Тема 2. Связь теории и метода в социальной психологии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 2. Связь теории и метода в социальной психологии

2019-12-19 179
Тема 2. Связь теории и метода в социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные термины и понятия: теория, метод, методология, эмпирические данные, подходы в исследовании – идеографический и номотетический, герменевтический и феноменологический, количественный и качественный.

По данной теме предусмотрено проведение лекционного и семинарского занятий, в ходе которых изучаются методологические основы социально-психологических исследований.

Вопросы для изучения:

1. Методологические заимствования и собственные пути развития системы методов в социальной психологии.

2. Преимущества и ограничения основных методов в социальной психологии и в практике использования психологических знаний.

3. Идеографический и номотетический подходы в социально-психологическом исследовании.

4. Проблемы развития экспериментальной психологии, психодиагностики и моделирования в социальной психологии.

5. Смена предмета изучения при герменевтическом и феноменологическом подходах.

6. Проблема практических задач в социальной психологии, решаемых с помощью качественных и количественных методов.

Основные сведения по теме:

Разделение подходов исследования на идеографический и номотетический основывается на монографии Виндельбанда «История и наука» (1904 г.), в которой он проводил различие между естественнонаучной и гуманитарной ориентациями психологии. Номотетический подход в исследовании ориентирует на необходимость открытия общих закономерностей, справедливых для любого частного случая и выявленных при обследовании большого количества испытуемых (выборки), требует применения экспериментальных методов (например, в форме тестирования), воспроизводимых и минимизирующих влияние личности исследователя (объективных). Идеографический подход позиционирует возможность в психологическом исследовании углубленного изучения единичного случая в процессе диалогического взаимодействия между исследователем и испытуемым с акцентом на уникальности феноменологии каждого отдельного человека.

Если идеографический подход критикуют за отсутствие объективности, т.к. полученные результаты зависят от теоретической ориентации психолога и его практического опыта, и игнорирование общих законов, то.номотетический подход – за невозможность на основе общих законов составить полное представление о личности человека, т.к. она уникальна и предсказать поведение человека в силу его неповторимости.

В силу выше указанного целесообразно сочетать в исследовании оба подхода, однако это может составлять для исследователя определенные трудности.

Что касается методов, актуальных для социально-психологического исследования, то к наиболее емким классификациям таковых можно отнести их группирование, предложенное Б.Г.Ананьевым.

Его классификация методов соответствует порядку операций в научном исследовании. Первую группу методов можно назвать организационными: сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный. Вторую, самую обширную группу методов, составляют эмпирические способы добывания фактов: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные (лабораторный, полевоой, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты стандартизованные и проективные; анкеты современных типов; социометрия, ин­тервью и беседы); праксиметрические (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка изделий и выполненных работ); моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.); биографические (анализ фактов, дат и событий жиз­ненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.). Третью группу методов составляют приемы обработка эмпирических данных: количественный (математико-статистический) анализ; качественный (дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы, так и являющихся исключениями). Четвертую группу составляют интерпретационные методы, к которым относятся различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова, социогенетический, исторический (в исторической психологии). Различные варианты этого метода есть способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. Объяснение взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни осуществляются структурными методами (психографией, типологической классификацией, психологическим профилем).

 

Рекомендуемая литература:

1. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопросы психологии, 2009. №6. С. 3-12.

2. Корнилов С.А., Корнилова Т.В. Мета-анализ в психологии // Психологический журнал, 2010. Т. 31. №6. С.3-15.

3. Крылова М. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: основы теории и практики [Электронный ресурс]: учебное пособие. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=563742#.

4. Овчаров А.О., Овчарова Т.Н. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=427047#.

5. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997. - 576 с.

6. Соколков Е. А. Методология научно-гуманитарного познания: монография [Электронный ресурс]. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=774236#.

7. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал, 2009, №2. С.18-28.

Задания для самостоятельной работы:

1) Продолжите составление словаря терминов, включив в него определения основных понятий данной темы.

2) Составьте конспект ответа по каждому из изучаемых вопросов, опираясь на источники, как рекомендованные, так и найденные самостоятельно (с указанием ссылок на выбранные источники).

3) Классифицируйте методы социальной психологии, предложите их наглядную схематизацию.

4) Выделите актуальные проблемы методологии современной психологической науки, например, опираясь на материал статей.

5) Поясните суть «ложной» дихотомии количественного и качественного подходов в социально-психологическом исследовании.

6) Изобразите схему, отражающую практические задачи социальной психологии.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.