Чтобы остановиться, нужно «нужно найти ту святыню, через которую ты не сможешь перешагнуть» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Чтобы остановиться, нужно «нужно найти ту святыню, через которую ты не сможешь перешагнуть»

2019-11-11 101
Чтобы остановиться, нужно «нужно найти ту святыню, через которую ты не сможешь перешагнуть» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трагизм ситуации вдохновил исполнителя «Noize MC» на создание композиции, которая носит то же название, что и знаменитый фильм о наркомании «Реквием по мечте». Конечно, тексту композиции не может быть присвоен ранг безусловной истины, и слова песни не могут быть поставлены в один рад с цитатами из Священного Писания. Но свидетельство исполнителя при определенных условиях может быть рассмотрено, как элемент фольклора, например, или как свидетельство человека, жившего в определенную эпоху и наблюдавшего определенные общественные процессы. Вспоминается апостол Павел, который, желая донести свои мысли до жителей Афин, сослался на некоторых из «стихотворцев» (Деян. 17, 28), которые были известны афинянам.

Итак, в композиции представлены размышления человека, который хочет вспять повернуть ход времени и оказаться в том подъезде, где «заварился» в первый раз. Там, где впервые под ложкой загорелся газ. Кричит: «Предотвратить! Порвать тот день, как лист бумаги!» Вернуться бы ему, но жгут уже затянут. Затянут на руке, как петля на глотке. И изображение в глазах сделалось нечетким. Страшные картины вторгаются в реальность с каждым днем все чаще. Он сознает, что заблудился, как в непроходимой чаще. Пора бы отступить, но некуда. Ведь отступы закрыты чем-то белым. Такого цвета первый снег и пыль из пачки мела. Ему, его приятелям о чем-то говорят, но все они оглохли. И чувствуют, что чахнут, что сохнут, что скоро сдохнут. Машина скорой помощи уже отвозит одного туда, куда не взять билета и куда не ходят поезда. И каждый день все то же происходит, что и раньше. Так по наклонной вниз жизнь катится все дальше.

 

И как же остановиться?

В качестве ответа хочется привести свидетельство человека, которому этот ответ достался, можно сказать, что кровью. Этого человека зовут Вячеслав. Некогда он был страстным поклонником казино. Да, и без наркотиков в его жизни, по всей видимости, не обошлось. Рассказывая о себе, он упомянул как-то о клубе, в туалете которого можно было поскрести карточкой по унитазу и собрать себе кокаина «на дорогу»[26].

Вячеслав приехал в Москву в 1992 году. И в Москве он нашел себя в новом, по тем временам, бизнесе. Он стал заниматься недвижимостью. Дела его пошли так успешно, что в скором времени он мог уже купить себе квартиру.

Но 20 тысяч рублей за квартиру внесены так и не были (в то время квартира в Москве могла стоить 20 тысяч рублей). Вячеслав проиграл эти деньги в казино. Проигрыш привел Вячеслава в шоковое состояние. Но, как выяснилось впоследствии, этот день был не самым тяжелым днем в жизни Вячеслава.

Однажды он выиграл 950 тысяч рублей. Ему захотелось выиграть еще 50 и уйти из казино с осознанием того, что он выиграл миллион. Он поставил 50 тысяч и проиграл. Удвоил ставку и снова проиграл. Снова удвоил – и снова проиграл. В итоге он проиграл все. Чтобы отыграться, он решил ограбить своих друзей. По его словам, он походил тогда на зомби. Прокравшись в квартиру, где спали его друзья, он взял все деньги и уехал в казино, и опять все проиграл. Он думал, что сошел с ума. Он не знал, что ему делать – ведь в тот день он потерял все: потерял работу, потерял партнера. Самое главное – он потерял любовь; он чуть не покончил с собой.

Описывая трагедию своей жизни, Вячеслав говорил, что «для игроков, как и для героиновых наркоманов, нет ничего святого. Они могут перешагнуть ради вот этой лжеверы, что ты отыграешься, что тебе повезет, через все, что угодно: через детей, через жену, через работу, через любого друга – через кого угодно». Сам лично Вячеслав «забивал вообще на всех» и «такого вытворял», что ему всегда будет стыдно за свои поступки.

Полное бессилие перед своей страстью открыло для Вячеслава одну истину: «Для того чтобы избавиться от казино, нужно найти ту святыню, через которую ты не сможешь перешагнуть».

 

Одна женщина, услышав эти слова, воскликнула с некоторым раздражением: «И что теперь? Нужно не смотреть и не говорить? Нужно повсюду разложить палочки, на которых написано: «не перешагивать»»?

Эти вопросы поставлены несколько неправильно. Дело не в том, чтобы направить все силы на подавление зла. А в том, чтобы устремиться к добру. Тогда поток зла начнет иссякать.

И усилия воли необходимы. Но все же успех приходит не столько в силу того, что человек усилием воли подавляет в себе желание. А сколько в силу того, что встреча со святыней меняет человека, и он уже не может быть таким, каким был прежде.

«По-моему, сейчас я уже не сделал бы того, что делал раньше, - сказал неоднократно судимый брат Семеныч. – У меня появился сильнейший внутренний тормоз. Меня сейчас многое сдерживает»[27]. Слезы очищения стали приходить к нему после того, как он некоторое время прожил на подворье Свято-Елисаветинского монастыря в деревне Лысая Гора[28].

Еще один игрок S., вращавшийся в бандитских кругах, рассказывал о том, с чего началось изменение его жизни. Неожиданно для него самого в его сознании возникли некоторые моральные ограничения. Они стали как бы «красными флажками», за которые он уже не мог прыгнуть. До их появления он спокойно смотрел, как людям отрубали пальцы за долги. «Ну, что здесь такого? Надо во- время долги отдавать», - заявил он. Но однажды неожиданно для самого себя он понял, что не может больше жить так, как жил раньше. И тогда он начал менять свою жизнь.

Отсюда становится понятным, что найденная святыня призывает человека не к раскладыванию палочек, на которых написано «не перешагивать». Хотя и палочки тоже нужны. Главное заключается не столько в каких-то самоограничениях, сколько в том, что человек стремится быть верным найденной им святыне. Эта верность становится активной жизненной позицией человека. Он начинает понимать, что переступив запретную черту, он утратит тот драгоценный цветок, который расцвел в его сердце и озарил его жизнь радостью.

 

И вновь здесь пришлось вспомнить о Семене. Наркотики не были единственной проблемой. За плечами у Семена был «непростой путь криминальной жизни». И «он уже ничего в жизни не боялся». Однажды он позвонил своей жене Варваре и спросил: «Можно ли помочь ближнему, совершив грех?» «Сегодня Семен боится потерять Бога, - записала Варвара в своем дневнике, - и этот страх дает ему силы принять решение: отказать в такого рода помощи другу»[29].

Верность найденной святыне со временем изменила Семена. Так обычно и бывает, когда человек откликается на ее зов. Привязываясь к любимой ценности, человек перестает обращать внимание на иное.

Примеров тому можно привести массу. Например, мама решает встать рано утром, чтобы перед выходом на работу погладить вещи сыну. Сын отказывается от предложения мамы. Он считает, что маме не стоит ради такого дела так рано вставать. А мама в ответ говорит: «Мне же в радость».

Разбираемая мысль ярко проявляется в фильме «Три лимона для любимой (1987)». В этом фильме показана история молодого человека, который предпринял немалые усилия для того, чтобы привезти в роддом к любимой супруге лимонов. Конечно, современному человеку, привыкшему к изобилию ассортимента в гипермаркетах трудно понять реалии тех лет, в условиях которых снимался фильм. То были года, когда многие товары считались дефицитными. Чтобы достать дефицитные товары – лимоны «для любимой» молодому человеку пришлось пройти через трудности и даже лететь на самолете в другой город. Но все трудности, на которые он пошел ради супруги, были ему не в тягость. Они не ставились в центр его внимания, ведь в центре внимания была «любимая».

К такому положению дел применимы слова преподобного Феодора Студита. «Когда муж любит жену, – писал он, – то всего себя предает любимой, ею одною как бы дыша, о ней непрестанно мечтая. Хоть на солнце ему укажи, не захочет смотреть на него, а только на свою вожделенную»[30].

Дополнить эту аналогию можно размышлениями Ивана Ильина о верности. Ильин мыслил верность как «приверженность ценности». К любимой ценности человека привязывает любовь. И в любящем человеке действует «святая необходимость». Эта необходимость не закабаляет человека и не становится ему в тягость. Человек воспринимает ее как то, что сам избрал, и как то, что сам возжелал. В ней он видит свое самоопределение и выражение своей внутренней свободы. «Она для него легка и «естественна»; и он несет <…> свою верность, как единственную и естественную возможность своей жизни»[31].

Верный святыне человек, устремляясь к ней, отрывается от того зла, в котором увяз. Сказанное применимо и к злу наркоманскому.

И здесь уместны размышления протоирея Сергия Белькова, руководителя Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии. Поднимая вопрос о процессе перехода от бывшего асоциального образа жизни к образу жизни положительному, он писал: отвращение от прежнего образа жизни должно быть «направлено не в пустоту, а к противоположному». То есть «возненавидевший грех обращается к добру, к правде. Это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь»[32].

Отец Сергий основал свое суждение не на пустом месте. За его высказыванием стоит авторитет христианских святых. В частности, - преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Преподобный Иоанн считал, что когда человек устремляется к предметам духовного порядка, то дух его не имеет «ни охоты, ни времени обращать внимание на прелести преходящих радостей земных». Поэтому тот, кто хочет истребить из сердца плотские вожделения, тот должен насадить в сердце желания духовные. Ведь «желания настоящих вещей не могут быть подавлены или отвергнуты, если вместо них не будут восприняты другия спасительныя»[33].

С помощью преподобного Максима Исповедника эта идея развивается далее. Тот, кто водится земными пожеланиями, то есть желает или еды, или славы, или богатства, или «удовлетворения подчревных движений», тот не решится до конца презреть их, «если ум не найдет ничего лучшаго сих вещей», на что бы он мог перенести свое желание. Это лучшее – ведение Бога и вещей Божественных[34].

Подобную мысль высказывал и преподобный Макарий Великий. С его точки зрения, «нет достаточной причины отказаться человеку от наслаждений мира сего, если не приимет он участия в блаженстве иного мира»[35].

Эти изречения указывают на очень важный принцип. Зло побеждается через устремленность к добру. И такой подход к проблеме прослеживается не только в творениях этого духовного писателя. Указанный принцип характерен вообще для православной аскетической традиции. О чем свидетельствует Православный катехизис – один из руководящих документов Православной Церкви. Автор катехизиса – епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) объясняет, что в борьбе с греховными искушениями «недостаточно прямых волевых усилий. Здесь требуется еще вырабатывание в себе иных, более высоких интересов, и, конечно, молитва и участие в благодатной жизни Церкви, и, главное, живая любовь к Богу и к людям»[36].

О справедливости этих слов свидетельствует опыт Екатерины Болеславовны - директора центра социальной адаптации «Выбор»[37]. Екатерина Болеславовна убеждена, что, если человек «откажется от порока», а духовно развиваться не будет, то он не сможет вырваться из замкнутого круга. Она многократно наблюдала, как ситуация развивалась по следующей схеме. Прекративший употребление наркотиков человек «начинает играть в азартные игры, появляется половая распущенность, то да сё, алкоголь появляется, и в конце – снова употребление»[38].

Эта закономерность в какой-то мере реализовалась и на Владимире, которому пережитый опыт позволил сформулировать одну простую истину. «Бросить наркотики, - писал он, – этого мало. Необходимо бороться со всеми страстями». После отказа от наркотиков Владимир «потихоньку начал пить». И хотя он и ходил с друзьями в храм, но в то же время они подбивали друг друга «на алкоголь», что постепенно стало переходить в пьянство. У них не получалось выпить «чуть-чуть вина на праздник». Развитие ситуации привело к тому, что, несмотря на «искреннее желание не грешить», Владимир оказался «опять по уши в помоях»[39].


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.