Основы ладового строения русских народных песен. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Основы ладового строения русских народных песен.

2019-12-19 617
Основы ладового строения русских народных песен. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПРОСТЫЕ ДИАТОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ

Простыми мы называем такие формы ледообразования, которые можно определить как'одноплаповые. Одно- плановость лада заключается в том, что в основе напева на протяжении развертывания музыкальной строфы лежит одна исходная интонация, определяющая ладовое сопряжение ступеней, на которых строится мелодия.

Диапазон простых напевов может расширяться за счет добавления сверху или снизу топов, а иногда — небольших мелодических фигур, опевающих крайние, опорные тоны основополагающей интонации. Однако сущность лада при таком расширении диапазона напела

 

не изменяется.

 

 

Интонации, определяющие народный «попевочный словарь», ограничивались, по-видимому, сопряжением тонов, лежащих на расстоянии секунды, тернии, кварты и квинты — не больше.1 Эти интонации представляются нам воспринятыми непосредственно из практики речевого интонирования и воплощающими прежде всего изначальное выразительно-смысловое назначение своих «речевых прототипов», обогащаемое и развиваемое чисто музыкальными средствами. В данном случае мы имеем в виду интонацию как непосредственное сопряжение, сопоставление разновысотных тонов. Каждое из таких сопоставлений заключало в потенции различные выразительные возможности и могло передавать различный смысл. Различие смыслового применения интонации определялось в основном направлении движения, подчеркивающего верхний или нижний тон сопряжения. Раскрытие выразительных оттенков смысла зависело от степени

 

заполнения промежутка, заключенного между двумя крайними тонами, определяющими интонацию, и от того, какие из возможных промежуточных ступеней подчеркивались в процессе интонирования.

Мы перечислили главнейшие интонации, определявшие народный «попевочный словарь», в связи с тем, что эти же интонации служили основой простых диатонических ладов, рассмотрение которых является нашей задачей.

 

Простыми ладообразованиями, лежащими в основе многих глубоко содержательных напевов, типичных для народного музыкального мышления, являются лады, опирающиеся на квартовые и квинтовые интонации. Квартовый и квинтовый лады определяют собой как бы два музыкальных стиля, являющихся основными в исконной народной песенности.

Поскольку «квартовые» и «квинтовые» песни в большей или меньшей мере встречались повсеместно, да и сейчас бытуют всюду, где сохранилась традиция старой крестьянской песенности, постольку можно утверждать, что два указанных стиля не являются местными, а отражают древнюю общерусскую музыкальную практику, уходящую по-видимому своими корнями в древнеславянскую песенность. Следует оговорить, что квартовый и квинтовый лады не являются отражением двух, последовательно складывавшихся ступеней развития народной песеп- ности. Использование того или иного, совершенно очевидно

 

связано с характером содержания песен, с их назначением. В связи с этим можно утверждать, что оба лада формировались параллельно и, по-видимому, независимо друг от друга.

Исследуя лады той или иной структуры, мы, естественно, будем анализировать песни, их содержание и форму, так как говорить а ладе как схеме сопряжений, абстрагируясь от содержания, в практике воплощения которого сложилась та или иная схема ладовых сопряжений, с нашей точки зрения, — бесполезное занятие.

Квартовые диатонические напевы1 строятся на оспо ве тетрахордов разной структуры. Конечным тоном таких напевов всегда является основание кварты, которое

 

и образует тонику лада. В соответствии с местоположе- нием полутона, тетрахорды, в зависимости от их струн- туры, можно определять как мажорный, минорный и фри- гийский. Квартовые напевы обычно складываются из коротких, часто варьируемых при повторении, мелодических фигур, в основании которых лежит преимущественно пи- сходящее, поступенное движение. Благодаря такой структуре основополагающих попевок, в них отчетливо проявляется ладовое наклонение.

Мы дали предварительную, общую характеристику внешних признаков напевов, основанных на диатонических квартовых ладах, но — по сути дела — такая характеристика не способна раскрыть ни процесс становления напева, ни его интонационную основу, ни его содержание. Попытаемся теперь, как это ни трудно, разобраться в существе исследуемых нами явлений.

Нам кажется, что прежде всего все квартовые напевы, исходя из принципов формирования их мелодики, целесообразно разделить на две основные группы: 1) напевы, мелодика которых является формой речитации, и 2^ напевы, мелодика которых сложилась в результате лирического высказывания, то есть, если можно так сказать — в результате выражения в пении лирической эмоции.

Отличительным признаком напевов первой группы является чисто «речевой» ритм слогопроизнесения и отсутствие внутрислоговых распевов. В процессе размеренного слогопроизнесения каждый слог фиксируется одним тоном,.изредка усложняемым мелизматической фигурой, не превышающей обычно парной ритмической ячейки.

Квартовые напевы первой группы, то есть напевы-ре

 

читации, встречаются в некоторых колядках («овсенях»), причитаниях, в былинах и других чисто эпических песнях, в некоторых плясовых припевках, а также старых и современных частушках. Словом, встречаются в тех случаях, когда основная функция мелодии заключается в том, чтобы служить формой музыкальной декламации.1

Напевы второй группы характеризуются отсутствием размеренного слогопроизнесения и наличием внутрисло-

 

говых распевов, которые приводят иногда к образованию музыкальной строфы, типичной для так называемых протяжных песен. Эти напевы характерны для ряда своеобразных лирических песен, которые мы и имели в виду, когда несколько ранее говорили о квартовых напевах как особом музыкальном стиле.

 

 

Говоря об интонационных истоках народно-песенной диатоники, мы определяли таковую не как звукоряд особой струк. туры, а как систему использования музыкальных средств выражения, систему, обусловленную природой речевых интонаций, которые, по нашему мнению, явились ее «жизненным прототипо м».

Показательно, что обобщая в своем мелодическом рисунке интонации повествовательной речи, напев является идеальным образцом диатонического склада, где решительно преобладает тот <г слитный диатонизм

 

самый факт нарушения обычной диатонической системы, равно как и невозможность свести русские народные напевы к одному звукоряду, убедительно доказывают, что развитие народной мелодики шло своими, самостоятельными путями и что в народном музыкальном творчестве не существовало примата какого-либо одного звукоряда над видами и формами ладовых сопряжений. Иначе говоря, в народных песнях не заранее предпосланный звукоряд служил основой для формирования тех или иных ладовых структур, а наоборот, — поиски различных ладовых сопряжений как выразительных средств, необходимых для раскрытия музыкального содержания, приводили к освоению диатонических последований, образующих те или иные системы звукорядов.

По меткому выражению Б. В. Асафьева, «в нашу эпоху звучат музыки разных эпох». Следы разных эпох сказываются и в песенном наследии русского народа. В частности, эти следы заметны в принципах организации музыкальной речи, определяющих различные структуры звукорядов и связанные с последними формы ладо- образования.

В зависимости от з

 

 

Народным диатоническим напевам, как простым, так и более сложным, присущи следующие особенности, вытекающие из самой интонационной их природы:

1. Плавность и слитность мелодического движения, поступенное заполнение скачков, используемых как выразительный и как чисто композиционный прием.

2. Наличие отчетливо выраженных и ощущаемых устоев, постоянных или переменных, способствующих сопряжению тонов каждой иопевки, объединению нопевок в музыкальные фразы и организации фраз в закон ченную музыкальную строфу.

3. Использование ладового наклонения, предпосылки для выявления которого создаются посту ценностью мелодического движения, тяготеющего к ладовым устоям.

 

В разделе, посвященном проблеме первичных звукорядов, мы говорили о том, что истоками музыкального языка следует полагать выразительные свойства, присущие речевой интонации. Основу мелодических оборотов, характерных для древних ангемитоппых напевов, скла- лывавшихся в практике трудовой деятельности человека, мы усматривали в интонациях возгласов. Что же касается древнейших (если не по сохранности, то по стилю) диатонических напевов, то их истоки, их «жизненный! прототип» следует искать в интонациях повествовательной речи и, частично, — в интонациях плача.

В самом деле, именно повествовательной речи свот4- ственна протяженная, гибкая и связная звуковысотная линия интонирования, интонационно-смысловые скачки которой заполняются обратным связным движением roJ лоса. Именно в повествовательной речи так часто ощущается тот средний, опорный тон, от которого, по ходу

54

 

 

повествования, отклоняется звуковысотный контур интонирования, не теряющий покидаемой опоры, хотя и меняющий иногда ее высотное положение в отдельных снн таксических построениях речи. Такой опорный тон пове ствователыюй речи, как нам кажется, предвосхищает сущность музыкального ладового устоя. Во всяком случае, можно утверждать, что интонации повествовательной речи и плача явились прототипом ряда сугубо диатонических мелодий, связанных с народными эпическими песнями и песнями-причитаниями.

 

Показательно, что обобщая в своем мелодическом рисунке интонации повествовательной речи, напев является идеальным образцом диатонического склада, где решительно преобладает тот " слитный диатонизм"

 

 

Русская народная песня, корни которой уходят в далекое прошлое, имеет богатую и интересную историю, которая неразрывно связана с историей России и ее маленькими частями - нашими селами. Трудно доподлинно народно исполнить старинную песню. Приходится осознавать факт, что песня жива, пока живы исполнители.

Время оставляет след: вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, в камнях, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в слове писателя, она - в песне народного творца, в летописи времени. Перелистывая страницы этой удивительной летописи и задержимся на тех из них, которые ожили в звуках, став одним из прекраснейших творений человека – песней!

 

Исполнители

Таисия Краснопевцева - в чисто народном стиле а капелла + Лодочка под аккомпанемент электро

Основная часть

При работе над проектом были проведены беседы с родителями и детьми, анкетирование, целью которого было выявить, что дети и взрослые знают о детских песнях и Большом Детском Хоре (БДХ). В анкетировании принимали участие учащиеся 5-8 классов (63), их родители и учителя (38).

 

Вопросы Взрослые количество дети количество
1.Что вы знаете о БДХ? популярный в советское время, исполнитель детских песен 35,-(92%) хор, который исполнял детские песни 36,-(94%)
2.Назовите песни, в исполнении хора. «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Школьные годы», «Трус не играет в хоккей» 36,-(57%) «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Чему учат в школе», «Некогда стареть учителям» 21,-(33%)
3.Какие это были песни, о чем? Пионерские, о школе, о спорте, песни из м/ф и к/ф 34, (89%) Детские песни, песни о школе, песни из м/ф 45,-(71%)
4.Какие композиторы работали с хором? В.Шаинский, Е.Крылатов, Ю.Чичков, О.Хромушин. 27,- (71%) В.Шаинский, Е.Крылатов, Ю.Чичков 24,- (38%)
5.Вам нравятся эти песни? Почему? Да.Они детские, добрые. 36,-(57%) Да,нравятся,но они старые, мы хотим петь современные. 36;-(94%)

 

Современные песни детей

Нужны ли современные песни для детей? Какими они должны быть? Какую роль играет детская песня в жизни ребенка? Об этом мы спросили учащихся 5-8 классов (63участника) и получили следующие ответы.

 

Вопрос ответ
1. Много ли вы знаете современных песен для детей? Мало (45; 71%)
2.Откуда вы их знаете? Разучиваем в школе с учителем (45; 71%)
3.Знаете ли вы что- либо об авторах этих песен? Почти ничего (63; 100%)
4.Слышали ли вы современные песни для детей по радио или телевидению? Нет (63; 100%)
5.Нужны ли современные песни для детей? Да, обязательно (63; 100%)
6.О чем они должны быть? О школе, о детях, о детстве, о дружбе, о природе (63; 100%)
7.Какими должны быть современные песни для детей? Содержательными, поучительными, веселыми, ритмичными (63; 100%)
8.Какую роль играет детская песня в жизни детей? Воспитательную(63; 100%)

Вывод:

Из опроса и беседы с учащимися видно, что современные дети почти не знают современных песен, не знают современных авторов, которые пишут песни для детей. Но они считают, что сегодня детям нужны современные детские песни, в них должна быть отражена жизнь детей нынешнего поколения. Эти песни должны не только приносить радость тем, кто их исполняет, но и тем, кто их слушает, а также воспитывать в детях такие хорошие качества как: патриотизм, гуманизм, справедливость, порядочность, честность, уважение, любовь. И тогда дети забудут о жестокости и агрессивности.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.