До Пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

До Пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго?

2019-11-28 155
До Пятидесятницы имели ли апостолы Духа Святаго? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В следующей главе разбирается первое возражение «новообрядца»:

//Новообрядец. Апостолы хотя действительно все впали в заблуждение, или даже неверие относительно Христова воскресения, но ЭТО БЫЛО ДО ДНЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ, КОГДА ОНИ ЕЩЕ ВОВСЕ НЕ ИМЕЛИ ДУХА СВЯТАГО. Когда же они получили Его, то уже не могли впасть ни в какое заблуждение, не только все вместе, но и каждый порознь.

Старообрядец. Вы тут наговорили много неправды. Во-первых, неправда, будто апостолы до дня пятидесятницы вовсе не имели Духа Святаго. Сам Господь наш Исус Христос прямо и решительно свидетельствует, что апостолы и до пятидесятницы имели Духа Святаго. В Своей прощальной речи пред страданием, Он сказал им: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во веки Дух истинный, Его же мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его, вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет (Иоан. зач. 48). В толковании на это в «Благовестнике» говорится. Утешает же апостолы, глаголя, яко мир убо не может прияти Его (Святаго Духа), вам же дается дар изрядный, и пребывает у вас; таже большее, яко и в вас есть. Еже бо у вас, внешнюю помощь являет; а еже в вас, внутрь вселение и возмогание, еже и Богу быти явленнее, еже бо вселюся и похожду, и буду вам Бог. Глаголет же мир убо не может прияти Духа, яко не знает Его, вы же знаете И. Почто? Зане несте от мира, и сего ради приятницы есте Ему; и пребывает с вами ныне, но и будет присно в вас (Благовестн. Иоан. зач. 48, л. 234 и обор.). Из сего ясно, что еще до страдания Христова, а не только до дня пятидесятницы, апостолы имели Духа Святаго.//

 

К сожалению, «старообрядец» не пояснил, какие именно слова в цитированном им Евангельском тексте и его толковании, по его мнению, опровергают возражение «новообрядца». По всей видимости, он имеет ввиду следующее место:

 

«вы же ЗНАЕТЕ Его, яко В ВАС ПРЕБЫВАЕТ и в вас будет»

 

В то же время, перед этим (и еще в нескольких местах Евангелия от Иоанна, а также в Деян. 1:8) о Святом Духе сказано В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ, что Он будет ниспослан на учеников. Т.е. налицо – противоречие, которое «старообрядец» игнорирует. Однако это противоречие связано с невозможностью точного перевода греческого оригинала на церковнославянский и русский языки. Вот комментарий к этому месту проф. А.П. Лопухина:

 

«Таким образом, по этому чтению Господь говорит с особой силой (для этого и употреблены два синонимические глагола: "пребывать" и "существовать") о том, что Дух этот уже находится в учениках. Но при таком чтении выходит как бы излишним послание Духа апостолам в будущее время, после удаления от них Христа. Притом в употребленных здесь в греч. тексте союзах также заключается основание к тому, чтобы полагать разницу между употребленными здесь глаголами. Именно при глаголе "пребывает" (menei) стоит местоимение с предлогом para = при, а при глаголе "будет" - местоимение с предлогом en = в.… Господь, очевидно, хотел сказать, что тот Дух, Который БУДЕТ ПОСЛАН АПОСТОЛАМ, отчасти и теперь уже НЕСКОЛЬКО БЛИЗОК ИМ, благодаря тому, конечно, что они близко стоят ко Христу, в котором в изобилии пребывают дары Духа (3:34). Но Дух пребывает теперь только С УЧЕНИКАМИ, а со временем Он будет пребывать уже В НИХ, как животворящая и обновляющая сила.»

 

О том же (но уже без грамматических пояснений, не нужных тем, кто читает Евангелие на греческом) пишет в своем толковании бл. Феофилакт Болгарский:

 

 «Он говорит: Я умолю Отца и даст вам Утешителя, то есть Я умилостивлю за вас Отца и примирю Его с вами, враждебными Ему по причине греха, и Он, умилостивленный Моей смертью за вас и примиренный с вами, ПОШЛЕТ ВАМ Духа. "Да пребудет с вами вовек". … "Дух истины", говорит, то есть Дух не Ветхого Завета, ибо он - образ и тень, а Нового, который есть истина. ИМЕЛИ ДУХА И ТЕ, КОИ ЖИЛИ ПОД ЗАКОНОМ, НО ИМЕЛИ В ОБРАЗЕ И ТЕНЯХ…Он утешает апостолов, когда говорит, что мир не может принять Его, а вам подастся этот превосходный дар и ПРЕБУДЕТ "С ВАМИ" и, что еще более, ПРЕБУДЕТ "В ВАС". Ибо словом "С ВАМИ" УКАЗЫВАЕТ НА ВНЕШНЮЮ ПОМОЩЬ ОТ БЛИЗОСТИ, А "В ВАС" - НА ВНУТРЕННЕЕ ОБИТАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ.»

 

А вот фрагмент из толкования на это же место св. Иоанна Златоуста:

 

«Когда Он очистил их жертвою, тогда и снизошел Дух Святой. А почему Он не пришел в то время, года (Христос) был с ними? ПОТОМУ ЧТО НЕ БЫЛА ЕЩЕ ПРИНЕСЕНА ЖЕРТВА. Когда уже и грех был истреблен, и апостолы, получив повеление идти на опасности, готовились к борьбе, ТОГДА НАДЛЕЖАЛО ПРИДТИ ТОМУ, КТО УКРЕПЛЯЕТ НА ПОДВИГИ. Для чего же Дух приходит не тотчас по воскресении? Для того, чтобы апостолы сильнее возжелали Его и приняли с большею любовью. Доколе был с ними Христос, они не были в скорби; когда же Он отошел, они, лишившись Его, находились в великом страхе и, естественно, должны были принять Духа Святого с великим усердием».

 

А вот толкование Евфимия Зигабена:

 

« Подобно тому как узнавший Меня узнал Отца, так – с другой стороны – узнавший Меня узнал уже и Духа Святого, потому что все Мы имеем одно существо, природу, силу и достоинство.… Как Отец со Мной находится, так и Дух Святой, потому что блаженная Троица нераздельна».

 

Стоит рассмотреть также слова Христа, сказанные Им ученикам уже после воскресения:

 

Ин 20:21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, {так} и Я посылаю вас.

 

Ин 20:22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

 

Вот толкования на это место:

 

«Как же Он прежде сказал: аще не иду Аз, Утешитель не приидет (16, 7), а теперь дает Духа? Некоторые говорят, что ХРИСТОС НЕ СООБЩИЛ УЧЕНИКАМ ДУХА, А ТОЛЬКО ПОСРЕДСТВОМ ДУНОВЕНИЯ СДЕЛАЛ ИХ СПОСОБНЫМИ К ЕГО ПРИНЯТИЮ. Ведь если Даниил, при виде ангела, пришел в ужас (Дан. 8, 17), то чего не испытали бы и ученики, если бы приняли эту неизреченную благодать, не будучи наперед к тому приготовлены? Потому-то, говорят, Христос НЕ СКАЗАЛ: ВЫ ПРИЯЛИ ДУХА СВЯТОГО, НО – ПРИИМИТЕ ДУХ СВЯТ. Но не погрешит тот, кто скажет, что И ТОГДА УЧЕНИКИ ПОЛУЧИЛИ НЕКОТОРУЮ ДУХОВНУЮ ВЛАСТЬ И БЛАГОДАТЬ, ТОЛЬКО – НЕ ВОСКРЕШАТЬ МЕРТВЫХ И СОВЕРШАТЬ ЧУДЕСА, А ОТПУСКАТЬ ГРЕХИ, так как различны дарования Духа» (Св. Иоанн Златоуст).

 

«Дует и дает им Святаго Духа. Теперь Он уделяет им не совершенный дар Святаго Духа, ибо таковой Он даст им в Пятидесятницу, но ДЕЛАЕТ ИХ СПОСОБНЫМИ К ПРИНЯТИЮ ДУХА. Ибо слова: "примите Духа Святаго" - то же, что БУДЬТЕ ГОТОВЫ ПРИНЯТЬ ДУХА. Можно сказать и то, что Он дал им некоторую власть и духовную благодать, только - не воскрешать мертвых и творить силы, но - прощать грехи. Посему и прибавил: "кому простите грехи, тому простятся", показывая, что ОН ДАЛ ИМ ЭТОТ ИМЕННО ВИД ДУХОВНЫХ ДАРОВАНИЙ - ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ. По вознесении же Его, Сам Дух нисшел и преизобильно подал им силы творить чудеса и всякое иное дарование» (бл. Феофилакт).

 

Таким образом, какое бы из толкований мы не взяли, апостолы в момент крестной смерти Спасителя еще вовсе не имели ПОЛНОТЫ Духа Святаго В СЕБЕ. Отмечу также, что Сам Спаситель позднее говорит о будущем сошествии на Апостолов Святого Духа как о ЛУЧШЕМ для них состоянии:

 

Ин 16:7 Но Я истину говорю вам: ЛУЧШЕ ДЛЯ ВАС, ЧТОБЫ Я ПОШЕЛ; ИБО, ЕСЛИ Я НЕ ПОЙДУ, УТЕШИТЕЛЬ НЕ ПРИИДЕТ К ВАМ; а если пойду, то пошлю Его к вам,

 

Т.е. для человека лучше иметь Святого Духа В СЕБЕ так, как Он ныне дается христианам, чем ПРИ СЕБЕ, как апостолы.

 

Далее «старообрядец» пытается опровергнуть второе утверждение «новообрядца» // Когда же они получили Его [Святого Духа], то уже не могли впасть ни в какое заблуждение, не только все вместе, но и каждый порознь. // Чтобы показать, правомерность аналогии между апостолами до Пятидесятницы и епископами во времена патр. Никона – он указывает на достоинства и дары, которые имели апостолы:

 

// Староробрядец: К этому нужно обратить внимание на то еще, кто были апостолы до распятия Христова, и кто были епископы, отпавшие при Никоне. Апостолы были такие лица, которых избрал сам Исус Христос, как самых высоконравственных и достойных из всех людей (Лук. зач. 23), которым дана была сила и власть творить чудеса и целити всяк недуг и всяку болезнь (Матф. зач. 34; Лук. зач. 40), которым дана была власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию и ничесоже их вредило (Лук. зач. 51), дана была власть на дусех нечистых яко да изгонять их (Матф. зач. 34), и которым дано было ведати тайны царствия Божия (Марк. зач. 16) и имена их были написаны на небесах (Лук. зач. 51), так что Христос назвал их Своими друзьями (Иоан. зач. 51) и совершенно чистыми в нравственном отношении (Иоан. зач. 50), ибо в них пребывал Дух Святый (Иоан. зач. 48). Вот кто были апостолы. //

 

Однако, характеристики, которые здесь привел «старообрядец» - не имеют прямого отношения к обсуждаемому вопросу. Да, в личном плане апостолы изначально были достаточно высоконравственными людьми, но хорошо известно, что без Божественной помощи никто не может избежать греха. Еще меньшее отношение к делу имеют те дары (чудотворений, исцелений и т.п.), которые апостолам дал Господь (впрочем, по толкованиям Отцов некоторые из этих даров апостолы фактически получили также в Пятидесятницу). В то же время св. Отцы согласно пишут, что апостолы до Пятидесятницы еще не были совершенны:

 

«… Он говорил им: уне есть вам, да Аз иду: ще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16:7) Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,); и еще: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам (Ин. 14:16) И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек). От чего же не при Нем и не тотчас по отшествии пришел Утешитель, но спустя восемь или девять дней, то есть, в то время, когда настал день пятьдесятницы? Притом каким образом, когда еще не сошел Дух Святый, Он говорил: приимите Дух Свят (Ин. 20:22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.)? На это нужно сказать, что Он говорил так, с целию подготовить в них желание, готовность и способность к принятию Св. Духа; а ПРИНЯЛИ ОНИ ЕГО, КОГДА ОН СОШЕЛ; - или о том, что имело быть, ГОВОРИЛ, КАК УЖЕ О СУЩЕСТВУЮЩЕМ И НАСТОЯЩЕМ, ПОДОБНО ТОМУ, КОГДА ОН ГОВОРИЛ О ВОЗМОЖНОСТИ НАСТУПАТЬ НА ЗМИЮ И СКОРПИЮ И НА ВСЯКУЮ СИЛУ ВРАЖИЮ. Впрочем следует сказать и то, что дарования Духа различны и многообразны: есть дар очищения и совершенствования, дар освящения и силы освящающей, дар языков и пророчества, дар чудес и толкования и множество иных даров. Итак, при различии и многообразии дарований Духа ничто уже не препятствовало апостолам принять благодать Духа различным образом. Но полное, соделавшее апостолов СОВЕРШЕННЫМИ и способными совершенствовать других, сообщение им Духа было во время пятьдесятницы,» (бл. Феофилакт. Толкование на Деяния святых апостолов).

 

«ОНИ БЫЛИ ЕЩЕ НЕМОЩНЫ, и, чтобы внушить им дерзно­вение, Он ободрил их души и прикрыл трудности» (Св. Иоанн Златоуст – Толкование на книгу Деяний (1:8)).

 

Об этом же пишет св. Симеон Фессалоникский:

 

«Ибо ученики вначале избраны были и посланы ко овцам погибшим, и получили дар, и повелено нм было раздавать дар; но ЕЩЕ НЕ БЫЛИ ОНИ СОВЕРШЕ­НЫ» (св. Симеон Фессалоникский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. // Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. II, Санкт-Петербург, 1856, стр.303-304)

 

Наконец, бл. Иероним прямо указывает, что именно несовершенство апостолов, которое было устранено в Пятидесятнице – было причиной их неверия в воскресение Христа:

 

«Каким образом Спаситель, по Иоанну, – вдунул Святаго Духа в святых апостолов, а по Луке, – обещал, что пошлет Его по вознесении (Иоан. 20:22; ср. Лук. 24:49)? Решение этого вопроса весьма легко, как скоро нам из­вестно из учения апостола Павла, что есть различные дарования Духа Святого…. в первый день воскресения апостолы получили благодать Духа Святаго, которою оставляли грехи, крестили, делали сынами Божиими и раздавали верующим права усыновления, как говорит сам Спаситель: «имже отпустите грехи отпустятся им; и имже держите, держатся». В день же пятидесят­ницы им обещано было более, именно: что приимут они крещение от Духа Святого; облекутся силою свыше, кото­рою будут проповедовать Евангелие Христово всем на­родам, соответственно тому, что читаем в шестьдесят седьмом псалме: «Господь даст глагол благовествующим силою многою» (Пс. 67:12); будут иметь действия сил и дарования исцелений, и когда пойдут на проповедь ко многим народам, получат роди языков, так что в то время уже будет известно, кто из апостолов должен благовестить каким народам…

БЛАГОДАТЬ ДУХА СВЯТОГО ЕСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОБЛЕЧЕНИЕ В СИЛУ: ВЛАДЕЯ ЕЮ, ОНИ <АПОСТОЛЫ> НЕ БОЯЛИСЬ НИ ТРИБУНАЛОВ СУДЕЙ, НИ ПОРФИР ЦАРЕЙ. Ибо еще пред страданиями обетовал им Господь, говоря: «егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: не вы бо будете глаголющии. но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Матф. 10:19-20). Я же, со своей стороны, говорю смело и с полною свободою, что с тех пор, как апостолы уверовали в Господа, они всегда имели Духа Святого: без благодати Духа Свя­того они не могли творить знамений; НО ИМЕЛИ ЕГО В ОПРЕ­ДЕЛЕННОЙ МЕРЕ. Поэтому и Спаситель взывал во храме, говоря: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече nuca ни e реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии»  в Него (Иоан. 7:37-39). В том же месте прибавляется: «не у бо бе дан Дух Святой, яко Исус не у бе прославлен»: но это не в том смысла, чтобы Духа Святого не было, так как Господь Спаситель говорит: «аще ли же Аз о Дусе Святомъ изгоню бесы» (Матф. 12:28), а в том, что, пребывая в Господе, ОН НЕ ПОЧИЛ ЕЩЕ ВСЕЦЕЛО НА АПОСТОЛАХ. ПОЭТОМУ-ТО ОНИ ПРИХОДЯТ В УЖАС ВО ВРЕМЯ СТРАДАНИЙ ЕГО, УВЕРЯЮТ И КЛЯНУТСЯ, ЧТО НЕ ЗНАЮТ ХРИСТА. А ПОСЛЕ ТОГО, КАК КРЕСТИЛИСЬ ДУХОМ СВЯТЫМ И БЛАГОДАТЬ ДУХА СВЯТОГО ИЗЛИЛАСЬ НА НИХ, они уже свободно говорят первосвященникам иудейским: «повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком» (Деян. 5:29); воскрешают тогда мертвых; радуются под бичами; проливают кровь за Христа, и в муках находят венец для себя. Итак, «не у бе Дух» на апостолах, НЕ ИСТЕКАЛИ ОТ ЧРЕВА ИХ ДУХОВНЫЕ ДАРОВАНИЯ, ибо Господь еще не был прославлен.» (Бл. Иероним. Письмо 96 (к Гебидие)// Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 3. Кiевъ, 1880. стр. 150-154)

 

О РУКОПОЛОЖЕНИИ АПОСТОЛОВ

Опровергая аналогию «старообрядца» между неверием всех апостолов во Христа у Голгофы и возможным отпадением от Церкви всех епископов, «новообрядец» указывает на то, что они еще не были епископами. В разговор включается «беспоповец»: он указывает на то, что поскольку Церковь до Пятидесятницы обходилась без епископов – она может обходиться без них и в дальнейшем. Дальнейшая полемика в которой участвуют все три собеседника, сталкиваются доводы и контрдоводы; а тезисы оппонентов успешно используются для обоснования своей точки зрения, – является, на мой взгляд, несомненным творческим достижением автора. Приведу ее полностью.

 

//Новообрядец. Пример, указанный вами из евангелия о неверствии учеников, не оправдывает ни вас, ни беспоповцев, а только нашу православную церковь. Она учит, что церковь хотя и создана Христом на кресте кровию Его, но епископов не имела до самого дня пятидесятницы, когда сошел на апостолов Дух Святый и рукоположил их во епископов. Значит, когда апостолы уклонились в неверие Христову воскресению, тогда еще не были епископами. Поэтому пример о неверствии апостолов не доказывает еще, что епископы все могут уклониться в заблуждение, а скорее служит подтверждением учению нашей православной церкви, что все они отнюдь не могут погрешить.

Беспоповец. Если, как вы говорите, церковь существовала без епископов от крестной смерти Господа нашего Исуса Христа до самого сошествия Святаго Духа, то спрашивается: спасительна ли она в то время была или нет?

Новообрядец. Конечно, спасительна.

Беспоповец. Спаси тебя Христос за эту правду. Если без всякого священноначалия церковь была истинна и спасительна, и даже создана Христом в таком именно виде, то значит наша церковь и есть истинная и спасительная, потому что сохраняет именно то устройство, какое ей даровал Христос, то есть пребывает без священноначалия и таинств.

Новообрядец. Но ведь это ведет прямо в протестанство. Ведь протестанты учат, что Христос создал церковь без священноначалия, а это - явная ересь.

Старообрядец. Справедливо, что это ересь. И вот эту ересь содержат протестанты, беспоповцы и вы новообрядцы. Признавать, что Бог создал Свою церковь без иерархии, без священников и епископов, значит признавать, что Бог создал несовершенную церковь. Если священники и епископы явились в церкви уже после ее создания, то значит их установил в церкви не Христос, а уже другой кто-то после Него, и таким образом епископы и священники - не Христово установление. Поэтому учение ваше, что церковь основал Христос, а епископов в ней установил не Он, а другой кто-то, есть действительно страшное и гибельное заблуждение, ведущее к отрицанию священства и иерархии в церкви.

Но священноначалие в церкви Христос установил раньше дня пятидесятницы, даже раньше Своих крестных страданий. В евангелии говорится, что Он еще прежде Своего страдания и крестной смерти избрал апостолов (Лук. зач. 23), которые имели право и власть совершать таинства крещения (Иоан. зач. 11) и елеосвящения, или маслопомазания (Марк. зач. 23). А это принадлежит только епископам и священникам: только они имеют власть совершать таинства церковные. Следовательно, апостолы еще до страдания Христова, до окончательного создания Им своей новоблагодатной церкви, имели на себе сан священства и сан епископства. Посему в то время, когда все апостолы пребывали в неверии Христову воскресению, они были уже епископами; и хотя церковь тогда не имела ни одного истинно-верующего епископа-апостола, однако пребывала неодоленна и непобежденна от врат адовых. Понятно, что и старообрядческая церковь в то время, когда не имела ни одного истинно-верующего епископа, пребывала церковью вполне неодоленною.

Новообрядец. Хотя в евангелии и говорится, что апостолы еще до страдания Христова имели власть совершать таинства, но наша православная церковь учит, что они в то время были еще мирянами. Сан священства они получили только в день пятидесятницы, когда на них сошел Дух Святый. Во вступлении к восьми вопросам, поданным вам, старообрядцам, в 1863 году, говорится следующее: в церкви Христовой должна существовать иерархия (священноначалие), которую Иисус Христос будучи сам по силе живота неразрушимаго вечным Первосвященником (евр. зач. 316), совершил в пятидесятницу низпосланием на апостолов Своих во огненных языцех Святаго Духа (деян. зач. 3; апост. тол. л. 12; синоксарь на сош. Святаго Духа), которому обещал пребывать в церкви в век (Иоан. зач. 48). Вот когда, по учению нашей церкви явилась в церкви иерархия, а не при Христе.

Беспоповец. Теперь ты нас оправдал совершенно. Ты сказал, что апостолы до сошествия Святаго Духа были мирянами и имели власть совершать таинства; значит и наши наставники, будучи мирянами, имеют такую же власть совершать таинства церковные. Если апостолы не погрешали, совершая таинства, еще будучи мирянами, то и наши наставники тоже не погрешают, совершая таинства и будучи мирянами. А если в этом они погрешают, то значит погрешали и апостолы. Притом же Христос, как вы сами говорите, даровал право и власть совершать таинства именно мирянам, каковы были тогда апостолы, а не священникам и епископам. А кому Он дал ее, тому и принадлежит. Следовательно, власть совершать таинства, принадлежит мирянам, а не епископам и не священникам.

Новообрядец. Да помилуйте! Это учение ведет к совершенному отрицанию священства, и приводит прямо в бездну протестантства, молоканства, а то и еще хуже.

Старообрядец. Правда, что это учение ведет в бездну погибели. Но вы сами же сказали, что ваша церковь учит, что апостолы до самого дня пятидесятницы были мирянами и совершали таинства. А беспоповец это учение подхватил и приложил к себе, тогда и вы увидали, в какую бездну нечестия оно ведет. Итак, вы должны или, оставаясь при учении своей церкви, что апостолы до дня пятидесятницы были мирянами и совершали таинства, согласиться с беспоповцем, что миряне имеют полную власть совершать таинства и, таким образом, оправдать не только беспоповцев, но и протестантов; или же - совершенно отвергнуть вышеуказанное учение своей церкви, что апостолы были мирянами до сошествия на них Святаго Духа в день пятидесятницы.//

На первый взгляд, в столкновении мнений «новообрядца» и «беспоповца» выясняется правота «старообрядца». Однако на самом деле «новообрядец» не вполне последовательно излагает учение Церкви и в результате дает себя запутать.

 

Начнем с того, о чем я уже писал: Церковь до Пятидесятницы и после Пятидесятницы находились в принципиально разном состоянии. Именно в непонимании этого факта – основная ошибка «беспоповца». В то же время и два других собеседника зачастую игнорируют этот факт. На первый взгляд, убедительной является ссылка «старообрядца» на то, что таинства совершались еще до Пятидесятницы, а значит, либо в Церкви уже была полноценная иерархия, а значит прав «старообрядец»; либо таинства могут совершать и миряне – и тогда прав «беспоповец» и протестанты. Однако следует разобраться: какие именно таинства совершались в это время, когда они были установлены и кто их мог совершать. Подробно рассмотрим ключевую реплику «старообрядца»:    

 

//Старообрядец. …Признавать, что Бог создал Свою церковь без иерархии, без священников и епископов, значит признавать, что Бог создал несовершенную церковь.//

 

Здесь стоит вернуться к вопросу о времени создания Церкви. В разделе 8 (« КОГДА СОЗДАНА ЦЕРКОВЬ?») «старообрядец» утверждал, что // Церковь сотворена Богом прежде всего, прежде сотворения видимого мира, и состояла из одних святых бесплотных духов.// Очевидно, что в той Церкви не было еще ни священников ни епископов.

 

//Старообрядец. …Если священники и епископы явились в церкви уже после ее создания, то значит их установил в церкви не Христос, а уже другой кто-то после Него, и таким образом епископы и священники - не Христово установление.//

А разве Христос покинул своих учеников к моменту Пятидесятницы? Нет: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20). В конце концов и Святого Духа послал от Отца Сам Христос.

 

// Старообрядец. …Но священноначалие в церкви Христос установил раньше дня пятидесятницы, даже раньше Своих крестных страданий. В евангелии говорится, что Он еще прежде Своего страдания и крестной смерти избрал апостолов (Лук. зач. 23), которые имели право и власть совершать таинства крещения (Иоан. зач. 11) елеосвящения, или маслопомазания (Марк. зач. 23). А это принадлежит только епископам и священникам: только они имеют власть совершать таинства церковные. Следовательно, апостолы еще до страдания Христова, до окончательного создания Им своей новоблагодатной церкви, имели на себе сан священства и сан епископства. Посему в то время, когда все апостолы пребывали в неверии Христову воскресению, они были уже епископами //

 

Ниже по тексту «старообрядец» еще раз ссылается на Евангельские тексты, указывая на установление таинств Христом до Голгофы:

 

// Старообрядец. Христос действительно на кресте создал церковь. Но основание ее положил с начала Своей евангельской проповеди, со времени Своего крещения. Еще до страдания Своего Он установил почти все таинства церковные. По крайней мере об установлении самых важнейших из них прямо говорится в евангелии: об установлении крещения (Иоан. зач. 11), причащения (Лук. зач. 108), елеосвящения (Марк. зач. 23). //

 

Избрание апостолов самим Господом, очевидно, не имеет аналогов в современных таинствах, поэтому его рассматривать не будем. Относительно крещения имеется ввиду это место:

 

Ин 4:2 хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его…

 

Однако, крещение могут совершать не только епископы и пресвитеры, но в исключительных случаях (например, если человек, который должен быть крещен, находится при смерти) и миряне. Примером является также эпизод, описанный в житии св. Афанасия Великого: дети, одним из которых был будущий св. Афанасий, играли в крещение – крестили своих некрещеных сверстников. Увидевший это архиеп. Александр подошел к ним и, узнав из расспросов, что чин крещения был совершен правильно – признал его действительным, восполнив миропомазанием. Еще одно свидетельство дано в книге Деяний.

 

Деян 8:5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.

Деян 8:6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

Деян 8:7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

...

Деян 8:14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,

Деян 8:15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

Деян 8:16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

Деян 8:17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Вот толкование на это место бл. Феофилакта:

 

«Не тот апостол Филипп, что считается в числе двенадцати, но один из семи, избранных для попечения о вдовицах, а также крестивший евнуха и огласивший Симона. Послушай, что говорит тот же Лука: по убиении Стефана гонение велие бысть на церковь: вси же разсеяшася по странам иудейским и самарийским, кроме апостол. Отсюда ясно, что апостол Филипп с прочими апостолами находился во Иерусалиме. (Лука) сделал это (замечание) для того, чтобы показать, что Филипп крестил тех, которым было преподано (христианское) учение в Самарии. Апостолы же Петр и Иоанн, пришедши к ним из Иерусалима, преподали им благодать Духа. А ЕСЛИ БЫ ОН БЫЛ ИЗ ЧИСЛА (ДВЕНАДЦАТИ) АПОСТОЛОВ, ТО ОН ИМЕЛ БЫ ВЛАСТЬ И ПРЕПОДАВАТЬ (ДАРЫ) ДУХА. ОН КРЕСТИТ ТОЛЬКО КАК УЧЕНИК, А ЗАВЕРШИТЕЛЬНУЮ БЛАГОДАТЬ (ПРЕПОДАЮТ) ТЕ АПОСТОЛЫ, КОТОРЫМ ДАНА ВЛАСТЬ ПРЕПОДАВАТЬ ТАКОЙ ДАР. Иные говорят, что ФИЛИПП ПОТОМУ НЕ НИЗВЕЛ НА КРЕЩЕННЫХ ДУХА, ЧТО ОН БЫЛ ТОЛЬКО ДИАКОН, выдвинутый теми, которые находились со Стефаном, А НЕ ИМЕЛ НИ ПРЕСВИТЕРСКОГО, НИ ЕПИСКОПСКОГО САНА, КАК (ИЗБРАННЫЕ) УЧЕНИКИ ГОСПОДНИ.»

Итак св. Филипп, будучи диаконом (а не пресвитером или епископом) мог совершать крещение, но не мог совершать возложение рук (низводить Святого Духа). 

 

Отдельно следует отметить, что до Пятидесятницы крещение, которое совершали ученики Христа (как и Иоанново крещение) было только водой, а не Духом Святым. Во всяком случае, сами они были крещены только водой. Такой вывод можно сделать из слов Спасителя, сказанных переел Его вознесением:

 

Деян 1:5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, БУДЕТЕ КРЕЩЕНЫ ДУХОМ СВЯТЫМ.

 

Далее рассмотрим вопрос об установлении таинства соборования (елеоосвящения). В Евангелии от Марка действительно упоминается это таинство или некий его прообраз:

 

Мк 6:12 Они пошли и проповедывали покаяние;

Мк 6:13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

 

Однако следует заметить, что это таинство фактически было установлено еще до пришествия Спасителя в мир – в ветхозаветные времена. Оно совершалось над  царями (1 Цар. 10:1, 1 Цар. 16:13, 3 Цар. 19:15-16), ветхозаветными священниками (Исх. 29:7; 40:13-15;  Лев 8:12, Лев. 16:32), а также пророками (3 Цар. 19:16; Пс.104:15) и было символом благодати Божьей. Совершителями таинства были пророки (Моисей, Самуил, Илия). Кто был совершителем этого таинства при отсутствии пророков – не совсем ясно (см. Лев. 16:32) – возможно это были сами священники.

 

В современной Церкви в таинстве елеоосвящения помазуемым ниспосылается исцеление от болезней и прощаются забытые грехи. Об этом пишет апостол Иаков:

 

Иак 5:14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Иак 5:15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

 

Возникает вопрос: тождественно ли таинство помазания, которое совершали ученики во времена земной жизни Спасителя (до Голгофы) – тому, которое описал св. ап. Иаков? Прощались ли грехи тем, кого помазывали апостолы? На мой взгляд, на эти вопросы следует дать отрицательный ответ: дар оставления грехов Спаситель даровал апостолам уже после Воскресения:

 

Ин 20:23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

 

Вот толкования отцов Церкви:

 

«при этом самом даровании Духа говорится: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. Можно видеть, что эти ученики призваны к таким тягостям смирения, к какой должны быть доведены великой славе. Вот они не только безопасны за самих себя, но и ПОЛУЧАЮТ ВЛАСТЬ отпущения чужой виновности, делаются участниками во власти Верховного Судии, чтобы, вместо Бога, вязать грехи некоторым, а некоторым разрешать.» (Св. Григорий Двоеслов)

 

«…ТОГДА ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только – не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, так как различны дарования Духа. Потому-то Христос и присовокупил: имже отпустите, отпустятся, – показывая, какой род благодатной силы даруется им.» (Св. Иоанн Златоуст)

 

«Он дал им некоторую власть и духовную благодать, только - не воскрешать мертвых и творить силы, но - прощать грехи. Посему и прибавил: "кому простите грехи, тому простятся", показывая, что Он дал им этот именно вид духовных дарований - прощение грехов. По вознесении же Его, Сам Дух нисшел и преизобильно подал им силы творить чудеса и всякое иное дарование.» (бл. Феофилакт).

 

       Таким образом, можно сделать вывод о постепенной (как минимум в два этапа, на протяжении земной жизни Спасителя) трансформации ветхозаветного помазания в современное таинства елеосвящения и миропомазания. Соответственно, на промежуточном этапе его совершители совсем не обязательно должны были быть священниками в современном смысле этого слова.

 

       Таинство евхаристии действительно было установлено еще до Голгофы, но его совершителем тогда был сам Спаситель, а не апостолы, поэтому ссылка на это таинство, как свидетельство того, что апостолы уже были епископами во время Голгофы – неосновательна.

 

Таинство миропомазания было установлено в день Пятидесятницы. В миропомазании человек получает Святого Духа. Фактически роль современного таинства миропомазания в ранней Церкви играло таинство возложения рук, через которое подавался Святой Дух (подробно этот вопрос разбирается в книге А. Алмазова «История чинопоследований крещения и миропомазания»). Как уже отмечалось выше (см. рассмотренный выше пример с крещением самарян), это таинство могли совершать только пресвитеры или епископы, либо апостолы, которые СТАЛИ ЕПИСКОПАМИ В ПЯТИДЕСЯТНИЦУ (!). Об этом прямо и ясно свидетельствует бл. Феофилакт:

 

«Почему же они приняли языки … на голову? Потому, что АПОСТОЛЫ РУКОПОЛАГАЛИСЬ В ЭТО ВРЕМЯ В УЧИТЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ; а рукоположение совершается не иначе, как на голову. Итак тем, что языки были над головами, показывается образ рукоположения; потому что рукоположение совершается чрез возложение рук на голову; каковой образ рукоположения в силе и доныне. Так как сошествие Святого Духа бывает (ныне) невидимым образом: то НА ГОЛОВУ РУКОПОЛАГАЕМОГО АРХИЕРЕЯ возлагается евангелие; и когда оно возлагается, тогда в этом следует видеть не иное что, как покоящийся на голове огненный язык, - язык - ради проповеди, огненный - в силу слов: огня приидох воврещи на землю» (бл. Феофилакт. Толкование на книгу Деяний)

 

В защиту своей позиции «старообрядец» ссылается на св. Киприана Карфагенского:

 

// Старообрядец. … В книге «Истинно древняя и истинно православная церковь», Григория митр. С-петербурского, читаем: Святый священномученник Киприян, в послании к падшим (пишет): Господь наш, установляя достоинство епископа, и образ Своей церкви, сказал в евангелии Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. С того времени преемственно продолжается поставление епископов (час. 1, гл. 10).//

 

Вот как это место из «Письма к падшим» свмч. Киприана Карфагенского выглядит в современных изданиях:

 

«Господь наш, Коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление Своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: «Аз же тебе глаголю, ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей, и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» (Мф.16:18–19). Отсюда последовательно и преемственно истекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие».

 

Если в цитату из книги митр. Григория можно понять так, что словами «Аз же тебе глаголю, ты еси Петр…» Спаситель ПОСТАВИЛ АП. ПЕТРА В ЕПИСКОПЫ, то из современного перевода следует, что по мысли св. Киприана Спаситель лишь УСТАНОВИЛ ПРИНЦИП ВЛАСТИ ЕПИСКОПА И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ. Второй вариант, по-видимому, более соответствует евангельскому тексту – иначе придется признать что в этот же момент ап. Петр получил и ключи Царствия Небесного и власть «вязать и решать» (как показано выше, эту власть апостолы получили уже после Воскресения Христова).

 

Вернемся к изложению диалога. После того, как «старообрядец» указал на то, что отрицание епископства апостолов до Пятидесятницы будто бы ведет к выводу о необязательности иерархии вообще, а также привел рассмотренные выше примеры установления некоторых таинств до Пятидесятницы, «новообрядец» безо всяких объяснений вдруг начинает излагать учение, ровно противоположное тому, которое он излагал прежде. Он зачитывает предлинную стенограмму двух собеседований православных миссионеров с беспоповцами, в которой первые пытались доказать, что апостолы к Пятидесятнице уже были епископами! В стенограмме приводится ряд святоотеческих цитат об апостольском достоинстве епископов, однако на мой взгляд ни одна из них не доказывает, что они имели такое достоинство ПРЕЖДЕ пятидесятницы. Единственный достойный рассмотрения аргумент – цитата из Деяний: 

 

Деян 1:20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство [в греческом оригинале – епископство – В.С.] его да приимет другой.

 

По мнению миссионера, эта цитата свидетельствует о том, что апостолы к этому моменту уже были епископами, а синодальный перевод в этом месте неточен. Однако Святые отцы, оставившие толкование на это место, отвергают такой взгляд:

 

 «…слова: епископство его да приимет ин, указывают на сан священства.» (бл. Феофилакт)

 

«"И достоинство его да приимет другой", т.е., начальство, священство» (св. Иоанн Златоуст)

 

Таким образом, св. ап. Матфий, сопричисленный апостолам, не стал епископом! Очевидно (об этом свидетельствует и приведенная выше цитата из бл. Феофилакта) не были ими до Пятидесятницы и другие апостолы.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.