Естественнонаучной направленности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Естественнонаучной направленности

2019-11-18 103
Естественнонаучной направленности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Естественнонаучной направленности

«Юный эколог»

(возраст детей 7-10 лет, срок реализации каждого модуля 1 год)

 

 

Автор-составитель:

Астафьева Галина Николаевна,

педагог дополнительного образования,

методист Прядкина Юлия Вячеславовна

 

Омск – 2019 г.

 

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………….... 2

3. Учебно – тематическое планирование модуля №1……………………….7

4. Содержание тем программы модуля №1……………………...………….9

5. Учебно – тематическое планирование модуля № 2…………………….24

6. Содержание тем программы модуля № 2……………………………….26

7. Контрольно – оценочные средства………………………………………40

8. Условия реализации программы………………………………...……….42

10. Список литературы……………………………………………...……….45

11.Приложение……………………………………………………….…..... 49

 

 

Пояснительная записка

Актуальность программы

В настоящее время в области экологии просматриваются тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического образования на качественно новый уровень. Экологическое образование в начальной школе имеет важнейшее значение, как начальная ступень системы непрерывного, всеобщего экологического образования. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности является образовательная программа «Юный эколог». Актуальность программы  определяется рядом факторов:

- во-первых, целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие личности;

- во-вторых, программа создает условия для вовлечения учащихся в различные виды деятельности, обеспечивающие освоение универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте в качестве базовой компетенции;

- в третьих, программа предполагает развитие экологического мышления младших школьников.

Направленность программы - естественнонаучная

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход в воспитании и развитии ребенка, который  предполагает формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Программа имеет модульную организацию, что дает возможность формированию экологических компетенций исходя из интересов ребенка и его индивидуальных особенностей.

                                                               

Адресат программы.   Программа рассчитана на младший школьный возраст.  Именно с этот период закладывается в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой среде. Именно в этом возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности                                                                                                                                                                                                                                                                               закладываются основы экологической культуры. Впервые происходит осознание потребности в саморазвитии. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от того, какие знания он получит и какие умения приобретет.

Объем и сроки освоения программы

Представленная программа состоит из 2  модулей, органически связанных  друг с другом. Каждый модуль рассчитан на 1год обучения.

· Модуль № 1 «Мир вокруг нас» - 216 часов

· Модуль № 2 «Природа родного края» - 216 часов

Форма обучения – очная.

Уровень освоения программы – базовый.

Особенности организации образовательного процесса.

Образовательный процесс по данной программе реализуется с группами постоянного состава и разного возраста учащихся.

  Основными методами обучения являются:систематические фенологические наблюдения, прогнозирование, проектирование.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются:

  ролевые, дидактические, экологические игры, творческие задания, практическая работа, участие в исследовательской деятельности, в творческих проектах, экскурсии в природу, моделирование и создание экознаков, участие в экологических акциях, гербаризация, составление памяток, творческих работ из природных материалов.

Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, помощь в озеленении комнат, являющихся местом проведения занятий, участие в организации праздников и выставок.

Режим занятий:

· 1 модуль - 216 часов, 2 занятия по 3 часа в неделю.

· 2 модуль – 216 часов, 2 занятия по 3 часа в неделю.

Условия набора учащихся

При наборе детей в группы принимаются все желающие без предварительной подготовки по заявлению родителей, или лиц их заменяющих. В начале учебного года возможен переход учащихся из модуля в модуль (по их желанию) по результатам тестирования, но только в первый месяц занятий.

В течение учебного года возможен прием (добор) в группы без предварительного отбора. Отчисление производится приказом учреждения по заявлению родителей (законных представителей).

Цель программы - воспитание и формирование основ экологической культуры учащихся, через организацию познавательной, практической, творческой деятельности.

 В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

· развивать компетенции в области экологии и охраны природы;

· развивать творческий потенциал личности;

· развивать организационно – коммуникативные компетенции;

· развивать мотивацию к изучению и познанию окружающего мира.

Планируемые результаты модуля «Мир вокруг нас»

Личностные результаты:

· Сформирована способность осознавать уникальность и неповторимость любого природного объекта;

· Сформирована способность толерантного отношения к мнению другого человека.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

· Сформировано умение добывать информацию, разграничивать новые и известные сведения, воспроизводить их;

Коммуникативные:

· Сформировано умение формулировать и высказывать свои мысли;

· Сформулировано умение формулировать свои затруднения.

Регулятивные;

· Сформулировано умение определять цель и задачи деятельности на занятии с помощью педагога;

· Сформулировано умение совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему.

Предметные результаты;

· Cформированы основные понятия из теории экологической науки;

· Сформированы первоначальные знания о единстве живой и неживой природы, и о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека;

· Сформировано умение решать экологические проблемы, доступные

· Сформировано умение строить суждения и находить ответы на вопросы;

· Сформированы навыки исследовательской и проектной деятельности.

Планируемые результаты модуля «Природа родного края»

Личностные:

· Сформирована мотивация к гармоничному взаимодействию с природой и окружающей средой;

· Сформирована мотивация к обучению и познанию.

Метапредметные результаты

Познавательные:

· Сформировано умение устанавливать причинно – следственные связи в мире природы и окружающей среде;

· Сформировано умение сравнивать объекты, выделяя их сходство и различия.

Коммуникативные:

· Сформировано умение слушать и работать в диалоге;

· Сформировано умение предлагать помощь и сотрудничество.

Регулятивные:

· Сформировано умение работать по плану и производить оценку своей работы;

· Сформировано умение принимать совет педагога и вносить корректировку в свою деятельность.

Предметные:

· Сформированы знания о сезонных изменениях в природе;

· Сформированы знания об основных группах растений и животных Омской области;

· Сформированы навыки безопасного и экологически сообразного поведения в природе;

· Сформированы навыки исследовательской деятельности.

Учебно- тематический план

Модуль «Мир вокруг нас»

Название разделов и тем Количество часов
Введение в экологию 39
Тема 1. Вводное занятие 3
Тема 2. Что такое экология? 3
Тема 3. Праздник «Осенний листопад» 6
Тема 4. Экскурсия в осенний парк 3
Тема 5. Сбор осенних листьев 3
Тема 6. Планета Земля в Солнечной системе. Мы жители планеты – Земля! 6
Тема 7. Экология и мы 3
Тема 8. Что такое окружающая природа и окружающая среда 3
Тема 9. Организм и окружающая среда 3
Тема 10. Место человека в мире природы. Первые уроки экологической этики 6
Мой дом за окном. 27
Тема 1. Мой дом 3
Тема 2. Дом, где мы живем 3
Тема 3. Деревья твоего двора 3
Тема 4. Сказка об одиноком дубе 6
Тема 5. Птицы нашего двора 3
Тема 7. Творческий проект «Изготовление кормушек для птиц» 6
Тема 8. Практическое занятие «Экологический десант» 3
Творческий проект «В гостя у Марьи- искусницы» 36
Тема 1. «Труд и талант – важные ценности для человека» 3
Тема 2. Чтение сказок о Марье – искуснице и других трудолюбивых сказочных героях» 3
Тема 3. Организация проекта 3
Тема 4. Творческая мастерская «Это чудо – оригами» 3
Тема 5. Творческая мастерская «Чудеса бумажные» 6
Тема 6. Творческая мастерская «Шедевры из бросового материала» 6
Тема 7. Участие в Новогоднем празднике 3
Тема 8. Творческая мастерская «Чудеса матушки природы» 6
Тема 9. Выставка «Большой смотр талантов» 3
Я и мое окружение 42
 Тема 1. Моя квартира 3
 Тема 2. Моя семья 3
 Тема 3. Соседи - жильцы 3
 Тема 4. Мой класс 3
 Тема 5. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» 3
Тема 6.  Комнатные растения в квартире и классе 3
Тема 7. Занятие – исследования «Части растения: корень, стебель, лист, цветок» 3
Тема 8. Занятие – исследование «Развитие растения из семени» 6
Тема 9. Занятие – исследования «Растение – живое существо» 3
Тема 10.  Легенды, сказки, народные сказания о комнатных цветах 3
Тема 11. Создание коллекции комнатных растений по декоративным признакам 3
Тема 12. Правила ухода за комнатными растениями 3
Тема 13. Практическое занятие «Создание этикеток – символов по уходу за комнатными растениями» 3
Неживая природа 27
Тема 1. Неживая природа 3
Тема 2. Солнце – источник тепла и света 3
Тема 3. Вода ее признаки и свойства 3
Тема 4. Мини – проект «Вода – кровь земли» 3
Тема 5. Берегите воду! 3
Тема 6.  Царство почвы – уникальный дар природы» 6
Тема 7.  Мини – исследование «Состав и свойства почвы» 3
Тема 8.  Погода. Климат 3
Живое в природе. Эко связи между живой и неживой природой. 30
Тема 1. Акция «Кормим пернатых друзей» 3
Тема 2.Живая природа. Приспособляемость видов к условиям жизни. 3
Тема 3. Экологические связи живой и неживой природы. 3
Тема 4. Вода и жизнь 3
Тема 5. Воздух и жизнь 3
Тема 6. Практическое занятие. Растения рядом. 3
Тема 7. Будем понимать, и любить природу. 3
Тема 8. Экологические памятки и знаки для детей и взрослых. 3
Тема 9. Экскурсия. Весенние изменения в природе. 3
Тема 10.  Итоговое занятие «Фестиваль творческих открытий. 3
Мониторинг 9
Подготовка к конкурсам 6
Итого: 216

   Содержание тем программы

(модуль «Мир вокруг нас»)

Введение в экологию.

Тема 1. «Вводное занятие» (3 ч.)

Теория.  Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа: Знакомство с традициями детского объединения, программой модуля «Мир вокруг нас». Игры на знакомство. Входящая диагностика.

Тема 2. «Что такое экология?» (3 ч.)

Теория. Определение понятия «экология». Простейшая классификация экологических связей. Окружающая природа и окружающая среда.

  Практическая работа: Заполнение таблицы. Рисование картины

«Дуб и все вокруг него». Самостоятельная работа с текстом. Коллективная дискуссия на тему «Что произойдет если?..» Анализ проблемной ситуации. Обсуждение работ. Рефлексия.

Тема 3. « Праздник Осенний листопад» (6 ч.)

Подготовка к празднику. Распределение ролей. Подготовка костюмов. Заучивание стихов об осени. Подбор игр и конкурсов. Украшение кабинета. Проведение праздника. Обсуждение праздника. Рефлексия.

Тема 4.  «Экскурсия в осенний парк «Что у нас над головой и что под ногами?» (3 ч.)

Инструктаж по технике безопасности. Чтение стихов об осени и загадывание загадок. Наблюдение за изменениями в природе. Наблюдение за небом. Наблюдение за объектами природы под ногами. Фиксация наблюдений в виде рисунков. Расположение рисунков на схеме «Дерево изменений». Обмен информацией. Подведение итогов. Рефлексия.

Тема 5. Практическое занятие «Сбор осенних листьев».

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Правила сбора листьев.

Практическая работа: Подготовка инвентаря, гербарных папок. Фенологические наблюдения в природе. Сбор осенних листьев. Работа с определителем. Классификация листьев. Сортировка. Закладка листьев под пресс и в осушители. Обмен впечатлениями. Рефлексия.

Тема 6. « Планета Земля в Солнечной системе. Мы жители планеты Земля» (6 ч.)

Теория. Определения понятия Солнечная система. Девять планет Солнечной системы. Особенности каждой планеты и их единство.

Практическая работа: Познавательная беседа. Создание модели из пластилина «Солнечная система». Ролевая игра «Земля наш общий дом».  Просмотр учебного фильма.

Просмотр и обсуждение работ. Рефлексия.

Тема 7. « Экология и мы» (3 ч.)

Теория. Взаимосвязь человека природой. Отношение человек к окружающей среде. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Практическая работа: Познавательная беседа. Разбор экологических ситуаций. Анализ проблемных ситуаций. Создание модели из природных материалов «Экология и мы». Физкультминутка. Обсуждение и просмотр работ. Рефлексия.

Тема 8. Практическое занятие «Что такое окружающая природа и окружающая среда?» (3 ч.)

Теория.  Окружающая природа и окружающая среда. 

Практическая работа: Игра на школьном дворе. Рисование окружающей природы и окружающей среды. Формирование  уважительного отношения к природе и понимания влияния человека на нее. Построение гипотез. Просмотр и обсуждение рисунков. Рефлексия.

Тема 9. Практическое занятие «Организм и окружающая среда» (3 ч.)

Практическая работа. Проводим практическое наблюдение за жизнью птиц, насекомых, растений на школьном дворе. Положительное и отрицательное влияние на живой организм окружающей среды. Обсуждение проблемной ситуации. Рисуем рисунок «Окружающая среда и живой организм». Просмотр и обсуждение рисунков. Рефлексия.

Тема 10. « Место человека в мире природы. Первые уроки экологической этики» (6 ч.)

Практическая работа. Познавательная беседа. Человек верный сын природы. Может ли человек жить без природы? А природа без человека?

Игра «Кто на планете первый». Мини-проект «Создание модели «Место человека в природе». Защита своих проектов. Анализ проектов своих товарищей. Обсуждение проектов. Рефлексия.

 Мой дом за окном.

Тема 1. «Мой дом» (3 ч.)

Практическая работа: Работа с карточками в малых группах. Составление рассказа о своем доме. Создание рисунка «Мой дом». Игра. Физкультминутка. Анализ выступлений товарищей. Обсуждение рисунков. Рефлексия.

Тема 2. «Дом, где мы живем» (3 ч.)

Теория. Виды работ по наведению чистоты.

Практическая работа: Беседа. Создание плаката «Какие бывают дома». Уборка школьного двора. Техника Безопасности. Подготовка инвентаря. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении. Рефлексия.

Тема 3. «Деревья твоего двора. Распознавание деревьев своей местности» (3 ч.)

Теория. Виды деревьев.

Практическая работа: Познавательная беседа. Беседа по сказке «О березе и иве» Важность зеленых насаждений перед домом. Уход. Посадка. Работа с гербарием. Игра «Узнай листок». Рисование различных видов деревьев. Составление кроссвордов на тему «Листья».

Тема 4. «Сказка об одиноком дубе» (6ч.)

Практическая работа: Чтение экологической сказки. Экскурсия на территорию школы и проведение мини – исследования «Дуб и его друзья». Цель исследования. Наблюдение. Работа в группах по фиксированию информации в карточках. Рефлексия. Продолжение чтения сказки. Игра «Дуб и его друзья» Обсуждение результатов исследования.

Тема 5. «Птицы нашего двора» (3 ч.)

Практическая работа: Познавательная беседа. Птицы, живущие в нашем городе. Оседлые и перелетные птицы. Их особенности, вид, питание, ореол обитания. Сказки-шутки о птицах. Веселые и интересные случаи поведения птиц. Работа с иллюстрациями, дидактическими карточками. Игра «Где живет птичка». Рисование рисунков «Птицы нашего двора». Физкультминутка.  Просмотр рисунков. Рефлексия.

Тема 6. Творческий проект «Изготовление кормушек для птиц» (6ч.)

  Тема 6.1. Организация проекта (3 ч.)

Теория. Понятие о проектной деятельности. Проблема. Гипотеза. Цель проекта и задачи проекта.  

Практическая работа. Работать в рамках проектной деятельности: выявление проблемы, составление плана, Распределение обязанностей. Работа с литературой.

Тема 6.2. Создание схемы кормушки. Работа над изготовлением кормушек из подсобного материала. Презентация своих работ. Анализ выступления своих товарищей. Рефлексия.

Тема 7. Практическое занятие «Экологический десант».

Инструктаж по Технике Безопасности. Распределение обязанностей. Распределение инвентаря. Уборка школьного двора. Подготовка деревьев к зиме. Развешивание кормушек. Подведение итогов. Рефлексия.

Тема 8. «Дорога из дома в школу» (3 ч.)

Теория. Дорожные знаки. Правила поведения на дороге и в транспорте.

Практическая работа: Познавательная беседа. Опасности по дороге в школу. Сигналы светофора. Игра «Зажги сигналы светофора». Проигрывание ситуаций. Игра «Раздели дорожные знаки на группы». Рисование дорожных знаков. Составление схемы своего безопасного маршрута в школу. Физкультминутка. Рефлексия.

 Творческий проект «В гостях у Марьи – искусницы»

Тема 1. «Труд и талант – важные ценности для человека» (3 ч.)

Практическая работа: Познавательная беседа. Важность такой ценности человеческой ценности, как труд. Открытие такой Великой тайны волшебника труда - красота труда рук человеческих. Важность и необходимость труда. Сочинение сказки о ценности труда. Игра «Умница». Физкультминутка. Анализ выступления своих товарищей. Формулировка выводов. Рефлексия.

Тема 2. « Чтение сказок о Марье – искуснице и других трудолюбивых сказочных героях» (3 ч.)

Чтение сказок. Рисование любимого героя сказок. Знакомимся с мастерскими проекта. Самостоятельная работа с литературой. Физкультминутка. Просмотр рисунков. Обсуждение и рефлексия.

Тема 2.1. Организация проекта (3 ч.)

Теория. Определение проекта. Понятие о проектной деятельности.

Практическая работа: Работа в рамках проектной деятельности: выявление проблемы, составление плана, Распределение обязанностей.

Тема 3. Проведение текущего мониторинга (3 ч.)

 Тема 4. «Творческая мастерская «Это чудо - оригами» (3 ч.)

Практическая работа: Беседа об истории рождения оригами. Изучение азбуки оригами. Разрабатываем алгоритм изготовления поделки оригами – петушок, лиса, кошка. Придумываем свою игрушку – оригами. Физкультминутка. Выставка работ. Просмотр. Обсуждение. Рефлексия.

Тема 5. «Творческая мастерская «Чудеса бумажные» (6 ч.)

Практическая работа: Знакомство с альбомом «Поделки их бумаги», с техниками изготовления поделок из бумаги. Придумывание оригинальной поделки. Изготовление поделки из бумаги. Выбор композиции и цветового решения. Развитие воображения и творческого мышления. Изготовление композиции из бумажных поделок на тему прочитанных сказок, дать название композиции. Физкультминутка. Просмотр работ. Обсуждение. Рефлексия.

Тема 6. «Творческая мастерская «Шедевры из бросового материала» (6 ч.)

Практическая работа: Познавательная беседа. Использование различных материалов. Инструменты. Знакомство с литературой, альбомами.

Придумывание поделки. Обсуждение с педагогом. Выбор композиции и цветового решения. Развитие воображения и творческого мышления Составление алгоритма поделки. Заготовка и подбор материалов. Изготовление поделки. Физкультминутка. Презентация работ.

Рефлексия.

Тема 7. « Участие в Новогоднем празднике» (3 ч.)

Подготовка костюмов. Разучивание песен и стихов. Обсуждение. Подготовка атрибутов для праздника. Участие в празднике. Рефлексия.

Тема 8. «Творческая мастерская «Чудеса Матушки природы» (6 ч.)

Практическая работа: Познавательная беседа. Виды поделок из природных материалов. Природные материалы, которые используются для изготовления поделок. Инструмент и дополнительные материалы. Первичная обработка и правильное хранение материалов. Работа над образом поделки. Самостоятельная работа с литературой, альбомами. Подбор нужных материалов. Рисование наброска. Обработка материала. Создание образа. Создание простой композиции из природных материалов. Физкультминутка. Презентация работ. Рефлексия

Тема 9.  «Выставка» (3 ч.)

Подготовка выставки. Придумывание сказок о своих персонажах. Обсуждение работ. Подведение итогов выставки. Рефлексия Награждение. Чаепитие.

Я и мое окружение

Тема 1. Моя квартира (3 ч.)

Практическая работа: Диалог. Обсуждение квартиры. Светлая, затемненная, теплая, холодная. Цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, возможности проветривания природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его назначение. Воспринимают и осмысливают.Рисование своей квартиры. Совершенствование работы цветными карандашами. Анализ рассказов своих товарищей. Физкультминутка. Обсуждение рисунков. Рефлексия.

Тема 2. Моя семья (3 ч.)

Практическая работа: Познавательная беседа. Происхождение слова «семья». Роль семьи в жизни человека. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Важная заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Составить рассказ о своей семье. Рассказать. Нарисовать свою семью. Анализ выступления своих товарищей. Обсуждение рисунков. Физкультминутка. Рефлексия.

Тема 3. Соседи-жильцы (3 ч.)

Теория. Обычаи и традиции русского народа.

Практическая работа: Диалог. Все мы - соседи по планете. Доброжелательные отношения с соседями. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Составление рассказа о своих соседях «Интересные люди рядом». Игра «Что я люблю и чего не люблю». Анализ выступления своих товарищей. Физкультминутка. Рефлексия.

Тема 4. Мой класс. (3 ч.)

Практическая работа: Беседа. Свет, тепло уют в классе. Предназначение мебели, растений. Что необходимо сделать, чтобы было еще уютнее. Рисование свой класс. Составление памятки добрых дел в классе. Игра «Продолжи фразу». Обсуждение рисунков. Зачитывание памятки. Обсуждение. Организация в 2 группы для создания общей памятки. Физкультминутка. Обсуждение общей памятки.

Тема 5. Практическое занятие. Создание уюта, в классной комнате. (3ч.)

Распределение обязанностей по группам. Наведение порядка и уюта в классной комнате. Отчет каждой группы о проделанной работе. Обсуждение. Рефлексия.

Тема 6. Комнатные растения в квартире и классе (3ч.)

Практическая работа: Беседа. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений. Правила расстановки комнатных растений с учетом приспособляемости к условиями существования. Знакомство с комнатными растениями кабинета.

Игра «Узнай по описанию». Уход за комнатными растениями. Наблюдение за растениями. Проведение эксперимента. Составление паспорта растения. Алгоритм выполнения операций. Игра «Угадай по силуэту». Загадки и пословицы о цветах. Физкультминутка. Обсуждение. Рефлексия.

Тема 7. Занятие - исследование «Части растения: корень, стебель, лист, цветок» (3ч.)

Теория. Организация исследования. Мотивация. Проблемная ситуация. Гипотезы.  Цель исследования. План проведения исследования.

Практическая работа: Исследование в малых группах. Работа с текстом, иллюстрациями, с рабочим листом с заданиями. Организация информации. Установление последовательности. Связывание информации. Обобщение. Подведение итогов исследования. Физкультминутка. Рефлексия.

Тема 8. Занятие – исследование «Развитие растения из семени» (6ч.)

Теория: цель, гипотеза, план.

  Практическая работа: Организация исследования. Мотивация. Выдвижение гипотез. Цель исследования. Составление плана проведения опыта.

Учащиеся делятся на группы.  Каждая группа работает с семенами определенных растений (фасоль, огурец, подсолнечник). Закладывается опыт по проращиванию семян. В течение определенного времени ведется наблюдение, фиксируются результаты наблюдения в дневнике наблюдений. Составляется модель прорастания семян. Обобщение. Подведение итогов исследования. Рефлексия

Тема 9. Занятие – исследование «Растение – живое существо» (3 ч).

Практическая работа: Работа в малых группах. Работа с иллюстрациями, текстом и рабочими листами. Учащиеся описывают свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам. Определяют условия необходимые для жизни растений. Обмен информацией. Обобщение. Рефлексия.

Тема 10. Легенды, сказки, народные сказания о комнатных цветах (3 ч.)

Практическая работа: Познавательная беседа. Происхождение названий цветов. Легенды о фиалке, бегонии. Сказки о цветах. Интересные факты из жизни комнатных цветов.

Рисуем свой любимый комнатный цветок. Сочиняем сказку о нем. Анализируем рассказы своих товарищей. Участвуем в викторине о цветах. Физкультминутка. Просмотр работ. Обсуждение. Рефлексия.

Тема 11. Создание коллекции комнатных растений по декоративным признакам. (3 ч)

Практическая работа: Познавательная беседа. Градация по декоративным признакам. Красивоцветущие растения в нашем кабинете. Особенности ухода за ними. Декоративно-лиственные растения нашего кабинета. Особенности ухода за ними. Рисование растения нашего кабинета. Работа с определителем растений. Составление книжки - раскладки по комнатным цветам нашего кабинета. Физкультминутка. Обсуждение рисунков и книжки. Рефлексия.

Тема 12. Правила ухода за комнатными растениями. (3ч.)

Практическая работа: Познавательная беседа. Техника безопасности при работе с инструментами. Общие правила ухода за комнатными растениями. Полив. Рыхление. Опрыскивание. Расположение относительно света. Подкормка. Удаление пыли. Знакомство со знаками – символами.

Игра «Наш -  не наш». Рисование знаков – символов по уходу за растениями. Составление таблицы. Работа с дидактическими карточками. Физкультминутка. Обсуждение. Рефлексия.

Тема 13. Практическое занятие «Создание этикеток – символов по уходу за комнатными цветами. (3 ч.)

Работа с энциклопедией комнатных растений. Работа с дидактическим материалом. Размер этикеток. Последовательность размещения символов. Цветовое решение. Работа в парах. Создание этикеток. Составление памятки по уходу за растениями. Презентация своих работ. Физкультминутка. Рефлексия.

Неживое в природе

Тема 1. Неживая природа. (3 ч.)

Практическая работа: Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Познавательная беседа. Дискуссия. «Может ли человек жить без неживой природы?». Чтение и анализ сказки Л.И. Греховой «Вода и воздух». Рисование предметов и явлений неживой природы. Дидактическая игра «Живое и неживое». Обсуждение и просмотр работ. Физкультминутка. Рефлексия.

Тема 2. Солнце – источник тепла и света. (3 ч.)

Практическая работа: Познавательная беседа «Солнце – источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье». Дискуссия на тему «Есть ли жизнь без Солнца». Ролевая игра «Я – солнышко». Работа в малых группах. Разработка памятки «Правильно принимаем солнечные ванны». Презентация своих работ. Обсуждение. Рефлексия.

Тема 3. Вода ее признаки и свойства. (3 ч.)

Практическая работа: Познавательная беседа. Значение воды для человека и всего живого на земле. Круговорот воды в природе. Запасы пресной воды на Земле.

Проведение экспериментов по выявлению признаков воды (цвет, запах, форма), эксперименты по выявлению свойств воды (растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния). Рисование схемы круговорота воды в природе. Формулировка выводов по итогам экспериментов. Физкультминутка. Рефлексия.

Тема 4. Мини – проект «Вода – кровь земли» (3 ч.)

Организация проекта. Цель проекта План работы над проектом. Работа в малых группах. Работа с литературой. Разработка краткосрочного проекта. Презентация своих проектов. Анализ работ своих товарищей. Обсуждение. Формулировка выводов. Рефлексия.

Тема 5. « Берегите воду!» (3ч.)

Теория. Загрязнение водоемов. Источники загрязнения нашей реки Иртыш. Важность охраны водных ресурсов. Дефицит пресной воды па планете.

Практическая работа: Рисунок «Я и вода». Работа над проектом «Сбережем капельку!». Организация проекта. Цель проекта. План работы над проектом. Работа в малых группах. Работа с литературой. Разработка краткосрочного проекта. Презентация своих проектов. Анализ работ своих товарищей. Обсуждение. Формулировка выводов. Рефлексия.

Тема 6. «Царство почвы – уникальный мир природы» (6 ч.)

Практическая работа: Познавательная беседа. Что такое почва. Как образуется плодородный слой почвы. Уникальность и ценность почвы. Жизнь в почве. Охрана почв. Просмотр видеофильма «Жизнь в почве». Работа с коллекцией «Виды почв». Составление таблицы. Акция юных экологов по улучшению почвы комнатных растений кабинета и школы. Обсуждение результатов акции. Формулировка выводов. Рефлексия.

Тема 7. Мини – исследование «Состав и свойства почв» (3 ч.)

Организация исследования. Мотивация. Цель исследования. План и задачи исследования. Проведение исследования по выявлению состава почвы и ее свойств. Презентация результатов исследования. Формулировка выводов. Рефлексия.

Тема 8. Погода. Климат. (3 ч.)

Теория. Погода и климат.

Практическая работа: Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет». Определение прогноза погоды и для чего это необходимо. Способы прогнозирования изменений в природе. Работа с календарем погоды.Наблюдение за погодой. Анализ наблюдения за погодой. Игра

«Синоптики сообщают». Обобщение. Формулировка выводов. Рефлексия.

 Живое в природе. Эко связи между живой и неживой природы.

Тема 1. Акция «Кормим пернатых друзей» (3 ч.)

Изучаем, какие птицы, чем питается. Проверяем кормушки во дворе школы.

Составление инструкционных карточек по кормлению птиц. Обсуждение карточек, внесение корректив. Кормление птиц. Ведем фенологические наблюдения в природе. Фиксируем, кто прилетел к кормушке. Обсуждение итогов акции. Формирование потребности заботиться о птицах. Рефлексия.

Тема 2. « Кто улетел, а кто остался?» (3 ч.)

Практическая работа: Актуализация представления учащихся о птицах, как о группе животных и о перелетных птицах нашей области. Приспособляемость птиц в связи с наступлением холодов. Оседлые птицы.

Просмотр видеофильма о перелетных птицах. Работа с определителем птиц. Рисунки перелетных птиц. Рисунки зимующих птиц.

Обсуждение работ. Физкультминутка. Рефлексия.

Тема 3. Живая природа. Приспособляемость видов к условиям жизни. (3ч.)

Практическая работа: Познавательная беседа. Общее представление о живой природе, о ее признаках, многообразии, взаимосвязях со средой обитания.  Дидактическая игра «Мой дом лучший». Игра «Угадай животное в природе». Работа с раздаточным материалом. Разгадывание загадок о живой природе. Рефлексия.

Тема 4. Экологические связи живой и неживой природы. (3 ч.)

Практическая работа: Дискуссия. Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Ситуация прогнозирования: «Если не было…». Соревнование на создание самой длинной цепи питания. Защита модели своей цепи питания. Просмотр презентации «Приспособляемость видов». Обсуждение. Формулировка выводов. Рефлексия.

Тема 5. Вода и жизнь. (3 ч.)

Практическая работа: Эвристическая беседа. Формирование представлений о загрязнении воды и как это влияет на здоровье человека и всего живого вокруг. Рачительное и бережное отношение к воде. Вода- незаменимая ценность. Работа с дидактическими карточками. Проведение эксперимента по очистке воды. Изготовление простых фильтров. Анализ проведенных экспериментов. Обсуждение результатов. Рефлексия.

Тема 6. Воздух и жизнь. (3 ч.)

Теория. Значение воздуха для всего живого на Земле. Воздух – важнейшее условие жизни. Состав воздуха. Распространение плодов и семян с помощью ветра. Загрязнение атмосферы. Закаливание организма воздухом и водой.

Практическая работа: Работа с дидактическим материалом. Составление таблицы «Источники загрязнения воздуха». Игра. Участие в викторине. Составление сказки о распространении плодов и семян ветром. Рассказ. Обсуждение и анализ выступления своих товарищей. Физкультминутка. Рефлексия.

Тема 7. Практическое занятие. Растения рядом (3 ч.)

Теория. Биополе растений.   Роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений.

Практическая работа: Изучение растений пришкольного участка. Обобщить представление


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.