Благословение будущим мученикам — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Благословение будущим мученикам

2019-11-19 156
Благословение будущим мученикам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

И пути, предстоящие другим людям, тоже ясно различал Иоанн Кронштадтский.

5 декабря 1908 года его навестили митрополит Московский Владимир, епископ Саратовский Гермоген и епископ Орловский Серафим.

Сопровождал их московский протоиерей Иоанн Восторгов.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский рассказал гостям, что мучительная болезнь донимает его нестихающей болью, и только во время служения литургии дает ослабу часа на два.

– Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания, для предочищения моей грешной души, – сказал он. – Оживляет Святое Причащение.

После этого Иоанн Кронштадтский около двух часов беседовал наедине с гостями. Подробности этой беседы неизвестны, но известны судьбы последних собеседников всероссийского батюшки: всем им суждено было принять мученический венец.

Первым в этом скорбном списке оказался митрополит Киевский и Галицкий Владимир.

«Я никого и ничего не боюсь, – сказал он незадолго до своей мученической кончины. – Я во всякое время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России».

Рассказывают, что 25 января 1918 года, когда его уводили на расстрел, митрополит был спокоен, словно шел служить литургию…

«Народ наш совершил грех, – сказал тогда протоиерей Иоанн Восторгов, – а грех требует искупления и покаяния. Для искупления прегрешений народа и побуждения его к покаянию всегда требуется жертва. И в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества старца-митрополита»…

Слова эти были сказаны на Поместном Соборе, и их можно отнести и к самому Иоанну Восторгову, которого чекисты расстреляли 23 августа 1918 года недалеко от Московского городского Братского кладбища.

А за два месяца до этого, 29 июня 1918 года, большевики утопили в Туре епископа Тобольского и Сибирского Гермогена…

Почти на два десятилетия пережил их митрополит Серафим, употребивший эти годы для трудов во имя спасения разрушаемой большевиками Русской православной церкви, но 11 декабря 1937 года и он нашел мученический венец на Бутовском полигоне под Москвой.

Вот так сложились судьбы новомучеников российских, приехавших в Кронштадт проститься со святым праведным Иоанном Кронштадтским.

После той уединенной беседы на глазах у всех были слезы.

– Я могу покойно умереть, зная, что вы будете продолжать мое дело, будете бороться за православие, на что я вас и благословляю… – сказал, расставаясь с ними, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

 

КОНЧИНА

 

10 декабря 1908 года Иоанн Кронштадтский отслужил в Андреевском соборе свою последнюю Божественную литургию.

«Нельзя забыть того впечатления, которое батюшка произвел своим видом и едва слышным голосом, – вспоминала монахиня Анастасия. – Паства почувствовала, что батюшка уходит навсегда. Стоны, крик, плач поднялись. Картина эта так потрясла батюшку, что он плакал, как ребенок; он велел после литургии вынести кресло из алтаря на амвон и долго поучал народ, советовал помнить его заветы: молиться, любить Бога».

После этого отец Иоанн покинул храм, в котором отслужил более полувека. Больше он уже не выходил из дому.

Он сделал все приготовления и подписал духовное завещание, оставив на содержание престарелой супруги десять тысяч рублей. Остальные средства и ценности завещаны были Иоанновскому монастырю на Карповке.

Несколько дней Иоанн Кронштадтский лежал в своей квартире, время от времени проваливаясь в забытье.

Его ежедневно причащали на дому, вместо лекарств он пил воду из источника преподобного Серафима.

– Которое сегодня число? – очнувшись, спросил отец Иоанн Кронштадтский у настоятельницы Иоанновского женского монастыря.

– Восемнадцатое декабря… – ответила игумения Ангелина.

– Значит, еще два дня, – сказал в раздумье отец Иоанн.

В ночь на 20 декабря 1908 года раннюю литургию начали служить в три часа, чтобы успеть последний раз причастить настоятеля. После причастия, в 7 часов 40 минут, Иоанн Кронштадтский отошел ко Господу.

 

 

В тот же день начались панихиды. Отпевание совершалось в Андреевском соборе, а 22 декабря тело всероссийского батюшки было доставлено на санях по льду Финского залива в Ораниенбаум, а оттуда на Балтийский вокзал. Траурный поезд прибыл в Петербург к пяти вечера.

Несмотря на дождь, процессия двинулась по набережной Невы, мимо Синода, и в половине девятого вечера, как раз к Рождеству, как и обещал Иоанн Кронштадтский, пришли в Иоанновский монастырь на Карповке.

23 декабря Иоанна Кронштадского погребли в нижнем храме. Исцеления у гробницы начались сразу же, как только усыпальница стала доступна для поклонения.

 

РЕСКРИПТ ЦАРЯ-МУЧЕНИКА

 

После кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского Николай II издал рескрипт о ежегодном молитвенном поминовении отца Иоанна Кронштадтского.

«Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтоб угас великий светильник церкви Христовой и молитвенник земли русской, всенародно чтимый пастырь и праведник отец Иоанн Кронштадтский.

Всем сердцем разделяя великую скорбь народную о кончине любвеобильного пастыря и благотворителя, Мы с особенным чувством обновляем в памяти Нашей скорбные дни предсмертного недуга в Бозе почивающего Родителя Нашего Императора Александра III, когда угасающий Царь, любимый народом, пожелал молитв и близости любимого народом молитвенника за Царя и отечество. Ныне, вместе с возлюбленным народом Нашим, утратив возлюбленного молитвенника Нашего, Мы проникаемся непременным желанием дать достойное выражение сей совместной скорби Нашей с народом молитвенным поминовением почившего, ежегодно ознаменовывая им день кончины отца Иоанна, а в нынешнем году приурочив оное к сороковому дню оплакиваемого события. Будучи и по собственному душевному влечению Нашему, и по силе Основных Законов первым блюстителем в отечестве Нашем интересов и нужд церкви Христовой, Мы со всеми верными и любящими сынами ее ожидаем, что Святейший Синод, став во главе сего начинания, внесет свет утешения в горе народное и зародит на вечные времена живой источник вдохновения будущих служителей и предстоятелей алтаря Христова на святые подвиги многотрудного пастырского делания».

Указ был рассмотрен 15 января 1909 года на заседании Священного Синода и – ни один архиерей еще не удостаивался такого всероссийского поминовения! – сороковой день памяти Иоанна Кронштадтского стал началом его общецерковного прославления.

 

УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ

 

За несколько дней до своей кончины, 17 декабря 1908 года, отец Иоанн Кронштадтский попросил передать матушке Елизавете: «Скажите жене, что она всегда со мной, и я всегда с нею».

Менее полугода жила Елизавета Константиновна вдовою. 21 мая 1909 года причастилась последний раз, а на следующий день, утром, тихо отошла ко Господу…

 

***

 

Мне довелось побывать на первой, после долгих советских десятилетий, торжественной панихиде по матушке Елизавете Константиновне.

По-домашнему тихо прошло тогда в Кронштадте это событие, хотя и собрало оно несколько сотен человек. Литургию служили в соборе Владимирской иконы Божией Матери, построенном в 1882 году.

Семь лет строился этот храм, семьдесят лет его пытались и не могли разрушить… Говорят, что тогда истратили тонны взрывчатки, но обрушить удалось только центральную маковку.

Изуродованный, словно искусанный зубами злобствовавших здесь сил преисподней, храм продолжал стоять, вознося ввысь скелеты боковых восстанавливаемых маковок, и похож он был на израненного, искалеченного в сражениях воина, и два креста, белеющие на кирпичной кладке фронтона, хотелось уподобить боевым наградам на груди ветерана.

Обустроенной – если можно назвать это обустройством! – была лишь часть нижнего храма «Утоли моя печали»…

В этом вытянутом в длину, низком – кажется, рукой можно дотянуться до ламп дневного света на потолке! – похожем на полуподвал помещении с затянутыми мешковиной стенами и должна была состояться литургия.

– Здесь и служим пока, – сказал настоятель, отец Святослав. – А там Бог поможет! Будем надеяться на Божию помощь и на заступничество святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского. Это он ведь и освящал в свое время наш храм!

И действительно…

Только первые мгновения ощущалась некая подавленность от вида окружающей нищеты и разора. Но началась служба, зазвучали слова молитв – и словно бы начал расти храм, вздымая вверх купола, в немыслимую вышину, туда, где предстоит Престолу Божию молящийся за нас святой праведный отец Иоанн Кронштадтский…

И думалось, что чем-то схожими с этим храмом были отношения отца Иоанна Кронштадтского и его супруги Елизаветы Константиновны – не земное, а небесное притяжение определяло их архитектуру.

Рассказывают, что все недолгие месяцы своего вдовства Елизавета Константиновна продолжала думать о почившем супруге как о живом.

– Мне все кажется, – говорила она, – будто Иван Ильич куда-то уехал, как бывало в Москву, и опять приедет.

При жизни пастыря Елизавета Константиновна никогда не ложилась спать, не дождавшись его возвращения после своих трудов, и по вечерам в квартире на углу Посадской и Андреевской долго горел свет.

Погас он, когда Елизавета Константиновна ушла следом за своим супругом.

Похоронили матушку в Кронштадте, возле Андреевского собора, где служил всю свою жизнь праведный отец Иоанн Кронштадтский, в левой стороне соборного садика 24 мая 1909 года.

 

ИСЧЕЗНУВШАЯ ГРОБНИЦА

 

Те люди, с которыми боролся Иоанн Кронштадтский, пришли после революции к власти и, не имея возможности отомстить самому всероссийскому батюшке, всю свою лютую ненависть обрушили на память о великом чудотворце. Уничтожались книги Иоанна Кронштадтского, за хранение его портретов легко было угодить в ГПУ. Не выпала из поля зрения новых властей и гробница батюшки.

«Рабочие завода “Электрик” в прошлом году взяли для себя дом общежития Иоанновского монастыря, – писала 24 мая 1924 года “Красная газета”. – Дом черной своры тунеядцев превратился в красную казарму тружеников. Все бы хорошо, да не совсем. Черные тени иоаннитов и белые платочки иоанниток все еще витают около бывшего монастыря. Там в подвале лежит их батя – Иоанн Кронштадтский. Там, по-ихнему, его мощи, а потому они и ходят туда плакаться и лизать пыльные стены подвала. Не пора ли разрушить старое гнездо черных ворон?».

Родственники Иоанна Кронштадтского обратились в Губисполком с ходатайством о разрешении перезахоронить тело на Смоленском кладбище. Начали даже собирать деньги на перезахоронение, но ни в 1924-м, ни в 1925 году, хотя к делу подключилось ГПУ, никаких действий, связанных с перезахоронением гражданина РСФСР Иоанна Кронштадтского, предпринято не было.

Церковное и монастырское здания были отданы в аренду Государственному Научно-Мелиоративному Институту, началось капитальное – снимались кресты и колокола – переустройство, но вопрос с могилой Иоанна Кронштадтского так и оставался нерешенным.

Предлагали замуровать могилу Иоанна Кронштадтского, заложив проходы кирпичами, но жалко было хорошего подвального помещения с бетонированным полом, а кроме того получалось, что тогда придется замуровать и часть труб парового отопления.

В результате на заседании президиума Губисполкома 26 февраля 1926 года было «без занесения в протокол» принято компромиссное решение: «помещение гробницы Иоанна Кронштадтского замуровать и спустя два-три месяца гроб опустить ниже на два-три аршина, а пол над могилой забетонировать».

Нерешительность властей – со святыми мощами в те годы не церемонились! – объяснялась тем, что Иоанн Кронштатский не был тогда канонизирован и, как считает священник Александр Берташ, никакого мнимого разоблачения «обмана церковников» ожидать здесь не приходилось. «Уничтожение же захоронения создало бы юридические проблемы и для беззаконной власти».

Как свидетельствует «Акт ликвидации прохода к усыпальнице Иоанна Кронштадтского» от 1 марта 1926 года, первая часть решения президиума Губисполкома была выполнена буквально через три дня.

«Сего числа была проведена окончательная замуровка арки прохода в усыпальницу с левой стороны при спуске с лестницы… толщиной в два кирпича (12 вершков). Перед окончательной заделкой в помещение усыпальницы были допущены родственники священника Иоанна Сергиева – священник Орнатский, Орнатская, Макеева. При осмотре гробницы таковая оказалась в неприкосновенности».

Никаких документов об осуществлении второй части распоряжения не найдено, но когда во время блокады храм-усыпальницу размуровали, чтобы устроить там бомбоубежище, гробницы в подвале уже не было…

Но и во времена самых лютых гонений на церковь верующие помнили о гробнице отца Иоанна и приходили к стенам бывшей Иоанновской обители. Над окном усыпальницы был начертан православный крест; крест этот много раз смывали, пока – неведомо как! – крест не оказался высеченным на граните цоколя над окном.

Возле этого погрузившегося в гранит креста возжигали свечи и возлагали цветы.

 

ПИНЕЖСКАЯ ЛЕГЕНДА

 

Существует множество различных преданий о судьбе мощей святого праведного Иоанна Кронштадтского. Одну такую историю еще в конце пятидесятых годов прошлого века услышал на Пинеге писатель Федор Абрамов.

– Матросы-то ненавидели Иоанна Кронштадского, – рассказывали ему. – Когда совершилась революция, матросы ворвались в склеп на Карповке, но в склепе было пусто. Мощи отца Иоанна сюда увезли.

Видели тогда на Пинеге тройку. Колокольчик слышали, а потом вьюга налетела, и пропала тройка в снегу…

Это, конечно, легенда, но закрываешь глаза – и видишь летящую по льду Пинеги тройку, видишь летящую навстречу русской тройке революционную метель, в страшной замяти которой исчезнут и святые мощи праведного Иоанна Кронштадского, и сама тройка, и сама русская жизнь…

И перекликается исчезающая в революционной метели тройка с тройкой, которая, по преданию, могла проехать по стене, выстроенной Иоанном Кронштадтским вокруг Артемие-Веркольского монастыря, как перекликаются в своем значении и посмертные судьбы Артемия Веркольского и Иоанна Кронштадтского.

Две династии, которые столетиями правили на Руси – Рюриков и Романовых – обе завершились убиением отроков-царевичей.

Много общего и в последних правлениях этих династий – царствовании Федора Иоанновича и императора Николая II. Оба эти государя стремились возродить православную Русь – и тут даже и заботы о патриаршестве роднят их. При Федоре Иоанновиче было учреждено патриаршество, а Николай II многое делал, чтобы возродить его, упраздненное Петром I. Ну, а главное, их роднит стремление следовать православному образу жизни и в своей личной жизни. Словно для того и были эти смиренные и молитвенные правления, чтобы отмолить грехи, совершенные другими правителями, но недостаточно оказалось молитв.

Требовалось нечто большее.

И вот, точно так же, как убиенного 15 мая 1591 года в Угличе страстотерпца благоверного царевича Дмитрия встречает на небесах святой праведный Артемий, так и появление на небесах убиенного царевича Алексея Николаевича предваряет появление там святого праведного Иоанна Кронштадтского, совершившего обряд крещения царевича-мученика…

Ну, а мощи что ж? Существует пророчество самого святого, что его мощи будут утрачены и затем обретены в трудное для русского народа время…

Кто знает. Может, и не наступило еще для нас самое трудное время?

 

«СВЯТОЙ» ФОНТАН

 

В Кронштадте, хотя здесь особенно жестоко искоренялась память о всероссийском батюшке, тоже существовало немало легенд.

Одна из них связана с фонтаном, который был устроен на месте Андреевского собора.

В 1931 году собор был закрыт, а его последнего настоятеля, протоиерея Николая Симо, духовного сына отца Иоанна, расстреляли. Целый год храм, где святой праведный Иоанн Кронштадтский отслужил пятьдесят две Пасхальные литургии, стоял пустой, и весной 1932 года его вначале подожгли, а потом и совсем снесли.

На месте собора разбили сквер и устроили фонтан. Но вскоре на удивление властей к фонтану началось настоящее паломничество людей с бидончиками. Фонтан стал почитаться как «живоносный источник Иоанна Кронштадтского».

Напуганные тем, что они сами создали новый «рассадник мракобесия», власти поспешили снести и «святой фонтан».

 

НЕОСВЯЩЕННЫЙ ПРИДЕЛ

 

Удивительно теплые отношения связывали Иоанна Кронштадтского с Леушинской обителью, находящейся в Череповецком уезде Новгородской губернии.

Когда игуменья Таисия надумала строить в Петербурге подворье, то обратилась к отцу Иоанну за благословением, рассчитывая получить от него и материальную помощь.

Всероссийский батюшка благословил начинание и дал игуменье два гривенника. С этими гривенниками Иоанна Кронштадтского вскоре было приобретено подходящее для подворья место на Бассейной улице, и скоро здесь выросло трехэтажное здание с церковью во имя Святого Апостола, Евангелиста Иоанна Богослова.

 

 

Отец Иоанн очень любил служить здесь.

Интересно, что второй престол, в левом приделе храма, так и не был освещен. Говорят, что матушка Таисия устроила этот придел в ожидании прославления отца Иоанна Кронштадтского…

Тогда до этого события оставалось еще восемь десятилетий, но матушка Таисия надеялась, что это произойдет быстрее.

Впрочем, планы игуменьи Таисии Леушинской не оставлены. Директор мемориальной квартиры Иоанна Кронштадтского в Кронштадте и настоятель восстановленного храма Леушинского подворья отец Геннадий Белеволов считает, что придел обязательно будет освящен во имя Иоанна Кронштадтского.

– Когда?

– Когда наступит время…

 

ПРОЗРЕНИЕ

 

Казалось бы, какие чудеса может сохранить память живых людей спустя столетие после завершения земного пути святого, семьдесят из которых к тому же окутаны злою тьмой атеистического равнодушия?

Оказывается, может. Свидетельство этому – рассказ Валентины Васильевны Кудрявцевой, прихожанки храма Андрея Критского, о чуде исцеления ее крестной по молитве праведного Иоанна Кронштадтского, который мне довелось услышать самому…

Отец Валентины Васильевны, Василий Михайлович Востренков, до революции работал машинистом на железной дороге. Водил поезда, следовавшие из Петербурга в Ораниенбаум. Нередко пассажиром его поезда оказывался и праведный отец Иоанн Кронштадтский… Василий Михайлович хорошо знал, как пройти к служебному помещению на Балтийском вокзале, где, ожидая поезда, отдыхал отец Иоанн.

Поэтому, когда произошло несчастье в семье – ослепла свояченица – решено было показать ее кронштадтскому чудотворцу. Отец Иоанн был последней надеждой семнадцатилетней девушки.

Узнав утром, что отец Иоанн проехал в Петербург и, значит, вечером (отец Иоанн Кронштадтский всегда возвращался ночевать на остров) поедет обратно, Василий Михайлович отвез свояченицу на Балтийский вокзал, провел ее к комнате, где находился Иоанн Кронштадтский.

Далее Валентина Васильевна рассказывала эту историю уже со слов самой Марфы Ивановны.

Выслушав просьбу девушки, тяжело вздохнул Иоанн Кронштадтский:

– Я – не Господь, чтобы исцелять, – сказал он. – Я только помолиться, бедная, могу за тебя. Иди с Богом. Я помолюсь…

Вот так. Как зашла крестная слепою, так и вышла, ничего не видит. А помещение, где она у отца Иоанна была, в самом конце вокзала под арочным навесом находилось.

Взял ее отец за руку и ведет к поезду, чтобы назад домой везти. А крестная уже и не плакала.

«Что ж, – думала, – если суждено слепой жить, не одна я такая… Другие слепые тоже живут»…

И тут – еще до выхода из-под арки не прошли! – вдруг свет увидела.

– Господи! – говорит. – Красиво-то как!

Так и прозрела она. До семидесяти годов дожила, а очков не носила. И в последние годы нитку в иголку сама вдевала…

 

ЧУДОТВОРЕЦ

 

Историй, подобных рассказанной Валентиной Васильевной Кудрявцевой, в чудотворном наследии святого праведного Иоанна Кронштадтского – великое множество.

Чудеса, совершенные всероссийским батюшкой, начали записывать еще при его жизни.

 

 

А. А. Зыбин, создавший одну из первых биографий Иоанна Кронштадтского, после публикации ее взялся вести в «Петербургском листке» специальную рубрику «По молитве отца Иоанна Кронштадтского», материалы которой появлялись в газете дважды в месяц на протяжении многих лет.

«Имея счастье состоять в близких отношениях к почтенному пастырю, я имел возможность точно проверить все сообщаемые мною факты, а некоторые из них, т. е. факты исцелений по его молитве, наблюдать лично», – сообщал Зыбин.

Достоверно известно, что в пору всероссийской известности к отцу Иоанну ежедневно приходили сотни телеграмм и писем, которые батюшка физически не мог прочесть. Каждый день перед литургией батюшка заносил эти охапки писем и телеграмм в алтарь и, положив их на Престол, дерзновенно просил:

– Господи, помяни всех, заповедавших меня о них молиться!

И происходило чудо: прозревали слепые, недужные получали исцеление.

С годами число чудес, совершенных по молитвам Иоанна Кронштатского и по молитвам к нему, еще более увеличилось, и свидетельства о них можно найти не только в церковной литературе, но и в книгах по истории, в воспоминаниях известных исторических деятелей.

Продолжают совершаться чудеса по молитвам к святому праведному Иоанну Кронштадтскому и в наше время…

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.