Тема 6. Новые подходы к регуляции познания и деятельности людей — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 6. Новые подходы к регуляции познания и деятельности людей

2019-12-19 416
Тема 6. Новые подходы к регуляции познания и деятельности людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основные термины и понятия: рациональность, диалектическое мышление, когнитивная наука, метакогниции, метамышление, саморегуляция, автобиографическая память, семантические сети, рабочая память, когнитивный контроль.

 

На семинарское занятие выносятся вопросы, в ходе изучения которых складывается понимание о взаимосвязи между способами организации познавательной деятельности людей и характером выполнения ими деятельности, в том числе профессиональной (трудовой).

 

Вопросы для изучения:

1. Проблема критериев рациональности решений и действий человека в психологии.

2. Современные подходы к уровневым концепциям в психологи познания и личности.

3. Разработка проблемы саморегуляции в рамках классических и современных подходов.

4. Проблемы множественности систем памяти и построения интегративной науки о памяти.

5. Современные теории и прикладные проблемы семантических сетей, рабочей памяти и когнитивного контроля, определяющих межличностное взаимодействие людей и построение общественных отношений.

Основные сведения по теме:

Семантические сети представляют собой модели хранения понятий (слов, высказываний) в семантической (смысловой) памяти человека. Их организация и структурирование основаны на содержательном описании понятий и слов, обозначающих эти понятия и составляющих содержание семантической памяти.

Важное значение моделей семантических сетей заключается в том, что они представляют собой не только среду хранения информации, но и структуру, на основе которой строятся модели процессов мышления личности. В ходе формально-логического моделирования процессов мышления выделяют ряд «фигур» логического мышления, определяющих некоторые механизмы проведения рассуждений, построения понятий, доказательств. К таким фигурам можно отнести: правила построения простых и сложных высказываний, процедуры индукции, дедукции, построение умозаключений, правила логического вывода, наиболее полно описанные в исследованиях рационального (дискурсивного, аналитического) мышления. Характер семантических полей личности и их функционирования определеяет процессы принятия решений, а также саморегуляцию и поведение человека в целом.

Одним из популярных современных подходов к оценке интеллектуальных возможностей людей, отражающихся в принятии повседневных решений и влияющих на характер межличностных отношений, представлен в соционике, Согласно данному подходу людей можно разделить на типы (рациональный и иррациональный). Рациональные типы – как ориентированные на разум, традиции – стремятся жить с принятым решением, иметь твердое мнение (собственное или принятое). Они не склонны его менять, обычно имеют устойчивую твердую позицию в любой ситуации. Если обстоятельства меняются, рационалам необходимо время, чтобы к ним привыкнуть, освоиться, перестроить планы, принять новое решение. Жизнь с принятым решением – логическим или этическим – вот главная черта рациональных типов. Удачное или неудачное это решение – зависит от интеллекта, воспитания и т.п., но оно должно быть принято. Они склонны планировать свою жизнь, если что-то нарушает их планы, то они ощущают дискомфорт

Иррациональные типы – как ориентированные на непосредственное восприятие, на свой взгляд на мир – стремятся увидеть новые возможности, уловить свои ощущения. Иногда они не спешат с принятием решения, наблюдают, собирают информацию. Если ситуация меняется, иррационалы реагируют на нее быстрее, чем рационалы, так как они более открыты для восприятия нового.

Иррационалу несколько труднее, чем рационалу, выполнять последовательно все обязательные вещи одну за другой, но помнить о своих обязательствах и выполнять их – свойство развитого, воспитанного человека, а не типа личности. Здесь не следует путать типологические и общечеловеческие свойства. Следует отметить, что рациональный подход к жизни ничуть не успешнее иррационального, сама по себе дисциплина – еще не гарантия успеха, необходимо и внимание к жизни во всех ее проявлениях. Значит, каждый когнитивный подход, определяющий стиль поведения, в том числе в межличностных отношениях, успешен по-своему.

Рекомендуемая литература:

1. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 18-28.

2. Корнилов С.А., Корнилова Т.В. Мета-анализ в психологии // Психологический журнал, 2010. Т. 31. №6. С.3-15.

3. Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о роли редукционизма и пристрастиях в методологии психологии) // Психологический журнал, 2006. №5. С. 92 –100.

4. Корнилова Т. В. Методологические основы психологии: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - 320 с.

5. Нуркова В. В. Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы исследования // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 1. - С. 79-90.

6. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997. - 576 с.

7. СоколковЕ. А. Методология научно-гуманитарного познания: монография [Электронный ресурс]. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=774236#.

Задания для самостоятельной работы:

1) Продолжите составление словаря терминов, включив в него определения основных понятий данной темы.

2) Составьте конспект ответа по каждому из изучаемых вопросов, опираясь на источники, как рекомендованные, так и найденные самостоятельно (с указанием ссылок на выбранные источники).

3) Сформулируйте критерии рациональности решений и действий человека в условиях групповой деятельности.

4) Выделите прикладные аспекты изучения саморегуляции.

5) Отобразите схематически развитие моделей автобиографической памяти.

6) Обоснуйте проблему экспертизы адекватности воспоминаний.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.