Замена ценностей в процессе бхакти-йоги — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Замена ценностей в процессе бхакти-йоги

2019-11-18 138
Замена ценностей в процессе бхакти-йоги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Писания утверждают: ты должен начать практиковать бхакти-йогу, но в процессе бхакти-йоги ты не сможешь сразу же стать совершенным. Опыт показывает, что те, кто попытался сразу же стать совершенным, продержались пару лет, потом их сорвало на какие-то запои, загулы и все в таком духе. Поэтому писания не призывают, что мы должны сразу же бросить нашу чувственную деятельность, но концептуально, – это опять же идея буддхи-йоги, – практикуя духовную жизнь, определенные ценности будут заменены.

Вот простой пример. Если вы не употребляете мясо уже давно, то, в каком бы виде вам его ни предлагали, вы его не примите, вас просто тошнить будет от его запаха и вида. Почему? Потому что вкус изменился. И так же ко всему остальному вкус изменится. Однако есть вещи, которые вам по-прежнему нравятся в этом мире, – но вы на пути к совершенству, вкус постепенно изменится. После восьмидесяти, говорят, вообще уходят многие вредные наклонности – кроме вожделения, конечно.

Писания призывают: принимайте как можно больше благоприятного и отвергайте все неблагоприятное1. Веды четко объясняют, что для нас благоприятно, а что неблагоприятно. Веды говорят: да, человеку нужны наслаждения, но для этого существует грихастха-ашрам 2. Материалисты просто наслаждаются, но в грихастха-ашраме чувства разрешается удовлетворять в ограниченной степени. Утверждается: вы можете наслаждаться пищей, но пусть лучше это будет прасад.

……………………

1↑ Анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа варджанам – принимать все благоприятное и отвергать все неблагоприятное для преданного служения Богу – две из шести составляющих безусловной преданности Господу (стих из «Хари-бхакти-виласы», приводимый также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.100) и в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» (2.32)).

2↑ Грихастха-ашрам – благочестивая семейная жизнь, которая строится в соответствии с правилами и предписаниями Вед и цель которой – духовное совершенствование и в итоге отказ от семейных привязанностей ради служения Богу.

 

Транскрипцию выполнила: Аниндита деви даси.
Редактор: Традиш дас.

 

День ухода Шрилы Рагхунатхи даса Госвами

Бхакти Лалита Деви Даси

16 октября 2013 года, Харьков, Украина

 

Бхакти Лалита Деви Даси: Шрила Рагхунатх Дас Госвами — наш первый прайоджана-ачарья. Он приводит к пониманию, что такое знание. Рупа и Санатана Госвами раскрывают этот вопрос в писаниях — вопрос знания, что такое знание. Вы помните, Рупа Госвами раскрывает самбандха-гьяну? Или это Санатана Госвами?

Переводчица: Вы помните?

Акхилананда Прабху: В вашем присутствии мы не имеем права…

Переводчица: Вас Бхакти Лалита спрашивает. Вы помните?

Акхилананда Прабху: Рупа.

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы не хотим сказать что-то неверное, особенно когда камера включена.

Преданная (шепотом): У меня есть… [неразборчиво]. Выключите камеру.

Бхакти Лалита Деви Даси: Санатана Госвами — ачарья самбандха-гьяны, и Божество самбандха-гьяны — это Мадана-Мохан. А Шрила Рупа Госвами — ачарья процесса достижения сознания Кришны. Рагхунатх Дас Госвами — ачарья служения, раскрывающий, что вы должны делать, когда уже попали в духовный мир, какое служение вы должны выполнять. Божество Рупы Госвами — это Говиндаджи, а Божествл прайоджана-таттва - ачарьи — это Радха-Гопинатх.

Эти три таттвы как… Как по-английски таттва?

Преданный (по-русски): Истина.

Бхакти Лалита Деви Даси: Как по-украински?

Переводчица: Истина.

Бхакти Лалита Деви Даси: Как это по-английски?

Переводчица: Truth.

Бхакти Лалита Деви Даси: Truth?

Переводчица: Yes, truth.

Бхакти Лалита Деви Даси: Это система, которая помогает нам начать, которая помогает достигнуть и понять, что нужно делать тогда, когда мы достигли.

Рагхунатх Дас Госвами был одним из любимых преданных Господа Чайтаньи, мы можем прочитать о нем в «Чайтанья-чаритамрите», в «Чайтанья-Бхагавате». Он родился в благополучной семье вайшнавов. Его семья пыталась привязать его к семейной жизни, хотела дать ему самую красивую жену, столько богатства, сколько он пожелает, но все что он желал — это быть с Махапрабху. Он столько раз пытался сбежать из дома, но потом родители приставили к нему охрану, чтобы избежать его побега. Они даже пытались привязать его к дому. Он всегда ходил заниматься служением вайшнавам, но ему всегда приходилось возвращаться обратно. Махапрабху говорил ему: «Будь терпеливым, твое время придет, и ты придешь ко Мне».

В Панихати (Индия) есть праздник, который мы празднуем каждый год, — это праздник риса и йогурта. Это очень важный фестиваль для Рагхунатха Даса Госвами. Он отправился на него, чтобы встретить Нитьянанду Прабху, и он издалека оказал Ему почтение в дандавате. Но Нитьянанда Прабху подумал: «А почему он так далеко? Неужели он какой-то вор?» Преданные привели Рагхунатха Даса Госвами ближе к Нитьянанде, и Нитьянанда поставил Свою стопу на его голову: «Я тебя накажу, если ты не накормишь все Мое окружение». Он заставил Рагхунатха Даса Госвами принести столько прасада … Есть традиция, когда мы в Индии… тогда мы предлагаем рис, йогурт и фрукты. Рагхунатх Дас Госвами был более чем удовлетворен, угощая все окружение Нитьянанды. Существуют сотни, тысячи личностей в окружении Нитьянанды Прабху. И они так долго танцевали и воспевали Святое Имя. В «Чайтанья-чаритамрите» сказано, что где бы ни танцевал Нитьянанда Прабху, Махапрабху явится рядом с Ним и начнет танцевать [так же].

Махапрабху тут же явился и начал танцевать в экстатическом настроении на берегу Ганги. Нитьянанда Прабху дал полное благословение Рагхунатху Дасу Госвами, Он сказал: «Ты свободен и больше нет никаких препятствий на твоем пути». Воспользовавшись очень умным способом, он сбежал из дома. Он ушел и предался Махапрабху в Пури. Чайтанья Махапрабху поприветствовал его и отдал его под опеку Сварупы Дамодара. Сварупа Дамодар известен также как второй Махапрабху. Он всегда проверял все то и всех тех, кто приходил к Махапрабху, он проверял, можно ли это допускать к Нему, и, когда проверка была завершена, все приходило непосредственно к Махапрабху.

Махапрабху благословил Рахгунатха Даса Госвами и даровал ему Шалаграма-шилу и Гунджа-малу для поклонения. [Неразборчиво.] И сейчас в Индии этой Говардхана-шиле все еще поклоняются, на ней вы можете увидеть отпечаток пальца Махапрабху.

Рагхунатх Дас Госвами получил инициацию от Сварупы Дамодара и стал его очень преданным последователем. Он очень хотел получить наставления от Махапрабху, поэтому принял опеку Сварупы Дамодара и получил от него инициацию. В какой-то момент он смог получить наставления от Шри Чайтаньи Махапрабху. Тот дал ему столько наставлений для духовной жизни, одно из которых я помню — не носи красивой одежды, и еще одно — не принимай изысканный прасад, только простой. Такие практические наставления Махапрабху дал ему.

Он примкнул к окружению Махапрабху, но какие-то средства все еще приходили от его семьи, и все это он отдавал — он устраивал фестивали, он кормил все последователей Махапрабху. В определенный момент он окончательно решил отказаться от всех благ, что приходили от его семьи. Так он начал почитать джаганнатх-прасад, но тот, который был выброшен, тот, который даже не ели коровы, он его аккуратно собирал и почитал его. В один день Махапрабху решил пойти посмотреть, что же он ест. Решив проверить Рагхунатха Даса Госвами, Он сказал: «Дай Мне свой прасад. Почему ты никогда не делишься?» Шри Чайтанья Махапрабху силой забрал маха-прасад, отвергнутый в Джаганнатха Пури, почтил его, и Сварупа Дамодар был просто в шоке.

Столько замечательных игр произошло с Рагхунатхом Дасом Госвами сразу после того, как он отверг семью и принял опеку Сварупы Дамодара. Сварупа Дамодар после ухода Шри Чайтаньи Махапрабху не мог пережить разлуку и во время Ратха-ятры, мы верим в это, бросился под колеса колесницы.

Рагхунатх Дас Госвами пребывал в безумной печали — Шри Чайтанья Махапрабху ушел, его учитель ушел, и он решил отправиться во Вриндаван, чтобы броситься с холма Говардхан. В полном разочаровании он ушел из города и направился к Говардхану, чтобы сброситься оттуда.

Он написал очень много замечательных поэм, шлок. И в одной из них он описал то, как он чувствовал себя, когда ушел Шри Чайтанья Махапрабху, когда ушел его учитель, он описал те святые места, которые были для него когда-то местом поклонения. Он сравнивал их с тигром, питоном, бросающимся на него. Такие святые места, как Радха-кунда, стали для него тигром, который с открытой пастью мчится за ним.

В таком безнадежном настроении он пришел во Вриндаван и встретил Рупу Госвами, Дживу Госвами. Они остановили его, они спасли его и дали ему новую жизнь, новую надежду. До конца своей жизни он остался в этом обществе во Вриндаване. У Госвами есть такой обычай — каждую ночь останавливаться под разными деревьями, таким образом они не становятся привязанными. Для Рагхунатха Даса Госвами они соорудили некое подобие места поклонения на Радха-кунде, чтобы спасти от тигров и других животных, которые жили в лесу. До конца своей жизни Рагхунатх Дас Госвами жил в необычайном настроении разлуки с Кришной, в настроении божественной любви, он писал об этом и оказывал необычайное почтение всем вайшнавам, предлагая им свои дандаваты. Определенное количество дандаватов он предлагал каждый день. Их было больше тысячи, и совершал он это в необычайном настроении самопожертвования.

В одной из своих самых известных шлок он молится Радхарани. У него был такой момент в жизни, критический момент, к которому он пришел, — боль разлуки заставила его молиться Радхарани, чтобы Она пролила на него Свою милость, и только благодаря этому он мог бы жить дальше. Он говорил: «Я не хочу ничего делать без Тебя для Кришны, потому что без Тебя Кришна для меня нежеланный. Я заставляю себя изо дня в день жить этой жизнью. Пожалуйста, благослови меня». Эта шлока очень известная, но, к сожалению, я ее сейчас не вспомню[1]. Он написал стихи о славе Говардхана[2]. Мы посещаем его самадхи на Радха-кунде.

Рагхунатх Дас Госвами известен нам необычайно красивым воспеванием «Шримад-Бхагаватам», пересказом «Шримад-Бхагаватам». Он проводил лекции по «Шримад-Бхагаватам», он читал «Шримад-Бхагаватам», и вибрации его голоса были безумно привлекательны для очень многих людей. От него никогда не слышали никаких вайшнава-апарадх, он никогда не критиковал вайшнавов. Это две самые главные и самые известные вещи, которые мы о нем знаем.

Преданный: Он никогда не терпел вайшнава-апарадх

Переводчица: О, простите. Он никогда не желал слышать о вайшнава-апарадхах.

Бхакти Лалита Деви Даси: Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами известен нам как автор «Чайтанья-чаритамриты». Эта литература, которую он сотворил, это писание — божественно по своей природе. Сказано, что если все писания исчезнут, то не будет никаких потерь, если у нас останется «Чайтанья-чаритамрита». Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами столько раз изливает свое сердце в «Чайтанья-чаритамрите», он показывает свое глубочайшее истинное настроение в смирении. Откровение, что он напишет эту книгу, пришло к нему очень мистически, как благословение от Мадана-Мохана.

Кришнадас Кавирадж Госвами пришел к Мадана-Мохану и просил, чтобы его работа, которая поначалу была всего лишь записями со слов других Госвами, была принята, и он просил благословления. Когда Кришнадас Кавирадж Госвами поклонился Мадана-Мохану, также известному как Мадан-Гопал, гирлянда упала с Божества прямо на его шею. Стало ясно, что это благословение от Господа — Кришнадас Кавирадж Госвами станет инструментом в руках Мадана-Мохана для того, чтобы записать эту книгу. В то время Кришнадас Кавирадж Госвами был уже в очень преклонном возрасте и практически не мог видеть, но он почувствовал, как божественное благословение низошло на его голову.

Мы можем часами разговаривать об этих великих Госвами. Я просто сейчас рассказываю то, что приходит мне на ум. Во Вриндаване у нас есть мемориал Кришнадаса Кавираджа Госвами, это сразу через дорогу от нашего вриндаванского храма. Это место, где у Кришнадаса Кавираджа Госвами был свой ашрам. Он не всегда там присутствовал, но иногда бывал там. Его Божества назывались Радха-Вриндаван-Чандра. Очень-очень большой Вриндаван-Чандра, высотой полтора метра. Этим Божествам поклоняются в храме Радхи-Дамадара через дорогу. Пуджари, лидеры храма, очень импонировали нашему Гурудеву и говорили о Божествах, что, возможно, Они когда-то вернутся в храм. И Гурудев говорил: «Давайте посмотрим, каково Их пожелание».

Сегодня очень прекрасный день, мы настолько удачливы, что можем говорить и вспоминать о них, мы молимся о том, чтобы их милость снизошла на нас.

Есть вопросы у кого-нибудь? На любую тему.

Преданный: В контексте того, что вы сказали… Кришнадас Кавирадж Госвами был инструментом в руках Божества Мадана-Мохана. О Санатане Госвами тоже известно, что Божество начитало ему «Брихад-Бхагаватамриту». Есть ли в этом какой-то высший смысл? Тогда, возможно, Рупе Госвами тоже какое-то Божество это дало? Можно по частям.

Преданный: Санатане Госвами тоже, по-моему, некое Божество начитало «Брихад-Бхагаватамриту». Какая-то связь была… И что это было за Божество, если не секрет?

Бхакти Лалита Деви Даси: Санатана Госвами написал очень много писаний. Он, Рупа и Джива Госвами — они были уполномочены от имени Шри Чайтаньи Махапрабху. И это писание [«Брихад-Бхагаватамрита»] было одним из многих работ Санатаны Госвами. Его Божеством был Мадана-Мохан. Они [Госвами] были уполномочены от имени Самого Махапрабху, чтобы выполнить это служение. Санатана Госвами был любим всеми. Он был отстранен от всего мира, но он очень с большой любовью заботился о каждом. Он ходил по Вриндавану, он знал всех, все знали его, и он был отцом для каждого. Он спрашивал соседей: «Как ваша корова? Дает ли она достаточно молока?» Он всегда навещал жителей Вриндавана, спрашивал, все ли у них хорошо, и вовремя ли они поженятся. И он всегда отвечал на любые вопросы в любое время. Он был настолько велик, что даже отвечал на посредственные вопросы, он отвечал на все, что другие люди хотели знать.

В сорок седьмом году, когда Гурудев впервые встретил Шрилу Шридхара Махараджа, он пришел к нему на даршан и сказал: «Я увидел его таким, каким представлял себе Санатану Госвами». Шрила Шридхар Махарадж напомнил Гурудеву Санатану Госвами. Очень высокий, с очень божественными чертами лица, очень аристократического поведения, с очень светлой кожей. Гурудев был просто поражен, обескуражен, когда увидел [своего] Гурудева [Гуру Махараджа]. Это было на Нрисимха-чатурдаши в 1947 году. Это был тот день, когда он вступил в Матх впервые и встретил Шрилу Шридхара Махараджа. Мы знаем, что этот праздник — это также годовщина вступления нашего Гурудева в Матх.

Еще вопросы?

Преданный: Есть вопрос. В свое время Санатана Госвами, когда заболел проказой, Махапрабху приветствовал его, но он не хотел, чтобы Махапрабху Своим божественным телом касался его тела, пораженного проказой, и он [Санатана Госвами] хотел покончить с собой, кинуться под колесницу Господа Джаганнатха. Но Сварупа Дамодар покончил собой, кинувшись под колесницу... но тогда Махапрабху узнал желание Санатаны Госвами покончить с собой и строго ему сказал: «Твое тело принадлежит Господу, и ты не смеешь этого делать — покончить с собой». Но Сварупа Дамодар, уже после ухода Махапрабху, покончил с собой таким образом, то есть бросившись под колесницу Джаганнатха. Есть ли в этом какая-то связь?

Бхакти Лалита Деви Даси: Махапрабху сказал: «Ты не можешь покончить с собой, твое тело принадлежит Мне». Махапрабху благословил его, и эта болезнь исчезла. Затем Махапрабху отправил Санатану Госвами во Вриндаван, чтобы он начал писать. И он прожил очень долгую жизнь, до глубокой старости. Его самадхи находится очень близко [к нашему храму], возле храма Мадана-Мохана. Он не заканчивал свою жизнь самоубийством.

Переданный: Да, но Сварупа Дамодар все-таки бросился под колеса [колесницы Господа Джаганнатха].

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле, когда стало ясно, что Шри Чайтанья Махапрабху ушел, Сварупа Дамодар просто-напросто не смог жить с этим чувством в сердце и решил уйти. Самоубийство подобно преступлению, особенно если рассматривать его в контексте ведических писаний и правил. Но всегда есть исключения из правил, в некотором смысле.

В Аллахабаде есть место, где встречаются Ганга, Ямуна и Сарасвати, и это место как раз есть то исключение из правил. Туда приходят люди, которые хотят покончить с жизнью. И колеса колесницы Джаганнатха, возможно, тоже одно из этих исключений. Это всегда было недопустимо для вайшнавов — покончить жизнь самоубийством. То, о чем мы говорим, — это редкие случаи, недоступные нашему пониманию. Если мы думаем что-то подобное в отношении себя, то мы не можем этого делать. Самая худшая вещь в этой жизни — забрать у себя жизнь, и последствие такого поступка — очень-очень долгое существование в теле приведения. Находиться в теле приведения — на самом деле очень ужасная ситуация. Призраки обладают очень большими телами, что полны желаний, которые вы не можете удовлетворить. Например, они хотят покурить, но не могут, поэтому они всегда преследуют всех. У них множество желаний, но у них нет никакого способа удовлетворить их, поэтому они бесконечно страдают.

Гурудев всегда удостоверялся в том, чтобы мы поняли это наверняка, и чтобы мы не желали этого делать. В ведических писаниях сказано, что нельзя никаким образом помогать той душе, которая хочет лишить себя жизни. Кто-либо, кто решит помочь таким душам, будет страдать. Не все понимают это и не осознают, какая реакция придет на такое действие, что ожидает их. Наш Гурудев всегда видел призраков. У него была некая связь с Шивой и было умение видеть призраков, и он всегда считал их своими друзьями. Куда бы он ни шел, сменяя место, окружение, он всегда встречал новых призраков.

В Австралии наш храм находится неподалеку от вулкана. Это священное место аборигенов. И в первую ночь, которую он провел там, их лидер пришел в гости, чтобы навестить их. Он пришел спросить: «Какова ваша цель здесь? Что вы здесь делаете?» Гурудев сказал: «Я пришел сюда как представитель Махапрабху, чтобы проповедовать». Их лидер был удовлетворен, он принял его благословение и ушел. И очень часто мы сидели с Гурудевом на его веранде и слышали его, а он начинал говорить с кем-то за углом, кого мы не видели. Однажды мы сидели со всеми махараджами, и он увидел что-то и говорит: «Уходи, уходи!» И все были… [неразборчиво]: «Кому это он говорит?» А Гурудев отвечал: «В этом дереве живет призрак, и он просто очень хотел увидеть лицо Джанардана Махараджа». Джанардан Махарадж так испугался, что спал всю ночь с включенным светом.

За два-три дня до того, как ушел Гурудев, к нему пришел садху, садху, которого мы не могли видеть. И этот садху пришел на веранду к Гурудеву, чтобы увидеть его, и Гурудев попросил нас, чтобы мы дали ему прасад. Хорошо, но где же он? И все начали бегать и искать его, один из преданных положил прасад в тарелку, соорудил вьясасану, поставил [тарелку с прасадом ] туда и просто надеялся, что он придет и примет.

Такие вот вещи происходили в играх Гурудева. Я упомянула только некоторые из них.

Преданная: Авадхут Махарадж думает, что тот садху был сам Шрила Шридхар Махарадж.

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы на самом деле не знаем, возможно. Но я думаю, что если бы это был Шрила Шридхар Махарадж, то Гурудев узнал бы его и как-то дал понять, что это он. Мы были просто под впечатлением от визита какого-то мистического садху. Мы были в панике, мы пытались накормить его. Это было в Калькутте в Дам Дам Парке.

Преданный: А у Санатаны же тоже была какая-то связь с Господом Шивой?

Бхакти Лалита Деви Даси: Там, где расположен бхаджан-кутир, — это как раз напротив… Если пойти на Говардхан, там, где Манаса-ганга, — там его кутир. Это все, что я знаю.

Преданный: Он, по-моему, когда старый был, уже не мог обходить Говардхан. Это Санатана Госвами был? И тогда Шива оказал ему какую-то помощь.

Преданный: Маленький Говардхан.

Бхакти Лалита Деви Даси: Я думаю, что это был Кришна, не Шива, а Кришна. Кажется, это был Кришна, я не уверена. Давайте приготовим какой-то завтрак и прервемся. Споем «хари харайе»?

………………………………..

[1] Аша-бхараир-амрита-синдху-майаих катханчит, кало майати гамитах кила сампратам хи / твам чет крипам майи видхасйаси наива ким ме, пранаир враджена ча варору бакаринапи. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет этот стих следующим образом: «Эташлока — молитва, обращенная к Радхарани. Она выражает особого рода надежду, которая настолько сладостна и утешительна, что сравнивается с безграничным океаном нектара. Он [Шрила Рагхунатх Дас Госвами] говорит: „Лишь благодаря этой надежде я еще живу в эти скорбные времена. Эта надежда поддерживает меня. Ее упоительный нектар влечет меня и дает силы жить. Я влачу свои дни ради того единственного, в чем смогу найти избавление. Я лишен общения с Mахапрабху, Сварупой Дамодаром и другими великими душами, но тем не менее живу. Почему? Меня озаряет луч надежды. Она столь велика и открывает передо мной нечто столь возвышенное! Однако сейчас терпение мое иссякло. Я не могу больше ждать — я дошел до предела. Если прямо сейчас Ты не явишь Свою милость, для меня все будет навеки потеряно. Я утрачу всякий вкус к жизни. Она потеряет для меня всякий смысл. Без Твоей благосклонности мне не прожить и мгновения. Даже Вриндаван, который мне дороже жизни, внушает мне отвращение. Это причиняет мне невыносимую боль. Что уж говорить о другом — даже Кришна противен мне. Стыдно сказать, но я не смогу полюбить даже Кришну, пока Ты не примешь меня в сокровенный круг Своих служанок, которыми я всецело очарован. Без служения в кругу Твоих слуг все для меня лишено вкуса. Я не могу жить даже во Вриндаване. Даже Кришна не привлекает меня“. Такова молитва Рагхунатха Даса Госвами» (этот комментарий приводится в книге «Шри Гуру и его милость»).

[2] Говардхана-васа-прартхана-дашака.

 

Транскрипцию выполнила: Малика деви даси.
Редакторы: Туласи Прия деви даси, Традиш дас.

Рагхунатха Дас Госвами

В нашей сампрадае он является прайоджана-ачарьей, то есть обладающим высшим осознанием экстатической любви к Богу. Ощущая себя ниже соломы, валяющейся на улице, он со всем смирением, почтением и любовью приносил тысячи и тысячи поклонов вайшнавам.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.