этой обязанности прокурор не реже одного раза в 10 дней знакомится с книгами, журналами и иной документацией по учету и разрешению таких заявлений и сообщений, а также статическими данными, характеристиками преступности.

По поступившему заявлению или сообщению дб принято решение в течение 3-х суток, а при необходимости проведения доп проверочных действий – в течение 10 суток с момента регистрации заявления. По материалам дела орган дознания вправе: 1) получать объяснения; 2) отбирать образцы для сравнительного исследования; 3) истребовать дополнительные документы; 4) назначать проведение проверки финансово-хозяйственной д-ти; 5) производить осмотр места происшествия, осмотр трупа, осмотр документов и предметов; 6) мб проведены исследования и экспертизы; 7) задержание лица и его личный обыск; 8) эксгумация трупа.

В случае невозможности принятия решения, в 10-дневный срок проверки по материалам мб продлен прокурором до одного месяца, а при необходимости вышестоящим прокурором – до 3-х месяцев.

После проведения проверки по заявлению (сообщению) орган дознания принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче заявления по подследственности; 4) о прекращении проверки и разъяснения заявителю права возбудить в суде дело частного обвинения.

В случае возбуждения уг дела копия постановления о возбуждении в течение 24 часов направляется прокурору.

В случае установления факта незаконного возбуждения дела прокурор вправе отменить постановления органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и отказать в возбуждении уголовного дела. Прокурор также вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела и прекратить производство по делу, если по нему уже проведены следственные действия.

В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела материалы проверки незамедлительно направляются прокурору. Прокурор обязан в 10-дневный срок изучить материалы на предмет его полноты и законности принятого решения.

После изучения материалов проверки прокурор может согласиться с принятым решением, а также может принять решение об отмене вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом решение мб выражено в 2-х формах: 1) прокурор вправе отменить постановление органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело; 2) вправе отменить постановление органов дознания об отказе в возбуждении уголовного дела и направить материалы для проведения дополнительной проверки со своими письменными указаниями.

ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ПН ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ, В МЕСТАХ ПРЕДВАР. ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВ-ТИ, А ТАКЖЕ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Предметом данного надзора является законность в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного характера, назначаемых судом. При осуществлении надзора, прокурор может в любое время посетить эти места, ознакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты наказанию, своим постановлением освободить тех, кто незаконно содержится в местах лишения свободы или в других подобных учреждениях. Также он проверяет соответствие законодательству ведомственных актов вышеуказанных учреждений, опротестовывает их в случае необходимости и следит за соблюдением прав лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному взятию под стражу, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера

Содержание лиц под стражей осуществляется на принципах законности, гуманизма, равенства всех граждан перед законом, уважения человеческого достоинства в соответствии с К РБ, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами РБ и не должно сопровождаться жестоким, негуманным обращением, которое может нанести ущерб физическому или психическому здоровью лица, содержащегося под стражей.

Иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей, исполняют обязанности и пользуются правами наравне с гражданами РБ, если иное не определено Конституцией РБ, настоящим Законом, а также международными договорами РБ.

Не допускается дискриминация лиц, содержащихся под стражей, по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам. Основаниями для содержания лиц под стражей являются постановление (определение) о задержании либо постановление (определение) о применении в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу, а также приговор суда. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в местах содержания под стражей осуществляют Генеральный прокурор РБ и подчиненные ему прокуроры.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ, В МЕСТАХ ПРЕДВАРИТ. ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО УКАЗАННОМУ НАДЗОРУ.

В соотв. с з-м о прокуратуре прокурор в пределах своей компетенции:1) в любое время посещает эти места, 2)знакомится с доку-и, на основании которых лица подвергнуты задержанию, адм. аресту, предварит. заключе­нию под стражу, а также отбываниют наказания в виде лишения свобо­ды и иным мерам наказания или подвергнуты мерам принудит. характера, производит опрос этих лиц; 3) немедленно своим пост-м освобождает незаконно содержа­щихся в этих местах; 4)проверяет соотв. приказов, распоряж-й и пост-й администр-ции учреждений, исполняющих наказание и иные меры уг. отв-ти, учреждений, исполняющих принудит.меры безоп. и лечения, принудит. меры воспит. хар-ра, закдат-ву, регулирующ. порядок и условия содерж-я лиц в этих учрежд. и исполнения наказаний, приос­танавливает исполнение таких актов, опротестовывает их в случае противоречия закону, требует объяснения от админи-ции; 5) проверяет исполнение требований закона о праве лиц, подвергнутых задержанию, адм. аресту, предварит.заключению под стражу, осужденных к лишению свободы, а также лиц, под­вергнутых иным мерам наказания или мерам принудит. хар-ра, обращаться с жалобами и заявлениями в гос. орга­ны, общ-е объединения, к долж. л. и об обязан­ности админ-ции направлять жалобы и заявления по принадлеж­ности в уст. порядке, принимает предусмотренные зак.дат.меры в случае нарушения администрацией этих требо­ваний закона. Закон о прокуратуре и Закон об ОРД дают право прокурору знакомиться также с оперативными материалами. Прокурорам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Требуется организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.

ПН дб направлен на то, чтобы содержание задержанных и арестованных лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.

В указанные места, учреждения и органы могут помещаться лишь те лица, в отношении которых имеется соответствующий документ (протокол, постановление, приговор), причем каждая категория лиц должна помещаться лишь в определенные именно для ее содержания место, учреждение либо орган.

Средства прок. реагирования – опротестование противоречащих закону актов, внесение представлений об устран. наруш. законов, дача заключений и заявление ходатайств прокурором в суде.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СПЕЦИАЛИЗИР-НЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Лицо не достигшее совершеннолетия ко дню постановления приговора отбывает наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии.

Надзор за исполнением законности в воспитательных колониях осуществляется путем: 1) ознакомления с приказами и распоряжениями администраций колонии и опротестование их в случаях противоречия закону 2) систематического посещения колоний и проведения там проверок 3) рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних осужденных и их законных представителей Проверки проводятся систематически по плану, а также в связи с поступлением жалоб и заявлений, сведений о нарушениях законности в колониях, совершенных преступлений при отбывании осужденными несовершеннолетними наказания.

Надзор за исполнением законодательства в воспитательных колониях ведется по 2 направлениям: 1) за законностью содержания в колонии, 2) за соблюдением условий содержания.

Надзор за законность содержания в колонии включает в себя проверку законности постановленных судом в отношении несов-них приговоров, а также сроков пребывания осужденных в колонии. Наряду с этим прокурор проверяет не истек ли срок пребывания в колонии, не содержатся ли с несов-ними взрослые заключенные, ставится ли администрацией вопрос перед судом о переводе лиц, достигших 18 лет в исправительные колонии.

К соблюдением условий содержания в колонии относятся: 1) исполнение требований зак-ва об организации общеобразов, проф-тех обучения, проф подготовки, 2) соблюдение закон-ва о труде осужденных несов-них.

Если прокурор обнаруживает факты нарушения зак-ва о труде, об обязательном общеобраз. обучении, случаи произв. травматизма, нарушение правил ТБ, использование несовершеннолетних на тяжелых, опасных и вредных работах и другие нарушения, он принимает меры привлечения к ответственности виновных лиц. Прокурор также проверяет законность наложения взысканий, анализирует состояние борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, выясняет причины совершения правонарушений и условия, способствующие их совершению. Прокурор также осуществляет надзор за законностью разрешения администрацией воспитательной колонии других вопросов, связанных с отбыванием осужденными несовершеннолетними наказания в воспитательных колониях. Ген прокурор и его зам-ли, а также уполномоченные ими прокуроры непосредственно осуществляют надзор за исполнением наказания на соответствующей территории, вправе при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения, исполняющие наказание без специального разрешения.

СУЩНОСТЬ ПН

Сущность ПН сост. в выявл.и устр. специф. правовыми средствами наруш. зак. в целях их единообразного применения.

Надзор действует во всех областях управления и сферах деятельности.

ПН – это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора и подчинённых ему прокуроров, напр на обеспечение точного и единообразного исполнения и применения законодательства на всей территории страны всеми органами, организац должностными лицами и гражданами путём:

а) принятия мер к выявлению и своевременному устранению любых нарушений законов, причин и способствующих им условий;

б) восстановления нарушенных прав;

в) привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Сущность прокурорского надзора состоит в том что:

1) ПН – это специф вид гос деят, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие органы.

2) ПН осуществляется от имени государства.

3) ПН – самостоятельный вид государственной деятельности.

Имея функциональные признаки каждой из ветвей власти, прокурорский надзор не имеет отношения ни к одной из них.

Сущность целесообразно раскрыть через следующие понятия:

Предмет ПН как вида гос деят состоит в регулировании общественных отношений, связанных с соблюдением НПА РБ.

Под объектом ПН следует понимать предприятия, организации и лица, в отношении которых проводятся прокурорские про-верки исполнения законов.

Субъектом является прокурор. а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором.

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления надзорных функций.

Правовые средства, - те полномочия, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иными НПА. По своему содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПН КАК ВИДА ГОС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПН – специф деят органов прокур, кот осущ от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действ на его террит.

Предмет ПН – сфера общест отнош, связ с исполнением треб зак, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.

Объекты ПН – предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъектами – ПН являются участники прокурорско-надзорных отношений. Ими являются сам прокурор, осуществляющий надзор, а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором.

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций.

Акт прокурорского реагирования –решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПН

Цели ПН, определяются законодательством.

Согласно К и ст. 4 Закона о Прокуратуре РБ, целями прокуратуры являются;

1) обеспечение верховенства закона, декретов и указов;

2) укрепление законности;

3) защита прав и свобод граждан;

4) защита законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и гос интересов.

Прокуратура осуществляет надзор за:

точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными СовМин РБ, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства);

исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных УПК РБ.

Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с законодат.


 

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

Согласно ст. 2 Закона РБ «о прокуратуре» правовую основу деятельности прокуратуры составляют К РБ, настоящий Закон и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.

Согласно ст. 126 К РБ органы прокуратуры представляют собой единую и централизованную систему, которую возглавляет Ген прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Закон РБ «О прокуратуре РБ» в ст. 1 определяет прокуратуру РБ как «единую и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории РБ, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами».

Правовую основу деятельности прокуратуры составляют К РБ, Закон «О прокуратуре РБ», приказы Ген прокурора РБ и иные акты законодательства, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.

Нормативно-правовая регламентация деятельности прокуратуры РБ

· Конституция РБ

Общие вопросы

· Закон РБ от 8 мая 2007 г. № 220-3 «О прокуратуре»

· Закон РБ от 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией»

· Закон РБ от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»

· Закон РБ от 4 января 2007 г. № 203-З «О противодействии экстремизму»

Организация и деятельность органов прокуратуры

· Указ Президента РБ от 6 июля 2001 года № 372 «Об утверждении Положения о коллегии Прокуратуры РБ»

· Указ Президента РБ от 28 ноября 2005 года № 552 «О совершенствовании системы органов Прокуратуры РБ»

· Указ Президента РБ от 27 марта 2008 года № 181 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры»

· Указ Президента РБ от 17


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.