Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-12-19 | 567 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основные термины и понятия: активность, неопределенность, деятельность, внимание, целеобразование, толерантность, новообразования.
По данной теме предусмотрено проведение лекционного и семинарского занятий, в ходе которых изучается значение методологических принципов активности и неопределенности, отражающихся на проведении социально-психологических исследований.
Вопросы для изучения:
1. Основания введения принципов активности и неопределенности в психологическую науку.
2. Принцип активности в психологии.
2.1. Деятельность и другие формы активности.
2.2. Современная постановка и решение проблемы внимания.
2.3. Проблема активности в дискуссии о соотношении вюрцбурской школы и постановки проблемы целеобразования в школе О.К. Тихомирова.
2.4. Проблема активности в неклассической психологии личности.
2.5. Понятие толерантности, социально-психологические и общепсихологические подходы к проблеме толерантности.
3. Принцип неопределенности в психологии.
3.1. Проблема соотнесения стадий развития науки и собственно психологического знания.
3.2. Изменение понимания регулятивных структур на основе принципа неопределенности.
3.3. Актуальные проблемы в современных исследованиях мышления: понятие новообразований и нового мышления (как мышления в условиях неопределенности).
3.4. Проблема неопределенности в психологии личности: человек над ситуацией, человек в условиях неопределенности.
4. Значение новых принципов для социальной психологии.
Основные сведения по теме:
Принцип активности в психологии, предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира. Человек как субъект деятельности может по-разному к ней относиться - он может быть ее простым исполнителем, а может быть ее зачинателем, инициатором, активным участником.
|
Неспецифическое, более широкое значение этого понятия связано с обозначением любого проявления психики как активности и имеет своим основанием поиск и осмысление тех характеристик психического, которые выходят за пределы адаптивной, приспособительной деятельности индивида.
Активность психического раскрывается, прежде всего, через такие специфические механизмы и функции, как регуляция, целеполагание, антиципация (предвидение), задержка, объективация, а также связывается с такими проявлениями психического мира личности, как сознание, воля, установка, отношение, мотивация, направленность или с определенными действиями и внешними актами, и, наконец, с особыми потребностями в активности, в развитии, в самореализации и т. д.
Специфическое значение понятия активности в психологии связано с характеристикой особого качества психических явлений. В этом своем значении активность не является абсолютной и исходной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл лишь в сопоставлении со своей противоположностью - пассивностью. По параметру активность—пассивность достигается более содержательная, более качественная характеристика психических явлений в различных областях современной психологии, особенно в психологии личности, мышления, деятельности.
Принцип неопределенности в методологии психологической науки стал рассматриваться в контексте разработки представлений о применимости к психологии идеи стадиальности развития наук (В.С.Степин) и в связи с изменением критериев рациональности (Мамардашвили, 1984; Саймон, 1993), с формулированием проблемы полипарадигмальности психологии (Смирнов, 2005; Юревич, 2005) и открытости человека, с новым пониманием активности и сознания личности (Асмолов, 2002; Корнилова, 2010). Множественность теорий и множественность принципов в построении психологического объяснения, т.е. гносеологический контекст принципа неопределенности, – это то, что сегодня можно противопоставить идеям «монизма» и редукционизма в психологии. Обращение к категории неопределенности выступает в роли мостика, проложенного между проблематикой картины мира на стадиях неклассической и постнеклассической науки и основными проблемами методологии психологии: онтологической и феноменологической данности психического, субъективного и объективного в психологическом познании, объективности неопределенности и субъективности детерминизма, соотнесения категорий деятельности и творчества, соотношения чувства и разума в преодолении человеком неопределенности.
|
Рекомендуемая литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник. - 4-е изд., испр. - М.: Смысл: Академия, 2010. - 448 с.
2. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии, 2010. №5. С. 3-12.
3. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / под ред. Л. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2001. - 511 с.
4. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия "толерантность" // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 3-16.
5. Петровский А. В. Теоретическая психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 496 с.
6. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
7. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997. - 576 с.
8. Соколков Е. А. Методология научно-гуманитарного познания: монография [Электронный ресурс]. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=774236#.
9. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
Задания для самостоятельной работы:
1) Продолжите составление словаря терминов, включив в него определения основных понятий данной темы.
2) Составьте конспект ответа по каждому из изучаемых вопросов, опираясь на источники, как рекомендованные, так и найденные самостоятельно (с указанием ссылок на выбранные источники).
3) Изобразите схематически направления реализации принципов активности и неопределенности в психологии.
4) Приведите примеры социально-психологических теорий (концепций, взглядов), реализующих принципы активности и неопределенности
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!