Процессуальные элементы я-концепции — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Процессуальные элементы я-концепции

2019-12-19 158
Процессуальные элементы я-концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Количество примеров. Сколько примеров содержится в вашей базе дан­ных?

Локализация. В какой части вашего личного пространства находятся ваши примеры?

Одновременность /последовательность. Примеры доступны вам одно­временно, все сразу, или последовательно, один за другим (или и так и так)?

Модальности. Все ли основные модальности используются (зрительная, аудиальная, кинестетическая)?

Ассоциация. Можете ли вы без труда погрузиться в любой пример и ассо­циироваться с ним?

Субмодальности. (Субмодальности — это более мелкие элементы внут­ри модальности.) Какие субмодальные элементы (размер, яркость, удален­ность, подвижность/неподвижность, тональность, громкость и т. д.) делают образы устойчивыми и значимыми, реальными и убедительными для вас?

 

Упражнение 4.2

Изменение своей я-концепции

(втроем, 15 минут)

Я хочу, чтобы вы снова посвятили примерно 5 минут безмолвному исследованию собственного опыта, направляемому этими вопросами, а за­тем поделились с другими, обсудив то, что вы обнаружили, и помогли друг другу выяснить, что вы делаете, путем хороших вопросов и наблю­дения за невербальными сигналами.

После этого я хочу, чтобы вы поэкспериментировали с изменением элементов своей базы данных и отметили, каким образом эти действия изменяют то, как вы ее воспринимаете. Одна из операций, которые вы можете сделать, — это пройтись по контрольному перечню, изменяя каждую из переменных, которые я перечислил. Попробуйте добавить примеры в свою базу данных или удалить из нее какие-то. Сколько бы примеров у вас ни было первоначально, постарайтесь сделать так, чтобы их стало значительно больше, а потом — меньше. Если ваша база данных последовательна, попробуйте сделать ее доступной одновременно, и наоборот. Определите, к каким различиям ведет ассоциация с примером, — снача­ла представьте себя на месте событий, а затем диссоциируйтесь от собы­тия и посмотрите на него так, как будто это фотография или кинофильм. Поэкспериментируйте с изменением субмодальностей, которые вы ис­пользуете в базе данных, делая картинки или звуки более или менее ин­тенсивными, приближая или удаляя их, увеличивая или уменьшая и т. д.

Еще один способ исследования — попробовать приемы, к которым прибегают другие в вашей тройке. Скажем, если у вас уже есть 5 боль­ших примеров, расположенных прямо перед вами, а у одной из ваших партнерш — 30 более мелких, находящихся слева от нее, попробуйте сде­лать, как у нее. Вносите только по одному изменению единовременно, так чтобы вы могли заметить, как на ваши ощущения влияет каждое изменение. Сначала можно добавить 25 примеров к пяти уже имеющим­ся и посмотреть, что при этом изменится. Затем вернитесь к тем 5, с ко­торых вы начали, и просто уменьшите их. Далее вернитесь к своей пер­воначальной пятерке и переместите ее влево от себя. Наконец, попро­буйте произвести все эти изменения сразу, так чтобы вы могли ощутить то же, что она.

Я добиваюсь прежде всего того, чтобы во время экспериментирова­ния вы увидели, как каждое изменение влияет на ваше чувство уверенно­сти или целостности в отношении вашей я-коицепции. В предложенном мной примере вы можете провести сравнение между ситуациями, когда у вас 5 примеров и когда их 30. Какая из них ощущается острее, кажется более реальной и истинной? Это ощущение служит хорошим индикато­ром устойчивости или прочности вашего качества. В течение первых 5 ми­нут, используя контрольный перечень, исследуйте собственные пережи­вания, прежде чем поделиться ими с другими людьми в вашей тройке и вместе поэкспериментировать.

Более двадцати лет назад мы с Коннирой ездили на пятидневные семинары по НЛП. Во время одного из таких семинаров в первый день за ленчем один человек сказал нам, что уезжает домой. Он был полно­стью удовлетворен, поскольку уже «все узнал», так что если он останет­ся, это будет для него пустой тратой времени! Он также сообщил нам, что некогда научился управлять самолетом, поэтому ему известно, что управлять самолетом он может. Как-то раз, летая в свое удовольствие, он обнаружил, что сгустились облака и земля скрылась из виду. Ранее он освоил то, что называют «правилами визуального полета», но не знал, как пользоваться рычагами управления при посадке в условиях облачно­сти. Он вышел на связь с диспетчером, и они оба начали немного волно­ваться, но затем в облаках появился небольшой просвет и он смог сесть на землю.

Вот вам пример случая большой уверенности и малой компетентно­сти, о котором я говорил ранее и который является типичным следстви­ем ситуации, когда имеется крупный, яркий суммарный образ собствен­ной личности, но не базы данных, содержащей фактический опыт, кото­рый этот образ подкрепил бы. Как правило, такие люди рано или поздно «отбиваются от стада», и, к несчастью, они часто увлекают за собой дру­гих. У летчиков существует поговорка: «Бывают опытные пилоты, быва­ют рисковые пилоты, но не бывает опытных рисковых пилотов».

Теперь, Сара, скажите, что произойдет, если вы увеличите количе­ство примеров до восьмидесяти или ста? Между прочим, если вы или кто-то другой пожелаете прекратить со мной общение, вам достаточно подать мне знак, и я растаю, как облачко дыма, и не буду вас больше беспокоить. Тем самым у меня развязаны руки, и я могу задавать вам вопросы и вести с вами игру, твердо зная, что у вас есть полное право остановиться в любой момент.

Сара: Увеличение количества примеров придает мне чувство еще большей уверенности. Когда я уменьшила количество до одного, то видела только то, как я это делаю в одном кон­тексте, поэтому я подумала: «Возможно, я и делала это там и тогда, но совсем не обязательно, что я смогу сделать это где-то еще».

Все верно. Вот почему, применяя паттерн взмаха, мы всегда просим человека увидеть собственный образ вне контекста, чтобы перенести из­менение в я-концепции на как можно больший круг ситуаций. Мы также просим людей, чтобы они не представляли себя совершающими какое-то конкретное действие, поскольку в этом случае они обычно оказываются привязанными к тому действию, которое мысленно изобразили. Образ становится намного более продуктивным, когда вы видите себя облада­ющим определенными качествами, но без контекста или специфическо­го поведения. Теперь, Сара, попробуйте оставить только одну картинку, а затем постарайтесь убрать контекст, так чтобы вы продолжали видеть себя, а ваше окружение исчезло. Как будто вы видите себя на сцене, а затем все декорации и другие люди пропадают.

Сара: Стало лучше. Теперь у меня усилилось чувство, что я могу сделать это в разных контекстах, но оно по-прежнему не столь целостное, как в случае большего количества обра­зов и фактического видения себя, делающей это в различ­ных ситуациях.

Верно. Видеть себя в широком круге ситуаций еще лучше, чем ви­деть себя вне контекста. Это один из приемов, в которых изменение ва­шей базы данных может оказаться еще более эффективным, чем в пат­терне взмаха.

Рич: Я готов присоединиться к Саре. Я с удовольствием опус­тил контекст, убрав из примеров все детализированные де­корации. Когда я проделал это с несколькими событиями, то остался лишь один я, — я сидел, наклонившись вперед и широко открыв глаза, наблюдая и по-настоящему интере­суясь происходящим. Это помогло мне намного глубже про­никнуться чувством того, что данное качество является не­кой врожденной способностью, которая мне присуща, а не просто реакцией на что-то: «Ух ты, как интересно». Я сам являюсь тем, кто генерирует интерес, и все это в гораздо большей степени ощущается как личное качество. Чувство становится намного более целостным.

То есть происходящее становится скорее частью вас, а не контек­стом, поскольку контекст исчез.

Рич: Верно. Так и есть.

Когда вы устраняете контекст, возрастает уровень абстракции. На­деюсь, что вы способны подобрать любой контекст и поведение будет ему соответствовать. Конечно, это может вводить в некоторое заблужде­ние, поскольку определенные качества намного более полезны и адек­ватны в одних ситуациях, чем в других. Это одна из потенциальных про­блем. Существует и другая возможная проблема. Вы могли бы вы расска­зать мне немного о содержании?

Рич: Хорошо. Это несколько различных ситуаций: работа за компьютером, игра на музыкальном инструменте, приготовление пищи.

Прошу прощения, я нечетко задал свой вопрос. Я полагаю, все это составляет содержание ваших примеров. Но каково наименование качества?

Рич: Любопытство

Отлично. Оно прекрасно подходит для нашего упражнения, поскольку является по большей части внутренним состоянием. Но даже в этом случае вы можете потерять данные, касающиеся специфических особенностей вашего любопытства. Иными словами, что именно вы пытаетесь обнаружить, когда проявляете любопытство? Меня интересует, каковы его перцептивные качества и каковы действия, являющиеся его частью, а не просто чувство любопытства?

Рич: Я по-прежнему вижу яркие образы, слышу звуковую дорожку и продолжаю испытывать позитивное чувство, как будто меня что-то тянет вперед.

Хорошо. Но все это происходит внутри вас, не так ли?

Рич: Да, в этом-то и была вся суть. Это было мое состояние любопытства. Есть вещи, которые остаются неизменными во всех этих разнообразных примерах.

Да, и это состояние любопытства также проявляется во внешних действиях, например когда вы наклоняетесь вперед, внимательно всмат­риваетесь во что-то и так далее.

Рич: Для меня это не составляет проблемы. Я могу смотреть на Майка, сидящего вот там, и просто проявлять любопыт­ство. Это скорее внутреннее ощущение; происходит опре­деленное отстранение от реальности. Обычно я так себя не веду, но я получил удовольствие от экспериментирова­ния. Мне нравится, когда есть контекст, поскольку он дела­ет чувство более полным. Обостряется ощущение: «Вот я, вокруг меня реальность, и мы взаимодействуем».

Очень хорошо, когда сохраняется эта связь. Теперь вернемся к ко­личеству примеров. Обычно увеличение их количества усиливает чув­ство, а уменьшение количества его ослабляет. В этом есть определенный смысл, не так ли? Если у вас имеется много примеров того, как вы про­являете конкретное качество в самых разных ситуациях, совершая раз­личные действия, вы будете испытывать большую уверенность в отно­шении того, что это качество вам действительно присуще, чем в том слу­чае, когда у вас имеется только один пример или несколько.

Однако есть несколько характерных исключений. Если вы изучите их внимательно, они тоже обретут смысл, поскольку увеличение количе­ства может повлиять на другие важные элементы. Не обнаружил ли кто- то из вас, что добавление примеров ослабило ваше ощущение качества, вместо того чтобы его усилить?

Эл: Когда я увеличил количество примеров, они стали подав­лять, наподобие мультимедийной программы, но затем я замедлил темп и все пришло в норму.

Отлично. Вы смогли внести коррективы, которые сделали ваше со­стояние комфортным.

Сью: У меня было около пяти примеров, и когда я добавила мно­го других, ощущение ослабло.

А почему добавление примеров ослабило его?

Сью: Чем больше было примеров, тем тусклей становились цве­та; образы будто бы вылиняли.

Одновременны ли ваши примеры? Видите ли вы их все сразу?

Сью: Да, некоторые находятся дальше от меня, а некоторые бли­же, но все они появлялись одновременно. Когда я увеличи­ла количество примеров, все они стали более бледными и приглушенными.

Хорошо. Когда у вас одновременное изображение и вы добавляете образы, они, скорее всего, должны стать меньше.

Сью: Да, все так и было.

А когда они становятся меньше, их сложнее увидеть, и это ограни­чивает вашу реакцию. Вы также сказали, что они стали более приглу­шенными, поэтому я предполагаю, что когда они стали меньше, аудиальные ощущения также исчезли. Постарайтесь увеличить изображение.

Сью: Тогда я вообще не смогу их увидеть. Они уже с самого на­чала были большими; я могу посмотреть вокруг и увидеть их. (У Сью довольный вид.)

И в чем же преимущество?

Сью (оживленно): О, я могу запрыгнуть прямо в них, когда захо­чу. Это великолепно!

И отчего же вы чувствуете себя великолепно?

Сью: Ну, в этом случае мне кажется, что я нахожусь там и могу еще слышать звуки. Ощущение становится более полным.

Все верно, способность погрузиться в пример, или ассоциироваться с ним, очень важна, поскольку ассоциация позволяет вам восстановить звуки и чувства этого опыта. Это придает опыту полноту и содержатель­ность, которые недоступны в случае диссоциированного образа.

Теперь я хочу, чтобы вы все попытались сделать кое-что. У некото­рых из вас были образы, в которые вы могли легко погрузиться, а у дру­гих, вероятно, образы были более удаленными и диссоциированными. Я хочу, чтобы те из вас, кто ассоциировался со своими образами, отдели­лись от них и чтобы вы оставались диссоциированными от них какое-то время. И я хочу, чтобы те из вас, кто не сумел естественно ассоцииро­ваться со своими образами, выбрали какой-то один, сделали его доста­точно большим, чтобы можно было в него войти, а затем вытянули его вокруг себя, чтобы вы снова оказались внутри него. Я хочу, чтобы вы все сравнили восприятие диссоциированного образа с нахождением внутри того же образа.

В каком случае вы испытываете более сильное чувство целостности или реальности?

Дейв: Когда я отделяюсь от образа, мне кажется, что я смотрю кинофильм, которой я уже видел, и я знаю, что произойдет дальше. Когда же я внутри него, мне кажется, что я нахо­жусь прямо на месте действия и может произойти все, что угодно.

Это интересное наблюдение, но не совсем то, о чем я спрашивал. Какая из этих ситуаций вызывает у вас большее чувство целостности и реальности?

Дейв: Та, когда я нахожусь «прямо на месте». Поскольку в этом случае все, как в жизни. Вам не дано знать, что случится дальше.

Верно. Когда вы погружаетесь в образ, вам кажется, что вы снова проживаете случившееся, поэтому, конечно же, возникает ощущение боль­ней реальности. В качестве примера значимости ассоциации с образом мне нравится использовать плакаты, рекламирующие путешествия. Эти красочные изображения тропиков не включают жужжания москитов или ощущения сырости от пропитанной потом рубашки. Если бы вы дей­ствительно могли войти внутрь этого плаката и проникнуться звуками и чувствами, которые сопровождают это изображение, то сумели бы реаль­но ощутить, что значит быть там, и, возможно, предпочли бы провести свой отпуск в каком-то другом месте! Другой пример — фотография на развороте журнала «Плейбой»; вы не слышите плаксивого голоса, кото­рый может принадлежать обладательнице роскошного тела, и не стал­киваетесь с раздражающими привычками или какими-то иными аспекта­ми общения с этой женщиной, которые могут быть не столь привлека­тельными.

Дэн: Мне пришел на ум обратный случай. Иногда я разговариваю по телефону с женщиной, у которой мягкий, приятный голос, и представляю себе, какая она, наверно, красивая, а затем, когда я встречаюсь с ней, она выглядит совсем не так!

Мне кажется, что многим молодым людям следовало бы обращать больше внимания на тон голоса при выборе спутницы жизни. Тон голоса обычно говорит о личности человека намного больше, чем внешний вид, — в совместной жизни они, вероятно, будут больше времени слушать ее, чем смотреть на нее.

Сью: Имеет ли значение, ассоциировались вы с суммарной ре­презентацией или нет?

Нет, насколько мне известно. Если вы ассоциировались с ней, вам может потребоваться чуть больше времени на то, чтобы ощутить ее, но зато в этом случае ощущение будет более полным и содержательным.

Теперь, Сью, я предлагаю вам немного поэкспериментировать. Мы хотим сохранить вашу способность погружаться в образ, поскольку это очень важно. Но имеется определенное преимущество и у способности видеть одновременно большое количество примеров, так чтобы вы могли видеть все те случаи, когда вы проявляли данное качество в различных ситуациях, совершая различные действия по отношению к разным лю­дям, и т. д. Само количество придает ощущение целостности и уверенно­сти, которое может вызвать у вас восторг.

Сью: Да, я понимаю.

Однако когда у вас одновременно большое количество примеров, отдельные образы становятся намного меньше, поэтому сложнее разгля­деть, что они содержат; при этом они также становятся более тусклыми и менее красочными и т. д. Я хочу, чтобы вы подумали, как вы могли бы воспользоваться преимуществами одновременно и большого ряда, и мень­шего количества более крупных, менее красочных картинок.

Разрешите мне предложить вам прием, который используют многие люди, и посмотрим, сработает ли он в вашем случае. Многие пользуются небольшим автоматическим механизмом, который состоит в следующем: когда вы сосредоточиваетесь на каком-то одном примере, образ быстро становится очень большим и красочным, так что вы можете легко погру­зиться в него, ассоциироваться с чувствами и услышать звуки, которые содержатся в этом опыте. Попробуйте проделать это…

Сью: У меня это получается. Когда я вижу их все одновременно, то не могу по-настоящему разглядеть, что в каждой кар­тинке. Я просто знаю, что в них. Затем я приближаюсь к одной из картинок, и она увеличивается. Сначала все про­исходило довольно медленно, но теперь скорость возра­стает, и я чувствую, что, если немного попрактикуюсь, все будет происходить столь же быстро, как и то, что я делала раньше.

Обычно когда вы делаете что-то новое, сначала все происходит до­вольно медленно, поскольку действия вам незнакомы. Но если это по­лезное изменение, обычно оно быстро набирает скорость, когда вы по­вторяете это действие несколько раз, а затем становится неосознанным и автоматическим, как то, что вы делали до этого.

Принцип состоит в следующем: нужно взять ту структуру, которая уже присутствует, и задать себе вопрос: «Как я могу внести в нее добав­ления. не изъяв из нее ничего полезного?» Важно, чтобы вы сумели ассо­циироваться с примером. Поэтому вопрос принимает такой вид: «Как нам сохранить этот аспект того, что вы уже делаете, одновременно уве­личив количество примеров?»

Джордж: Я попробовал сделать то, что вы предложили Сью, но у меня ничего не получилось. У меня немного крупных картин, по­этому я могу разглядеть все детали. Я могу понять, в чем преимущество рассматривания большого количества кар­тин, но мне нравится иметь дело с небольшим количеством крупных. И когда я пытался приблизиться поочередно к каж­дой, у меня начиналась какая-то тряска, что было очень неприятно.

То есть вы реагируете на размер и детали. А что если ваши картины будут последовательными, появляясь поочередно, крупными и деталь­ными?

Джордж: Это мне не помогает. Я хочу посвятить больше времени каж­дой картине, чтобы хорошенько ее изучить. Мне кажется, когда я меняю образ слишком часто, именно это и вызыва­ет тряску, поскольку каждый из них пробуждает у меня ка- кое-то иное чувство.

Хорошо. Попробуйте сделать вот как. Пусть у вас будет только одна большая детальная картина, и вы можете изучать ее столько времени, сколько вам нужно. (Джордж улыбается.) И когда вы будете ее внима­тельно исследовать, то сможете также рассмотреть края всех остальных примеров, как бы выглядывающих из-за нее. словно на столе разложена колода карт и вы знаете, что все остальные карты тоже на месте и ожида­ют, когда наступит их черед быть изученными…

Джордж: Да, так намного лучше.

Стэн: У меня имелось некоторое оптимальное количество дета­лей.

А что происходило, когда деталей было слишком много?

Стэн: Меня начинали переполнять чувства, и я останавливался, поскольку не мог все это осмыслить. Происходило ли подобное с кем-нибудь еще?

Дэн: Я добавил множество деталей, но это не превращалось для меня в проблему.

Отлично. Что вы делали для того, чтобы это не превращалось в проблему? Может быть, мы сумеем понять, что вы делаете, и научим этому Стэна.

Дэн: Ну, передо мной были все эти эпизоды, и я не мог работать со всеми ими одновременно. Но если я погружался в один из них, тогда появлялось ощущение, что я нахожусь прямо на месте событий.

То есть ваше внимание переключалось на один из этих примеров или на какой-то аспект внутри одного из них.

Стэн: Пожалуй, это еще один способ устранения некоторых де­талей. Вы сосредоточиваетесь на какой-то части примера.

Правильно. Возможно, вы пытаетесь направить внимание сразу на все детали во всех примерах? Нельзя работать со всеми ими одновремен­но, но если каждый из примеров имеет множество деталей, тогда они вам доступны, когда бы вы ни сосредоточились на них.

Стэн: Конечно. Это несложно. Я могу это сделать.

Элис: А я как будто смотрю в лупу. Я скольжу взглядом по тем примерам, которые хочу рассмотреть, и каждый, на кото­рый я гляжу в данный момент, становится большим, а его детали — ясными.

Вот еще один прекрасный способ выполнения этого упражнения. Важно обладать гибкостью, умением перейти от рассмотрения большого количества примеров к концентрации своего внимания, так чтобы вы могли увидеть все детали на одном из них или часть одного из них.

Большинство этих структур находится преимущественно в зритель­ной системе, что неудивительно, поскольку мы живем в культуре, в кото­рой зрение играет очень важную роль. Зрительная система также весьма полезна при одновременном воспроизведении большого количества ин­формации, поэтому очень хорошо, если вы способны быстро просматри­вать обилие информации. Когда образ превращается в кинофильм, тогда также возможно последовательное воспроизведение информации.

В аудиальной системе вы можете одновременно воспроизвести мно­жество звуков, но, как правило, они сильнее сливаются друг с другом, если только вы не имеете музыкального образования, позволяющего их различать. Одновременное восприятие ограниченного количества аудиальных сигналов возможно, но большинство зрячих людей не слишком в этом искусны. Большая часть информации в аудиальной системе на­много более последовательна, поэтому требуется значительно больше вре­мени на аудиальное сканирование группы различных ощущений. Кинесте­тические ощущения также в основном последовательны, поэтому вы обычно воспринимаете их одно за другим.

Очень полезный навык — умение перевести ощущение из одной мо­дальности в другую, поскольку тогда можно легко приспособить тот или иной принцип к человеку, который испытывает трудности с визуализа­цией или у которого лучше развита аудиальная либо кинестетическая модальность. Например, вы можете делать то же самое, что и Джордж, в аудиальной или кинестетической модальностях. Большой образ с кра­ями других образов позади него можно воспроизвести в аудиальной мо­дальности в виде солирующего голоса или звука, а тихий фоновый хор голосов будет соответствовать всем остальным примерам. В кинестети­ческой модальности описать происходящее несколько сложнее, посколь­ку у нас нет для этого соответствующего словаря. Но вы также могли бы испытать полноценное чувство реализации своего качества в каком-то одном специфическом контексте, а используя другие части своего тела, испытать менее глубокое ощущение реализации этого качества во мно­жестве других ситуаций.

Молли: Моя последовательная, состоящая из образов база данных была сосредоточена в одном месте. Каждая картина со­хранялась какое-то время, а затем, когда она изменялась, мои чувства перескакивали к следующей. Они превраща­лись в единое целое только после того, как я ускоряла че­редование образов, — тогда они объединялись и я могла воспринимать их все сразу, а не поочередно. Том: Сначала у меня появилось определенное чувство, которое я отчетливо помню. Постепенно мне стало казаться, что по­зади меня находится какая-то картина, но я ее не вижу. Кар­тина и вызывает у меня это очень сильное чувство, но саму ее я не вижу. Я не знаю, последовательная она или одно­временная, но возникающее чувство для меня очень важно.

Отлично. Я призываю вас немного поэкспериментировать с проис­ходящим. Чувство важно, но вы неизменно теряете данные, когда сосре­доточиваетесь на чувствах. Эмоциональные чувства особенно хороши для суммирования множества данных, для сведения их вместе. Но они на­много менее эффективны при воспроизведении специфических деталей. Поскольку картина находится позади вас, вы всегда можете повернуть­ся, посмотреть на нее и выяснить, как вы воспроизводите ее визуально. Или вы могли бы попробовать переместить ее немного вперед, так чтобы ее можно было лучше разглядеть, — возможно, расположив не прямо перед собой, где она стала бы вам мешать, а немного в стороне, где ее будет лучше видно.

Я уже продемонстрировал вам, как экспериментировать с измене­нием других элементов в перечне, поэтому хотел бы подвести некоторые итоги. Примерно у трети людей база данных одновременная, у другой трети последовательная, а у оставшейся трети имеет место комбинация и той и другой. Одновременное расположение образов облегчает воспро­изведение всех тех примеров, которые у вас имеются, и это большой плюс. Последовательное воспроизведение обеспечивает более конкретизирован­ную информацию и детали, а также облегчает погружение в образ и по­лучение еще большей информации, что также является плюсом. И то и другое можно объединить, чтобы использовать преимущества обеих баз данных, как я показал это на примере Сью и Джорджа.

Все мы пользуемся субмодальностями (местоположение, размер, цвет, яркость н т. д.), чтобы «высветить» то, что для нас важно. Обычно воспо­минания, которые отличаются масштабностью, красочностью, близостью и т. д., ощущаются намного сильнее, кажутся более реальными и значи­мыми. Если этот эффект вам незнаком, попробуйте уменьшить интен­сивность своих субмодалыюстей, сделав образы более маленькими, туск­лыми, отдаленными и т. д. Обычно в этом случае вы чувствуете большую неуверенность в отношении того, действительно ли вам присуще это ка­чество, — подобное произошло со Сью, когда ее образы стали меньше и приглушеннее.

Дорис: У меня тот же самый случай. У меня четыре или пять обра­зов высотой примерно в тридцать сантиметров, находящих­ся на расстоянии шести метров чуть вправо от меня. Когда я приближаюсь к ним, то ощущаю большую связь с ними, а когда оказываюсь внутри них, то чувствую дрожь и готова расплакаться. Когда я попробовала рассматривать их с ле­вой стороны, то связь ослабла. Я также попыталась увели­чить высоту картин до метра, и это упрочило мою связь с ними, даже когда они по-прежнему находились в шести метрах от меня.

Сэм: Я начал с последовательных образов, но теперь передо мной одновременный коллаж, как у Сью, хотя я не стре­мился к такому изменению, и это меня удивляет.

Такое бывает часто. Когда мы экспериментируем с изменением этих элементов и обсуждаем преимущества различных конфигураций, ваше подсознание также проявляет внимание, и если оно считает это хорошей идеей, то иногда берет инициативу в свои руки и изменяет то, что вы делаете спонтанно. Это одна из причин, почему я не хотел давать вам слишком много указаний вначале, — чтобы вы могли определить, какие отправные точки у вас уже имеются, не оказавшись под влиянием ска­занного мной.

Мелисса: У меня были «снимки», а у двух других участников моей груп­пы — «кинофильмы». Исходя из ваших слов можно понять, что кинофильмы лучше снимков.

Вообще-то я не хочу, чтобы вы понимали меня таким образом, и не хочу, чтобы вы подходили к моим словам рассудочно. Проверьте все на собственном опыте. Возьмите один из этих снимков и превратите его в кино, а затем снова в снимок, и сравните свое восприятие обоих. В каком случае у вас возникает более сильное ощущение того, что данное каче­ство вам присуще?

Мелисса: Тогда, когда образ движется. Кроме того, картина стано­вится более яркой, когда превращается в кинофильм.

Конечно. В сущности, кино — это длинный ряд снимков, поэтому оно содержит намного больше информации. Мы уже говорили о том, как важна способность погружаться в любой из примеров, чтобы проник­нуться звуками и чувствами, а значит, получить как можно больше ин­формации.

Теперь я хочу, чтобы вы все поэкспериментировали с изменением местоположения базы данных в своем личном пространстве без внесе­ния каких-либо иных изменений, подобно тому, как это делала Дорис. Оставьте базу данных такой, какая она есть, но переместите ее в другое место своего личного пространства. Если она расположена высоко, опус­тите ее, если она справа, передвиньте ее влево, если она рядом, отодвинь­те ее, и т. д., и проследите за своими ощущениями. Молли: Мне это не понравилось. Я сразу же вернула все в прежнее положение.

Местоположение — это особо важная субмодальность, поскольку Она относится ко всем трем основным модальностям. Направляете ли вы свое внимание на образ, звук или осязаемый объект, они всегда где-то появ­ляются. Определение местоположения, или локация, — это также один из способов, каким мы производим интеграцию ощущений, являющуюся основной задачей мозга. Задумайтесь, насколько было бы странно, если бы вы услышали голос, исходящий из какого-то места, в котором нет людей или других источников звука, или увидели рядом с собой челове­ка, но ничего не ощутили, когда протянули руку, чтобы к нему прикос­нуться! Локация — один из основных способов, которым наш мозг объ­единяет в связное целое информацию, поступающую от разных органов чувств.

Общее заключение таково: чем больше информации имеется в ва­шей базе данных, тем прочнее будет ваша я-концепция. Ваша задача — добиться того, чтобы все разнородные элементы, которые поставляют информацию, поддерживали друг друга, придавая прочность я-концеп­ции. Я хочу, чтобы вы, когда через несколько минут снова разобьетесь на тройки, поэкспериментировали с приведенными мной приемами с целыо сделать свою я-концепцию еще более прочной.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.