Намеренное влияние на расстоянии — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Намеренное влияние на расстоянии

2019-11-19 175
Намеренное влияние на расстоянии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если бы исследования TM были единственным источником свидетельств, предполагающих возможность влияния коллективных намерений на волю других людей на расстоянии, эти данные вызвали бы интерес в основном как пример квазирелигиозной практики. Однако существуют совершенно независимые эксперименты, которые проводятся в чисто секуляризованном контексте и имеют похожие результаты.

Прежде чем мы обсудим эти эксперименты, будет полезно рассмотреть отдельный случай проявления «лучащегося ненасилия». Пол Экман, известный американский психолог и один из пионеров в анализе микроизменений мимики, опубликовал в 2008 г. книгу «Осознание эмоций»[372], написанную в соавторстве с далай-ламой. Там Экман рассказывает, как ему удалось излечиться от многолетней склонности впадать в сильнейшее раздражение по всякому поводу. Он просто побыл в присутствии далай-ламы. Экман пишет:

 

Я испытал сильнейшее физическое ощущение, которое я затрудняюсь выразить словами – можно сказать, что это была «теплота», причем такая, от которой не бывает жарко. Ощущение было очень приятным, и ничего похожего я не испытывал ни до, ни после… Как ученый, я не могу игнорировать этот опыт. Я думаю, что изменения, произошедшие во мне, начались именно тогда, с этого физического ощущения. Я думаю, что ощутил тогда – пусть это и не научный термин – «благо». И каждый из восьми людей [сообщавших о похожих ощущениях], которых я расспрашивал, сказали, что тоже ощущали благо; они чувствовали, как оно излучалось на них, и испытывали то же ощущение теплоты.

Я совершенно не представляю, что это такое и как оно действует, но это не просто мое воображение. И хотя мы не можем понять это явление, это не значит, что его не существует[373].

 

Испытав это невероятное ощущение в присутствии далай-ламы, Экман решил исследовать его, о чем упомянул в интервью в 2009 г. психологу Дэвиду Ван Найсу. На вопрос о тогда еще не опубликованном исследовании он ответил:

 

Единственное, что мы пока закончили, – эксперименты с одним буддистским монахом. Он был монахом 32 года. Что нам удалось – это определить различия между разными видами медитации и их воздействием на его ментальное состояние, и мы также смогли показать успокоительное воздействие, которое оказывало общение с ним на людей, страдавших от частых приступов агрессии.

 

Теперь перейдем к опубликованным исследованиям. Первый вид исследований посвящен возможности намеренного влияния человека на психологическое состояние другого, находящегося на значительном расстоянии. Другой вид исследований посвящен возможности намерения человека моделировать способность к концентрации другого, находящегося на значительном расстоянии. И третий вид исследований касается вопроса глобального воздействия, связанного с крупномасштабными событиями, охватывающими одновременно внимание миллионов людей.

Первый вид исследований проходил в основном в форме экспериментов на «дистанционную передачу намерений» и повторялся более 40 раз различными лабораториями по всему миру. По одной из схем участник пытается возбудить или успокоить нервную систему другого человека, находящегося на значительном расстоянии. При этом участник пристально смотрит на видеоизображение другого человека в реальном времени, пытаясь вызвать у него «чувство, что на тебя смотрят». В таких исследованиях подопытный не знает, когда начинается «период передачи намерений» в его адрес и сколько он длится. Результаты большинства подобных исследований вычисляются с помощью снятия психологических показателей симпатической нервной системы путем измерения влажности кожи и сердечного пульса.

В 2004 г. психолог Стефан Шмидт с коллегами из Фрайбургского университета (Германия) опубликовал метаанализ всех известных экспериментов на дистанционную передачу намерений и чувство, что на тебя смотрят, в «British Journal of Psychology»[374]. В общей сложности 51 исследование, проведенное в различных лабораториях между 1977 и 2000 гг., с 1394 парами участников, показало общий коэффициент исключения случайности 15 600 к 1.

Шмидт заключил с подобающей ученому предосторожностью, что «имеется малый, но значимый эффект. Этот результат соответствует недавним открытиям в исследованиях дистанционного целительства и „чувства, что на тебя смотрят“. Таким образом, существование такой аномалии, как передача намерений на расстоянии, не может быть исключено»[375].

 

Изучение любви

 

На основании открытий Шмидта и наших собственных лабораторных исследований подобных эффектов мы решили изучить значение тренировки мотивации и внимания применительно к дистанционному целительству[376]. Тем более что целительство само по себе давало прекрасную мотивацию.

Мы продублировали эксперимент под названием «Изучение любви», в частности потому, что он был спонсирован Институтом исследований безграничной любви, который в то время располагался в Школе медицины при Университете Кейс Вестерн Резерв, и еще потому, что важным элементом этого исследования было развитие и направление сострадательного внимания на человека на значительном расстоянии. Такая практика доведена до совершенства в медитации Тонглен в традиции тибетского буддизма.

Другим важным фактором в данном исследовании была мотивация, ведь целительство обеспечивает исключительно сильную мотивацию. В 2004 г. Национальный центр медицинской статистики США провел исследование, показавшее, что из десяти наиболее популярных видов альтернативной медицины самым популярным средством оказалась молитва – в первую очередь за себя, но и за других тоже[377].

Исследование выяснило, что среди работников социальной сферы 28 % из более чем 2000 опрошенных молились вместе со своими клиентами, а 57 % молились за своих клиентов индивидуально[378]. Опрос 1900 человек, излечившихся от рака, показал, что 62 % молились за свое здоровье, 39 % сообщили, что кто-то молился за их здоровье, и 15 % участвовали в групповых молитвах[379]. И, основываясь на данных общих демографических обследований с 2002 по 2008 г., учитывающих демографические, социально-экономические, медицинские и культурные показатели, обращение к молитве за здоровье приобретает все большую популярность в Соединенных Штатах[380].

С точки зрения психологии молитва за себя может рассматриваться как механизм психологической адаптации перед лицом неопределенности и нужды. То, что молитва за себя способствует выздоровлению, уже не вызывает сомнений, благодаря растущему числу публикаций о благотворном воздействии медитации и безвредных лекарств, прописываемых для успокоения больного. Молитва за других также понимается как практический механизм психологической адаптации. Но идея, что молитва может оказывать реальное воздействие на человека, находящегося на расстоянии, все еще остается спорной.

Во избежание ненужных религиозных коннотаций в нашем исследовании мы использовали нейтральное определение «намерение дистанционного целительства». Такие эффекты считаются научно неправдоподобными, поскольку понятие «дистанционное» в вышеназванном определении означает отличное от всех известных причинно-следственных концепций[381]. Наука только начинает подходить к пониманию «непонятного воздействия на расстоянии» в рамках квантовой физики и осторожно развивает идею того, что нелокальные эффекты также могут иметь место в живых системах[382]. Но мысль о том, что от нелокальных взаимосвязей может быть практическая польза, встречает очевидное неприятие среди ортодоксальных ученых.

Позволю себе краткое отступление: полезно знать, что существует несколько технических определений понятия «нелокальное» в рамках физики, но базовая концепция довольно проста. Каждый день здравый смысл говорит нам, что физические объекты взаимодействуют путем физического контакта. Поля – например, гравитация – как будто не следуют этой упрощенной идее. Однако поля в конечном счете также были интерпретированы как силы, переносимые частицами, перемещающимися со скоростью света. В классической физике идея полей и сил, казалось бы, объясняет практически все. Все, за исключением каких-то единичных случаев, связанных с природой света. Чтобы лучше понять природу света, была разработана квантовая механика, и благодаря этому наше понимание базовых физических концепций (сила, каузальность) претерпело радикальную трансформацию.

Проследить эту историю подробно в нескольких строчках не получится, поэтому просто скажем, что нелокальный эффект – это взаимодействие, которое не включает понятие силы и происходит мгновенно, безотносительно к расстоянию между объектами. Мгновенно не означает быстрее скорости света; скорее, это означает отсутствие понятия времени. Мы еще вернемся в последующих главах к квантовым концепциям. Их постичь непросто, потому что они противоречат здравому смыслу.

Поскольку механизмы, управляющие названными эффектами, неизвестны, большая часть экспериментов сосредоточена на простом эмпирическом вопросе: работает ли это? Может ли намерение дистанционного целительства действительно способствовать изменению медицинских симптомов и в конечном счете диагноза? Некоторые клинические исследования больничных пациентов и амбулаторных больных предполагают, что это может быть полезно с медицинской точки зрения[383], но в целом клинические данные по этой теме довольно неопределенны.

Например, один метаанализ 17 различных контролируемых исследований намерения дистанционного целительства выявил, что чтение заступнической молитвы имеет малые, но значимые эффекты [384], [385]. Другой метаанализ 15 исследований, занимавшихся воздействием заступнической молитвы, показал положительный, но статистически незначимый результат[386]. Кроме того, это исследование показало, что величина эффекта, пусть малая, примерно в 15 раз больше для нездоровых пациентов по сравнению со здоровыми контрольными участниками, что предполагает значение мотивации к исцелению. Тем не менее, поскольку общие результаты этих метаанализов были неоднозначными, их авторы завершили свои отчеты высказыванием, что дальнейшего финансирования таких исследований не предвидится.

Самый недавний метаанализ, систематический обзор, опубликованный в 2011 г.[387], выявил меньшее число смертей среди пациентов, за которых молились, по сравнению с остальными пациентами. Самые значимые результаты были получены для пациентов в зоне высокого риска – очевидно, за них особенно сильно беспокоились (коэффициент исключения случайности превышал 100 000 к 1). Однако заключение этого анализа было на удивление пессимистичным: «Полученные свидетельства достаточно интересны, чтобы продолжать исследования. И все же если мы получим финансирование на дальнейшие эксперименты, то, вероятно, используем его иначе»[388].

С прагматической точки зрения такой вывод небезоснователен. Объем финансирования для подобных исследований ограничен, поэтому эффекты, не поддающиеся простому объяснению, редко притягивают доллары. В любом случае, заключение о намерении дистанционного целительства по результатам контролируемых лабораторных исследований более оптимистично, чем клинические испытания. Лабораторное свидетельство может быть более ясным вследствие отсутствия «конкурирующих» намерений относительно результатов испытаний, таких как молитвы близких, не являющихся участниками испытания, за своих больных родственников. Большая ясность также может объясняться возможностью объективного отслеживания физиологических колебаний в реальном времени, тогда как целительский отклик в клинике может занять от нескольких дней до недель.

Так или иначе, лабораторные исследования сами по себе серьезно отличаются от клинических исследований. В лаборатории человек, ответственный за «направление» намерения дистанционного целительства (далее называемый отправителем), обычно является добровольцем, не имеющим ни особой мотивации, ни подготовки, и человек, ответственный за получение намерения дистанционного целительства (получатель), как правило, является таким же любопытным добровольцем.

Целью нашего «изучения любви» было увидеть, что произойдет, если сильные, подлинные мотивации, присущие клиническим испытаниям, будут совмещены с контролируемыми условиями и объективными измерениями, присущими лабораторному регламенту. Нам также было важно увидеть, способны ли мотивация и медитация усилить эффект целительства при участии в экспериментах пар, состоящих в длительных близких отношениях, будь то друзья, супруги или родственники. Принимая во внимание лабораторные условия, мы не изучали дистанционное целительство само по себе, но, скорее, физиологические эффекты намерения одного человека в отношении другого, находящегося на значительном расстоянии.

 

Проект

 

Две группы добровольцев состояли из пар взрослых людей, в которых один был здоров, а другой проходил противораковую терапию. Здоровый партнер брал на себя роль отправителя, а пациент – роль получателя. В ходе подготовки мы обучали отправителей практике развития сострадательного намерения, определяемого как акт направления самоотверженной любви на другого человека с намерением облегчить его страдания и улучшить состояние.

Программа тренировки медитации занимала восемь часов в течение одного дня и проводилась в форме группового семинара. Отправитель должен был медитировать по полчаса ежедневно в течение трех месяцев, после чего все пары должны были пройти проверку в лаборатории. В «ожидающей группе» пары испытывались до того, как здоровый партнер проходил программу тренировки. Третья, контрольная группа состояла из здоровых пар без всякой подготовки.

По прибытии пары в лабораторию мы прикрепляли электроды к каждому из партнеров, чтобы отслеживать влажность кожи и другие показатели, включая сердечный пульс и дыхательный ритм. Пару просили сохранять «чувство единства» в течение всего эксперимента. Чтобы закрепить это намерение, партнеры должны были обменяться друг с другом личными вещами, такими как кольцо или наручные часы, и держать их в свободной руке в течение всего эксперимента. В контрольной группе каждая пара должна была сама решить, кто из двоих более восприимчив, и этот партнер играл роль получателя. В основной и ожидающей группах получателем всегда был раковый больной.

 

Обстановка

 

Получатель садился в свободной позе на кушетку в нашей лаборатории, в комнате с двойными стальными стенами, защищающими от электромагнитных излучений. Ему сообщали, что отправитель будет периодически наблюдать за ним в реальном времени через видеокамеру, находясь на значительном расстоянии, и что в эти периоды отправитель будет проявлять особое сознательное намерение ментально соединиться с ним. В остальное время, когда видео будет выключено, отправитель будет находиться в расслабленном состоянии и не станет проявлять это намерение.

Никто из участников эксперимента не знал времени начала и длительности этих «периодов трансляции», поскольку их определял компьютер, а получатели не знали и того, сколько длятся периоды релаксации. Период проявления намерения составлял 10 секунд и перемежался случайно выбираемыми периодами релаксации длительностью от 5 до 40 секунд.

Как и в любом эксперименте, исследующем взаимодействие на расстоянии, мы должны были быть уверены, что никакая информация не может передаваться между партнерами обычным способом, поэтому мы провели звуковую проверку, произведя звук громкостью 110 дБ в комнате отправителя, следя при этом за возможной реакцией получателя (которой не последовало). Для проверки мы воспользовались рупором береговой охраны, и звук получился настолько громким, что к нам приехали пожарники, принявшие это за пожарную тревогу.

Мы провели предварительные звуковые и основные испытания, используя цифровой измеритель уровня звука, который подтвердил, что звук рупора береговой охраны был неотличим от фонового шума в лабораторной комнате. Так что никакие внешние звуки не могли проникнуть в эту комнату и подсказать что-либо участнику эксперимента. Для изоляции комнаты от возможного инфразвукового или вибрационного воздействия мы установили поглощающий вибрацию мат на бетонном полу.

После того как получатель удобно располагался в своей комнате, отправителя проводили через две двери в слабо освещенную комнату, находившуюся на расстоянии 20 метров, и просили сесть на стул перед видеомонитором.

 

Результаты

 

В исследовании приняли участие тридцать шесть пар. Анализ влажности кожи всех отправителей показал значительное увлажнение после появления изображения получателя на экране. Это было ожидаемо, поскольку симпатическая нервная система отправителя активировалась в результате усиления ментальной активности, связанной с направлением намерения дистанционного целительства. Как показано на рис. 7, примерно через 2 секунды после появления видеоизображения влажность кожи отправителя начинает повышаться (что также называется кожно-электрической активностью, или КЭА), достигая пика примерно через 3 секунды.

В статистическом выражении повышение влажности кожи отправителей показало коэффициент исключения случайности более 1032 к 1 (1032 значит 10 с 32 нулями), поэтому не подлежит сомнению, что группа отправителей была активно вовлечена в некую деятельность, предположительно в рамках эксперимента. Существенное различие показателей говорит также о том, что никто из группы отправителей не заснул во время эксперимента (что иногда случается).

Впрочем, еще интереснее наблюдение за получателями, которые в течение всего эксперимента спокойно сидели на кушетке. Данные показали, что уровень влажности их кожи также существенно повышался вскоре после того, как отправители видели их на экране (толстая линия на рис. 7), достигая пиковой величины к моменту, когда видео выключалось через 10 секунд. Пиковая величина показала коэффициент исключения случайности 21 000 к 1.

 

 

Рис. 7. Средняя стабилизированная кожно-электрическая активность (КЭА) отправителя (тонкая линия) и получателя (толстая линия) по результатам всех 38 экспериментов (N = 1104 интервалов) – от 5 секунд перед началом сеанса (0 секунд по оси x) до 5 секунд после прекращения сеанса (10 секунд) – демонстрирует данный эффект в лабораторных условиях.

 

Сравнение влажности кожи получателей в трех группах выявило интересную тенденцию, показанную на рис. 8. Получатели во всех трех группах реагировали почти сразу, когда начинался период трансляции, но реакции контрольной группы спадали после четырех секунд, реакция ожидающей группы была заметно сильнее и спадала после пяти секунд, а реакция подготовленной группы продолжала прогрессировать до восьми секунд, достигая максимальной девиации из всех трех групп. Это предполагает, что медитативная подготовка отправителя и мотивация усиливают отклик получателя в большей степени, чем наличие одной только мотивации, но даже одна мотивация делает отклик сильнее, чем простой интерес.

 

 

Рис. 8. Сравнение увлажнения кожи получателей в трех группах.

 

Дистанционное содействие

 

Итак, мы рассмотрели свидетельства того, что намерение человека может влиять на физиологическое состояние другого человека на значительном расстоянии и что намерения человека, обученного медитации, имеют более сильный эффект, чем намерения прочих людей. С помощью программы TM-сиддхи мы выяснили, что намерения медитирующих могут влиять на поведение большого числа людей на близлежащей территории, что подтверждают измерения уровня преступности.

Следующий вид исследований – «содействие в концентрации внимания» – представляет собой разновидность программы TM-сиддхи в виде контролируемого лабораторного эксперимента, позволяющего увидеть, может ли концентрация внимания одного человека дистанционно содействовать другому человеку в концентрации его внимания.

В эксперименте на «дистанционное содействие в концентрации» одна из участниц, Холли, должна сконцентрировать внимание на пламени свечи. Как только Холли заметит, что ее внимание рассеивается, она должна нажать кнопку на компьютере и вновь сосредоточиться на пламени. Частота нажатий на кнопку позволяет измерить степень концентрации Холли и интересующее нас взаимодействие с другим участником.

Второй участник, Вернон, находится в другой, отдаленной комнате. Холли и Вернон строго изолированы для исключения любой возможности привычного обмена информацией. Вернон исполняет роль «помощника концентрации». Перед ним находится компьютер, на экране которого поочередно сменяются надписи «контроль» и «помощь». Во время «помощи» Вернон фокусирует внимание на пламени свечи перед собой, в то же время проявляя намерение содействовать Холли в концентрации на ее свече. В контрольный период Вернон перестает концентрироваться на свече и Холли и думает о чем-нибудь другом.

В 2010 г. Стефан Шмидт провел метаанализ всех известных опубликованных и неопубликованных экспериментов такого рода[389]. Он выявил 12 исследований с почти идентичными схемами, проведенными между 1993 и 2006 годами. Одно из них было исключено из-за вероятности погрешностей, определенной первичными исследователями. В отношении остальных 11 экспериментов, состоявших из 576 индивидуальных экспериментов, Шмидт подсчитал величину эффекта 0,11, означавшую коэффициент исключения случайности 100 к 1. Это дает скромное свидетельство того, что дистанционное содействие в концентрации можно считать возможным, тем более что полученные результаты согласуются с результатами других экспериментов на дистанционное воздействие.

Исследования психокинеза, рассмотренные в этой главе, можно обозначить как исследования эффектов взаимодействия разума и материи, но они также могут происходить при взаимодействии между двумя разумами. Так, например, в исследовании на дистанционное целительство наблюдаемые отклики проявляются в виде физиологических изменений в теле получателя. Впрочем, существует возможность вызывать эффекты, копирующие дистанционное воздействие, скажем, путем применения физической силы. Или просто прошептав на ухо получателю что-нибудь вроде: «Вы выиграли в лотерею». В подобных исследованиях невозможно сказать с уверенностью, чему мы обязаны полученным эффектам. Поэтому, чтобы исследовать взаимодействие между разумом и материей, исключающее влияние одного разума на другой, давайте рассмотрим эксперименты с неорганическими объектами применения намерения.

 

 

Глава 12


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.