Рассказ о смерти Шейх-Хайдар-хана — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Рассказ о смерти Шейх-Хайдар-хана

2019-11-19 202
Рассказ о смерти Шейх-Хайдар-хана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После того как слабость веры этих людей [в отношении к] Шейх-Хайдар-хану стала известна в тех странах [Дешти-Кыпчака], султаны окрестных стран, найдя момент удобным, отправились воевать [против] Шейх-Хайдар-хана. Из числа султанов, которые с целью захвата вилайета Шейх-Хайдар-хана опоясались старанием [в этом отношении], суть: Сейдак-Айбек-хан, сын Ходжа-Мухаммед-хана, 44 Джанибек-хан, сын Борак-хана, Бурке-султан, сын Гирей-Араба 45, [201] из эмиров мангытских—Гаппас-бек, Муса-бек и Иамгурчи-бек 46. Они многократно приводя в порядок оружия войны, с большим войском выступали против Шейх-Хайдар-хана и каждый раз в ходе ужасных битв погибало с обеих сторон много людей. Однако они ни разу не могли победить, и каждый раз [они] уходили побежденными и разбитыми. Но по какой-то причине в ту пору между столпами, государства Шейх-Хайдар-хана случилось несогласие. Однако львоподобный Карачин-багадур, которому было поручено охранять Его Величество [султана Мухаммед-Шейбана], наместника Всевышнего и Его Величество Махмуд-султана, каждый раз, как только приходили вражеские войска, выступал против них и [они] так [храбро] сражались, что большего и представить себе нельзя.

[В это время] Айбек-хан вместе с Ахмед-ханом 47 напал внезапно на Шейх-Хайдар-хана. Хотя он и [решил] сразиться и многих людей послал [за помощью] во все стороны и края к своим эмирам и бахадурам, это ничего не дало, люди и войско не собрались.

После этого он учинил с малым числом воинов большое сражение. В конце концов люди из войска врага нанесли саблями и копьями на тело благословенного хакана многочисленные раны и предали его смерти. При виде этого события эмиры и столпы государства разбежались и рассеялись в разные стороны. Карачин-багадур с Мухаммед-Шейбани-султаном, наместником Всевышнего, и Махмуд-султаном также, покинув поле [битвы], полное несчастья, прибыл в вилайет Касым-хана, сына Тимур-Кутлуг-хана, 48 и [они] поручили охрану царевичей эмиру эмиров Касым-хана Тимур-беку. Тимур-бек, согласившись на это, отправлял эту службу с душой и сердцем, С полным рвением.

В это время пришло известие, что Айбек-хан, Ахмед-хан и Гаппас-бек, собрав многочисленное войско, направились к Касым-хану. В ту пору войско Касым-хана было весьма незначительным, и он не счел [возможным] сразиться с ними, и [они] по необходимости вошли в город Хаджи-Тархан [Астрахань] и [там] укрепились. Войско противника окружило город, и каждый день была большая битва и сеча.

Тимур-бек, который был ответственным за сохранение [202] царевичей, был очень озабочен, как бы чего не случилось с ними. По этой причине [Тимур-бек], посоветовавшись с Касым-ханом, постановили, что как бы ни было, [но царевичи должны] выйти из крепости и направиться в другую сторону. [Об этом! сказали Карачин-беку. Царевичи [с этим] также согласились. [Касым-хан] тотчас приказал собрать на совет приближенных, которых было 40 человек из старых друзей, из поколения в поколение бывших воспитателями и кукельташами и, [они], наконец, постановили так, чтобы [царевичи вместе со своим окружением], выйдя из крепости, произвели ночную атаку на войско противника [и] отправились бы в ту сторону, куда удастся прорваться. И [они], выйдя из крепости, уповая на Бога, напали на лагерь не ожидавшего [их] противника.

В ту ночь царевичи бились так, что Рустам и Сам Науриманс почтением склонились бы к земле. Короче говоря, в ту ночь завязалась битва великая, и [они] убили многих из противников, в том числе были убиты брат Айбек-хана и сын [его], и они стали возмещением несправедливости по отношению к Шейх-Хайдар-хану.

[Таким образом], царевичи и бахадуры под защитой Бога вышли из лагеря, отправились в здравии в другую сторону- Это событие случилось на 80-й день после смерти Шейх-Хайдар-хана.

Рассказ о походе Его Величества [Мухаммед-Шейбана], наместника Всевышнего, с твердым намерением сразиться с Ахмед-ханом и о сражении [случившемся] по пути [к нему] с Кунуш-Кыпчаком

Когда эта весть [о спасении Мухаммед-Шейбана] распространилась из конца в конец вселенной 49, со всех мест [к нему] начали толпами присоединяться юноши, достигшие возраста, и опытные люди, полные надежд, так что [в скором времени] войско победоносное достигло 150 человек. И снова в мыслях [Мухаммед-Шейбана], наместника Всевышнего, по этой причине появилось желание пойти против войска Ахмед-хана и учинить грабеж. Из числа 150 человек 50 человек он оставил в обозе и с 100 людьми направился на войско Ахмед-хана, несмотря на то, что в ту пору войско Ахмед-хана было более 150 тыс.

В этом набеге молодцы отправились во все стороны конными отрядами для грабежа! Однажды ночью в отряде хана оставалось только 40 человек, когда им повстречался один из эмиров Ахмед- хана Кунуш-кыпчак с тысячью вооруженных людей. Когда Его Величество [Мухаммед-Шейбани], наместник. Всевышнего, получил известие [об их приближении], он напал с 40 людьми на войско его и сражался — с самого вечера до утра с той тысячью людей, и несколько раз он обращал в бегство ту группу, но [они], снова собравшись [вместе], продолжали борьбу. В конце концов [воины Шейбана] потерпели поражение. Имена султанов, которые в сражении [этом] проявили храбрость, [203] суть следующие, — первым [среди них был] брат[Мухаммед-Шейбана], наместника Всевышнего, Махмуд-султан, Алейкс-султан, сын Бахтияр-султана 50 по прозвищу «багадур», брат егоХамзе- султан и Суюнич-ходжа-султан 51. После этого Поражения] они направились в вилайет Туркестан.

В ту пору вилайет Туркестан находился в руках храбрейшего из сынов умершего султана Абу Саида-Мирзы Султан-Ахмеда 52. Хакимом его [в Туркестане] был эмир Мухаммед-Мазид-тархан. Он, услышав [о приближении Мухаммед-Шейбана], наместника Всевышнего [и], устроив [ему] пышную встречу, проявил долг служения 53.

Все лето он пробыл в Туркестане и, снова в ту зиму устроил зимовку в Каракуле. Ак-Суфи-багадур вместе с Тугулук-ходжа-бек-арук кушчием 54 присоединился [к Махмуд-Шейбану]. В результате его прихода в ханской орде появилась новая группа. В ту пору в орде 55 [Мухаммед-Шейбана] кончились запасы. По этой причине он, Хамзе-султана, Суюнич-ходжа-султана вместе с Алейке-султаном [и] с обществом храбрых воинов соизволил направить в набег на улус. Когда они достигли улуса и совершили набег, в руки их попало большое богатство; захватив [это] богатство, [они] возвратились обратно. [Таким образом], они доставили богатство большое в орду августейшую. [После этого они] снова направились в сторону Туркестана. Мухаммед-Мазид-тархан встретил [их] и проявил услужение.

В орду пришло известие, что Гирей-хан с сильным войском выступил на Туркестан. Эмир Мухаммед-Мазид, придя к хану [Мухаммед-Шейбану], сказал: «Если Вы бы на несколько дней ушли в сторону Самарканда, то [можно будет] устранить это несчастье». [Мухаммед-Шейбани] хан, внемля его словам [и] посоветовавшись с султанами, быстро направился в Самарканд.

Рассказ о битве [воинов Мухаммед-Шейбани-султана] с Иринчжи-ханом [и] об убиении Алейке-султана

Когда [Мухаммед-Шейбани-султан и сопровождавшие его лица] направились в Самарканд и достигли Саурана, Иринчжи-хан, сын Джанибек-хана, 56 с большим войском выйдя ему навстречу, начал сражение. [204]

Войско победоносное [Мухаммед-Шейбани-султана] было до крайней степени малочисленным, а войско противника, наоборот, до крайней степени многочисленным- [Войска] устроили сражение. Воины Мухаммед-Шейбани-султана в этой битве] показали мужество и храбрость, [однако] сколько они ни старались, ничего не [смогли] добиться. Врагам не было числа, они наносили последовательные удары Алейку-султану и предали его смерти. Его Величество [Мухаммед-Шейбани-султан], наместник Всевышнего, проронив на щеки свои капли слез, решил направиться в сторону Бухары. Но после имевшей место кончины Алейке-султана, султаны и эмиры и багадуры — все, кто был свидетелем этого обстоятельства гибели их, поражения и бегства Мухаммед-Шейбани-султана, разбежались в разные стороны, так что у них не было возможности соединиться друг с другом. [А Шейбани-хан], как уже было сказано, с несколькими приближенными направил поводья решимости в сторону Бухары. В то время хакимом его [Бухары] был эмир Абд’али-тархан. Когда [он] получил известие о (прибытии] Шейбани-хана, {он] выехал [ему] навстречу и, с почестями и уважением совершеннейшим приведя его на место, занялся прислуживанием 57

[Через некоторое время] наместник Всевышнего [Шейбани-султан], простившись с эмиром Абд’али-тарханом, в [полном] благополучии направился в сторону Дешти-Кыпчака и достиг крепости Аркук. Там казий Бикчик был из самых старших здешних старейшин, он издавна считал себя одним из слуг Его Величества [Мухаммед-Шейбани-султана]. Когда он узнал о его прибытии, вышел [к нему] навстречу и вручил ключи от крепости.

[Казий г. Аркук а] ввел [Шейбани-хана] в город и устроил [в честь него] пиршество с подношением приличествующих даров и [с проявлением] высокого услужения. Через несколько дней [Мухаммед-Шейбани-султан] захватил в [свои] руки крепости той окрестности. Из всех крепостей в последнюю очередь [Мухаммед-Шейбани-султан] взял в свои руки крепость Сыгнак, и Его Величество в ней остановился.

Через несколько дней весть о прибытии [Мухаммед-Шейбани-султана], наместника Всевышнего, [из Бухары в Туркестан] распространилась во все концы узбекского улуса.

Хаким Дешты-Кыпчака, Муса-Мырза 58, выехав навстречу [Шей-бани-хану], исполнил то, что было необходимо по части уважения и почета и, расположив его в доме своем, преподнес [ему] подарки соответствующие.

Так они провели несколько дней в веселии и удовольствии.

Рассказ [о битве Шейбани-хана] с Бурундук-ханом

Через некоторое время [к Мусе-Мырзе и Шейбани-хану] пришло известие, что Бурундук-хан выступил с 50-тысячным войском [205] против Детали-Кыпчака. Муса-Мырза по получении этого известия, придя к Шейбани-хану весьма встревоженным и огорченным, сказал: «Мы малочисленны, а войско противника многочисленно». На это Шейбани-хан ответил: «Если меч всего мира сдвинется с места, то и он не перерубит ни одной жилки, пока не хочет бог». В это время при [Шейбани-хане] не было и 300 людей [но несмотря на это], он, устроив центр, правое крыло и левое крыло [войска своего], привел в порядок ряды воинов своих. Муса-Мырза также привел в порядок войско мангытов. Бурундук-хан подойдя построил ряды. Вскоре они начали битву.

Поскольку Шейбани-хан в этой битве принимал личное участие и Касым-султан 59, который был из султанов известных и багадуров [славных] войска Бурундук-хана, увидел своими глазами эти действия Его Величества, [Шейбани-хана], наместника Всевышнего, он с отрядом багадуров преградил дорогу Его Величеству [Шейбани-хану]. В свою очередь Его Величество [Шейбани-хан] атаковал [воинов] Касым-хана, в конце концов Касым-султан и войско [его] обратилось в бегство. Муса-Мырза с воинами своими стоял против Бурундук-хана, он также совершил атаку [рта них], и завязалась битва великая. Поскольку предводителем войска Бурундук-хана был Касым-хан и поскольку он потерпел поражение, то воины Бурундук-хана вынуждены были бежать. Хорезм-бек, который был братом Мусы-Мырзы, пустился преследовать Бурундук-хана, чтобы захватить его [и] привести к [Шейбани-хану]. Бурундук-хан, обернувшись, пустил стрелу в Хорезм-бека и убил его. После этого Шейбани-хан и брат хана Махмуд-султан, отправившись вслед за Бурундук-ханом, захватили и вывезли все имущество, весь иль и улус его. Многих из них [они] убили. После оплакивания Хорезм-бека они некоторое время провели здесь в веселии и удовольствии.

В ту перу Муса-Мырза отдал дочь свою Суюничь-ходже и, устроив пир, сыграли свадьбу. [После чего Шейбани-хан и его приверженцы] снова прибыли в область Сыгнак.

[До этого] Муса-Мырза дал Шейбани-хану обещание, что провозгласит его ханом [Дешти-Кыпчака]. Теперь он устроил с эмирами мангытов совещание [по этому поводу] и эмиры сказали [ему]: «С древних времен до настоящего времени каждый хан, который эмирами мангытов провозглашался ханом, предоставлял эмирам мангытов волю в государстве [и], если теперь Шейбани-хан поступит согласно обычаю древнему, то прекрасно, [т. е. мы его провозгласим ханом], а если нет [также! хорошо [т. е. будем без него, как были раньше]». Муса-Мырза, когда услышал этот [ответ] от своих эмиров, одобрил [его]. По этой причине он уклонился от обещания, которое он дал в свое время Шейбани-хану, с этим делом медлил и, возгордясь, не приступал к [исполнению] его. Оттого что он возгордился, Его Величество Шейбани-хан и султаны получили доказательство того, что он не хочет выполнить свое обещание, и [по этой] причине, возвратившись в благополучии из этого места, [206] прибыли в область Сыгнак. Сюда же прибыл Али-бек-Ата, бежавший из области Отрар от Мухаммед-Мазид-тархана, и преподнес Шейбани-хану книгу по имени «Искандер-наме» 60. Эту книгу написал Маулана-Ахмед-Руми в стихах на румийском языке 61. [Шейбани-хан] приказал из Дешти-Кыпчака вернуться в область Сыгнак. Это было зимой.

В это время [ему] доложили, что Махмуд-султан, который был старшим сыном Джанибек-хана и в том иле и улусе славился храбростью, будучи очень самонадеянным, собирается совершить с войском многочисленным из вилайета Сузак нападение на вилайет Туркестан, чтобы завоевать его. От этих известий [Шейбани-хан] погрузился в размышления и держал совет [со своими] эмирами. Эмиры сказали [ему]: «Махмуд-султан имеет большое войско, [а] мы [же] имеем не больше 100 человек. Поэтому сражаться с ними было бы неблагоразумно»... Шейбани-хан не согласился [и] высказал свое решение, что он отправится с теми 100 людьми на битву [с Махмуд-султаном].

[Таким образом], наместник Всевышнего (Шейбани-хан! отправился на битву [с Махмуд-султаном], чтобы подобно бедствию внезапно обрушиться на голову противника. Те люди, получив известие, приготовили оружие для войны и выжидали прихода воинов [Шейбани-хана]. Наконец, Махмуд-султан и наместник Всевышнего [Шейбани-хан] встретились у рва Сузака. Во время этой встречи шел такой сильный снег, что люди и лошади были не в силах открыть глаза.

С обеих сторон раздавались звуки литавр и барабанов. И противник [войско Махмуд-султана] был обращен в бегство. Багадуры войска [Шейбани-хана], убежище победы, взяв оружие и имущество их (воинов Мухаммед-султана], возвратились в здравии и с добычей з вилайет Сыгнак.

После возвращения наместника Всевышнего в Сыгнак Махмуд-султан, сын Джанибек-хана, который был разбит и войско которого рассеялось в степи, снова в вилайете Сузаке, который был в обладании его, открыв совет, доложил [участникам его]: «Шейбани- хан, победоносный, с отрядом в 100 воинов обратил в бегство наще многочисленное войско и, следуя по пятам, убил многих мечом. Отныне мы будем не в силах оказывать ему сопротивление. [Поэтому] благо в том, чтобы укрыться у Бурундук-хана. Мы надеемся, что с его помощью несправедливость, которая имела место по отношению к нам, несмотря на некоторые его [Бурундук-хана] недостатки, найдет правильный путь...». Утвердившись в этой мысли [и] направившись к Бурундук-хану, и рассказав о поражении войска своего, он стал усиленно просить о помощи. Бурундук-хан понимая, что после этого наместник Всевышнего [Шейбани-хан], увеличив войско, не даст ему пощады, просьбу его [Махмуд-султана] удовлетворил и тотчас с войском многочисленным в сопровождении Махмуд-султана направился в [207] вилайет Сузак. Собрав войско из людей Сузака, из окрестностей Каракуруна соединили их в большое войско.

Когда эту весть донесли до наместника Всевышнего [Шейбани-хана], он также, призвав [к себе] султанов и эмиров, сказал: «Не будет никакого средства для разрешения этого обстоятельства и устранению его, кроме храбрости». Хотя султаны и эмиры понимали, что невозможно сражаться 100 человекам со 100-тысячным войском, [но раз] наместник Всевышнего утвердился в мысли сразиться с ним, значит таково было божественное внушение. И тотчас [Шейбани-хан] приказал отправиться в поход из вилайета Сыгнака в вилайет Сузак.

Когда противник получил известие о направлении к ним наместника Всевышнего, они уже вышли из Сузака и находились на пути к Сыгнаку. Достигнув перевала Сугунлук [в горах Каратау], они внезапно встретились друг с другом. Воины, выстроив ряды, начали битву.

Те 100 человек, которые были приближенными [Шейбани-хана], в битве с теми воинами проявили ловкость такую, что если бы Рустам [это! увидел, то он удивился бы, и султан прославленный [Шейбани-хан] проявил мужество. В результате со стороны противника [его] Махмуд-султан, который был организатором всего дела, выступил против султана прославленного [Шейбани-хана]. Мечи друг на друга обрушили и меч Шейбани-хана упал на Махмуд-казаха так, что мысль, которую он имел в голове [против него], выбил через нос. Когда противники увидели это деяние, они напали на него [Шейбана] и похитили его [Махмуд-казаха! из рук прославленного султана.

(пер. С. К. Ибрагимова)
Текст воспроизведен по изданию: "Шейбани-наме" Бинаи как источник по истории Казахстана XV века // Труды секции востоковедения, Том 1. АН КазССР. 1959

Комментарии

1. Восточные авторы ХV-ХVI вв. называли «узбеками» те тюрко-монгольские племена, которые кочевали «к северу от Сыр-Дарьи или к северу, к северо-западу и северо-востоку от владений тимуридов на необозримых степных пространствах, составляющих территорию Джучиева улуса». Эта территория и включала в себя понятие узбекский улус (см. А. А. Семенов. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана. Материалы по истории таджиков и узбеков в Средней Азии. Труды Института истории, археологии и этнографии. Т. XII, вып. 1, 1954, стр. 20.

2. О завоеваниях Шейбани-ханом империи тимуридов см. специальные работы: А. А. Семенов. Шейбани-хан и завоевание им империи тимуридов. Его же. Первые шейбаниды и борьба за Мавераннахр. Указ. сборник «Материалы по истории таджиков и узбеков в Средней Азии», вып. I.

3. Более подробно по этому вопросу с характеристикой каждого из сочинений см. работы: А. А. Семенов. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана, стр. 21-22; Р. Г. Мукминова. О некоторых источниках по истории Узбекистана начала XVII в. Труды института востоковедения АНУзССР. Вып. III.Ташкент, 1951; С. К. Ибрагимов. Некоторые источники по истории Казахстана XV-XVI вв. «Вестник АН КазССР», 1956, № 9.

4. См. о нем: В. В. Бартольд. Абулхаир-хан в the Enciklopaedia of Islam, vol I Leiden, 1913, стр. 95-96. Его же. Улугбек и его время. Птр. 1918; стр. 90; А. А. Семенов. Указ. соч., стр. 24. Howorth, History of the Mongols from the 9 th to the 19 th country Part. II. Div II. London, 1880.

5. А. Самойлович. Шейбани-наме, персидский unicum библиотеки хивинских ханов. ЗВО, т. XIX. СПб., 1910, стр. 1065; А. А. Семенов. Указ. соч., стр. 22; Р. Г. Мукминова. Указ. соч., стр. 120; С. К. Ибрагимов. Указ. соч., стр. 54; Собрание восточных рукописей АН УзССР. T. I. Ташкент, стр. 61-62.

6. Там же.

7. В исторической литературе сочинение Бенаи было использовано в статьях А. А. Семенова, вошедших в сборник «Материалы по истории таджиков и узбеков в Средней Азии». Труды ИИАЭ АН Тадж. ССР. T. XII, вып. 1, 1954.

8. «Михман-намей Бухара» Рузбехана. Ркп ИВ АН УзССР, № 1414, по фотокопии ИВ АН СССР, В 197, стр. 976—98а.

9. Ркп. ИВ АН УзССР № 844, по фотокопии ИИАЭ АН КазССР, № 357, стр. 5.

10. Ркп. ИВ АН УзССР, № 962, лл. 108-113.

11. С. К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории казахов XV-XVI вв. «Известия АН КазССР», сер. ист., эконом., философ, и права. 1956, вып. 8, стр. 111.

12. Histoire des Mongols et des Tatares par Aboul-Ghazi Behadur-khan. Publice, traduite et annote par le Baron Desmaisons, t. 1 texte, Spt. 6, 1871, стр. 190.

13. Ркп. ИВ АН УзССР, № 844, по фотокопии ИИАЭ АН КазССР, № 937, стр. 9-10.

14. С. К. Ибрагимов. Указ. соч., стр. 109.

15. О Джамадук-хане известно только то, что он был одним из крупных ханов, власть которого распространялась на район северо-западного Казахстана; умер он в 1427—28 гг. в сражении с мятежными эмирами. Его власть унаследовал вышеупомянутый Абулханр. (См. Ркп. ИВ АН СССР, С. 478, лл. 215а-219а А. А. Семенов. Указ. соч.; стр. 24).

16. Борак, внук золотоордынского хана Урус-хана, один из главных претендентов на роль верховного хана узбекского улуса и золотоордынского престола, отец Джанибека и Гирея; умер в 1427-28 гг. (См. В. Г. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 2. М.-Л., 1940, стр. 196-197, 212; В. В. Бартольд. Улугбек и его время, стр. 75; В. В. Греков, А. Ю. Якубовский. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950, стр. 410; Ноworth History of the Mongols... Part. 2. Div 2, cтp. 627; Div. 1, стр. 274.

17. Бурундук, внук Борака, сын Гирея. Годы ханствования — 1480-1511,

18. Ркп. ИВ АН УзССР, № 844, по фотокопии ИИАЭ АН КазССР, стр. 5.

19. Там же, стр. 14.

20. Там же. Характерно, что та же участь постигла и одного из первых казахских ханов — Тагира. По словам автора «Тарихи Рашиды» Мухаммед-Хайдара», «в это время (1525-26 гг.) суровый и жестокий нрав его (Тагир-хана) сделался еще хуже и стал еще более отделять от него сердца простолюдинов и султанов. Был у него брат по имени Абул-Касим-султан. Народ считал его главной причиной жестокостей, которые творил Тагир. Абул-Касима умертвили. Затем все разом покинули Тагира». (См. В. В. Вельяминов-Зернов. Исследование о касымовских царях и царевичах. Ч. II, ЗВО, т. IX. СПб., 1864, стр. 201).

21. Судя по словам Ма'суда, и в избрании Абулхаира ханом решающую роль сыграли не чингизиды, а представители крупных родов в лице биев, багадуров, тарханов и старейшин. В частности, Ма'суд особо подчеркивает Алаш-багадура и Сарыг-Шиман-бия мангыта. (См. «Тарихи Абулхаир-хани» Ма’суда. Ркп, ИВ АН СССР, С. 478).

Автор «Бахр-ал-Асрара» Махмуд бен Вали, описывая церемониал при дворе узбекских ханов в XVII в., указывает, что старейшины таких крупных родов, как дурмен, кушчи и найман, занимали место по левую сторону от хана (левая сторона была почетнее, чем правая) после представителей потомков Алия (зять Мухаммеда), выше аталиков (высший придворный чин) и огланов, т. е. царевичей. (См. В. В. Бартольд. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII в. ЗРГО по отд. этнографии, т. 34, 1900, стр. 301).

22. Ркп. ИВ. АН УзССР, № 844, по фотокопии..., стр. 18.

23. Там же, стр. 5.

24. Ркп. ИВ АН СССР, С. 478, л. 231.

25. Там же, л. 218а.

26. В. В. Бартольд. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII в. ЗРГО по отд. этнографии, т. 34, 1909, стр. 302-304.

27. Мухаммед Юсуф-Мунши. Муким-ханская история. Пер. с таджикского. Предисловие, примечание и указатели проф. А. А. Семенова. Ташкент, 1956.

28. Мир Мухаммед Амин-и Бухари. Убайдулла-наме. Перевод с таджикского с примечаниями чл.-корр. АН УзССР проф. А. А. Семенова. Ташкент, 1957.

29. Historie des Mongols et des Tatares par Aboul-Chazi Behadur-khan…….

30. В. В. Радлов. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии/Иркутск, 1929; А. П. Хорохшин. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края... СПб., 1876; Н. В. Xаныков. Описание Бухарского ханства. СПб., 1843; В. В. Радлов. Средняя Зеравшанская долина. ЗРГО по отд. этнографии, т. 6, 1880; И. И. Зарубин. Население Самаркандской области, его численность, этнографический состав и территориальное распределение, 1926; П. П. Иванов. Восстание Китай-кыпчаков в Бухарском ханстве. М.-Л., 1937; А. Д. Гребенкин. Узбеки. Русский Туркестан. Вып. 2. М., 1872; Материалы по районированию Средней Азии. Ташкент, ч. I, II и др., 1926.

31. Н. Аристов. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казахов Большой Орды и кара-киргизов на основании родословных сказаний и сведений о существовании родовых делений и родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований. «Живая старина», 1898, вып. III-IV. СПб. Его же. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. Там же; Я. Р. Винников. Родоплеменной состав и расселение киргизов на территории южной Киргизии. Труды Кирг. арх. экспедиции. Т. I, 1956; В. Г. Мошкова. Некоторые общие элементы в родоплеменном составе узбеков, каракалпаков и туркмен. Труды Ин-та ист. и археол. АН УзССР. Т. II. Ташкент, 1950; П. П. Иванов. Очерк истории каракалпаков. Материалы по истории каракалпаков. Труды ИВ АН СССР. Т. III; Примечания к показаниям поручика Гладышева. Перевод с татарского письма толмача Мухаммеда Нурина. Там ж е. Г. А. Жданко. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.—Л., 1950; Г. И. Карпов. Родовые тамги туркмен. «Известия Туркменского филиала АН СССР», 1945, № 3-4 и т. д.

32. Эмир — повелитель, правитель, благородный.

33. Это и дальнейшее употребление термина «казах» в «Шейбани-наме» Бенаи является дополнительным доказательством того, что и в XVI в. он имел двоякий смысл, как название народности, занимавшей обширные степные территории, и как слово скиталец, человек, отделившийся от своего рода и племени, в том числе представитель правящей верхушки, потерпевший неудачу в борьбе за верховную власть, но не отказавшийся от своих прав. В этом смысле и употребляет термин «казах» Бенаи по отношению к Шейбани-хану, пытавшемуся вернуть наследство своего деда Абулхаира.

34. Термин «бек» или «бий» как в описываемое время, так и в XVI в. относился к кочевой феодальной знати в противоположность более позднему понятию термина «бий» у казахов как лица, наделенного юридическими функциями судьи. В этом отношении весьма примечательно сообщение «Бахр ал-Асрар». сочинения, написанного в середине XVII в. Махмудом бен Вали. По его словам, кочевые узбеки по обычному праву всех «высокопоставленных эмиров и людей, пользующихся доверием и свободных от беспокойства», называют биями. (См В. В. Бартольд. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII в. ЗРГО по отд. этнографии, 1909, т. 34, стр. 304).

35. Багадур — удалец, храбрец.

36. Иль — в смысле племя, род.

37. Даруга – правитель.

38. Написание имени стерлось.

39. Также невозможно установить.

40. Абулхаир-хан, см. стр. 2, прим. 2.

41. Шахи-бехт — царственное счастье.

42. Карачи — верный слуга, приверженец, подданный, подвластный. Л. Будагов в своем словаре пишет по этому поводу следующее: «Звание Карачи,в Крыму, по праву принадлежало бекам главнейших дворянских родов... Этим именем назывались также все лица, близкие к хану... (Л. Будагов. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. И. СПб., 1868, стр. 45). В последнем значении и употребляет термин «Карачи» Бенаи. Лицами, близкими к хану, могли быть представители главных родов, вследствие своего могущества и многочисленности имевшие большое, порою решающее, влияние в политической жизни. Судя по данным «Тарихи Абулхаир-хани» Ма’суда, наиболее сильным и многочисленным родом в узбекском улусе в 30-60-х годах XV в. были найманы, кушчи, дурмены, а такжемангыты. Причем, по данным Бенаи, в 70-80-х гг. большое влияние на политическую жизнь узбекского улуса оказывали такжемангыты. По словам уже упоминавшегося нами Махмуда бен Вали, и в XVI-XVII вв. дурмены, кушчи и найманы продолжали играть ведущую роль в политической жизни созданного узбекскими кочевыми племенами в Средней Азии государства. (В. В. Бартольд. Указ. соч., стр. 301). У казахов род найман -считается одним из главных родов Среднего жуза.

43. Сын Абулхаир-хана.

44. Ходжа-Мухаммед-хан, крупный властитель узбекского улуса, которого Абдарраззак Самарканди называет одним из «выдающихся государей своего времени», потерпел поражение от Абулхаира на берегу Тобола и убит по его приказу. Сын его, Сейдак-Айбек, один из крупных степных феодалов-чингизидов, в 1481 г. в союзе с упоминаемыми Бенаи мангытскими эмирами Муса-беком и Иамгурчи-беком разбил последнего золотоордынского хана Ахмеда. (Г. В. Т изенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. T. II. М.-Л., 1941, стр. 256; Карамзин. История государства Российского. Т. 6. Примечание 240; Б. Д. Греков, В. Ю. Якубовский. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950, стр. 428; А. А. Семенов. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана; Он же, Шейбани-хан и завоевание им империи тимуридов, стр. 24 41; Ркп. ИВ АН СССР, С. 478, л. 316 б).

45. О Бораке см. прим. 16 на стр. 194, Его сыновья, Джанибек и Гирей, по словам автора «Тарихи Рашиди» Мухаммед-Хайдара, из-за притеснения Абулхаира вынуждены были в 1451 г. откочевать в Семиречье. В исторической литературе этому факту придают исключительное значение. Однако исследователи при изучении истории образования Казахского ханства не учитывают того, что историограф Абулхаир-хана Ма'суд при довольно подробном описании событий, связанных с его именем, ни разу не говорит о Джанибеке и Гирее, как о противниках Абулхаира и об их откочевке. Иными словами, до 60-х годов XV в. они не играли какой-либо значительной роли в борьбе степных феодалов-кочевников за верховную власть над племенами, населявшими территорию Казахстана. Не сыграла существенной роли и сама откочевка. И только после смерти Абулхаир-хана в 1468 г. в результате междоусобных войн кочевники начали массами перекочевывать в район Семиречья и, когда за их счет число приверженцев увеличилось до двухсот тысяч, значительно возросла и их политическая роль. Джанибек умер в 1480 г., а год смерти Гирея неизвестен. (См, В. В. Вельяминов-Зернов. Исследование о касимовских царях и царевичах. ЗВО, 1867, т. IX, ч. II. СПб. Ркп. ИВ АН СССР, С. 478; Howorth History of the Mongoles..; Part. II, Div. I, стр. 274-275; Div. II, стр. 627 и послед. История КазССР, т. I, Алма-Ата, 1956, стр. 137-141.

46. Гаппас, Муса и Иамгурчи — крупные мангытские (ногайские) эмиры, считавшиеся потомками знаменитого золотоордынского временщика Едигея. Гаппас, Иамгурчи, по данным русских источников, сообщаемых Карамзиным, вместе с Сейдак-Айбеком разбили золотоордынского хана Ахмеда. Муса, очевидно, тот самый мангытский эмир, который впоследствии был одним из первых союзников Шейбани-хана в его борьбе с Гиреем и его сыном Бурундуком.

47. По мнению А. А. Семенова, Ахмед-хан — один из степных ханов, кочевья которого располагались в низовьях Аму-Дарьи. (См. А. А. Семенов. Шейбани-хан и завоевание им империи тимуридов, стр. 42).

48. Тимур-Кутлуг-хан, внук золотоордынского правителя Урус-хана, захватил в 1397 г. власть в Золотой Орде, умер в 1400 г. Касым, судя по хронологическим таблицам Лен-Пуля, не сын, а внук его, астраханский хан, годы правления которого неизвестны. (Стенли Лен-Пуль. Мусульманские династии. Пер. и ред. В. В. Бартольда. СПб., 1899, стр. III; Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский. Золотая Орда и ее падение, стр. 386, 391).

49. Здесь надо понимать бывшие владения Абулхаира, т. е. узбекский улус.

50. См. стр. 7.

51. Суюнич-ходжа, сын Абулхаир-хана, впоследствии был владетелем Ташкента, в начале 1511 г. он был избран ханом, через год он отказался от ханского звания, сохранив за собой Ташкент, где и умер в 1525 г.

52. Абу Саид-Мирза, правнук Тимура, с 1451 по 1469 г. правил Мавераннахром. Султан-Ахмед правил Мавераннахром с 1469 по 1494 г. Туркестан со всеми присырдарьинскими городами входил в его владения. (В. В. Бартольд. Улугбек и его время, стр. 128-145).

53. Здесь автор, очевидно, имеет в виду родственную связь тимуридов с дедом Шейбани-хана Абулхаир-ханом, женой которого была дочь Улугбека Улуг-Бегим, а также помощь, оказанную им Абу Саид-Мирзе в 1451 г. при захвате власти в Мавераннахре. Ркп. ИВ АН СССР, С 478, лл. 232б-237а.

54. Имена эти встречаются в числе приближенных деда Шейбани-хана Абулхаир-хана.

55. Т. е. в ставке.

56. См. прим. 45 на стр. 200.

57. Мотивы, очевидно, те же, какими руководствовался правитель Туркестана Мухаммед-Мазид-тархан.

58. См. прим. 46 на стр. 201.

59. Сын Джанибека ханствовал в 1511-1518 гг. (1523 г.).

60. Книга об Александре Македонском.

61. Автор XV в. Под румийским языком имеется в виду турецко-османский.

КАМАЛ-АД-ДИН АЛИ БИНАИ

ШАЙБАНИ-НАМЕ

РАССКАЗ О ВЕЛИКИХ ЭМИРАХ И БАХАДУРАХ ХАЗРАТ ШАЙБАНИ-ХАНА 1 | |

Общество (джама'ат) эмиров, которые во время казачества [Абу-л-Хайра] жертвовали собой, стали причиной могущества хана. Их имена таковы: Йахши-бек-бахадур, Кутлук-Бука-бахадур, Й'акуб и Кара-Кирай [и] Шайх-Суфи-бек; из эля кушчи — 'Али-Хаджи 2 и Даулат-ходжа; из людей [племени] найман — Кара-'Усман, Суфи-бек и Акча-Урус; из людей [племени] уйгур — Ходжа-Лак-бахадур; из людей [племени] курлаут — Йумадук-бахадур, Сабур-Шайх-бахадур и Йадгар-бахадур. Это общество [эмиров Абу-л-Хайр-хан] за благожелательство [их] удостоил назначением на должность даруга вилайета Чинги-Тура. Другие [были] из людей ички — Имин-ходжа и Сафар-ходжа, и из людей дурман — Кирайли-Тирчак-бахадур. Эти сподвижники, о которых упоминалось, во времена казачества [Абу-л-Хайр-хана] проявили верность и завоевали страны.

О другом обществе эмиров Хан-и Бузурга, которые пришли со [всех] сторон после завоевания стран. Из людей [племени] [97] кыйат — Бузунджар-бек, 'Али-бек конграт и Мухаммад-бек; из людей [племени] туман — Тангри-Берды-бек; из людей [племени] мангыт 3 Идику-бек и Кази-бек 4 — эти эмиры также проявили соблюдение верности и дважды завоевали трон Саин [-хана]. В их времена жители областей жили весьма благоустроенной, спокойной и свободной от забот жизнью.

Другое общество из казаков, [которые] во времена казачества также самоотверженно сражались: из людей ички Йа'куб-ходжа, Йусуф-ходжа, Кырк-Беш-Бахрам-ходжа, Тункачук-и-Тулун-ходжа; из людей [племени] туман — Кылыч-бахадур, Йоджи-Кара и Даулат-ходжа; из людей [племени] уйгур — Йапагу и Бахти-ходжа; из людей [племени] дурман — Инка-ходжа, Йумадук, Дарвиш-бахадур, Шайх-Мухаммад, Караугай и 'Усман-бахадур; из людей [племени] конграт — Инак-Йаглы-ходжа [и] его брат Урус-бахадур.

Некоторые другие эмиры Великого Хана (хан-и бузургвар): Мурад-Суфи-бек, Хаджи-бек, Суфи-бек и Йапагу-бек; из людей [племени] хитай — Шадман-бек и Кирай-ходжа-бек; из людей [племени] найман — Абу Бакр-бек, 'Умар-бек, 'Усман-бек и 'Али-бек; из людей [племени] танкут — Мурад-Суфи-оглан и Шайх-Суфи-оглан; из людей [племени] чинбай — Хусайн-оглан 5; из людей [племени] шункарлы — Иди-Суфи-оглан; из людей [племени] шадбаклы — [Балх]-оглан; из людей [племени] иджанлик — Бишкант-оглан и его брат Хизр-Шайх-оглан. Это общество эмиров и бахадуров стало причиной могущества хана.

РАССКАЗ ОБ ОТЦЕ ХАЗРАТ [МУХАММАД ШАЙБАНИ]-ХАНА ШАХ-БУДАГ-СУЛТАНЕ, СЫНЕ АБУ-Л-ХАИР-ХАНА

Имя матери Хазрат [Мухаммад Шайбани-] хана Ак-Кози-бийим. Она из рода Алтан-хана б. У нее [от Шах-Будаг-султана] было два сына, одному Хазрат Хан-и Бузург дал имя Султан Мухаммад Шайбани, а прозвище — «Шахбахт». В восемьсот пятьдесят восьмом году 7 родился другой сын; Хан-и Бузург назвал его Махмуд-султаном и дал ему прозвище «Бахадур». Хан-и Бузург очень любил обоих султанзаде. Стихи... 8.

РАССКАЗ О СМЕРТИ ШАХ-БУДАГ-СУЛТАНА, ОБ ОХРАНЕНИИ ХАН-И БУЗУРГОМ ШАХЗАДЕ [МУХАММАД ШАЙБАНИ-СУЛТАНА И МАХМУД-СУЛТАНА] И О ВРУЧЕНИИ [ИХ НА ВОСПИТАНИЕ] УИГУРУ БАЙ-ШАЙХ-КУКЕЛЬТАШУ

После кончины хазрат султана, усопшего, прощенного богом, Шах-Будаг-султана, оба султанзаде остались в самом [98] маленьком возрасте. Хан-и Бузург по причине полнейшего сострадания к этим двум шахзаде со всею заботою поручил их уйгуру Бай-Шайх-кукельташу, который в прошлом был атеке Шах-Будаг-султана. Он также, приготовившись со всей надеждой служить шахзаде, считал для себя недозволенным какое-либо упущение [в их воспитании]. Хазрат Хан-и Бузург постоянно, с полным уважением, призывал их [к себе], заботливо расспрашивал об их положении. Стихи...

В ту пору каждый человек, [чей] взор падал на этих двух шахзаде, замечал на их челе признаки могущества и сияние счастья. Стихи...

И все настойчиво говорили уйгуру Бай-Шайху: «Оберегая их, пр


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.