Ступень десятая. Пойми свои чувства — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ступень десятая. Пойми свои чувства

2019-11-19 168
Ступень десятая. Пойми свои чувства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Если быть абсолютно логичным, ничего нельзя открыть».

Альберт Эйнштейн «Познай себя». Сократ

«То, что мы оставили позади, и то, что ждет нас впереди, – просто че­пуха по сравнению с тем, что нахо­дится у нас внутри».

Ральф Эмерсон

«Невозможно прекрасно себя чув­ствовать без собственного на то разрешения».

Томас Фужер

Девиз Ступени

Не заботься о том, чтобы казаться умным Думай чаще о своих чувствах Развивай в себе качество самопознания

Про человека, добивающегося успехов на своей ниве, гово­рят, что он «себя знает». Невозможно прийти к успеху одним умом, ибо ум, чаше всего, лишь хранилище стереоти­пов, а повторяя известное всем, не построишь крупного успе­ха. Все успешные люди имели развитую творческую интуицию, позволяющую им принимать в критические моменты един­ственно правильное решение. Однако интуиция Творца Успе­ха – лишь вершина пирамиды, которую закладывает человек на пути самопознания, и она не может развиться, покуда че­ловек не заложил для нее основу через раскрытие других из­мерений своего «я». Именно в этом смысл выражения Сокра­та, взятого в эпиграф этой Ступени.

Что же стоит за пресловутым сократовским «Познай себя»?

Прежде всего, как мы можем предположить, речь идет о тех частях нашего «Я», которые мы знаем меньше всего.

Если за основу нашего исследования человека взять модель, предложенную Карлом–Густавом Юнгом, состоящую из ума, тела (ощущений), эмоций и интуиции, то для большинства людей мы можем смело отнести ум – к относительно познан­ной части, тело – к относительно непознанной и эмоции, как и интуицию, – к почти непознанным частям, которых для многих как бы и не существует. Зная свой ум и доверяя ему, как старому знакомому, больше всего, мы вручаем ему бразды правления над остальными нашими частями. Однако это вов­се не означает, что он справляется с нашим поручением наи­лучшим образом, и потому мы вправе задать себе вопрос: не пора ли нам научиться связываться с другими частями нашей личности напрямую, избегая его навязчивого посредничества? Может быть, именно это подразумевали буддисты, говоря о состоянии «не–ума», и Иисус, призывающий стать хозяином своему уму и отвести подобающее ему место, чтобы слуга бо­лее «не правил в доме».

Аргументов, свидетельствующих о все возрастающей руко­водящей некомпетентности ума в нашем внутреннем мире, предостаточно. Разве не бывает так, когда ум, верный идео­логии супружеской верности или религиозной греховности, подавляет желания любви или секса? Разве не бывает так, что ум, одержимый идеей будущего выигрыша, толкает человека на бессмысленные страдания в настоящем, пройдя через ко­торые он остается у разбитого корыта? Разве это редкость, когда, желая получить галлюцинацию наркотического угара либо избавление от навязчивых мыслей, ум толкает тело к са­моразрушению через прием наркотиков или самоубийство?

Так, абсолютизируя узкий круг знакомых ему и превозно­симых им телесных потребностей, ум навязывает телу излиш­нюю пишу, тепло и комфорт, не подозревая о том, что в теле, для сохранения его жизнеспособности, в непроявленном виде существуют и иные потребности – в голоде, холоде и напряжении, – ибо только при равновесии этих двух край­ностей оно способно сохранить необходимый для здоровья ба­ланс. Более того, подавляя природные приносящие здоровье потребности, ум с успехом развивает неприродные до такого гипертрофированного состояния, что может привести чело­века к страданиям, болезням, смерти и даже самоубийству. Эти потребности известны всем – деньги, почет, престиж, слава и власть. При этом, как мы уже знаем, ум может употреблять огромное количество энергии для подавления самой есте­ственной человеческой потребности – сексуальной или тра­тить еще большее количество энергии для того, чтобы извра­тить ее ход.

В обществе людей, познавших себя, такое было бы невозможно.

Если даже тело страдает от последствий «плохого управле­ния», то что уж говорить о такой смутной области, как чув­ства. «Шестое чувство», «источник творчества и вдохновения», «муза», «ангел–хранитель», или попросту – интуиция, явля­ющаяся высшим, по отношению к нашему повседневно фун­кционирующему уму, разумом (ибо не нуждается в сборе фак­тов и информации для принятия решений), у большинства людей просто спит, уступая место в текущей повседневности навязываемым умом привычным стереотипам и пробуждаясь лишь в крайних, особо опасных для выживания обстоятель­ствах. Однако как можно познать «шестое чувство», не зная остальных пять?

«Попробуйте прочувствовать ситуацию», – часто слышим мы в кабинете психолога. С такой фразой, как правило, обраща­ются к тем, кто уже проделал определенную работу с пятью чувствами и открыл для себя шестое – интуицию. Причина же того, что все остальные люди интуицией не пользуются, про­ста: не знающему пяти базовых периферийных чувств невозмож­но понять и центрального, высшего – шестого.

Ошо называл интуицию «центром нашего естества». Буду­чи отцентрированными, мы совершаем маятниковые движения от одной крайности стереотипов и верований к другой – бес­смысленной агрессии и животным страхам, которые сидят в нас настолько глубоко, что мы даже не видим, в какой степени они управляют нашими поступками и поведением (см. Ступень «Приручи манипулятора»).

И потому–то самой загадочной, непознанной и неуправля­емой для большинства людей областью остаются чувства, ко­торые управляют нашей жизнью в гораздо большей степени, чем мы умеем управлять ими сами, – как тут не вспомнить о паруснике, который несется на рифы без руля ибез ветрил.

Устойчивое радостное самочувствие человека, который об­рел Качество Самопознания вместе с возможностью жить по интуиции, – вот основной критерий, позволяющий опреде­лить, вышли ли мы уже на тропинку успеха или продолжаем брести по пыльной дорожке общественно значимых понятий. Самочувствие прекрасно у знающих себя людей, доверяющих своей способности справиться с любой жизненной ситуаци­ей, своему будущему и своей судьбе. Доверять же себе возмож­но, прежде всего, доверяя своим чувствам, ибо в уме находит­ся слишком много слов, образов и фантазий, которые пред­ставляют собой не столько наш собственный багаж, сколько осколки стереотипов и идеологий, бессознательно проглочен­ных в детстве под прессом психологического насилия школь­ных и семейных манипуляций.

Мы часто не понимаем того, что мы чувствуем. Человек мо­жет жить в приличной, по определению других людей, семье, заниматься престижной, по общественным понятиям, дея­тельностью и получать неплохой доход – но при этом оста­ваться внутренне несчастливым. Подтверждения тому – это постоянные переживания грусти, подавленности и депрессив­ных состояний, от которых рукой подать до болезней и, в ко­нечном итоге, потере того, что еще вчера могло быть предме­том зависти его друзей и знакомых.

Чувство гораздо важнее для нашей индивидуальности, чем то, что мы делаем, как мы делаем и сколько за это платят. Люди, выбравшие в молодости менее престижные или доход­ные занятия и научившиеся со временем получать от них удо­вольствие, в конечном итоге достигали куда больших высот, чем те, кто еще с молодости зацепился за «теплое местечко» и тихо продолжал там прожигать свою жизнь. Радостная труд­ность, выбранная в начале пути, в конце приносила всегда больше, чем позолоченная на старте грусть, вызванная наси­лием над собой во имя достижения продиктованных стерео­типами или идеологиями интересов.

Как мы уже говорили, большинство людей своих чувств не знает и не принимает (а значит, и не любит ту часть своего «Я», которая отвечает за распознавание чувств и использова­ние их энергий в разумных целях. Имя же части, которая по­давляет наши чувства, уже нам известно – это наш ум, кото­рый всякий раз готов нам доказать, что проявление чувств несвоевременно и неблагоприятно для нас, хотя избавить нас от них он не в силах.

Ум – мужская, подавляющая и анализирующая часть наше­го «Я», живущая стереотипами прошлого и планами на буду­щее. Чувства – часть женская, воспринимающая и синтези­рующая наше восприятие с ситуацией, всегда живущая здесь и сейчас.

Всю видимую историю цивилизации человек, живший в куль­туре, превозносящей мужские ценности власти и управления и отрицавшей женские ценности самопознания и партнерства, подавлял свои чувства.

Мы все, женщины и мужчины, традиционно закрепощаем свою интуитивную и эмоциональную (по Юнгу – иррациональную) женскую часть и превозносим мужскую (рациональную), ассо­циирующуюся с играми ума и погоней за односторонними ощуще­ниями тела.

Между тем непознанные нами чувства, независимо от на­шего отношения к ним, живут собственной и (в тех случаях, когда мы не знаем о них) неподконтрольной и неподвластной нам жизнью. Чувства агрессии и раздражения, освященные го­сударственными идеологиями, толкают людей на развязыва­ние войн и убийства друг друга. Чувство страха привлекает к нам людей, стремящихся управлять нами или поставить нас от себя в зависимость. Чувство вины, как мы уже знаем, при­ближает к нам всевозможных манипуляторов, которые жела­ют нами попользоваться. И даже чрезмерно зацепленное за одни и те же стереотипные проявления чувство радости спо­собно подтолкнуть нас к формированию пагубных привычек и в конечном итоге к той же зависимости.

Поэтому наш самый важный разговор – о чувствах.

Впрочем, прежде чем мы научимся выражать свои чувства и, тем более, управлять ими, нам нужно хотя бы определить­ся, знаем ли мы, что это такое.

Не все то, что считают чувствами окружающие нас люди, считается таковыми.

Вследствие существующих в человеческой культуре жест­ких стереотипов по отношению ко всему, что касается внут­реннего, эмоционального мира человека, почти во всех язы­ках мира, и особенно западных стран, во всем, что касается чувств, происходит невероятная путаница.

Когда я на своей лекции прошу слушателей назвать все из­вестные им чувства, то после их продолжительных раздумий мне обычно приходится записать на доске примерно следующий список:

Чувства: гнева, страха, ненависти, удовлетворения, любви, вины, долга, зависти, ревности, голода, тоски, удовольствия, ме­сти, радости, спокойствия, безразличия, жалости, грусти, деп­рессии, комфорта, печали, обиды, стыда, легкости, выздоровле­ния, неполноценности, времени, зависимости, телепатии и т.п.

Можно ли все понятия из этого списка отнести к чувствам? Все зависит от того, с какой точки зрения на это смотреть.

С точки зрения обиходного языка, действительно, все пе­речисленные слова можно употреблять, предваряя словом «ЧУВСТВО».

С точки же зрения психологической науки, большинство из названных здесь понятий чувствами как раз и не является.

В данном случае проблема языка лишь отражает проблему человеческого сознания: на протяжении всей своей истории мы слишком мало исследовали наши чувства, чтобы с успе­хом заключать, что можно считать чувством, а что нет. Наш язык является не более чем отражением многолетнего челове­ческого невежества относительно всего, что касается эмоци­ональной и душевной сферы человека, завесу над которой пси­хология начала приоткрывать только в последние десятки лет. Именно поэтому для многих эмоциональных состояний язык даже не имеет названия, а многие понятия, хоть и названы чувствами, на самом деле бесконечно от них далеки.

Попробуем разобраться в этом сейчас.

Сначала нам следует удалить из списка те слова, которые явно не соответствуют эмоциональной природе человеческих проявлений. Это так называемое чувство долга, которое скорее можно отнести к идее ума, о том, что мы кому–то что–то долж­ны (хотя эта идея и может быть подкреплена реальным чувством страха за то, что вы будете иметь проблемы, если этого не сде­лаете). Естественно, путаница вокруг чувства долга очень на руку всем, кто по сей день пытается поработить человеческое сознание обилием всевозможных идеологических форм или простыми манипуляциями на бытовом или жульническом уров­не. Точно так же чувства вины, жалости, стыда и неполноценно­сти, если убрать из них компонент страха оказаться плохими, являются в гораздо большей степени идеями, чем чувствами, которые зачастую теряют свою силу, как только человек найдет в себе мужество избавиться от навязанных ему извне всевоз­можными манипуляторами обязательств.

Чувство времени, также как чувства телепатии, ауры, дру­гого человека, а также чувство, что что–то надо сделать, име­ет отношение как раз не к эмоциональной, а к интуитивной сфере. Просто интуицию, поскольку она познана еще в мень­шей степени, чем чувства, мы часто и привычно помещаем в одну шкатулку со всем прочим непознанным и неведомым.

Чувство мести на самом деле является и не чувством вов­се, а желанием, проистекающим вследствие неполного пере­живания чувства гнева или печали.

Чувства голода, легкости, тяжести, боли, выздоравливания, комфорта (дискомфорта) или удовлетворения однозначно при­надлежат к телесной, а не к эмоциональной сфере проявле­нии человека. Их правильнее было бы назвать ощущениями. (Хотя некоторые чувства и могут быть причиной определен­ных ощущений, смешивать эти понятия не следует: ведь одно и то же чувство у разных людей может вызывать разные ощу­щения, а похожие ощущения могут приходить и без участия данного чувства.)

Особое место в нашем списке занимают чувства ненавис­ти, обиды, зависти, ревности, депрессии, зависимости и т. д. В этих сращениях (их правильнее было бы называть именно так) присутствует как эмоциональный (чувство), так и ум­ственный (идея) компонент. Например, ревность может быть описана как чувство гнева из–за идеи, что кто–то дает другому то, что он должен был бы давать мне; зависть – как чувство гнева (печали) из–за идеи о том, что кто–то получает нечто большее и лучшее, в то время как это мог бы получать я; оби­да – как чувство гнева из–за идеи о том, что другой вел себя по отношению ко мне неподобающим образом, и т. п. Психо­лога иногда называют эти сращения «рационализациями».

Рационализации как раз и являются основным оружием ума в его вечной борьбе за главенствующую по отношению к чувствам роль. Суть рационализации заключена в напряжен­ной умственной деятельности в моменты, когда достаточно просто осознать свое эмоциональное состояние и научиться управлять им. Рационализация часто сбивает нас с толку, заставляя искать ответ на вопрос «что делать?» там, где нужно отвечать на вопрос «как быть?». Рационализируя, ум внушает нам иллюзию, что справиться с неприятным чувством мож­но, объяснив его, хотя, как мы узнаем из следующих Ступеней, истина заключается в том, что выйти за пределы чувства воз­можно, только пережив его, погружаясь в него и наблюдая как бы изнутри.

На психологических тренингах часто приходится на­блюдать такой момент: некто, признавшийся в своих стра­хах, тут же получает «рациональный» совет от менее про­двинутого участника типа: «А чего бояться, ты просто сде­лай то–то и то–то!»

Люди, норовящие побыстрее откупиться советом от того, кто нуждается в сочувствии и эмоциональной под­держке, часто не понимают, Что, если бы другой человек преодолел свои страхи, он смог бы и сам найти выход из своего положения – причем увидел бы этот выход гораз­до лучше советчика. Кроме того, советующий, как прави­ло, демонстрирует собственную уязвимость перед темой страха, пытаясь поскорее перевести разговор в привыч­ную для него плоскость обсуждения различных стереотипов деятельности. В таких случаях ведущий группы может ука­зать советующему на его привычку рационализировать – то есть заслоняться от своих и чужих переживаний рас­суждениями.

Все рационализации являются формами иллюзий, которые порождаются умом в ситуациях, когда мы не хотим видеть свои или чужие чувства и как бы от них защищаемся (кстати, пси­хологи знают, что человек зачастую не понимает в другом именно те чувства, которые не понимает и в себе). Не желая замечать собственное чувство, которое мы привносим в рас­сматриваемую ситуацию, мы искажаем и саму ситуацию, упус­кая или искажая важную для ее понимания информацию. Но если мы поймем манипулятивную природу некоторых выра­жений нашего языка, мы сможем увидеть, что на самом деле в ситуациях, когда кто–то не хочет принимать своих чувств и закрывается от них с помощью рационализации, происходят весьма неприятные вещи – рационализирующий как бы доб­ровольно осуждает себя на слепоту и непонимание происходя­щего. Сейчас мы рассмотрим основные виды рационализации, препятствующих видеть то, что есть на самом деле, – а затем сопоставим каждый вид рационализации с неискаженным видением реальности.

1. Отрицание. Отрицанием называется ситуация, когда че­ловек не только не осознает полностью какое–либо чувство, но и не способен увидеть его; вместо переживания чувства он убеждает себя и других в том, что такого чувства у него попро­сту нет.

Например, при чувстве гнева, переживаемом собеседником, можно часто в ответ на безобидное «чего ты злишься?» услы­шать злобное «я не злюсь!!!».

Реальность. невидимая для привыкшего отрицать свои чув­ства в данном случае заключается в том, что он гневается, но не понимает этого и потому не может совладать со своим гне­вом, что часто в дальнейшем приводит его к аккумуляции гнева в более сильных формах, например в форме обиды.

2. Вытеснение. Вытеснение – это когда, чувствуя диском­форт от нераспознанного и невыраженного им чувства, чело­век пытается отвлечь себя каким–то действием или получени­ем другого ощущения; вместо переживания чувства он объяс­няет себе, что дело лишь в ощущении, от которого можно избавиться привычным способом.

Например, когда человек переживает чувство гнева или стра­ха, его часто тянет «покурить, когда нервничаешь» или «выпить, чтоб успокоиться», так что, если переживать эти чувства по­стоянно, нет ничего удивительного в том, что они (рормируют нашу алкогольную или никотиновую зависимость.

Реальность, невидимая для привыкшего вытеснять свои чувства, в данном случае означает, что он чего–то боится, но не желает об этом думать, хотя и хочет заглушить ощущения, которые вызывают у него чувство страха, что часто приводит его к постоянному ощущению депрессии или тревоги.

3. Подавление. Подавление возникает, когда человек лиша­ет себя права активно выражать свои чувства и делиться свои­ми переживаниями с окружающими, оставляя их в себе; вме­сто переживания чувства он говорит себе, что таковое не к месту и от его выражения ему будет только хуже.

Например, в ситуациях, которые нас задевают, мы часто го­ворим себе: «носи свои обиды в себе молча – никого они не интересуют» или «мужчины не плачут».

Реальность, не воспринимаемая тем, кто подавляет свои чувства, состоит в том, что они боятся выразить свои чувства, считая, что их за это осудят.

4. Проекцией называется наделение другого свойствами, ко­торые присущи тебе самому, или непризнание себя источни­ком своего чувства и наделение властью над ним другого чело­века; в этом случае, вместо тотального переживания чувства, мы как бы объясняем себе, что на самом деле его проявление зависит не от нас.

Такая позиция может проявиться в выражениях типа: «не нервируй меня!», «ты меня обижаешь».

Реальность, игнорируемая тем, кто подвержен проекциям, говорит о том, что, обвиняя других, он не понимает, что на самом деле это он не умеет справляться с собственными раз­рушительными чувствами, что способствует возрастанию (как в приведенном примере) его агрессии.

5. Интроекция, или наделение себя свойствами, которые яко­бы являются следствием действий другого человека. Интроекция – это создание мифа о всесилии другого человека, спо­собного заставить нас испытать любое чувство, даже которое мы не хотим; с помощью интроекции мы как бы объясняем себе, что дело все в нем и мы тут ни при чем.

Эта позиция отражается в обиходных выражениях типа «я тебя боюсь», «ну, ты и мертвого уговоришь».

Реальность, невидимая интроецирующим, заключается в том, что он наделяет всесилием другого человека и впадает от него в зависимость, не понимая, что, разобравшись со свои­ми чувствами, он смог бы переломить ситуацию в свою пользу.

Однако любой способ зашиты от собственных чувств рано или поздно приводит к рационализации, а затем и попытке манипулировать другими. Так происходит в любой ситуации, где чувства не переживаются, а уходят в бессознательную часть человека еще глубже.

Есть забавный анекдот про людей, которые способны осо­знавать переживаемые ими чувства и принимать на себя от­ветственность за них только в прошедшем времени, но забыва­ют об этом сразу же, как только снова сталкиваются с необхо­димостью сделать это в настоящем, – и прибегают к манипу­ляциям.

Итак, приходит клиент к психологу:

– Знаете, доктор, меня все время что–то злит, раздражает...

– Простите, что вы сказали?

– Не зли меня, гад!

Если мы отсечем от определения чувств всевозможные про­дукты манипуляций и рационализации, телесные ощущения, понятия и идеи, а также эвфемизмы, стыдливо скрывающие истинные обозначения наших эмоциональных состояний (на­пример, мы часто говорим «волнуюсь» или «нервничаю», что­бы скрыть от других или от себя, что я чего–то боюсь или чем– то раздражен), то настоящих, «чистых» эмоций останется не так уж много. В классической психологии таких чувств всего пять. Все прочее, что наш язык приписывает к категории чувств, как мы уже знаем, под классическое содержание этого определения не попадает.

Это – Гнев, Страх, Печаль, Радость и Любовь (или Счастье).

Почему именно эти пять?

Во–первых, эти чувства лежат в основе любого другого из перечисленных нами эмоциональных состояний. Так, напри­мер, в основе эмоционального состояния вины лежит чувство страха, помноженное на идею осуждения, в основе депрессии – чувство печали, а в основе обиды или ненависти – чувство гнева, иногда посеянное даже не теми, против кого сегодня эта обида или ненависть направлены.

Любая идеология использует нашу неспособность различать свои чувства. Так, оболваненный красивыми сказками о патрио­тическом долге человек идет на войну (гели это не защита стра­ны или местности, где находится его дом) из чувства долга (чи­тай: вины) перед «Родиной» и из внушенной ему ненависти к врагу и защищает интересы манипуляторов–идеологов, умирая или подвергая себя ежедневному риску. Однако, если он осознает свой гнев и свой страх как собственные проблемы и сможет избавить­ся от них, воевать его уже никто не сможет заставить.

Во–вторых, эти пять чувств, в отличие от всех остальных, могут быть выражены и пережиты (попробуйте пережить, на­пример, обиду – сколько о ней ни думай, только хуже будет. А вот с гневом это получится). Этим пользуются психотера­певты, в процессе работы сводя расплывчатые негативные эмоциональные состояния к конкретным чувствам, которые могут быть затем «выпушены» наружу.

Вы замечали, что, покричав, некоторые люди становятся тут же очень восприимчивыми и отходчивыми?

В–третьих, настоящие чувства очень текучи. Если так на­зываемые «чувства» вины или обиды (которые на самом деле являются не чувствами в чистом виде, а напластованиями оп­ределенных идей вокруг не выраженных когда–то застарелых чувств гнева и страха) можно испытывать годами, то реаль­ные чувства гнева или страха можно пережить (разумеется, осознав их и дав себе на это разрешение) за несколько секунд.

Наблюдательные люди знают, что в период интенсивного пере­живания какою–либо чувства время как бы уплотняется, вмещая в себя стремительное изменение своего внутреннего состояния.

В–четвертых, классические чувства, в отличие от того, что многие сегодня называют чувствами, конструктивны. Все они, будучи замеченными и выраженными (либо осознанными), имеют определенное назначение, которое помогает нам ре­шить определенные жизненные задачи.

Что это за задачи?

Дело в том, что пять чувств являются древними энергети­ческими состояниями, возникающими при активном взаимо­действии окружающей среды с нашей жизненной территорией, которые запрограммированы нашей биологической природой проявляться при такого рода взаимодействиях.

Для удобства изложения обратимся к рисункам. Сплошной круг обозначает жизненную территорию до возникновения оп­ределенных жизненных обстоятельств, а линия пунктира – жизненную территорию после того, как эти обстоятельства уже на нее повлияли. Толстая стрелка обозначает воздействие этих самых обстоятельств на нашу жизненную территорию, а тон­кая – энергию наших чувств, которая противостоит обстоятель­ствам либо, наоборот, движется в одном с ними направлении.

 

Так, например, чувство гнева является типом энергии, ко­торая противостоит вторжению на нашу территорию извне (см. рис. 2). Это именно то чувство, которое помогает найти силы и правильно определить момент, чтобы убедительно ска­зать: положи мою вещь на место; убери от меня свои руки; не посягай на мое время; я сам знаю, как мне поступать и т. п. При неумении использовать энергию гнева он застывает в форме обид и откладывается в своеобразные резервуары, наличие которых делает человека либо чрезмерно подавленным и пас­сивным, либо агрессивным, раздражительным, нетерпимым к непривычным для него стереотипам поведения, невоспри­имчивым к новому. Если человек прожил с такими резервуа­рами гнева достаточно долго, они либо вызывают болезни его физического тела, либо провоцируют его психическое разру­шение, перерождаясь в ненависть, нетерпимость, ревность, зависть, а то и душевные заболевания.

 

Чувство страха является тем типом энергии, которая ука­зывает на близость опасности и подталкивает нас предприни­мать действия, направленные на обеспечение безопасности нашей жизненной территории. Вектор этой энергии, в отли­чие от энергии гнева, направлен в сторону, противоположную месту вторжения (см. рис. 3). Длительное подавление страха с помощью рационализации ведет к жизни в постоянном нео­сознанном страхе перед неизвестностью, перед будущим и перед другими людьми, сознанию собственной неполноцен­ности, повышенной управляемости и зависимости либо при­водит к потребности скрывать свой страх от себя и других за проявлениями агрессии.

Чувство печали является энергией, ограничивающей нашу жизненную территорию в уменьшенном виде (см. рис. 4), пос­ле уже свершившейся потери близких нам взаимоотношений, вещей, возможностей или других источников радости или удо­вольствия. Соприкоснувшись с печалью и пережив ее, мы об­ретаем новые силы и можем двигаться дальше, не оглядываясь больше назад. Не выраженная и не пережитая по месту, загнан­ная в резервуары печаль может в дальнейшем приводить к при­ступам острой тоски, душевной боли, депрессии, психологи­ческой зависимости.

Чувство радости, напротив, является энергией, расширяю­щей нашу жизненную территорию в преувеличенном виде, на­полненную новым источником (материальным или духовным) получения удовольствий, возможностей или информации. Люди менее склонны подавлять чувство радости, однако и это возможно для тех, кто уже обременен чувством вины, ибо они будут руководствоваться принципом «не показывай, что тебе лучше, чем другим».

И наконец, любовь, или счастье, как самое высшее чувство, возможно лишь для тех, кто познал природу своих низших чувств и очистил от них свои эмоциональные резервуары (о любви мы поговорим в специальном, посвященном только ей разделе).

Энергия Любви как бы взрывает границы эго (в тексте мы на­зывали их «жизненной территорией»), преодолевая ощущение обо­собленности, отделенности от мира, дела или другого человека.

Иногда слово «чувства» путают с понятием эмоции. Сразу оговоримся, что эмоция является видимым проявлением чув­ства и не вполне тождественна ему.

Так, например, человек может испытать чувство страха, но лишь после того, как он задрожит, вскрикнет или убежит, это чувство можно будет назвать эмоцией.

Понять свои чувства можно, только познав их эмоциональ­ную природу, а затем научившись переживать их в «здесь и сей­час». Иногда для этого достаточно вернуться к ситуациям, в которых мы, не любя себя, запрещали себе выражение этих чувств как естественных эмоциональных проявлений, и вы­разить или осознать их.

Поэтому наша следующая задача:

Очиститься от былых подавлений.

Практикум 10. Познай себя

Упражнение 1.

Каждую секунду человек испытывает какое–либо чувство. Всегда ли вы понимаете, какое чувство испытываете? Если да, то какие самые яркие чувства вы испытывали в течение сегодняшнего и вчерашнего дня и когда именно? Если вы не можете ответить на этот вопрос, перечитайте эту Ступень еще раз.

Упражнение 2.

Ответьте себе на следующие вопросы:

Как часто вам приходится испытывать чувства, которые вам неприятны? Какие чувства входят в их число? Подавляете ли вы их или выражаете? Если вы подавляете их, то какими сло­вами, верованиями или стереотипами ваш ум заставляет вас это делать? Любите ли вы себя в такие минуты? Кто больше страдает от избранной вами тактики обращения со своими чувствами – вы или окружающие? Составьте список чувств, которые вам сложно выразить и от которых у вас остается не­приятный осадок. Спросите себя, что вы обычно делаете (не делаете), когда они к вам приходят. Используя упражнения Практикума Ступени «Раскрепости сознание», попытайтесь изменить стереотип их выражения на более для себя комфор­тный, а если он уже комфортен для вас – на более комфорт­ный для окружающих.

Упражнение 3.

Ответьте себе на следующие вопросы:

Всегда ли вам нравится то, что вы делаете? Доставляет ли вам радость общение с людьми, с которыми вы связаны? Ра­дуетесь ли вы, встречая этих людей? Радуются ли люди, встре­чающие вас? Как вы выражаете свою радость? Дает ли она вам дополнительные силы для общения с другими людьми и вы­полнения новых дел? Подтвердите ответы примерами собы­тий сегодняшнего и вчерашнего дня.

В случае более одного отрицательного ответа на эти воп­росы вернитесь к упражнениям Практикумов «Приручи манипулятора» и «Раскрепости сознание» и выполняйте их до улучшения самочувствия. В случае отрицательного ответа не более чем на один вопрос переходите к упражнению 4.

Упражнение 4.

Как часто вы испытывали за последнюю неделю: депрес­сию, страх, чувство вины, раздражение, ярость, злость, бешен­ство, обиду? Вспомните самые яркие моменты выражения этих чувств. Подавляли ли вы их или выражали открыто? Как час­то, в случае подавления, у вас возникали неприятные физи­ческие ощущения?Как долго они продолжались? Приводили ли они к манипуляциям с вашей стороны или со стороны ва­шего окружения?

В случае более одного положительного ответа на эти воп­росы продолжайте ежедневное выполнение этих упражнений, совмещая их с упражнениями Практикума Ступени «Приру­чи манипулятора». При необходимости обратитесь к психо­логу или психотерапевту.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.