Информационное общество ( продолжение ) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Информационное общество ( продолжение )

2019-12-18 173
Информационное общество ( продолжение ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Свобода доступа к информации и свобода ее распространения

Обсуждаемая проблема лежит больше в политической у экономической плоскости, нежели в технической, посколь ку современные информационные технологии чисто техни­чески открыли безграничный простор для информационных обменов. Без свободы доступа к информации информацион ное общество невозможно. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения — обязательное условие демо кратического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опира ясь на полную и достоверную информацию, можно прини мать правильные и взвешенные решения в политике, эконо мике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения ин­формации культурно-просветительного характера. Она спо­собствует росту культурного и образовательного уровня об­щества.

Вместе с тем, проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая инфор­мация государственной, корпоративной или личной значимо­сти должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация имеют секреты, жизненно важные для их суще­ствования. Не должно быть свободы для распространения ин­формации, пропагандирующей насилие и иные, неприемле­мые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежных огра­ничений является непростой задачей.

Рост информационной культуры

Современное понимание информационной культуры за­ключается в умении и потребности человека работать с ин­формацией средствами новых информационных технологий.

Целенаправленные усилия общества и государства по раз­витию информационной культуры населения являются обяза­тельными при движении по пути к информационному обще­ству. Одной из важных задач курса информатики является выработка элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Выработка элементов информа­ционной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, че­рез всю систему образования и воспитания.

Информационная культура включает в себя гораздо боль­ше, чем простой набор навыков технической обработки ин­формации с помощью компьютера и телекоммуникацион­ных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широ­ком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, досто­верность и т. д.

Существенный элемент информационной культуры — вла­дение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людь­ми — важный признак человека информационного общества.

Изменения в сфере образования

Большие изменения произойдут в информационном об­ществе в сфере образования. Одна из принципиальных проб­лем, стоящих перед современным образованием — сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.

Однако проблемы выстраивания системы образования в информационном обществе не сводятся к технологиям. В силу своего динамизма это общество потребует от своих чле­нов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способ­ным сменить профессию, занять достойное место в социаль­ной структуре общества. В связи с этим даже возникло но­вое понятие: «принцип пожизненного повышения квалификации». Экономически развитые страны уже сегод­ня встали на путь создания системы непрерывного образова­ния, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнитель-

ного образования (иногда и неформального) и т. д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.

Изменения уклада жизни людей

Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадывать­ся, но по уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение теле­видения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность досту­па к сокровищам национальной и мировой культуры, с дру­гой — сократилось живое общение, стало больше стереоти­пов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, ана­лизируя то, что уже состоялось, и то, что нарождается б наше время.

Работа. По данным социологического исследования, про­веденного в США, уже сейчас до 10% работающих могут вы­полнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 всех недавне зарегистрированных фирм основана на широком использо­вании самостоятельной занятости, не связанной с регуляр ным приходом в офис.

Учеба. В ряде стран увеличивается число детей, не посе щающих школу, а обучающихся на дому с помощью компь ютерных программ и телекоммуникаций. Если эта тенден ция будет развиваться, то школе грозит наиболее серьезна; опасность со времен ее становления в виде массового обще ственного института. Если же учесть, что школа не тольк(обучает, но и прививает детям навыки социализации, обще ственного поведения, то подобное развитие вызывает опреде ленное беспокойство.

Впрочем, большинство специалистов полагают, что шко ла для подавляющего большинства детей сохранится, н< формы обучения и организации учебного процесса сущест венно изменятся. Действительно, если возобладает индиви дуальное обучение с помощью средств информационны: технологий, то под вопросом окажется стержневой элеменч современной школы — классно-урочная система и друг» привычные установления.

Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей замет­ное время, трансформируются в сетевые игры с участием не­скольких удаленных партнеров. Растет время, затрачивае­мое на «хождение» по Интернету без определенной цели, так называемый «чат», с не очень осмысленным обменом со­общениями. Вместе с тем, реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным му­зеям и т. д. Как уже говорилось выше, информационная ку­льтура — лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется, в первую очередь, общей культурой конкретного человека.

Недавнее достижение Интернет-технологий — поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-ма­газин — может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.

Жилище человека имеет тенденцию к все большей «ин­форматизации». Уже сдаются в эксплуатацию дома, в кото­рые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, теле­видение, охранная и пожарная сигнализации и т. д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, вклю­чая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т. д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, вклю­чая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помо­гать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Подобное здание называется «умным».

Поскольку во многих странах автомобиль рассматривает­ся как продолжение среды обитания, то к «умным зданиям» добавляются «умные автомобили». Такой автомобиль, кро­ме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоян­но связан с городскими информационными службами, под­сказывающими наиболее оптимальный на настоящий мо­мент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, этот автомобиль связан с «умным домом» своего хозяина и из него можно этим домом управлять. Все эти возможности, кажущиеся фантастическими, на самом деле уже постепен­но, по частям, реализуются.

Опасности информационного общества

Восхищаясь возможностями, которые несет информаци­онное общество, не следует забывать о тех противоречиях,

которые оно потенциально содержит и которые уже, по мере продвижения к нему, проявляются.

Понятие «информационное общество» не связано с поня­тиями «капитализм», «социализм» и пр., то есть не указыва­ет напрямую на характер отношений собственности и эконо­мический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.

Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:

• реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

• опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

• проблема отбора качественной и достоверной информа­ции при большом ее объеме;

• проблема адаптации многих людей к среде информацион­ного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

• столкновение с виртуальной реальностью, в которой
трудно различимы иллюзия и действительность, создает
у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные,
но явно неблагоприятные, психологические проблемы;

• переход к информационному обществу не сулит ка­
ких-либо перемен в социальных благах и сохраняет соци­
альное расслоение людей; более того, информационное
неравенство может добавиться к существующим видам
неравенства и, тем самым, усилить социальную напря­
женность;

• сокращение числа рабочих мест в экономике развитых
стран, не компенсируемое полностью созданием новых
рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному
социальному недугу — массовой безработице.
Крайним проявлением негативных последствий перехода

к информационному обществу являются так называемые «информационные войны». Этот термин трактуется как от­крытое или скрытое информационное воздействие государ­ственных систем друг на друга с целью получения опреде­ленного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения в таких войнах бу­дут информационные инфраструктуры и психология про­тивника.

Под информационным противоборством понимается комп­лексное воздействие на систему государственного и военного

управления противостоящей стороны, на ее военно-политиче­ское руководство. Это воздействие еще в мирное время дол­жно приводить к принятию благоприятных для стороны — инициатора информационного давления — решений, а в ходе конфликта полностью парализовать функционирование инф­раструктуры управления противника. Информационное про­тивоборство достигается путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информа­ционных систем и инфраструктуры. На определенном этапе информационная война может перейти в обычную, с приме­нением традиционных видов оружия, для подавления ослаб­ленного противника. К сожалению, примеры состоявшихся информационных войн уже есть.

 

2. Какие негативные стороны имеет свобода доступа к информа­
ции?

3. Что такое «информационная культура»?

4. Как соотносится информационная культура с общечеловече­
ской культурой?

5. Какие проблемы образования будут решены в информационном
обществе?

6. Определите изменения, которые произойдут в укладе жизни
членов информационного общества: в работе, в учебе, в быту.

7. Какие наиболее существенные проблемы и опасности существу­
ют на пути к информационному обществу?

8. Что такое «информационная война»?

9. Попробуйте привести конкретные исторические примеры веде­
ния информационных войн.

Коротко о главном

Без свободы доступа к информации информационное об­щество невозможно.

Информационная культура в современном понимании за­ключается в умении и потребности человека работать с ин­формацией средствами новых информационных технологий.

Основы информационной культуры человека должны за­кладываться в школе.

Задача информационного общества в сфере образова­ния — сделать его доступным для каждого человека, прео­долеть неравенство в этой области.

Формирование информационного общества приведет к из­менениям в укладе жизни людей по всем его составляющим: в работе, в учебе, в быту и отдыхе, в жилищных условиях.

Эволюция информационного общества таит в себе ряд опасностей и проблем.

Одной из наиболее серьезных опасностей являются «ин­формационные войны».

Вопросы и задания

1. Определите связь между понятиями «информационное обще­ство» и «свобода доступа к информации».


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.