На пути к храму или к месту упокоения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

На пути к храму или к месту упокоения

2019-11-18 222
На пути к храму или к месту упокоения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

а) Пение псалмов и погребальная процессия

Плач у христиан обычно заменялся псалмопением, которое начиналось во время омовения усопшего и продолжалось в течение всего погребения. Святитель Григорий Нисский говорит об этом, что в псалтири изображаются все многоразличные движения души, — здесь выражается живое сочувствие и нашей радости, и нашей скорби; псалмы проливают много ободрения в нашу опечаленную душу29. Псалтырь — это такая книга, что всякий молящийся и читающий ее может произносить ее слова как свои собственные, чего нельзя сказать ни об одной другой книге (ср. Пс. 90; 122–123; 145 и 118). «Псалмы избраны были для пения над усопшими как лучшее выражение молитвенного настроения и молитва живых за умерших, это была, короче сказать, молитва Церкви об упокоении души усопшего»30.

Псалмопением открывались обычно религиозно-богослужебные обряды погребения. О древности этого обряда мы не находим определенных свидетельств. Первые христиане имели обыкновение собираться при гробах мучеников и совершать здесь молитвы, в память их, с пением (возможно, псалмов). Псалтирь была любимой книгой первых христиан, и она употреблялась при каждом богослужебном действии.

Если у римлян приглашались наемные плакальщицы во главе с начальницей-запевалой (praefica), а у иудеев вместе с плакальщицами погребальную процессию сопровождали музыканты (Мф. 9:23; Лк. 8:52), то у христиан стало употребляться пение псалмов над усопшим, которое приносило утешение плачущим и скорбящим.

Как свидетельствует по этому поводу святой Киприан (III век), усопших провожали до места погребения с псалмопением. Блаженный Августин, в свою очередь, говоря о смерти своей матери, говорит, что сразу после кончины Моники Эводий взял псалтирь и начал петь псалом, на что все присутствовавшие отвечали словами из той же книги (Псалтири): «милость и суд воспою Тебе, Господи» (Пс. 100:1)31.

Молящиеся и участвующие в песнопениях в первую ночь проводили при гробе умершего, который находился в дому или церкви. Как писал Григорий Нисский, молодые жены первые начали петь псалмы над гробом сестры его, затем присоединились к ним и все остальные, находящиеся в храме. Общий хор пел всю ночь, как перед праздником мучеников32. Во многом это походило на ночную стражу при гробе Амвросия Медиоланского.

У римлян существовал обычай в течение семи дней вскрикивать над умершим и обдавать его теплою водой. Это совершалось для уверения в действительной смерти человека. Вполне возможно, именно этими же причинами руководствовались и первые христиане, проводя за чтением псалмов перед телом покойника всю ночь.

Неизвестно, сколько дней тело оставалось дома или в храме, то есть непогребенным. По этому поводу мы не находим каких бы то ни было общих правил. С III—IV вв. тело обыкновенно переносилось в храм, где над ним совершался чин отпевания. Известно, что в храм были принесены и отпеты таким образом император Константин Великий, еп. Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, св. Кесарий (брат святителя Григория Назианзина), Павла (римская матрона) и многие другие. С IV века перенесение в храм стало практически обязательным требованием для христианского погребения.

В первые века тела усопших относились на кладбища, где и совершалась молитва об усопшем. Во время гонений христиане не могли себе позволить каких-либо открытых церемоний при погребении умерших собратьев, и в особенности мучеников. Мученика зачастую погребали скрытно и скоро, без всякой пышности. Хотя существовали и редкие исключения. Например, святителя Киприана все пасомые ночью с псалмопением и свечами провожали на кладбище (несмотря на то, что это было строжайше запрещено).

Во время гонений христиане собирались для богослужения и совершения литургии на гробах усопших и мучеников. После гонений тела обычно переносились в храм, где совершался обряд отпевания и чин погребения при возжженных свечах и громком пении псалмов. Блаженный Иероним говорит о том, что тело римской матроны, святой Павлы, несли в храм с псалмопением и при большом свете лампад и свечей. То же самое говорит и святитель Григорий Нисский о погребении своей сестры Макрины. Григорий Назианзин пишет, что когда святого Кесария несли к храму, его мать умеряла скорбь свою о сыне несением свечи перед гробом его33.

Христианская погребальная процессия, по свидетельствам древних авторов, была так же торжественна, как брачное пиршество: и в том, и в другом случае в большом количестве употреблялись свечи. По словам святителя Иоанна Златоуста, свечи — это выражение победного торжества и радости живых об отшествии усопшего христианина к вечному и неприступному свету34.

С IV века похоронная процессия сопровождалась массой народа, особенно при погребении лиц выдающихся. Во время шествия пели церковные гимны, особенно «аллилуия», а также псалмы. Ни одна погребальная процессия не могла состояться без участия духовенства. В «Апостольских постановлениях» священнику предписывается сопровождать умершего при пении псалмов. При погребении сестры Григория Нисского, Макрины, кроме священников и клириков были монахи, женские церковные корпорации и масса народа. При похоронах блаж. Павлы (по свидетельству блаженного Иеронима) шли епископы с пением псалмов на еврейском, греческом, латинском и сирийском языках. В пении гимнов принимали участие монахи и народ (59 новелла Юстиниана). В руках сопровождавшие гроб имели зажженные восковые свечи. При Иоанне Златоусте в Константинополе их заменяли особые погребальные лампады. Впереди процессии, вероятнее всего, несли крест.

Уже с IV века еретики хранили псалмопение как священный обычай. С V века псалмопение было заменено пением Трисвятого. «Император Феодосий распространил употребление трисвятой песни на все части богослужения, и в его время песнь эта сделалась необходимою принадлежностью всех священных действий»35.

Тело усопшего обычно старались нести на руках или плечах родственники и друзья. Иногда в этом принимали участие епископы и князья, не только по родству, но и по уважению к погребаемым лицам. Например, гроб Павлы несли епископы, епископ Амвросий вместе с другими святителями нес тело своего брата Сатира, Григорий Нисский помогал нести тело своей сестры Макрины.

б) Копиаты

Для выноса тела из дома до могилы у римлян-язычников существовал особый класс лиц. Христиане в первые века никогда не пользовались наемными услугами в подобных случаях; по примеру Товии, они считали долгом сами (преимущественно — родственники и близкие) нести до могилы останки умершего. Но уже до IV века, в особенности в больших городах и церквах, где было много бедных, был учрежден особый класс людей для выноса умерших христиан. Они назывались «гробокопатели» или «копиаты» (с греч. — труженики), а также «fossores» (гробокопатели), «lecticarii» (lectica — носилки), «Decani et Collegati» (они составляли некое общество, отличное от клира). По свидетельству некоторых исследователей36, гробокопатели существовали еще со времен апостольских. Блаженный Иероним полагал, что они были клириками37. При императоре Константине Великом их было около 950, большую часть которых составляли ремесленники. При этом императоре для них были построены специальные жилища, род казарм (officianae) в каждом из кварталов Рима. Вся корпорация их находилась под управлением епископа и пресвитеров. Император Констанций в 357 году избавил их от податей, которые были обязаны платить другие торговцы38. Они обязаны были носить тела усопших, закапывать их, а также рыть для них могилы (о чем свидетельствует их название). Судя по всему, они не получали платы за свою работу, но общество или церковь обеспечивала их содержанием39.>

На Западе этот класс «гробокопателей» был установлен еще при папе Клименте I: при его преемнике Эваристе, который разделил город на приходы, в каждом приходе состояло 8–10 могильщиков.

В Африке службу копиатов одно время несли кающиеся. Согласно 18 правилу Карфагенского собора, «mortuos Ecclesiae poenitentes efferent»40, то есть что мертвых Церкви погребают кающиеся. Этим способом собор хотел дать кающимся повод к раскаянию и заглаживанию своих грехов делами добродетели. Эти «mortui Ecclesiae», вероятно, были бедные, которые содержались за счет Церкви41.

Копиаты были и во времена апостолов. Гробокопатели предали земле тела Анании и Сапфиры (ср. Деян. 5:6,10), хотя до III века о них неизвестно ничего положительного.

Звание fossor было настолько значительно, что обозначалось обыкновенно на могильном монументе лица, его носившего; плит с именами («fossor такой-то») при раскопках найдено множество. На фресках фоссоры обыкновенно изображаются со своими орудиями — большими заостренными с одного конца молотами.

Во времена гонений место для погребения умершего христианина назначала церковь; с VI в. оно избиралось родственниками умершего, которые заключали на этот предмет денежное условие с представителем цеха копиатов. При Константине Великом в Константинополе существовало большое число погребальных обществ, которые были свободны от налогов и пользовались многими привилегиями. Одни из этих обществ (lecticarii) приготовляли могилы (lecticae), другие устраивали саму процессию похорон, третьи (copiatae) занимались перенесением и опусканием тела в могилу. Права этих корпораций были подтверждены императорами Аркадием и Феодосием.

Известен, кроме того, обычай останавливаться с погребальной процессией перед храмами, которые встречались на пути, а также на некоторых других местах для молитвы об усопших. Созомен, церковный историк, повествует о том, как тело архиепископа Антиохийского Мелетия несли из Константинополя в Антиохию для погребения. При этом в городах, на каждом месте, достойном погребения (возможно, имеются в виду храмы), процессия останавливалась и здесь пели псалмы42.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.