Христианское богословие смерти первых веков — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Христианское богословие смерти первых веков

2019-11-18 303
Христианское богословие смерти первых веков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смерть лишь сон, успение. Об этом говорят нам многие тексты, в частности, Ин. 11:11, 13–14: «Лазарь, друг наш, уснул /…/ Иисус говорил им (ученикам) о смерти его, а они думали, что Он говорит им о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер», или Мк. 5:39: «…что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит». Кроме того, можно привести множество мест о том, что смерть не властна над человеком, принимающим святые дары (Ин. 6:50: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет»).

В то же время иудеи верили в воскресение. Когда Господь говорит Марфе, что «воскреснет брат твой» (Ин. 11:23), то Марфа в ответ говорит Ему: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус же сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:24–26). Человек воскреснет, иначе для чего нужна эта жизнь, как ни «есть, пить и веселиться, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15:32).

Смерть не страшна для христианина. Кто другой, как не он, может воскликнуть с апостолом Павлом: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1:21). Смерть не страшна, она — не конец, за ней следует новая жизнь, бессмертие и вечное блаженство. В тексте анафоры Дидахе произносится благодарение Богу «за ведение, и веру, и бессмертие» (10:1).

Мученики шли на смерть за веру, не раздумывая. Хотя, говоря словами автора XVIII века, «можно ли сыскать в кругу человечества, осужденного и наказанного смертию, кто бы не страшился повсеместного сего осуждения? Ежели кто в самом деле не боится смерти, тот не должен представлять ее поносным осуждением и наказанием; а посему он или совершенно не происходит от поколения Адамова, или сверхъестественною силою высочайшей какой-либопричины изъят из сего всеобщего состояния /…/ Бесстрашие в рассуждении смерти есть или нечто Божественное, или зверское»77.

Акты мученические полны такими «безумными» признаниями: «я, — говорит Игнатий Антиохийский, — добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне». Или далее: «Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду по истине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будет видеть. Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу»78.

Смерть Христа открыла спасение для верующих в Него, мы оправдались Его кровью и через нее спасаемся от гнева Божия (Рим. 5:9). «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его /…/ Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:10, 12).

Само крещение прообразует собой смерть. По словам ап. Павла, «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. /…/ зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:3, 4, 9). В «Пастыре» Ерма говорится о том, что «человек до принятия имени Сына Божия мертв; но как скоро примет эту печать, он отлагает мертвость и воспринимает жизнь. Печать же эта есть вода, в нее сходят люди мертвыми, а восходят из нее живыми»79.

Для Бога нет ни живых, ни мертвых. У Бога все живы. Апокрифическое Евангелие от Петра говорит нам об этом: «И они услышали голос с небес: «Возвестил ли Ты усопшим?" И был ответ с креста: «Да»80.

Как писал ап. Павел: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38, 39).

Заключение

Итак, в первые три века христиане не имели возможности по причине гонений обставлять погребения своих умерших какими-либо особыми церемониями и обрядами: немедленно по смерти их переносили, большей частью ночью, в места погребений и погребали наскоро, в страхе. Лишь в редкие промежутки между гонениями для умерших устраивали гробницы, особенно для мучеников. Погребение последних совершалось с особенной, насколько было возможно, торжественностью, как видно это из истории погребения останков святого Киприана, которые несли по улице со свечами.

По свидетельству Дионисия Александрийского, при погребении христиане нередко брали на руки и в объятия тела умерших, закрывали им глаза и смыкали уста, обнимали, обмывали и одевали их. По свидетельству Евсевия Кесарийского, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, у древних христиан существовал обычай бальзамировать (или намащать благовонными маслами) тела. Тертуллиан замечает, что христиане употребляли на погребение ароматов более, нежели язычники на курение своим богам. Над телом умершего пелись псалмы.

Чтобы представить древний чин более наглядно, перечислим его основные составляющие:

· закрываются глаза и уста усопшего;

· омовение тела;

· намащение тела благовонными маслами (или, реже, бальзамирование);

· тело обвивается тонким полотном или шелковою материей (или облекается в драгоценную одежду);

· тело выставляется открытым (возможно, молитвословия);

· вынос тела к месту погребения непосредственно с пением псалмов и гимнов, в которых прославляли Бога и изображали надежду Воскресения;

· погребение. Молитва и иногда над телом совершалась евхаристия;

· обед бедным (агапа) и милостыни;

· поминки в годовщину смерти81.

Говоря же о богословском осмыслении смерти, можно привести множество мест из Нового Завета и свидетельств апостольских преемников. Смерть является лишь переходным этапом в будущую, вечную и блаженную жизнь. Смерть не страшна для христианина, поскольку Сам Господь умер за наши грехи и уничтожил смерть. Акты мучеников изобилуют признаниями о желании смерти ради Христа, идущие на смерть умоляют своих собратьев по вере не лишать их сего благодатного дара. Смерть — ничто, если с нами Бог. Как для первых христиан, так и для нас сейчас она — лишь сон и ни что более.

2. Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан. (Начало). С. 565–572 // Калужские епархиальные ведомости. 1883. ¹21. С. 565.

3. Кн. 1. Гл. 13. См.: Блаженный Августин. О граде Божием. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. 1296 с. (Классическая философская мысль). С. 25–26.

4. Бл. Августин. Слово 165.

5. См.: О похоронах // Христианское чтение. С. 223.

6. Цит. по: Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. С. 94.

7. Основным источником, на который опирается данное исследование, являются сохранившиеся письменные памятники. При этом сочинения, специально посвященные смерти, в христианской литературе первых веков, т. е. избранного нами периода, практически отсутствуют — большую часть материала составляют выдержки из разного рода текстов, составители которых, как правило, не ставили перед собой задачу подробно изложить осмысление смерти или погребальные обряды.
Для решения этой задачи были предприняты поиск и систематизация исторических свидетельств о смерти, относящихся к I–II столетиям.

Кроме того, избранные критерии не предполагают использование в качестве источников только тех текстов, которые в рамках патрологической науки оцениваются как святоотеческие, но допускают привлечение христианских источников апокрифического и гностического характеров и сочинений, возникших в различных еретических сообществах.

8. Нравы христиан. Похороны. С. 213–217 // Христианское чтение. 1825. Часть 20. С. 213.

9. Nissen. Vit. Macrinae. tom. II. См.: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан. (Начало). С. 570.

10. Церковная история. 7, 22, 7, 9. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2001. 608 с. С. 330–331. Во время заразы в Египте христиане погребают языческих бедняков: «Язычники вели себя совсем по-другому: заболевших выгоняли из дома, бросали самых близких, выкидывали на улицу полумертвых, оставляли трупы без погребения — боялись смерти, отклонить которую при всех ухищрениях было не легко» (Там же. С. 330). Юлиан, пораженный усердием христиан, считал, что существует три средства к утверждению и распространению христианской веры: 1) любовь к бедным; 2) забота о погребении умерших и 3) чистота нравов (Epist. 49 ad Arsacum). Ср. Апологию Аристида Философа, XV, 8: «И когда кто-либо из бедных помирает, и его увидит кто-нибудь из христиан, то он, по силе возможности, берет на себя заботу об его погребении».

11. Acta S. Clementis, Isidori, Laurentii.

12. Цит. по: Владимирский В., свящ. Погребение у древних христиан (начало). С. 42.

13. Иоанн Златоуст. 2 слово на книгу Иова // Творения Иоанна Златоуста. Т. 6.

14. См. по этому поводу его главу (8) «Об употреблении духов, помад и венков» в его книге Строматы (кн. 2, гл. 8).

15. Цит. по: О похоронах // Христианское чтение. С. 231.

16. «Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».

17. Bosius et Arinqhius. Roma subterran. Libr. 1. Cap. 221.

18. См.: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (продолжение 1). С. 60–67 // Калужские епархиальные ведомости. 1884. ¹3. С. 61.

19. Binterim. Die Denkwürdigkeit der Christlichen katholischen Kirche. Band 6. Teil 3. S. 388.

20. Евсевий. О жизни Константина. Кн. 4. гл. 66.

21. Hosius et Aringhius. Roma subterranean. lib. 1, cap. XXIV. См.: Об обрядах, совершаемых при погребении православного христианина. С. 363–423 // Христианское чтение. Ч. 3. 1845. С. 372.

22. Ibid.

23. См.: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (продолжение 1). С. 63.

24. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Евреям. IV.

25. Annal. XIII. С. 32. См.: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (продолжение 1). С. 64.

26. Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (продолжение 1). С. 66.

27. Ibid.

28. Ср. его 62 беседу на Ин. 4 беседу на Евр., и др.

29. См.: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (продолжение 2). С. 88–93 // Калужские епархиальные ведомости. 1884. ¹4. С. 88.

30. Ibid.

31. Блаженный Августин. Исповедь. Кн. IX, гл. 12, п. 31.

32. См.: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (продолжение 2). С. 89.

33. См.: ibid. C. 91.

34. Иоанн Златоуст. 4 беседа на послание св. ап. Павла к Евреям.

35. Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (продолжение 2). С. 91.

36. В частности, об этом свидетельствует Гоар в своих замечаниях на Euchologium Graecorum.

37. Возможно, это был не Иероним, а некий сочинитель De septem. ordinibus Ecclesiae. См.: О похоронах // Христианское чтение. С. 235. Кодекс Феодосия также усвояет этим лицам название клириков (Clerici). В числе церковных должностей, исчисляемых в «Палатинской хронике» (изд. Mai в «Collect. Vatican.», v. 9, p. 133), fossarius стоит выше церковного привратника, непосредственно после чтеца (lector), а в gesta purgationis Caecilianae — непосредственно после иподиаконов.

38. См.: Bingham, Tillemon. См.: О похоронах // Христианское чтение. С. 235.

39. См.: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (продолжение 2). С. 92.

40. Binterim. Die Denkwürdigkeit Christ. kathol. Kirche. Band VI, Teil 3, S. 428.

41. Тертуллиан пишет о ежемесячных взносах христиан для содержания и погребения бедных (Apologicus, cap. 36).

42. Sosomen. Historia ecclesiae. Libr. III, cap. 10.

43. Это было совершено потому, что именно у дверей была погребена их мать, здесь же собирались похоронить и ее тело.

44. См.: Иоанн Златоуст. 4 беседа на послание св. ап. Павла к Евреям.

45. Цит. по: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (Окончание). С. 117–127 // Калужские епархиальные ведомости. 1884. ¹5. С. 118.

46. Цит. по: ibid. C. 119.

47. Апология. XLI, I. См.: ibid.

48. Вполне вероятно, что уже в первые века христианства появились особые молитвы об умерших. Одна из них, читавшаяся при погребальных богослужениях: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый…», как видно из найденного в 80-х годах XIX века ее греческого текста, составлена не позже IV века. О разрешительной молитве, читаемой над умершим, смотрите статью: Исторические сведения о разрешительной молитве, читаемой над умершими. С. 449–456 // Калужские епархиальные ведомости. 1883. ¹17.

49. Ср. 2 Цар. 1, 19; 1 Мак. 9, 21.

50. Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (Окончание). С. 120.

51. Владимирский В., свящ. Погребение у древних христиан (продолжение). С. 46–55 // Душеспасительное чтение. Ч. 2. М., 1870. С. 47.

52. Binterim. Die Denkwürdigkeit Christ. kathol. Kirche. Band VI, Teil 3, S. 438.

53. Цит. по: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (Окончание). С. 122.

54. Ibid.

55. См.: О похоронах. С. 230.

56. См.: Мученичество Поликарпа Смирнского.

57. Libr. IX, tit. 19. Leg. 5.

58. См. его De anima. Cap. 56.

59. См.: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (Окончание). С. 123.

60. Известно, что усыпальницы царей всегда находились вдали от Иерусалима. Также можно сравнить некрополь Фив, который располагается по другую сторону реки Нил.

61. Евсевий Кесарийский в книге «Церковная история» приводит слова Дионисия, епископа Коринфского (170–202 гг.): «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь». См.: Евсевий Памфил. Церковная история. М.: ПСТБИ, 2001. 608 с. С. 89. Могила апостолов была найдена в 1950 году.

62. Владимирский В. В. Погребение у древних христиан (продолжение). С. 49.

63. Theodos. Codex. Libr. 9, tit. 17, leg. 6.

64. См. его 74 беседу на Мф.

65. См.: Иоанн Златоуст. 26 беседа на 2 Кор.

66. См.: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (Окончание). С. 125.

67. Cм.: ibid. C. 126.

68. Ср.: Ин. 11, 31, 33, 35, 38. Ср. также Протоевангелие Иакова, XXIV: «И плакали, и рыдали о нем три дня и три ночи».

69. См.: Владимирский В., свящ. Погребение у древних христиан (начало). С. 38–50 // Душеполезное чтение. Ч. 1. М., 1870. С. 50.

70. «И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате» (Ин. 11, 19).

71. Цит. по: Владимирский В., свящ. Погребение у древних христиан (начало). С. 50.

72. См. его 32 беседу на Мф.

73. Epist. 26 ad Pammach.

74. Цит. по: Долоцкий В. И. Об обрядах погребения у древних христиан (Окончание). С. 127.

75. Цит. по: Владимирский В., свящ. Погребение у древних христиан (окончание). С. 201–209 // Душеполезное чтение. 1870. Ноябрь. С. 203.

76. См.: ibid.

77. Евгений (Булгар), архиеп. Рассуждение против ужасов смерти // Платон (Левшин), митр. Московский. Из глубины воззвах к тебе, Господи… М.: Паломник; Русский Двор, 1996. 352 с., илл. (сер. «Богословское творчество русских святителей»). С. 301, 306.

78. 4 глава послания Игнатия Антиохийского к Римлянам.

79. Пастырь Ерма. Подобие IX, 16.

80. Евангелие от Петра. 10, 41, 42.

81. См.: Тертуллиан. 3 глава. О венце; Ориген. 3 беседа на книгу Иова; Киприан. 66 письмо.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.