Этапы и сроки реализации проекта. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Этапы и сроки реализации проекта.

2019-12-19 118
Этапы и сроки реализации проекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Этап подготовительный (октябрь-ноябрь)

Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк ДОУ.

Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения.

Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития.

Промежуточные результаты:

1. Изучение документации (диагностических протоколов, индивидуальной карты реабилитации воспитанника, социального паспорта семьи, медицинской карты).

2. Разработка индивидуальной программы сопровождения.

3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

4. Повышение качества комплексных мероприятий;

5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приѐмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми-инвалидами.

2. Этап основной (в течение года)

Обеспечение дифференцированных условий и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Реализация комплексного сопровождения ребенка.

Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка.

Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям.

Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка.

Информирование родителей об особенностях развития ребѐнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

Промежуточные результаты:

1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с тяжелыми нарушения развития в образовательной среде, повышение уровня толерантности социума;

2. Расширение участия детей в мероприятиях ДОУ.

3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.

4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий, в работу родительского комитета.

Этап аналитико-обобщающий (апрель-май)

Период осмысления результатов деятельности сопровождения по решению той или иной проблемы.

Мониторинг динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения.

Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающихся.

Промежуточные результаты:

1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития.

2. Перспективное планирование.

3. Корректировка проекта

Структура проекта:

- Психологический блок

- Музыкальный блок

Содержание работы специалистов.

Педагог-психолог

1. Первичные беседы, консультации, рекомендации, методическая помощь.

 2. Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка (ПМПк ДОУ, сентябрь). Диагностические задачи: уточнение, подтверждение, либо изменение оценки уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, критичности, адекватности в ситуации, развития коммуникативной, когнитивной и эмоционально-аффективных сфер в соответствии с его возрастом; оценка ресурсных возможностей ребенка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности; оценка возможностей социально-эмоциональной адаптации в детском сообществе и ДОУ в целом за счет пролонгированного наблюдения за ребенком в процессе его адаптации в ДОУ; при необходимости уточнение варианта (формы) отклоняющегося развития, его индивидуальных проявлений у ребенка.

На основе этого педагог- психолог определяет направления своей деятельности: программу коррекционной работы, последовательность проведения коррекционных тактик и мероприятий, форму проведения занятий, с кем из обычных детей лучше всего заниматься с ребенком в группе и т.п.

3.Осуществление контроля за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ.

 4.Разработка образовательной программы. Проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

 5. Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития ребенка инвалида. Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ, учитывая образовательную программу ДОУ. Индивидуальная программа развития включает в себя: содержание основных разделов программы, коррекционные направления для ребенка.

6. Создание условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации.

6. Осуществить индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса.

7. Реализация образовательной программы. Сопровождение детей с ОВЗ ведется по следующим направлениям:

Личностное развитие. Основная часть занятий проекта направлена на коррекцию и развитие личностных аспектов ребенка: адекватную самооценку, эмоциональное благополучие ребенка в группе, устойчивую социализацию и др.

Познавательное развитие. С целью профилактики снижения познавательной активности детей-инвалидов и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, часть занятий проекта направлены на развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Своевременная организация профилактического воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка.

 Речедвигательное развитие. Используется система музыкально-двигательных, музыкально-речевых и речедвигательных игр и упражнений. Эти упражнения развивают координацию движений, делают движения более точными, выразительными, учат переключаться с одного движения на другое, укрепляют мышечный тонус, активизируют внимание, развивают коммуникативные способности детей, развивают мелкую моторику, формирование осанки, речевое дыхание, укрепляет нервную систему. На занятиях используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, способные сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Эмоционально-волевое развитие. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Музыкальный руководитель

1. Первичные беседы, консультации, рекомендации, методическая помощь.

 2. Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка (ПМПк ДОУ, сентябрь).

3. Разработка образовательной программы

5. Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ.

 6. Осуществить индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса.

7. Реализация образовательной программы.

11 Музыкальный руководитель используют музыкотерапию, релаксационные паузы в работе с детьми-инвалидами, индивидуальные методики, осуществляет индивидуальный подход на занятиях (по показаниям) в соответствие с диагнозом.

В процессе образовательной деятельности «музыка» обращается серьезное внимание на воспитание музыкальной восприимчивости у детей, что не только обуславливает их высокий интерес к такой деятельности, но и имеет большое корреционно-воспитательное значение, а также помогает преодолению отрицательных переживаний, обусловленных нарушением здоровья. При различных нарушениях здоровья процесс формирования музыкальной деятельности идет от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой, зрительной, слуховой и музыкально-двигательной. Методика проведения должна учитывать специфические особенности детей. Необходимо показывать упражнения с близкого расстояния и повторять их по несколько раз. Большинство коррекционных упражнений полезно проводить с лентами, флажками, обручами, мячами, кольцами, платочками. Предмет, с которым ребенку придется исполнять какие-либо упражнения, должен быть ярким, детально изучен им при помощи зрения и осязания.

В музыкальной деятельности следует так же закреплять понятие о форме, величине и цвете данного предмета. Особое внимание необходимо уделять формированию чувства ритма. Для этого нужно использовать такие предметы как передача ритма хлопками, шагами, при помощи погремушки, ложек, бубна или металлофона, игры на детских музыкальных инструментах. Музыкально-ритмические движения, игры, хороводы и пляски позволяют детям преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.

Серьезное внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, для чего изучаются особенности развития каждого ребенка, общее состояние и двигательные возможности.

8. Проведение промежуточной диагностики, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности

8. Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка (апрель-май).

9. Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (советы, памятки, буклеты, консультации).

Методы обучения. Методами реализации проекта являются игры, упражнения, продуктивные виды деятельности детей, игротерапия, элементы арт-терапии,  психогимнастика и др.

Игротерапия предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Занятие считается эффективным, если ребенок оказывается способным играть свободно и с радостью. Игротерапия также может рассматриваться как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целесообразность использования игротерапии обусловлена:

- во-первых, тем, что игра для них остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения,

- во-вторых, здесь представлено единство психологической природы игры и общения.

А в- третьих, в игре ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни.

Также можно отметить, что игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь со взрослым — психологом, педагогом, родителем, опекуном.

Арт-терапии, элементами которой являются: изотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, релаксация, песочная терапия. Использование элементов арт-терапии в работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от то- го, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Изотерапия позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Достоинство этого направления заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций, что способствует развитию чувственно-двигательной координации.

Музыкотерапия - воздействует на глубокие структуры мозга. На занятиях используются прослушивание музыки.

Цветотерапия – используется для спокойного размышления, при избавлении от внутренних слабостей и иллюзий.

Релаксация. Цель упражнений – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приводят в равновесие, у них налаживается сон.

Песочная терапия. Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Задачи:

• развитие мелкой моторики и точности движений;

• формирование пространственной ориентировки на плоскости;

 • развитие культурно-гигиенических навыков;

 • развитие воображения, речи, внимания;

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Психогимнастика – это специальные занятия (упражнения и игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Цели: активизация воображения и образного представления, тренировка выразительности мимики и движений. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики. Психогимнастика позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов; это метод реконструктивной психотерапии, цель которого — познание и изменение личности ребенка.

 

 

План взаимодействия музыкального руководителя и педагога-психолога по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями развития.

Направление коррекционной работы Цель Педагог- психолог Музыкальный руководитель
Социализация Формирование навыков социального поведения и коррекция эмоционально- волевой сферы Установление контакта. Использование игр и упражнений для коррекции эмоционально – волевой сферы Формирование адекватного проявления эмоционального состояния в коммуникативной сфере (индивидуальные игры) Развитие приемлемых форм общения.
Здоровьесбережение Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья Использование в работе дыхательной, зрительной пальчиковой гимнастики, динамических пауз. Использование в работе зоны релаксационной и психоэмоциональной разгрузки. Корригирующие упражнения, самомассаж, предупреждающий прогрессирование или те или иные отклонения в развитии. Помощь в овладении движений головы и рук.
Сенсомоторное развитие Формирование, развитие и коррекция сенсорных элементов и моторных функций Коррекция базовых чувств и сенсорных эталонов Музыкотерапия (пантомима, коллективные игры и танцы, жесты)
Трудовое воспитание Формирование и развитие навыков самообслуживания и элементарной трудовой деятельности Создавать ситуации, в процессе выполнение которых у ребенка сформируется умения действовать по алгоритму, доводить начатое дело до конца, выработать элементарные навыки самооценки и самоконтроля Игры, направленные на развитие процесса форми рования функций саморегуляции и самоконтроля. Приобретение социального опыта для творческой созидательной жизнедеятельности Использование подражания (копирование)
Познавательно-речевое развитие Формирование, развитие и коррекция речевых навыков и познавательной сферы Использование игр и упражнений для развития познавательных психических процессов в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка. Голосовая артикуляционная реабилитация (в музыкальной форме). Формирование умения произвольно управлять телом.

Условия реализации проекта.

Музыкальный зал.

 Большинство коррекционных занятий проводятся с лентами, флажками, обручами, мячами, кольцами, платочками, погремушками, игры на детских музыкальных инструментах (ложками, бубнами или металлофонами и др.), музыкальными дидактическими играми.

Кабинет педагога-психолога.

Обстановка, созданная в кабинете уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. В кабинете психолога развивающая среда организованна таким образом, что способствует совершенствованию всех познавательных процессов: памяти, вниманию, мышлению, воображению, речи, что обеспечивает самостоятельность детей, стимулирует их активность и инициативность.

В кабинете представлено достаточное количество игр и пособий, демонстрационного материала.

Для развития мелкой моторики, внимания, памяти используется пальчиковая гимнастика.

Для диагностики различных сфер в кабинете имеются диагностические методики.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.