Развития детско-юношеского туризма — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Развития детско-юношеского туризма

2019-12-19 230
Развития детско-юношеского туризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Концепция

Развития детско-юношеского туризма

В Удмуртской Республике

 

Общие положения

 

Концепция развития детско-юношеского туризма в Удмуртской Республики на период до 2023 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, подходов, принципов и приоритетов Удмуртской Республики по развитию детско-юношеского туризма в Удмуртской Республике.

Правовая основа концепции:

- Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 года № 872-р (с последующими изменениями);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317;

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;

- Государственная программа «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября 2013 года № 395;

- Государственная программа «Культура Удмуртии», утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 июля 2015 года N 326;

- Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 N 1375-р (ред. от 09.08.2019) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»;

- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р.

Основные понятия, используемые в Концепции

Детско-юношеский туризм (ДЮТ) – средство гармоничного развития детей, реализуемое в форме отдыха, образовательной, спортивной, общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.

Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) - форма деятельности, осуществляемая в рамках реализации образовательных программ общего и дополнительного образования, характерными структурными компонентами которой являются туристские мероприятия (походы, экспедиции, слеты, фестивали, экскурсии, и т.п).

Поход – прохождение маршрута группой по населённой или ненаселённой местности со спортивной, тренировочной, учебной и т.п. целью.

Поход туристский – туристское мероприятие, организуемое на принципах самообслуживания, основой которого является прохождение организованной группой активными способами передвижения запланированного маршрута в природной среде по населенной или ненаселенной местности с определенными целями: познавательными, воспитательными, оздоровительными, спортивными, учебными и тренировочными. Походы разделяют по продолжительности (одно- или двухдневные и многодневные), по основному способу передвижения, виду туризма (пешеходные, водные, лыжные и др.), а также по уровню (категории) сложности. Отличительная особенность спортивных походов – преодоление различных природных препятствий, характер которых обусловлен видом туризма.

Поход выходного дня – поход, продолжительностью от 1 до 3 дней и протяженностью маршрута от 10 до 60 км, не имеющий категорированных препятствий, проводимый за пределами населенного пункта во время выходных и праздничных дней.

Походы категорийные – учебно-спортивные туристские походы с обучающимися, имеющие увеличенные параметры по протяженности и продолжительности похода по сравнению со степенными маршрутами. Категорийные походы предусматривают выполнение нормативов спортивных разрядов.

Образовательная экскурсия — форма организации воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях.

Лагерь палаточного типа – это форма отдыха детей с использованием палаток для их размещения в естественных природных условиях, либо на стационарной базе с созданием полного перечня объектов инфраструктуры в соответствии с требованиями (СанПиН 2.4.4.3048-13). Палаточный лагерь может функционировать как: стационарный (непередвижной), так и передвижной (меняющий месторасположение на протяжении всей смены).

Учебно-тренировочные сборы – это кратковременная форма повышения физического, технического, тактического туристского мастерства.

Краеведение — изучение географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических факторов, характеризующих определенную территорию (деревня, село, город).

Маршрут туристский – путь следования туристской группы, предусматривающий прохождение определенного количества километров, посещение различных объектов в культурно-познавательных, спортивных, оздоровительных и др. целях.

Маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) – структурное подразделение организации, организующей туристско-краеведческую деятельность с детьми к полномочиям которой отнесены вопросы:

- консультирование участников туристских мероприятий, связанных с прохождением туристских маршрутов;

- оценка соответствия квалификации готовности туристских групп к прохождению заявленных маршрутов;

- классификация и категорирование туристских маршрутов и локальных препятствий на них;

- формирование статистической отчетности;

- учет и анализ чрезвычайных ситуаций на туристских маршрутах;

- взаимодействие с региональными отделениями Общероссийской общественной организации «Федерация спортивного туризма России»;

Тури́зм или туристские поездки — выезды или туристские поездки (путешествия) посетителей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, с определенной целью.

Туризм классифицируется по типам, категориям, ви­дам и формам.

 По типам:

- внутренний туризм – путешествия в пределах страны лиц, постоянно проживающих в этой стране;

- въездной туризм – путешествие по стране лиц, не проживаю­щих в ней постоянно;

выездной туризм – путешествие жителей страны в другую страну.

По категории:

- международный туризм это совокупность деятельности в сфере выездного и въездного туризма.

- национальный туризм – это совокупность деятельности в сфере выездного и внутреннего туризма.

- туризм в пределах страны – это совокупность деятельности в сфере внутреннего и въездного туризма.

Виды туризма: рекреационный, потребитель­ский, культурно-познавательный, деловой и профессиональный, лечебно-оздоровительный, спортивный, приключенческий, экологический, религиозный (палом­ничество).

Рекреационный туризм - посещение с целью отдыха и оздоровления природных объектов: морей, рек, озер, лесных массивов, гор и др.

Культурно-познавательный туризм -знакомство с историей, традициями, культурой, достопримечательностями страны.

Деловой и профессиональный туризм - поездки на конференции, симпозиумы, переговоры.

Лечебно-оздоровительный туризм - использова­ние природных лечебных ресурсов и физиотерапевтических факторов, для улучшения состояния здоровья.

Виды спортивного туризма: пешеходный; водный (сплавы на маломерных судах); горный, в том числе, горнолыжный, альпинистский; лыжный; велосипедный; автомобильный; мотоциклетный; подземный (спелеотуризм); парус­ный; конный.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы регламентации активного детского туризма отражены в отраслевых нормативно-правовых актах в сфере образования, спорта, и туристских услуг.

Указанная особенность обусловлена тем, что наиболее распространенной формой организации активного туризма является поход, который может выступать как одна из форм образовательной или спортивной деятельности, так и формой оказания (потребления) туристской услуги.

В сфере образования в начале 90-х годов 20-го века был принят ряд нормативных документов действующих и в настоящее время, таких как:

- «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденная приказом Минобразования от 13 июля 1992 г. № 293;

- программа «Инструктор детско-юношеского туризма», утвержденная приказом Минобразования России от 23 марта 1998 г. № 769, о подготовке туристских кадров в системе образования.

В 2015 году коллективом ФЦДЮТиК были разработаны «Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися».

Реализация краеведческого направления в системе образования осуществляется в рамках программы туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество», разработанной Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России (в настоящее время ФЦДЮТиК) совместно с Союзом краеведов России, и направленной в субъекты Российской Федерации письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 653/19-15 от 7 декабря 1998 года.

Учитывая, что в системе дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности активно развивается спортивно-туристская составляющая, при организации категорийных походов применяются нормативно правовые акты, регламентирующие вопросы спортивного туризма.

Основополагающими нормативно-правовыми актами в области спортивного туризма являются Правила вида спорта «Спортивный туризм», утвержденные приказом Минспорта России от 22 июля 2013 г. № 571 и Регламент по спортивному туризму «Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов», утвержденный 28 ноября 2008 года общероссийской общественной организацией «Туристско-спортивный союз России» (в настоящее время Федерация спортивного туризма России).

Данные документы определяют принципы построения, технологию организации и порядок проведения туристско-спортивных мероприятий, связанных с прохождением туристских маршрутов, являются обязательными для всех лиц и организаций, которые проводят и участвуют в туристско-спортивных мероприятиях.

К руководителям и участникам групп совершающих туристские маршруты, включающие категорированные препятствия предъявляются требования, предусмотренные Регламентом по спортивному туризму.

Цели и задачи

 Цель:Формирование модели развития детско-юношеского туризма и краеведения в Удмуртской Республике.

 Задачи:

1. совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися;

2. обеспечение  межведомственного взаимодействия по вопросам организации в сфере детско-юношеского туризма;

3. повышение качества туристского продукта, ориентированного на детскую аудиторию; 

4. сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования туристско-краеведческой направленности;

5. увеличение охвата обучающихся различными формами детско-юношеского туризма.

 

И меры по их реализации

Реализация Концепции предполагает развитие в муниципальных образованиях Удмуртской Республики: детско-юношеского туризма и краеведения детского культурно-познавательного, военно-патриотического и образовательного туризма; детского отдыха и оздоровления; детского спортивно-оздоровительного туризма. Основными мерами по реализации данных направлений являются: нормативно-правовое регулирование сферы детского туризма; научно-методическое обеспечение детского туризма с общественностью; подготовка и повышение квалификации кадров в сфере детского туризма.

 Развитие детско-юношеского туризма

В Удмуртской Республике детско-юношеский туризм осуществляется в различных формах: походы, экскурсии с краеведческим и экологическим содержанием, палаточные лагеря различных профилей, слеты и соревнования, которые способствуют воспитанию личности ребенка, обучению навыкам самообслуживания и готовности к современной жизни. Ежегодно в республике совершается 700-800 детских походов с участием около 8 тыс. человек. Кроме того, охват экскурсиями и походами выходного дня составляет около 50 тыс. детей. В республиканских туристско-краеведческих соревнованиях, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, викторинах участвуют около 2 тыс. детей и подростков. В целом в мероприятиях туристско-краеведческой направленности ежегодно принимают участие около 60 тыс. школьников. Однако возможности рекреационного потенциала муниципальных образований используются сегодня недостаточно. Для эффективного развития сферы детского туризма необходимы: обеспечение взаимодействия республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления республики в части сохранения и развития детских объединений юных туристов в образовательных организациях общего и дополнительного образования, санитарно-эпидемиологического сопровождения массовых туристских мероприятий; укрепление материально-технической базы общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования республики; привлечение в организации дополнительного образования детей специалистов с профильным образованием; создание банка данных туристских и экскурсионных маршрутов в республике, составление соответствующих технологических карт; реализация механизмов государственно- и муниципально-частного партнерства.

И связь с общественностью

Основными направлениями научно-методического обеспечения в сфере детско-юношеского туризма являются: информационно-методическое (семинары, конференции, "круглые столы"); практико-ориентированное (изучение и обобщение передового опыта работы в сфере детского туризма); инструктивно-методическое (методические рекомендации, создание банка данных, мониторинг основных направлений деятельности, изучение инновационных форм).

Научно-методическое обеспечение детского туризма и связь с общественностью предполагают решение следующих вопросов: привлечение научного потенциала образовательных организаций высшего образования; обеспечение взаимодействия организаций дополнительного образования детей с Удмуртским региональным отделением Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество" и другими общественными организациями; вовлечение педагогического сообщества в процесс разработки и обсуждения методических материалов, направленных на повышение качества услуг в сфере детского туризма; обобщение и распространение опыта работы лучших педагогов и организаций, действующих в сфере детского туризма; организация взаимодействия органов местного самоуправления Удмуртской Республики со средствами массовой информации и общественностью в целях популяризации детского туризма; медиа- и Интернет-поддержка деятельности организаций в сфере детского туризма; издание методических пособий, научно-популярной литературы.

 

Подготовка и повышение квалификации кадров

Целевые показатели

Концепция

развития детско-юношеского туризма

В Удмуртской Республике

 

Общие положения

 

Концепция развития детско-юношеского туризма в Удмуртской Республики на период до 2023 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, подходов, принципов и приоритетов Удмуртской Республики по развитию детско-юношеского туризма в Удмуртской Республике.

Правовая основа концепции:

- Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 года № 872-р (с последующими изменениями);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317;

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;

- Государственная программа «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября 2013 года № 395;

- Государственная программа «Культура Удмуртии», утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 июля 2015 года N 326;

- Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 N 1375-р (ред. от 09.08.2019) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»;

- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р.

Основные понятия, используемые в Концепции

Детско-юношеский туризм (ДЮТ) – средство гармоничного развития детей, реализуемое в форме отдыха, образовательной, спортивной, общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.

Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) - форма деятельности, осуществляемая в рамках реализации образовательных программ общего и дополнительного образования, характерными структурными компонентами которой являются туристские мероприятия (походы, экспедиции, слеты, фестивали, экскурсии, и т.п).

Поход – прохождение маршрута группой по населённой или ненаселённой местности со спортивной, тренировочной, учебной и т.п. целью.

Поход туристский – туристское мероприятие, организуемое на принципах самообслуживания, основой которого является прохождение организованной группой активными способами передвижения запланированного маршрута в природной среде по населенной или ненаселенной местности с определенными целями: познавательными, воспитательными, оздоровительными, спортивными, учебными и тренировочными. Походы разделяют по продолжительности (одно- или двухдневные и многодневные), по основному способу передвижения, виду туризма (пешеходные, водные, лыжные и др.), а также по уровню (категории) сложности. Отличительная особенность спортивных походов – преодоление различных природных препятствий, характер которых обусловлен видом туризма.

Поход выходного дня – поход, продолжительностью от 1 до 3 дней и протяженностью маршрута от 10 до 60 км, не имеющий категорированных препятствий, проводимый за пределами населенного пункта во время выходных и праздничных дней.

Походы категорийные – учебно-спортивные туристские походы с обучающимися, имеющие увеличенные параметры по протяженности и продолжительности похода по сравнению со степенными маршрутами. Категорийные походы предусматривают выполнение нормативов спортивных разрядов.

Образовательная экскурсия — форма организации воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях.

Лагерь палаточного типа – это форма отдыха детей с использованием палаток для их размещения в естественных природных условиях, либо на стационарной базе с созданием полного перечня объектов инфраструктуры в соответствии с требованиями (СанПиН 2.4.4.3048-13). Палаточный лагерь может функционировать как: стационарный (непередвижной), так и передвижной (меняющий месторасположение на протяжении всей смены).

Учебно-тренировочные сборы – это кратковременная форма повышения физического, технического, тактического туристского мастерства.

Краеведение — изучение географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических факторов, характеризующих определенную территорию (деревня, село, город).

Маршрут туристский – путь следования туристской группы, предусматривающий прохождение определенного количества километров, посещение различных объектов в культурно-познавательных, спортивных, оздоровительных и др. целях.

Маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) – структурное подразделение организации, организующей туристско-краеведческую деятельность с детьми к полномочиям которой отнесены вопросы:

- консультирование участников туристских мероприятий, связанных с прохождением туристских маршрутов;

- оценка соответствия квалификации готовности туристских групп к прохождению заявленных маршрутов;

- классификация и категорирование туристских маршрутов и локальных препятствий на них;

- формирование статистической отчетности;

- учет и анализ чрезвычайных ситуаций на туристских маршрутах;

- взаимодействие с региональными отделениями Общероссийской общественной организации «Федерация спортивного туризма России»;

Тури́зм или туристские поездки — выезды или туристские поездки (путешествия) посетителей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, с определенной целью.

Туризм классифицируется по типам, категориям, ви­дам и формам.

 По типам:

- внутренний туризм – путешествия в пределах страны лиц, постоянно проживающих в этой стране;

- въездной туризм – путешествие по стране лиц, не проживаю­щих в ней постоянно;

выездной туризм – путешествие жителей страны в другую страну.

По категории:

- международный туризм это совокупность деятельности в сфере выездного и въездного туризма.

- национальный туризм – это совокупность деятельности в сфере выездного и внутреннего туризма.

- туризм в пределах страны – это совокупность деятельности в сфере внутреннего и въездного туризма.

Виды туризма: рекреационный, потребитель­ский, культурно-познавательный, деловой и профессиональный, лечебно-оздоровительный, спортивный, приключенческий, экологический, религиозный (палом­ничество).

Рекреационный туризм - посещение с целью отдыха и оздоровления природных объектов: морей, рек, озер, лесных массивов, гор и др.

Культурно-познавательный туризм -знакомство с историей, традициями, культурой, достопримечательностями страны.

Деловой и профессиональный туризм - поездки на конференции, симпозиумы, переговоры.

Лечебно-оздоровительный туризм - использова­ние природных лечебных ресурсов и физиотерапевтических факторов, для улучшения состояния здоровья.

Виды спортивного туризма: пешеходный; водный (сплавы на маломерных судах); горный, в том числе, горнолыжный, альпинистский; лыжный; велосипедный; автомобильный; мотоциклетный; подземный (спелеотуризм); парус­ный; конный.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы регламентации активного детского туризма отражены в отраслевых нормативно-правовых актах в сфере образования, спорта, и туристских услуг.

Указанная особенность обусловлена тем, что наиболее распространенной формой организации активного туризма является поход, который может выступать как одна из форм образовательной или спортивной деятельности, так и формой оказания (потребления) туристской услуги.

В сфере образования в начале 90-х годов 20-го века был принят ряд нормативных документов действующих и в настоящее время, таких как:

- «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденная приказом Минобразования от 13 июля 1992 г. № 293;

- программа «Инструктор детско-юношеского туризма», утвержденная приказом Минобразования России от 23 марта 1998 г. № 769, о подготовке туристских кадров в системе образования.

В 2015 году коллективом ФЦДЮТиК были разработаны «Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися».

Реализация краеведческого направления в системе образования осуществляется в рамках программы туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество», разработанной Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России (в настоящее время ФЦДЮТиК) совместно с Союзом краеведов России, и направленной в субъекты Российской Федерации письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 653/19-15 от 7 декабря 1998 года.

Учитывая, что в системе дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности активно развивается спортивно-туристская составляющая, при организации категорийных походов применяются нормативно правовые акты, регламентирующие вопросы спортивного туризма.

Основополагающими нормативно-правовыми актами в области спортивного туризма являются Правила вида спорта «Спортивный туризм», утвержденные приказом Минспорта России от 22 июля 2013 г. № 571 и Регламент по спортивному туризму «Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов», утвержденный 28 ноября 2008 года общероссийской общественной организацией «Туристско-спортивный союз России» (в настоящее время Федерация спортивного туризма России).

Данные документы определяют принципы построения, технологию организации и порядок проведения туристско-спортивных мероприятий, связанных с прохождением туристских маршрутов, являются обязательными для всех лиц и организаций, которые проводят и участвуют в туристско-спортивных мероприятиях.

К руководителям и участникам групп совершающих туристские маршруты, включающие категорированные препятствия предъявляются требования, предусмотренные Регламентом по спортивному туризму.

Цели и задачи

 Цель:Формирование модели развития детско-юношеского туризма и краеведения в Удмуртской Республике.

 Задачи:

1. совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися;

2. обеспечение  межведомственного взаимодействия по вопросам организации в сфере детско-юношеского туризма;

3. повышение качества туристского продукта, ориентированного на детскую аудиторию; 

4. сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования туристско-краеведческой направленности;

5. увеличение охвата обучающихся различными формами детско-юношеского туризма.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.