Восемь ступеней освоения йоги — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Восемь ступеней освоения йоги

2019-11-28 146
Восемь ступеней освоения йоги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Золотые рецепты исцеления

 

ЗАГАДОЧНЫЙ ТИБЕТ

 

С древнейших времен загадочный Тибет притягивал умы ученых, мистиков и романтиков со всего мира. Но из‑за труднодоступности и политики тибетских и китайских правителей эта таинственная страна несколько столетий была практически закрыта для посещения иностранцев. Только в 1984 году Тибет открыли для желающих окунуться в атмосферу древнейшей культуры и прикоснуться к его тайнам.

Да, Тибет хранит множество своих загадок и тайн. Они бесконечны… И даже самым терпеливым искателям открывается лишь малая доля непознанного. О чем же столько веков молчат посвященные, какие знания охраняют тибетские монахи?

Одно из тайных в прошлом учений – тибетская медицина – всеобъемлющая древнейшая система врачевания.

Согласно легенде, ее истоки лежат в «золотом веке», когда люди жили вечно, никогда не болели и не питались материальной пищей, а обходились пищей духовной – самадхи. Но вот однажды человек съел вещество, похожее на мед, и у него случилось несварение. На его жалобы Брахма (один из трех высших богов) посоветовал выпить кипяченой воды. Человек выпил ее и исцелился. С тех пор первой болезнью считается несварение, первым целителем – Брахма, а первым лекарством – кипяченая вода.

Существуют и другие легенды, связанные с возникновением медицины, но, по каждой из них, люди получили знания и навыки целительства от богов и небожителей.

Первые исторические сведения о тибетской медицине относятся к VII веку нашей эры, когда в горах Тибета образовалось самостоятельное государство. В те же времена была изобретена письменность, и на тибетский язык стали переводиться китайские и индийские медицинские и философские сочинения.

Тибетская медицина – это и наука, и искусство, и религия, и философия. Она впитала в себя знания Аюрведы, китайской медицины и буддизма. И все же осталась оригинальной и открывает широкий взгляд на здоровье человека. Она построена на понимании человеческого тела и окружающей среды, на биоэнергетических методах лечения, на целительных техниках, изменяющих сознание больного для физического оздоровления, на гармонизации судьбы и кармы.

По мере необходимости в разные сезоны используют массаж, бальнеотерапию, лечебные мантры и дыхательные упражнения, которые до нашего времени хранились тибетскими монахами и йогами в тайне. Каждый из применяемых методов эффективен и может помочь практически любому больному. При лечении сочетаются непосредственное воздействие на патологический орган и стимуляция защитных сил, нормализующих нервную регуляцию и обмен веществ, что в конечном итоге приводит к победе организма над болезнью. Тибетские лекарства лечат не отдельные болезни, а все взаимосвязанные причины и нарушения.

Сезонное питание и здоровое поведение, огромный арсенал лекарственных средств, сложнейшие рецепты которых создавали сотни поколений монахов‑врачей, йога, иглоукалывание, прижигание, массаж кунье, очистительные процедуры – это далеко не полный перечень средств и принципов тибетской медицины. Уникальные методы диагностики и лечения, доступность терапии делают ее наиболее эффективной целительной практикой для решения многих проблем со здоровьем.

На страницах нашей книги мы постарались приоткрыть завесу тайных знаний о здоровье и равновесии организма, которые из глубины веков дошли до нас благодаря тибетским монахам.

 

ИСТОРИЯ ТИБЕТА

 

Тибет – район Центральной Азии, расположенный на Тибетском нагорье. Традиционно его территория делилась на провинции У‑Цанг, Кхам и Амдо.

В различные периоды истории он был или независимым государством, или территорией в составе Монгольской империи, или вассальной землей Китая.

Когда же появились первые тибетцы? Это, как многое на Тибете, окутано магической тайной. Наиболее известны две легенды. По первой, относящейся к религии Бон, царь Тибета спустился с Небес по серебряной нити. По второй, более близкой буддизму, скальная дьяволица Брангринмо, воплощенная Тара, безответно влюбилась в давшего обет безбрачия царя обезьян Брангринпо, являвшегося воплощением Авалокитешвары (Будды сострадания). Перепробовав все способы обольщения, дьяволица в отчаянии пригрозила Брангринпо, что, если он не полюбит ее, она будет убивать людей из соседних земель и заселит весь Тибет демонами. Сострадательный царь не мог допустить этого и ответил на желание Брангринмо взаимностью. Место, где это произошло, находится в долине Ярлунг, в районе современного Цзетана, и считается священным.

Дети обезьяны – плод их страсти – и были первыми тибетцами. Потомки Брангринпо и Брангринмо научились шить одежду, выращивать хлеб, у них отпали хвосты, и, в конце концов, они превратились в людей.

Но не только красивые легенды рассказывают о Тибете, не менее прекрасна и удивительна реальная история этой удивительной страны.

Фактически вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Принесенный из Индии, он адаптировался и развился именно в Тибете. Будучи очень гибким учением, буддизм успешно поглотил в себе религию Бон, главенствовавшую ранее на тибетской земле, но позаимствовал у нее пышные и красочные ритуалы, а также традиции и мистерии.

Пожалуй, наиболее знаменательным в истории Тибета является правление 33‑го по счету царя Сронцзенгампо (VII век), который позднее стал считаться воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (покровители Тибета). Царь приложил много политических усилий, чтобы жить в мире с соседними государствами. В том числе женился на китайской принцессе императорской династии Вэнь‑Чен и на Бхрикути, дочери правителя Непала, укрепив тем самым связи с соседями.

Жены привезли с собой и традиции буддизма, и предметы культа. Особенно важным был дар Вэнь‑Чен, которая подарила царю большую статую Будды, считающуюся и ныне (она находится в монастыре Джокханг в Лхасе) одной из главных святынь Тибета. Тибетская традиция почитает этих принцесс как воплощения двух ипостасей бодхи‑саттвы Тары – зеленой и белой.

Сначала буддизм очень медленно укоренялся в тибетском обществе, оставаясь в целом религией инородной и чуждой тибетцам. Ситуация начала меняться в середине VIII века, когда царь Тисрон‑дэцзан пригласил для проповеди одного из крупнейших буддийских ученых и философов того времени – Шантаракшиту, внесшего важный вклад в развитие как мадхьямаки, так и йогачары. Он основал первые буддийские монастыри, прежде всего монастырь Самьелинг, или просто Самье, близ Лхасы, ставшей приблизительно в это время столицей Тибетского государства. Шантаракшита также впервые постриг в монахи несколько тибетцев из знатных кланов.

В первой половине IX века Тибетом правил царь Ралпачан, отличавшийся исключительным благочестием. При нем начинается регулярная работа по переводу санскритских канонических текстов на тибетский язык.

Однако вскоре над буддизмом в Тибете сгустились тучи: в начале 40‑х годов IX века царь был убит своими сановниками, и на тибетский престол вступил брат Ралпачана – Лангдарма, который отказался от поддержки буддизма и восстановил все привилегии бонского жречества. Но один из буддийских монахов, Палдордже, «преисполнившись сострадания к царю», убил его и после этого удалился в уединение, посвятив всю свою жизнь изучению махаянских текстов и медитации. Гибель царя‑гонителя и сейчас празднуют в регионах распространения тибетского буддизма.

После убийства Лангдармы началась борьба за власть, приведшая в конечном итоге к распаду Тибетского царства на отдельные феодальные владения. Наступили темные десятилетия тибетской истории, растянувшиеся до начала XI века. Но единым Тибет станет только в XVII веке, при Далай‑ламе V, Великом Нгаван Лобсан Гьяцо (1617–1682). В этом же веке в Лхасе возвели грандиозный дворец‑монастырь Далай‑лам – Потала, поражавший воображение современников.

Авторитет Далай‑ламы V был настолько велик, что калонг (премьер‑министр) тибетского правительства решил скрыть от всех факт его смерти, что позднее привело к серьезным проблемам. Ведь Далай‑ламы считались воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары. А в соответствии с махаянским учением, Будды и высшие бодхисаттвы обладают способностью магически порождать так называемые «превращенные» тела. Одним из таких «превращенных тел» Авалокитешвары и считался Далай‑лама V.

Как правило, Далай‑лама перед смертью сам указывал возможное место своего будущего рождения. Иногда государственный оракул Тибета, входя в транс, вещал от имени вошедшего в него божества. Затем (обычно через два‑три года после смерти иерарха) специальная комиссия из высокопоставленных лам отправлялась в предполагаемое место и по особым приметам отбирала кандидатов из числа мальчиков соответствующего возраста. Потом кандидатов везли в Лхасу, где они должны были пройти дополнительные испытания. Например, перед детьми клали разные красивые и блестящие вещи, а среди них одну невзрачную вещь покойного. Если мальчик тянулся к этой вещи, это было важным аргументом в его пользу. Окончательный отбор происходил при помощи жеребьевки.

Но, поскольку смерть Далай‑ламы V скрывалась, предписанное время поисков его нового «явления» миновало, Далай‑лама VI был определен неправильно. Выбранный первоиерарх оказался весьма одаренным поэтом, но мало подходил для своего сана. После его смерти началась смута, но в конце концов за ним признали статус законного Далай‑ламы, и был найден Далай‑лама VII как его новое «превращение».

С середины XVIII века Тибет пребывал в мире и покое и представлял собой уникальную страну, добросовестно реализующую некий «буддийский проект», а монахами стала четвертая часть населения страны. Абсолютное большинство тибетцев отличались благочестием, участвовали в диспутах, слушали лекции по классической буддийской философии, писали новые схоластические и медицинские трактаты.

Время шло, и многое изменялось в Тибете.

С 1959 года это не отдельное государство, а автономная территория.

Сейчас этнические тибетцы исповедуют тибетский буддизм и религию бон. С момента вхождения в состав Китая официальным языком на территории Тибета является китайский, однако делопроизводство разрешено вести на тибетском, также в начальной школе обучение зачастую ведется на тибетском, с постепенным переходом (к старшим классам) на китайский язык. Но обучение в школах повсеместно платное, и большая часть населения совершенно неграмотна.

Все монастыри Тибета сейчас контролируются Комитетами коммунистического демократического управления. Члены Комитета – китайцы – живут в монастырях и проводят в жизнь религиозную политику китайского правительства.

Комитеты официально установили критерии приема тибетцев в монастыри. Так, кандидату должно быть не менее 18 лет, он должен «любить свою страну и Коммунистическую партию, иметь разрешение родителей и получить одобрение Комитета демократического управления монастырями и согласие областных или районных властей в Бюро общественной безопасности. Кандидат и его родители должны быть политически благонадежными».

Монахи немногочисленных тибетских монастырей (95 % их были разрушены в середине XX века) ведут замкнутый и довольно размеренный образ жизни. С внешним миром они сообщаются только тогда, кода в обитель приходит очередной караван с продовольствием. Никаких других средств общения у них не существует. Их день начинается с молитвы и ею же заканчивается. Между молитвами монахи выполняют необходимую для существования монастыря работу и предаются медитациям.

Монахи очень молчаливы, что придает им еще больше загадочности. Они считают, что мир суетен и добиться понимания высшего смысла можно лишь терпением. Только пришедшему ради знания, ради совершенствования своей души будут открыты тайны Тибета.

 

ТИБЕТСКАЯ ЙОГА

 

Его Святейшество Далай‑лама XIV (ныне живущий духовный глава буддистов всего мира) говорит, что буддизм – не религия, а наука о сознании.

Распространяясь по «духовной оси мира – Тибету», буддизм принес в эту страну йогу. Буддийские монахи неустанно развивали все ее аспекты (йоги Махаяны). Многие трактаты Тибетского буддийского канона посвящены йогической практике. Среди них: «Бардо Тхёдол» («Тибетская книга мертвых»), «Биография Йога Миларепы» Речунга, «Драгоценные четки» Двагпо‑Лхардже (гуру Гампопа), «Йога Великого Символа», составленная индийским буддистом Сарахой, «Йога шести доктрин», «Йога перенесения сознания» и другие.

В буддизме существуют три основных направления: Тхеравада – «Малый путь» (Южный тибетский буддизм), Махаяна – «Великий путь» (Северный тибетский буддизм) и Ваджраяна – «Алмазный путь» (тибетский буддизм принадлежит к направлению Махаян). Внутри каждого направления есть свои школы и течения, но цель у всех одна – обретение абсолютной свободы – состояния Просветленности, приводящего к Полному Пробуждению, к Полному Насыщению Энергией, к Состоянию Будды и таким путем к совершенному познанию Тройственного Тела – Трикая. Для достижения этой великой цели обычное человеческое сознание и жизненная энергия должны быть трансмутированы с помощью этой практики в трансцендентную Мудрость и Великую Жизненную Силу.

Тибетский буддизм предлагает два способа трансмутации человеческой природы в трансцендентную. Один ставит во главу угла «Умственную практику» (Путь, не имеющий формы, или Махамудра), а другой – «Энергетическую практику» (Путь, имеющий форму, представленный «Шестью видами йоги»).

Учителя тибетской йоги утверждают, что на Пути, имеющем форму, могут подстерегать опасности и что он более труден, чем Махамудра.

Самым известным индийским йогом Тибета является Миларепа – ученик Наропы, поэт и переводчик, оставивший множество трудов и среди них – «Песни Миларепы», стихотворные поучения своим ученикам, в которых он излагает принципы йоги. Многие тибетцы считают, что великий Миларепа достиг Просветления с помощью йогического метода выработки тепла, его житие и его поэтические произведения свидетельствуют о том, что он применял не только йогу Пути, имеющего форму, но, прежде всего, практиковал Махамудру.

Шесть видов йоги учат, как использовать прану, чтобы трансформировать дыхание организма, его циркуляторную систему, его жидкости и секреции. Их наделяют большей йогической силой, чем Махамудра. К ним относятся:

1) йога выработки тепла;

2) йога Ясного Света;

3) йога состояния сна;

4) йога иллюзорного тела;

5) йога состояния Бардо;

6) йога трансформации, или переноса, сознания.

Первые два вида йоги служат основой для других четырех видов йоги, каждый из которых имеет свою определенную цель. Так, йога состояния сна позволяет управлять состояниями жизни и смерти, мирским сансарическим сознанием и достигнуть сверхсознания. Йога трансформации подчиняет энергию ума. Она очень широко практикуется йогами Тибета и Китая.

Путь йоги – это не один путь, а много путей. Йога связывает человека с высшими силами – душу с Богом. Само слово означает «связывать», «соединять». Некоторые считают йогу своеобразным вариантом религии, воспринимая тренировку тела и духа как один из путей к Богу, другие видят в ней философию, позволяющую организовать собственное мировоззрение, а для третьих это образ жизни.

Современный мир приветствует разнообразие точек зрения на все, тем более что достоверно одно: йога есть йога, а как ее использовать – дело каждого. Надо только точно знать, чего вы хотите: сделать тело гибким, подвижным, молодым и здоровым; совершенствоваться на Пути к Просветлению или заслужить почетное звание йога, вдохновившись известным именем Меларепы.

Если вы никогда не практиковали йогу и делаете лишь первые шаги, то этот раздел может стать вам хорошим помощником. Если вы ищете чего‑то иного, то следует обратиться к серьезным трудам по йоге, названия и авторы которых указаны выше.

В этой книге мы не будем касаться мистических высших ступеней йоги, хотя и дадим их краткий обзор, а также расскажем, какими путями можно достичь удивительной трансформации организма и сознания, так что истинной правдой становятся слова песни: «Говорят, что раньше йог мог, год воды не бравши в рот, вот…»

Подобное достижение в развитии человеческих возможностей, так сказать, зарегистрировано. Но является ли оно необходимым в повседневной жизни? Наверное, большинству из нас – нет, не нужно. Но вот узнать, чем же йоги отличаются от не йогов, вернее, чем отличается их жизнь, – наверно, будет интересно.

Что же дает йога истинным йогинам – тем, кто выбрал этот образ жизни и мировоззрение и посвятил себя этой науке, искусству, религии?

Если кратко, то практикующий йог:

• имеет шанс достичь состояния чистого сознания и открыть свою внутреннюю сущность;

• получает свободу от бытовых забот и стрессов;

• обретает ясность мысли и способность владеть собой;

• постигает свой организм, разум и дух;

• способен трансформировать тело и сознание и тем самым достичь самадхи, то есть состояния созерцания.

А что можно получить, практикуя начальные курсы йоги? Конечно, здоровье, прилив сил и энергии, уравновешенность характера, быстроту мышления, умение оставаться спокойным и решительным в любых ситуациях, видеть красоту природы и всегда иметь хорошее самочувствие. Тоже, как видите, немало.

Но, прежде чем приступить непосредственно к занятиям, отметим, что йогу можно воспринимать по‑разному.

Можно рассматривать йогу как искусство, поскольку практикующий развивает в себе творческое отношение к своему телу, сознанию и к душе. Преобразовывая энергию в покой, силу – в расслабление, терпение – в мощь, напряжение – в ясность, статику поз – в интенсивную внутреннюю работу, искусство йоги помогает переносить жизненные трудности, сохранять «внутреннее озеро покоя» гладким и чистым.

Занимающийся йогой дружелюбен, потому что уверен в себе; сосредоточен, потому что знает смысл каждого своего стремления; удовлетворен судьбой потому что творит ее сам; праведен и радостен, потому что умеет получать удовольствие от жизни, игнорируя вредные привычки. То есть йога, по большому счету, – искусство освобождения от всего, что лишает радости жизни.

Йогу можно представить и как науку управления собой, своей природой. Соединяя в единое целое тело и дух, йога создает систему стабильности и развития. Телом легко управлять, мы чувствуем свои руки, ноги, мышцы и ощущаем позы, которые принимает наше тело. Более или менее телом умеет управлять каждый человек. Тренируясь по правилам йоги, мы можем достичь того, что научимся управлять не только конечностями, но и внутренними органами, то есть своим физическим состоянием и энергетикой.

Проявляя волю в тренировке тела, мы направляем дух на управление организмом, в тот же самый момент выполняющее упражнение тело дает нам контроль над духом. Психическое и физическое здоровье неразделимы, они как круговорот воды в природе. Вода может где‑то испаряться медленнее, а куда‑то не проливаться годами, но это лишь временные явления, круговорот воды остановить нельзя.

Так тело и дух снабжают энергией и контролируют друг друга и вместе двигаются к поставленной цели. Наука йоги создала систему, которая позволяет наблюдать эти процессы, отслеживать их логику и динамику и, в конце концов, достичь гармонии, то есть полноценной жизни, реализующей все возможности, дарованные природой.

А если посмотреть на йогу как на философское учение? Во всех древних текстах, посвященных йоге, практически на каждой странице встречается слово «равновесие». Йога – философия равновесия: духа и тела, радости и печали, энергии и покоя, действия и терпения… Ничто не должно лишать человека самообладания: ни восторг, ни утрата, ни самая лучшая идея, ни отчаянная усталость, ни лень, ни энтузиазм, в общем – равновесие во всем.

Перемены судьбы – это только перемены, новое пространство для создания равновесия и существования в нем. Особое внимание уделяется «колебаниям ума». Ум смущает душу и искушает тело, внушая ему то лень, то чревоугодие, то иные временные удовольствия. Душа под воздействием ума становится беспокойной и мечется в поисках спрятанного хитрыми мыслями смысла.

Философия равновесия йоги дает возможность привести в порядок ум и погрузить душу в гармонию.

Итак, можно говорить о разных аспектах йоги, но объединяющим началом становится такая неромантическая вещь, как практика.

В этом разделе мы будем говорить о хатха‑йоге, то есть форме йоги, практикующей развитие физических способностей и регуляцию дыхания, поэтому и речь пойдет об упражнениях для тела и правильного дыхания. Их достаточно много, но мы выбрали лишь те, которые может делать начинающий и не имеющий особой физической подготовки человек.

Выполнение асан и упражнений для дыхания йогов требует терпения и положительного психологического настроя. С первого раза вам может и не удастся сделать полностью даже самый простой комплекс.

Йога – занятие нелегкое и предъявляет определенные требования даже к начинающим.

Однако в трактатах йоги подчеркивается, что, совершенствуя тело и дух, йога не истязает и не причиняет страданий, а постепенно и гармонично преобразует наш организм и наши силы.

Практика йоги не предполагает сладкого сна на гвоздях или ежедневных прогулок по битому стеклу. Все эти чудеса – лишь свидетельства возможностей высших ступеней йоги, и доступны они отнюдь не каждому. А главное – не каждому они и нужны.

Йога начинается с оздоровления, укрепления и настройки организма на здоровый образ жизни и расширение возможностей. Для этого существуют разные пути.

Внутри самой йоги пять основных направлений. Есть также градация ступеней йоги, с которой вам и предстоит познакомиться, чтобы представлять путь, по которому идут монахи, стремясь к совершенству и самореализации.

 

Пранаяма

 

Дыхание – это особая пища и энергия для тела и духа. Контроль над дыханием изменяет судьбу и настраивает организм на «здоровый лад».

Контроль над дыханием показывает уровень овладения поглощением праны. Есть асаны, которые можно совмещать с пранаямой, но большинство из них делаются до пранаямы, чтобы подготовить тело для поглощения жизненной энергии.

В йоге отмечается прямая связь между психическим состоянием человека и его дыханием. Нормализация ритма и глубины дыхания приводит к психологическому расслаблению – релаксации, и наоборот – при расслаблении дыхание человека происходит в определенном ритме. «Сбитое» дыхание означает, что человек испытывает напряжение, сильные эмоции.

С помощью дыхания человек «управляет жизненными токами», проходящими через чакры. Он способен воспринять и удержать в себе космическую силу, которая приобщает его к ритму, созвучному ритму Вселенной. Созвучие Вселенной, ее ритмам помогает оторваться от съедающего жизнь потока времени, человек перестает стареть, его тело и дух становятся неподвластными старости.

Действительно, такой эффект объясняется современной наукой, которая считает дыхание своеобразным процессом питания, при котором питание минует органы пищеварения и сразу поступает ко всем органам и системам. Обогащенная кислородом кровь способна оживить даже отмирающие клетки, таким образом омолаживая весь организм, не позволяя ему поддаваться времени.

Прана – вселенская энергия. Это основная метафизическая категория, которой пользуются в йоге, причем не только в хатха‑йоге, упражнения которой мы с вами будем разучивать.

Прана существует во всем, что окружает человека, в живой и неживой природе, в воздухе и воде, в деревьях, в камнях… И человек не может существовать без этой энергии, именно она дает ему жизненные силы и здоровье.

Вывод простой: необходимо научиться жить так, чтобы в вашем организме всегда было достаточно праны и она правильно циркулировала в нем.

Значит, надо уметь «потреблять прану» и управлять ее потоками. Именно для этого и служит комплекс дыхательных упражнений под названием «пранаяма». «Прана» означает жизнь, дыхание, энергию, движение. «Яма» – смерть, остановку, отсутствие. Пранаяма – это сочетание движения и остановок, наличия и отсутствия энергии, иными словами, контроль над движением праны в организме.

Пранаяма призвана помочь сознательно управлять жизненной энергией тела. Йоги вообще очень много внимания уделяют дыханию. Вместе с воздухом человек поглощает прану, важно делать это правильно. Попробуйте…

Медленно и плавно вдохните, направляя поток воздуха в верхнюю часть носовой полости, к нервным рецепторам. Представьте, как вдыхает порцию жизненной энергии каждая клеточка вашего тела. Дыхание в пранаяме осуществляется не только носом, но и всей кожей, особенно активно – в местах расположения биологически активных точек. Особенно много жизненной энергии, как уже говорилось, несет солнечный свет.

Естественно, для полноценной «заправки» праной надо научиться правильно дышать. Йоги считают, что правильное дыхание – это дыхание носом с активным участием диафрагмы, живота и грудной клетки. Так, легкие полностью заполняются чистым воздухом и активно освобождаются от использованного. Прана лучше проникает в организм, да и кровь значительно полнее насыщается кислородом.

Понятно, что многие полезные эффекты йоговских упражнений сегодня подтверждаются и объясняются современной медициной. Мы не будем углубляться в дебри физиологии, доверяя тысячелетнему опыту индийских мудрецов. Они, кстати, обращали большое внимание и на такие моменты, как длина дыхания и его ритм.

Длину дыхания измерить довольно просто. Этот тест с удовольствием проходят даже дети.

Поднесите к носу мокрую ладонь. Дышите спокойно, постепенно отодвигая руку от лица до тех пор, пока свежесть от вашего дыхания не перестанет ощущаться. Если это расстояние не меньше 20 см, длина вашего дыхания нормальная.

Укорачивая дыхание, мы внутренне собираемся, готовясь к концентрированному выбросу жизненной энергии. Вы и сами замечаете, как учащается ваше дыхание при напряженной работе. Очень полезно уменьшать длину дыхания, если нужна концентрация мыслей. Но короткое дыхание надо использовать недолго. Как только необходимость в максимальном сосредоточении отпала, возвращайтесь к правильному дыханию.

 

Дыхательные упражнения

 

Очищающее дыхание

 

Для любых упражнений йоги очень важным является правильное дыхание. А для правильного дыхания нужны свободные и тренированные легкие. Для того чтобы настроить свой дыхательный аппарат, йоги используют очищающее дыхание. Оно вентилирует и прочищает легкие, активизирует клеточные функции, сообщает силу всем органам и, как следствие, приводит организм в состояние свежести и полноты сил. Особенно оно полезно людям, которым приходится много говорить или петь. Упражнение придает сил и освежает с первой же пробы. Практиковать его нужно до тех пор, пока оно не будет получаться легко и непринужденно, не вызывая никаких затруднений. Им же можно заканчивать всякие упражнения на дыхание, чтобы организм каждый раз выходил из напряжения свежим и бодрым.

Кроме того, занимающимся йогой очищающее дыхание служит завершающим этапом практически всех комплексов. Оно позволяет потрудившимся легким отдохнуть и войти в нормальный режим функционирования.

Исходное положение: стоя, спина прямая, плечи развернуты, руки свободно свисают вдоль тела.

Сделайте полный вдох и удерживайте воздух в себе в течение 4 секунд.

Сложите губы трубочкой, но щеки при этом не раздувайте. С силой выдуйте небольшую порцию воздуха через свою «трубочку». Задержите дыхание, затем выдуйте еще немного.

Повторяйте это, пока ваши легкие не освободятся от воздуха. Главное здесь – сила, с которой вы выдуваете воздух.

 

Дыхание, развивающее голос

 

Это упражнение делает голос сильным, ясным, мягким и полным разнообразных интонаций. Обратите внимание на то, что не стоит пытаться так дышать постоянно. Это только дыхательное упражнение, но оно дает потрясающий эффект.

Исходное положение: стоя, спина прямая, руки свободно свисают вдоль тела.

Медленно‑медленно с силой вдыхаем носом воздух, пока легкие не заполнятся полностью. Задерживаем дыхание на несколько секунд и с силой выдыхаем широко раскрытым ртом.

Упражнение укрепляет связки, тренирует дыхательный аппарат и лицевые мускулы. От них, кстати, тоже очень зависит мощь нашего голоса. Чтобы в этом убедиться, можно провести эксперимент.

Стоя перед зеркалом, вытягиваем губы трубочкой и свистим, отмечая при этом, каковы форма рта и выражение лица. Затем скажите что‑нибудь или спойте в своей обычной манере. Потом опять свистим и, не меняя выражения лица, попробуем что‑нибудь пропеть. Слышите, как прекрасно и сильно вибрируют ваши связки, какой получается чистый тон? Это первый эффект дыхательного упражнения для голоса.

 

Возбуждение клеток легких

 

Это упражнение надо начинать делать очень осторожно. Если вы немного переусердствуете, может появиться легкое головокружение. В этом случае оставьте упражнение на несколько дней, а чтобы снять головокружение, немного отдохните и пройдитесь на свежем воздухе.

Упражнение оживляет многие атрофировавшиеся клеточки легких, которые как бы засыпают у тех, кто много лет дышит неправильно. Именно это упражнение поможет вам быстрее освоить полное дыхание, о котором речь пойдет ниже.

Исходное положение: стоя, руки свободно свисают вдоль тела.

Медленно наполните легкие воздухом через нос. Во время вдоха слегка постукиваем кончиками пальцев по всей поверхности груди. Полностью вдохнув, задерживаем дыхание и несильно растираем грудь ладонями.

Делаем спокойный выдох и затем – очищающее дыхание.

 

Растягивание ребер

 

Чем шире грудная клетка, тем полнее могут развернуться в ней легочные мешки, а значит, больше воздуха может в них поместиться. Специальные упражнения йогов позволяют слегка растянуть хрящевые связки, которыми прикрепляются ребра, и за счет этого увеличить объем грудной клетки. Эти упражнения помогают сохранить эластичность ребер, что очень важно при полном дыхании и, конечно же, полезно для здоровья.

Исходное положение: стоя, спина прямая, руки свободно висят вдоль тела.

Кладем ладони на ребра как можно ближе к подмышкам, большие пальцы должны быть обращены к спине.

Делаем полный вдох с участием живота и диафрагмы. Задерживаем воздух ненадолго и слегка сдавливаем руками ребра, при этом начинаем медленный выдох.

После полного выдоха делаем очищающее дыхание.

Повторяя это упражнение, ни в коем случае не следует утомляться, на первое время хватит 3–5 раз.

 

Расширение груди

 

Сидя за столами и компьютерами, мы и не замечаем, как наша грудь становится впалой. Затрудняется дыхание, а значит, и снабжение организма кислородом, становится слабым и безжизненным голос, наступает апатия. «Расширение груди» – любимое упражнение йогов для восстановления естественного положения грудной клетки.

Исходное положение: стоя прямо, руки свисают по бокам.

Делаем полный вдох и задерживаем дыхание. Вытягиваем руки перед собой и соединяем кулаки на уровне плеч. С силой разводим руки в стороны и сводим снова перед собой. Повторяем движение несколько раз.

С силой выпускаем воздух из легких через рот.

Делаем очищающее дыхание.

 

Дыхание в движении

 

Очень важно приучить организм правильно и полно дышать не только в статичном положении, но при движении. Для этого существует специальное упражнение. Дыхание, показанное в нем, не является рекомендацией к постоянному дыханию, но покажет вам и вашему организму, что и при ходьбе можно соблюдать ритм дыхания и его постоянную глубину. Важно, чтобы организм не терял ритмичности вдохов и выдохов при возможно большем количестве ситуаций. А потеряв, как можно быстрее восстанавливал.

Исходное положение: ровный шаг, плечи отведены назад, подбородок приподнят.

Вдыхаем полным дыханием, мысленно считая до 8, на каждый счет делаем шаг. Вдох заканчиваем на счет 8.

Также медленно начинаем выдыхать через нос и считаем шаги до 8. На 8‑м шаге выдох должен закончиться.

Повторяем упражнение до появления легкой усталости. Отдыхаем.

Повторять упражнение можно до тех пор, пока оно доставляет удовольствие, и лучше возвращаться к нему несколько раз в день. Если вам трудно вдыхать на счет 8, можно делать это на счет 4.

 

Возбуждение кровообращения

 

Это прекрасное упражнение активизирует кровообращение. При его выполнении кровь по артериям приливает к органам и конечностям, а потом по венам направляется к легким, чтобы обогатиться кислородом.

Исходное положение: стоя, спина прямая, в опущенных спереди руках – палка или трость.

Делаем полный вдох и задерживаем дыхание.

Медленно нагибаемся вперед, постепенно все сильнее сжимая палку.

Нагнувшись, опускаем палку на пол и выдыхаем, выпрямляясь.

Делаем очищающее дыхание.

 

 

Брюшное дыхание

 

Это дыхание осваивается перед «полным» йоговским дыханием и является первым шагом к нему. Дыхание животом позволит нам почувствовать и научиться использовать диафрагму и укрепит все мышцы, участвующие в процессе дыхания.

Исходное положение: сидя, спина прямая, голову держим прямо, складываем руки ладонями одна на другую и помещаем на живот под пупком.

Делаем вдох через нос и расслабляем живот, представляя, как он самостоятельно наполняется воздухом. Воздушный шарик вашего живота раздувается, и вы чувствуете, как приподнимаются руки.

Когда произойдет полный вдох, диафрагма полностью опустится, а это значит, что воздух достиг самых нижних отделов легких.

Начинаем выдох, при этом слегка надавливая на живот руками.

Повторяем упражнение 3 раза.

 

Полное дыхание

 

А теперь посмотрим, что такое настоящее «дыхание йогов». Во‑первых, это дыхание полное, в отличие от брюшного или грудного, задействует всю верхнюю половину тела человека. Оно позволяет наполнять воздухом и тем самым расширять все доли наших легких, при этом в процессе дыхания постоянно участвуют диафрагма и брюшные и межреберные мышцы.

В йоге есть и специальные термины для всех стадий дыхания:

пурака («вдох») – активный процесс, требующий мышечного усилия;

речака («выдох») – управляемый процесс расслабления;

кумбхака («задержка») – задержка дыхания на вдохе или на выдохе.

Йоги считают, что в дыхании главное – живот. Мышцы живота, особенно низа живота, должны быть напряжены и активнейшим образом участвовать в дыхании. Зачем? Затем, что именно мышцы живота связаны с диафрагмой и при дыхании способствуют перемещению внутренних органов, то освобождая их от притока крови и давая возможность очиститься, то стимулируя приток крови и насыщение ее кислородом. Перемещение органов дыхания служит своеобразным массажем, который очень полезен и укрепляет все системы организма. Начинаем полное дыхание (не забудьте про участие мышц живота).

 

АСАНЫ

 

Мы уже говорили о том, что асаны – это не просто полезные позы, которые нужно принимать на какое‑то время, чтобы достичь оздоровительного эффекта. Это «правильные» позы, что в терминах йоги означает – устойчивые и приятные. Правильно сделанная асана не вызывает лишнего напряжения и уж тем более болезненных ощущений.

В чем эффект асан, как это объясняет современная наука? При определенных позах тела мышечные ткани смещают и мягко массируют все ор


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.