Трансформация наихудшего из них — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Трансформация наихудшего из них

2019-12-19 171
Трансформация наихудшего из них 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(втроем, 20 минут)

Разбейтесь на тройки и поработайте молча, самостоятельно, помогая друг другу в случае необходимости, а затем поделитесь опытом.

Группировка. Изучите свои противоположные примеры и опреде­лите, какие общие характеристики присущи их группе.

Наихудший противоположный пример. Используйте эти общие эле­менты в качестве основы для выбора наихудшего противоположного примера.

Трансформация. Произведите необходимую работу по изменению этого противоположного примера, не забывая использовать проверку на конгруэнтность: «Не противится ли этому изменению какая-то часть моей личности?»

Проверка обобщения. Рассмотрите несколько других противопо­ложных примеров из этой группы и выясните, не трансформирова­ны ли они уже. Если трансформированы, на этом можно поставить точку; если нет, вернитесь к шагу 1, трансформируйте еще один про­тивоположный пример — возможно, используя другой ресурс, — и сно­ва произведите проверку на полное обобщение.

Если у вас больше одной группы противоположных примеров, по­вторите этот процесс с каждой группой.

***

Есть ли у вас какие-то вопросы или замечания?

 

Дэвид: Когда я трансформировал один противоположный пример, все остальные автоматически посыпались, как домино. Вы сказали, что обычно так и бывает, но это все равно вызыва­ет у меня удивление.

 

Эл: Я взял свои противоположные примеры и замедлил их все, чтобы у меня было больше времени на обработку ситуа­ции, и это дало мне возможность прореагировать так, как яхочу.

То есть вы добавили какой-то личный ресурс — в данном случае замедление скорости, — который позволил вам трансформировать все противоположные примеры в примеры вашего качества.

Энн: Моё качество — проявление заботы о людях. Когда я рас­смотрела противоположные примеры, где я вела себя с кем-то грубо, то поняла, что когда я оказываюсь в положении «проповедника», люди иногда становятся зависимыми, при­ходят ко мне и задают вопросы, и иногда мне кажется, что я тащу их на буксире. Именно в этих случаях они начинают меня раздражать, даже когда я по-прежнему проявляю внут­реннюю заботу о них. Я пришла к выводу, что будет намно­го лучше для меня и для них, если я предоставлю им шанс самим разрешать их проблемы. Так чтобы, оказавшись в этой ситуации, я могла бы сделать поворот кругом и ска­зать: «Как, на ваш взгляд, вам хотелось бы разрешить этот вопрос?»  .

Боб: Я взял наихудший пример и трансформировал его. Затем, вернув его на место, я заметил, что он намного более кон­кретный и детальный, чем другие мои примеры, которые были более расплывчатыми и общими. Поэтому я полагаю, что мне следует произвести обзор всей своей базы данных и придать всем примерам большую конкретность.

Салли: Я обнаружила, что мои противоположные примеры распадаются на несколько групп, поэтому мне пришлось обра­ботать наихудший в каждой из них. Затем я подумала: «Как я могла бы использовать это в будущем?» Я представила себе, что в будущем у меня будет несколько противоположных примеров, хотя я и не знала, какими они будут. Ко­гда я начала представлять себе ряд противоположных примеров своего качества, то прежде чем смогла понять, что они собой являют — бац!— они автоматически трансформировались.

Отлично. Если выполнить этот процесс несколько раз, он становит­ся неосознаваемым и автоматическим. Конечно, всегда имеется возмож­ность, что некоторые из ваших будущих противоположных примеров могут заметно отличаться и требовать совершенно иного ресурса или транс­формации, чем те, которые вы использовали сейчас. В этом случае со­зданный вами механизм может не сработать.

Стратегия группирования проблемных ситуаций и обобщения их перед трансформацией очень полезна для психотерапевтов, независимо от того, какие изменения они стараются вызвать. Начинающие психотерапевты часто сталкиваются со следующей ситуацией: клиент приходит с жалобой, и они вызывают у него какое-то изменение, которое его удов­летворяет. Затем клиент приходит с другой жалобой, которая кажется очень похожей на первую, и они снова производят некоторое изменение. Затем клиент называет еще одну проблему, которая напоминает две пер­вые. Это может продолжаться до бесконечности, в результате чего рабо­та по изменению может просто надоесть. Если клиент рассматривает каж­дую из этих проблем как обособленную и не сгруппировал их в опреде­ленную категорию, то вам придется изменять их одну за другой.

Но если вы спросите клиента о ряде его проблем, прежде чем выпол­нять какую-либо работу по изменению, это может позволить ему сформи­ровать некоторую категорию в своём сознании, и затем вы можете изме­нить все проблемы сразу. «Все это кажется мне примерами вашей разоча­рованности в своих подругах. Согласны ли вы с этим?»; «Можете ли вы вспомнить другие примеры подобной проблемной ситуации?» «О, так это все ситуации, в которых вы чувствовали себя слабой и не способной спра­виться с ситуацией, но вам так или иначе удалось это сделать».

Когда вы добиваетесь конгруэнтной реакции — особенно такой, ко­торая сигнализирует: «А; я никогда и не думал об этом в подобном клю­че!», — это показывает, что вы помогли своим клиентам сделать какое-то новое-обобщение. Затем вы можете спросить: «Какая из проблем наи­худшая?» И когда они говорят: «Наихудшей была вот эта» и вы изменя­ете ее, все остальные проблемы в этой категории также изменятся, по­скольку в сознании клиентов отпечатывается мысль: «Все эти проблемы тождественны, а вот эта — наихудшая из них. Поэтому если данный при­ем срабатывает с ней, он сработает и со всеми».

Резюме

Противоположные примеры — исключительно важные аспекты вашей я-концепции. Они упрочивают Концепцию и делают ее более жизне­способной, в тоже время предупреждая вас об исключениях, а также делают вас намного более открытыми и чувствительны ми к коррек­тирующей обратной связи. Временное исключение противоположных примеров, изменение диапазона вашего качества и переопределение каких-то очевидных противоположных примеров как примеров другого качества — все это полезные способы реорганизации вашего опыта.

Еще более изящный способ использования противоположных приме­ров — их трансформация в позитивные примеры. Группировка проти­воположных примеров по сходству и последующая трансформация наихудшего обеспечивают возможность заметного упрощения и уско­рения процесса трансформации. План на следующей странице подыто­живает все то, что вы узнали об интеграции и трансформации противоположных примеров.

Трансформация противоположных примеров также обеспечивает ос­нову для изучения того, как можно взять какой-то неопределенный или негативный элемент я-концепции и трансформировать его в нечто по­зитивное, произведя по-настоящему революционное изменение. Но прежде чем мы научимся этой операции, я хочу показать, как вы може­те использовать всё изученное вами поданный момент для того, что­бы сделать нечто намного более простое — сформировать какое-то совершенно новое качество я-концепции.

Интегрирование и обработка противоположных примеров

(После «настройки» существующей базы данных, используя структуру, вре­мя и содержание, — см. контрольный перечень после главы 6.)

1. Перечень противоположных примеров

Где и как они репрезентированы?

Интегрированные или обособленные?

Тоже модальность, тоже локализация. Та же модальность, другая локализация. Другая модальность, другая локализация. Очевидные или скрытые? Модальности и субмодальности.

2. Интеграция противоположных примеров

Интегрируйте один противоположный пример за другим.

Контролируйте размер и другие субмодальности, чтобы противополож­ный пример не затмил собой базу данных.

Ограничьте количество противоположных примеров, оставив примерно 5-10%.

3. Утилизация противоположных примеров

Исключение противоположных примеров в случае напряженной работы по­средством переговоров.

Группировка противоположных примеров и выявление сходств. Пространственное или временное изменение диапазона качества.

Сужение.
Расширение.  

Интеграция с всеохватывающим качеством.

4. Трансформация противоположных примеров

Группировка противоположных примеров.
Выявление сходств.

Переопределение группы как иного и обособленного качества.

Идентификация наихудшего противоположного примера.

Трансформация наихудшего противоположного примера.

Проверка других противоположных примеров в группе на обобщение.

 

Глава 9

Формирование

Нового качества я-концепции

Мы рассмотрели влияние и взаимодействие переменных процесса и содержания при придании некоторому качеству вашей я-кон­цепции устойчивости и чувствительности к обратной связи. Мы также исследовали важность интеграции противоположных примеров и их трансформации в позитивные примеры. Пользуясь изученным мате­риалом, вы можете спросить людей о том или ином важном качестве их я-концепции, задать им вопросы, чтобы определить, как они реализуют это качество, а затем обучить их различным дополнительным навыкам, чтобы их я-концепция функционировала лучше прежнего. Внедрение по­добного изменения отразится на всей их жизни, повлияв на многие мо­дели поведения и реакции.

Теперь пора продемонстрировать, как нужно использовать всю эту информацию для того, чтобы сделать нечто еще более полезное и продук­тивное, а именно создать совершенно новое позитивное качество я-кон­цепции, когда у человека отсутствует репрезентация этого качества.

Когда люди считают, что обладают каким-то определенным качеством, например, что они заслуживают любви, это показывает, что у них уже есть позитивная я-концепция в отношении этого качества. Поскольку у них име­ется подобная основа внутреннего знания, они не нуждаются в том, чтобы окружающие говорили о наличии у них этого качества, а когда те призна­ют его, они по достоинству оценят такое дополнительное подтверждение. Когда человек говорит: «Меня не любят», это показывает, что он считает себя не заслуживающим любви, — негативная я-концепция в отно­шении этого качества, которую мы подробно рассмотрим позже. Если бы вам было нужно сформировать позитивную я-концепцию для этого ка­чества, сделать это было бы очень трудно, поскольку она стала бы конфлик­товать с негативной я-концепцией, которая уже присутствует. И если бы мы все-таки преуспели в формировании нового позитивного качества, это привело бы к амбивалентности и неопределенности. Некоторым лю­дям уже свойственна подобная амбивалентность. Иногда они считают себя заслуживающими любви, а иногда нет, и часто просто не уверены в своих самооценках.

Когда человек говорит: «Я не считаю себя заслуживающим любви», нам необходимо больше информации, чтобы понять его внутренний опыт. Возможно, человек хотел сказать, что у него негативная я-концепция. Или, быть может, он имел в виду именно то, что буквально выражают его слова: что у него отсутствует позитивная (или негативная) я-кон­цепция в отношении этого качества. Вероятно, он знает, что означают слова «заслуживающий любви», но еще не объединил переживания (либо позитивные, либо негативные), которые предоставляют информацию о том, заслуживает он любви или нет. Для удобства я назову это отсут­ствие базы данных «пустым множеством».

Поскольку человек не знает, заслуживает он любви или нет, то ча­сто обращается за информацией к окружающим. Но даже когда он полу­чает подтверждение со стороны других, оно оказывается не слишком дол­говечным, Поскольку человеку негде хранить эту информацию. Получе­ние внешнего подтверждения подобно попытке удержать воду в сите — оно «проходит насквозь», не оставляя следа. Поэтому человек, вероятнее всего, вскоре снова задаст тот же вопрос; таких людей окружающие ча­сто описывают как «неуверенных», «бедненьких!» и «зависимых».

В этом случае имеет смысл просто объединить переживания в жела­емое качество позитивной я-концепции — метод, который был впервые описан несколько лет назад (2, гл. 3); Поскольку часто у человека уже имеется неопределенная или негативная репрезентация данного качества, возможности использовать этот паттерн несколько ограниченны. Одна­ко в целях обучения полезно начать с простейшего случая, в котором не приходится иметь дело с отрицанием или амбивалентностью, и чтобы сформировать новое качество я-концепции, мы можем воспользоваться тем, что мы уже изучили. Вскоре мы также узнаем, как превращать не­определенное или негативное качество я-концепции в позитивное.

Следующая дословная стенограмма взята из демонстрационного при­мера, который являлся частью проводившегося в 1992 году НЛП-тре­нинга для опытных участников и который вы можете найти на видеокас­сетах (6). В то время я еще не закончил моделировать я-концепцию и поэтому знал намного меньше, чем вы сейчас. Я дал краткое вступитель­ное пояснение, во многом напоминавшее приведенное выше, и когда спро­сил, нет ли желающих принять участие в демонстрации этого процесса, поднял руку Питер.

Демонстрация

И какое же качество вы хотите приобрести?

Питер:     Ну, «заслуживать любовь» — как раз то, что меня волнует.

Так, значит, вы не считаете себя заслуживающим любви?

Питер: Не особо.

Я же считаю вас заслуживающим любви, поэтому подойдите сюда. (Питер выходит и оказывается перед аудиторией.) Хорошо, когда я про­изнес эти слова, что произошло у вас внутри?

Питер: (качая головой и пожимая плечами): Я как бы сказал: «Нет».

Так, если вы говорите «нет», приведите другие возражения. (Обра­щаясь к группе.) Я провожу проверку, чтобы убедиться, что это не одно из негативных убеждений.

Питер: Ну, ваши слова как бы попадают... мне кажется, они попа­дают в пустоту.

«Пустота». Это звучит неплохо. Поскольку если это одно из подоб­ных пустых множеств, то это означает, что у вас там ничего нет. Значит, негативное убеждение отсутствует. И действительно, сейчас, когда я вас проверяю, я бы не подумал, что вы считаете себя не заслуживающим любви.

Питер: В сущности, нет. Скорее я не считаю себя заслуживающим любви.

Что ж, хорошо. (Обращаясь к группе.) Это то, что нам нужно. По­нятно ли, зачем я провожу подобную короткую проверку? Я хочу убе­диться, что это одно из пустых множеств. А что произойдет, если вы просто возьмете и сформируете одно из позитивных убеждений, не осла­бив ни одного из негативных?.. Подумайте об этом. Ну... я говорю совер­шенно серьезно. Это важный момент. Если у человека имеется какое-то негативное убеждение — если он считал себя не заслуживающим любви и если он формирует в этой области убеждение в том, что он заслужива­ет любви, что произойдет?.. Вы сталкиваетесь с проблемой противоре­чия частей. У большинства людей и так достаточно конфликтов; давайте же не будем добавлять новых. (Питеру.) Вспомните какое-то качество, которое, на ваш взгляд, вам присуще.

Питер  (кивая): Я считаю себя умным.

Умным. Прекрасно. И вы твердо уверены в этом, не так ли?

Питер - (кивая): Да. (Смех.)

Да. (Шутя). Не путайте: мы говорим не о «Самонадеянности», а об «уме». (Снова смех.) Хорошо. Так, мне интересно, каковы ваши, доказа­тельства? В чем у вас выражается это ощущение себя как умного?

Питер: Гм... Ну (смеется), у меня нет полной уверенности. Гм, речь идет о внутреннем ощущении?.. (Указывая на свое левое ухо.) Я слышу голос, который говорит: «Я сообразительный».

Итак, вы слышите тихий голос. А каковы его доказательства? Го­лос— это всего лишь голос, верно? Слева от вас звучит голос, который говорит; «Я Сообразительный». Прекрасно. Я не возражаю против этого. Я хочу лишь понять, каковы его доказательства? Почему он считает, что вы умный?

Питер: Мне говорили это другие люди.

Я, например, не верю другим людям. А вы?

Питер      (кивая): Верю.

Неужели? Итак, мне достаточно лишь сказать, что вы заслуживаете любви, и отныне...

Питер: Мне кажется, если я буду слышать это достаточно часто.

«Достаточно часто». Прекрасно. И поэтому...

Питер:  Да. Теперь все как будто сходится. Вы об этом-то и гово­рили, — например, я постоянно хочу, чтобы моя жена гово­рила мне, как сильно она меня любит. А она считает мои
просьбы глупыми. (Смех.)

Так. (Смех.) (Обращаясь к группе.) Это то, что нам нужно. То, что нам нужно. Мы получили оба результата, поскольку только что были выполнены два основных условия. Одно состоит в том, что Питер нуж­дается в подтверждении со стороны окружающих, а другое — в том, что если я говорю ему, что он заслуживает любви, мои слова не принимают­ся в расчет. «Они попадают в пустоту». И это то, что нам нужно. Пре­красно. (Питеру.) Касательно вашей сообразительности — имеются ли у вас аудиальные воспоминания о том, как различные люди говорили вам о ней при разных обстоятельствах? Является ли это доказательством?

Питер (кивая): Да, и я делал многое для того, чтобы получить внеш­нее подтверждение.

Итак, когда вы слышите эти голоса, — давайте возьмем лишь один, — можете ли вы вспомнить какой-то конкретный случай, когда кто-то го­ворит: «Вы высказали умную мысль» или что-то в этом роде?

Питер кивает.

Вы припоминаете, голос. И что же он говорит?

Питер: Я помню, как мой отец говорил: «Не могу понять, откуда в тебе столько ума».

Прекрасно. И вы слышите эти слова? Они имеют под собой опреде­ленную основу. «Не могу понять, откуда в тебе столько ума». Они также подразумевают сравнение, не так ли, — выходит, что сам отец не такой сообразительный. Питер говорит, что его отец сказал ему, что он сообра­зительнее его.

Питер: Это вызвало во мне очень странные ощущения, поскольку я всегда полагал, что отец намного умнее, чем я. Так что это было нечто реальное... (Питер выглядит озадаченным.)

Когда он сказал это. Я понял. (Обращаясь к группе.) Я хочу, запи­сать этот случай, потому что мне необходимо его запомнить. Иногда вам попадается хороший пример, подобный этому, который прекрасно под­ходит для обучения. «Не могу понять, откуда в тебе столько ума». Хоро­ший пример. Хотелось бы, чтобы больше родителей произносили подоб­ные слова. А что говорят большинство родителей?.. Сохраняя ту же фор­му предложения и изменяя лишь несколько моментов? Что говорит большинство родителей? «Почему ты такой глупый и упрямый?», «Не знаю; в кого в тебе столько глупости!». Ладно, не будем останавливаться на этом. (Питеру.) А имеются ли другие примеры? Слышите ли вы там же другие голоса? Насколько я могу судить по вашим словам, важно, кому принадлежит голос. Так ведь?

Питер  (кивая): Да.

Если бы это был просто человек с улицы, имел бы его голос такое же значение? Был бы он столь же убедительным?

Питер: Нет; но он бы все равно... все равно был принят во внимание.

Хорошо. То есть он бы все равно был частью общей картины. Хоро­шо.

Питер: Чем умнее человек, делающий замечание, тем значимее его слова.

Конечно. То есть важен источник. Хорошо: Сколько голосов вы мо­жете слышать, как вы полагаете? Вы сказали, что их множество, вспом­нили, люди...

Питер    (качая головой): Не знаю, но на ум приходит число пятьдесят.

Пятьдесят. Хорошо. Вы — скрупулезный человек, не так ли?

Питер: Полагаю, что да.

Хорошо. Не добавите ли что-нибудь по поводу доказательств? Итак, имеется голос, который сообщает вам нечто, и имеются доказательства, стоящие за сообщением, которые приводят все зги люди, говоря подоб­ные, вещи. Есть ли что-нибудь еще?

Питер: Гм. Есть... Когда вы сначала задали, этот вопрос, у меня ничего не было, никаких конкретных образов. Это был ско­рее просто звук. Сейчас же я могу восстановить в памяти картину событий, когда я получал свои ученые степени, и у меня на стенах висят дипломы, которые напоминают мне...

А когда вы слышите голос своего отца, говорящий: «Не, знаю, отку­да в тебе столько ума», не появляется ли одновременно какой-то образ?

Питер (качая головой): Нет. Лишь образ отца — я имею в виду. Я помню ситуацию, в которой он произнес эти слова.

Но видите, ли вы ее — глас ли это вопиющего в пустыне или у вас имеется какая-то сопутствующая картина ситуации, в которой он это сказал? (Питер — англичанин, поэтому закономерно, что его репрезента­ция преимущественно аудиальная, но я проверяю, не присутствует ли также визуальный ряд, который обычно более значим для американцев.)

Питер      (кивая): Мне кажется, что аудиальный ряд намного важнее визуального.

Хорошо. Теперь я хочу задать вам еще один вопрос, который может показаться несколько странным: «Есть ли у вас какие-либо противопо­ложные, примеры?» Хотя бы один?

Питер     (широко улыбаясь и качая головой): Нет. Если быть точным, и да, и нет. То есть я знаю, то иногда совершаю глупые поступки, но (качает головой) они не меняют мое убежде­ние. По какой-то причине они не оказывают влияния.

Отлично. Теперь я хочу провести нечто вроде эксперимента, а вы скажите мне, удался ли он. Что, если у вас там будет звучать как мини­мум один голос, либо, скажем, два или три, которые говорят, что время от времени вы допускаете промахи?

Питер: Это нормально.

Нормально? Ладно. Мои действия направлены на то, чтобы не до­пустить самонадеянности. Прекрасно, если у вас имеются обобщения, но все обобщения где-то дают сбой. Даже самый умный человек в мире —уж не знаю, кого вы назовете, — иногда говорит глупости, глупо себя ведет и так далее. Если у человека в его обобщении имеются только позитивные примеры, тогда он может подумать: «Все, что я говорю, безукоризненно. Все, что я делаю, идеально».

Питер (качая головой): Ко мне это не относится.

(Обращаясь к группе.) В данном случае это не так. Ладно. И один, из способов, каким вы можете не допустить самонадеянности, — созна­тельно сформировать примеры, противоположные своему обобщению. Хорошо, если имеется широкое, основательное обобщение. У Питера пять­десят примеров; у некоторых людей бывает лишь один. Есть старый анекдот о человеке, который знает, что все индейцы ходят гуськом, поскольку как-то раз видел одного, который так шел. (Смех.).

Это обширная область, которую очень интересно исследовать с точки зрения я-концепции и обобщений в целом. Поскольку я-концепция - это всего лишь обобщение в отношении «я». Некоторые люди умудряются делать обобщения на основании одного примера. Человек совершает ка­кой-то поступок, и они говорят: «Этот человек такой-то», поскольку они. однажды увидели его таким, — это очень похоже на случай с «хождением гуськом». А другие оказываются намного более скрупулезными; для» того чтобы сделать какое-то обобщение, им требуется множество примеров.

Приходилось ли вам встречать людей, которые полагали, что они очень умны, а другие люди с ними не соглашались? К сожалению, кли­енты не приходят к вам со словами: «Я чересчур самонадеян и хотел: бы избавиться от этой черты». (Смех.) Так не бывает. Если депрессивный человек считает, что ему ничто не поможет, он не придет и не скажет вам об этом, поскольку полагает, что это также не поможет. То есть имеются определенные ловушки, в которые могут попадать люди с определенны­ми проблемами, с которыми они к вам не придут. Их может привести кто-то другой — жена, сын, дочь или кто-либо еще, но человек не воспри­нимает это как проблему (или не считает, что решение возможно).

Большинство схем, с которыми мы сталкиваемся в НЛП, — а ведь ему-то мы вас и обучаем, — вращается вокруг клиента-добровольца, че­ловека, который приходит и говорит: «Мне тяжело; у меня не складыва­ется жизнь; мне нужна помощь». Бывают другие ситуации, подобные описанной выше, которые разрешить немного сложнее, поскольку вам приходится убеждать человека, что у него имеется проблема (или что решение возможно).

(Питеру.) Хорошо, вернемся к вашему случаю. Все, что я собираюсь сделать — и хотел бы знать, нет ли у вас каких-либо возражений, сформировать аналогичную репрезентацию того, что вы заслуживаете?

Питер (выразительно): Никаких возражений! Множество голосов внутри говорят: «Да, да, да!»

Вашей жене это тоже понравится. Итак, вы знаете, где вы слышите эти голоса и насколько они громкие и детали качеств «я сообразительный» или «я умный». И я хочу использовать следующий прием, поскольку полагаю, что он окажется более эффективным. У вас имеется основное обобщение, гласящее «Я сообразительный». Я хочу создать новую сум­марную репрезентацию. Прежде чем это сделать, я хочу сформировать конкретные примеры в прошлом. Они не должны утверждать, что вы «заслуживаете любви» — этих слов там не должно быть. Скажем, они могут гласить: «Вы только что проявили чувство любви к ребенку», «Вы преподнесли мне прелестный подарок» или что-то в этом ряде. И я хочу, чтобы вы, не торопясь, создали, один за другим, 50 подобных примеров. И когда у вас будет 50 примеров, вы можете создать итоговую репрезентацию — услышать голос, который даст вам знать: «Я заслужи­ваю любви», «Я — заботливый человек» или то, что вы предпочитаете слышать. Слова не важны; они могут иметь значение только для конк­ретного, человека, поскольку некоторые слова одним помогают больше, а другим меньше. Есть ли у вас какие-то вопросы?

Питер: Нет.

Хорошо. Приступайте. (Питер закрывает глаза.) Поищите примеры в своей памяти... и, конечно, в этом процессе может принять полновесное участие ваше подсознание... вспомните различные случаи из своей жизни и подобно тому, как в той ситуации было важно, чтобы человек, который назвал вас умным, сам был умным... вероятно, важно; чтобы человек, который говорит эти слова, был умным и заслуживающим люб­ви или обладал каким-то иным качеством, которое вы также цените. Имеет ли это значение? (Питер кивает.) Хорошо. Не торопитесь... Постепенно объединяйте примеры, один за другим... Голоса, которые отличаются искренностью и конгруэнтностью, дают вам ощущение того, что вы забот­ливый, достойный любви человек... (Следует 26-секундная пауза, во вре­мя которой Питер подбирает и объединяет примеры.) И я не думаю, что вам так уж необходимо считать до 50.

Питер (более тихим голосом, кивая): Нет, просто я хотел убедить­ся, что процесс завершен.

То есть вы полагаете, что он завершен. Вы можете добавить несколько  дополнительных примеров в свободное время — когда будете ждать ав­тобус и т. д. Хорошо, слышите ли вы уже голос, который как бы подыто­живает все это?

Питер (кивая): Гм. (Тихо.) Он говорит: «Я любим».

«Я любим». Отлично. Прекрасные слова. И ваша интонация мне нравится.

Питер:    (широко улыбаясь): Да. Мне тоже.

Итак. Заслуживаете ли вы любви?

Питер (тихо): Да.

Что вы испытываете?

Питер (улыбаясь): Очень странное чувство.

Да. Поначалу так и бывает. Вы столкнулись с чем-то новым. Это похоже на многие другие изменения, которые сперва кажутся странны­ми, но это приятная странность, не так ли?

Питер: Да. Я начинаю воспринимать себя совершенно иначе... Из­менился ли мой голос?

Ага (соглашаются участники группы).

Питер: Поскольку мой голос кажется другим даже мне.

Ага. Он стал более глубоким. И немного приглушённым.

Питер: Ого! (Широко улыбаясь) Спасибо.

Хорошо. Что вы испытываете теперь? По прошествии 20 секунд, во время которых вы могли привыкнуть к новому состоянию. (Смех.).

Питер: Гм, такое ощущение, что внутри меня все ходит ходуном. И меня слегка трясет. Мне кажется, самое приятное здесь — ощущение того, что свершилось чудо. (Тихо.) Это похоже на состояние восторга!

Примерно 30 минут спустя Питер заметил: «Сейчас, корда я совершил ретроспективное путешествие во времени, мне на память приходит це­лое множество событий, как бы говорящих: вот пример этого качества, а вот еще один, а вот еще».

Это типичная реакция, когда новое обобщение становится ядром, вокруг которого объединяются другие примеры, соответствующие вновь сформированному качеству. Эта демонстрация, включая пояснения, ко­торые я дал группе, заняла 17 минут.

***

Последующая беседа с Питером

Ниже приведена дословная стенограмма беседы с Питером, состоявшей­ся две недели спустя, на следующий день после дня святого Валентина.

Итак, Питер, прошла пара недель после того как мы выясняли, за­служиваете ли вы любви — или любимы, как-то вышло на поверку, — и мне интересно, заметили ли вы какие-либо изменения — в частности, вы упоминали о том, что постоянно спрашивали свою жену, любит ли она вас и так далее, и мне любопытно, заметила ли она что-либо.    

Питер: Я не уверен, сознает ли она, что именно изменилось. Я же определенно это сознаю, поскольку чувствую себя более независимым. Я как будто перестал нуждаться в постоян­ной обратной связи. Отменным случаем для проверки этого, конечно же, был день святого Валентина. И вчера я по­лучил по-настоящему великолепные подарки к этому дню,
целую кучу, которые ясно показали мне, как я ей дорог. И од­но то, что я заметил это, уже указывает на изменение. Я хочу сказать, что это тронуло меня. Раньше я просто принимал подарки мимоходом, как нечто само собой разумеющееся (Питер делает жест левой рукой, как будто пе­ребрасывая что-то небрежно через левое плечо), и это про­ходило мимо моего сознания (проводит рукой над своей головой).

Удачный жест. (Смех.) «Ты меня любишь?» «Да». (Я копирую жест Питера) (Смех.)

Питер: (улыбаясь и кивая): Не может быть. Фьють. (Питер повторяет свой жест.) На этот раз я действительно заметил, насколько...

Вы могли по-настоящему вкусить и ощутить это, вместо того чтобы
просто взять и отбросить. (Питер кивает.) Отлично.

Питер: Да. Все это очень приятно. Произошло и другое событие. Вчера я делал доклад перед группой людей, которым, как мне кажется, не слишком интересно то, о чем я собирался говорить. И я был поражен насколько хорошо все прошло, — я добился от них позитивной реакции. Это было по-настоя­щему позитивное чувство, и опять же я не слишком уверен, как это связано с моим изменением, но мне кажется, что такая связь существует. Как будто появилось нечто совер­шенно иное, что я привношу в ситуации или получаю в ответ.

Возможно и то и другое.

Питер: Да. Так что я был на высоте. Я... я ощущаю это.

***

Последующая беседа с женой Питера

Через неделю после беседы с Питером я поговорил с его женой Джоун. К тому времени Питер еще ничего не говорил ей о той работе, которую я с ним провел.

Итак, Джоун, прошло около трех недель после того, как я провел определенную работу с вашим мужем. Неделю назад я коротко побеседо­вал с ним, спросив его, заметили ли вы какие-то изменения в его поведе­нии, и он сказал мне, что не спрашивал вас об этом. Поэтому я предпола­гаю, что он даже не сказал вам, что я провел с ним определенную работу. Не так ли?      

 

Джоун: Он ничего не говорил мне об этом процессе. Я пыталась узнать у него, поскольку заметила, что он изменился.

Не могли бы вы сказать, в чём заключаются эти изменения?

Джоун: Ну, они просто поражают. Я сейчас вспоминаю тот момент, когда он пришел домой после занятия с вами три недели назад. Я сразу заметила, что произошли даже физические изменения. Его шаг стал более пружинистым. И сам он как будто просветлел; в глазах появилось больше блеска. Лицо стало менее напряженным, намного более спокойным. Он стал говорить более тихим голосом. Я заметила также из­менения в его поведении, в наших отношениях.

Это как раз то, что меня больше всего интересует.

Джоун: Он стал намного более веселым. Стал чаще шутить. Стал более ласковым — не таким целеустремленным.

Можете ли вы вспомнить какие-то конкретные действия, в которых заметны различия между его прежним и нынешним состоянием или не­что происшедшее за последнюю пару недель, чего он не делал раньше?

Джоун: Он стал слушать.

Стал слушать?

Джоун: Да, стал слушать. Прежде он был слишком рассудитель­ным, как бы говоря: вот, это верно, а это нет; теперь в его отношении стало больше любви и понимания... он пере­стал делить все на правильное и неправильное. Он просто слушает меня.

Вижу, что вам нравятся эти перемены.

Джоун: О, я от них в восторге! Они чудесны. Наше общение стало намного более радостным. Он стал более непосредствен­ным, более счастливым...

С ним стало приятнее общаться?

Джоун: Намного приятнее, жизнь из него просто бьет ключом. Я в восторге от этого.

Отлично. Что-нибудь еще?

Джоун: Он как будто — я давно хочу это сказать — как будто стал больше любить себя и всех остальных, стал более распо­ложен к игре.

Да, с ним произошли большие изменения.

Джоун: Просто невероятные изменения. Я говорю это совершенно серьезно!

В обсуждении, которое последовало за этой записанной на видео бесе­дой, Джоун упомянула о двух других изменениях, происшедших с Пите­ром. Во-первых, он долго играл с ребенком, которого привели к ним в гости, чего никогда не делал раньше. Она также сказала, что Питер боль­ше не беспокоится, когда она хочет отлучиться по своим делам. Если ей нужно куда-то уйти днем, он не допытывается, где она была, и не звонит ей, чтобы выяснить, когда она вернется домой.         

 

Обсуждение

Есть ли у вас какие-то, вопросы по поводу видеозаписи этого занятия?

Фрэн: Оно выглядит слишком простым и лишенным драматизма. Большинство людей считают, что изменение на уровне идентичности требует больших усилий и занимает длительное время.

Ну, любая задача может быть трудной, если неизвестно, что нужно делать или как это сделать, и большинство вещей даются с легкостью, когда это ясно. Всем вам наверняка приходилось впервые пользоваться каким-нибудь сложным прибором: помните, как вы были раздосадованы тем, что не знаете, как с ним обращаться? Но стоило вам понять, как это нужно делать, и все стало просто.

То, что я продемонстрировал с Питером,— простейший вид измене­ния идентичности. Это было изменение, которого он сам желал, негатив­ные убеждения, которые могли бы стать помехой, отсутствовали, и не было никаких конфликтующих последствий, которые надо было бы при­мирять.

Большинство людей, которые пытаются добиться более позитивно­го самоощущения, находят эту задачу очень трудной, поскольку у них уже имеется какое-то негативное самоощущение, которое становится по­мехой. Это немного напоминает попытку поднять большой камень, кото­рый приро с к земле, поэтому, разумеется, эта задача очень трудна и пол­на драматизма. Вскоре я покажу вам, как разрешать подобные ситуации,которые несколько усложняют процесс.

Многие ставят знак равенства между бурным проявлением эмоций и эффективным изменением, и, как мне кажется, в этом одна из причин того, почему НЛП часто критикуют за «игнорирование эмоций». Можно привести множество аргументов против того, что драма и эмоции являются критерием эффективности, и я полагаю, что в действительности это как раз наоборот. Нередко, когда люди бывают очень эмоциональны­ми, они просто выражают фрустрацию и отсутствие у них ресурсов, позволяющих справиться с трудной ситуацией.

Напротив, когда ваши ресурсы подходят для того, чтобы справить­ся с трудной ситуацией, вы можете даже не задуматься о ней, не говоря уже о том, чтобы проявлять эмоции по ее поводу. Вспомните о завязыва­нии шнурков и всех прочих вещах, которые являлись для вас непреодолимыми трудностями, когда вы были маленькими детьми, и которые ста­ли теперь настолько обыденными и неосознаваемыми, что вы даже не задумываетесь о них.

Инженеры знают, что любая машина, которая сильно шумит при работе, неэффективна, поскольку ш


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.