Тема 2. Методология педагогической науки и деятельности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 2. Методология педагогической науки и деятельности

2019-11-11 158
Тема 2. Методология педагогической науки и деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие о методологии педагогики. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Методологические принципы педагогического исследования.

Различные подходы к изучению педагогических явлений: аксиологический, антропологический, культурологический и др.

Методы педагогических исследований. Критерии выбора методов исследований.

Методологическая культура педагога, ее структура и критерии оценки методологической культуры педагога.

 

Тема 3. Целостный педагогический процесс

Понятие педагогического процесса. Целостность и общность как важнейшие свойства педагогического процесса.

Структура педагогического процесса. Основные характеристики компонентов педагогического процесса.

Закономерности, функции и движущие силы целостного педагогического процесса.

Педагогическая диагностика. Функции диагностики: анализ процесса и результатов обучения.

Мониторинг в образовании. Виды мониторинга. Формы и способы осуществления мониторинга.

 

Тема 4. Цели и содержание образования

Понятие целей образования в педагогике. Различные подходы к обоснованию целей образования: натуроцентричный, культурологический, социоцентричный и др. Социокультурная обусловленность образования, его функции.

Сущность содержания образования и его исторический характер.

Различные подходы к конструированию целей и содержания образования. Современные концепции целей и содержания образования. Принципы его структурирования.

Нормативные документы, регламентирующие цели и содержание современного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт и основные образовательные программы.

Сущность понятий «учебный план», «учебная дисциплина», «рабочая программа».

Система образования как пространство выбора образовательного маршрута.

 

Тема 5. Воспитание в целостном образовательном процессе

Различные подходы к определению сущности воспитания. Конкретно-исторический, системный характер воспитания.

Типы, виды и модели воспитания.

Воспитание в целостном образовательном процессе.

Условия эффективности процесса воспитания. Оценка результатов процесса воспитания.

 

Тема 6. Сущность обучения и его место в целостной структуре

образовательного процесса

Понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Сущность и основные функции процесса обучения. Движущие силы процесса обучения.

Закономерности процесса обучения: дидактические; гносеологические; психологические; кибернетические; социологические; организационные.

    Принципы обучения: наглядность, доступность, последовательность, сознательность и активность, системность, систематичность, научность и др.

Понятие о методе обучения. Варианты классификации методов обучения: по способу получения информации; по степени самостоятельности учебной деятельности; по дидактической цели. Критерии и этапы выбора методов обучения.

Организационные формы обучения как способы организации педагогического взаимодействия в процессе обучения. Многообразие организационных форм обучения в современном образовательном процессе. Классификация организационных форм обучения. Формы организации обучения: внешние (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа); внутренние (вводное, обобщающее, контрольное занятие); общие (урок, лекция, семинар, экскурсия и др.).

Урок как основная форма обучения. Типология урока.

Понятие «средство обучения». Функции, особенности, ограничения. Классификация средств обучения. Функции средств обучения: формирующая; познавательная; дидактическая. Современные средства обучения. Условия эффективного применения средств обучения.

Анализ современных дидактических концепций: технологическая концепция обучения (Б. Блум, Дж. Ромишовски); концепция компетентностного подхода в обучении (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской, А. Шелтон); теория поэтапного формирования умственных (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев); теория развивающего обучения (В.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); теория проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.