Доходы, расходы и сбережения государственного сектора экономики — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Доходы, расходы и сбережения государственного сектора экономики

2019-11-19 265
Доходы, расходы и сбережения государственного сектора экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

· на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и

безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством

· на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение

функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

· на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату

пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды

 С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);              

- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга)

Основными источниками доходов государства являются:

- налоги (включая взносы на социальное страхование)

- прибыль государственных предприятий

- сеньораж (доход от эмиссии денег)

- доходы от приватизации

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета

положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета

2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю,

т.е. бюджет сбалансирован

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо

бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

- На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.


19. Бюджетный дефицит и его виды. Проблемы, связанные с денежным и дол­говым финансированием бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит – превышение расходов государства над его доходами. Различают след.виды бюджетного дефицит:

- фактический ьюджетный дефицит (DEFфакт): DEFфакт=(G+TR+r*D+D-1)-(TB+NN), где G –государственные закупки, TR – трансферты, r*D – реальная процентная ставка*долго государства, т.е. расходы на погашение гос.долго в текущем периоде, D-1 – долг предыдущего периода, TB – величина валовых налогов, NN – неналоговые поступления гос.бюджета (пошлины, акцизы, сборы). Кроме того    (G+TR+r*D+D-1) – расходы гос.бюджета,  (TB+NN) – доходы гос.бюджета.

- общий бюджетный дефицит, при котором предполагается, что долги прошлого периода равны неналоговым поступлениям (D-1=NN), и тогда DEFобщ=(G+TR+r*D)-TB=(G+r*D)-T, где TB – величина чистых налогов, T=TB-TR

- первичный бюджетный дефицит DEFпервич=(G+TR)- TB =G-T. При этом первичный дефицит бывает двух видов:

1. структурный DEFструкт=(G+TR)- TB *=G-T*, где Т*=tуf – чистые налоговые поступления (размер чистых налогов, поступивших в бюджет при достижении экономикой потенциального объема производства (Уf)

2. циклический DEFцикл=DEFпервонач-DEFструкт=G-T-(G-T*)=T*-T=tуf- tу*У= tуf -У). Циклический бюджеьтный дефицит показывает, какой объем налогов недополучит бюджет в случае отклонения фактического ВВП (ВНП) от его потенциального значения.

Бюджетный дефицит может измеряфться в текущих и базисных ценах, поэтому выделяют

- номинальный ьюджетный дефицит – в ценах базисного года. Наличие базисного бюдж.дефицита при некоторых условиях может сочетаться с реальным бюджетным профицитом. Это оъясняется тем, что в реальных условиях при наличии инфляции гос.долг обесценивается. DEFобщ номин=(G*P+i*D)-T*P, где Р – уровень цен текущего года, i – номинальная % ставка. DEFобщ реал=(G+r*D)-T, где r – реальная % ставка. Т.к. реальная % ставка определяется кА кразность между номинальной процентной ставкой и ожидаемым темпом инфляции (r=i-pe), то реальное значение бюджетного дефицита представляем: DEFобщ реал=(G+ (i-pe)*D)-T=(G+ i*D-pe*D)-T, где pe*D - величина, на которую обесценивается государственный долг в условиях инфляции. Чем выше темп инфляции, тем меньше размер реального бюджетного дефицита, т.е. инфляция государству выгодна.

Дефицит бюджета может финансироваться двумя способами: денежный и долговым.

- при денежном способе правительство может либо продавать новый выпуск ценных бумаг ЦБ (за счет чего ден.масса в стране увеличится, т.к. государство получит леньги), либо получать от ЦБ кредиты под залог выпущенных ценных бумаг. В каждом случае происходит увеличение денежной массы страны. Соответственно увеличиавются активы у ЦБ – следовательно, увеличивается ден.база страны. В таком случае происходит неоднократное увеличение ден.массы.

Происходит мультипликативное расширение ден.массы страны, поэтому при значении мультпликатора больше 1 ден.масса увеличивается с большей скоростью, чем ден.база страны.

- при долговом способе финансирования правительство также выпускает ценные бумаги, но продает их на открытом рынке населению. В этом случае увеличение ден.массы страны не возникает, но у правительства возникают долговые обязательства перед населением+обязательства по обслуживанию этого долга.

В реальной экономике, как правило, используются оба способа одновременно и поэтмоу в общем виде бюджетный дефицит распадается на 2 чсасти: DEF=DM+DB, где DM - изменение ден.массы (денежный способ финансирвоания), DB - прирост гос.облигаций (долговой способ).

Во многих странах денежный способ законодательно ограничивается, т.к. приводит к инфляции. Существуют такие ограничения:

- центральному банку запрещено покупать гос.ценные бумаги (облигации) на открытом рынке

- казначейству запрещено продавать гос.облигации центр.банку

Основной проблемой, связанной с денежным способом финансирования, является неконтролируемое развитие инфляции, которая приводит к снижению реальных доходов населения вследствие уплаты им инфляционного налога (IT). Он представляет собой потери, которые несут держатели ден.средств вследствие инфляции.

Базой налообложения при IT  является реальные кассовые остатки населения, которые варажены как М/Р, т.е. как отношение ден.массы в уровню цен. Реальныен кассовые остатки определяются как покупательная способность ден.массы страны и количество денег, находящееся в руках у населения. В качестве ставки при IT является тем инфляции, при этом чем выше темп инфляции, чем выше инфляционные налог.

Различают:

- номинальный инфляционный налог , где (М/Р)0 – реальные кассовые остатки базового периода

- реальный инфляционный налог , где t – темп инфляции текущего периода, p*t/1+p*t – изменение инфляции в текущем периоде, (М/Р)t – реальные кассовые остатки текущего периода.

Кроме того, если центральный банк финансирует дефицит, то правительство получает доход, называемый сеньораж.м. В реальной действительности люди склонны сохранять неизменными реальные кассовые остатки (деньги на руках) при незначительных темпах инфляции, однако при превышении инфляцией определенного предела население сокращает реальные кассовые остатки, т.е. уменьшает количество денег, находящихся на руках. Этот процесс называют бегством от денег. Зависимость между темпом инфляции и величиной инфляционного налога можетбыть представлена с помощью кривой Лаффера:

По мере роста инфляции до уровня p` инфляционный налог возрастает, т.к. население практически не изменяет размер реального кассового остатка. При превышении инфляцией данного уровня, население избавляется от денег, что сокращает базу налообложения и уменьшает величину IT.

Основной проблемой при долговом способе финансирвоания является рост государственного долга как суммы накопленного бюджетного дефициты за минусом бюджетных излишков. При долговом способе развивается следующая цепочка событий:

G>T ® DEFпервич ® D (долг государства) ® нужно его обслуживать r*D ® DEFобщ=(G+r*D)-T ® D` ®r*D` и т.д.

Прервать данную цепочку можно, когда у бюджета появляется профицит: PROFпервич=(T-G)>0, т.е. для прерывания данной цепочки необходимо перейти к первичному профициту. Увеличение расходов на обслуживание гос.долга может привести к непосильному налоговому бремени для экономических субъектов. Общая величина налога T=ty*У, DEFобщ=(G+r*D)- ty*У. Если G=0, то DEFобщ будет покрыт (r*D=t*У), следовательно, tуmin=(r*D)/У, то есть минимальная ставка налога для обслуживания гос.долга равна величина обслуживающего долга на национальный доход. Минимальная ставка данного налога является минимальной ставкой, которая позволяет обслуживать гос.долг при этом фактически налоговая ставка должна быть выше, чем минимальная (tуmin < tу).

На состояние финансирующей системы страны влияет не только размер самого государственного долга, сколько отклонение гос.долга от номинального ВНП страны. Данное отклонение получило название долг-доход: в=D/Ун.

На основании данного соотношения можно показать, что в растущей экономике (темп экономического роста>0), имеющей первичный избыток бюджета, в процессе экономического развития отношение долг-доход уменьшается: , где х=DEFобщ/Ун – первичное беспроцентное сальдо бюджета, в0 – отношение долг-доход в базисном периоде, r – реальная процентная ствка по обслуживанию гос.долга, уÙ - темпы экономического роста, Dв – изменение отношения долг-доход.

В случае, когда правительство страны признается несостоятельным должником, государство вынуждено прибегнуть к процедуре реструктуризации своей задолженности. Основными методами реструктуризации являются:

- консолидация гос.долга – превращение краткосрочных обязательств в долгосрочные

- конверсия госюдолга – расплата по долгам материальным имуществом страны

- займы в международыных организациях

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.