Ф ор ми ро ва ни е р ег ио на ль но гоз ак он од ат ел ьс тв а — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Ф ор ми ро ва ни е р ег ио на ль но гоз ак он од ат ел ьс тв а

2019-12-17 142
Ф ор ми ро ва ни е р ег ио на ль но гоз ак он од ат ел ьс тв а 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

о б о бр аз ов ан иид ет ейсо гр ан ич ен ны мив оз мо жн ос тя ми Формирование регионального законодательства в сфере образования в целом и

в области специального образования в частности стало возможным с принятием За-

кона РФ ≪Об образовании≫ и Конституции Российской Федерации. Полномочия феде-

ральных и региональных органов государственной власти в рассматриваемой сфере

разграничены. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ к полномочиям Россий-

ской Федерации, в частности, относится установление основ федеральной политики

и принятие федеральных программ в области социального и культурного развития

государства. Согласно статье 72 к предмету совместного ведения федерации и ре-

гионов (субъектов РФ) относятся общие вопросы воспитания, образования, науки,

культуры. Вне указанных пределов субъекты РФ обладают всей полнотой государс-

твенной власти. Статья 3 Закона РФ ≪Об образовании≫ закрепила право субъектов

Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты в

области образования, не противоречащие федеральным законам. Указанные акты

включены в систему законодательства об образовании. Согласно пункту 11 статьи

29, к компетенции субъектов РФ также относится установление нормативов финан-

сирования образования в регионе. Таким образом, Конституция РФ и Закон РФ ≪Об

образовании≫ создали основание для развития регионального законодательства об

образовании. В ряде регионов приняты законы об образовании, а также акты о спе-

циальном образовании или об образовании лиц с ограниченными возможностями

здоровья.

Обсуждение в течение более чем 15 лет проекта федерального закона об образо-

вании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)

побудило к активности в рассматриваемой области региональных законодателей.

Актуальность разработки законодательства субъектов РФ о специальном образо-

вании вызвана рядом причин.

Разграничение полномочий в области образования между федеральными и ре-

гиональными органами власти закреплено в статье 29 Закона РФ ≪Об образовании≫

(пп. 6.1 и 6.2) таким образом, что обеспечение государственных гарантий получения

общедоступного и бесплатного образования на реализацию основных общеобразо-

вательных программ в части финансирования расходов собственно на нужды обра-

зования (включая оплату труда работников, приобретение учебных пособий и т.д.)

относятся к компетенции субъектов РФ. Соответственно расходы на обучение детей

в общеобразовательных учреждениях за исключением расходов на содержание

зданий и коммунальные платежи обеспечиваются за счет региональных бюджетов.

Финансирование этих расходов осуществляется посредством выделения субвенций

местным бюджетам. В то же время организация предоставления общедоступного и

бесплатного образования в специальных (коррекционных) образовательных учреж-

58

дениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоро-

вья обеспечивается региональными бюджетами полностью. Расходы на обучение в

таких государственных учреждениях финансируются по повышенным нормативам с

учетом необходимости создания специальных условий для детей, низкой наполняе-

мости классов, обеспечения транспортными средствами и другими услугами. Кроме

того, региональный бюджет ответственен за содержание зданий (помещений), в

которых осуществляется образовательный процесс, оборудование в необходимых

случаях зданий пандусами, подъемниками и другими техническими средствами в

соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры, предусмотренными Гра-

достроительным кодексом РФ 175.

В результате действия указанных норм складывается ситуация, при которой реа-

лизация предусмотренного статьей 52 Закона РФ ≪Об образовании≫ права на выбор

образовательного учреждения ведет на практике к ухудшению положения детей,

нуждающихся в специальных условиях получения образования, если они обучаются

в муниципальном образовательном учреждении по месту жительства. При обучении

ребенка с ограниченными возможностями в специальном (коррекционном) образо-

вательном учреждении ему гарантирован государством необходимый объем спе-

циальных услуг, подкрепленный финансированием из регионального бюджета. Если

же такой ребенок обучается (воспитывается) в муниципальном образовательном уч-

реждении иного типа, государство не во всех случаях гарантирует обеспечение спе-

циальных условий обучения (воспитания). Гарантии за счет регионального бюджета

предоставляются лишь детям с инвалидностью в соответствии со статьей 18 Феде-

рального закона ≪О социальной защите инвалидов в Российской Федерации≫. Финан-

сирование мероприятий по созданию специальных условий получения образования

для иных детей с отклонениями в развитии (не имеющих инвалидности) может быть

осуществлено лишь по решению органов местного самоуправления и за счет муни-

ципальных бюджетов, а они во многих случаях не имеют возможности предоставить

такие гарантии. Например, в Архангельской области, являющейся дотационным ре-

гионом, муниципальные бюджеты, как правило, не располагают собственными до-

полнительными средствами для обеспечения специальных образовательных услуг.

По действовавшей в 2006/2007 учебном году в Архангельской области методике

расчета субвенций муниципальным бюджетам применялись нормативы финансиро-

вания на реализацию общеобразовательных программ в расчете на одного обучаю-

щегося. Повышение норматива (за счет соответствующего коэффициента удорожа-

ния) предусматривалось только для обучающихся в специальных (коррекционных)

классах (группах) дошкольных и общеобразовательных учреждений. Такое повыше-

ние производилось в основном за счет дополнительных средств на оплату труда пе-

дагогов. В то же время другие дополнительные расходы (например, на занятия со

специальным педагогом, на сопровождение детей, имеющих инвалидность, т.е. ус-

луги помощника педагога) в нормативе не были учтены. Это, в свою очередь, озна-

чало, что коррекционно-развивающая работа, необходимая детям с ограниченными

175 Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности явля-

ется обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. См.: Градостро-

ительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. I). Ст. 16.

59

возможностями (отклонениями в развитии), в виде услуг специального психолога,

специального педагога (педагога-дефектолога, педагога-логопеда, педагога-сурдо-

лога и т.д.) могла быть предоставлена либо в очень ограниченном объеме, либо не

проводилась совсем 176.

Сравнение расходов по статьям бюджетной классификации на образование детей

в общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) школе-интернате на

то время отражает десятикратное превышение расходов на обучение и содержание

детей в школе-интернате по сравнению с расходами образовательного учреждения

общего типа 177. Сопоставление расходов на обучение детей в школе общего типа и

общеобразовательной школе, имеющей специальные (коррекционные) классы для

обучения детей с нарушениями слуха и зрения, показывает двукратную разницу в

расходах. Рассчитанный по действовавшей методике норматив на обучение ребен-

ка в специальном (коррекционном) классе (11445 рублей в год на обучающегося на 1-

й ступени общего образования) почти в три раза превышает соответствующий нор-

матив финансирования затрат на обучение ребенка в школе (классе) общего типа

(4698 рублей) 178. Таким образом, обучение ребенка с ограниченными возможностя-

ми в школе общего типа не финансируется в том же объеме, в каком экономически

обеспечено его пребывание в специальном учреждении (классе, группе).

В сложившейся ситуации сформировалось несоответствие практики закону, при

котором формально все дети равны в получении образования и могут выбирать об-

разовательное учреждение, а фактически для детей с ограниченными возможнос-

тями здоровья гарантировано обучение лишь в учреждениях одного типа –спе-

циальных (коррекционных). Соответствующие положения законодательства об

образовании не подкреплены необходимым финансированием.

Реальное обеспечение равенства в праве на доступное образование каждого тре-

бует, по меньшей мере, перераспределения финансовых ресурсов в системе обра-

зования таким образом, чтобы необходимое финансирование ≪следовало за ре-

бенком≫ именно в то образовательное учреждение, в котором он получает услуги с

учетом права на выбор образовательного учреждения. А это, в свою очередь, тре-

бует принятия регионального (областного) закона, создающего правовую основу для

обеспечения финансирования специальных образовательных услуг независимо от

типа образовательного учреждения.

Такая необходимость обусловлена также и нормой пункта 1.1 статьи 16 Закона РФ

≪Об образовании≫, введенной Федеральным законом от 09.02.2007 № 17-ФЗ 179. Со-

176 Об этом свидетельствует анализ бюджетных расходов на обучение детей, проведенный департаментом образования мэрии г. Ар-

хангельска в декабре 2006 года. См.: Пантюхина Н.В. Прикладной анализ бюджетных расходов на обучение детей, имеющих инвалид-

ность, в г. Архангельске // Общественный доклад о положении детей с инвалидностью в г. Архангельске. Архангельск, 2007. С. 18-23.

177 Значительное превышение расходов связано не только с тем, что наряду с расходами на обучение в интернате должно обеспе-

чиваться и содержание ребенка. Как показывает проведенный анализ, существенная разница имеется и в расходах на оплату труда

работников образовательного учреждения. Если в образовательной школе общего типа на ребенка, имеющего инвалидность, при-

ходится 0,19 штатных единиц персонала, в специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы –0,37 единиц, то в

школе-интернате –2,02 штатных единиц персонала (см.: Там же. С. 21).

178 Там же. С. 22.

179 Федеральный закон ≪О внесении изменений в закон Российской Федерации ≪Об образовании≫ и федеральный закон ≪О высшем

и послевузовском профессиональном образовании≫ в части проведения единого государственного экзамена≫ от 09.02.2007 № 17-ФЗ

// СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 838.

60

гласно указанному положению, правила приема граждан в государственные и муни-

ципальные образовательные учреждения на всех ступенях общего и на ступени на-

чального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граж-

дан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение

образования соответствующего уровня. Это означает, что в условиях отнесения пол-

номочий по обеспечению общедоступного и бесплатного образования для детей с

отклонениями в развитии к компетенции субъектов РФ именно региональные влас-

ти должны обеспечить перераспределение финансовых ресурсов для осуществления

права на образование детьми с ограниченными возможностями и его нормативно-

правовое основание. Отказ от такого перераспределения и нормативно-правового

регулирования означал бы, что ответственность за предоставление услуг по специ-

альному образованию лежит на муниципальных органах управления образованием

и муниципальных бюджетах. А это, в свою очередь, влечет неоправданное различие

в положении детей с ограниченными возможностями в зависимости от того, в каком

образовательном учреждении (какого типа учреждении) ребенок обучается (воспи-

тывается). Если перераспределение финансовых ресурсов не производить, то ситуа-

ция будет складываться таким образом, что дети с ограниченными возможностями

будут стремиться учиться лишь в специальных (коррекционных) образовательных

учреждениях, где им гарантирован федеральным законом полный объем необхо-

димых государственных услуг (в основном так происходило в недавнем прошлом).

Если же они будут обучаться в интернатах или на дому, то это не будет способство-

вать их интеграции в общество, станет препятствием для реализации конституци-

онной нормы о равенстве всех граждан России. Такое положение должно рассмат-

риваться как дискриминационное по признаку состояния здоровья и особенностей

развития при получении образования, что противоречит международным актам по

правам человека, Конституции РФ, нормам Закона РФ ≪Об образовании≫ о равенстве

граждан и общедоступности образования. Как отметил Уполномоченный по правам

человека в РФ О. Миронов в специальном докладе о правах и возможностях инва-

лидов, ≪обучение инвалидов преимущественно проводится в специализированных

образовательных учреждениях в условиях общения только с другими инвалидами,

что впоследствии затрудняет их интеграцию в общество≫ 180. В специальном докла-

де, посвященном правам детей-инвалидов, в 2006 году Уполномоченный по правам

человека в РФ В. Лукин отметил, что одной из основных проблем нарушения прав

детей-инвалидов является традиционный приоритет государственной поддержки

направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по

поддержке семьи. Доля детей с умственными отклонениями, постоянно прожива-

ющих в интернатах, достигает 30% и имеет тенденцию к увеличению. Особое место

среди многих проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как

отмечает Уполномоченный, занимают трудности доступа к учреждениям образова-

ния и здравоохранения, к жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным

учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества 181.

180 Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ≪Права и возможности инвалидов в Рос-

сийской Федерации≫ от 10.09.2001 // Правозащитник. 2001. № 3. С. 14.

181 Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ≪О соблюдении прав детей-инвалидов в

Российской Федерации≫ от 10.05.2006 // http://ombudsman.gov.ru/doc/spdoc/0206.shtml

61

Таким образом, проблема обучения детей с ограниченными возможностями,

обеспечения для них гарантий равенства в сфере образования остается актуальной,

не утрачивая своей значимости.

Для принятия соответствующих решений обществу в целом и органам управле-

ния образованием в частности необходимо признать, что далеко не все имеющиеся

у ребенка отклонения требуют его обучения в условиях специальной (коррекцион-

ной) школы или класса. Большинство детей с ограниченными возможностями могут

и должны обучаться в школе по месту жительства на равных началах с другими де-

тьми, как это закреплено нормами Закона РФ ≪Об образовании≫ (ст. 5, п. 1.1. ст. 16).

Архангельский областной закон ≪Об образовании≫ содержит общую норму, за-

прещающую дискриминацию в сфере образования. В соответствии со статьей 1 ука-

занного акта органы государственной власти Архангельской области должны обес-

печивать равные возможности получения дошкольного и общего образования в

соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для

всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями

здоровья и детей других категорий 182. Порядок расчета нормативов для определе-

ния объема субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию ос-

новных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных

учреждениях и методика распределения субвенций, введенные областным законом

в 2005 году, даны в приложении к Закону 183.

В настоящее время в представительном (законодательном) органе государствен-

ной власти –Архангельском областном собрании депутатов –создана рабочая груп-

па по разработке проектов нормативных правовых актов о специальном образова-

нии и о нормативах финансирования обучения (воспитания) детей с ограниченными

возможностями в государственных и муниципальных учреждениях на территории

Архангельской области 184. В состав рабочей группы входят представители Комитета

по социальным вопросам и образованию собрания депутатов Архангельской облас-

ти, Департамента образования и науки администрации области, союза обществен-

ных объединений инвалидов области. К разработке проектов законодательных ре-

шений привлечены эксперты, одним из которых является автор настоящей работы.

Работа группы пока не закончена. На первом этапе подготовлен законопроект ≪О

внесении изменений в областной закон ≪Об образовании≫, который предусматри-

вает увеличение в 4-5 раз нормативов финансирования образовательных услуг в

специальных (коррекционных) классах и группах, действующих в муниципальных

дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Это означает, что дети с ограни-

ченными возможностями, обучающиеся в классах и группах муниципальных учреж-

дений по месту жительства, будут получать услуги по специальному образованию в

размере, сопоставимом с тем объемом профессиональной педагогической помощи,

которую они получали бы в специальном (коррекционном) учреждении.

182 Областной закон ≪Об образовании≫. Принят Архангельским областным собранием депутатов 03.04.1996 № 38-22-ОЗ // Волна.

1996. № 18.

183 Областной закон ≪О внесении дополнений в областной закон ≪Об образовании≫ от 08.12.2005 № 128-8-ОЗ // Волна. 2005. № 58.

184 Распоряжение Архангельского областного собрания депутатов четвертого созыва ≪О создании рабочей группы по работе над

проектом областного закона ≪О внесении изменений в областной закон ≪Об образовании≫ от 20.03.2007 № 20р // Текущий архив Ар-

хангельского областного собрания депутатов.

62

В ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в регионах Северо-Западно-

го федерального округа, вопросы образования лиц с ограниченными возможностя-

ми регулируются отдельными законодательными актами.

В Ленинградской области, например, принят Закон о специальном (коррекцион-

ном) образовании 185. Наиболее важными, по мнению автора, элементами данного

закона, отличающими его от подобных региональных актов, являются введение по-

нятия ≪система специального (коррекционного) образования≫, включение положе-

ния о создании государственной службы по управлению указанной системой (ст. 3, 7).

Закон включает в круг участников регулируемых отношений не только лиц, постоян-

но проживающих, но и временно пребывающих в Ленинградской области, закрепля-

ет права лиц с ограниченными возможностями в области специального образования,

а также родителей (законных представителей) ребенка (ст. 14, 15). Важно отметить,

что право на специальное образование увязывается в данном акте с правом выбора

образовательного учреждения, в котором можно его получать (ст. 6), а круг видов об-

разовательных учреждений, предоставляющих соответствующие услуги, расширяет-

ся за счет включения нового института –интегрированных учреждений различного

уровня (ст. 5). Роль психолого-медико-педагогической комиссии в такой системе ме-

няется по сравнению с традиционной. Вместо органа, осуществляющего дифферен-

цированный отбор и комплектование специальных образовательных учреждений 186,

комиссия становится объединением специалистов, разрабатывающим ≪образова-

тельный маршрут≫ для ребенка с ограниченными возможностями (п.1 ст. 6).

Закон Ленинградской области, на наш взгляд, не лишен и определенных упуще-

ний. Так, определяя интегрированное обучение как совместное обучение лиц с огра-

ниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений (ст.1),

закон указывает, что обучение лиц в интегрированном учреждении (классе, группе)

осуществляется специалистами в области специальной (коррекционной) педагоги-

ки (п.1 ст. 13). Но ведь специальная педагогика, –лишь одна из ветвей педагогики.

В силу особенности ее предмета педагог обладает познаниями в области обучения

детей с различными видами отклонений (речевыми, слуховыми, зрительными,

умственными и т.д.). Специальный педагог (логопед, сурдопедагог, олигофренопе-

дагог) владеет знаниями в сравнительной узкой области педагогики. Осуществлять

действительную интеграцию может лишь специалист в области общей педагогики,

имеющий дополнительную подготовку в области специального образования, либо с

группой должны работать разные специалисты.

Указанный акт вводит понятие интеграции как совместного обучения лиц с ограни-

ченными возможностями здоровья и лиц без таковых посредством создания специ-

альных условий для получения образования. По мнению автора, данное определе-

ние является неполным. Действительная интеграция предполагает доминирование

185 Областной закон ≪О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области≫ от 23.07.2002 № 28-оз с изм., внесен-

ными законами Ленинградской области от 30.12.2004 № 133-оз и от 24.12.2007 № 188-оз // Доступ из справ.-правовой системы ≪Кон-

сультантПлюс≫.

186 Одной из задач областной психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с инструктивным письмом Министерс-

тва просвещения СССР от 21.11.1974 № 102-М является осуществление дифференцированного отбора детей с недостатками умствен-

ного и физического развития в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специ-

ального назначения системы просвещения согласно инструкциям по приему в эти учреждения.

63

индивидуального подхода в образовании, что требует от педагога существенной пе-

реработки методов преподавания и применяемых средств для того, чтобы вовлечь

детей с разными способностями и возможностями в единый обучающий процесс.

Интегрированное образование нуждается в усилении гуманистического подхода в

образовании. Интегрированное обучение –это совместное обучение лиц с различ-

ными образовательными потребностями, при котором обеспечивается получение

образования определенного уровня в условиях коррекции нарушений развития и

поведения, социальной адаптации на основе специальных педагогических подхо-

дов, обучения по индивидуальным учебным планам и образовательным програм-

мам с созданием специальных условий для получения образования.

Закон Санкт-Петербурга ≪О дополнительных мерах социальной защиты граждан с

ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Пе-

тербурге≫ принят в 2003 году 187. Указанный акт ориентирован в основном на тех лиц,

которым установлена инвалидность. Понятия, которые использует закон, –≪лица

с ограничениями жизнедеятельности≫, ≪степень ограничения жизнедеятельности≫

–заимствованы из нормативных актов, являющихся правовой основой для уста-

новления инвалидности учреждениями медико-социальной экспертизы. В данном

акте говорится, что степень ограничения жизнедеятельности детей и подростков с

отклонениями в развитии определяется городскими межведомственными психоло-

го-медико-педагогическими комиссиями и консультациями (ст. 3). Указанное поло-

жение противоречит нормативно-правовому акту, относящему данную функцию к

правам и обязанностям учреждений медико-социальной экспертизы 188. Психолого-

медико-педагогические комиссии не должны подменять органы, устанавливающие

инвалидность, ибо их задача –оценка образовательных возможностей ребенка и

разработка рекомендаций по созданию специальных условий обучения для детей со

специальными образовательными потребностями.

В соответствии со статьей 6 указанного закона лица с ограничениями жизнеде-

ятельности, обучающиеся в образовательном учреждении общего назначения, могут

пользоваться во время занятий услугами помощника, являющегося участником обра-

зовательного процесса. На необходимость такого помощника часто указывают как ро-

дители, так и специалисты в области специальной педагогики. Однако правовой статус

данного участника правоотношений по образованию пока не определен в законода-

тельстве. Следовательно, не вполне понятна роль данного субъекта, –выполняет ли

он часть функций педагога (и соответственно должен ли обладать необходимой про-

фессиональной подготовкой) или является техническим ассистентом, помогая ребенку

передвигаться, держать ручку и т.п. При отсутствии такого определения нельзя понять,

каким образом данный вид служащего будет именоваться в штатном расписании об-

разовательного учреждения и должен ли он относиться к педагогическому персоналу.

На практике такую функцию в некоторых случаях выполняют родители ребенка.

187 Закон Санкт-Петербурга ≪О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по ре-

ализации права на образование в Санкт-Петербурге≫ от 31.01.2003 № 11-1 // Вестник законодательного собрания Санкт-Петербурга.

2003. № 3.

188 В соответствии с п. 4, 5 Постановления Правительства РФ ≪О порядке организации и деятельности федеральных государствен-

ных учреждений медико-социальной экспертизы≫ от 16.12.2004 № 805 именно эти учреждения определяют ограничения жизнеде-

ятельности гражданина при проведении реабилитационно-экспертной диагностики (см.: СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 2). Ст. 5478).

64

Закон Санкт-Петербурга предусматривает создание таких особых институтов в

сфере образования, как образовательные центры реабилитации, центры психоло-

го-медико-педагогической поддержки лиц с ограничениями жизнедеятельности,

которые (как предполагается) должны объединить сферы образования, социальной

и медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями в одном уч-

реждении. На практике данное положение потребует закрепления правового поло-

жения образовательного учреждения нового типа (образовательно-реабилитацион-

ное), то есть внесения соответствующих изменений в Закон РФ ≪Об образовании≫,

осуществляющего помимо традиционной функции обучения и воспитания ребенка

еще и социально-медицинско-реабилитационную функцию.

Достаточно важной экономической гарантией образования лиц с ограничения-

ми жизнедеятельности, не имеющими инвалидности, являются предусмотренные

в законе Санкт-Петербурга меры по обеспечению образовательного процесса (мате-

риальная поддержка приобретения средств получения и обмена информацией, на-

пример). А эта сфера деятельности оставлена на усмотрение региональных органов

власти, они принимают решения об оказании помощи, ставят действие гарантии в

зависимость от ее бюджетной обеспеченности.

В Вологодской области, например, действует принятый в 2005 году закон ≪Об ин-

дивидуальном воспитании и обучении детей-инвалидов и детей, находящихся на

длительном лечении≫ 189. Закон предусматривает финансовое обеспечение обра-

зования указанных категорий детей на дому или в лечебном учреждении за счет

средств областного бюджета. Указанный акт закрепляет право родителей детей-ин-

валидов, осуществляющих их воспитание и обучение в домашних условиях, на ком-

пенсацию затрат в размерах, определяемых государственными нормативами фи-

нансирования на образование в общеобразовательном учреждении. Во исполнение

закона правительством Вологодской области в том же году был принят акт о поряд-

ке его реализации 190. Он, в частности, устанавливает пределы учебного времени, в

течение которого предоставляется индивидуальное обучение детям с инвалиднос-

тью и детям, находящимся на длительном лечении. Так, для детей школьного воз-

раста предусмотрено бесплатное индивидуальное обучение в пределах 8-12 часов

в неделю в зависимости от года обучения ребенка, для детей дошкольного возрас-

та –по 1-2 занятиям из расчета 30 минут 2 раза в неделю также в зависимости от

возраста ребенка. Возникает вопрос, а являются ли достаточными такие правовые

гарантии для надлежащего овладения ребенком учебной программой и успешно-

го прохождения аттестации? По-видимому, на практике родителям приходится до-

полнять указанный объем государственных гарантий посредством приобретения

частных образовательных услуг, поскольку областным законом гарантирована едва

лишь треть от того объема учебных занятий, которые получают дети, посещающие

образовательное учреждение. Каких-либо компенсаций в этом случае закон, к сожа-

лению, не предусматривает.

189 Закон Вологодской области ≪Об индивидуальном воспитании и обучении детей-инвалидов и детей, находящихся на длитель-

ном лечении≫ от 31.01.2005 № 1217-ОЗ // Законодательство Вологодской области. 2005. Сборник № 1.

190 Постановление правительства Вологодской области ≪О порядке реализации закона области ≪Об индивидуальном воспитании

и обучении детей-инвалидов и детей, находящихся на длительном лечении≫ от 08.04.2005 № 364 // Законодательство Вологодской

области. 2005. Сборник № 2.

65

Закон Кировской области ≪Об образовании в Кировской области≫ от 11.02.2003 №

133-ЗО определяет круг особых субъектов права в сфере образования (дети с огра-

ниченными возможностями здоровья) следующим образом: ≪лица, имеющие физи-

ческий и (или) психический недостаток, который препятствует освоению образова-

тельных программ без создания специальных условий для получения образования≫

(ст. 1) 191. Закон закрепляет дополнительные меры социальной поддержки для этого

круга лиц, включая право на обучение в образовательных учреждениях всех типов с

учетом состояния здоровья и медицинских показаний, бесплатное предоставление

медицинских услуг в образовательном учреждении, а также библиотечных услуг (ст.

17). Первая редакция закона предусматривала также бесплатное питание в специ-

альных (коррекционных) учреждениях и классах (ст. 17.1), но Законом Кировской об-

ласти от 28 сентября 2006 года данная норма была отменена.

Согласно пункту 4 статьи 6 закона родителям (законным представителям) детей-ин-

валидов, осуществляющим их обучение и воспитание на дому самостоятельно, компен-

сируются затраты через образовательное учреждение, в которое зачислен ребенок-ин-

валид. Размеры затрат определяются согласно региональному закону ≪Об установлении

нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской облас-

ти≫ 192. Закон, в частности, предусматривает повышение нормативов в случае компен-

сирующего обучения (коэффициент 2), в специальной школе (специальном классе, груп-

пе), созданной в общеобразовательном учреждении (коэффициент 1,2).

В случае специального (коррекционного) обучения ребенка в общеобразователь-

ном учреждении, специальной школе или школе-интернате повышающий коэф-

фициент составляет 2,3. Как видим, размер норматива финансирования обучения

в специальных условиях общеобразовательного учреждения превышает соответс-

твующий показатель специальной школы, класса или группы. По-видимому, данные

положения должны содействовать расширению сферы специальных образователь-

ных услуг, предоставляемых в образовательном учреждении общего типа, что явля-

ется позитивным законодательным решением. При этом норм о специальных обра-

зовательных условиях закон не содержит.

Проблему организации специального образования для лиц с инвалидностью ре-

шили особым образом органы законодательной власти Республики Карелия.

Закон Республики Карелия ≪Об образовании≫ 193 наделяет органы местного само-

управления муниципальных районов и городских округов полномочиями по вос-

питанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных и общеобра-

зовательных учреждениях, по обеспечению инвалидов специальными учебными

пособиями и литературой, в том числе выполненными шрифтом Брайля, возмож-

ностью пользоваться услугами сурдопереводчиков, компенсацию затрат родителей

191 Закон Кировской области ≪Об образовании в Кировской области≫ от 11.02.2003 № 133-ЗО с изменениями, внесенными законами

Кировской области от 29.12.2004 № 303-ЗО, от 02.08.2005 № 354-ЗО, от 28.09.2006 № 39-ЗО, от 21.02.2007 № 81-ЗО, от 08.10.2007 N 175-ЗО,

от 17.04.2008 N 235-ЗО, от 06.10.2008 N 290-ЗО, от 01.04.2009 N 347-ЗО // Доступ из справ.-правовой системы ≪КонсультантПлюс≫

192 Закон Кировской области ≪Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской об-

ласти≫ от 03.11.2005 № 371-ЗО с изменениями, внесенными законом Кировской области от 29.11.2006 № 51-ЗО // Вятский край. 2005.

15 ноября; 2006. 13 декабря.

193 Закон Республики Карелия ≪Об образовании≫ от 29.04.2005 № 874-ЗРК с изменениями и дополнениями // доступ из справ.-пра-

вовой системы ≪КонсультантПлюс≫.

66

на проезд к месту учебы и обратно детей со сложной структурой нарушений и неко-

торые другие полномочия в сфере социальной поддержки инвалидов (ст. 4). Средс-

тва на реализацию указанных полномочий предусматриваются за счет субвенций

местным бюджетам из регионального бюджета. Таким образом, организация специ-

альных образовательных услуг на территории Республики Карелия должна осущест-

вляться муниципальными органами управления образованием. При этом, однако,

закон закрепляет гарантии финансирования образования лишь для лиц со статусом

инвалида. Остается открытым вопрос о предоставлении специальных образователь-

ных услуг детям с отклонениями в развитии, не имеющим инвалидности.

Достаточно проработана (в сравнении с регионами Северо-Западного федерально-

го округа) нормативная правовая база о специальных условиях образования в Самар-

ской области. В данном регионе была принята на период 2005 –2008 годов целевая

программа, предусматривающая финансирование мероприятий по специальной по-

мощи детям с проблемами в развитии. Программа включала, в частности, расходы

на разработку учебно-методического комплекса и методических рекомендаций для

учителя, нацеленных на адаптацию к нуждам детей с различными видами проблем,

а также внедрение специального курса для повышения квалификации педагогов по

вопросам обучения детей с проблемами в развитии в условиях общеобразовательных

учреждений (в интегрированных классах) на сумму более 110 миллионов рублей 194.

Задачи программы предусматривали создание сети учреждений, обеспечиваю-

щих детям с проблемами в развитии возможно более раннюю и полную интегра-

цию в образовательное пространство посредством интегрированной и дистанци-

онной форм обучения; формирование благоприятного социально-психологического

фона для развития интеграционных процессов в сфере образования детей с пробле-

мами в развитии. В ходе реализации программы предполагается интеграция д


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.258 с.