Раздел 1. Организация в рыночной экономике — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Раздел 1. Организация в рыночной экономике

2019-11-19 125
Раздел 1. Организация в рыночной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению учебной дисциплины

«Экономика организации»

для учащихся заочной формы получения образования

 

 

Специальность: 2-50 01 02 «Конструирование и технология швейных изделий (по направлениям)»

направление специальности: 2-50 01 02 03 «Конструирование и технология швейных изделий (производственная деятельность)»

 

 

 

2016

Разработали: Г. И. Жакович, преподаватель высшей квалификационной категории филиала БНТУ «Минский государственный технологический колледж»

Ю. Г. Кравченко, преподаватель высшей квалификационной категории филиала БНТУ «Минский государственный технологический колледж»

 

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с типовой учебной программой «Экономика организации», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, 08.11.2013

 

Методические рекомендации

 

Обсуждены и одобрены на заседании совета филиала БНТУ «МГТК» и рекомендованы для внедрения в учебный процесс

Протокол от ___.                        . 2016 №

 

Заместитель директора по учебной работе               В.С. Ажар-Миронова

 

 

Рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии бухгалтерско-экономических дисциплин и рекомендованы для внедрения в учебный процесс.

Протокол №    от ___.                      . 2016

Председатель цикловой комиссии                           Ю.Г. Кравченко

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины разработаны с целью систематизации учебного материала необходимого для изучения тем учебной дисциплины «Экономика организации» и повышения качества учебного процесса для учащихся заочной формы получения образования специальности 2-50 01 02 «Конструирование и технология швейных изделий (по направлениям)», направление специальности 2-50 01 02 03 «Конструирование и технология швейных изделий (производственная деятельность)». Они подготовлены в соответствии с Типовой учебной программой учебной дисциплины «Экономика организации», утвержденной Министерства образования Республики Беларусь 08.11.2013 г., и образовательным стандартом по специальности.

Основные задачи методических рекомендаций:

- сформировать совокупность тем по учебной дисциплине «Экономика организации» для понимания ее структуры и содержания;

- показать последовательность изучения экономики организации;

- сформулировать основные вопросы по изучаемым темам;

- изложить требования к выполнению контрольной работы;

- научить работать с литературой по учебной дисциплине;

- акцентировать внимание на наиболее важных вопросах, которые выносятся на экзамен.

Большую часть учебного материала по учебной дисциплине следует изучать самостоятельно. При этом необходимо предварительно ознакомиться с данными методическими рекомендациями, подобрать литературу, изучить учебный материал по теме, а затем ответить на вопросы для самоконтроля.

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны

знать на уровне представления:

- основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь и отрасли;

- особенности современного этапа социально-экономического развития страны;

- основные принципы товарной и ценовой политики, условия формирования и факторы развития рыночного спроса, конъюнктуру рынка материалов, товаров и услуг промышленности;

- налогообложение организации;

знать на уровне понимания:

- организационно-правовые формы организаций;

- значение и виды производственных ресурсов организации;

- формы и системы оплаты труда;

- принципы, виды планирования в организации;

- содержание бизнес-планов организации;

- методы расчета нормативов материальных и трудовых затрат, оборотных средств организации;

- сущность и состав издержек производства, прибыли и рентабельности организации;

- функции и виды налогов;

- виды инвестиций и инноваций;

уметь:

- рассчитывать нормы труда;

- рассчитывать производственную программу и производственную мощность;

- определять затраты организации на производство и реализацию продукцию;

- определять тарифные ставки, сдельные расценки, начислять заработную плату работникам организации;

- основы организации труда, производства;

- определять оптовую и отпускную цену, прибыль и показатели рентабельности организации;

- производить расчет основных технико-экономических показателей деятельности организации;

- производить расчет налогов, включаемых в себестоимость, и налогов, выплачиваемых из начисленной заработной платы.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ

ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи учебной дисциплины «Экономика организации», ее содержание, связь с другими учебными дисциплинами. Значение учебной дисциплины в системе подготовки специалистов. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь, отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

[1] 5-16, [2] 7-9

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 «Экономика организации» является одной из основных прикладных учебных дисциплин, обеспечивающих экономическую подготовку современных специалистов для различных отраслей и сфер деятельности.

При изучении учебного материала необходимо усвоить, что целью учебной дисциплины является изучение теории и практики хозяйственной деятельности организаций, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса. При этом понятие «организация» рассматривается с экономической точки зрения и применяется в значении «субъект хозяйствования».

В соответствии с обозначенной целью предметом экономики организации является научное познание хозяйственной деятельности организации, понимаемой как принятие решений об использовании ограниченных ресурсов в соответствии с поставленными целями.

Объектом курса выступает производственная организация, основным видом деятельности которой является выпуск продукции, оказание услуг, выполнение работ.

Учащимся необходимо знать, что основными задачами учебной дисциплины выступают изучение:

­ функций и целей организации как первичного звена национальной экономики;

­ современных методов хозяйствования организаций;

­ процессов функционирования организаций;

­ ресурсов и факторов производства, методов оценки эффективности их использования;

­ формирования и оценки результатов деятельности организаций;

­ факторов развития организации.

Сложность изучения учебной дисциплины заключается в том, что происходит достаточно быстрое развитие экономических процессов, изменение форм и методов хозяйствования.

Следовательно, цели изучения экономики организации:

­ сформировать целостное представление об экономике организации;

­ выработать умение обосновывать экономические решения;

­ выбирать правильную стратегию и тактику поведения организации в изменяющейся рыночной среде.

Учащимся необходимо знать основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что является предметом изучения учебной дисциплины «Экономика организации»?

2. Каковы цели изучения экономики организации?

3. Каковы задачи и содержание курса?

4. В чем значение учебной дисциплины в системе подготовки специалистов со средним специальным образованием?

5. Каковы основные направления социально- экономического развития Республики Беларусь?


ЛИТЕРАТУРА

[1] 17-36, [2] 9-30, [4] 10-29

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При изучении учебного материала данной темы необходимо усвоить определение организации, ее задачи и принципы деятельности.

Организация - самостоятельная производственно-хозяйственная единица, обладающая правами юридического лица, производящая продукцию или оказывающая услуги потребителям, имеющая в собственности на правах хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и несущая ответственность по своим обязательствам. Перед каждой организацией стоят три взаимосвязанные задачи:

1. Выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг в соответствии со спросом на них.

2. Удовлетворение социальных и экономических интересов лиц, работающих в организации, и собственника имущества.

3. Своевременная уплата налогов и отчислений в республиканский и местный бюджеты.

Основные принципы организации:

- экономическая свобода;

- самоокупаемость и самофинансирование;

- использование хозяйственных договоров как правовой основы экономических отношений;

- ответственность за соблюдение договорных обязательств;

- материальное стимулирование труда работающих.

При изучении данной темы следует учесть, что правовые, экономические и социальные основы деятельности организации всех форм собственности определяет Гражданский кодекс Республики Беларусь.

В данной теме необходимо рассмотреть классификацию организаций по следующим признакам:

­ По формам собственности.

­ По размеру.

­ По целям деятельности.

­ По сфере деятельности.

Рассматривая организационно-правовые формы организации, следует выделить следующие:

1. Хозяйственные товарищества:

- полное товарищество;

- коммандитное товарищество.

2. Хозяйственные общества:

- акционерное общество;

- общество с ограниченной ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью.

3. Производственные кооперативы.

4. Унитарные предприятия (организации):

- республиканское унитарное предприятие (организация) (РУП);

- коммунальное унитарное предприятие (организация) (КУП);

- казенное предприятие (организация);

- частное унитарное предприятие (организация) (ЧУП).

Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности. Признаки и формы предпринимательства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Что понимается под термином «организация»? Какие задачи стоят перед организацией?

2. Назовите особенности создания и отличительные черты унитарного предприятия (организации).

3. Назовите основное отличие ООО от ОДО?

4. За счет чего формируется уставный капитал акционерного общества?

5. Чем отличается ОАО от ЗАО?

6. Назовите особенности создания и отличительные черты производственного кооператива.

7. Укажите основные признаки совместных организаций.

8. Характеристика малой организации.

9. Раскройте понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности.

10. Укажите признаки и формы предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

[1] 36-44, [4] 182-189, [5] 37-48

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При изучении материала данной темы необходимо раскрыть понятия концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования. Выделить особенности концентрации производства в изучаемой отрасли. Проанализировать преимущества и недостатки различных форм организации производства. Рассмотреть факторы, определяющие экономическую эффективность концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства.                  

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. В чем заключается сущность концентрации, специализации, кооперирования, и комбинирования производства?

2. Какие Вы знаете показатели уровня концентрации промышленного производства?

3. Какие преимущества и недостатки имеет концентрация производства?

4. В чем проявляется экономическая эффективность специализации и кооперирования?


ЛИТЕРАТУРА

 

[1] 51-98, [2] 33-54, [4] 44-55, [5] 69-83

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 1

Расчет структуры, среднегодовой стоимости основных средств и амортизационных отчислений различными методами.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 2

Расчет показателей состояния и эффективности использования основных средств.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При изучении материала данной темы необходимо усвоить, что основные средства представляют совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда, сохраняющих свою натуральную форму, сроком службы более 1 года.

Основные средства по назначению и сфере применения делятся напроизводственные и непроизводственные.

Основные производственные средства - это часть средств производства, которая многократно участвует в производственном процессе и сохраняет свою натурально-вещественную форму в течение ряда производственных циклов, переносит свою стоимость на готовый продукт по частям и частями ее возмещает при реализации продукта.

Основные непроизводственные средства не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на готовый продукт, онипредназначены для удовлетворения бытовых и культурных потребностей людей. Это жилые дома, детские и спортивные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначения, числящиеся на балансе организации.

Необходимо усвоить состав, структуру основных производственных средств. Большое значение для эффективной работы организации имеют нематериальные активы - это приобретенные права на пользование землей, водой, природными ресурсами, патенты, лицензии, права на товарные знаки, «ноу-хау», конструкторско-технологическая документация на новые виды продукции, акции долгосрочного действия (более года), затраты на разработку, приобретение и размещение веб-сайта.

Следует учесть, что учет и планирование основных производственных средств осуществляется в натуральной и стоимостной (денежной) формах. Существует четыре вида стоимостной оценки основных средств: первоначальная, переоцененная, остаточная, текущая рыночная стоимость.

Сформировать знания о видах износа основных средств:физическом и моральном.

Необходимо обратить внимание на 3 способа расчета амортизации основных производственных средств и нематериальных активов: линейный, нелинейный, производительный.

Изучая тему, необходимо обратить внимание на показатели эффективности использования основных производственных средств: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, а также пути улучшения их использования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Что такое основные средства организации?

2. Что представляют собой основные производственные средства, нематериальные активы?

3. По каким признакам классифицируются основные средства?

4. Какие существуют виды стоимостной оценки основных производственных средств и для чего они применяются?

5. Какова сущность физического и морального износа основных производственных средств?

6. Что понимается под амортизацией?

7. В чем заключается сущность различных методов расчета амортизационных отчислений?

8. Какая система показателей применяется для характеристики использования основных производственных средств?

9. Какие направления улучшения использования основных средств?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

[1] 51-98, [2] 58-76, [4] 59-65, [5] 85-101

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 3

Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств. Расчет экономии оборотных средств в результате сокращения длительности оборота.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При изучении материала данной темы необходимо усвоить, что оборотные средства– это часть средств производства, экономическое назначение которых заключается в обеспечении непрерывности производственного процесса и хозяйственной деятельности организации. Оборотные средства включают оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Необходимо усвоить состав, структуру, кругооборот, нормирование оборотных средств. Показателями использования оборотных средств являются: коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, длительность оборота. Следует знать пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Каковы основные элементы, из которых складываются оборотные средства?

2. Что понимается под структурой оборотных средств? Какие факторы влияют на ее изменения?

3. Какие показатели характеризуют уровень использования оборотных средств?

4. Какие факторы влияют на уровень оборачиваемости оборотных средств?

5. Чем объясняется необходимость нормирования оборотных средств в организации?

6.  Каковы сущность и значение нормирования оборотных средств?

7.  Каковы пути ускорения оборачиваемости оборотных средств?

8. Каково влияние ускорения оборачиваемости оборотных средств на экономику организации?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

[1] 107-110, [2] 81-95, [5] 50-58, [6] 124-132

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 4

Расчет баланса рабочего времени, численности работников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 5

Расчет показателей производительности труда.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При изучении данной темы следует усвоить значение, состав и структуру трудовых ресурсов организации.

Для изучения состава, структуры и динамики трудовых ресурсов их можно классифицировать по ряду признаков.

По участию в производственной деятельности различают: промышленно-производственный персонал; персонал непромышленных организаций, состоящих на балансе организации.

По характеру выполняемых функций трудовые ресурсы делятся на две группы: рабочие и служащие. Из группы рабочих выделяют рабочих основного производства и рабочих обслуживающих хозяйств (вспомогательных). Из группы служащих выделяют руководителей, специалистов, других служащих (бухгалтеры, секретари, делопроизводители и т.п.).

По характеру и сложности выполняемых работ трудовые ресурсы делятся: по профессиям, по специальностям, по квалификации.

Следует обратить внимание, что в основе расчета численности работающих, лежит определение баланса рабочего времени. Баланс включает определение: среднего фактического числа рабочих дней в предстоящем году; средней продолжительности рабочего дня и полезного фонда рабочего времени одного среднесписочного работника в часах.

Планирование численности работающих ведется по двум группам:

1) промышленно-производственного персонала (ППП),

2) непромышленного персонала (НПП).

Планирование численности ППП ведется по каждой категории работающих: определяется списочный и явочный состав рабочих, по всем остальным категориям - только списочный состав.

Учащиеся должны усвоить расчет списочного и явочного состава (по трудоемкости, по нормам выработки).

Следует раскрыть сущность понятия «производительность труда», знать показатели и методы ее измерения.

В организации для выражения производительности труда используются два показателя - выработка и трудоемкость.

Наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда является выработка продукции. В промышленных организациях в зависимости от единицы измерения объема производства различают три основных метода измерения производительности труда: натуральный, стоимостный и трудовой.

Необходимо знать факторы и резервы роста производительности труда.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Что такое трудовые ресурсы?

2. По каким признакам классифицируются трудовые ресурсы?

3. Что представляет собой баланс рабочего времени?

4. Как рассчитать нормативную численность работающих?

5. В чем проявляется сущность производительности труда?

6. Какие показатели определяют производительность труда?

7. Какие методы используются для измерения производительности труда?

8. Факторы и резервы роста производительности труда.

ЛИТЕРАТУРА

 

[1] 110-113, [5] 59-68

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 6

Расчет норм труда.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При изучении материала данной темы необходимо рассмотреть организацию труда, ее сущность и основные направления.

Организация труда - это система мер, направленная на создание для работающих нормальных условий труда. Важнейшей формой совершенствования организации труда является его научная организация.

Необходимо понять сущность и организацию технического нормирования труда, определить его значение и задачи.

Нормирование труда - процесс установления затрат труда на определенные виды работ в конкретных организационно-технических условиях с учетом эффективного использования орудий производства и применения передовых методов организации труда.

Изучить классификацию затрат рабочего времени. Все затраты рабочего времени можно разделить на:

1. Время работы:

- время, затраченное на выполнение производственного задания и работы (подготовительно-заключительное время, оперативное время, время обслуживания рабочего места);

- время, затраченное на работы, не предусмотренные производственным заданием(исправление брака, поиск инструмента, материалов, наладчика и т.д.).

2. Время перерывов:

- регламентированные перерывы (время на отдых и личные надобности, и время перерывов по организационно-техническим причинам); нерегламентированные перерывы (отсутствие сырья, материалов, поломка оборудования, нарушение работниками правил внутреннего распорядка).

Рассмотреть структуру нормы времени, дать характеристику ее элементам: штучное и подготовительно-заключительное.

Усвоить методы нормирования труда.

Дать характеристику и расчет технических норм времени, норм выработки и норм обслуживания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Что такое организация труда?

2. Что понимают под нормированием труда?

3. Какую роль играет нормирование труда в организации производственного процесса?

4. Что включает в себя время на выполнение производственного задания?

5. Чему уделяют особое внимание при анализе использования рабочего времени?

6. Чем фотография рабочего времени отличается от хронометража?

7. Назовите структуру нормы времени и дайте характеристику ее элементов.

8. Приведите характеристику норм труда.

ЛИТЕРАТУРА

 

[1] 118-130, [2] 95-105, [4] 108-129, [5] 116-136

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 7

Начисление заработной платы работникам по сдельной форме оплаты труда.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 8

Начисление заработной платы работникам по повременной форме оплаты труда.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 9

Планирование средств на оплату труда.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При изучении данной темы следует понять сущность и принципы организации оплаты труда.

Организация оплаты труда - комплекс мер, позволяющих объективно оценить количество и качество вложенного работником труда и рассчитать размер материального вознаграждения. Она строится на следующих принципах:

1. Объективность.

2. Комплексность.

3. Дифференцированность.

4. Гибкость и оперативность.

5. Простота и доступность.

6. Опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы.

Усвоить, что для обеспечения социальной защиты работников, применяется минимальная заработная плата (МЗП).

Рассмотреть тарифную систему и ее элементы.

Тарифная система - это совокупность нормативов, посредством которых осуществляется дифференциация и регулирование оплаты труда работников организации. Она состоит из трех основных элементов:

1. Тарифно-квалификационные справочники.

2. Тарифные сетки.

3. Тарифные ставки.

Усвоить основные формы оплаты труда: повременную и сдельную, их системы.

Повременной называется такая форма, при которой зарплата работнику начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.

При повременной оплате труда заработок работника Зп определяется по формуле:

 

Зп = Стn * F,

 

где Стn - тарифная ставка n-го разряда, руб.

 F- фонд фактически отработанного рабочего времени,(дни, часы).

 

При сдельной оплате труда оплаченный труд измеряется выработанной продукцией. Заработок начисляется за каждую единицу продукции (штуку, килограмм, метр) Зсд и определяется по следующей формуле:

 

Зсд = Рсд * В ф. мес.,

 

где Рсд.- сдельная расценка, т.е. заработная плата рабочего за единицу работы (операции, изделия), руб.

В ф.мес. - выработка фактическая за месяц, шт.

 

Расценку можно рассчитать по следующим формулам:

 

 ,

 

Рсд = Стn * Hвр,

 

где Н выр - объем работы, который необходимо выполнить в течение определенной единицы времени, шт.;

            Н вр. - количество времени, необходимого для выполнения определенного объема работы (сек., мин., час).

 

Рассмотреть, как оплачивается труд руководителей и специалистов. Обычно устанавливаются месячные оклады. Изучить структуру оклада.

Изучить основные виды дополнительной оплаты труда.

Расчет фонда заработной платы производится по каждой категории работающих в отдельности. Определяют плановый фонд зарплаты рабочих, который состоит из прямого (тарифного), часового, дневного и месячного (годового). Следует обратить внимание, как рассчитываются доплаты, входящие в часовой, дневной, месячный фонды, и что входит в состав основной и дополнительной заработной платы.

Для руководителей, специалистов и других служащих определяют сразу годовой фонд заработной платы, который представляет собой сумму произведений месячного оклада каждого работника на число месяцев в году. Сумма их премий также включается в фонд заработной платы.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Что такое заработная плата?

2. Какие принципы организации оплаты труда Вы знаете?

3. Из каких основных элементов состоит тарифная система? Охарактеризуйте каждый из них.

4. Охарактеризуйте повременную форму оплаты труда.

5. В чем сущность сдельной формы оплаты труда?

6. Охарактеризуйте системы сдельной формы оплаты труда.

7. Что такое дополнительная оплата труда? Что она в себя включает?

8. Порядок расчета ФЗП рабочих, руководителей, специалистов, других служащих.


ЛИТЕРАТУРА

    [5] 348 - 351

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учащиеся должны знать, что основной частью производственного процесса является технологический процесс, в ходе которого происходит изменение геометрических форм и размеров предметов труда. Технологический процесс состоит из технологических операций, которые подразделяются на ручные, машинные, машинно-ручные, автоматизированные.

Производственные процессы в организации подразделяются на основные, вспомогательные, обслуживающие.

Учащимся необходимо иметь в виду, что организация производства в швейных организациях в значительной степени зависит от организационного типа производства. Различают 3 основных типа производства: индивидуальное, серийное, массовое. Каждому из этих типов присущ свой метод организации: единичный, бригадно-операционный, поточно-операционный. Из всех видов производства условия массового производства обеспечивают наиболее полное использование оборудования и материалов, наиболее высокий уровень производительности труда и вследствие этого наиболее низкую себестоимость продукции.

Учащимся необходимо изучить, что понимается под производственным циклом и пути сокращения его длительности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое производственный процесс?

2. Как подразделяются производственные процессы?

3. Какие различают типы производства продукции?

4. Назовите технико-экономические характеристики типов производства?

5. Чем отличается бригадно-операционный метод от поточно-операционного?

6. Чем характеризуется единичный метод организации производства?

7. Что такое производственный цикл?

8. От чего зависит длительность производственного цикла?

ТЕМА 3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА

 

Сущность, задачи и этапы технической подготовки производства к выпуску новой продукции. Роль технической подготовки производства в повышении конкурентоспособности продукции.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

[5] 351-355

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для осуществления нормального производственного процесса, выпуска высококачественной продукции с соблюдением всех заданных технико-экономических показателей необходима четкая техническая подготовка.

Необходимо знать важнейшие задачи технической подготовки производства:

1) обеспечить ускоренное развитие научно-технического прогресса,

2) сократить трудоемкость и стоимость всех работ, входящих в комплекс подготовки, а также продолжительность производственного цикла,

3) изготовить конкурентоспособную продукцию, удовлетворяющую потребности потребителей.

Учащимся следует изучить этапы технической подготовки:

1) конструкторский,

2) технологический,

3) организационно-плановый,

4) материально-технический,

5) социально-психологический,

6) экономический.

Необходимо иметь в виду, что конструкторский и технологический этапы являются наиболее разработанными в научно-методическом плане. На каждом уровне они регламентируются различными нормативными документами: комплект конструкторской документации разрабатывается в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской (ЕСКД) и технологической (ЕСТД) документации.

Следует обратить внимание на основные показатели технологичности вновь осваиваемых изделий: стандартизацию и унификацию, а также как разрабатывается технологическая и операционная карты, и для чего разрабатывается календарный план технической подготовки производства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Каковы цели и задачи технической подготовки производства?

2. Охарактеризуйте опытно-конструкторские работы.

3. Что включает организация технической подготовки производства?

4. Охарактеризуйте содержание этапов технической подготовки производства.

ЛИТЕРАТУРА

 

[3] 174-178, [4] 91-102, [5] 359-363

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

На современном этапе повышение качества имеет большое значение для организации-изготовителя, потребителя и национальной экономики в целом. Учащиеся должны иметь в виду, что выход любого товара на рынок предполагает его вступление в конкурентную борьбу. Основными критериями, определяющими конкурентоспособность продукции являются: технический уровень; уровень качества изготовления продукции в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО; уровень качества в эксплуатации или потреблении; уровень затрат потребителя на приобретение продукции; транспортирование; оплату материалов, энергии; ремонт изделия.

Работа по повышению конкурентоспособности товара проводится постепенно, с периодичностью, задаваемой жизненным циклом товара на рынке. Следует усвоить, под влиянием, каких факторов формируется конкурентоспособность продукции.

Для оценки качества продукции используется система показателей, которые подразделяются на единичные, обобщающие и комплексные. На основании показателей качества определяется уровень качества.

 

 

Учащиеся должны знать, что проблема качества продукции не может быть решена на основе проведения разрозненных мероприятий, а требует применение системных методов управления качеством. Управление осуществляется путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, определяющие тот или иной показатель качества.

При производстве продукции должны соблюдаться определенные требования. Задачу своевременного предупреждения нарушения технических требований решает технический контроль. Контроль за уровнем качества продукции осуществляется с помощью системы стандартизации и сертификации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Что понимается под терминами «качество продукции», «конкурентоспособность продукции»?

2. Каковы основные показатели качества продукции?

3. Что понимается под управлением качеством?

4. Каковы задачи и функции ОТК?

5. В чем заключается роль стандартизации и сертификации для обеспечения высокого качества продукции?

6. Пути повышения качества продукции в организации.

7. Какие факторы влияют на конкурентоспособность продукции организации?

ЛИТЕРАТУРА

 

 [2] 221-232, [5] 183-193

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Известный маркетолог Филипп Котлер определяет «маркетинг» как ряд или набор видов человеческой деятельности, направленной на облегчение и совершенствование обмена для удовлетворения нужд и потребностей.

При изучении материала необходимо усвоить сущность маркетинга, основные категории маркетинга: нужда, потребность, запрос, сделка, обмен; задачи, субъекты и объекты маркетинга.

При изучении материала необходимо уяснить основные принципы и функции маркетинга. Следует знать, что успешная реализация принципов маркетинга возможна во взаимосвязи с функциями маркетинга, которые представляют собой сово­купность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассор­тимента, формированием каналов товародвижения на рынке, проведением рек­ламы, стимулированием продажи, а также с управлением и контролем.

Изучая тему, необходимо усвоить понятие сегментации рынка, ее значение для товаропроизводителя. Сегментация рынка проходит с учетом определенных критериев и признаков.

Критерий - это показатель того, насколько верно организация выбрала тот или иной рынок для деятельности. Признак - это способ выделения данного сегмента на рынке.

Продвижение – это любая форма сообщений, используемых организацией для информации, убеждения или напоминания людям о своих товарах, услугах, образах, идеях или о самой организации.

Продвижение включает в себя: рекламу; личную продажу; стимулирование продаж; общественные связи.

Следует знать, что Интернет, как инструмент маркетинга, играет большую роль в повышении качества обслуживания потребителей.

Следует усвоить основные права потребителей, гарантированные законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Что такое маркетинг? На какие вопросы предприниматель может получить ответы с помощью маркетинга?

2. Каковы цели и задачи маркетинга?

3. Каковы основные принципы маркетинга?

4. Перечислите функции маркетинга и охарактеризуйте их.

5. Что относится к основным структурным элементам рынка?

6. Какие цели достигает организация с помощью сегментации рынка?

7. Каковы основные критерии сегментации рынка?

8. Каковы основные признаки сегментации рынка?

<

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.