Упражнение 13.2 Внешние границы. Экспериментирование с изменениями — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Упражнение 13.2 Внешние границы. Экспериментирование с изменениями

2019-12-19 152
Упражнение 13.2 Внешние границы. Экспериментирование с изменениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(втроем, 15 минут)

Снова объединитесь в свои тройки и начните опять с 5-минутного экспе­риментирования с изменением своих границ, прежде всего в ситуациях, которые представляют для вас трудность или в которых вы хотели бы иметь дополнительные альтернативы. Как вы могли бы изменить свои границы таким образом, чтобы вам было легче справиться с этими ситу­ациями, используя свои ресурсы?

Помните о важности сохранения позитивной защитной функции гра­ницы, когда будете экспериментировать с изменением своих репрезента­ций границы, с тем чтобы улучшить ее работу и устранить любые неже­лательные последствия или побочные эффекты.

Когда вы обнаруживаете полезные изменения, подстраивайте их к будущему, представляя себя в таких контекстах, в которых вы хотели бы их иметь, как я это продемонстрировал с Сэнди. Это одновременно и проверка того, насколько хорошо они работают, и возможность связать любое новое изменение, которое надежно работает, с контекстами, в которых вы хотите его иметь, с тем, чтобы оно превратилось в автома­тическую реакцию.

***

Не хотели бы вы обсудить что-либо из этого упражнения?

Эйлин: Моя граница находилась очень близко и была очень тон­кой, вроде полиэтиленовой пленки. Когда кто-то прибли­жался к ней, я реагировала сразу же и весьма решительно. Мне была нужна более прочная граница, которая преду­преждала бы меня заблаговременно.

Неплохо получать предупреждение заранее. «Обстановка становится немного напряженной. По-моему, стоит дать задний ход» или «Пожалуй, пора идти домой» и так далее. Какие изменения вы внесли в свою грани­цу, чтобы она стала более прочной и обеспечивала более раннее предуп­реждение?

Эйлин: Я убрала тонкую пленку, сделав границу более прочной и по­датливой и расширив ее, так чтобы она была толще и зани­мала большее физическое пространство.

То есть перестав быть одинарной узкой полоской, она стала более широкой и отстоящей дальше от вашего тела. Как это обеспечило более раннее предупреждение?

Эйлин: При наличии более широкого «энергетического поля» мне не нужно было реагировать столь решительно. Когда кто- то достигал внешней стороны границы, мне удавалось это заметить. Затем я реагировала чуть интенсивнее, если че­ловек подходил ближе, и не испытывала сильного удивле­ния, если он продолжал приближаться и начинал вторгать­ся на мою территорию. И поскольку граница была более прочной и обеспечивала более раннее предупреждение, у меня было больше времени на то, чтобы решить, что мне следует делать, вместо того чтобы вести себя в какой-то эксцентричной манере. Такая граница нравится мне намно­го больше.

То есть диапазон ваших реакций расширился, перестав быть цифро­вым эксцентричным откликом «все или ничего». Цифровая реакция Может быть очень полезной в ситуациях, когда речь идет буквально о жиз­ни или смерти, но в большинстве обычных ситуаций она может вам серь­езно мешать. А попытались ли вы присоединить эту границу к будущим ситуациям, в которых она будет полезной?

Эйлин: Да, попыталась. С ней я почувствовала себя в намного боль­шей безопасности и поняла, что обладаю гораздо больши­ми возможностями, поэтому я хочу ее сохранить.

Граница, которая пролегает очень близко к вашему телу, снабжает вас информацией достаточно поздно, поэтому вам приходится реагиро­вать в оборонительном ключе. Намного лучше получать предупреждение заранее, чтобы у вас был более широкий выбор в отношении ваших реакций. Это подобно кинестетическому вождению автомобиля. Можно, конечно, закрыть глаза, заткнуть уши и начать движение. Вы, несомненно, узнаете об опасности, но когда это произойдет, будет слишком по­здно.

Одно из замечательных свойств зрения состоит в том, что оно снаб­жает вас информацией о событиях, происходящих на большом расстоя­нии. Мы можем посмотреть ночью на небо и увидеть мерцание звезд, находящихся в миллиардах световых лет от нас. Глаза снабжают вас ин­формацией «большой дальности», благодаря чему у вас появляется мно­го времени для того, чтобы определить, что вам нужно делать. Уши снаб­жают вас информацией «средней дальности»; вы можете слышать то, что происходит достаточно далеко от вас, но не так далеко, как то, что вы можете разглядеть. Кинестетические ощущения предоставляют вам ин­формацию лишь о событиях, которые разворачиваются в непосредственной близости от вас. Если возникает какая-то угроза, к тому времени, когда вы ее почувствуете, она будет уже настолько близко, что вам при­дется реагировать очень быстро, и большинство реагируют при этом из­лишне интенсивно.

Фред: Меня постоянно отвлекал шум. Такое впечатление, что у меня вообще не было границы и все эти вибрации бомбардировали мою кожу, подобно каплям дождя. Сначала я попытался превратить свою границу в щит, частично поглощающий звук, так чтобы мелодичные звуки проникали сквозь него, а громкие — становились глуше. Это привело к заметным изменениям, но, разумеется, мне придется про­верить этот щит в реальной жизни, чтобы посмотреть, бу­дет ли он помогать и там. Я также попытался вообще отка­заться от границ — представил, что звук проходит прямо сквозь мое тело, не оказывая на меня никакого воздействия, подобно тому, как световые волны проходят сквозь стекло. Этот вариант показался мне даже более легким, и я собираюсь проверить и его.

Ваш опыт указывает на нечто весьма интересное. «Отсутствие гра­ниц» может относиться к двум совершенно разным случаям. Один из них вы описали сначала: внешние события воздействуют на вас так, что вы не можете их контролировать и чувствуете себя очень уязвимым. Не­которым людям в этом случае начинает казаться, что у них вообще нет кожного покрова и они находятся во власти самых незначительных со­бытий. Холодный взгляд может пронзить их тело, подобно кинжалу, а рез­кое замечание ранит в самое сердце, вместо того чтобы проникать лишь в уши. Когда человек испытывает подобные ощущения, очень полезно помочь ему создать мысленные границы, с тем чтобы он лучше контро­лировал то, что с ним происходит и как он реагирует на события.

Однако «отсутствие границ» может также означать, что вы еще больше расширили свои границы и они теперь включают «внешние события» как часть вашей идентичности, так что те более не являются для вас внешними посторонними. Примером здесь может служить ситуация, когда вы представляете, как звук проходит прямо сквозь вас. Звук боль­ше не является чем-то внешним для вас, с чем вам необходимо бороть­ся, — он становится частью того, что находится у вас внутри. Когда вы принимаете его как собственную часть, вам не нужно ему противиться.

Сью: А что можно сказать о той идентификации, которая иногда имеет место между родителями и детьми, когда ребенок становится продолжением своего родителя и родитель очень болезненно воспринимает его успехи или неудачи?

Все мы включаем какие-то внешние события внутрь своих границ и исключаем при этом другие, а также по-разному реагируем на то, чему позволяем или не позволяем проникать внутрь себя. Когда люди иденти­фицируют себя подобным образом с другим человеком и живут его жиз­нью, это обычно является признаком того, что их самоощущению чего-то недостает. Возможно, их отличает определенное негативное представле­ние о себе, когда они считают себя незначительными, нелюбимыми и т. д. и поэтому пытаются компенсировать этот свой недостаток посредством другого человека. Чей-то успех становится для них событием исключи­тельной важности, а не просто чем-то, что вызывает приятные чувства.

Это пример того, что буддисты описывают как «привязанность» к результату. Другим распространенным примером такой ситуации явля­ется случай, когда люди безответно влюблены в кого-то. Они отчаянно хотят быть рядом с этим человеком, полагая, что если это произойдет, они будут блаженствовать всю оставшуюся жизнь. Обычно «неземная любовь» не разрешает всех их проблем; в действительности им необхо­дима определенная работа по изменению своей личности, которая запол­нит их внутренние бреши, внутренние недостатки или отрицания, кото­рые и заставляют их испытывать подобную потребность. Вспомните, как сильно зависел Питер от того, чтобы быть любимым, поскольку он,не обладал внутренним знанием этого качества. Затем, после того как я помог ему сформировать базу данных для этого качества, он перестал испытывать данную потребность и смог оценить нежные чувства своей жены в намного большей степени, чем прежде.

Буддисты издавна практикуют сознательную идентификацию со всем, что рассматривается как инородное, не являющееся частью вас, чтобы понять, что оно собой представляет. Такие действия могут снова связать вас с тем, что воспринимается как чуждое и иное, а также позволяют узнать больше о самом, себе. Это особенно полезный способ осознания «теневого я», о котором мы говорили ранее, и я хочу предложить вам основанный на личном опыте пример того, как это сделать. Примерно год назад, находясь в номере гостиницы, в которой я oc­тановился во время одного тренинга, я решил включить телевизор и про­сто пробежаться по каналам. Обычно я вообще не смотрю телепередачи, но в тот день я очень устал, и поскольку перед этим не смотрел телевизор несколько лет, я решил узнать, что по нему показывают. В течение двухчасового просмотра я увидел около десятка убийств, причем в одном случае жертвой стал я сам, так как пистолет был направлен прямо на меня, после чего раздался выстрел!

Но больше всего меня взволновала сцена, где была показана связан­ная, совершенно беспомощная молодая женщина, которую терзал и му­чил мужчина. Этот образ продолжал меня преследовать, поскольку вы­звал у меня сильнейшее отвращение, — верный знак того, что он был расценен мной как «не-я», отчужденное в максимальной степени.

Тогда я решил идентифицировать себя с мужчиной, чье поведение вызвало у меня такое отвращение. Проникшись его переживаниями, я вспомнил случай, когда воображал, как мучаю беспомощного челове­ка, — я никогда ничего подобного не делал, но однажды действительно представил себе это во всех жутких подробностях! Когда я проанализи­ровал собственный импульс мучить и терзать, то понял, что его причи­ной являлось чувство полного бессилия и беспомощности; мучение каза­лось единственным способом, которым я мог добиться определенной ре­акции от того человека. Инициирование этой реакции позволило бы мне ощутить, пусть в малой степени, собственную силу и способность влиять на других.

Когда я осознал эту часть своего «теневого я», признав, что в опре­деленных обстоятельствах я также способен на подобный страшный по­ступок, я смог проникнуться внутренним опытом того мужчины-мучите­ля. Если бы пытка совершалась у меня на глазах, я по-прежнему сделал бы все возможное, чтобы ее остановить, но исходя из совершенно иной установки — установки на сострадание и понимание, а не на неприятие и осуждение. Я также твердо уверен, что понимание повышает, а не умень­шает вероятность того, что мои действия по прекращению мучений ока­жутся эффективными.

На таком процессе идентификации с тем, что ранее отчуждалось, основана гештальт-терапия. Базовый прием превращения в человека (либо в отчуждаемый импульс или элемент сновидения) в «пустом кресле» может быть очень полезен при восприятии обеих сторон внутреннего конфликта как частей самого себя, при налаживании коммуникации и решении проблем, вместо того чтобы осуждать и нападать на то, с чем вы себя не идентифицируете. Примером этого принципа также является принятие позиции «другого». Ганди осуществлял подобные действия осознанно и экстенсивно, когда имел дело с британцами у себя на родине, а так же с другими группами, с которыми он работал, чтобы понять и полное признать их взгляды, преследуя при этом собственные цели.
Этот процесс идентификации не ограничивается людьми — вы можете отождествлять себя со всем вокруг, становясь при этом более целостным. Вас просто поразит то, что вы можете выявить в себе, если представите себя камнем, листом, карандашом или любым предметом из своего окружения, который вы обычно не воспринимаете как часть себя.

Я смотрю в окно и вижу лист. «Я — лист. Я вырос здесь, в этом месте, сам не знаю как, я люблю солнечное тепло, прохладный дождь и тихие ночи. Я пробуду здесь только часть года; скоро я упаду, стану кровом и пищей для насекомых на влажной земле и смешаюсь с почвой, возможно, для того, чтобы однажды снова стать частью листа». (Мне пришлось бы долго описывать слезы, которые я пролил, когда размыш­лял подобным образом, но если быть кратким, они были вызваны непос­редственностью и мимолетностью нашей жизни, являющейся скоротеч­ным даром, который нельзя бездумно растрачивать.)

Если перенестись на намного более высокий уровень, то когда мис­тик расширяет свою идентичность, включая в нее целую вселенную, ста­новится «единым со всем» и принимает происходящее вокруг как оно есть, со всеми недостатками, не остается ничего, с чем нужно было бы бороться, поскольку тогда все события — это часть «божьей воли» или «естественное проявление вселенной». В этом случае «отсутствие грани­цы» приобретает совершенно иной смысл, и результатом становится со­вершенно иной способ существования в мире — такой, о котором мудре­цы и мистики говорят на протяжении тысячелетий. Понимание того, как функционируют наши границы, может помочь нам осознать, что эти ми­стики хотели передать своими словами, и если человек заинтересован в приобретении подобного опыта, регулирование границ является одним из прямых путей, приближающих к нему.

Внутренние границы

Далее я хочу, чтобы вы произвели подобное исследование во внутреннем пространстве вашего тела. Есть ли у вас внутренние границы? Если да, что они разделяют и какова позитивная функция этого разделения? Опять же, может быть полезен подход «если бы». «Если бы у меня была внут­ренняя граница, где бы она пролегала, на что была похожа, что разделя­ла и какова была бы ее позитивная функция?»

Различные целители и массажисты часто говорят о приемах, снима­ющих «энергетические блоки» в теле — в областях, где естественное, целостное функционирование по какой-то причине нарушено. Блоки про­являются в физическом напряжении, дефектах осанки, а также в нару­шении и дискретности движений, которые должны быть гармоничными и плавными.

Однако эти телесные блоки находят свое выражение и в том, как люди воспринимают свое тело, причем это восприятие может быть в лю­бой из трех основных модальностей — визуальной, аудиальной и кине­стетической — или во всех сразу, а также в более мелких субмодально­стях внутри них. Изменения, с которыми работают массажисты, принято рассматривать под несколько иным углом зрения. Поскольку я не масса­жист и предпочитаю работать с психикой, я хочу предложить вам другой способ достижения тех же целей. Выявление внутренних границ — еще один способ получения подобной информации, а также возможность про­извести работу по устранению блоков или превращению их в нечто бо­лее полезное.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.