Из призыва Иоанна Кронштадтского — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Из призыва Иоанна Кронштадтского

2019-11-19 184
Из призыва Иоанна Кронштадтского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ярким солнечным утром 14 июня 1990 года набережная реки Карповки была заполнена народом.

 

 

Людей было так много, что некоторые залезли на ограду Иоанновского монастыря, многие стояли на крышах домов на другом берегу Карповки. Все они не сводили глаз с патриарха Алексия II, который поднялся не небольшой помост, чтобы огласить Деяние освященного Собора о прославлении Иоанна Кронштадтского в лике святых.

Протоиерей Валерий Швецов в те дни был еще только недавним выпускником физического факультета Ленинградского университета, и смутное желание посвятить себя служению Богу, уже давно бродившее в нем, окончательно «ударило в сердце» именно в дни прославления всероссийского батюшки.

Времени до начала вступительных экзаменов в Духовную семинарию почти не оставалось, но чудесным образом удалось собрать необходимые справки, и документы в семинарию Валерий успел представить в срок. Правда, радость, что его допустили к экзаменам, омрачалась мыслью о конкурсе: на двадцать пять семинарских мест подано было почти сто заявлений.

Валерий опасался не только самого конкурса – в те годы еще действовало негласное правило, по которому уполномоченный по делам религии, проверяя списки будущих семинаристов, в первую очередь вычеркивал из них выпускников советских вузов.

Тем не менее экзамены Валерий сдавал, и здесь его тоже сопровождали маленькие чудеса. Например, перед экзаменом целый вечер читал он о призвании апостолов, а на экзамене для сочинения эту – «Призвание двенадцати апостолов» – тему и задали. Но самое большое чудо ждало впереди.

Сразу после завершения экзаменов объявили, что набирают на учебу еще один курс, а главное – такое тоже произошло впервые! – уполномоченные не будут проверять списки абитуриентов, зачисленных в семинаристы.

– И я поступил, – рассказывал отец Валерий. – И многие другие абитуриенты, которые и не надеялись, тоже стали семинаристами. Поступив в семинарию, мы так себя и называли: призывом Иоанна Кронштадтского! И все мы стали священниками…

Сейчас отец Валерий – благочинный Красносельского округа, в пределы которого входит и Кронштадт, где просиял полтора столетия назад святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Я слушал рассказ отца Валерия и думал, сколь многое преобразилось в нашей стране после прославления Кронштадтского чудотворца. Всего год после этого Ленинград носил свое советское имя, и уже 12 июня 1991 года превратился в Санкт-Петербург.

А в благочинии самого отца Валерия Швецова? Станция Володарская, где находится храм преподобномученика Андрея Критского, созданный при участии и по благословению Иоанна Кронштадтского, и где служит сейчас отец Валерий, стала платформой Сергиево.

Так она называлась и до революции, отсюда ехали паломники в находящуюся неподалеку Троице-Сергиеву пустынь, но – так получается! – что легла на это переименование чудотворная тень святого праведного Иоанна Кронштадского – Ивана Ильича Сергиева…

 

СЕРГИЕВ РОД

 

И тут, конечно, устроившись, в каком-нибудь тенистом скверике Кронштадта, самое время вспомнить, откуда произошел и как произрастал такой великий святой, праведность которого заполняла не только его самого, но легко сообщалась окружающим.

Он родился на далеком севере, там, где меж крутых берегов, превращающихся то в красные горы, то в ослепительно белый алебастр, течет река Пинега.

«Боже мой, – восклицал здесь в восторге путешественник. – Что это за горы! То они идут на целую версту неприступными крепостями и вдруг обрываются глубокими ущельями, покрытыми густой зеленью, то громадными утесами, которые, того и гляди, кажется, готовы рухнуть над головою зрителя; у подошвы их понаделаны природой причудливые пещеры; то высятся прямо в небо колоссальные замки самых фантастических форм и очертаний, и надо всем этим волшебным миром высоко наверху стоит дремучий лес, а еще выше – светлое, синее северное небо».

Здесь, среди темных ельников, среди светлых, выстланных беломошником сосновых боров, где нет ни змей, ни клещей, просияло столько русских святых, что путешественники издавна называют этот северный край Русской Фиваидой…

Многие из здешних святых были учениками преподобного Сергия Радонежского или учениками его учеников, и – случайно ли? – имя великого почитателя Святой Троицы прилипло и к роду священнослужителей Сурского прихода.

В этом роду, в семье бедного сельского дьяка Ильи Сергиева и родился первенец, которому суждено было просиять для всей России еще при своей земной жизни. Произошло это в глухую осеннюю ночь на 19 октября 1829 года у Летовских холмов, которые пять тысячелетий назад были берегами великой реки…

Будучи уже известным по всей России молитвенником и чудотворцем, Иоанн Кронштадтский построил в родной Суре каменный храм.

– Кому суждено Богом создать этот величественный храм?! – произнес он на его освящении. – Не человеку, отличающемуся знатным родом, или званием, или богатством, но человеку неродовитому, сыну бывшего сельского причетника, служившего в этом же селе, в котором, по крайней мере, три с половиною столетия преемственно в разное время священствовали иереи из рода Сергиевых!

 

КРЕЩЕНИЕ

 

Новорожденный младенец был совсем слабеньким, отец его Илья Михайлович Сергиев – ему шел тогда двадцать первый год! – боялся, что сын умрет некрещеным, и отнес его в церковь. С выбором имени не мудрствовали: был праздник в честь перенесения мощей подвизавшегося на Балканах преподобного Иоанна Рыльского – Иоанном и назвали ребенка.

По сути, Святое крещение и стало его рождением, ведь только когда наполнился младенец полнотою Духа Святого, и начал он крепнуть телесно…

 

ГОД

 

1829 год памятен в истории нашей страны большими военными победами.

Это год замечательных успехов русской армии И. Ф. Паскевича на Кавказе и героических забалканских походов И. И. Дибича, в результате которых был заключен Андрианопольский мир с Турцией. Россия обрела тогда часть Черноморского побережья, Греция – независимость, Забалканские княжества – автономию. Образовано было и Сербское княжество. Босфор и Дарданеллы открылись для торговли…

Еще в 1829 году была создана поэма «Полтава» Пушкина и напечатана переведенная Гнедичем «Илиада» Гомера.

Так начиналось правление Николая I, которого в школьных учебниках до сих пор презрительно именуют «жандармом Европы» и «Николаем Палкиным» – оценки несправедливые хотя бы уже потому, что была в деятельности Николая Павловича помимо жесткого контроля европейских дел и другая сторона. Многое делалось этим императором для укрепления правопорядка в стране, для развития просвещения.

Так получилось, что именно на годы правления Николая I пришелся расцвет творчества классиков русской литературы и строительства железных дорог. При Николае I российская наука и техника достигла таких высот, когда открытия, сделанные русскими учеными, начали определять развитие мировой цивилизации…

Появление будущего светильника русской церкви, защитника православия и монархии, великого чудотворца Иоанна Кронштадтского тоже относится к первым годам правления Николая I.

Что это? Случайное совпадение или великий знак, явленный нам в селе Сура, вставшем высоко над окрестностью, в живописной излучине Пинеги? Отвечая на этот вопрос, можно определенно сказать только то, что ничего случайного нет в Божием мире…

 

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ОТРОК

 

За триста лет до рождения Иоанна Сергиева просиял на Пинеге – это случилось в селе Веркола! – святой праведный отрок Артемий.

Он родился в крестьянской семье, родители его занимались землепашеством. Как и принято на Руси, сына они воспитывали в страхе Божием и христианском благочестии. И Артемий вырос кротким и послушным мальчиком.

Холодны и долги зимы на Пинеге. Коротко и жарко здешнее лето – коротко и детство здешних ребят. Как и другие веркольские дети, Артемий рано начал помогать отцу в нелегкой крестьянской работе.

Смолянисто-душно пахнут густые ельники, на лесных пожнях тучами налетает на косцов мошкара, жалят слепни. И манят, манят в такую жару берега Пинеги, где раскалены солнцем прибрежные камни, где обжигает ноги чистый песок, где, прохладная и светлая, струится речная вода. Но некогда отлучиться с пожни, коротко – всего три месяца! – здешнее лето. Много трудов надобно приложить, чтобы вырастить на этой земле хлеб.

Артемий был на пашне, когда 23 июня[59] 1545 года встала из-за черного ельника огромная, во все небо, туча. Тугой порыв ветра налетел из-за кустов, вихрем взметнуло пыль и сухую траву, раздался оглушительный треск, и молния ударила в дерево, под которым, укрываясь от дождя, молился двенадцатилетний отрок Артемий.

В Евангелии от Матфея сказано: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился, ученики же возбранили им. Но Иисус Христос сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Подобно этим детям пришел ко Господу праведный отрок Артемий. Пришел с чистой молитвою и светлой душою, с сердцем, наполненным кротостью и послушанием.

И Господь взял его к Себе, в Свои небесные обители, чтобы был он молитвенником и ходатаем перед Престолом Божиим за всех страждущих и угнетенных, за своих земляков-веркольцев и за всех православных христиан.

Когда подбежали к мальчику взрослые, тело его было уже бездыханным, а в изумленно распахнутые глаза заливалась дождевая вода.

Неисповедимы пути Господни. Непостижим для ума человеческого Божий промысел.

Неведомо было веркольцам, что милосердный и премудрый Господь восприял в Свои небесные обители душу праведного отрока Артемия, чтобы стал тот перед Его Престолом молитвенником и заступником за грешных людей…

Не поняли этого односельчане.

Так тихо, так молитвенно, в таком послушании жил отрок, что и не разглядели его веркольцы, не успели рассмотреть за своими заботами и трудами. Долго стояли они над бездыханным телом, крестились испуганно. По суеверию своему посчитали они неожиданную кончину блаженного отрока судом Божиим, наказавшим мальчика за какие-то тайные согрешения.

Плакала мать, тяжело вздыхал отец, но неумолимы были односельчане.

– Нельзя хоронить отрока, – говорили они. – Великий грешник, видать, был, коли постигла его небесная кара.

Отнесли тело в глухой лес, положили на землю, покрытую белым мхом. Сверху прикрыли хворостом и берестою и поставили изгородь… И ушли. И скоро забыли про Артемия.

А тридцать два года спустя Агафоник, дьячок церкви Николая Чудотворца, увидел в лесу необыкновенный свет под вековыми соснами. Над кучей лесного мусора стоял этот свет и никуда не уходил. Помолившись, Агафоник разрыл ветки, приподнял потемневшую бересту и увидел, что на земле отрок лежит, будто только что заснул… И еще раз осенил себя Агафоник крестным знамением, узнавая в отроке сверстника своего, убитого грозою тридцать с лишним лет назад. Только состарился за эти годы Агафоник – морщинистым лицо стало, выпали зубы, волосы на висках побелели от седины, а Артемий таким же юным был, как десятки лет назад…

Тогда и перевезли Артемия в веркольскую церковь святителя Николая Чудотворца, положили в гробу на паперти, прикрыв сверху берестою, которая и в лесу покрывала нетленное тело. А на следующий год попущением Божиим распространилась на двинской земле страшная лихорадка – трясовица. Многие умирали. Пришла жестокая болезнь и в семью веркольского крестьянина Каллиника: заболел сынишка. На глазах таял…

Всю ночь молился Каллиник об исцелении сына. И уже под утро вспомнил вдруг об Артемии, которого знал еще по детским годам. Не стал медлить Каллиник, пошел в церковь, припал на паперти к гробу, а потом, отломав кусочек бересты, прикрывавшей нетленные мощи, привязал к нательному кресту больного сынишки. И выздоровел сын.

Обрадованный отец рассказал о чуде односельчанам – и словно спала пелена с глаз. Ясно увидели они то, что не могли разглядеть ни при земной жизни отрока Артемия, ни при обретении нетленных мощей. Толпами собирались теперь веркольцы у гроба отрока Артемия, пели молебны и творили память о праведнике. И умилосердился Господь – отступила от Верколы злая болезнь.

Теперь уже не только односельчане шли к гробу веркольского чудотворца – толпы скорбящих потекли сюда и из соседних сел. Шли за помощью к праведному Артемию поморы с берегов Белого моря, шли рыбаки с Мезени, мчались на оленьих упряжках зыряне и самоеды…

Все новые и новые исцеления совершались у чудотворцева гроба. Начали совершаться исцеления и вдалеке от Верколы, по молитве к праведному отроку Артемию.

 

СУРСКИЙ ОТРОК

 

 

Есть люди на земле, но – люди неземные;

Не ангелы они, а братья нам родные.

 

Таисия Леушинская

 

По северным понятиям Сура расположена совсем рядом с Верколой.

Об Артемии хорошо были осведомлены по всей Пинеге, и для сурского отрока Ивана Сергиева веркольский чудотворец был, можно сказать, близким знакомым.

Многое роднило их: и чистая пинежская вода, которая вспоила их, и бедность, в которой они выросли. В деревянном храме Николая Угодника, где служил псаломщиком Илья Михайлович Сергиев, даже богослужебные сосуды были оловянные.

Конечно, в Суре не только Иван Сергиев старался подражать святому веркольскому отроку, но, наверное, никому больше не удалось воспринять во всей глубине то молитвенное послушание, которым отличался Артемий. А Иван Сергиев еще в самом раннем детстве всем своим детским сердцем уразумел, что все равны перед Богом, что чистая молитва крестьянского мальчика порою слышнее Господу, чем пышные молебны.

Только сурожане оказались зорче веркольцев – сразу же разглядели они в Иване Сергиеве большого молитвенника и часто просили его помолиться, когда приходила беда. И так чиста была детская душа Ивана Сергиева, что ясно видел он то, чего не видят обыкновенные люди. Когда ему было всего шесть лет, он увидел ангела, блиставшего небесным светом, и даже испугался, но ангел успокоил его, сказав, что он – его ангел-хранитель и всегда будет стоять рядом с ним.

«Святой ангел-хранитель ежедневно и ежечасно наставляет меня на путь спасения, – записал Иоанн Кронштадтский в дневнике многие годы спустя. – Я это вижу сердечными очами, ощущаю и благодарю Бога и приставника Божия».

И всегда помнил святой праведный Иоанн Кронштадтский о своем великом предшественнике – святом праведном отроке Артемии Веркольском. Часто по дороге на родину останавливался он в Артемие-Веркольском монастыре.

Его попечениями здесь был построен в 1897 году собор в честь Успения Богородицы и Рождества Христова, а само здание монастыря и монастырский двор обнесли высокой кирпичной стеной, по которой можно было проехать на тройке.

 

УМ РАСКРЫЛСЯ

 

Ивану Сергиеву было шесть лет, когда отец купил ему букварь и начал учить грамоте. Учеба продвигалась с трудом. Мальчик никак не мог усвоить соответствие между речью и письмом, между звуками и буквами «Аз», «Буки», «Веди». Ему казалось, будто звук «А» существует сам по себе, а буква «Аз» сама по себе…

За несколько лет упорной учебы мальчик только и научился, что с трудом разбирать по складам печатный текст.

Приход храма, где служил псаломщиком Илья Михайлович Сергиев, был бедным. Тем не менее родители верили в своего первенца, и в 1839 году, когда ему пошел десятый год, собрали последние деньги и определили сына в Архангельское приходское училище.

Первые месяцы, проведенные здесь, – едва ли не самые печальные в жизни будущего всероссийского батюшки. Мальчик с трудом читал, да и память у него оказалась неважной. Он не мог выучить уроков, его осыпали насмешками и учителя, и сверстники.

Впрочем, так бывало и с другими светочами православия. Великим русским святым преподобным Сергию Радонежскому и Александру Свирскому тоже поначалу туго давалась грамота, и происходило это не из-за недостатка умственных способностей, а из-за глубинного осознания того, что все знания должны постигаться посредством молитвы, ибо только молитва и очищает их.

Сергий Радонежский был еще отроком Варфоломеем, когда, отправившись искать пропавших коней, увидел в поле под дубом молящегося старца. Отрок попросил старца помолиться о даровании ему разумения грамоты, а потом пригласил посетить родительский дом. Перед трапезой старец дал Варфоломею книгу и велел читать псалмы. Родители пытались объяснить, что мальчик не умеет читать, но старец не стал слушать их.

– Читай! – сказал он, Варфоломей открыл книгу и начал читать, удивляя всех и самого себя прекрасным знанием грамоты…

Схожая история произошла и с преподобным Александром Свирским. В детстве он тоже не отличался способностями и отставал в учении от своих сверстников.

– Просвети, Господи, ум мой и очи сердечные светом Божества! – молился он. – Дабы мог я разумети учение Божественного Писания.

И вот однажды он услышал голос:

– Еже просил еси, имаше восприяти!

И все переменилось с того дня. Скоро Амос – так звали тогда Александр Свирского! – превзошел в учебе всех сверстников.

Эти совпадения, разумеется, не случайны. Знания, которые получали наши великие святые, нужны были им для святого служения, и поэтому необходимо было изначально очистить эти знания от налета гордыни и эгоизма. «Было же это по смотрению Божиему, – говорит Житие преподобного Александра Свирского, – да не от людей получит познание, а от Бога».

Точно так же получилось и у Ивана Сергиева. Испытывая трудности с учебой, он не злился, не предавался праздным мечтаниям, а только скорбел, что отец напрасно отрывает от семьи последние крохи для оплаты его учебы. Когда все засыпали, мальчик вставал на молитву. Чаще всего он молился, чтобы дал ему Бог свет разума на утешение родителям.

Вот и в тот вечер по-прежнему ничего не мог он уразуметь из пройденного, ничего не помнил из сказанного учителем – упав на колени, принялся горячо молиться мальчик.

Он не помнил, долго ли пробыл в таком положении, но вдруг точно потрясло его всего. И хотя не прозвучали слова – «Еже просил еси, имаше восприяти!» – точно завеса упала с глаз, раскрылся ум в голове, и мальчику ясно представился урок, отчетливо вспомнил он все, что говорил учитель. И так легко, так радостно стало!

Едва рассвело, Иван Сергиев вскочил с постели, схватил книгу и в слабом рассветном свете – о счастье! – он действительно легко прочитал заданный текст, и не только все понял, но – будто очистилась от шелухи память! – готов был слово в слово пересказать прочитанное.

Все понимал он теперь и на уроке в классе. И так и пошло дело. К концу учебы Иван Сергиев был уже первым учеником в училище. Но особенно радовало его то, что теперь он свободно мог читать Евангелие. Он всегда находил в чтении Евангелия утешение и уже не расставался с ним.

Надо сказать, что в дальнейшем, занимаясь обучением детей Закону Божьему, Иоанн Кронштадтский никогда не прибегал к чрезмерной строгости и возбуждал усердие учеников не насмешками и наказаниями, а любовью к делу и к детям.

 

НАСЛЕДСТВО ОТЦА

 

Иоанн Кронштатдский появился в Санкт-Петербурге в 1851 году, когда его звали еще Иваном Сергиевым, и принят он был в Духовную академию на казенный счет за свои блестящие успехи.

 

 

В том же году умер в Суре его отец, псаломщик Илья Михайлович Сергиев. На попечении молодого студента остались лишенные каких-либо средств к существованию мать и сестры.

Казалось, не было никакого выхода, и будущий всероссийский пастырь уже решил оставить учебу в Академии и искать себе место дьякона или псаломщика, но тут обнаружилось, что отец, проживший всю жизнь в нищете, все-таки оставил ему весьма ценное наследство: Илья Михайлович Сергиев обладал тонким каллиграфическим почерком, который и передался его сыну.

Почерк уже выручал Ивана Сергиева в Архангельске, где он исполнял должность писца семинарского правления. Небольшое жалованье стало тогда ощутимым подспорьем для семьи, ну а сейчас полученный в наследство от отца почерк и вообще спас студента академии.

Узнав о бедственном положении способного юноши, руководство академии предложило ему работу письмоводителя в канцелярии, назначив девять рублей в месяц жалования. Весь этот заработок Иван Сергиев отсылал домой, матери.

 

ПИСЬМОВОДИТЕЛЬСКАЯ ПУСТЫНЬ

 

Отшельники в поисках молитвенного уединения уходили в пустыни. Пустынькой Иоанна Сергиева в студенческие годы стала комната письмоводителя. Здесь развивал он три душевные силы – разум, сердце и волю.

Как утверждали его однокурсники, в течение всего академического курса он ни разу не был в театре, почти не посещал студенческих вечеринок и все свободное время проводил в молитве и чтении святых отцов.

Многие вечера в своей келье-канцелярии студент Иоанн Сергиев посвятил изучению трудов одного из трех вселенских святителей, Иоанна Златоуста.

Иногда, отрываясь от книги, он вдруг начинал хлопать в ладоши, восхищаясь красотой и глубиной поучений Златоуста, и тогда проходившему мимо человеку могло показаться, будто кто-то зашел в гости в письмоводительскую келью.

Впрочем, так ведь и было в самом деле: Иоанн Сергиев столь глубоко проникал в книги, что вместе со святыми отцами, написавшими их, дышал он воздухом христианской любви, вместе с ними входил в глубину богословского созерцания и переживал первые восторги общения с надмирными обителями…

 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ МАТЕРИ

 

Если от отца будущему всероссийскому батюшке достался тонкий каллиграфический почерк, то от матери, как писал митрополит Вениамин (Федченков), «перешли в почерк будущего светильника порывы силы».

Мать, Феодора Власьевна, несомненно, была чрезвычайно энергичной женщиной «со взглядом орлицы», и влияние ее на сына оказалось огромным.

Однажды, в начале Великого поста, то ли от усиленных занятий, то ли от простуды, то ли от плохого и неправильного питания Иван Сергиев сильно заболел. Врач объявил ему, что надо беречь себя и хотя бы пить молоко для поддержания сил, иначе он не гарантирует выздоровления.

– Хорошо, – ответил Иван Сергиев. – Я согласен, но только спрошу позволения у своей матери.

– Где же ваша мать?

– В Архангельской губернии.

– Напишите как можно скорее.

Долго шло письмо из Петербурга до Суры, но вот пришел и ответ. Феодора Власьевна посылала сыну родительское благословение, но вкушать Великим постом скоромную пищу не разрешала ни в каком случае. Прочитав письмо, Иоанн Сергиев, кажется, даже обрадовался.

– Но в таком случае вы умрете! – сказал ему врач.

– Воля Божия, – ответил Иоанн. – Неужели вы думаете, что я променяю жизнь на благословение матери?

– Вы сами убиваете себя! Без усиленного питания вы не сможете встать на ноги!

Однако предсказание это не исполнилось, и скоро Иоанн Сергиев выздоровел.

 

ПРОРОЧЕСКИЙ СОН

 

Еще с времен учебы в Архангельске, когда семинарист Иван Сергеев пешком добирался на летние каникулы в Суру, у него появилось привычка размышлять и молиться под открытым небом.

«Идешь сотни верст пешком, сапоги в руках тащишь: потому вещь дорогая. Приходилось идти горами, лесами; суровые сосны высоко поднимают стройные вершины. Жутко. Бог чувствуется в природе. Сосны кажутся длинной колоннадой огромного храма. Небо чуть синеет, как огромный купол. Теряется сознание действительности. Хочется молиться, и чужды все земные впечатления – и так светло в глубине души»…

Во время учебы в Санкт-Петербурге, где можно было прогуливаться по академическому саду, привычка совершать молитвенное правило под открытым небом только окрепла.

Часто в этом саду задумывался Иоанн Сергиев и о своем будущем служении Богу и людям.

Учеба подходила к концу, и он все более и более склонялся к мысли постричься по окончании курса в монашество и уехать миссионером куда-нибудь в дальние края. Хотелось прийти к язычникам, ничего не знающим о Христе, хотелось просветить их, открыть им дорогу в светлое Христово Царство.

Однажды после такой прогулки, которая была совершена то ли по академическому саду, то ли по дебрям Китая и Юго-Восточной Азии, Иоанну Сергиеву, должно быть, в исполнение забытого петровского указа, приснился удивительно ясный – можно было разглядеть все детали и все подробности! – сон.

Иоанн увидел себя в священнических ризах посреди огромного величественного собора.

Все предметы внутреннего убранства явственно представились Иоанну Сергиеву и, глядя на них, он понимал, что собор этот не мог быть воздвигнут среди языческих поселений Юго-Восточной Азии. Тем не менее получалось, что здесь и следовало Иоанну Сергиеву заняться миссионерской и проповеднической работой.

– Где я? – задался он вопросом.

И ему было открыто, что он находится в соборе во имя святого Андрея Первозванного, в городе Кронштадте. Медленно, все еще во сне, вошел Иоанн Сергиев северными дверьми в алтарь и вышел южными.

Этот сон Иоанн Сергиев увидел накануне завершения своей учебы.

В 1855 году он получил в Санкт-Петербургской Духовной академии степень кандидата богословия и должен был решать: или принимать монашество и идти служить в монастырь; или остаться в миру, но тогда, чтобы получить место священнослужителя, необходимо было вступить в брак.

В канцелярии Академии подсказали, что ключарь кронштадтского собора Святого апостола Андрея Первозванного протоиерей Константин Несвицкий по старости должен был уйти на покой, и – таковы были обычаи того времени! – наиболее желанным заместителем ему мог бы стать человек, согласившийся жениться на его дочери, Елизавете Константиновне.

Удивительно было, что Иоанн Сергиев – он практически не бывал на вечеринках! – с Елизаветой Константиновной Несвитской оказался знаком. Еще более поразило его прозвучавшее прямо из пророческого сна название собора… Иоанн Сергиев отправился в Кронштадт, пришел в Андреевский собор – и последние сомнения рассеялись: этот собор он и видел во сне…

 

 

Через несколько недель Иоанн Ильич Сергиев сделал предложение Елизавете Константиновне Несвицкой, и 12 декабря 1855 года был хиротонисан во иерея к Андреевскому собору Кронштадта.

 

АНДРЕЕВСКИЙ СОБОР

 

Воистину сокровенною тайной окружено появление Иоанна Кронштадтского на острове Котлине. Более полувека, c 1855 по 1908 год, до самой своей кончины, служил он в Андреевском соборе Кронштадта.

«Всех поражали прежде всего его возгласы, – вспоминал архиепископ Евдоким (Мещерский), посещавший отца Иоанна еще студентом. – Он произносил их отрывисто, резко, громко, подчеркивая известные слова и придавая каждому из них особенный смысл и значение. Это не обыкновенное наше произношение – монотонное, певучее, мертвенное, а живое, глубокое, полное смысла и одушевления. Видно по всему, что слово льется из глубины чистой, глубоко верующей души, полно непоколебимой уверенности, силы и внутренней мощи. Это слово – плоть, слово – жизнь, слово – действие. И молился он также необыкновенно. Однажды во время утрени он подошел к жертвеннику, стал перед ним на колени, руки сложил крестообразно на жертвеннике, голову склонил на них. Под руками у него были, кажется, всевозможные записки с просьбой помянуть больных, умерших. Я смотрел на него из-за колонн. Волосы прядями ниспадали на плечи; весь он был освещен слабым утренним светом, едва-едва пробивающимся сквозь толщу утреннего северного тумана. Он находился в таком положении около десяти минут… Казалось со стороны, что он как бы умер, и перед нами было только его тело, оставленное, сброшенное его душой, как бы некая одежда».

Эти воспоминания о том, кем был тогда для России святой праведный Иоанн Кронштадский, чем был Андреевский собор, в котором служил он…

– Наверное, не было тогда более посещаемого места в России, чем это, – рассказывал директор мемориальной квартиры Иоанна Кронштадтского священник Геннадий Беловолов. – Здесь мистический центр нашего Отечества. Столько было произнесено здесь молитв, столько пролито слез покаяния.

И понятно, что этот собор сатанинские силы постарались уничтожить так, чтобы выкорчевать и саму память о нем. Собор снесли в 1932 году, еще во времена безраздельного господства «ленинской гвардии», а в 1954-м, через год после смерти Сталина, на месте амвона, с которого говорил свои проповеди всероссийский батюшка, поставили памятник вождю мирового пролетариата.

 

 

Мы обращаем внимание на даты, потому что это не просто осквернение, здесь зримо видно, как недобро сцеплено в нашей стране прошлое и будущее…

Сейчас, слава Богу, памятник Ленину перенесли на другое место, а в Екатерининском парке на месте разрушенного храма установили памятный знак с надписью: «Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».

 

ТРУЩОБНАЯ ПРОПОВЕДЬ

 

Первую свою проповедь, произнесенную в Андреевском соборе 17 декабря 1855 года, Иоанн Кронштадтский назвал «Паси овцы Моя».

«Сознаю высоту сана и высоту соединенных с ним обязанностей, чувствую свою немощь и не достоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического… – сказал тогда двадцатишестилетний иерей. – Но знаю, что может сделать меня более или менее достойным сана священника – это любовь ко Христу и ко всем. Любовь – великая сила; она и немощного делает сильным, и малого великим. Таково свойство любви чистой, Евангельской. Да даст и мне любвеобильный во всем Господь искру этой любви, да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым!»

Наверное, и другие священнослужители произносили схожие слова, но завершив проповедь, они, как правило, облачались в цивильную одежду и возвращались домой, к тем большим и малым семейным радостям, которые и наполняют жизнь большинства людей. У Иоанна Кронштадтского проповедь не завершалась отпустом. После службы он продолжал свою проповедь уже в самой жизни.

Кронштадт был тогда не только крепостью, защищавшей морской вход в столицу Российской империи, но и местом административной ссылки из Петербурга нищих и бродяг. Люди эти ютились в землянках и лачугах на окраинах города. Сюда, в царство беспросветной нужды, грязи, болезней, пьянства и отправился со своей евангельской вестью молодой священник.

Настороженно встретили его обитатели трущоб. Они так глубоко увязли в безысходности своей жизни, что не могли поверить, будто и для них засиял луч Божией любви. А порою – зачастую они сами не осознавали этого! – невыносим для них был и сам воссиявший посреди мрака свет. Они уже свыклись с сумерками, им не хотелось, чтобы свет этот озарял мерзкие и неприглядные закоулки их жизни.

Спускаясь в подвалы и поднимаясь на чердаки, где ютились отверженные люди, отец Иоанн Кронштадтский встречал здесь и подозрительность, и грубость, и откровенную злобу. Ожесточившиеся в глухой нужде люди порою гнали его от себя, сердца их не желали раскрываться для Слова Божия.

Но отца Иоанна не смущала ни настороженность его новой паствы, ни явная враждебность.

В далекие неведомые края мечтал он нести свет Евангелия, но Господь послал его сюда, как же мог он отказаться от возвращения несчастных заблудших людей к свету православия!

– Нужно чтить и любить в каждом человеке образ Божий, не обращая внимания на его грехи, Бог един свят и безгрешен; а, как Он нас любит, что Он для нас сотворил и творит, наказуя милостиво и милуя щедро и благостно! – говорил он. – Не нужно смешивать человека, этот образ Божий, со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо его – образ Божий, все-таки в нем…

 

СВЯЩЕННИК ГОСПОДЕНЬ

 

Иоанн Кронштадтский не ограничивался в своей проповеди одними только словами. Он утешал брошенных матерей, нянчил детей и помогал деньгами нищим. И длилось это не неделю, не месяцы, даже не годы, а всю жизнь.

Со временем городская беднота привыкла к своему пастырю, признала за своего и теперь уже наперебой зазывала батюшку к себе, ища не одной только денежной помощи, но желая получить и наставление. Отец Иоанн никогда не отказывался от приглашений.

«Священники Господни! – говорил он. – Сумейте утешением веры обратить ложе печали страдальца-христианина в ложе радости, сумейте сделать его из несчастнейшего, по его мнению, человека человеком счастливейшим в мире, уверьте его, что в мале быв наказан, он будет великими благодетельствован по смерти: и вы будете друзьями человечества, ангелами-утешителями, органами Духа Утешителя».

Он сам и был таким священником Господним, и ничто: ни зависть, ни клевета не могли заставить его свернуть с избранного пути.

 

 

– Мне недолго быть с вами, – говорил тридцатилетний священник. – Жизнь скоротечна, а блаженная или мучительная вечность наша – несомненна. Поэтому, пока я с вами и вы – со мною, мне должно сказать вам всю волю Божию о вас, я не буду смотреть, приятно или нет вам слушать меня, а буду делать свое дело.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.