Глава 14. Связь с окружающими — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 14. Связь с окружающими

2019-12-19 163
Глава 14. Связь с окружающими 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из неизбежных следствий проведения границы является то, что она обычно помогает вам установить связь со всем, что находится внутри нее, и отделяет от всего, что находится вне нее. Незыблемая и непроницаемая граница сильно затрудняет контакт с тем, что находится за ней, не говоря уже об ощущении связи с внешним миром, тогда как отсутствие границы позволяет вам полноценно контак­тировать со своим окружением.

В случае разъединенности обычно имеет место какая-то трудность или испытание — проблема или спор, антипатия, гнев, негодование и так далее. Обычно ваши границы бывают очень заметными и проходят меж­ду вами и тем, с чем вы разъединены.

Как правило, в случае связанности ваши границы либо становятся очень прозрачными или даже вовсе исчезают, либо расширяются и начи­нают включать то, с чем вы чувствуете, себя связанным, и обычно при этом вы чувствуете себя в безопасности, комфортно, свободно, щедрым, любящим, благодарным и так далее.

Далее я хочу, чтобы вы сравнили случай связанности со случаем разъединенности. Сначала вспомните ситуацию, когда вы были связаны с кем-то, а затем — ситуацию, когда вы были с кем-то разъединены. Я хо­тел бы, чтобы вы выбрали людей, которых нет в этом помещении, и бу­дет очень хорошо, если вы выберете такие случаи, когда вы были связа­ны и разъединены с одним и тем же человеком. В одной ситуации вы чувствовали себя тесно связанным с кем-то, а в другой ощущали, что между вами лежит глубокая пропасть.

Вы могли бы также выполнить это упражнение, выбрав более широ­кие пределы, например группу людей или даже целую вселенную, по­скольку масштаб как опыта связанности, так и опыта разъединенности приблизительно один и тот же. Однако я рекомендую, чтобы вы сначала проделали это упражнение со случаем связанности или разъединенности с каким-то одним человеком.

Я хочу, чтобы вместо сосредоточения на самих границах вы обрати­ли внимание на различия в субмодальностях, которые вы используете для репрезентации этих двух случаев, и составили перечень этих различий.

Упражнение 14.1

Связанность и разъединенность

(15 минут)

Вспомните две ситуации, в которые вы попадали:

а) случай тесной связи с кем-то, когда ваши границы были прозрачны­ми, несуществующими или очень широкими и всеохватывающими;

б) случай резкого разъединения с кем-то, когда ваши границы были очевидными и незыблемыми.

Сначала в течение примерно пяти минут молча сравните, как вы мысленно воспроизводите эти два разных случая, а затем составьте пись­менный перечень субмодальных различий между ними. У них будет много общего, но нас интересуют именно различия. Убедитесь, что вы включи­ли субмодальности, относящиеся ко всем трем модальностям (визуаль­ной, аудиальной и кинестетической).

Теперь я хочу выбрать некоторые из субмодальных различий, которые вы обнаружили, и составить групповой перечень. Некоторые различия могут быть уникальными для вас как индивида, но, вероятно, большин­ство из них будут такими, которые остальные из вас найдут знакомыми или, по крайней мере, схожими с тем, что пережили вы, так что вы може­те сказать: «Да, это подходит и мне». Я буду наблюдать за вашими не­вербальными реакциями, когда мы этим займемся, и если кто-то назовет нечто, что не подходит для большинства из вас, мы проигнорируем это различие и перейдем к следующему.

Связанность

светлое, ассоциированное, все тело, цветное, открытое, размытые края, близкое, движение, тихое, расслабленное, плавное, чувство приподнятости, «Это великолепно», покой, тишина.

Разъединенность

мрачное, диссоциированное, часть тела, черно-белое, закрытое, резко очерченные края, отдаленное, громкое, напряженное, отрывистое, чувство подавленности, «Это отвратительно».

Мы могли бы продолжить дальше и подобрать еще больше разли­чий, но для моих целей этого достаточно. Я упомянул, что в случае свя­занности обычно имеет место какая-то проблема, конфликт, стресс или трудность. В трудной ситуации вы хотите обладать как можно больши­ми ресурсами, чтобы выдержать испытания реального мира, с которыми вы сталкиваетесь. Теперь я хотел бы, чтобы вы посмотрели на эти два перечня и задали себе вопрос: «Какая из этих двух ситуаций является более ресурсной?»

Связь бывает намного более содержательной и ресурсной, если име­ется намного больше субмодальных отличий и намного больше инфор­мации: цветное изображение, а не черно-белое, движение, а не покой, звук, а не тишина, расслабление, а не напряжение, и так далее. Не пора­зительно ли, что в трудной ситуации, когда вам необходимо выдержать испытание и иметь доступ ко всем своим ресурсам, вы отбрасываете боль­шую их часть! Как если бы исследователь собирался в трудную экспеди­цию, но прежде чем отправиться в путь, выбросил большую часть своих припасов и снаряжения.

Учитывая, что имеется какая-то проблема, которую нужно разре­шить, не было бы проще разрешить ее в состоянии, которое мы назвали «связанностью»? Однако, как правило, в подобной ситуации мы лишь вызываем у себя некоторое внутреннее состояние, лишенное важнейших качеств. Сужая свои границы и напрягаясь, вы становитесь меньше, чем вы есть, менее ресурсным, менее способным повлиять на других и спра­виться с трудностями. Неудивительно, что в такой крайне упрощенной и бедной информацией среде мы обычно чувствуем себя в тупике и испы­тываем трудности с нахождением решений.

Наша естественная реакция — обособиться и отделить себя от причиняющего беспокойство переживания, и простейшим примером здесь является боль. Испытывая боль, мы обычно пытаемся от нее избавиться, избежать, блокировать или устранить ее, часто с помощью лекарств. В случае очень сильной боли такое решение может принести пользу, по крайней мере временную. Однако при небольшой или умеренной боли попытки отрицать ее могут на деле ее усилить. Когда мы противимся какому-то переживанию, как правило, мы напрягаем мышцы, чтобы ему противостоять. Это мышечное усилие вызывает напряжение в области, где мы чувствуем боль, в результате чего последняя обычно усиливается, а также «уменьшает приток крови, который необходим для исцеления, и так далее.

В следующий раз, когда вы будете испытывать боль, вместо того чтобы сопротивляться ей или закрывать на нее глаза, попробуйте поприветствоватъ ее, как будто она — ваш верный друг, который пришел с неприятной, но важной новостью. Попробуйте приблизить ее к себе и полностью ее осознать, чтобы вы могли полностью проникнуться своим переживанием со всеми его замысловатыми сенсорными деталями. Ка­кова ее форма и каковы края этой формы? Какого она цвета? Тяжелая ли она и плотная или легкая и воздушная, острая или тупая? Как она меняется со временем? Когда боль приветствуют и признают подобным образом, она обычно заметно уменьшается, поскольку вы направляете свое внимание на сенсорный стимул во всех модальностях, а не только на болевую реакцию. Тогда если вы изменяете обнаруженные вами суб­модальности, обычно боль становится еще более слабой и может даже полностью исчезнуть.

Эл: Один из наиболее широко используемых в НЛП методов ресурсного преодоления проблемы — диссоциация, позво­ляющая отстраниться от проблемного состояния; диссо­циация также весьма полезна при контролировании боли. Однако диссоциация названа одним из аспектов разъеди­ненности, которую вы описываете как нересурсное состоя­ние. Можете вы прокомментировать это?

Конечно. Ответ обусловлен тем, от чего вы отстраняетесь. Сначала рассмотрим случай диссоциации от проблемного состояния. Когда мы обособляемся от своих чувств в какой-то затруднительной ситуации, ос­таются только ее визуальный и аудиальный аспекты. Это очень помога­ет, когда вас переполняют и парализуют неприятные чувства. Обособле­ние от этих чувств — весьма полезный первый шаг, облегчающий доступ к ресурсам, с тем чтобы вы могли ассоциироваться с более позитивными чувствами, которые могут быть полезны при разрешений проблемы. Если же вы отстранитесь от ресурсного состояния, то лишитесь позитивных ресурсных чувств этого состояния.

Теперь рассмотрим, полезна ли диссоциация при контролировании боли. Сначала я хочу указать, что диссоциация сильно отличается от подавления боли и оказания ей сопротивления, о которых я говорил. Когда вы противитесь боли, то остаетесь ассоциированным с ней, и ваше внимание продолжает фокусироваться на боли. Диссоциация полезна при контролировании боли так же, как она полезна при других неприятных состояниях. И при диссоциации, и при эффективном контролировании о боли внимание сосредоточено на чем-то ином, поэтому боль, как правило, обходят стороной и игнорируют. Когда вы фокусируете свое внимание на сенсорных качествах боли — форме, цвете, структуре и так далее, а не на болевой реакции, это является примером отвлечения внимания от боли.

Многие из вас знакомы с общим паттерном субмодальностей, носящим название «перекрестного картирования» (mapping across), в котором вы сохраняете неизменными содержание проблемной ситуации и фактические события, но меняете все субмодальности на те, которые присущи адекватному ресурсному состоянию. Этот паттерн имеет множество с конкретных и эффективных приложений, в том числе преодоление печали (2, гл. 11), избавление от стыда (2, гл. 14) и паттерн прощения (4, 7). Учитывая широкую полезность этого паттерна, имеются все основания ожидать, что он принесет в равной мере полезные результаты, если его приложить к вашему опыту разъединенности. Далее я хочу, чтобы вы поэкспериментировали с перекрестным картированием, переходя от разъ­единенности к связанности. Однако нередко возникают возражения про­тив этого приема, поэтому я хочу изложить ряд основных принципов, а затем узнать, нет ли у вас каких-то иных возражений против этих дей­ствий, чтобы я мог приложить все силы для их удовлетворения.

Во-первых, я хочу провести четкую грань между вашим внутрен­ним миром и миром внешним. Ваш опыт разъединенности существует в ваших мыслях, и я прошу вас поэкспериментировать с превращением разъединенности в связанность именно в этом внутреннем мире. Я не прошу вас изменять ваше взаимодействие с тем человеком во внешней реальности. Возможно, во внешнем мире установить связь с этим чело­веком будет весьма неразумно, хотя позже я оспорю этот пункт. Моя цель намного скромнее — устранить разъединенность, которая существует в вашей собственной нервной организации.

Вспомните, что в ходе последнего упражнения я указал, что вы должны выбрать человека, которого нет в этом помещении. Я хотел бы, чтобы вы подумали о некоторых следствиях этого. Допустим, что вы сердитесь на человека, с которым чувствуете себя разъединенным. Поскольку в дан­ный момент этого человека здесь нет, ваша репрезентация его, опреде­ленно, существует только в вашем сознании. Ваш образ может быть точ­ной репрезентацией того, как этот человек нехорошо вел себя в какое-то другое время, но в данный момент образ существует в вашем сознании независимо, используя часть вашей нервной организации. То есть образ занимает часть вашего сознания, и вы воспринимаете его как обособлен­ный и разъединенный с вами.

Другая часть вашего сознания занята тем, что сердится на этот об­раз, существующий в вашем сознании, и обычно эта реакция также вос­принимается как нечто безальтернативное и автоматическое, находящее­ся вне вашего контроля. «Он вызывает мой гнев». Поскольку нервная энергия, которая используется обеими сторонами этого внутреннего кон­фликта, более вам недоступна, у вас меньше ресурсов «для того, чтобы справиться с фактической внешней проблемной ситуацией. Можете ли вы вспомнить случай, когда вы были настолько внутренне расстроены, что не могли приступить к разрешению какой-то достаточно простой внеш­ней проблемы?

Это можно уподобить случаю, когда какая-то страна сталкивается с той или иной внешней угрозой. Если она разделена на части политиче­ским или экономическим конфликтом, у нее будет меньше ресурсов, ко­торые она могла бы использовать для разрешения внешней проблемы. Можно привести множество исторических примеров, когда страна была не в состоянии справиться с внешней трудностью ввиду внутреннего кон­фликта. Существует даже военный девиз «разделяй и властвуй», кото­рый характеризует подобную ситуацию. Когда вы устраняете внутренний конфликт и аннулируете внутренние границы, это обеспечивает вам доступ к большему количеству ресурсов, позволяя справиться с факти­ческими внешними трудностями.

Как правило, человек, который часто сердится и отделен от многих частей своей личности, становится все более пугливым и озабоченным своей внутренней борьбой с этими отчужденными мучителями. И чем более напуганным и беспомощным он будет, тем чаще станет он отстра­няться от угроз, которые будет видеть повсюду, — следуя по нисходящей спирали, которая ведет к изоляции. Параноик может заявить, что он — Христос или Жанна д’Арк, но этот крайний эготизм будет лишь при­творством, недолговечной маской, за которой прячутся чувства собственной неполноценности и беспомощности.

Я вовсе не уверен в том, что знаю, что такое просветление, но впол­не уверен, что это не паранойя; намного вероятнее, что это нечто проти­воположное паранойе. Просветленных мистиков обычно описывают как людей, которые ни от кого и ни от чего не защищались, никогда не гнева­лись и выказывали полное признание тем, кто сильно отличался от них. Эта характеристика определенно верна в отношении того единственного мистика, которого мне посчастливилось хорошо знать.

Другая трудность, с которой сталкиваются многие люди при пере­крестном картировании от разъединенности к связанности, состоит в том, что они, произведя изменение, которое было нежелательным, могут опа­саться, что это изменение «останется», — вспомните, как многие мамы учат детей не гримасничать. Могу вас заверить: если этот эксперимент чем-либо вас не удовлетворит, вы всегда можете просто вернуться к тому состоянию, в котором находились, когда начинали. Могу также сказать вам по собственному опыту, что неприятные чувства — большая ред­кость, но если они все-таки будут иметь место, я предлагаю вам подо­звать меня, с тем чтобы я постарался сделать это задание для вас более легким и комфортным. Есть ли у вас другие вопросы в отношении пере­крестного картирования от разъединенности к связанности?

Энн: Если бы я почувствовала свою связь с кем-то, то не думаю, что могла бы доверять этому человеку.

Когда вы изменяете свои чувства связанности с кем-то, это не озна­чает, что должны исчезнуть ваши знания и мудрость. Вы можете по-прежнему не доверять этим людям. Ощущение связи с ними не означает, что вы должны одалживать им деньги, любить их, идти с ними на конф­ронтацию и т. д.  Это означает лишь то, что вы остаетесь связанным с этим человеком и ресурсным в отношениях с ним — у вас будет больше, а не меньше альтернативных вариантов взаимодействия с ним.

Раз мы затронули тему доверия, я хотел бы привести пару соображений, которые могли бы принять во внимание многие люди. Первое состоит в том, что хотя доверительные отношения прекрасны, здоровое доверие основывается на вашем собственном восприятии Кого-то или на информации от какого-то другого человека, которому у вас имеются веские основания доверять. Простодушное доверие людям без каких-либо доказательств их надежности, возможно, и вызывает приятные чувства, но неразумно и может навлечь на вас множество неприятностей.

Второе соображение заключается в том, что для многих людей доверие — это очень широкое обобщение, которое следует разбить на более мелкие элементы. Доверить кому, сделать что, в частности, когда и где? Вы можете поверить кому-то свои чувства или доверить свою жену, но не свой автомобиль или свои деньги — и наоборот. Как-то раз я предло­жил одному новому знакомому воспользоваться моим автомобилем на основании моей оценки его общих возможностей и честности, но он ска­зал мне, что не умеет водить машину! Я мог бы поверить в его намере­ние, но не в его способность.

Эми: Я чувствую себя разъединенной со своим братом, который плохо относится к своим детям. Когда я в прошлом пыта­лась вмешаться, доставалось и мне. Я беспокоюсь о детях и хотела бы изменить его поведение по отношению к ним.

Помните, что в этом упражнении я предлагаю вам устранить лишь свою внутреннюю разъединенность, не относящуюся к тому, что вы мог­ли бы сделать с внешней ситуацией. Однако поскольку вы хотите изме­нить внешнюю ситуацию, давайте коснемся и этого случая. Когда вы чувствуете себя разъединенной с кем-то, скорее всего, вы ведете себя как высокомерный критик или судья, и большинство людей не слишком хо­рошо реагируют на это. Если бы вы чувствовали связь со своим братом, я полагаю, что вы, вероятнее всего, руководствовались бы желанием про­явить заботу и испытывали сострадание не только к его детям, но и к нему самому, и я думаю, что в этом случае у вас было бы намного больше шансов пронять его и оказать влияние на его поведение. Однако вы зна­ете, его намного лучше меня. Что, на ваш взгляд, скорее вызовет более позитивный отклик с его стороны: разъединенность или связанность?

Эми: Я думаю, что связанность вызвала бы более позитивный отклик. Но я по-прежнему опасаюсь, что он причинит мне боль.

И это беспокойство может иметь под собой реальные основания. Поэтому я хочу спросить вас еще раз: когда, на ваш взгляд, вы будете чувствовать себя в большей безопасности — в состоянии разъединенно­сти или связанности?

Эми: Вероятно, в состоянии связанности.

Приема, который помогает во всех случаях, конечно, нет. Но если вы действительно хотите пронять своего брата, чтобы изменить ситуа­цию с его детьми, мне кажется, что состояние связанности намного ско­рее вызовет позитивный отклик с его стороны, чем разъединенность. А что касается вашей безопасности, я советую вам поступить так: возьмите с собой кого-то, кто сможет вас защитить и не позволит вашему брату причинить вам вред. Обычно люди сообщают, что этот опыт перекрестного картирования позволил им узнать очень многое. Большинство людей также находят частичное, а иногда даже окончательное разрешение проблемы, с которой они столкнулись в ситуации разъединенности. Кроме того, многие также обнаруживают, что когда их внутренняя разъединенность исчезает, это также оказывает весьма благотворное воздействие на их фактические взаимоотношения с другим человеком в реальной жизни. Они обнаруживают, что спонтанно взаимодействуют с другим человеком на-, много более ресурсным образом и что в результате этого другой человек начинает реагировать более позитивно. Теперь я хотел бы, чтобы вы вы­полнили упражнение. Подзовите меня, если у вас появится возражение, которое мы не обсуждали. Старайтесь работать самостоятельно, помогая друг другу в случае необходимости.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.