Модуль 4 Развитие личности дошкольника — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Модуль 4 Развитие личности дошкольника

2019-11-11 226
Модуль 4 Развитие личности дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 4.1 Формирование самооценки и «образа Я»

Субъектное и объектное начало самосознания. Теория «Я-концепции» Р.Бернса. Исследования М.И.Лисиной по проблеме самопознания дошкольников.

Предпосылки развития самосознания в раннем детстве человека Основные направления развития самосознания у дошкольников. Усиление субъектной составляющей самосознания на протяжении дошкольного детства.Осознание себя во времени. Половая идентификация и осознание своей индивидуальности. Осознание своего места в системе общественных отношений. Новая внутренняя позиция как итог развития самосознания у дошкольников. Феномен «потери непосредственности».

Особенности развития самооценки. Формирование оценочного отношения к себе и другим. Усвоение критериев самооценки. Возникновение критического отношения к оценке взрослого и сверстника, самокритичности и способности мотивировать самооценку. Самоутверждение и демонстрация своих достоинств. Влияние завышенной и заниженной самооценки на развитие личности. Подход к детям с заниженной самооценкой. Развитие самооценки в зависимости от особенностей отношений с родителями (эмоционального благополучия).

Тема 4.2 Развитие личностных механизмов поведения

Мотивы поведения в дошкольном возрасте. Основные виды мотивов поведения дошкольника и их развитие на протяжении дошкольного возраста. Соподчиненность (иерархия) мотивов как важное новообразование в развитии личности дошкольника.

Произвольные действия как основа волевого развития. Развитие способности к волевому усилию. Формирование у детей отношения к волевому усилию, как к самоценному проявлению личности. Становление этапов волевого действия у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь самосознания и волевой деятельности. Роль планирования и самоконтроля в развитии произвольного поведения дошкольника.

Тема 4.3 Развитие эмоциональной сферы

Закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе. Значение эмоций в психическом развитии детей. Взаимосвязь эмоций, потребностей и мотивов.

Особенности эмоциональной сферы дошкольника. Направления развития эмоций: глубина и устойчивость, осознанность и произвольность, социализация. Социальные, интеллектуальные, эстетические чувства дошкольника, их характеристика. Развитие экспрессивного компонента эмоций. Освоение ребенком социальных форм выражения чувств.

Личностный аспект развития эмоций. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины. Отрицательные эмоциональные переживания и личностные комплексы. Диагностика эмоциональных состояний ребенка и выявление личностных комплексов с помощью проективных методов.

Тема 4.4 Развитие нравственного сознания и характера

Дошкольный возраст – период интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Основные линии становления внутренних этических инстанций: развитие морального сознания, становление моральной саморегуляции поведения, развитие нравственных чувств и качеств.

Этические оценки как показатель развития морального сознания. Формирование моральных понятий и суждений как основы нравственного развития ребенка. Исследования Ж.Пиаже о развитии моральных суждений.

Усвоение полярных моральных эталонов. Развитие представлений ребенка о собственном соответствии положительным моральным эталонам и способности к моральной оценке своих поступков. Опосредование поведения ребенка моральными нормами. Развитие действенности нравственных представлений и стремления к нравственному поступку.

Развитие негативных личностных образований (ложь, жалобы, зависть, недоброжелательство, эгоизм, стремление быть лучше других) их изучение и методы психологической коррекции.

Тема 4.5 Детская индивидуальность

Индивидуально-личностные особенности как основа своеобразия и неповторимости каждого ребенка, его поведения. Истоки индивидуальности. Роль врожденных особенностей индивида и условий жизни в формировании индивидуальности. Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности дошкольников.

Проявления индивидуальности. Индивидуально-психологические особенности детской личности: темперамент, характер, способности.

Особенности свойств темперамента у детей. Характеристика детей с разными типами темперамента. Учет свойств темперамента во взаимодействии и в образовательной работе.

Проявление детских способностей как склонностей, к какой либо деятельности. Дети с интеллектуальными способностями. Подход к интеллектуально-одаренным детям. Дети с художественными способностями, их особенности. Подход к художественно-одаренным детям. Дети с задержкой психического развития.

Тема 4.5 Социализация дошкольника

Взаимодействие ребенка с социальной средой как фактор личностного развития. Роль социального окружения в формировании относительно постоянных проявлений личности. Развивающее взаимодействие в системе «взрослый-ребенок». Эмоциональное благополучие ребенка и удовлетворение его притязаний на признание как условие полноценного личностного развития

Ребенок в детской группе. Потребность в общении со сверстниками. Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка. Зависимость от других и самостоятельность. Становление собственного мнения ребенка. Детская конформность. Взаимные оценки.

Структура детской группы. Дифференциация детей в детской группе. Притязание на признание среди сверстников. Значение статуса ребенка в группе для его личностного развития. Причины, влияющие на положение ребенка в группе. Изучение межличностных отношений детей.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

Л ПЗ ЛР СРС Всего
1 Введение в детскую психологию 4 8   6 18
1.1 Предмет, структура, задачи 2 -   - 2
1.2 История психологических знаний о ребенке - 2   2 4
1.3 Стратегии и методы исследования   2   2 4
1.4 Основные закономерности психического развития 2 4   2 8
2 Деятельность дошкольника 2 6   10 18
3.1 Роль деятельности в психическом развитии ребенка 1 -   - 1
3.2 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте - 2 - 2 4
3.3 Развитие игровой деятельности - 2   2 4
3.4 Развитие элементов учебной деятельности 1 -   2 3
3.5 Продуктивная деятельность и элементы труда - 2   4 6
3 Познавательное развитие дошкольника 4 8   16 28
3.1 Общая характеристика познания. 1       1
3.2 Сенсорное развитие 1 2   4 7
3.3 Развитие мышления 1 2   4 7
3.4 Развитие внимания и памяти - 2   2 4
3.5 Развитие воображения и творчества 1 2   2 5
3.6 Становление речи - -   4 4
4 Развитие личности дошкольника 6 10   28 44
4.1. Формирование самооценки и «образа Я» 2 2   4 8
4.2 Развитие личностных механизмов поведения 1 -   4 3
4.3 Развитие эмоциональной сферы 1 2   4 7
4.4 Развитие нравственного сознания и характера - 2   6 8
4.5 Детская индивидуальность - 2   4 6
4.6 Социализация в дошкольном возрасте 2 2   6 10
  Всего 16 32   60 108

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список основной литературы

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Пед. общество России, 2011.

2. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985. *

3. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. – СПб.: Питер 2012.

4. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.А. Урунтаева. – М., 2010.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.