Текст 5. Краснов А.Ф. Концепция основных положений перестройки высшей медицинской школы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Текст 5. Краснов А.Ф. Концепция основных положений перестройки высшей медицинской школы

2019-09-26 378
Текст 5. Краснов А.Ф. Концепция основных положений перестройки высшей медицинской школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Население страны постоянно высказывает неудовлетворенность качеством оказания медицинской помощи специалистами различного уровня, но в первую очередь врачами первичного звена. Да и сами медицинские работники не всегда удовлетворены уровнем своей профессиональной подготовки. Сотрудники медицинских вузов видят причины этого в хронической болезни высшей медицинской школы. Сказывается действие причинных факторов, обострившихся особенно в последние годы.

Уходят на пенсию опытные преподаватели, а пришедшие на кафедры молодые кадры не могут компенсировать образовавшийся пробел ни по профессиональной подготовке, ни по интеллигентности, ни по интеллектуальному уровню; это можно объяснить и слабой общеобразовательной подготовкой, полученной в средней школе, и нагрузкой до 1000 часов в год, и невысокими окладами, особенно на теоретических кафедрах, где закладывается фундамент знаний будущего врача, что, конечно, не способствует приходу в институт наиболее талантливых, наиболее образованных специалистов…

При разработке концепции поставлены следующие задачи:

- в системе обучения и подготовки специалистов исходить из потребностей практического здравоохранения и, следовательно, перестроить педагогику под интересы общества;

- нести ответственность перед практическим здравоохранением за качество подготовки и действия своих учеников от момента вручения диплома фактически до завершения их трудовой деятельности;

- готовить не только врачей, но и специалистов-медиков другого уровня в соответствии с потребностями органов здравоохранения;

- проводить отбор и профориентацию молодежи путем создания «банка умных голов» в средней школе;

- после завершения обучения на каждом курсе дать студенту возможность получить определенную медицинскую специальность с вручением ему соответствующего свидетельства или диплома;

- укрепить материальную базу вуза;

- увеличить должностные оклады преподавателей и других сотрудников вуза, стипендии студентам;

- увеличить сроки обучения и стоимость диплома врача, приблизить его к международному уровню;

- организовать подготовку медицинских психологов, медицинских менеджеров, медицинских сестер с высшим образованием…

Ликвидация субординатуры и интернатуры с введением семилетнего обучения потребует дополнительно 60-70 преподавателей с зарплатой вместе с дополнительным учебно-вспомогательным персоналом в пределах 400-500 тыс. руб. в год. Частично эти деньги можно получить за счет передачи вузу средств, выделенных в настоящее время органам здравоохранения за руководство интернатурой, а также за счет выплаты студентам 7-го курса стипендии в размере ставки врача-стажера. Кроме того, на эти цели могут быть переведены отдельные средства, полученные вузом за результаты научных исследований. Оставшуюся сумму институт готов взять у государства в долг с возмещением в ближайшие три года за счет средств, полученных по договорам с предприятиями и другими учреждениями. Таким образом, узловыми группами вопросов перестройки работы вуза на первом этапе считаем:

1. Изменение правовых, финансовых и административно-хозяйственных функций.

2. Создание единой системы непрерывного медицинского образования – «ступенчатость» образования.

3. Повышение ответственности вуза за результаты своего труда.

4. Введение общественного контроля и контроля со стороны органов здравоохранения за качеством подготовки специалистов качеством подготовки специалистов и предъявление рекламаций вузу.

5. Усиление механизмов конкуренции между: а) студентами, б) преподавателями, в) в дальнейшем между вузами, так как предприятия будут стараться заключить договоры на подготовку студентов с сильными институтами.

6. Создание материальной заинтересованности сотрудников и студентов в результатах учебы и труда.

7. Индивидуализация обучения.

Второй этап предусматривает провести подготовку и к 1993 году организовать на базе медицинского института, «Центра непрерывной подготовки медицинских и фармацевтических кадров» Куйбышевский медицинский университет. С этой целью предполагается в 1991-1993 годах открытие в институте новых факультетов: медицинской психологии, медицинских менеджеров, медицинских сестер с высшим образованием, а на базе Куйбышевского медицинского училища № 1 – медицинского колледжа с прямым подчинением медицинскому университету. Кроме того, намечено перепрофилировать среднюю образовательную школу г. Куйбышева в колледж.

Вопросы к тексту:

1. Какие тенденции перестроечной эпохи в сфере образования вообще и медицинского образования в частности нашли отражение в данном проекте?

2. Имел ли место, на Ваш взгляд, кризис медицинского образования, о котором идет речь в тексте, и наблюдаются ли эти явления в наши дни?

3. Был ли, насколько Вам известно, реализован представленный проект? Какие его элементы сохранились в наше время?

 

Задача 1

В 1937 г. в Куйбышевском мединституте функционировали три кафедры гигиены (общей гигиены, социальной гигиены и гиены труда). Как Вы полагаете, с какими тенденциями в советской медицинской мысли и здравоохранении 1920-х и 30-х гг. это было связано? Обоснуйте Ваше мнение.

 

Задача 2

Г.К. Жуков писал: «... в условиях большой войны достижение победы над врагом зависит в немалой степени и от успешной работы военно-медицинской службы, особенно военно-полевых хирургов». Какие именно достижения советских военных медиков имел в виду маршал? Каким образом Великая Отечественная война сказалась на состоянии советской медицины? Обоснуйте Ваше мнение.

 

Задача 3

В 1967-69 гг. в СССР была проведена реформа медицинского образования? Какой принцип был положен в ее основу? Как Вы считаете, удачной ли была эта реформа? Обоснуйте Ваше мнение.


 

С. 16. Тенденции развития медицинской науки на рубеже ХХ – XXI вв.

 

1. Характеристика современных исследований как междисциплинарных и полидисциплинарных.

2. Характеристика современной медицинской науки как науки информационных технологий и математических моделей.

3. Вызовы, стоящие перед современной медицинской наукой.

 


Литература для конспектирования

С. 1. Введение в изучение истории медицины.

 

1. Балалыкин Д.А. О проблеме периодизации истории медицины // История медицины. Т.3. № 3, 2016.

2. Затpавкин С. Н. О периодизации истории медицины и научных революциях в медицине 17–21 веков // История медицины. Т.4. № 1, 2017.

3. Ратманов П.Э. Западная медицинская традиция и типология «видов медицины» // История медицины. № 1, 2014.

 

С. 2. Врачевание и охрана здоровья в доантичный период.

 

4. Джарман О.А., Микиртичан Г.Л. Положение врача в обществе Древнего Египта // История медицины. Т.2. № 1, 2015

 

С. 3. Формирование и развитие врачебных знаний в эпоху Эллинизма

 

5. Панова Е.Л. О некоторых предпосылках к зарождению рациональной медицины по текстам «Корпуса Гиппократа» // История медицины. Т.4. № 2, 2017.

6. Мальцева Л.Д. Физиологические и патофизиологические аспекты трудов Герофила // История медицины. № 4, 2014.

7. Балалыкин Д.А. Античная медицина после Герофила // История медицины. Т.3. № 1, 2016.

8. Ганц Дж. Гиппократ, Цельс и Гален: травмы головы, мозга и кости // История медицины. Т.2. № 1, 2015.

9. Балалыкин Д.А. Преемственность взглядов Гиппократа и Галена на природу организма человека // История медицины. № 4, 2014.

10. Балалыкин Д.А. Натурфилософия и принципы общей патологии в системе Галена (на примере трактата «Искусство медицины») // История медицины. Т.2. № 2, 2015.

11. Шок Н.П. Зарождение больничного дела во время эпидемий II–III вв. // История медицины. № 1, 2014.

 

С. 4. Дескрипция и систематизация медицинских знаний в Византии и арабских странах.

 

12. Эбрахимнижад Х. Восприятие Галена в средневековой исламской медицине // История медицины. Т.2. № 1, 2015.

 

С. 5. Истоки западноевропейской и русской медицины.

13. Бергер Е.Е. Особенности хирургического образования в средневековой Европе // История медицины. № 3, 2014.

14. Сточик А. М., Затpавкин С. Н. Представление об эпидемиях в период господства галенизма // http://www.historymed.ru/encyclopedia/articles/index.php?ELEMENT_ID=5049

 

С. 6. Наблюдение и интерпретация в медицине: эпоха Возрождения и классицизм.

 

15. Ланска Д. Эволюция взглядов Везалия на анатомию Галена // История медицины. Т.2. № 1, 2015.

 

С. 7. Развитие практической медицины в XVI –XVII вв.

 

16. Бергер Е.Е. История болезни в традиции медицинского образования // История медицины. Т.2. № 3, 2015.

С. 10. Терапия, методы диагностики и профилактики заболеваний в XVIII – XIX вв.

 

17. Сточик А. М., Затpавкин С. Н. Состояние лечебного дела в конце XVIII века -- первой половине XIX века // http://www.historymed.ru/encyclopedia/articles/?ELEMENT_ID=5052

18. Сточик А. М., Затpавкин С. Н. Начало формирования нового стиля мышления врача (клинического мышления) // http://www.historymed.ru/encyclopedia/articles/?ELEMENT_ID=5051

19. Микиртичан Г.Л. Основные этапы развития отечественной педиатрии // История медицины. № 1, 2014.

 

С. 11. Реформы здравоохранения в России XVIII – начала XX вв.

 

20. Чиж И.М., Вязовиченко Ю.Е., Гришин И.А., Баранов А.А. Организация медицинского обеспечения и оказание медицинской помощи русским воинам на поле боя во время Бородинского сражения // История медицины. Т.3. № 4, 2016.

21. Батоев С.Д. Оспопрививание в Забайкалье (XVIII − начало XX в.) // История медицины. Т.3. № 2, 2016.

22. Журавский С.Г. Дневники лейб-медика С.П. Боткина как энциклопедия медицины российского императорского двора // История медицины. Т.3. № 2, 2016.

23. Вишленкова Е.А. Медицинские советы и врачебные общества в Петербурге первой половины XIX века // История медицины. Т.3. № 2, 2016.

24. Ратманов П.Э. Западная концепция врачебного профессионализма в российских реалиях второй половины XIX – начала XX в. // История медицины. Т.2. № 4, 2015.

25. Богопольский П.М. Земские хирурги и их роль в развитии отечественной медицины // История медицины. Т.2. № 2, 2015.

26. Смирнова Е.М. Вспомогательный медицинский персонал на земской службе // История медицины. № 3, 2014.

 

С. 13. Основные достижения медицинской науки в ХХ в.

 

27. Лихтерман Б.Л. Факторы становления нейрохирургии как клинической дисциплины // История медицины. № 2, 2014.

28. Пивоваров Н.Ю., Шок Н.П. И.П. Павлов: ученый и власть // История медицины. Т.3. № 3, 2016.

29. Бородулин В.И., Глянцев С.П., Тополянский А.В. К истории становления кардиологии в СССР как самостоятельной научно-учебной дисциплины и врачебной специальности
и о роли кардиохирургии в этом процессе // История медицины. Т.2. № 3, 2015.

 

С. 15. Медицинская наука и здравоохранение в СССР и Российской

Федерации (ХХ в.).

 

30. Решетников В.А., Несвижский Ю.В., Касимовская Н.А. Н.А. Семашко – теоретик и организатор здравоохранения // История медицины. № 3, 2014.

31. Дюфо Г. Новые подходы к сумасшествию: развитие внебольничной психиатрии в Советской России в 1920-е – начале 1930-х годов // История медицины. Т.2. № 3, 2015.

32. Микиртичан Г.Л. Роль Н.А. Семашко в строительстве советской системы охраны материнства и детства // История медицины. № 3, 2014.

 


[1] Книга была издана в 1977 г.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.