Модуль 3 Развитие личности дошкольника — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Модуль 3 Развитие личности дошкольника

2019-11-11 348
Модуль 3 Развитие личности дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Контрольные вопросы и задания по модулю

2. Назовите особенности развития самосознания.

3. Раскройте новообразования, связанные с мотивационной сферой дошкольника.

4. Чем обусловлены особенности протекания чувств у дошкольников?

5. Выявите основные мотивы, побуждающие ребенка осуществлять волевое поведение.

6. Какое значение для развития имеет самооценка?

7. Какую роль играет заниженная самооценка ребенка в его развитии?

8. Какой подход должен быть к ребенку с заниженной самооценкой?

9. В каком возрасте появляется адекватная самооценка?

10. Как связано осознание себя во времени с самосознанием?

11. Как можно удовлетворить потребность ребенка в осознании своего прошлого?

12. Почему взрослый может оценивать только деятельность и поведение ребенка, но не личность?

13. С какого возраста можно адекватно оценивать деятельность ребенка?

14. Почему результаты деятельности младшего дошкольника можно оценивать только положительно?

15. Когда возникает критическое отношение к оценке взрослого? C чем это связано?

16. Что такое личностные механизмы поведения и в чем они проявляются?

17. Как происходит формирование этических инстанций в дошкольном возрасте?

18. Раскройте содержание этапов становления социальных и нравственных чувств в дошкольном возрасте.

19. В чем заключается объектное и субъектное начало самосознания?

20. Как связаны самосознание и отношение к другому на разных этапах дошкольного детства?

21. Почему отрицательные эмоции влияют на психическое здоровье ребенка и вызывают личностные комплексы?

22. Как ребенок усваивает «язык чувств»? Какое это имеет значение?

23. Назовите проявление индивидуальности детей?

24. Обоснуйте подход к возбудимому, медлительному, подвижному ребенку и ребенку со слабым типом нервной системы.

25. Назовите ученых – исследователей в области развития детских способностей.

26. Перечислите формы общения ребенка со взрослым и покажите последовательность их проявления.

27. В чем суть внеситуативной формы общения ребенка со взрослым?

28. Как взрослый должен создавать эмоциональное благополучие ребенка?

29. Как взрослый должен создавать условия самореализации ребенка в деятельности?

30. Почему необходимо удовлетворять притязание ребенка на признание?

31. Как формируется собственное мнение ребенка?

32. Для чего проводится социометрическое исследование детской группы?

33. Перечислите причины изолированности детей.

34. Как работать с изолированными детьми?

35. Каковы специфические особенности общения со сверстниками в отличии от общения со взрослым?

36. Какие качества делают ребенка популярным в группе сверстников?

37. Назовите пути устранения детских конфликтов.

38. С чем связано явление «сверхзвездности» детей?

 

Примеры заданий итогового контроля

1 Установите последовательность изменения форм общения на протяжении дошкольного возраста:

а) эмоционально-практическая;

б) ситуативно-деловая;

в) внеситуативно-личностная;

г) внеситуативно-познавательная;

2 Назовите ученого, внесшего значительный вклад в разработку теории общения детей дошкольного возраста:

а) Поддъяков Н.Н.;

б) Дьяченко О.М.;

в) Лисина М.И.;

г) Люблинская А.А.

3 Произвольное поведение характерно для ребенка:

а) среднего дошкольного возраста;

б) старшего дошкольного возраста;

в) раннего возраста;

г) младшего дошкольного возраста.

4 Эгоцентрическая речь не выполняет следующие функции (по Выготскому Л.С.):

а) осмысление ситуации;

б) сопровождение детской активности;

в) средство мышления;

г) уход в собственный внутренний мир.

5 Выдеделите личностные механизмы поведения дошкольника:

а) соподчинение мотивов;

б) чувства и эмоции;

в) желание понравиться другим;

г) подражание.

6 Индивидуальность ребенка проявляется в:

а) поведении;

б) особенностях деятельности;

в) усвоении моральных норм;

г) физических возможностях ребенка.

7 Эмоциональное благополучие ребенка зависит от:

а) его индивидуальных особенностей;

б) умственного развития;

в) отношения к нему со стороны взрослых;

г) удовлетворения его потребностей.

8 Собственное мнение ребенка формируется в возрасте:

а) трех лет;

б) четырех лет;

в) пяти лет;

г) шести лет.

9 Проблемой общения дошкольников занимались:

а) М.И.Лисина;

б) Т.А.Репина;

в) Н.Н.Поддъяков;

г) Ж.Пиаже.

10 Выделите причины изолированности детей:

а) неуспех ребенка в деятельности;

б) интравертированность;

в) высказывание ребенком собственного мнения;

г) успех в деятельности.

11 Социометрия – это:

а) технология обучения;

б) методика изучения статуса ребенка в группе;

в) методика изучения достижений ребенка;

г) методика изучения уровня социализации.

 

Терминологический минимум

Самосознание; самодостаточность; самооценка; потребность в самоактуализации; внутренняя позиция; автономность.

Мотивация поведения; притязание на признание; иерархия мотивов; соподчинение мотивов; волевые устремления; произвольность; целенаправленность.

Эмоциональность; заражаемость; интеллектуализация чувств; социальные чувства; экспрессия эмоций; эмоциогенная среда; эмоциональное благополучие; личностные комплексы; аутизм; агрессия; тревожность; фобии; комплекс неполноценности; эмоциональная холодность;

Моральные нормы; моральные эталоны;этические инстанции; морально-нравственное развитие; моральное сознание; моральная саморегуляция; этические оценки; полярные моральные эталоны; моральные понятия и суждения; ассертивность; нравственные качества; толерантность.

Индивидуальность; темперамент; свойства нервных процессов; возбудимость; сензитивность нервной системы; акцентуации характера; экстравертированность; интровертированность; нейротизм; неврозы; задатки; одаренные дети; интеллектуальная одаренность; художественная одаренность.

Вопросы к экзамену

1. Детская психология в системе наук о человеке. Задачи детской психологии в свете развития образования на современном этапе.

1. Методологические принципы изучения психики ребенка. Стратегии исследования.

2. Эмпирические методы исследования.

3. Детство как социокультурный феномен и как предмет науки.

4. Факторы психического развития.

5. Возрастная периодизация психического развития.

6. Возрастные кризисы. Подход к детям в условиях кризиса.

7. Психическое развитие и деятельность. Ведущая деятельность, ее признаки.

8. Характеристика стадии новорожденности.

9. Развитие познавательных процессов в младенческом периоде.

10.  Предпосылки развития речи. Развитие движений руки ребенка в младенчестве.

11. Развитие эмоциональных контактов младенцев с взрослыми.

12. Продуктивные виды деятельности в раннем возрасте, их значение в развитии личности.

13. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте. Развитие видов предметных действий.

14. Наглядно-действенное мышление как ведущий вид мышления. Появление наглядно-образных форм мышления к концу раннего возраста.

15. Развитие речи ребенка раннего возраста.

16.  Особенности внимания и памяти в раннем возрасте.

17. Предпосылки развития личности ребенка в раннем возрасте.

18. Психологическая характеристика кризиса 3-х лет.

19. Психологические основы построения развивающей среды в группах раннего возраста.

20. Особенности игры в дошкольном возрасте. Развитие элементов игровой деятельности.

21.  Игра как школа социальных отношений. Значение игры в психическом развитии дошкольника.

22. Учебная деятельность, ее значение в жизни ребенка и место в образовательном процессе детского сада.

23. Развитие элементов учебной деятельности дошкольника.

24. Развитие видов продуктивной деятельности, их роль в психическом развитии ребенка.

25. Элементы труда и их развитие в дошкольном возрасте.

26. Общение с взрослыми как фактор развития личности дошкольника.

27..Ребенок и детская группа. Особенности общения дошкольников.

28. Изучение межличностных отношений в детской группе. Работа с изолированными детьми.

29. Мотивы поведения дошкольников. Соподчинение мотивов как новообразование дошкольного возраста.

30. Становление этических инстанций у дошкольника. Усвоение моральных эталонов.

31. Особенности развития самопознания дошкольника. Формирование «образа Я».

32. Развитие самооценки в дошкольном возрасте.

33. Особенности эмоциональной сферы дошкольника. Виды чувств и их развитие.

34. Общая характеристика познавательного развития дошкольника.

35. Особенности развития речи дошкольников.

36. Сенсорное развитие. Закономерности усвоения сенсорных эталонов. Развитие действий восприятия в дошкольном возрасте.

37. Развитие видов восприятия дошкольника.

38. Особенности развития мышления дошкольника. Развитие мыслительных операций и форм мышления.

39. Развитие видов мышления в дошкольном возрасте.

40. Развитие непроизвольного внимания дошкольника. Развитие произвольного внимания дошкольника. Роль игры и обучения в развитии внимания.

41. Особенности памяти дошкольника. Развитие видов памяти. Условия развития логического запоминания дошкольника.

42. Особенности воображения дошкольника. Направления развития воображения в дошкольном возрасте. Условия развития детского воображения.

43. Детская индивидуальность, ее проявления.

44. Учет особенностей возбудимых детей воспитателем.

45. Учет особенностей спокойных и медлительных детей.

46. Учет особенностей детей со слабым типом нервной системы.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.