Методика по определению концентрации и распределения внимания — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методика по определению концентрации и распределения внимания

2019-12-19 246
Методика по определению концентрации и распределения внимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начертите квадрат 10x10 клеток. В эти 100 клеток поместите в произвольном порядке по 16-17 разных изображений: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданной вами фигуре крестик. А при определении переключае­мости внимания в одну фигуру ставить крестик, а в другую - черточку.

Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. Сейчас ты будешь ставить на звездочках крестик, а на остальных ничего ставить не будешь». При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить на одной выбранной вами фигуре крестик, а на другой - черточку. В остальные ничего не ставить. Правиль­ность, полноту выполнения задания оценивают по 10-балльной систе­ме, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, насколько быстро и уверенно выполняется задание, слова, которые он воспроизводил в лучшем для себя варианте. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл.

Память – психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта.

Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности. В дошкольном возрасте и на этапе обучения в 1 классе наиболее развитой является непроизвольная память. У детей с ЗПР память значительно ослаблена (ограничен объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она же является преобладающей в самом начале школьного обучения в норме. Данная категория детей склонна к механическому бездумному заучиванию материала. Но и такой способ запоминания вызывает у них затруднение, так как сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Дети с трудом запоминают тексты, плохо удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, они быстро забывают изученное.

Первоклассники с задержкой психического развития запоминают хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на два - три года.

Одна из основных причин задержкой психического развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и затрачивали на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники активизация памяти может достигаться разными путями, в частности посредством усиления мотивации деятельности (подчеркивание важности выполнения за­дания, введение элементов соревнования и т. д.). Развитие непроизвольной памяти не прекращается в младшем школьном возрасте. Она продолжает совершенствовать­ся на следующих этапах онтогенеза.

По мере взросления ребенка на передний план все больше выступает произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности периментального изучения показывают, что продуктивность непроизвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей того же возраста. Перво­классники с задержкой психического развития запоминают хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на два - три года.

Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития - их низкая познавательная активность. Выявлено, что учащиеся с задержкой психического развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и затрачивали на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Развитие непроизвольной памяти не прекращается в младшем школьном возрасте. Она продолжает совершенствоваться на следующих этапах онтогенеза. Между тем по мере взросления ребенка на передний план все больше выступает произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности.

К концу младшего школьного возраста среди детей с нормальным развитием почти не остается школьников, не по­нимающих своеобразия мнемической деятельности. В то же время около половины учащихся с задержкой развития вплоть до IV класса не понимают ее Исследователи отмечают, что до IV класса большинство учеников с задержкой психичес­кого развития преимущественно пользуются механическим запоминанием, в то время как у их нормально развивающихся сверстников в этот период (от II до IV классу) интенсивно развивается произвольное опосредованное запоминание.

Необходимым условием высокой продуктивности деятель­ности запоминания является также ее целенаправленность. Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с задержкой психического развития часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоми­нания. Эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроиз­веденный материал от невоспроизведенного.

Преобладание наглядной памяти над словесной у таких детей гораздо выше, чем у их сверстников с нормальным развитием. Однако главный упор на этот вид памяти делать нецелесообразно, так как иначе затормозится развитие вербальной памяти, которая в перспективе должна играть центральную роль.

Продуктивность произвольной памяти также существенно зависит от активности школьника при воспроизведении. Младшим школьникам с задержкой психического развития свойственны импульсивность, расторможенность, повышен­ная двигательная активность или, наоборот, вялость, медлительность, которые обычно сохраняются при воспроизведе­нии заученного материала. Назвав несколько запомнившихся слов или картинок, они считают свою задачу выполненной и не предпринимают попыток вспомнить больше. После дополнительного стимулирования со стороны взрослого большинство детей рассматриваемой категории воспроизводят дополнительно некоторое количество материала, что свидетельствует о том, что сами они не до конца реализуют воз­можности своей памяти.

Дети с задержкой психического развития обнаруживают более низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, наборов слов и предметных картинок. В связи с этим необходимо отбирать материал так, чтобы уменьшить объем его запоминания примерно в 2 раза по сравнению с нормой. Полнота воспроизведения в значительной мере зависит от сложности задания. Недостатки произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности. Преоблада­ние наглядной памяти над словесной у таких детей гораздо выше, чем у их сверстников с нормальным развитием. Одна­ко главный упор на этот вид памяти делать нецелесообразно, так как иначе затормозится развитие вербальной памяти, ко­торая в перспективе должна играть центральную роль.

Продуктивность произвольной памяти также существенно зависит от активности школьника при воспроизведении. Младшим школьникам с задержкой психического развития свойственны импульсивность, расторможенность, повышен­ная двигательная активность или, наоборот, вялость, медлительность, которые обычно сохраняются при воспроизведении заученного материала.

Недостатки произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности.

Дети с ЗПР значительно хуже воспроизводят словесный материал тратят на припоминание значительно больше времени, редко применяют для этого вспомогательные приемы. Следует развивать логическую память, которая значительно улучшается с помощью использования различных вспомогательных средств, приемов и способов запоминания и припоминания. Поэтому в работе по развитию логической памяти следует использовать следующие приемы:

Ø выделение смысловых опор с учетом и опорой на ведущий зрительный и слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух);

Ø смысловое соотнесение;

Ø составление плана;

Ø классификация,

Ø группировка

Ø структурирование;

Ø схематизация;

Ø установление аналогий;

Ø организация смыслового запоминания на основе выделения главного; зрительное запоминание информации;

Ø определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением;

Ø обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.

При работе надо учитывать и те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, двигательная).

Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.