ГЛАВА 1. Теоретический анализ сведений в области исследования динамики самочувствия, активности, настроения у девиантных подростков. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

ГЛАВА 1. Теоретический анализ сведений в области исследования динамики самочувствия, активности, настроения у девиантных подростков.

2019-12-17 115
ГЛАВА 1. Теоретический анализ сведений в области исследования динамики самочувствия, активности, настроения у девиантных подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1 Концептуальные подходы к освещению девиантного поведения в подростковом возрасте в зарубежной литературе.

Анализ теоретических источников зарубежных ученых показал, что в них имеются различные концепции отклоняющегося поведения. Распространенная в США классификация Р.Дженкинса выделяет семь видов нарушений поведения: гиперкинетическая ре­акция, реакция ухода, реакция тревоги, реакция бешенства, не со­циализированная агрессивность, групповые правонарушения, про­чие реакции.

Известная в странах с немецким языком классификация Х.Штутте представляет смесь синдромов (сенситивно-параноидных и др.), побудительных мотивов и внешних проявлений нарушения поведения (ложь, воровство, побеги и т.д.).

Существуют и другие концепции, в основе которых лежат при­чины, факты, мотивы совершения преступлений, поскольку попыт­ки вскрыть причины и мотивы социально отклоняющегося поведе­ния учеными предпринимались давно.

Одна из первых научных попыток объяснить природу преступ­ного поведения с позиции биологизаторского подхода принадлежит итальянскому тюремному врачу Ч.Ломброзо, разработавшему ан­тропологическую теорию преступности. Проводя антропометриче­ские замеры среди преступников, содержащихся в тюрьме, он при­шел к выводу, что существует четыре типа преступников: врожден­ные преступники, преступники по страсти, случайные и душевно­больные преступники. При этом врожденные преступники характе­ризуются определенными соматическими особенностями, строени­ем черепа, чертами лица, благодаря которым их можно своевремен­но распознавать и пожизненно изолировать от общества либо унич­тожать.[1. 22-24 c]

Сторонниками антропологической теории в США были К.Шелдон, Э.Кречмер, в России - А.Дриль. Современные биологизаторские криминологические теории, безусловно, далеко отошли от наивных представлений о «врожденном» преступнике, которые характеризовали антропологическую теорию Ч.Ломброзо. В этих теориях использованы достижения современных наук: генетики, психологии, психоанализа, нейрохирургии, психофармакологии. Так, в частности, одной из сенсаций 70-ых годов было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера, согласно которому хромо­сомные нарушения среди преступников встречаются в 36 раз чаще. Отсюда на повестку дня среди мер по борьбе с преступностью ак­тивно выдвигалась генная инженерия. Однако окончательная оцен­ка теории хромосомных аномалий была сделана на международной конференции во Франции в 1972 году, где, по единодушному мнению исследователей разных стран, не было подтверждено статисти­чески значимой зависимости между генными нарушениями и пре­ступностью.

Особое место среди разнообразных теорий и концепций откло­няющегося поведения занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является З.Фрейд. В рабо­тах его последователей (А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни, У.Шутц и др.) рассматриваются такие формы отклоняющегося поведения, как неврозы, психастении, состояния навязчивости, сексуальные рас­стройства, различные формы социальной дезадаптации. По мнению представителей психоаналитической ориентации, лиц с отклоняю­щимся поведением, включая нервно-психические отклонения, соци­альную девиацию, отличает чувство повышенной тревожности, аг­рессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Поэтому пси­хоаналитические работы, прежде всего посвящены исследованию природы тревожности, агрессивности, стремления к разрушитель­ным действиям. Особое внимание уделяется природе агрессивно­сти, которая якобы служит первопричиной насильственных дейст­вий. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее, по мнению представителей психоаналитической ориентации, в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные, врожденные неосознаваемые влечения, что и вызыва­ет к жизни агрессивную энергию разрушения. В качестве таких не­осознаваемых, подавляемых влечений З.Фрейд рассматривал либи­до, А.Адлер - стремление к власти, к самоутверждению, превосход­ству над другими, К. Хорни - стремление к безопасности, гедони­стические потребности комфорта, удовольствия.

Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает базисные чувства тревожно­сти, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптированным формам поведения.[1 45-48 c]

A.M. Джонсон, С.А. Сцурск высказали мнение о том, что асо­циальное поведение ребенка или подростка бессознательно культи­вируется родителями (или одним из них), которые, не отдавая себе в том отчета, получают удовлетворение вследствие враждебного отношения к ребенку, совершающему нарушение. В результате у несовершеннолетнего создается дефект совести, который, согласно психоаналитическим воззрениям, относится к области супер-эго.

Эти выводы легли в основу концепции, согласно которой все девианты делятся на две большие группы - «индивидуальные» де­вианты, имеющие дефект совести, обусловленный нарушеннцми отношениями с родителями в раннем детском возрасте, и «специа­лизированные», или «групповые» девианты, антиобщественное по­ведение которых имеет совершенно другой механизм становления. У «индивидуальных» девиантов (когда они станут взрослыми, то будут обозначаться как психопаты) нарушены отношения с родите­лями, они имеют слабое супер-эго (дефект совести). Эти подростки происходят обычно из обеспеченных семей, где они подвергаются психической травматизации. При групповой или социализирован­ной девиантности речь идет о «субкультурах», больших группиров­ках, имеющих собственную, враждебную общепринятой, мораль. Представители этого типа обычно происходят из необеспеченных семей. Возможна комбинация индивидуальной и групповой деви­антности у одного субъекта.

Практически одновременно с биологизаторским направлением формировался и социологизаторский подход к объяснению причин девиантности. Исследования социологов Ж.Кетле, Э.Дюркгейма, Д.Дьюи, П.Дюпати и других выявили связь отклоняющегося пове­дения с социальными условиями существования людей. Солидный статистический анализ аномальных проявлений (преступности, са­моубийств, проституции), проведенный, в частности, Ж. Кетле, Дюркгеймом за определенный исторический отрезок времени, по­казал, что число аномалий возрастало в периоды войн, экономиче­ских кризисов, социальных потрясений, что опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные формы этого явления.[2.123 c]

Вместе с тем социологи того времени, выявив связь между со­циально-экономическими условиями существования общества и социальными отклонениями, не смогли до конца дифференцировать и объяснить природу этих отклонений. Дюркгейм, в частности, счи­тал, что некий оптимальный уровень преступности неизбежно при­сущ человеческому обществу, как температура человеческому телу. И необходимо заботиться, с его точки зрения, не столько об ее искоренении, сколько о поддержании этого некоего оптимального уровня, предупреждая лишь всплески, рост преступности.

Социально-психологические теории пытаются объяснить механизмы формирования девиантного поведения, анализируя особенности взаимодействия личности и ее ближайшего окружения. При этом лишь ряд авторов - Г.Мертон, Д.Матс, Т.Сайкс - упор делают на рассмотрение избирательного отношения личности к своему окружению, его моральным нормам и ценностям. Другие авторы, напротив, сосредоточивают свое внимание на характеристике ближайшего окружения, его моральных нормах, ценностях и механизмах воздействия на личность (А.Коэн, Р.Клоуард, Л.Оулин и др.)

К способам усвоения девиантного поведения ряд американских психологов (С. Беккер, У. Томас и др.) склонны относить стигмацизацию, социальное клеймение, когда «клеймо» налагается официальными контрольными органами. Рассмотренные концепции девиантности, несомненно, представляют определенный интерес в раскрытии частных социально-психологических закономерностей усвоения асоциальной морали и возникновения девиантных проявлений.[2. 45-46 c]

Изученные подходы отечественных и зарубежных ученых к  характеристике девиантного поведения отличаются тем, что отечественные исследователи акцент в большей степени делают на внешней девиации поведения, в то время как зарубежные акцентируют внимание на психолого-физиологической природе девиации.

 Рассмотренные выше два направления взаимно дополняют друг друга во взаимосвязи, как причина связана со следствием.

Наиболее последовательно охарактеризовать особенности  девиантного поведения и дать его классификацию с позиций целостного понимания личности возможно при условии взаимосвязи взаимообусловленности ее внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович) в системе активных социальных связей и отношений.

Проявление личности в этой системе социальных связей и отношений предполагает соблюдение достаточно объемной совокупности различных норм и правил поведения, так как организованность и упорядоченность жизнедеятельности людей в обществе достигается путем регулирования их отношений и поведения при помощи элементов различных форм общественного сознания (идеология, наука, искусство), не имеющих нормативного характе­ра, а также разнообразных социальных норм, обусловленные обще­ственным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению личности в ее взаимоотноше­ниях с теми или иными общностями и другими людьми, и деятель­ности социальных групп и общественных институтов. Социальные нормы служат средством ориентации социального поведения каж­дой личности или общности людей в определенной ситуации и средством контроля за их поведением со стороны общества.[3. 231-232 c]

В социальных нормах отражается система общественных от­ношений (производственных, юридических, управленческих, нрав­ственных, идеологических), оказывающих решающее влияние на формирование личности. Каждая социальная норма разрешает, за­прещает, обязывает или предполагает желательность тех или иных действий и поступков личности. Личность, строящая свой образ жизни и поведение в соответствии с требованиями социальных норм, считается нормотипической, полностью адаптированной (приспособленной) к социальным условиям. Сердцевиной социаль­ных норм являются нормы нравственности и правовые нормы.

Кроме социальной нормы, в характеристике девиантного пове­дения выделяется также психическая норма поведения, под которой специалисты понимают такое состояние психики, при котором лич­ность полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Психически нормальная личность - это вменяемая личность, несущая ответственность за свои действия и поступки, не страдающая психическими болезнями.[17. 155]

 

1.2 Концептуальные подходы к освещению девиантного поведения в подростковом возрасте в отечественной литературе.  

Девиантное поведение в кратком словаре современных понятий и терминов определяется как отклонение от нормы поведения, развития. Девиантное по­ведение - это поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в отно­сительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельно­сти, не соответствующих установленным в обществе критериям по­ведения.

Проблема девиантного поведения рассматривалась различными школами и направлениями исследований в рамках таких базовых понятий, как: «отклоняющееся поведение», «делинквентное пове­дение», «аутоагрессивное поведение», «аддиктивное поведение», «асоциальное поведение трудных подростков», «педагогически за­пущенные дети» и ряд других.

В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков или отдельные поступки противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

«Отклоняющееся поведение подростка» как диагностическая категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействие предлагаемым нравственным и правовым общественным нормам.[4. 165-167 c]

В.Э. Зисс считает, что отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение наиболее соответствует понятию «педагогически вакуумный» подросток, так как включает в себя дисциплинарные, аморальные и противоправные поступки, которые совершаются этой категорией подростков. В качестве распространенных элементов структуры отклоняющегося поведения он выделяет:

• поступки, связанные с нарушением подростками норм права;

• поступки, связанные с невыполнением подростками своих основных социальных обязанностей;

• поступки, связанные с нарушением Уголовного кодекса.

Ряд исследователей, в частности, И.А. Невский, отклоняющееся

поведение и девиантное поведение связывают воедино. В классификациях А.Г. Абрумовой, Л.Я. Ждановой, В.В. Ковалева различается девиантное (антидисциплинарное, асоциальное) и делинквентное (криминальное) поведение. В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. По его мнению, проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда, легко поддаются систематизации.

Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося п ведения:

• Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.

• Систематическое пребываниев антиобщественно на­строенных неформальных группах.

• Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких гра­бежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.

• Антиобщественные корыстные действия, выражаю­щиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

• Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуаль­ного характера, направленных обычно на лиц противопо­ложного пола.

• Злоупотребление алкоголем.

• Употребление наркотических и токсических веществ.

• Уходы из дома, бродяжничество.

• Азартные игры.

• Прочие виды отклоняющегося поведения.

А.Е. Личко выделяет следующие формы проявления наруше­ний поведения:

• Делинквентное поведение.

• Побеги из дома и бродяжничество.

• Ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведе­ние.

• Девиации сексуального поведения.

• Суицидальное поведение.

Под делинквентным поведением А.Е. Личко подразуме­вает мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над сла­быми, отнимание мелких денег и т.д.

Однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки делин-квентности, указывая, что понятие «делинквентное поведение» должно применяться только в случаях противоправных, противоза­конных и преступных поступков, таких, например, как кражи, хули­ганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, убийство. По мнению ученого, расширение границ термина «делинквентное поведение» приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками.[5.23-34 c ]

          В классификациях, используемых за рубежом, понятие «делин квентность» применяется для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Проведенный анализ научных трудов отечественных исследователей показывает, что в современных условиях термин «девиантное поведение», используемый педагогикой, психиатрией и медициной, стал приобретать множество новых оттенков. Так, например появилось понятие «патологические варианты девиантного поведения». Причем для одних - это такие формы девиантности, как суицид, преступность, различные формы наркотизма, сексуальные девиации, к которым относят и проституцию, для других - девиантное поведение при психических расстройствах; для третьих - поведенческие девиации, достигающие по силе и тяжести патологического уровня. Не более определенно и мнение ученых о соотнесении девиантного и делинквентного поведения, асоциального и антисоциального, поведенческой, социальной и психологической дезадаптации.[6. 201-203 c]

С.А. Беличева считает, что отклоняющееся поведение, является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте.[18. 67 c]

Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднение в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, общеобразовательной школы т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психиче­ское состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аутоагрессивное поведение направлено на самого себя, связано с пси­хическими заболеваниями или сильными душевными расстрой­ствами и определяется как суицид.

Таким образом, анализ научных исследований отечественных ученых показывает, что социально отклоняющееся поведение раз­личается как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности. Асоциальные проявления выра­жаются не только во внешней, поведенческой стороне. К наруше­нию социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений, а также целый ряд других причин и мотивов.[6 203-204 c]


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.