Что делать, если вы узнали, что ребенок пробовал курить — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Что делать, если вы узнали, что ребенок пробовал курить

2019-11-19 132
Что делать, если вы узнали, что ребенок пробовал курить 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Надо сказать, вероятность возникновения такой ситуации довольна велика. Как показывают исследования, около 40% детей младшего школьного возраста имеют эпизодический опыт курения. Другое дело, что об этом опыте далеко не всегда узнают их родители. И это печально, потому что педагогически верное вмешательство взрослого способно значительно повлиять на дальнейшее развитие событий – предотвратить формирование вредной привычки. А каким должно быть это вмешательство?

Прежде всего поговорите с ребенком (этот разговор ни в коем случае не должен напоминать судебное разбирательство, а ваша речь – обвинения прокурора). Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Причина, названная ребенком, нередко может заставить взрослого задуматься, правильно ли вообще он строит взаимоотношения с сыном или дочерью. Только тут нужно учитывать важный момент – ребенок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение: во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулировать эту причину, во-вторых, зачастую он сам себе не отдает отчета, зачем же он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Сын или дочь должны понимать: за честным признанием не последует наказание.

Помогите сыну или дочери поразмышлять над собственным поступком, не спешите давать свои оценки происшедшему, пусть их сделает сам ребенок. Попробуйте воспользоваться приемом {активного слушания}, который рекомендует известный психолог Ю. Б. Гиппенрейтер. Секрет активного слушания заключается в том, чтобы «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначая, называя его чувства. Выглядеть такой диалог может следующим образом:

– Почему ты согласился вместе с Сашей закурить?

– Не знаю...

– Ты не можешь понять, что случилось.

– Он хвастался, что он – взрослый, а я – трус.

– Тебе стало обидно. И т. д.

Обратите внимание, взрослый в своих репликах просто по-новому формулирует ответ ребенка, находя слова для обозначения его состояния. Согласитесь, несколько необычный способ общения, чаще всего мы реагируем по-другому, стараясь сразу же делать свои оценки, давать советы, высказывать критические замечания (при этом далеко не всегда сдерживаемся в эмоциях). Почему прием активного слушания дает такой неожиданный действенный эффект? Дело в том, что «традиционные» способы реагирования, при всей их кажущейся обоснованности, имеют один общий недостаток – они оставляют ребенка наедине с его переживаниями, демонстрируют ему, что взрослого не интересуют его чувства. Напротив, активное слушание показывает, что мать или отец поняли внутреннюю ситуацию ребенка, готовы услышать о ней больше, принять ее.

Такое внимание и сочувствие взрослого производят совершенно особое впечатление на ребенка, и он уже с готовностью продолжает рассказывать о случившемся (надо сказать, прием активного слушания действен не только в ситуациях, связанных с курением, но и в других сложных для ребенка обстоятельствах – у автора накоплен довольно большой опыт, когда активное слушание помогло избежать, казалось, неминуемого конфликта или найти решение трудной проблемы).

Во время такой беседы важно соблюдать некоторые правила. Нужно непременно повернуться к ребенку лицом – ваши глаза должны быть на одном уровне. Дистанция между собеседниками тоже должна быть минимальной – сядьте рядом на диване, сдвиньте стулья, приобнимите ребенка.

Желательно, чтобы вопросы взрослого звучали в доверительной форме – как приглашение к разговору. Таким образом вы демонстрируете ребенку, что понимаете его чувства и состояние. (Вспомните, когда вас спрашивают: «Что случилось?», первая реакция – ответить: «Ничего!» А вот когда вам говорят сочувственно: «Что-то случилось...», гораздо легче начать рассказ о том, что волнует.)

И еще. В беседе очень важно «держать паузу». После каждой вашей реплики нужно дать ребенку возможность собраться с мыслями, понять свои переживания. Поэтому не стоит спешить прерывать возникшую паузу. Выдержите ее и после ответа ребенка: может быть, он что-то еще добавит.

А какую информацию важно получить из разговора?

Как мы уже отмечали выше, взрослому следует разобраться в причинах, заставивших ребенка попробовать закурить. Собственно говоря, обозначенная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться того, чтобы курение больше не повторялось. А причины могут быть разные – тут и неорганизованный досуг, и любопытство («а что будет, если...), и влияние друга, и просто растерянность, и неумение отказаться...

Обязательно выясните, каким образом попали сигареты к сыну или дочери. Это поможет вам решить, как сделать сигареты недоступными для ребенка. Если это произошло дома, скажите ему, что он взял вещь, не принадлежащую ему, что само по себе плохо. Ведь таким образом нарушается главный закон жизни семьи – закон доверия. Что хорошего, если живущие в одном доме будут прятать вещи друг от друга? Если сигареты ребенку дал кто-то из сверстников (одноклассников, друзей по двору), объясните, что и в этом случае ребята взяли чужое (у отца, брата и т. д.).

Важно, чтобы ваши сын или дочь поняли, чем опасно курение для их здоровья, реализации жизненных планов. Для этого попросите ребенка вспомнить о тех ощущениях, которые он испытал при курении. Обратите его внимание на неприятный характер этих ощущений (он может рассказывать о том, что его тошнило, кружилась голова, болели глаза от дыма, появился кашель и т. д.). Объясните, что это – явное доказательство того, что курение ему вредит. Разве он хочет испытывать такие ощущения постоянно?

Ребенок должен обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать ему ваше огорчение, растерянность. Назовите еще близких и авторитетных для ребенка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Ребенок в этом возрасте уже может и должен прогнозировать реакцию окружающих на его действия. Вместе с ребенком обсудите, стоит ли и кому признаться в происшедшем (маме, папе, бабушке), попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой проступок.

Теперь вам нужно задать вопрос себе: а в чем ваша ошибка? Может быть, вы мало уделяете времени сыну или дочери, у них слишком много свободного времени, не заполненного интересными делами? Возможно, ребенок переживает из-за своих неудач в школе и таким образом пытается самоутвердиться. А может быть, в доме малышу не очень уютно, он переживает из-за взаимоотношений взрослых. В определении причины лежит и рецепт ее исправления.

Обратите внимание на окружение ребенка – с кем он дружит, проводит свободное время. Совершенно проигрышным будет вариант с «запрещением дружбы», даже если друзья ребенка вам не нравятся и вы уверены в том, что именно благодаря этим ребятам ваш ребенок познакомился с курением. Даже если вам действительно удастся в директивном порядке прервать их отношения, ребенок надолго запомнит подобное вмешательство, и вряд ли стоит рассчитывать на ваши с ним доверительные отношения в дальнейшем. В этом случае гораздо более эффективной будет «здоровая конкуренция», которую вы, взрослый человек, вполне можете составить «неподходящей» компании. Если ребенку будет интереснее проводить время с вами, если у него не будет времени на безделье, он сумеет сам сделать правильный выбор. Кстати, часто ли ваш ребенок бывает там, где можно встретить новых друзей, – в кружке, в библиотеке, секции, на городских соревнованиях? Если нет, стоит задуматься, ведь общение со сверстниками необходимо, так позаботьтесь о том, чтобы оно было содержательным и полезным.

 

За праздничным столом

 

Что скрывать, использование алкогольных напитков (конечно, в определенных количествах и по определенным случаям) – давняя традиция, которую большинство из нас соблюдает. Спиртное – непременный атрибут праздничного стола. О пользе умеренного употребления некоторых алкогольных напитков говорят с самых серьезных научных трибун маститые медики. Мы не хотели бы останавливаться на обсуждении этой довольно неоднозначной темы. И даже не будем пытаться убедить своих читателей в необходимости вести абсолютно трезвый образ жизни. Цель наша – обсудить, как предотвратить знакомство ребенка с алкоголем.

Понятно, что никто из родителей не хочет, чтобы его ребенок приобщился к алкоголю. Но надо сказать, что реакции взрослых на ситуации, связанные с алкоголем и курением детей, разительно отличаются друг от друга. Если к детскому курению абсолютное большинство взрослых относится крайне негативно, рассматривая его как недопустимое, то в случае с алкоголем довольно много пап и мам считают возможным эпизодические пробы напитка.

По нашим данным, около 78% детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45% сделали это с разрешения взрослых.

Обычно происходит это так. Праздничный стол, за которым сидят вместе взрослые и дети. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами и... и в этот момент раздается тонкий ноющий голосок: «Мама, а я тоже хочу, ну дай попробовать, ну мам!..» Кто-то снисходительно улыбается, кто-то пожимает плечами, но... довольно часто такая просьба удовлетворяется. Во-первых, у взрослых есть свои оправдания мамы и папы могут считать, что, если, ребенок попробует алкогольный напиток, он удовлетворит свое любопытство и алкоголь потеряет для него таинственную притягательность. Bo-вторых... во-вторых, родители нередко полагают, что осваивать традиции пития – их ритуальную сторону – следует с раннего возраста, поскольку это якобы поможет в дальнейшем предотвратить неумеренное потребление алкоголя.

Прежде всего важно понимать, что такие эксперименты далеко не столь «безобидны», как это может показаться кому-то из взрослых. На маленького ребенка даже небольшая, незначительная, с точки зрения взрослого человека, доза алкоголя способна оказать весьма неожиданное воздействие. Так, даже 15 г шампанского или сладкого вина (глоток!) нередко вызывает рвоту, тошноту, головную боль. Резкий залах спиртного действует в этом случае подобно нашатырному спирту, вызывая сужение периферических сосудов и как результат – сильное головокружение, может провоцироваться приступ, напоминающий астматический. Так что сомнений быть не может: даже «безобидные» дозы алкоголя для детского организма физиологический стресс (хотя никаких видимых негативных реакций может не происходить).

Но, на наш взгляд, главная опасность таких экспериментов даже не «физиологическая», а скорее психологическая. Дело в том, что в этой случае в сознании ребенка снимается внутреннее табу на использование алкоголя. Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешенных, тем более если алкоголь использовался с позволения родителей.

Наставления взрослых – «не смей этого делать без спроса» – не будут иметь серьезного воздействия. С одной стороны, «приступ» первого любопытства прошел, но с другой – вероятность дальнейшего знакомства с алкогольными напитками не уменьшилась, а скорее всего возросла. Если раньше ребенка удерживал страх «первого шага» (любому из нас всегда страшновато что-то делать впервые), то теперь этот страх снят – ребенок уже знает, что он может испытать, он просто повторит когда-то уже сделанное. Надо сказать, что провоцирующий эффект первой пробы сохраняется и в том случае, если ребенок испытал неприятные ощущения и утверждает, что все это ему совершенно не понравилось. По нашим данным, среди тех ребят, кто попробовал алкогольный напиток и оценил пробу как неприятную, 60% вскоре вновь повторяют ее. И вот эта повторная проба уже теряет свой «легальный характер», поскольку происходит не в присутствии родителей.

Отдельного обсуждения заслуживает эффект измененного состояния, возникающий при использовании алкоголя. Взрослым нужно помнить: состояние опьянения у 7–10-летнего ребенка может спровоцировать минимальное количество – глоток! – «некрепкого» алкогольного напитка. Чем это опасно? А тем, что ребенку оно может понравиться! При этом он даже не всегда способен отдавать отчет в собственных оценках ощущений. Ведь они могут напоминать мальчику или девочке... детские игры. Вспомните, как нравится малышам долго-долго кружиться, а потом, упав на пол или траву, закрыть глаза – то, что они испытывают в этот момент, так непохоже на обычное состояние! Использование алкоголя, таким образом, может восприниматься как продолжение такой игры. Кстати, французские психологи в связи с этим советуют родителям осторожнее относиться к традиционному виду «тетешканья» совсем маленьких – слишком сильному укачиванию: «тряске», кружению малыша, подбрасыванию его. Особую привлекательность подобные состояния имеют для тех детей, у которых есть проблемы со здоровьем, кто часто болеет, переживает физиологический дискомфорт.

Так что можно с уверенностью утверждать: ранний опыт использования алкогольных напитков – неоправданный риск. Он представляет опасность для здоровья ребенка и способен в значительной степени спровоцировать «интерес» к алкоголю в дальнейшем. Мы настоятельно не советуем папам и мамам знакомить своих детей с алкоголем в младшем школьном возрасте.

В крайнем случае (когда ребенок проявляет слишком большую настойчивость) французский психолог Аммер рекомендует родителям разрешить лизнуть напиток. Это нельзя расценивать как приобщение к культуре пития в полной мере (у ребенка не возникает ощущения, что он «пил» напиток), но этого количества достаточно для того, чтобы ребенок удовлетворил любопытство и понял, что здесь «нет ничего особенного».

Итак, сделаем выводы:

не стоит давать ребенку пробовать алкогольный напиток (вино, шампанское, пиво);

ни в коем случае нельзя давать ребенку пробовать крепкие алкогольные напитки.

А стоит ли приглашать ребенка за стол, где распиваются алкогольные напитки? Понятно, что было бы жестоко делать сына или дочь изгоями на семейных праздниках, сажая их отдельно от гостей. К тому же праздники, отмечаемые за столом, могут дать очень полезный опыт ребенку. Если у вас дома собираются интересные собеседники, то для ребенка праздник становится своеобразной школой ораторского искусства. Праздничный стол – это и способ закрепить на практике навыки этикета, умения управляться со столовыми приборами. В конце концов это позволяет ребенку прикоснуться к миру взрослых, ощутить себя равным.

Конечно, ребенок должен присутствовать за столом на общих семейных праздниках. Но родителям стоит заранее объяснить ребенку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему их пробовать пока нельзя, так как это помешает ему вырасти, стать сильным и т. д.

За столом обязательно должен быть любимый напиток ребенка. Кстати, психологи рекомендуют родителям использовать следующий прием. Мама или папа может попросить ребенка налить им «его» сока или морса и в тот момент, когда все остальные поднимают бокалы со спиртным, «разделить компанию» с сыном или дочерью. Только делать это нужно естественно, так, чтобы ни у кого не возникло сомнения в том, что вам действительно захотелось сока.

Благодаря такому приему у ребенка не будет формироваться представление об алкогольных напитках как символе взрослости и не возникнет ощущение собственной «неполноценности» («всем можно, а мне нельзя»). Ведь взрослый открыто предпочитает «его» напиток алкоголю. А значит, ничего особенного в алкогольных напитках нет.

Другое дело, что совместные праздники с участием ребенка ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения (да еще близкий, знакомый) – совершенно неподходящее зрелище для мальчика или девочки, особенно если этот взрослый – отец или мать. Ребенку трудно понять, что же происходит с дядей Мишей, тетей Светой, папой и т. д. После таких сцен он испытывает растерянность, не зная, как теперь вести себя с этим взрослым, авторитет которого, как правило, падает. Кстати, это первое разочарование в конкретном взрослом человеке может быть перенесено на всех взрослых в целом. Поэтому, если вы не уверены в том, как будут развиваться события за столом, стоит подумать, а делать ли ребенка участником застолья. Во всяком случае постарайтесь, чтобы ребенок ушел из-за стола до того, как кто-то из взрослых окажется в «сомнительном» состоянии. И обязательно строго контролируйте свое состояние, не стоит «расслабляться» на глазах у ребенка.

Что нужно сказать ребенку, если он все же стал свидетелем нежелательной сцены? Объясните ему, что взрослый очень плохо чувствует себя. Кстати, тут можно назвать и причину «плохого самочувствия», еще раз подчеркнув опасность использования алкоголя. Над взрослым не нужно смеяться, но не стоит и поддерживать с ним разговор, даже если он сам обращается с какими-то вопросами. Лучше уйти из комнаты, для того чтобы другие взрослые могли помочь «заболевшему».

 

Десять советов родителям

 

Совет 1. Сделайте жизнь ребенка интересной и разнообразной. Если в ней не останется места для скуки и безделья, тогда вашему сыну или дочери не будет нужды искать сомнительные источники «острых ощущений» и не захочется испытать на себе действие опасных веществ.

Совет 2. Учите ребенка искусству общения. Подскажите ему, как вести себя в сложных ситуациях, возникающих в компании сверстников, помогите найти интересных и верных друзей.

Совет 3. Научите ребенка отказываться от тех предложений, которые кажутся ему опасными, неприемлемыми. Ребенок должен знать, что он имеет право говорить «нет» и сверстнику, и взрослому человеку, если считает это нужным.

Совет 4. Научите ребенка получать удовольствие от собственных усилий, помогите найти «свою» сферу деятельности, «свое» увлечение

Совет 5. Укрепляете в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи, достижения. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его вчерашнего с ним сегодняшним, поддерживайте в стремлении стать лучше, умнее, сильнее.

Совет 6. Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей. Научите его самостоятельно справляться с посильными для него проблемами.

Совет 7. Дайте ребенку возможность почувствовать себя взрослым – поручите ему опеку над младшими братьями и сестрами, пожилыми родственниками и т. д., почаще просите помочь вам.

Совет 8. Сформируйте у ребенка твердое убеждение в том, что алкоголь и никотин – яд и их ни в коем случае нельзя пробовать.

Совет 9. Постарайтесь так организовать жизнь вашей семьи, чтобы ребенок как можно реже видел своих родственников, использующими алкоголь или курящими.

Совет 10. Не курите сами и не позволяйте другим членам семьи или знакомым курить в присутствии ребенка.

Говоря о наркотиках, нельзя не рассказать о смертельном их ударе на организм человека. Любой из них настолько губителен, что для наглядного примера подойдет какой угодно.

Возьмем героин (гера, герыч) – самый распространенный и самый опасный наркотик. Смерть может наступить при первом же употреблении. Вот признаки и последствия героиновой зависимости:

– Сидящего на героине можно сразу распознать по иссушенной коже на теле, покрытой пятнами и расчесами.

Кожа наркомана сильно истончается и постоянно зудит, причиняя ему ужасные страдания.

– При приеме героина зрачок сужается и теряет способность реагировать на свет, чем объясняется ношение темных очков. Яркий, да и не очень яркий свет слепит наркоманов, фактически лишает зрения.

– Наркоманы в принципе едят мало и неохотно, но из-за разрушения героином эмали на зубах прием пищи и чистка зубов со временем становятся для них болезненно-мучительными.

– При употреблении героина, разумеется, страдает и нервная система – появляются депрессии, неврозы, психопатии и, как следствие, суицидные попытки (попытки самоубийства). Психологическая зависимость от героина появляется уже после нескольких приемов и постоянно усиливается.

– Легкие от героина страдают тоже, особенно при введении наркотика путем нюханья. Часто именно при вдохе завышенной дозы начинается отек легких, переходящий в коматозное состояние. Затем – смерть.

– При любом способе введения наркотика существует опасность заглатывания собственного языка и смерти от удушья.

– Работа мозга, «сидящего на героине», постепенно ухудшается: появляются провалы в памяти, утрачивается способность на чем-либо сосредоточиться, заметно ухудшается внимание, периодически «наплывают» галлюцинации, появляется бред.

– Героин невероятно быстро разрушает печень. Еще больше ускоряют этот смертоносный процесс различные гепатиты (В, С и проч.), которые «подхватывают» 99,9% накоманов.

– Примерно через 1,5 года систематического приема героина у мальчиков наступает импотенция, у девочек – бесплодие. Правда, случается, что и наркоманки со стажем рожают (все-таки молодой организм, 13–17 лет), но – наркозависимых младенцев с серьезными врожденными уродствами.

– За полтора-два года регулярного приема героина подросток уничтожает практически всю свою сосудистую систему. Наступает момент, когда ему просто некуда уколоться. Тогда он вдыхает увеличенную дозу и оказывается в коме.

– При резком прекращении приема героина у подростка начинаются чудовищные боли, особенно в мышцах и костях.

Таким образом, наркоман, регулярно употребляющий героин, живет в среднем 5 лет. И даже ели вовремя начать лечение, всего лишь 7% подростков, пройдя интенсивный курс отказываются впоследствии от употребления наркотика. Остальные 93% возвращаются в «смертельные объятия» наркоторговцев.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.