Упражнение 4.1. Выявление своей я-концепции — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Упражнение 4.1. Выявление своей я-концепции

2019-12-19 182
Упражнение 4.1. Выявление своей я-концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(втроем, 15 минут)

Я хочу, чтобы вы объединились с двумя другими участниками, об­разовав тройки, и получили удовольствие от короткого упражнения-открытия. Я предполагаю, что вы уже идентифицировали какое-то соб­ственное качество или характеристику, в котором вы уверены и которое вам нравится. Я хочу, чтобы, сев вместе, вы закрыли глаза и молча ис­следовали свои ощущения в течение примерно 5 минут, задав себе во­прос: «Как я определяю, что я…?» Идентификация суммарной репре­зентации не должна вызвать затруднений; вероятно, вы уже это сделали. Я хочу, чтобы вы потратили большую часть своего времени на изучение состоящей из примеров базы данных и выяснили, что она собой пред­ставляет. Какие образы, чувства, звуки и слова содержатся внутри вас и где и как вы их ощущаете?

Затем откройте глаза и в течение следующих 10 минут поделитесь своими ощущениями. Вы можете научиться очень многому, выполнив это упражнение самостоятельно; вы можете научиться еще большему, если поделитесь с другими и поможете друг другу, задавая вопросы. Я хочу, чтобы вы проделали это, ни разу не упомянув о содержании — наименова­нии качества. которое вы исследуете. Разговоры о содержании только отвлекут вас от задачи выявления того, как вы мысленно воспроизводи­те содержание. Описывайте друг другу только структуру — образы, зву­ки или чувства, которые составляют вашу базу данных, и то, как и где вы их воспроизводите. При желании вы всегда можете поговорить о содер­жании позднее.

«Я делаю то-то и то-то, а что делаете вы?» Поделитесь своим опы­том и, если кто-то испытывает трудности, помогите ему, спросив: «Итак, как вы это делаете?», и понаблюдайте за невербальными сигналами и жестами, которые нередко ясно показывают размер, удаленность и ме­стонахождение образов или голосов, чтобы понять суть того, как он или она это делает.

Позже я дам вам более конкретные указания, а пока хочу, чтобы вы провели самостоятельное исследование. Затем мы соберемся вместе и обсудим, что вы обнаружили. Есть ли какие-то вопросы по упражнению.

Тесс: Пожалуйста, объясните еще раз различие между суммарными репрезентациями и базой данных.

Возможно, вам поможет один пример. Когда мне нужно рассказать о содержании, я часто упоминаю доброту, поскольку доброта мне симпатична и я думаю, что было бы очень хорошо, если бы в мире ее было больше. Вы можете услышать внутренний голос, который говорит: «Я — добрый человек», но это общее утверждение не уточняет, в чем именно заключается доброта. Однако ваша база данных содержит обилие примеров добрых слов, добрых поступков, добрых прикосновений, размышле­ний о добрых словах и поступках и т. д.

Отныне Мы будем работать почти исключительно с вашей базой данных, поскольку именно в ней содержится реальная информация о вашей я-концепции. Именно там вы можете произвести самотрансфор­мацию, внеся глубокие и полезные изменения в функционирование ва­шей я-концепции. Исходя из всего того опыта, который вы накопили за годы, прожитые вами на земле, как вы определяете, что вы добрый че­ловек, или что вы настойчивы, или внимательны к другим, или облада­ете каким-то иным качеством, которое вы выбрали? Какой опыт вы воспроизводите и, что важнее, как вы его воспроизводите? Внося изме­нения в базу данных, вы можете добиться хорошего функционирова­ния своей я-концепции, но прежде чем вы что-то измените, важно знать, что уже там имеется.

***

Я уверен, что закончить упражнение вам не удалось, но прежде чем давать дополнительные указания, мне хотелось бы, чтобы вы погрузи­лись в него и провели небольшое исследование. Вскоре я дам вам больше времени на дальнейшие изыскания. Пока же скажите мне, какую базу данных вы обнаружили?

Джин: Когда я задала себе вопрос: «Как я определяю, что я такая- то?», — внутри меня неожиданно возник образ, а затем ста­ли появляться все новые и новые. В определенный момент они заполнили мое поле зрения, при этом не переставая появляться.

Керк: У меня своего рода коллаж, находящийся от меня на рас­стоянии вытянутой руки, с множеством маленьких карти­нок, на которых запечатлены разные случаи и ситуации, когда я проявлял данное качество. Некоторые из картинок сверкают, как бы мигая в мою сторону.

Джан: У меня звуковой образ. Я слышу несколько голосов, источ­ник которых находится где-то под моим левым ухом; каж­дый из них напоминает мне о какой-то конкретной ситуа­ции, в которой я проявила данное качество.

Фред: Внизу передо мной находится своего рода подшивка бумаг. Я вытягиваю по одной бумаге (производит жест правой рукой), когда хочу посмотреть, что на ней. Она появляется прямо передо мной, на расстоянии примерно тридцать а сантиметров и имеет размер шестьдесят на шестьдесят сантиметров. Сначала я вижу картинку, затем слышу голос, а потом испытываю определенное чувство. Я вижу слева от себя длинную вереницу образов, упорядоченных во времени, так что самые ранние находятся позади меня, а самые последние — чуть впереди меня, но сбо­ку. Образы увеличиваются по мере своего приближения к текущему моменту.

Пам: Сначала у меня было кинестетическое чувство, а затем по­явился целый набор картинок, а также слова и звуки, кото­рые подтверждали это чувство.

Отлично. Все это удачные примеры. У каждого из нас имеется вполне уникальная структура репрезентации своей я-концепции. Когда вас про­сят определить, как это делаете вы, отдается дань уважения вашей инди­видуальности, а также заметно облегчается внесение полезных измене­ний. То, что прекрасно помогает одному человеку, может совершенно не подойти другому. Мы — сложно устроенные существа, и ваша я-концеп­ция должна гармонировать со всеми остальными элементами вашей дея­тельности. Существует множество приемов, которые прекрасно срабаты­вают, и мне не известен какой-то один «оптимальный» способ выполне­ния этих действий.

С другой стороны, каждый из нас научился выполнять их, в сущно­сти, случайно, не получая систематических указаний со стороны родите­ля или наставника. Поэтому, хотя очень важно уважать уникальность каждого человека, я обнаружил, что всегда существует ряд полезных при­емов, позволяющих заметно улучшить чьи-то действия. Вы можете убе­диться в этом путем спокойного исследования и экспериментирования, выяснив, что помогает вам в наибольшей степени. Некоторые матери, которым не нравится, что их дети гримасничают, предупреждают их, что сорванцы «могут навсегда такими и остаться», хотя на самом деле по­добная опасность им не грозит. Аналогичным образом вы можете сво­бодно экспериментировать с изменением своей базы данных, поскольку изменение «пристанет» к вам только в том случае, если вы определите, что оно приносит вам большую пользу, чем то, что вы делали раньше.

Исследуя подобные процессы, которые обычно неосознанны, люди часто полагают, что они просто «придумали» то, что им удалось обнару­жить. Однако я гарантирую, что когда вы начнете экспериментировать с проверкой различных приемов, некоторые из них покажутся намного бо­лее комфортными и «правильными», чем другие. Что бы я ни говорил, истина будет найдена посредством вашего собственного опыта, в ваших собственных реакциях на различные приемы. Существует также ряд об­щих принципов, которые могут быть полезны, но прежде чем рассказать вам о них, я хочу, чтобы вы ближе познакомились с изменчивым внут­ренним ландшафтом я-концепции.

У меня есть перечень вопросов, и я хочу, чтобы вы их использовали в дальнейшем’ исследовании своей базы данных. Ответить на вопросы обычно достаточно легко. Сложнее придумать хорошие вопросы. Иног­да, когда вы задаете правильные вопросы, ответы сразу же становятся очевидными. Например, если вы спросите на улице незнакомого челове­ка: «Когда вы мысленно представляете себе что-то, то видите кинофильм или фотоснимки?», большинство людей посмотрят на вас с удивлением: «Что? Понятия не имею».

Но если вы затем попросите: «Вспомните своего друга», они, скорее всего, ответят: «Вспомнил, и что?»

«Посмотрите на этот образ; это кинофильм или фотоснимок?» «Кинофильм».

Когда вы задаете конкретный вопрос, касающийся их опыта, они вполне могут ответить: «Интересно. А я и не задумывался об этом рань­ше». Но если вы не зададите этот вопрос, он может так и не прийти им в голову. Поэтому вот вам перечень вопросов.

Контрольный перечень 4


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.