Энергобезопасность и мировое энергетическое пространство — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Энергобезопасность и мировое энергетическое пространство

2019-11-28 148
Энергобезопасность и мировое энергетическое пространство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Энергетический кризис может грозить не только отдельно взятой стране или континенту, но и всей цивилизации в целом. Поэтому проблемы глобальной энергетической безопасности приобретают все большую актуальность и широко обсуждаются на международных саммитах самого высокого уровня. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, (МЭА), энергетическая безопасность – это комплексная концепция, целью которой является защита потребителей от перебоев в поставках, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, терроризмом или недостаточным инвестированием в инфраструктуры энергетических рынков. Наибольшее внимание в последнее время уделяется таким ключевым вопросам, как международное сотрудничество, оптимальная организация рынков и унификация условий доступа потребителей к мировым энергетическим ресурсам. Численность населения Земли существенно влияет на потребление энергии, но в большей степени энергобаланс зависит от темпов индустриального развития. Гигантские потребности в энергии были обусловлены интенсивным развитием промышленности преимущественно в странах Европы, в США и России. Если бы другие страны мира развивались в последние десятилетия по аналогичному сценарию, то объем добычи нефти, газа и угля во много раз превосходил современный уровень. Для стран Юго-Восточной Азии в среднесрочной перспективе прогнозируются чрезвычайно высокие темпы роста экономики – до 4 % в год. Лидером в настоящее время является Китай с годовым приростом в 9 %. Обеспечить энергией такой рост экономики было бы невозможно по технологиям XX в. Именно поэтому инновационные технологии в энергетике приобретают определяющее значение в мире. В большинстве развивающихся стран сложившийся уклад жизни пока не требует таких же затрат энергии на душу населения, как в Европе или США, но к середине XXI в. в результате индустриализации экономики эти страны будут потреблять половину мирового энергобаланса.

 

Наиболее важными элементами глобальной энергетической безопасности являются следующие.

 – Диверсификация источников энергии, то есть экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя, недопустима моноструктура энергетического баланса.

 – Экологическая приемлемость, то есть развитие энергетики не должно сопровождаться увеличением ее негативного воздействия на окружающую среду.

 – Рациональное потребление традиционных углеводородных ресурсов, то есть использование органического топлива в энергетике не должно приводить к нехватке его для химической промышленности.

 – Переход от простых поставок сырья к международному сотрудничеству в области переработки энергоресурсов, обмена новейшими технологиями, широкому взаимодействию в инвестиционной сфере, а также в разработке современных норм энергосбережения.

– Высокие темпы освоения возобновляемых источников энергии позволят снизить зависимость мировой экономики от поставок нефти и газа и минимизировать затраты на транспортировку энергоресурсов.

 – Интенсификация международных научных исследований во всех отраслях энергетики.

 16. Основные узлы международных конфликтов в 2000-2016-х годах. Подходы к их урегулированию.

 

Основными конфликтами в период с 2000 по 2016 гг являлись: вооруженный конфликт в Южной Осетией (2008 г.), Вооружённый конфликт на востоке Украины (нач. в 2014 г.), гражданская война в Сирии (нач. в 2011 г.), а также война в Афганистане

1. Основной причиной вооруженного конфликта между Грузией, Южной Осетией, Абхазией и Россией, начался из-за Ю.О. и Абхазии, провозгласившими себя самостоятельными республиками. Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа, когда Грузия подвергла массированному артобстрелу Цхинвал, днём 8 августа президент России объявил о начале «операции по принуждению к миру» в зоне конфликта. В регион были введены значительные российские силы. В течение нескольких суток российские войска совместно с юго-осетинскими вооружёнными формированиями вытеснили грузинские войска из Южной Осетии, а также во взаимодействии с абхазскими силами — из Кодорского ущелья в Абхазии, временно заняв ряд прилегающих к конфликтным зонам районов Грузии. Боевые действия продолжались до 12 августа включительно. С 14 по 16 августа президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России был подписан план мирного урегулирования конфликта. Пятидневная война имела значительные геополитические, экономические и иные последствия. Так, 26 августа Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. 2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. Затормозился процесс вступления Грузии в НАТО.

2. Вооружённый конфликт на востоке Украины - боевые действия на территории Донецкой и Луганской областей Украины, начавшиеся в апреле 2014 года. Главной причиной конфликта стали события Евромайдана, обострившие противоречия между Киевом, западом и центром Украины, поддержавшими пришедшую к власти оппозицию, с одной стороны, и Юго-Востоком Украины, где были сильны позиции президента Януковича и его сторонников из Партии регионов, с другой стороны. Несмотря на заверения предыдущего президента Украины – Петра Порошенко о немедленном прекращении огня и урегулировании конфликта, вооруженные столкновения продолжаются и по сей день (Владимир Зеленский просто продолжает вести политики своего предшественника).

3. Гражданская война в Сирии — многосторонний, многоуровневый вооружённый конфликт на территории Сирии, начавшийся весной 2011 года как локальное гражданское противостояние и постепенно переросший в восстание против режима Башара Асада, в которое с течением времени оказались вовлечены не только основные государства региона, но и международные организации, военно-политические группировки и мировые державы.

Основными участниками являются Башар Асад – президент Сирии и вооруженная оппозиции. Начавшиеся в марте 2011 года на волне «Арабской весны» антиправительственные выступления привели к массовым беспорядкам в различных городах Сирии, а уже летом того же года переросли в полномасштабный вооружённый конфликт. Основные требования оппозиции включали отставку президента Башара Асада, отмену действовавшего с 1962 года режима чрезвычайного положения и проведение в стране демократических преобразований. Война стала одной из главных причин европейского миграционного кризиса, вызвав массовый исход беженцев из Сирии. Конфликт характеризуется ожесточёнными боевыми действиями, беспорядочными обстрелами населённых пунктов, массовыми убийствами и многочисленными военными преступлениями против мирного населения, а экономике и инфраструктуре страны нанесён колоссальный ущерб. Для нормализации обстановки в Сирии остался контингент американских войск, российская военная полиция, а также российские центры по примирению сторон.

4. Война в Афганистане началась в 2001 году после терактов в США, что позволило последним ввести войска международной коалиции в ИРА, первый этап закончился в 2014 году с выводом части войск НАТО, второй этап начался в 2015 году и характеризуется в основном нападениями талибов. Кроме того, в том же году НАТО санкционировал проведение невоенной операции «Решительная поддержка», направленная на обучение и вооружение ВС ИРА. Россия и Китай также заинтересованы в разрешении афганской проблемы, в связи с чем они проводят встречи в рамках ШОС и ОДКБ (без Китая уже), также проводятся международные конференции, направленные на урегулирование конфликта, участие в которых принимают даже представители «Талибана» (Московская конференция – 2018, Конференция в Дохе – 2019).

 

 

17. Взаимодействие государств СНГ в сфере обороны и безопасности.

 

Уже в Соглашении о создании СНГ его участники взяли на себя обязательств: Сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, создать необходимые условия для размещения стратегических вооруженных сил, проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. На встрече в Алма-Ате, последовавшей вслед за беловежской встречей главы четырех государств — Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г. Дезинтеграция армии. Однако отсутствие общего мнения о роли и месте Вооруженных сил в новых политических реалиях быстро усилило дезинтеграционные процессы в армии. Формально они базировались на принятых в 1990 г. декларациях о государственном суверенитете, в которых провозглашалось и юридически закреплялось право на собственные вооруженные силы. За создание собственных вооруженных сил выступили Азербайджан, Молдова, Грузия. Сторонниками сохранения единых вооруженных сил были Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Стремление государств—участников СНГ к созданию собственных вооруженных сил было закреплено в Соглашении Совета глав государств—участников Содружества о Вооруженных Силах и Пограничных войсках от 30 декабря 1991 г. На этой же встрече было заключено Соглашение по Стратегическим силам. В этом Соглашении подтверждалась необходимость создания объединенного командования Стратегическими силами, сохранения единого контроля над ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения и сохранения порядка принятия решения о необходимости применения ядерного оружия. Участники этого Соглашения договорились о том, что ядерное оружие, размещенное на территории Украины, находится под контролем объединенного командования стратегических сил с целью его неиспользования и разукомплектования к концу 1994 г.; уничтожение ядерного оружия, размещенного на территории Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, будет проводиться под совместным контролем государств Содружества. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ),— региональная международная организация, провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам». Начало ОДКБ было положено 15 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в Ташкенте (Узбекистан) главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В 1993 году к ОДКБ присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Впоследствии Азербайджан, Грузия и Узбекистан покинули ряды организации. На момент вступления договора в силу в 1994 году ОДКБ насчитывал 9 членов, в настоящий момент — 6. Высшим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), который назначает Генерального секретаря организации. Члены ОДКБ: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран-участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. 4 июля 1999 г. в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств—участников СНГв борьбе с терроризмом (участники — Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Молдо­ва, РФ, Таджикистан).

 

18. Международные отношения и мировая политика: соотношения понятий.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные.

Тенденции в развитии международных отношений: интернационализация почти всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности; формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями, преступностью и терроризмом; демилитаризация и демократизация - постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем, а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

Влияющие факторы: мировая экономическая ситуация; военно-стратегическая ситуация; воздействие отдельных государств; влияние природной среды, состояние сырьевых и природных ресурсов.

Основные субъекты: народы; государства; межгосударственные объединения; всемирные, региональные, политические, правительственные и неправительственные организации.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА - это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений.

Структура мировой политики:

- внешнеполитическая деятельность суверенных, независимых национальных государств; деятельность на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на это государствами и народами;

- политические акции региональных межгосударственных и общегосударственных структур, группировок, союзов и других объединений подобного рода.

Международная политика представляет собой наиболее важную часть международных отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие. Почему человечество подавляющую часть своей истории провело в войнах? Для этого необходимо выявить сущность международной политики, проанализировать связи внешней и внутренней политики.

 

 

19. Региональные конфликты в Южной и Юго-Западной Азии и пути их урегулирования

 

- Индокитайские войны: Первая индокитайская война велась Францией за сохранение своих индокитайских колоний. Она началась в 1946 (начало полномасштабной войны во Вьетнаме) году. Завершилась в 1954 году подписанием Женевских соглашений. Основные события войны происходили на территории Вьетнама. Также боевые действия велись на территории Камбоджи и Лаоса, однако здесь они не оказали значительного влияния на ход войны. Во всех случаях Франция при поддержке местных союзников (а с 1950 года и при поддержке США) вела борьбу против местных коммунистических повстанцев, сражавшихся за независимость своих стран при активном содействии Китая и Советского Союза, являвшегося их «патроном». Вторая Индокитайская война завершилась в 1975 году (окончание боевых действий в Южном Вьетнаме и Камбодже). Сущностью войны была борьба местных правительств Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи поддерживаемых Северным Вьетнамом. Таким образом, название объединяет три различные войны — Вьетнамскую войну, гражданскую войну в Лаосе и гражданскую войну в Камбодже. Две последние имели свои внутренние причины, однако постепенно они оказались в той или иной степени связаны с боевыми действиями во Вьетнаме. Это было обусловлено действиями основных противников в этом конфликте. Руководство США исходило из так называемой «доктрины домино», согласно которой победа коммунистов в одном из государств региона неизбежно вела к их победе в других странах. Третья индокитайская война историческое вооружённое противостояние между собой в Индокитае, в конце XX века, расколовшихся на два блока так называемых «коммунистических стран». Соответственно, сюда могут включаться Кампучийско-вьетнамская война (1975—1989), Китайско-вьетнамская война (1979) и Китайско-вьетнамские вооружённые столкновения (1979—1990).

- Кризис в Афганистане. Сложная ситуация в ИРА напрямую влияет на страны центральноазиатского региона, поскольку незаконный оборот оружия и наркотиков проходит как раз через территории стран ЦА, в Афганистане располагаются бойцы ИГИЛ, чьей целью является создание «великого халифата», в состав которого должны войти страны ЦА (помимо стран Магриба, Восточной Африки и Аравийского п-ова). По этой проблеме ежегодно проходят конференции, однако их результаты ни к чему не приводят.

- Арабо-израильский конфликт начался еще в 1948 году с создания государства Израиль.

Причины: - историко-территориальные (притязания палестинских арабов и евреев на одну и ту же землю и разные трактовки истории этих территорий);

- политико-идеологические (слабая разработанность идей сионизма в вопросе арабов, проживающих на землях, планируемых для создания еврейского государства, а также бескомпромиссный, радикальный политический курс, избранный арабскими лидерами);

- религиозные (существование общих или близко расположенных святынь);

- экономические (блокада стратегических торговых путей);

- международно-правовые (невыполнение сторонами решений ООН и других международных организаций);

- международно-политические (на разных этапах проявились в заинтересованности различных мировых центров силы в катализации конфликта).

После операции «Нерушимая скала» в 2014 году было подписано соглашение о прекращении огня на неопределенный срок, однако в 2018 году произошли столкновения на границе Израиля и сектора Газа

- «Арабская весна». волна протестов и восстаний, проходившая в арабском мире в начале 2011 года. Первые предпосылки были отмечены еще в 2010 году. Произошли революции в Тунисе, в Египте и в Йемене; гражданские войны в Ливии (привела к смене власти) и в Сирии (продолжается); гражданское восстание в Бахрейне; массовые протесты в Алжире, в Ираке, в Иордании, в Марокко и в Омане; и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, в Саудовской Аравии, Судане, Джибути и Западной Сахаре. Столкновения на границе Израиля в мае 2011 года также были вдохновлены местной Арабской весной. Дабы избежать волн насилия во многих из этих стран правительства начали проводить референдумы и выполнять требования протестующих (Алжир, Иордания, Судан, Оман, Йемен, Саудовская Аравия и тд). Однако в остальных странах арабского мира протесты переросли в революционные движения.

 

 

20. Особенности внешнеполитической деятельности администрации Б. Обамы

Приход к власти Барака Обамы ознаменовал завершение целой эпохи в истории Соединенных Штатов и начало нового периода в политической жизни этой страны. Американское общество возлагало большие надежды на президента, который в своей предвыборной программе обещал вывести страну из самого острого за последние несколько десятилетий кризиса. Президент Обама предпринял титанические усилия для того, чтобы изменить имидж США в мире и более органично вписать страну в формирующийся исторический контекст XXI в. Принятые внешнеполитические документы, как Стратегия национальной безопасности и обзор ядерной политики определили основные на­правления и приоритеты внешней политики.

Приходящий к концу срок правления Барака Обамы у власти продемонстрировал отличия от так называемой доктрины Дж. Буша мл. Американская администрация полностью пересмотрела основополагающую концепцию американской внешней политики в отношении сложных геополитических вопросов: ислам - не враг; нынешняя роль Соединенных Штатов в мире не определяется «глобальной войной с террором»; США будут играть роль справедливого и настойчивого посредника в деле достижения долговечного мира между Израилем и Палестиной; Вашингтону следует вести серьезные переговоры с Ираном по поводу его ядерной программы. Действительно Б.Обама пытается по мере возможностей следовать курсу своих предвыборных обещаний. Так, сворачивается военная операция в Ираке, взят курс на постепенный вывод войск США и их союзников с территории Афганистана.

Основной смысл «новой стратегии» США в Афганистане сводится к следующему: «уйти, чтобы остаться». Соединенные Штаты не смогут пол­ностью оставить Афганистан (и прекратить поддержку Пакистана в борьбе с собственными исла­мистами), не рискуя при этом поставить под угрозу собственную безопасность, а также безопасность своих многочисленных союзников и клиентов, в т.ч. в регионе Среднего и Ближнего Востока. Скорее всего, военное присутствие США (и НАТО) будет сокращаться, хотя и не такими масштабными темпами, как в Ираке. Предположительно, США будут вынуждены держать в Афганистане от 30 до 50 тыс. чел. своего контингента, чтобы не допустить полной дестабилизации военно-политического положения в стране. Тогда администрация Барака Обамы находилась в процессе переговоров с правительством республики относительно того, каким именно будет военное присутствие американцев в Афганистане по окончании операции по обеспечению безопасности.

На данный момент можно выделить несколько первостепенных положений, на которых базировалась американская внешняя политика. Во-первых, Америка будет стремиться к возврату к принципам двухпартийной внешней политики. Возможно, это означало, что внешнеполитическая стратегия должна вырабатываться с привлечением представителей обеих партий. Будет разделяться и ответственность. Во-вторых, внешняя политика должна способствовать усилению американского глобального лидерства. При этом США, по мнению Х. Клинтон, следует играть роль положительной силы в мире, постоянно доказывая это на практике, будь то в борьбе с глобальным потеплением или в стремлении расширить возможности для прогресса и процветания людей в других странах. Америка, благодаря своему статусу, по-прежнему несет огромную ответственность в отношении всего человечества, а ее интересы носят глобальный характер. В-третьих, Америка будет бороться с глобальными угрозами совместно с другими странами, потому что США и все остальные государства находятся во взаимной зависимости друг от друга. Америка не может решать глобальные проблемы в одиночку, но и другие страны не смогут их решить без участия Америки. Безопасность, жизнеспособность, лидерство США в современном мире напрямую зависят от того, что они признают непреодолимый факт своей взаимозависимости. А поэтому, чтобы быть эффективным в решении глобальных проблем, необходимо строить мир с большим ко­личеством партнеров и меньшим количеством противников. Клинтон заявила, что лучший спо­соб продвижения американских интересов по сокращению глобальных угроз - принимать такие внешнеполитические решения, которые опираются на предельно широкий совет других участников международных отношений.

В-четвертых, внешняя политика должна руководствоваться, по формулировке "умной силой" (smart power). Под этим понимается применение комплекса средств, которые имеются в распоряжении государства, - дипломатических, экономических, военных, политиче­ских, юридических и культурных. Америке надле­жит элементарно выбирать правильное средство или комбинацию средств для каждой ситуации индивидуально. Клинтон выразила свою приверженность жесткой, но вместе с тем умной дипломатии. Тем не менее, по ее мнению, военная сила иногда бывает необходимой, и Америка будет прибегать к ней, чтобы защитить своих граждан и свои интересы тогда, когда в этом будем необходимость, но только в качестве последнего средства.

 

 

21. Внешнеполитическая доктрина В.В. Путина (3-й срок президентства).

 

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешней политики Российской Федерации.

2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации в этой сфере.

3. В целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на выполнение следующих основных задач:

а) обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности, укрепление правового государства и демократических институтов;

б) создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики России, ее технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения;

в) упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира;

г) укрепление позиций России в системе мирохозяйственных связей, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях;

д) дальнейшее продвижение курса на укрепление международного мира, обеспечение всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой демократической международной системы, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения;

ж) развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями;

з) всесторонняя эффективная защита прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников;

и) усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки, консолидация российской диаспоры;


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.