Наркотикам необходимо противопоставить иной, не наркотический, образ жизни — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наркотикам необходимо противопоставить иной, не наркотический, образ жизни

2019-11-11 91
Наркотикам необходимо противопоставить иной, не наркотический, образ жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Очевидная, в принципе, мысль о необходимости изменения самого образа жизни приводит нас к новым вопросам. Что взять за образец? Каков он, искомый, измененный образ жизни?

Почему необходимо найти ответы на эти вопросы? Да потому, что человек «не знающий, куда ему идти, вернется туда, откуда он вышел»[46]. Эти слова принадлежат Надежде, одной из «бывших наркозависимых и алко­голиков», о которой уже упоминалось.

То, что речь в реабилитационном процессе должна идти именно об обретении нового образа жизни, понимают многие люди, занимающиеся проблемой наркозависимости. Они интуитивно чувствуют, что необходимо найти нечто такое, что покрывало бы весь строй жизни наркозависимого человека.

Они понимают, что если образ жизни зависимого человека является «больным», то противопоставить ему можно образ жизни «здоровый». О втором образе жизни они говорят, к нему активно призывают, но что он представляет из себя? Что скрывается за их призывами к «здоровому образу жизни»? Так называемый «здоровый образ жизни» преподносится как явление общеизвестное и само-по-себе понятное. Но на самом деле, вопрос о «здоровом образе жизни» не так-то и прост, как кажется на первый взгляд.

По данному поводу можно, например, привести свидетельство игумена Анатолия (Берестова). Он «просмотрел множество учебных пособий, монографий, разных статей, но нигде не нашёл определения здорового образа жизни». «Так что же мы, – спрашивает он, – будем пропагандировать – фантик от конфетки?»[47]

Когда речь заходит о здоровом образе жизни, который, по идее, должен противостоять образу жизни наркоманическому, необходима конкретика. И чтобы к ней подойти, следует понять, о чем должна идти речь, когда поднимается вопрос об образе жизни вообще. Также необходимо определиться с целями, которые, по идее, должны быть достигнуты, чтобы человек был выведен из паталогического круга зависимого поведения.

Как сам отец Анатолий видит процесс вывода человека из паталогического круга зависимого поведения? Процесс вывода человека из круга зависимого поведения отцом Анатолием рассматривается неразрывно с процессом восстановления личности наркозависимого человека.

Личность наркозависимого человека, объясняет он, «искривлена в духовном, психологическом отношении». Наркозависимый человек – «глубоко и тяжело больной человек». Его личность как бы распадается, наблюдается развитие деградации, которая захватывает интеллект и социальную сторону жизни. Начало формирования этой искривленности было положено еще до начала употребления наркотиков. Эта искривленность задавалась воздействием, исходящим из семьи, от улицы, от средств массовой информации. И задача состоит в том, чтобы привести человека «в нормальное состояние». Его личность по крупицам собирается, формируется заново. «Процесс этот очень тяжелый, но он реальный»[48].

Задачу реабилитационного процесса отец Анатолий видит в том, чтобы изменить образ жизни, мировоззрение человека, его психотип. В процессе реабилитации мало добиться прекращения употребления наркотиков. Прекращение употребления – еще «не есть исцеление». Ведь если человек не меняется внутренне, в нем остается некая греховная программа, и «рано или поздно гре­ховная программа сработает»[49].

Человек уже с раннего детства запрограммирован на греховный образ жизни. В результате оторванности от опыта положительной духовности, его духовные запросы не удовлетворяются. Результатом существования в условиях дефицита положительной духовности является развитие процесса формирования греховных наклонностей. Эти наклонности начинают определять поведение и образ мышления человека. Создается порочный круг: бездуховный образ жизни – искривленные преставления о нравственности и девиантное поведение – следование дурным наклонностям, страстям и порокам – нравственная деградация – уход в наркологическую нишу – деградация личности. В разрыве этого порочного круга отец Анатолий видит еще одну важную задачу реабилитационного процесса. Он считает, что круг может быть разорван в любом звене – «ибо это невозможно человеку, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк., 10, 27).

Изменение образа мышления и образа поведения, а также – покидание привычного социального наркоманического круга общения – это есть то главное, на чем отец Анатолий акцентирует внимание, ведя речь о реабилитационном процессе. «Изменить образ мышления и поведения – значит дать челове­ку евангельское мировоззрение и евангельский образ жизни».

Если удастся осуществить эту задачу, то открывается возможность для реализации процесса восстановления личности наркозависимого человека. Ведь через исполнение животворных заповедей Божиих, как отмечал преподобный Амросий Оптинский, «исправляется сердце человека»[50]. Комментируя слова преподобного Амвросия Оптинского, можно отметить, что, по словам старца Иосифа Ватопедского, «слово сердце не означает плотский телесный орган. В этической и духовной сфере под словом сердце понимается вся личность человека в совокупности … все то, что свойственно человеку – его предпочтения, качества, духовное состояние»[51].

Евангельское мировоззрение является как бы осью, на которую нанизывается реабилитационный процесс. Жизнь, основанная на заповедях Евангелия, противостоит тяготению к установкам, составляющим суть наркоманического мировоззрения. Речь идет, главным образом, о эгоизме и зацикленности на собственных ощущениях (см. часть 3 данной работы, а также лекцию «Две доминанты»)[52]. Образ жизни, основанной на Евангелии, условно можно назвать доминантой Православии. Развитие этой доминанты нейтрализует развитие доминанты паталогической (см. часть 3 данной работы).

Евангельское мировоззрение действительно может стать основой для выстраиваемого согласно этому мировоззрению образу жизни. Евангельское мировоззрение охватывает как сферу мыслей и переживаний человека, так и сферу его действий и взаимоотношений с другими людьми. Наркоманический образ жизни пускает метастазы во все указанные сферы, отравляя их. Выдавить метастазы из указанных сфер можно ли через стремление, скажем, к интеллектуальному развитию или к увлечение спортом? Интеллектуальные занятия могут задействовать лишь какой-то сектор жизнедеятельности человека. В случае со спортом речь также идет о влиянии лишь на какой-то сектор жизни (см. часть 5 данной работы). Но чтобы вывести человека из круга паталогического образа жизни, необходимо перестроить на новых началах буквально все сектора жизни, отравленные образом жизни наркоманическим.

Эта мысль принимает конкретное выражение в программе реабилитации, разработанной в реабилитационном центре «Саперное» при участии протоирея Сергия Белькова. Согласно стратегии центра «Саперное», ложные преставления, неадекватные психологические защиты и деструктивные жизненные установки, выявленные у воспитанников, должные быть заменены на «здоровые, зрелые, одухотворенные». Установкой в данном случае называется орган, объединяющий внутреннее и внешнее, сознание и поведение.

Однако, необходимо отметить, что речь должна идти не о простой замене установки. «Необхо­димо развивать в воспитаннике решимость поступать по совести, по Евангелию». Новая установка должна быть по возможности конкретной. Если она укрепится и станет навыком, то тогда «в нужное вре­мя она станет не просто мыслью, а интенсивной силой, кото­рая поможет в момент искушения устоять в свободе от греха». Заповеди Евангелия вначале воспринимаются проходящими реабилитацию как нечто внешнее. Но по мере обсуждения того, как так или иная заповедь может быть применена к конкретным обстоятельствам жизни конкретного человека, знание заповеди «пре­вращается в личностный опыт и убеждение»[53].

И на основании такого рода убеждений человек может изменить образ своей жизни. По данному вопросу можно привести одно размышление известного мыслителя Л.А. Тихомирова.

Он писал, что «согласно убеждениям и верованиям устраивается вся жизнь, со всеми ее сложностями». Свою жизнь люди выстраивают в соответствии с тем, что они могут назвать истиной. В своих поисках они руководствуются свободным избранием.

Людям естественно стремиться к тому, «чтобы их жизнь была устроена по правде, то есть хорошо и правильно, а, следовательно, соответственно верованию и убеждению». Убеждения имеют всеохватывающую силу и только люди, имеющие слабые убеждения, не понимают этой всеохватывающей силы. Убеждения и верования были бы чем-то очень ничтожным, если бы служили людям только для того, чтобы использовать их в диспутах и словесных турнирах. Действительное положение вещей таково, что «убеждения служат для всецелого построения, согласно им, всей жизни»[54].

 

Если мы говорим об новом образе жизни, то имеем в виду не единократное действие, выполнив которое, человек опять остается один на один со своей зависимостью.

Образ жизни – это система приоритетов, в соответствии с которыми человек совершает выбор сиюминутных целей и жизненных задач. Образ жизни можно условно представить, как некую совокупность смыслов, пронизывающую все пространство, в котором действует и существует человек. От образа жизни зависит то, как человек реагирует на различные обстоятельства и то, как он выстраивает свои отношения с другими людьми. Образом жизни определяется, что человек ест, как говорит, как осуществляет подбор слов. Образом жизни определяется многое и многое в жизни человека.

Исходя из своего образа жизни, человек выбирает и носки в магазине. Один выбирает яркие носки, если, вообще, любит все яркое. Другой выбирает «спокойные», «классические». Третий покупает белые носки, если любит ходить в «свежей» одежде, несущей на себе свидетельство о собственной чистоте. Четвертому – все равно, какие носки выбрать. И такая позиция в выборе носков тоже может быть связана с определенным образом жизни. Ведь кто-то может считать такой процесс как выбор носков делом вполне «мелочным». И потому процесс выбора такой человек совершает, не погружаясь особо в него вниманием. А кому-то, бывает и такое, что принципиально нет дела ни до чего.

Образ жизни дает алгоритм поведения даже в тех ситуациях, в которых человек ничего будто бы и не может изменить. Оказавшись в затруднительном положении, один человек идет на предательство, а другой – жертвует собой. Одна семейная пара, узнав о зачатии плода принимает решение совершить аборт, мотивируя свой поступок трудным материальным положением. Другая семейная пара, находясь в трудном материальном положении, принимает решение рожать ребенка, несмотря ни на что. Разные люди оказываются в подобных ситуациях, но выходят из них по-разному. Потому что разное у них отношение к жизни, разные смыслы они кладут в основу своей деятельности. Как писал упомянутый Л.А. Тихомиров, люди на основе того, что открылось им, устраивают жизнь даже в тех её аспектах, «в которых действует элемент принудительный».

И на каких началах выстраивать новый образ жизни, чтобы у него был ресурс противостоять образу жизни наркоманическому?

 

 


[1] См. слова аввы Исаи, параграф 96 из книги «Отечник составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым)».

[2] См. также главу 47 «О сродстве между собою как добродетелей, так и пороков»; Беседу 40 « О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других» из книги преподобного Макария Великого «Духовные беседы»

[3] См. «Неудовлетворенная потребность как причина аддиктивности» из книги Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).

[4] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#8.

[5] Сидоров П.И. Наркотическая реклама // Скрытые искусители или снасти на потребителя (в плену информационных технологий). М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007. С. 225.

[6] См. «Борьба с блудом», параграф 36 из творений преподобного Иоанна Лествичника, расположенных во втором томе книги «Доброотолюбие».

[7] Труды А.А.Ухтомского являются базовыми для мировой науки. Академик Ухтомский был верующим человеком, и его учение о доминантах вполне можно соотнести с православным мировоззрением. Некоторые мысли на этот счет изложены в статье «О развитии монашества, о теории «созависимости» и о прочих психологических подходах к решению личностных проблем» В частности, см. разделы «Нейрофизиология и любовь», «Услышать голос другого». URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1426/..

[8] См. главу 47 «О сродстве между собою как добродетелей, так и пороков» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[9] См. «Послание о книге…» из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения».

[10] Из сборника творений Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939».

[11] См. «Борьба с восемью главнейшими страстями», параграф 64 в творениях преподобного Кассиана Римлянина, представленных во втором томе книги «Добротолюбие».

[12] Данилин А.Г. «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». См. «Психология и религия».

[13] Там же. «Исходы Российской психоделии».

[14] Эти два слова указывают на мысль отца Евгения - духовника реабилитационного центра в районе Березовском (Екатеринбургская епархия). В своем интервью он сказал, что, «когда он [человек] приобретает что-то более важное, он от менее значимого отказывается. В этом случае героин оказывается очень мало значимым в жизни, [так] как человек приобретает что-то большее» [Из фильма «Жизнь без наркотиков». ООО «Студия Рада». Екатеринбург, 2002].

[15] См. «Отношение христианина к страстям его» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Аскетические опыты. Том 1».

[16] См. «О навыках» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Аскетические опыты. Том 1».

[17] См. «200 глав о духовном законе», параграф 171 среди творений преподобного Марка Подвижника, представленных в первом томе книги «Добротолюбие».

[18] См. раздел «К тем, которые думают оправдаться делами», параграф 73 из наставлений преподобного Марка Подвижника, представленных в книге «Добротолюбие. Том 1».

[19] См. главу 6 из книги иеромонаха Тихона «Архиерей». URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1822.

[20] См главу «Программа реабилитации наркозависимых» из книги игумена Анатолия (Берестова) «Возвращение в жизнь. Духовные основы наркомании, наркомания и право».

[21] Там же. См. главу 1.

[22] См. главу 47 из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[23] Достигнув дна, вернуться к свету. Надежда «Муравейника». М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007. С. 27.

[24] Там же. С.26.

[25] С чистого листа. О тех, кто стоял у черты. Минск: Свято-Елисаветенский женский монастырь, 2013. С. 89-90.

[26] Документальный фильм о игромании «Gameover» («Игра окончена»). Интересное кино, 2008.

[27] С чистого листа. О тех, кто стоял у черты. С. 34.

[28] Сам монастырь и его подворье находятся в республике Беларусь.

[29] Там же. С. 80.

[30] См. «Святаго отца нашего Феодора Студита.Подвижническия монахам наставления», параграф 226, пункт 2 в четвертом томе книги «Добротолюбие».

[31] См. «Верность» в книге Ивана Ильина «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий».

[32] Наркозависимость и опыт исцеления / С.Бельков, В.Вишнев. СПб.: «Издательская группа «Питер-Медиа»», 2011. С. 28.

[33] См. «Борьба с восемью главнейшими страстями», параграф 64 в творениях преподобного Кассиана Римлянина, представленных во втором томе книги «Добротолюбие».

[34] См. третью сотницу о любви, параграф 64 среди творений преподобного Максима Исповедника, представленных в третьем томе книги «Добротолюбие». 

[35] См. главу 49 из книги преподобного Макария Великого «Духовные беседы».

[36] Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Православный катехизис. М.: [Московская Патриархия], 1990. С. 95.

[37] Центр располагается в Суса́нино — посёлке в Гатчинском районе Ленинградской области.

[38] Сизов Михаил. Дом в Сусанино // Вера Эском. Христианская православная газета Севера России. 2012. 23 выпуск. С.4.

[39] Достигнув дна, вернуться к свету. Надежда «Муравейника». С. 41.

[40] Достигнув дна, вернуться к свету. Надежда «Муравейника». С.136.

[41] См. «Неудовлетворенная потребность как причина аддиктивности» из книги Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).

 

[42] Андрей Лемешонок, прот. Путь к Воскресению. Пост и Пасха. Свято Елисаветинский женский монастырь в г. Минске, 2015.

[43] Достигнув дна, вернуться к свету. Надежда «Муравейника». С. 38-39.

[44] См. главу 15 в книге Сергей Белогурова «Популярно о наркотиках и наркомании».

[45] См. «Практическая реабилитация наркозависимых в Душепопопечительском центре. Второй этап» из книги игумена Анатолия (Берестова) «Возвращение в жизнь. Духовные основы наркомании, наркомания и право».

[46] Там же.

[47] Там же. См. раздел «Бескровная война».

[48] «Под действием благодати Божией». Выступление иеромонаха Анатолия (Берестова) на встрече с медработниками города Сургута. URL: http://www.ihtus.ru/h13.shtml

[49] Анатолий (Берестов), игум. «Возвращение в жизнь. Духовные основы наркомании, наркомания и право». См. главу 2 «Духовные основы наркомании».

[50] Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских. М.: Спасское братство, 2010. С. 202.

 

[51] См. ответ на вопрос «Что означает чистота сердца и как ее достичь?» из книги старца Иосифа Ватопедского «Афонские беседы».

[52] См. также расшифровку лекции «Две доминанты», начиная с раздела «Выбор положительной доминанты» по раздел «Коротко о смене эгоистической доминанты на новую». URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1820/.

[53] Наркозависимость и опыт исцеления / С.Бельков, В.Вишнев. СПб.: "Издательская группа "Питер-Медиа"", 2011. С. 31-32.

[54] См. «Христианская государственность» из книги Л.А. Тихомирова «Религиозно-Философские основы Истории». URL: http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/tihomirov/tihomirov2/contents.html.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.