Тема 4. Принципы активности и неопределенности: актуальность и дискуссионность введения новых принципов в психологию и соотнесения разных парадигм — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 4. Принципы активности и неопределенности: актуальность и дискуссионность введения новых принципов в психологию и соотнесения разных парадигм

2019-12-19 567
Тема 4. Принципы активности и неопределенности: актуальность и дискуссионность введения новых принципов в психологию и соотнесения разных парадигм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные термины и понятия: активность, неопределенность, деятельность, внимание, целеобразование, толерантность, новообразования.

По данной теме предусмотрено проведение лекционного и семинарского занятий, в ходе которых изучается значение методологических принципов активности и неопределенности, отражающихся на проведении социально-психологических исследований.

Вопросы для изучения:

1. Основания введения принципов активности и неопределенности в психологическую науку.

2. Принцип активности в психологии.

2.1. Деятельность и другие формы активности.

2.2. Современная постановка и решение проблемы внимания.

2.3. Проблема активности в дискуссии о соотношении вюрцбурской школы и постановки проблемы целеобразования в школе О.К. Тихомирова.

2.4. Проблема активности в неклассической психологии личности.

2.5. Понятие толерантности, социально-психологические и общепсихологические подходы к проблеме толерантности.

3. Принцип неопределенности в психологии.

3.1. Проблема соотнесения стадий развития науки и собственно психологического знания.

3.2. Изменение понимания регулятивных структур на основе принципа неопределенности.

3.3. Актуальные проблемы в современных исследованиях мышления: понятие новообразований и нового мышления (как мышления в условиях неопределенности).

3.4. Проблема неопределенности в психологии личности: человек над ситуацией, человек в условиях неопределенности.

4. Значение новых принципов для социальной психологии.

Основные сведения по теме:

Принцип активности в психологии, предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира. Человек как субъект деятельности может по-разному к ней относиться - он может быть ее простым исполнителем, а может быть ее зачинателем, инициатором, активным участником.

Неспецифическое, более широкое значение этого понятия связано с обозначением любого проявления психики как активности и имеет своим основанием поиск и осмысление тех характеристик психического, которые выходят за пределы адаптивной, приспособительной деятельности индивида.

Активность психического раскрывается, прежде всего, через такие специфические механизмы и функции, как регуляция, целеполагание, антиципация (предвидение), задержка, объективация, а также связывается с такими проявлениями психического мира личности, как сознание, воля, установка, отношение, мотивация, направленность или с определенными действиями и внешними актами, и, наконец, с особыми потребностями в активности, в развитии, в самореализации и т. д.

Специфическое значение понятия активности в психологии связано с характеристикой особого качества психических явлений. В этом своем значении активность не является абсолютной и исходной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл лишь в сопоставлении со своей противоположностью - пассивностью. По параметру активность—пассивность достигается более содержательная, более качественная характеристика психических явлений в различных областях современной психологии, особенно в психологии личности, мышления, деятельности.

Принцип неопределенности в методологии психологической науки стал рассматриваться в контексте разработки представлений о применимости к психологии идеи стадиальности развития наук (В.С.Степин) и в связи с изменением критериев рациональности (Мамардашвили, 1984; Саймон, 1993), с формулированием проблемы полипарадигмальности психологии (Смирнов, 2005; Юревич, 2005) и открытости человека, с новым пониманием активности и сознания личности (Асмолов, 2002; Корнилова, 2010). Множественность теорий и множественность принципов в построении психологического объяснения, т.е. гносеологический контекст принципа неопределенности, – это то, что сегодня можно противопоставить идеям «монизма» и редукционизма в психологии. Обращение к категории неопределенности выступает в роли мостика, проложенного между проблематикой картины мира на стадиях неклассической и постнеклассической науки и основными проблемами методологии психологии: онтологической и феноменологической данности психического, субъективного и объективного в психологическом познании, объективности неопределенности и субъективности детерминизма, соотнесения категорий деятельности и творчества, соотношения чувства и разума в преодолении человеком неопределенности.

Рекомендуемая литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник. - 4-е изд., испр. - М.: Смысл: Академия, 2010. - 448 с.

2. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии, 2010. №5. С. 3-12.

3. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / под ред. Л. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2001. - 511 с.

4. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия "толерантность" // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 3-16.

5. Петровский А. В. Теоретическая психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 496 с.

6. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

7. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997. - 576 с.

8. Соколков Е. А. Методология научно-гуманитарного познания: монография [Электронный ресурс]. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=774236#.

9. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 288 с.

Задания для самостоятельной работы:

1) Продолжите составление словаря терминов, включив в него определения основных понятий данной темы.

2) Составьте конспект ответа по каждому из изучаемых вопросов, опираясь на источники, как рекомендованные, так и найденные самостоятельно (с указанием ссылок на выбранные источники).

3) Изобразите схематически направления реализации принципов активности и неопределенности в психологии.

4) Приведите примеры социально-психологических теорий (концепций, взглядов), реализующих принципы активности и неопределенности


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.