Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-11-19 | 191 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Непоколебимость – это единственный акт свободы и истинная мера духа воина».
Карлос Кастанеда
«Лучше на время быть эгоистом, чем никогда не быть справедливым»
Г. Гурджиев
Девиз Ступени | ||
Не заботься о подавлении своих чувств – лучше старайся понять их | Думай чаще о самовыражении | Развивай в себе качество искренности |
Что нужно знать о чувствах сознанию, стремящемуся развить Качество Искренности?
Наши чувства – не более чем отражение энергий, блуждающих в мире. Мы – всего лишь зеркало, выхватывающее из этого мира то, что отражает уже живущее в нас. Однако мы являемся разумным зеркалом, обладающим правом выбора и способным поставить себе задачу отражать только хорошее и игнорировать ненужное. И потому главное знание о чувствах заключается в том, что все чувства делятся на высшие и низшие.
Низшие чувства возможно изжить, очистившись от них и научившись контролировать их проявления. Высшие же чувства присущи человеку на любом этапе его личного роста. Постоянное переживание высших чувств возвышает и человека, коренным образом меняя его качества.
К высшим чувствам относятся Радость, Любовь, а также рассматриваемое нами в следующей Ступени Возмущение (я не писал о нем ранее, поскольку в рамках традиционной психологии его отождествляют с гневом). Любовь и Радость всегда идут рядом друг с другом. Именно о них сказано в Библии, что это «сокровища, которые копятся на небе и не доступны ворам». Идя по жизни от одного переживания радости и любви к другому, человек становится сильнее, здоровее и успешнее. Однако высшими чувствами возможно заполниться, только избавившись от низших, а затем научившись ставить перед ними преграды, и потому я разделил рассмотрение чувств на три Ступени.
|
Невозможно пережить высшее чувство полностью или хотя бы прикасаться к нему постоянно, не ограничив доступ в свое сознание низших чувств.
К чувствам низшим (по Успенскому – «отрицательные эмоции») относятся Гнев, Страх и Печаль. Понимание того, что эти чувства сами по себе некрасивы, сыграло с человечеством злую шутку. Однажды признав эти чувства «отрицательными», мы стали стыдиться их, подавлять или отвлекать себя от них всевозможными средствами или занятиями (а то и облекать в «священные» идеологические формы) вместо того, чтобы просто попытаться от них излечиться. Однако первый этап исцеления заключается в постановке правильного диагноза и в обретении умения называть вещи своими именами, не поддаваясь на попытки всевозможных идеологов нас одурачить.
В день, когда я пишу эти строки, газеты пишут об орденоносном полковнике–танкисте, прекрасном семьянине и боевом товарище, изнасиловавшем девушку–чеченку и попавшем под трибунал. Его сослуживцы пожимают плечами – что на него нашло? Прекрасный человек – морально устойчив, ненавидел боевиков...
Сослуживцы полковника не понимают закономерности происшедшего с героем чеченской войны. Однако психологи знают, что невозможно ненавидеть кого–то одного, а всех остальных любить и дружить с ними. Если ненависть уже поселилась в вашей душе – она прогрызет оттуда свои каналы выхода и подтолкнет вас на такие поступки, которых вы от себя меньше всего ждете.
Итак, прежде чем приступить к исцелению низших чувств, необходимо признать их существование внутри себя – ведь, не поставив диагноз, не вылечишь и болезнь. Они наверняка есть и в вас. Конечно, они есть и во мне – но, по отношению к большинству читающих эту книгу, в меньшем объеме, ибо я уделил не один год целенаправленной работе с ними. Правда, работать с чувствами человека возможно только при условии его искренности.
|
Что называется Качеством Искренности?
Искренний человек не скрывает своего чувства и не стыдится его. Он скажет о том, что его обидело или обрадовало; он честно признается в том, чего боится; он не будет держать в себе зла, а выскажет свои претензии открыто – если он хочет сделать искренность не только собственным достоянием, но и качеством взаимоотношений.
Иными словами, испытывая низшие чувства и говоря о них, мы как бы даем сигнал окружающим: мне нужна ваша поддержка, мне нужна помощь. И помощь зачастую приходит в виде доброго слова, извинения или утешения.
Что делать, если помощь не приходит или мы знаем, что ждать ее в привычном кругу бессмысленно?
Тогда, не жертвуя Качеством Искренности, следует искать ее в другом месте – там, где нас смогут выслушать и где мы будем поняты. Иногда единственной формой такой поддержки является психологическая консультация.
А вот чего не нужно делать, так это как раз того, чем обычно занимается большинство людей. Не нужно носить свои низшие чувства в себе, притворяясь даже себе самому, что их нет, – они разрушают.
(Думаю, в этой книге нет нужды подробно рассказывать о взаимосвязи телесных заболеваний и жизненных неудач с эмоциональным нездоровьем – этому уже и так посвящено немало трудов. Интересующихся более подробным освещением этого вопроса могу отослать к книгам Луизы Хей и Сергея Лазарева, уже ставшим классикой.)
Хочу, чтобы правильно меня понят: то, что мы испытываем, не обязательно должно быть тождественно тому, что мы делаем. Иногда необходима жесткость; иногда, может быть, даже войну можно оправдать. Жизнь может поставить нас в разные ситуации, однако хорошо бы не возненавидеть даже тех, кого убиваешь или арестовываешь; хорошо бы захотеть научиться не проявлять агрессию по отношению к другим людям. Но чтобы излечиться от низших чувств, необходимо сделать первый шаг – признать то, что они в тебе есть, и показать их хотя бы себе самому.
Человек, привыкший подавлять свои чувства и не способный осознавать их, постепенно утрачивает способность к искренности, ибо основа искренности – самовыражение. Именно неудовлетворенная потребность в самовыражении подводит нас к понятию невысказанных чувств, которые откладываются в резервуарах. Будучи постоянно наполняемыми застоявшейся энергией наших невыраженных чувств, эти резервуары становятся прекрасным обиталищем для целого легиона демонов, способных постепенно разрушить психический мир и здоровье человека посредством постоянно испытываемых им его же низших эмоций, которые он не умеет выражать, но при этом и не умеет избавляться от них иными способами.
|
Каким образом и по какой причине эти резервуары смогли появиться внутри нас?
Вот что по этому поводу думает известный мыслитель Петр Успенский:
«Наблюдая за детьми, мы видим, как их учат отрицательным эмоциям, как они сами им обучаются путем подражания взрослы» и детям постарше. Если с ранних лет жизни поместить ребенка среди людей без отрицательных эмоций, то у него, вероятно, их не будет совсем, либо будет столь маю, что их легко будет преодолеть в процессе правильного воспитания. Но в действительной жизни все иначе, и с помощью всех видимых и слышимых им примеров, с помощью чтения, кино и т. п. десятилетний ребенок знакам уже с целой массой отрицательных эмоций, может воображать и воспроизводить их, а также отождествлять себя с ними наподобие взрослого».
Успенский прав – большинство из живущих ныне на Земле поколений выросло в атмосфере власти – управления, а не в атмосфере партнерства. Подавляя свободу детей, мы сами способствуем формированию в них страхов и агрессивности; сами делаем из будущих взрослых пушечное мясо для новых войн.
Однако ситуация ребенка осложняется еще и тем, что, обучив его проявлениям низших эмоций и продемонстрировав их силу на личном примере, взрослые вовсе не спешат признать право детей реагировать на обиды старших так же, как они реагируют сами на поведение детей или других людей. Более
ю– того, посеяв в ребенке эти эмоции, взрослые часто тут же требуют начинать подавлять их, убеждая детей, что это и называется «хорошим поведением». Не осознавая свою собственную ответственность за формирование у ребенка проявлений агрессии или страха («не ходи туда – там дед Бабай тебя схватит», «а ты его сильнее ударь!»), родители часто предпочитают не видеть этих проявлений и отгораживаться от них, запрещая ребенку выражать какие–либо чувства вообще, высмеивая их выражение или требуя, чтобы чувства выражались только с помощью определенных стереотипов («радуешься – хлопай в ладоши», «обидели – дай сдачи, а не плачь»). Естественно, ничего не зная о собственных чувствах, такие взрослые вряд ли признаются в том, что именно они обучали своих детей отрицательным эмоциям, когда показывали им свои собственные обиды, страхи и раздражение.
|
Одна американская писательница так написала о проявлениях детских чувств: «Когда мы были детьми, наши чувства обидели, и никто не заметил, что мы обижены. Затем нас принудили не замечать этого, потому что это не имело никакого значения. Затем нам сказали поблагодарить тех, кто обидел нас, потому что они желали нам только хорошего. Наконец, нас приучили направлять свою агрессию или насилие против того, кто меньше или слабее нас, или же обращать ее против себя самих».
Очень точные определения «воспитания чувств», через которое прошли многие из нас, не так ли?
Итак, заполнение резервуаров низших чувств происходит так: сначала мы создаем повод для их возникновения, например, запрещая или понуждая ребенка делать не то, что он хочет, а когда он начинает плакать, говорим ему что–то вроде: «Замолчи сейчас же, дрянь такая, а то я ремень возьму» или, в лучшем случае, «перестань немедленно, фу, как некрасиво!», вместо того, чтобы оказать ему поддержку, обнять или утешить – или хотя бы просто подождать, пока он выплачется. Именно в этот момент мы вторгаемся на его абсолютный уровень свободы, запрещая ему выражать свои чувства удобным для него образом; именно в этот момент ребенок вынужден учиться подавлять свои чувства и не любить их, утрачивая с ними контакт. Дальнейшие же запреты на самовыражение сделают этот резервуар еще большим и еще более протяженным во времени его изживания.
Вымажете возразить: «Как можно вторгнуться на абсолютный уровень свободы? Ведь человек сам решает, как ему реагировать». Однако не будем путать положение взрослого человека с положением ребенка. Взрослый имеет большую свободу выражения чувств, хотя реально ею не всегда пользуется. Эта свобода гарантирована в том числе уровнем его большей внешней свободы в борьбе за выживание, реализующейся с помощью его навыков, возраста и образования. Если взрослый позволит себе в припадке гнева нагрубить, например, начальнику или родственнику, он может в крайнем случае уйти на другую работу или квартиру.
Ребенок же зависит от взрослого, понимает это и прекрасно поддается давлению – ведь от этого зависит его право на жилье и питание, а также на физическую неприкосновенность. Если ему говорят, что реагировать так, как он, – плохо, рано или поздно он начнет подавлять свои чувства, разрушая себя в угоду взрослым.
|
Разумеется, если вы родились в семье святого или сами были им в прошлой жизни, для вас это не так. Но тогда для вас нет смысла продолжать читать эту книгу.
Чтобы осознать присутствие резервуаров низших чувств в себе и начать с ними работать, нам следует вначале осветить для себя ряд важных вопросов.
Вопрос первый
1. Почему резервуары низших чувств не были очищены нами ранее?
Дело в том, что стереотипы активного выражения чувств (плач, крики, резкие движения) находятся в обществе под негласным запретом правил приличий и хорошего тона. С детства попадая в жесткие рамки требований хорошего поведения, которые устанавливают для нас наши родители, мы обречены заглатывать чужую агрессию, а затем выбрасывать ее на тех (или тогда), кто (когда) не обладает возможностью нам ответить. Хотя и здесь равных возможностей для всех ни у кого нет.
Вертикаль власти и подавления, проходящая в обществе любого типа от родителей до школы и от первых лиц государства до тюрьмы или армии, позволяет протекать агрессии только сверху вниз. Любое проявление агрессии вверх жестко пресекается и наказывается как отступление от норм морали группы или закона. Выброс же агрессии на людей, зависимых от тебя, согласно закону энергообмена, о котором мы упоминали в Ступени «Приручи манипулятора™, не очищает резервуаров, а приносит лишь временное облегчение – ведь гнев в этом случае выбрасывается бесконтрольно и затем накапливается снова. Очищение же от агрессии с помощью специальных техник возможно лишь для тех, кто уже осознал агрессивность как свою личную проблему и имеет средства и время для посещения психолога, психотерапевта или консультанта по личному развитию.
Трагедия любого общества, однако, заключается в там, что люди, имеющие наибольшие материальные возможности для работы над собой, испытывают наименьший дискомфорт от собственной агрессивности, ибо имеют большие, по сравнению с другими, возможности для выбрасывания гнева на других людей – тех, кто подчиняется им или от них зависит. Однако в момент, когда выброс их агрессии в общество достигнет критической отметки, они рискуют вызвать ответный удар, который их попросту сметет, – как это уже было не раз в периоды войн, революций и переворотов. По закону энергообмена, в случае насильственных изменений строя меняется только структура правящих классов общества, по не его внутреннее содержание. Кстати, этим объясняются и трудности постсоветских государств – огромное количество бессознательной агрессии, содержащейся в людях, толкает их на военные действия и политическую борьбу, вместо того чтобы перейти к позитивной, конструктивной деятельности.
Вопрос второй
2. Чем опасны для нас резервуары отрицательных эмоций сейчас?
Резервуары гнева, находящиеся внутри нас, формируют такие негативные качества, как обидчивость, раздражительность, завистливость, ревность. Резервуары страха фиксируют нас на таких качествах, как нерешительность, недоверчивость, застенчивость, подавленность, стыд. А для резервуаров печали свойственно постоянное уныние, нелюбовь к жизни, пессимизм.
Резервуары низших чувств должно очистить, ибо только в этом случае их место будет занято Радостью. Находясь же в нас, они будут разрушать наши взаимоотношения – с помощью манипуляций, наш успех в делах – через нашу зависимость и приверженность стереотипам, а наше здоровье – через неизбежные болезни.
Если только что возникшее чувство можно «выплеснуть» на того, кто его породил, то избавиться от застарелых резервуаров низших чувств можно, только выразив их близкому человеку, которому вы доверяете (а также телефону доверия или психологу) и чьи резервуары радости больше ваших – ведь не каждый обладает достаточным позитивным потенциалом, чтобы помочь вам.
Вопрос третий
3. В чем отличие резервуаров низших чувств от резервуаров любви–радости?
Резервуары любви–радости – наши позитивные душевные накопления, поддерживающие нас и помогающие нам в трудную минуту. В отличие от резервуаров низших чувств, резервуары радости увеличиваются, а не уменьшаются, когда мы ее активно и осознанно выражаем. Если резервуары низших чувств подлежат очищению, то резервуары радости – заполнению, поскольку места для внутренних демонов негативных качеств в этом случае становится все меньше и меньше. В минуту, когда человек превращается в единый резервуар радости, заполненный до краев, он сам становится радостью, светом, или, как говорили в древности, становится святым, просветленным.
А сейчас – притча.
Монах с учеником переправлялись на другой берег реки, Они заплатили паромщику, и лодка уже немного отплыла от берега, когда в нее с разбегу прыгнул пьяный самурай. Он обвел взглядом сидевших пассажиров и, увидев монаха с учеником, закричал: "Не выношу запаха святош.' Как вы смеете отравлять воздух своим присутствием там, где находятся приличные люди!»
Он продолжал кричать и скандалить, требуя, чтобы ученик с монахом прыгнули за борт и добрались до другого берега вплавь. В какой–то момент он до того распоясался, что ударил монаха ножнами меча по лицу.
Из рассеченной щеки монаха полилась кровь. Он утер ее рукавом и спокойно сказа/: «Прошу тебя, успокойся. Если начнется драка, лодка перевернется и мы все потонем».
Слова монаха подействовали на самурая отрезвляюще. Он что–то пробормотал и уселся на свое место.
Ученик же, напротив, был взбешен. Едва ступив на берег, он обратился к монаху с таким вопросом: «Считаешь ли ты, что я должен был выбросить его, как бешеную собаку, за борт, как только он замахнулся на тебя? Или же мне следовало, подобно тебе, усмирить свои чувства и оставаться безучастным?»
Монах показал ему знаком, что говорить не время, и прижимая рукав к лицу, зашагал дальше.
Через некоторое время их обогнал самурай. Повернувшись, он упал перед монахом на колени и попросил посвящения в ученики.
В притче три героя – монах, самурай и ученик. Они соответствуют трем способам обращения со своими чувствами – подавлению, выражению и трансформации (выражающейся вначале как осознание своего состояния, а затем – как управление им). По мере познания своих чувств мы обретаем принадлежность к одному из трех описанных в притче типов – ученика, самурая или монаха.
Ученик из притчи представляет собой прекрасный пример большинства людей, незнакомых со своей чувственной природой и не умеющих владеть ею. Именно Ученики, пытаясь избавиться от боли невыраженных чувств, сидящих внутри, придумали все способы отгораживаться от них, начиная с рационализации и кончая манипуляциями. Ученик не способен искренне радоваться настоящему моменту – он постоянно ищет способ быть занятым, озабоченным. Ученик может задыхаться от гнева, но не использовать его энергию, чтобы себя защитить; хорохориться, скрывая свой страх, или разыгрывать веселость, убегая от глубоко сидящей в нем печали. У Учеников наших дней способов убегать от своих чувств стало еще больше – их можно запивать алкоголем; закуривать табаком, убегать от них в область секса или наркотиков; заглушать насилием; заедать высококалорийными продуктами; забивать желаниями обладания и власти; уходить в любые формы привычной или общественно значимой деятельности – от создания семьи до пропаганды политических платформ и религиозных идеологий.
Это не означает, что человек, познавший свои чувства, ничем подобным не занимается. Просто у него меняются мотивы действия и качество наслаждения.
Тип Ученика, к которому принадлежит большинство людей, незнаком с природой своих чувств и ничего не знает о них. Естественность в проявлении чувств – привилегия ребенка, но в современном обществе у детей развивают ум, а чувства в процессе воспитания часто деградируют. С младых ногтей Ученикам навязывается стереотип подавления – взрослые часто наказывают детей за проявления радости («сядь на место и не дергайся!»), страха («не стыдно – взрослый ребенок, а боишься!»), гнева («перестань плакать, а то ремень возьму», «как ты с родителями разговариваешь!?») вместо того, чтобы обучать их проявлять свои эмоции таким образом, чтобы от этого не страдали ни они, ни окружающие (к сожалению, большинство родителей не способны обучить этому детей, потому что сами не умеют этого делать). Когда ребенок сердится, для него естественно плакать, кричать или стремиться кого–то ударить – он следует своей природе, поскольку не умеет подавлять. Однако, будучи наказанным за подобные проявления, он скоро приходит к выводу, что его чувства плохи и их нужно всячески скрывать или игнорировать. Не будучи способным более в открытую выразить, например, свой гнев, такой ребенок в будущем становится обидчивым, раздражительным и зачастую злопамятным в отношении других людей – или же постоянно живет с чувством вины за то, что он испытывает что–то «нехорошее».
Такие люди знают только об одном способе обращения со своими чувствами – подавлении, и даже способность выражать свои чувства становится для них ощутимым шагом вперед.
Теперь поговорим о Самурае. Самурай – это человек, прикоснувшийся к природе своих чувств, но не исследовавший ее до конца. Он знает, что энергию гнева можно использовать для борьбы, а страха – для бегства; он смутно понимает значение радости, наполняющей его энергией для новых побед, и любви, толкающей на отречение или подвиг, – но он не является хозяином своих чувств. Они приходят к нему лишь тогда, когда захотят этого сами, и делают с ним то, в чем впоследствии он может раскаяться.
И тем не менее Самураи кажутся более яркими и притягательными по сравнению с Учениками, потому что они больше могут.
Повезло ли им с родителями или они сумели еще в детстве отстоять право на свои эмоциональные проявления – так или иначе, Самураи богаче Учеников уже хотя бы потому, что владеют не одним, а двумя стереотипами поведения в отношении своих эмоций. Такие люди менее закомплексованы, больше способны радоваться жизни, зачастую являясь душой компании. Человек, способный выражать свои чувства открыто, действительно, всегда приветствуется в коллективе, умеет и может работать (ведь чувства – это наша энергетика), за счет чего зачастую достигает в жизни больших, чем большинство окружающих, успехов. По сравнению с учениками Самураи более здоровы физически; им проще добиваться того, чего они хотят. Именно за счет этого они являются как бы неформальными лидерами всевозможных компаний, привлекая к себе по жизни менее динамичных и более закомплексованных Учеников. Очень часто Самураи вступают с Учениками в браки, опекая их и исподволь руководя ими. Самураям больше присуще брать на себя ответственность и заниматься общественными делами, они более открыты и дружелюбны, менее ориентированы на себя и более – на интересы группы. Однако в периоды их подверженности отрицательным эмоциям (например, тому же гневу или раздражению) от их несдержанности часто бывает плохо тем, кто находится рядом с ними, за счет чего разрушаются их взаимоотношения и в конечном итоге опять–таки страдает их авторитет и возможности жизненных достижений.
Монах – человек, познавший свои чувства и овладевший ими. Думая о других людях, сидящих в лодке, он реагирует на оскорбление так, как будто его здесь нет. Нет самости, нет своекорыстия, нет гордыни, нет идеи о том, что ты что–то значишь или чем–то являешься, – значит, нет и страха, гнева, обиды за причиненную боль; нет осуждения или агрессии в адрес человека, который эту боль причинил. Зато есть внутреннее достоинство, проявляющееся независимо от ситуации; зато есть сила убеждения и правоты в словах, способных призвать к порядку даже самого отъявленного хулигана; зато есть красота в любом движении или поступке, способная очаровать и увлечь за собой.
Хотя подобных Монахам людей очень немного, именно они немногословно и неочевидным для окружающих образом достигают за время своей жизни самых масштабных и привлекательных целей. Их энергия не брызжет вокруг, очаровывая окружающих либо заставляя их страдать, а целенаправленно течет в заданном ими направлении. Как и Самураи, они часто становятся ядром группы, однако не той группы, которую связывают вместе лишь сиюминутные интересы или веселое времяпровождение, а скорее группы людей, желающих делать общее дело и угадывающих в Монахе безусловного лидера. Для того, чтобы распознать Монаха и приблизиться к нему (наличие Монаха – безусловная гарантия успеха любого долговременного предприятия), человек должен уже и сам в какой–то мере обладать сходными качествами – либо стремиться самому стать таким.
Хороший психотерапевт, как и просветленный учитель древности, – нечто вроде монаха, который уже прошел стадии самурая и ученика и готов провести по ним того, кто осознал, что источник его проблем находится в несовершенстве и негармоничности его собственных энергий. Присутствие Монаха необходимо как Ученикам, так и Самураям – тип Монаха невосприимчив к низшим проявлениям и даже одним своим присутствием может помочь пережечь их.
Очень часто психологу или психотерапевту (разумеется, я имею в виду тех, кто достиг стадии Монаха – ведь ни один диплом не может заменить личного развития) приходится подводить клиента, находящегося на Ступени Ученика, к стадии Самурая, а затем и постепенно проводить его через нее, вычищая его резервуары чувств, подавленных за весь предыдущий период жизни, выводя их на поверхность и лишь затем обучая распознавать их приближение и управлять ими прежде, чем они начнут управлять их обладателем.
Как Ученики, Самураи и Монахи переживают свои чувства?
У осознающего свои чувства Монаха чувства гнева или страха отсутствуют либо столь малы, что пережигаются внутри прежде, чем окружающие смогут заметить их внешнее проявление в форме какого–либо слова или поступка. В ситуациях, взывающих к активному и немедленному действию, направленному на вразумление окружающих, Монаху более свойственно переживание возмущения, удесятеряющее его силы ощущением собственной правоты – об этом чувстве мы поговорим позднее. Люди, находящиеся на более низкой ступени осознания своих чувств, имеют меньшую свободу выбора – их агрессия должна либо изливаться время от времени из переполненных резервуаров вовне на других людей в весьма некрасивых формах, либо накапливаться в виде обид и претензий к окружающему миру, постепенно превращая их в непривлекательные, обозленные на весь мир существа.
Поскольку тип Монаха почти не подвержен низшим эмоциям, все, что мы будем рассматривать дальше, будет касаться Учеников и Самураев. Начнем с чувства Гнева.
Выражение гнева, как и других своих чувств, совершенно естественно для младенца, который криком или плачем требует присутствия матери, когда ему недостает ее пищи, тепла или общения. Однако вырастая, ребенок чаще всего сталкивается с тем, что его чувства неудобны окружающим, и учится их подавлять вместо того, чтобы научиться их трансформировать.
Так общество заставляет рожденного Самураем делать шаг назад к Ученику.
Не потому ли Христос, видя, что естественность детей опережает закомплексованную озабоченность своим имиджем родителей, взывал: «Будьте, как дети!»?
В отличие от Учеников, подавляющих свои чувства и оттого изначально тяготеющих к роли Жертвы, Самураи часто вступают в манипуляции в качестве Преследователей – Спасателей, пытаясь исправлять Учеников и их воспитывать, иногда тратя на них большую часть своей собственной жизни и становясь Жертвами исподволь. Классическая схема больных взаимоотношений манипулятивной семьи – это семья алкоголика, где все игры и манипуляции разворачиваются вокруг чувства гнева, который жена (чаше всего), находящаяся на стадии выражения (Самурай,), активно демонстрирует в отношении мужа в те моменты, когда он трезв. Муж же, застрявший на стадии подавления (Ученик), ищет возможности забыть свои невысказанные обиды, потопив их в вине в тот момент, когда он вырвется из–под ее навязчивой опеки.
Бывает, конечно, когда пьющий сам преследует непьющего на всех фронтах – и бьет, и ругает, и деньги пропивает. Однако баланс ролей тут нарушен и такие взаимоотношения долго не держатся, быстро заканчиваясь разводом – либо жизнь обрывает их сама.
Будучи не в силах трансформировать свой гнев, как Ученики, так и Самураи часто прибегают к рационализациям, пытаясь объяснить свой гнев вместо того, чтобы его изжить. Как мы уже знаем, единственный известный большинству людей тип объяснения своего чувства чаще всего начинается словами из–за тебя. Это делает их обидчивыми и раздражительными, вечно недовольными, подавленными и жалующимися на жизнь (чего стоит, например, такое умозаключение: «я обижен на тебя за то, что ты...*>). Истина же заключается в том. что пока они не научатся управлять своими чувствами, они не смогут успешно отстаивать свои интересы. Поэтому' первым шагом для таких людей является распознавание формы своего гнева.
Ошо писал о том, что гнев бывает холодным и горячим. Горячий гнев живет в человеке, заставляя его действовать ~ кричать, ругаться, иногда даже бить. Однако такой человек имеет возможность раскаяться в своих действиях и быть прощенным.
Иное дело – холодный гнев, или обида. Такой род гнева как бы застывает в человеке, будучи не в силах ни покинуть его, ни подвигнуть на какие–либо действия. Этот застывший, невыраженный и не проговоренный гнев воздвигает во взаимоотношениях между людьми невидимые стены, которые затем исподволь эти взаимоотношения разрушают, – обидчивый человек не в состоянии эффективно противодействовать в ситуации, где затрагивается его жизненная территория; кроме этого, он пребывает в иллюзии, что это происходит с ним из–за его собственной неполноценности или злой воли другого человека.
Как правило, такой человек не подозревает о том, что, справившись со своими обидами, он смог бы отстаивать свои интересы более убедительно и результативно.
В свою очередь, накашиваемые обиды приводят к нарушениям характера, пессимизму, невосприимчивости к новому, повышенной уязвимости к стрессам (будучи не в состоянии «открыть» свой резервуар, выплакав или выкричав горечь очередного жизненного поражения, такой человек как бы продолжает следовать привычному стереотипу заполнения резервуара, до тех пор, пока тот не проявится уже на телесном плане в виде болезни или на психическом в виде неконтролируемых навязчивых действий).
Как показали исследования Сергея Лазарева («Диагностика Кармы», 1 том), первопричиной многих болезней является обида на себя, на жизнь или на других людей – то есть тот же невыраженный и не подвергнувшийся трансформации гнева.
Самой же сильной формой подавления гнева является ненависть, возникающая у людей, которые больше не в состоянии заполнять резервуары своих обид и нуждаются во внешнем объекте, чтобы разгрузить их. Часто энергией этих людей умело пользуются политики – манипуляторы, спекулирующие на религиозных, национальных или классовых идеологиях, чтобы аккумулировать энергию этого «чувства» и придать ему желательное для себя направление. Даже общепринятые стереотипы поведения в обществе иногда как бы искушают людей подпитывать свою ненависть или обиды определенного рода действиями и поступками.
Один мой знакомый, очень привязанный к своей дочке, до того рассвирепел, когда ей в престижной платной клинике сломали здоровый зуб, что решил подать на них в суд и потребовать, по моде нынешних дней, огромную компенсацию за моральный ущерб. Правда, сначала он решил посоветоваться со мной.
Я тебе не советчик, – сказал я. – Поступай, как знаешь. Но только помни: в том состоянии, в котором ты находишься сейчас, ты ничего хорошего не придумаешь.
Тогда мне вообще непонятно, что делать! Я же себя знаю, успокоюсь и прощу – тем более они сами предлагают бесплатно нарастить пострадавший зуб. А в другом случае – хлопоты, хождения по инстанциям – и непонятно, чем все это закончится... Но когда я начинаю так думать, какой–то голос внутри меня говорит: «Это что ж, всех прощать!? Да ты себя не уважаешь, твоему ребенку боль причинили, а ты разобраться с ними не можешь!»
Вот ты и определись для начала, с кем тебе по пути: с этим голосом или с собственным здравым смыслом. Ну а затем и направляй свои мысли туда, где тебе покажется более перспективным.
Слегка ошеломленный, он поблагодарил меня и повесил трубку. В суд он, конечно же, уже не пошел.
Любой обидчивый, а тем более ненавидящий человек – это потенциальная (т. е. иногда скрывающаяся за стартовой ролью Преследователя или Спасателя) Жертва, которая сама виновата в своих жизненных проблемах прежде всего тем, что не разбирается в своих чувствах и не умеет управлять ими. Люди, привыкшие идти на поводу у собственной агрессии, больше чем кто бы то ни было нуждаются в лечении собственных эмоций и во многих случаях уже не способны самостоятельно осознать ни то, что они больны, ни то, что им нужна помощь. Напротив, многие из них винят во всех бедах окружающих и готовы сделать все, чтобы изменить мир по собственному разумению. Однако порождаемая ими энергия всегда отражается обратно. Поработав со своей агрессией, такие люди могли бы помочь себе избежать многих жизненных неприятностей.
В этом смысле весьма показателен пример одной из ведущих украинских газет, которую в пылу полемики президентских выборов стало явно зашкаливать в сторону низших чувств: сначала она словами известного некогда психотерапевта пообещала «выгнать всех кришнаитов из страны», а затем опустилась до площадной лексики в адрес конкурентов из других издательств. За такие проявления возможно было призвать к ответу уже не по Божьим, а даже по человечьим законам...
Впрочем, жизнь распорядилась иначе. Через некоторое время главный редактор этой газеты попал в аварию и оказался в больнице с переломом руки.
Поскольку гнев – это активное, «мужское» чувство, в европейских языках есть много слов, отражающих это значение. Обычно эти слова отражают модификации гнева или его стадии – от раздражения и ярости до бешенства и агрессии.
Подавленный некогда и заключенный в резервуары гнев – не абстракция, а конкретные телесные ощущения – всегда на фоне определенного, иногда трудноуловимого дискомфорта, обостряющегося в минуты, когда, как нам кажется, нас обижают или используют. Будучи наблюдательными, мы можем отслеживать эти ощущения и работать с ними, как указано в Практикуме. Диапазон этих дискомфортных состояний весьма широк – от тяжести в груди и ощущения кома в горле до жара в голове и острой боли в районе сердца. Недаром сказано в Библии: «Не носи камень за пазухой». Впрочем, еще раньше древние греки советовали «изливать скорбь через слезы, не загоняя ее в живот».
Работа психолога–консультанта часто сводится к тому, чтобы вызвать человека на откровенность, а затем дать ему возможность выплакаться или излить свой гнев в активной форме – на этот случай психологи всегда держат в комнате для консультаций специальную подушку и выбивалку для ковров. Однако люди, уже умеющие распознавать свой гнев, могут проделывать эту работу и самостоятельно.
Как один из методов самоочищения, Ошо рекомендовал «медитацию гнева». Можно уйти в безлюдное место и криком или движениями выразить свои обиды – может быть, катаясь по земле, может быть, нанося воображаемым обидчикам удары. Однако перед выполнением этого упражнения важно найти контакт со своей обидой и удерживать его, пока обида не перерастет в активную форму гнева. В эту минуту следует позволить телу делать все, что оно посчитает нужным, до тех пор, пока гнев не покинет нас. Впрочем, этот метод годится только для людей с достаточно высоким уровнем осознанности и самонаблюдения.
Для остальных остается психотерапия или тренинги, где они смогут сделать нечто похожее, но уже под руководством тех, кто сам прошел этот путь.
Мы не можем рассчитывать на силу своего ума на пути к успеху, покуда он подвержен влиянию сил не столько творческих, сколько разрушительных; покуда место интуиции–творчества занято в нем агрессией и обидами. Такой ум создает только неуспешные взаимоотношения, в основе которых лежит, как мы уже знаем, манипуляция. Манипулируя, мы все больше подпитываем существующий резервуар гнева–обиды или страха–зависимости.
Пришедший на прием ко мне молодой человек жаловался на сложные взаимоотношения с начальником, раздражительность, плохой сон, чувство подавленности. Особенно это чувство обострялось после разговоров с отцом, постоянно критиковавшим и допекавшим его.
В процессе работы с его ощущениями выяснилось, что всякий раз, когда он имел разговор с начальником или отцом (в классическом психоанализе у этих фигур много общего, так как они наделены властью), он испытывал тяжесть в груди. Когда я попросил его сосредоточиться на этом ощущении и попросил вспомнить, когда он испытал его в первый раз,
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!