Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-12-17 | 142 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
о б о бр аз ов ан иид ет ейсо гр ан ич ен ны мив оз мо жн ос тя ми Формирование регионального законодательства в сфере образования в целом и
в области специального образования в частности стало возможным с принятием За-
кона РФ ≪Об образовании≫ и Конституции Российской Федерации. Полномочия феде-
ральных и региональных органов государственной власти в рассматриваемой сфере
разграничены. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ к полномочиям Россий-
ской Федерации, в частности, относится установление основ федеральной политики
и принятие федеральных программ в области социального и культурного развития
государства. Согласно статье 72 к предмету совместного ведения федерации и ре-
гионов (субъектов РФ) относятся общие вопросы воспитания, образования, науки,
культуры. Вне указанных пределов субъекты РФ обладают всей полнотой государс-
твенной власти. Статья 3 Закона РФ ≪Об образовании≫ закрепила право субъектов
Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты в
области образования, не противоречащие федеральным законам. Указанные акты
включены в систему законодательства об образовании. Согласно пункту 11 статьи
29, к компетенции субъектов РФ также относится установление нормативов финан-
сирования образования в регионе. Таким образом, Конституция РФ и Закон РФ ≪Об
образовании≫ создали основание для развития регионального законодательства об
образовании. В ряде регионов приняты законы об образовании, а также акты о спе-
циальном образовании или об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Обсуждение в течение более чем 15 лет проекта федерального закона об образо-
|
вании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)
побудило к активности в рассматриваемой области региональных законодателей.
Актуальность разработки законодательства субъектов РФ о специальном образо-
вании вызвана рядом причин.
Разграничение полномочий в области образования между федеральными и ре-
гиональными органами власти закреплено в статье 29 Закона РФ ≪Об образовании≫
(пп. 6.1 и 6.2) таким образом, что обеспечение государственных гарантий получения
общедоступного и бесплатного образования на реализацию основных общеобразо-
вательных программ в части финансирования расходов собственно на нужды обра-
зования (включая оплату труда работников, приобретение учебных пособий и т.д.)
относятся к компетенции субъектов РФ. Соответственно расходы на обучение детей
в общеобразовательных учреждениях за исключением расходов на содержание
зданий и коммунальные платежи обеспечиваются за счет региональных бюджетов.
Финансирование этих расходов осуществляется посредством выделения субвенций
местным бюджетам. В то же время организация предоставления общедоступного и
бесплатного образования в специальных (коррекционных) образовательных учреж-
58
дениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоро-
вья обеспечивается региональными бюджетами полностью. Расходы на обучение в
таких государственных учреждениях финансируются по повышенным нормативам с
учетом необходимости создания специальных условий для детей, низкой наполняе-
мости классов, обеспечения транспортными средствами и другими услугами. Кроме
того, региональный бюджет ответственен за содержание зданий (помещений), в
которых осуществляется образовательный процесс, оборудование в необходимых
случаях зданий пандусами, подъемниками и другими техническими средствами в
соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры, предусмотренными Гра-
|
достроительным кодексом РФ 175.
В результате действия указанных норм складывается ситуация, при которой реа-
лизация предусмотренного статьей 52 Закона РФ ≪Об образовании≫ права на выбор
образовательного учреждения ведет на практике к ухудшению положения детей,
нуждающихся в специальных условиях получения образования, если они обучаются
в муниципальном образовательном учреждении по месту жительства. При обучении
ребенка с ограниченными возможностями в специальном (коррекционном) образо-
вательном учреждении ему гарантирован государством необходимый объем спе-
циальных услуг, подкрепленный финансированием из регионального бюджета. Если
же такой ребенок обучается (воспитывается) в муниципальном образовательном уч-
реждении иного типа, государство не во всех случаях гарантирует обеспечение спе-
циальных условий обучения (воспитания). Гарантии за счет регионального бюджета
предоставляются лишь детям с инвалидностью в соответствии со статьей 18 Феде-
рального закона ≪О социальной защите инвалидов в Российской Федерации≫. Финан-
сирование мероприятий по созданию специальных условий получения образования
для иных детей с отклонениями в развитии (не имеющих инвалидности) может быть
осуществлено лишь по решению органов местного самоуправления и за счет муни-
ципальных бюджетов, а они во многих случаях не имеют возможности предоставить
такие гарантии. Например, в Архангельской области, являющейся дотационным ре-
гионом, муниципальные бюджеты, как правило, не располагают собственными до-
полнительными средствами для обеспечения специальных образовательных услуг.
По действовавшей в 2006/2007 учебном году в Архангельской области методике
расчета субвенций муниципальным бюджетам применялись нормативы финансиро-
вания на реализацию общеобразовательных программ в расчете на одного обучаю-
щегося. Повышение норматива (за счет соответствующего коэффициента удорожа-
ния) предусматривалось только для обучающихся в специальных (коррекционных)
классах (группах) дошкольных и общеобразовательных учреждений. Такое повыше-
ние производилось в основном за счет дополнительных средств на оплату труда пе-
дагогов. В то же время другие дополнительные расходы (например, на занятия со
|
специальным педагогом, на сопровождение детей, имеющих инвалидность, т.е. ус-
луги помощника педагога) в нормативе не были учтены. Это, в свою очередь, озна-
чало, что коррекционно-развивающая работа, необходимая детям с ограниченными
175 Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности явля-
ется обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. См.: Градостро-
ительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. I). Ст. 16.
59
возможностями (отклонениями в развитии), в виде услуг специального психолога,
специального педагога (педагога-дефектолога, педагога-логопеда, педагога-сурдо-
лога и т.д.) могла быть предоставлена либо в очень ограниченном объеме, либо не
проводилась совсем 176.
Сравнение расходов по статьям бюджетной классификации на образование детей
в общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) школе-интернате на
то время отражает десятикратное превышение расходов на обучение и содержание
детей в школе-интернате по сравнению с расходами образовательного учреждения
общего типа 177. Сопоставление расходов на обучение детей в школе общего типа и
общеобразовательной школе, имеющей специальные (коррекционные) классы для
обучения детей с нарушениями слуха и зрения, показывает двукратную разницу в
расходах. Рассчитанный по действовавшей методике норматив на обучение ребен-
ка в специальном (коррекционном) классе (11445 рублей в год на обучающегося на 1-
й ступени общего образования) почти в три раза превышает соответствующий нор-
матив финансирования затрат на обучение ребенка в школе (классе) общего типа
(4698 рублей) 178. Таким образом, обучение ребенка с ограниченными возможностя-
ми в школе общего типа не финансируется в том же объеме, в каком экономически
обеспечено его пребывание в специальном учреждении (классе, группе).
В сложившейся ситуации сформировалось несоответствие практики закону, при
котором формально все дети равны в получении образования и могут выбирать об-
разовательное учреждение, а фактически для детей с ограниченными возможнос-
|
тями здоровья гарантировано обучение лишь в учреждениях одного типа –спе-
циальных (коррекционных). Соответствующие положения законодательства об
образовании не подкреплены необходимым финансированием.
Реальное обеспечение равенства в праве на доступное образование каждого тре-
бует, по меньшей мере, перераспределения финансовых ресурсов в системе обра-
зования таким образом, чтобы необходимое финансирование ≪следовало за ре-
бенком≫ именно в то образовательное учреждение, в котором он получает услуги с
учетом права на выбор образовательного учреждения. А это, в свою очередь, тре-
бует принятия регионального (областного) закона, создающего правовую основу для
обеспечения финансирования специальных образовательных услуг независимо от
типа образовательного учреждения.
Такая необходимость обусловлена также и нормой пункта 1.1 статьи 16 Закона РФ
≪Об образовании≫, введенной Федеральным законом от 09.02.2007 № 17-ФЗ 179. Со-
176 Об этом свидетельствует анализ бюджетных расходов на обучение детей, проведенный департаментом образования мэрии г. Ар-
хангельска в декабре 2006 года. См.: Пантюхина Н.В. Прикладной анализ бюджетных расходов на обучение детей, имеющих инвалид-
ность, в г. Архангельске // Общественный доклад о положении детей с инвалидностью в г. Архангельске. Архангельск, 2007. С. 18-23.
177 Значительное превышение расходов связано не только с тем, что наряду с расходами на обучение в интернате должно обеспе-
чиваться и содержание ребенка. Как показывает проведенный анализ, существенная разница имеется и в расходах на оплату труда
работников образовательного учреждения. Если в образовательной школе общего типа на ребенка, имеющего инвалидность, при-
ходится 0,19 штатных единиц персонала, в специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы –0,37 единиц, то в
школе-интернате –2,02 штатных единиц персонала (см.: Там же. С. 21).
178 Там же. С. 22.
179 Федеральный закон ≪О внесении изменений в закон Российской Федерации ≪Об образовании≫ и федеральный закон ≪О высшем
и послевузовском профессиональном образовании≫ в части проведения единого государственного экзамена≫ от 09.02.2007 № 17-ФЗ
// СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 838.
60
гласно указанному положению, правила приема граждан в государственные и муни-
ципальные образовательные учреждения на всех ступенях общего и на ступени на-
чального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граж-
дан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение
образования соответствующего уровня. Это означает, что в условиях отнесения пол-
|
номочий по обеспечению общедоступного и бесплатного образования для детей с
отклонениями в развитии к компетенции субъектов РФ именно региональные влас-
ти должны обеспечить перераспределение финансовых ресурсов для осуществления
права на образование детьми с ограниченными возможностями и его нормативно-
правовое основание. Отказ от такого перераспределения и нормативно-правового
регулирования означал бы, что ответственность за предоставление услуг по специ-
альному образованию лежит на муниципальных органах управления образованием
и муниципальных бюджетах. А это, в свою очередь, влечет неоправданное различие
в положении детей с ограниченными возможностями в зависимости от того, в каком
образовательном учреждении (какого типа учреждении) ребенок обучается (воспи-
тывается). Если перераспределение финансовых ресурсов не производить, то ситуа-
ция будет складываться таким образом, что дети с ограниченными возможностями
будут стремиться учиться лишь в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях, где им гарантирован федеральным законом полный объем необхо-
димых государственных услуг (в основном так происходило в недавнем прошлом).
Если же они будут обучаться в интернатах или на дому, то это не будет способство-
вать их интеграции в общество, станет препятствием для реализации конституци-
онной нормы о равенстве всех граждан России. Такое положение должно рассмат-
риваться как дискриминационное по признаку состояния здоровья и особенностей
развития при получении образования, что противоречит международным актам по
правам человека, Конституции РФ, нормам Закона РФ ≪Об образовании≫ о равенстве
граждан и общедоступности образования. Как отметил Уполномоченный по правам
человека в РФ О. Миронов в специальном докладе о правах и возможностях инва-
лидов, ≪обучение инвалидов преимущественно проводится в специализированных
образовательных учреждениях в условиях общения только с другими инвалидами,
что впоследствии затрудняет их интеграцию в общество≫ 180. В специальном докла-
де, посвященном правам детей-инвалидов, в 2006 году Уполномоченный по правам
человека в РФ В. Лукин отметил, что одной из основных проблем нарушения прав
детей-инвалидов является традиционный приоритет государственной поддержки
направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по
поддержке семьи. Доля детей с умственными отклонениями, постоянно прожива-
ющих в интернатах, достигает 30% и имеет тенденцию к увеличению. Особое место
среди многих проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как
отмечает Уполномоченный, занимают трудности доступа к учреждениям образова-
ния и здравоохранения, к жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным
учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества 181.
180 Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ≪Права и возможности инвалидов в Рос-
сийской Федерации≫ от 10.09.2001 // Правозащитник. 2001. № 3. С. 14.
181 Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ≪О соблюдении прав детей-инвалидов в
Российской Федерации≫ от 10.05.2006 // http://ombudsman.gov.ru/doc/spdoc/0206.shtml
61
Таким образом, проблема обучения детей с ограниченными возможностями,
обеспечения для них гарантий равенства в сфере образования остается актуальной,
не утрачивая своей значимости.
Для принятия соответствующих решений обществу в целом и органам управле-
ния образованием в частности необходимо признать, что далеко не все имеющиеся
у ребенка отклонения требуют его обучения в условиях специальной (коррекцион-
ной) школы или класса. Большинство детей с ограниченными возможностями могут
и должны обучаться в школе по месту жительства на равных началах с другими де-
тьми, как это закреплено нормами Закона РФ ≪Об образовании≫ (ст. 5, п. 1.1. ст. 16).
Архангельский областной закон ≪Об образовании≫ содержит общую норму, за-
прещающую дискриминацию в сфере образования. В соответствии со статьей 1 ука-
занного акта органы государственной власти Архангельской области должны обес-
печивать равные возможности получения дошкольного и общего образования в
соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для
всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей других категорий 182. Порядок расчета нормативов для определе-
ния объема субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию ос-
новных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных
учреждениях и методика распределения субвенций, введенные областным законом
в 2005 году, даны в приложении к Закону 183.
В настоящее время в представительном (законодательном) органе государствен-
ной власти –Архангельском областном собрании депутатов –создана рабочая груп-
па по разработке проектов нормативных правовых актов о специальном образова-
нии и о нормативах финансирования обучения (воспитания) детей с ограниченными
возможностями в государственных и муниципальных учреждениях на территории
Архангельской области 184. В состав рабочей группы входят представители Комитета
по социальным вопросам и образованию собрания депутатов Архангельской облас-
ти, Департамента образования и науки администрации области, союза обществен-
ных объединений инвалидов области. К разработке проектов законодательных ре-
шений привлечены эксперты, одним из которых является автор настоящей работы.
Работа группы пока не закончена. На первом этапе подготовлен законопроект ≪О
внесении изменений в областной закон ≪Об образовании≫, который предусматри-
вает увеличение в 4-5 раз нормативов финансирования образовательных услуг в
специальных (коррекционных) классах и группах, действующих в муниципальных
дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Это означает, что дети с ограни-
ченными возможностями, обучающиеся в классах и группах муниципальных учреж-
дений по месту жительства, будут получать услуги по специальному образованию в
размере, сопоставимом с тем объемом профессиональной педагогической помощи,
которую они получали бы в специальном (коррекционном) учреждении.
182 Областной закон ≪Об образовании≫. Принят Архангельским областным собранием депутатов 03.04.1996 № 38-22-ОЗ // Волна.
1996. № 18.
183 Областной закон ≪О внесении дополнений в областной закон ≪Об образовании≫ от 08.12.2005 № 128-8-ОЗ // Волна. 2005. № 58.
184 Распоряжение Архангельского областного собрания депутатов четвертого созыва ≪О создании рабочей группы по работе над
проектом областного закона ≪О внесении изменений в областной закон ≪Об образовании≫ от 20.03.2007 № 20р // Текущий архив Ар-
хангельского областного собрания депутатов.
62
В ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в регионах Северо-Западно-
го федерального округа, вопросы образования лиц с ограниченными возможностя-
ми регулируются отдельными законодательными актами.
В Ленинградской области, например, принят Закон о специальном (коррекцион-
ном) образовании 185. Наиболее важными, по мнению автора, элементами данного
закона, отличающими его от подобных региональных актов, являются введение по-
нятия ≪система специального (коррекционного) образования≫, включение положе-
ния о создании государственной службы по управлению указанной системой (ст. 3, 7).
Закон включает в круг участников регулируемых отношений не только лиц, постоян-
но проживающих, но и временно пребывающих в Ленинградской области, закрепля-
ет права лиц с ограниченными возможностями в области специального образования,
а также родителей (законных представителей) ребенка (ст. 14, 15). Важно отметить,
что право на специальное образование увязывается в данном акте с правом выбора
образовательного учреждения, в котором можно его получать (ст. 6), а круг видов об-
разовательных учреждений, предоставляющих соответствующие услуги, расширяет-
ся за счет включения нового института –интегрированных учреждений различного
уровня (ст. 5). Роль психолого-медико-педагогической комиссии в такой системе ме-
няется по сравнению с традиционной. Вместо органа, осуществляющего дифферен-
цированный отбор и комплектование специальных образовательных учреждений 186,
комиссия становится объединением специалистов, разрабатывающим ≪образова-
тельный маршрут≫ для ребенка с ограниченными возможностями (п.1 ст. 6).
Закон Ленинградской области, на наш взгляд, не лишен и определенных упуще-
ний. Так, определяя интегрированное обучение как совместное обучение лиц с огра-
ниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений (ст.1),
закон указывает, что обучение лиц в интегрированном учреждении (классе, группе)
осуществляется специалистами в области специальной (коррекционной) педагоги-
ки (п.1 ст. 13). Но ведь специальная педагогика, –лишь одна из ветвей педагогики.
В силу особенности ее предмета педагог обладает познаниями в области обучения
детей с различными видами отклонений (речевыми, слуховыми, зрительными,
умственными и т.д.). Специальный педагог (логопед, сурдопедагог, олигофренопе-
дагог) владеет знаниями в сравнительной узкой области педагогики. Осуществлять
действительную интеграцию может лишь специалист в области общей педагогики,
имеющий дополнительную подготовку в области специального образования, либо с
группой должны работать разные специалисты.
Указанный акт вводит понятие интеграции как совместного обучения лиц с ограни-
ченными возможностями здоровья и лиц без таковых посредством создания специ-
альных условий для получения образования. По мнению автора, данное определе-
ние является неполным. Действительная интеграция предполагает доминирование
185 Областной закон ≪О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области≫ от 23.07.2002 № 28-оз с изм., внесен-
ными законами Ленинградской области от 30.12.2004 № 133-оз и от 24.12.2007 № 188-оз // Доступ из справ.-правовой системы ≪Кон-
сультантПлюс≫.
186 Одной из задач областной психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с инструктивным письмом Министерс-
тва просвещения СССР от 21.11.1974 № 102-М является осуществление дифференцированного отбора детей с недостатками умствен-
ного и физического развития в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специ-
ального назначения системы просвещения согласно инструкциям по приему в эти учреждения.
63
индивидуального подхода в образовании, что требует от педагога существенной пе-
реработки методов преподавания и применяемых средств для того, чтобы вовлечь
детей с разными способностями и возможностями в единый обучающий процесс.
Интегрированное образование нуждается в усилении гуманистического подхода в
образовании. Интегрированное обучение –это совместное обучение лиц с различ-
ными образовательными потребностями, при котором обеспечивается получение
образования определенного уровня в условиях коррекции нарушений развития и
поведения, социальной адаптации на основе специальных педагогических подхо-
дов, обучения по индивидуальным учебным планам и образовательным програм-
мам с созданием специальных условий для получения образования.
Закон Санкт-Петербурга ≪О дополнительных мерах социальной защиты граждан с
ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Пе-
тербурге≫ принят в 2003 году 187. Указанный акт ориентирован в основном на тех лиц,
которым установлена инвалидность. Понятия, которые использует закон, –≪лица
с ограничениями жизнедеятельности≫, ≪степень ограничения жизнедеятельности≫
–заимствованы из нормативных актов, являющихся правовой основой для уста-
новления инвалидности учреждениями медико-социальной экспертизы. В данном
акте говорится, что степень ограничения жизнедеятельности детей и подростков с
отклонениями в развитии определяется городскими межведомственными психоло-
го-медико-педагогическими комиссиями и консультациями (ст. 3). Указанное поло-
жение противоречит нормативно-правовому акту, относящему данную функцию к
правам и обязанностям учреждений медико-социальной экспертизы 188. Психолого-
медико-педагогические комиссии не должны подменять органы, устанавливающие
инвалидность, ибо их задача –оценка образовательных возможностей ребенка и
разработка рекомендаций по созданию специальных условий обучения для детей со
специальными образовательными потребностями.
В соответствии со статьей 6 указанного закона лица с ограничениями жизнеде-
ятельности, обучающиеся в образовательном учреждении общего назначения, могут
пользоваться во время занятий услугами помощника, являющегося участником обра-
зовательного процесса. На необходимость такого помощника часто указывают как ро-
дители, так и специалисты в области специальной педагогики. Однако правовой статус
данного участника правоотношений по образованию пока не определен в законода-
тельстве. Следовательно, не вполне понятна роль данного субъекта, –выполняет ли
он часть функций педагога (и соответственно должен ли обладать необходимой про-
фессиональной подготовкой) или является техническим ассистентом, помогая ребенку
передвигаться, держать ручку и т.п. При отсутствии такого определения нельзя понять,
каким образом данный вид служащего будет именоваться в штатном расписании об-
разовательного учреждения и должен ли он относиться к педагогическому персоналу.
На практике такую функцию в некоторых случаях выполняют родители ребенка.
187 Закон Санкт-Петербурга ≪О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по ре-
ализации права на образование в Санкт-Петербурге≫ от 31.01.2003 № 11-1 // Вестник законодательного собрания Санкт-Петербурга.
2003. № 3.
188 В соответствии с п. 4, 5 Постановления Правительства РФ ≪О порядке организации и деятельности федеральных государствен-
ных учреждений медико-социальной экспертизы≫ от 16.12.2004 № 805 именно эти учреждения определяют ограничения жизнеде-
ятельности гражданина при проведении реабилитационно-экспертной диагностики (см.: СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 2). Ст. 5478).
64
Закон Санкт-Петербурга предусматривает создание таких особых институтов в
сфере образования, как образовательные центры реабилитации, центры психоло-
го-медико-педагогической поддержки лиц с ограничениями жизнедеятельности,
которые (как предполагается) должны объединить сферы образования, социальной
и медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями в одном уч-
реждении. На практике данное положение потребует закрепления правового поло-
жения образовательного учреждения нового типа (образовательно-реабилитацион-
ное), то есть внесения соответствующих изменений в Закон РФ ≪Об образовании≫,
осуществляющего помимо традиционной функции обучения и воспитания ребенка
еще и социально-медицинско-реабилитационную функцию.
Достаточно важной экономической гарантией образования лиц с ограничения-
ми жизнедеятельности, не имеющими инвалидности, являются предусмотренные
в законе Санкт-Петербурга меры по обеспечению образовательного процесса (мате-
риальная поддержка приобретения средств получения и обмена информацией, на-
пример). А эта сфера деятельности оставлена на усмотрение региональных органов
власти, они принимают решения об оказании помощи, ставят действие гарантии в
зависимость от ее бюджетной обеспеченности.
В Вологодской области, например, действует принятый в 2005 году закон ≪Об ин-
дивидуальном воспитании и обучении детей-инвалидов и детей, находящихся на
длительном лечении≫ 189. Закон предусматривает финансовое обеспечение обра-
зования указанных категорий детей на дому или в лечебном учреждении за счет
средств областного бюджета. Указанный акт закрепляет право родителей детей-ин-
валидов, осуществляющих их воспитание и обучение в домашних условиях, на ком-
пенсацию затрат в размерах, определяемых государственными нормативами фи-
нансирования на образование в общеобразовательном учреждении. Во исполнение
закона правительством Вологодской области в том же году был принят акт о поряд-
ке его реализации 190. Он, в частности, устанавливает пределы учебного времени, в
течение которого предоставляется индивидуальное обучение детям с инвалиднос-
тью и детям, находящимся на длительном лечении. Так, для детей школьного воз-
раста предусмотрено бесплатное индивидуальное обучение в пределах 8-12 часов
в неделю в зависимости от года обучения ребенка, для детей дошкольного возрас-
та –по 1-2 занятиям из расчета 30 минут 2 раза в неделю также в зависимости от
возраста ребенка. Возникает вопрос, а являются ли достаточными такие правовые
гарантии для надлежащего овладения ребенком учебной программой и успешно-
го прохождения аттестации? По-видимому, на практике родителям приходится до-
полнять указанный объем государственных гарантий посредством приобретения
частных образовательных услуг, поскольку областным законом гарантирована едва
лишь треть от того объема учебных занятий, которые получают дети, посещающие
образовательное учреждение. Каких-либо компенсаций в этом случае закон, к сожа-
лению, не предусматривает.
189 Закон Вологодской области ≪Об индивидуальном воспитании и обучении детей-инвалидов и детей, находящихся на длитель-
ном лечении≫ от 31.01.2005 № 1217-ОЗ // Законодательство Вологодской области. 2005. Сборник № 1.
190 Постановление правительства Вологодской области ≪О порядке реализации закона области ≪Об индивидуальном воспитании
и обучении детей-инвалидов и детей, находящихся на длительном лечении≫ от 08.04.2005 № 364 // Законодательство Вологодской
области. 2005. Сборник № 2.
65
Закон Кировской области ≪Об образовании в Кировской области≫ от 11.02.2003 №
133-ЗО определяет круг особых субъектов права в сфере образования (дети с огра-
ниченными возможностями здоровья) следующим образом: ≪лица, имеющие физи-
ческий и (или) психический недостаток, который препятствует освоению образова-
тельных программ без создания специальных условий для получения образования≫
(ст. 1) 191. Закон закрепляет дополнительные меры социальной поддержки для этого
круга лиц, включая право на обучение в образовательных учреждениях всех типов с
учетом состояния здоровья и медицинских показаний, бесплатное предоставление
медицинских услуг в образовательном учреждении, а также библиотечных услуг (ст.
17). Первая редакция закона предусматривала также бесплатное питание в специ-
альных (коррекционных) учреждениях и классах (ст. 17.1), но Законом Кировской об-
ласти от 28 сентября 2006 года данная норма была отменена.
Согласно пункту 4 статьи 6 закона родителям (законным представителям) детей-ин-
валидов, осуществляющим их обучение и воспитание на дому самостоятельно, компен-
сируются затраты через образовательное учреждение, в которое зачислен ребенок-ин-
валид. Размеры затрат определяются согласно региональному закону ≪Об установлении
нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской облас-
ти≫ 192. Закон, в частности, предусматривает повышение нормативов в случае компен-
сирующего обучения (коэффициент 2), в специальной школе (специальном классе, груп-
пе), созданной в общеобразовательном учреждении (коэффициент 1,2).
В случае специального (коррекционного) обучения ребенка в общеобразователь-
ном учреждении, специальной школе или школе-интернате повышающий коэф-
фициент составляет 2,3. Как видим, размер норматива финансирования обучения
в специальных условиях общеобразовательного учреждения превышает соответс-
твующий показатель специальной школы, класса или группы. По-видимому, данные
положения должны содействовать расширению сферы специальных образователь-
ных услуг, предоставляемых в образовательном учреждении общего типа, что явля-
ется позитивным законодательным решением. При этом норм о специальных обра-
зовательных условиях закон не содержит.
Проблему организации специального образования для лиц с инвалидностью ре-
шили особым образом органы законодательной власти Республики Карелия.
Закон Республики Карелия ≪Об образовании≫ 193 наделяет органы местного само-
управления муниципальных районов и городских округов полномочиями по вос-
питанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных и общеобра-
зовательных учреждениях, по обеспечению инвалидов специальными учебными
пособиями и литературой, в том числе выполненными шрифтом Брайля, возмож-
ностью пользоваться услугами сурдопереводчиков, компенсацию затрат родителей
191 Закон Кировской области ≪Об образовании в Кировской области≫ от 11.02.2003 № 133-ЗО с изменениями, внесенными законами
Кировской области от 29.12.2004 № 303-ЗО, от 02.08.2005 № 354-ЗО, от 28.09.2006 № 39-ЗО, от 21.02.2007 № 81-ЗО, от 08.10.2007 N 175-ЗО,
от 17.04.2008 N 235-ЗО, от 06.10.2008 N 290-ЗО, от 01.04.2009 N 347-ЗО // Доступ из справ.-правовой системы ≪КонсультантПлюс≫
192 Закон Кировской области ≪Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской об-
ласти≫ от 03.11.2005 № 371-ЗО с изменениями, внесенными законом Кировской области от 29.11.2006 № 51-ЗО // Вятский край. 2005.
15 ноября; 2006. 13 декабря.
193 Закон Республики Карелия ≪Об образовании≫ от 29.04.2005 № 874-ЗРК с изменениями и дополнениями // доступ из справ.-пра-
вовой системы ≪КонсультантПлюс≫.
66
на проезд к месту учебы и обратно детей со сложной структурой нарушений и неко-
торые другие полномочия в сфере социальной поддержки инвалидов (ст. 4). Средс-
тва на реализацию указанных полномочий предусматриваются за счет субвенций
местным бюджетам из регионального бюджета. Таким образом, организация специ-
альных образовательных услуг на территории Республики Карелия должна осущест-
вляться муниципальными органами управления образованием. При этом, однако,
закон закрепляет гарантии финансирования образования лишь для лиц со статусом
инвалида. Остается открытым вопрос о предоставлении специальных образователь-
ных услуг детям с отклонениями в развитии, не имеющим инвалидности.
Достаточно проработана (в сравнении с регионами Северо-Западного федерально-
го округа) нормативная правовая база о специальных условиях образования в Самар-
ской области. В данном регионе была принята на период 2005 –2008 годов целевая
программа, предусматривающая финансирование мероприятий по специальной по-
мощи детям с проблемами в развитии. Программа включала, в частности, расходы
на разработку учебно-методического комплекса и методических рекомендаций для
учителя, нацеленных на адаптацию к нуждам детей с различными видами проблем,
а также внедрение специального курса для повышения квалификации педагогов по
вопросам обучения детей с проблемами в развитии в условиях общеобразовательных
учреждений (в интегрированных классах) на сумму более 110 миллионов рублей 194.
Задачи программы предусматривали создание сети учреждений, обеспечиваю-
щих детям с проблемами в развитии возможно более раннюю и полную интегра-
цию в образовательное пространство посредством интегрированной и дистанци-
онной форм обучения; формирование благоприятного социально-психологического
фона для развития интеграционных процессов в сфере образования детей с пробле-
мами в развитии. В ходе реализации программы предполагается интеграция д
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!