Текст 1. Отчет Наркомздрава «5 лет советскому здравоохранению» (выдержки) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Текст 1. Отчет Наркомздрава «5 лет советскому здравоохранению» (выдержки)

2019-09-26 692
Текст 1. Отчет Наркомздрава «5 лет советскому здравоохранению» (выдержки) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Голод, охвативший Поволжье в 20-е годы двадцатого века, сопровождался эпидемиями и болезнями, уносившими человеческие жизни.

Прекращение блокады и изменение политической ориентации западно­европейских государств к «Рабоче-Крестьянской» Республике и вытекавшая отсюда необходимость создания при Народном Комиссариате Здравоохранения (НКЗ) в феврале 1921 г. Отдела заграничной информации.

Представителями Наркомздрава за границей совместно с Нансеновским Комитетом и представителем Красного Креста организован в 1922 г. Международный Комитет медицинской помощи России, объединявший деятельность национальных комитетов отдельных стран в этой области.

Одним из самых ощутимых и сильно отражавшимся на силах и здоровье людей был недостаток хлеба. Перед властью встала задача урегулировать вопрос питания так, чтобы скудные запасы имевшегося в запасе продовольствия распределить равномерно. От органов здравоохранения требовалось установить такие нормы питания, которые, с одной стороны, - помогали бы государству с наибольшей безболезненностью и с наименьшей затратой скудных продовольственных ресурсов выйти из создавшегося положения.

Таким образом, в деле питания на Народном комиссариате здравоохранения лежали две основные обязанности: 1) вопросы питания (нормы питания разных групп населения по категориям труда и по возрастам, больничное питание и проч.); 2) вопросы надзора за пищевыми продуктами.

В области санитарно-пищевого надзора планомерная работа началась в 1921 г., когда в составе санитарно-эпидемиологического отдела был создан особый орган — пищевая секция. Задачи секции предусмотрены были особым положением (утвержденным 14 июля 1921 г.). Небывалых размеров голод привел к массовому беженству голодных. Миллионы истощенных людей бросились во все концы в поисках хлеба, переполнили пути сообщения. Эти голодные массы стали жертвами сыпного тифа.

В результате, в 1922 г. мы имеем повышение сыпного тифа в 2,5 раза в 1923 г. было зарегистрировано уже 1401145 случаев сыпного тифа, или 109 2 н 10 000 населения.

Теми же причинами, что и сыпной тиф, вызвано распространение возвратного тифа. И эта болезнь, передающаяся в массы, являлась постоянным спутником голода, истощения, скверных жилищных условий и нечистоты.

Третьей инфекцией, привлекшей к себе также внимание НКЗ, была холера. Беженцы разносили ее из одного района страны в другой. В 1921 году заболеваемость холерой среди гражданского населения достигла 86178 человек.

Причиной такого распространения холеры было крайне малое количество водопроводов с хорошей водой. За время гражданской войны все они не ремонтировались, и большинство из них значительно попортилось. Еще хуже обстояли дела с канализацией, которая имелась лишь в немногих крупных городах, да и там по той же причине пришла в ветхость. Все это привело к крайнему загрязнению почвы, что весьма благоприятный фактор для развития холеры.

НКЗ проводились противохолерные прививки. Вакцинировалась поголовно вся Красная Армия. Широко вакцинировались также железнодорожные служащие и др. гражданское население. В 1922 г. таких прививок среди гражданского населения произведено было более 10 млн. Для изготовления вакцины была создана целая сеть бактериологических институтов. Все эти усилия позволили локализовать эпидемию.

Брюшной тиф, как и холера, относится к водным инфекциям. Он дал максимальный рост в 1920 году, а затем стал понижаться.

Борьба с брюшным тифом шла по тому же плану, что и с холерой. В частности, проводились предохранительные прививки против брюшного тифа, одновременно и против холеры (дивакцина).

Еще одна водная инфекция – дизентерия – также давала массовые заболевания. Одним из способов борьбы со всеми тремя инфекциями: холерой, брюшным тифом и дизентерией, — являлись предохранительные прививки. Они дали хорошие результаты.

Таким образом, НКЗ в обстановке экономической разрухи и голода пришлось проделать громадную работу по борьбе с эпидемиями.

Вопросы к тексту:

1. Какие причины массовых эпидемий в конце 1910-х – начале 1920- гг. названы в отчете? Как Вы считаете, какие еще факторы сыграли свою роль в широком распространении инфекционных заболеваний в этот период?

2. Какие меры принимались органами власти для борьбы с эпидемиями? Эффективна ли была деятельность Наркомздрава в борьбе с инфекционными заболеваниями?

 

Текст 2. Альбицкий В.Ю., Полунина Н.В., Созинов А.С., Абросимова М.Ю. К 85-летию начала педиатрического образования в России (выдержки)

 

Сразу же после Октябрьской революции воистину революционными методами начинается строительство советской государственной системы охраны материнства и детства. С 1 января 1918 г. при Народном комиссариате государственного призрения начинает функционировать отдел охраны материнства и младенчества, переданный в 1920 г. в ведение Наркомздрава.

Нарком здравоохранения Н.А. Семашко заявляет: «Стратегической задачей здравоохранения должно стать создание государственной системы охраны материнства и детства, так как оздоровление населения должно начинаться с оздоровления матери и ребёнка».

О темпах строительства государственной системы охраны материнства и детства можно судить по следующим данным. Если в 1918 г. в РСФСР насчитывалось 28 учреждений по охране материнства и детства, то к 1927 г. — уже 2475. И как бы мы не относились с высоты нашего времени к коммунистическому режиму в истории России, остаётся фактом, что государственный подход как система правовых, социальных, научных и медико-организационных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, впервые был реализован в нашей стране.

Удивительно чутко данный факт заметил Г.Н. Сперанский. Ещё в 1926 г. он писал: «В нашей республике в области охраны материнства и младенчества со времени революции совершён громадный шаг вперёд, настолько большой, что во многом мы сразу далеко опередили наших культурных соседей, несмотря на общую отсталость в культурно-экономическом отношении».

В связи с бурным строительством медицинских учреждений для охраны здоровья детского населения возникает необходимость научного обоснования теории и практики государственного строительства системы охраны материнства и детства, в том числе решения проблемы подготовки педиатрических кадров.

Для достижения последней цели в ряде городов РСФСР и некоторых столицах союзных республик создаются Институты охраны материнства и младенчества. В двух из них — Государственном научном институте охраны материнства и младенчества (ГНИОММ, основан в 1922 г.) и Ленинградском научно-исследовательском институте охраны материнства и младенчества (ЛНИИОММ, основан в 1925 г.) — были организованы кафедры (в Москве — в 1925 г., в Ленинграде — в 1928 г.) по подготовке врачей для работы в учреждениях охраны материнства и младенчества.

Чтобы представить, насколько фундаментально планировалось проводить переподготовку врачей, приводим только название кафедр в этих институтах.

ГНИОММ: кафедры общей физиологии и биохимии в приложении к матери и ребёнку; общей и экспериментальной патологии; физиологии, диететики и гигиены раннего детского возраста; патологии раннего детского возраста; акушерства и женских болезней; социальной гигиены женщины и ребёнка; педологии и практической педагогики раннего возраста.

ЛНИИОММ: кафедры физиологии; патологии детского возраста; гигиены и диететики раннего детского возраста; рентгенологии; детского туберкулёза; острых детских инфекций; социальной гигиены женщины и ребёнка. Однако эти два учреждения, два лидера в деле охраны материнства и младенчества никак не могли обеспечить потребности страны в детских врачах, и тогда возникает решение о подготовке этих врачей прямо со студенческой скамьи. Один из источников указывает, что идея готовить педиатров в вузе принадлежит одному из классиков отечественной педиатрии — академику М.С. Маслову.

Приведём краткую историческую справку об организации первого в нашей стране педиатрического факультета. 1 октября 1930 г., согласно приказу Народного Комиссариата здравоохранения №406 от 9 августа 1930 г., во Втором Московском медицинском институте открывается факультет охраны материнства, младенчества и детства. Первоначально на факультете было открыто отделение охраны материнства, младенчества и детства и отделение охраны здоровья детей и подростков, но в 1936 г. эти отделения слились в один факультет, который стал называться педиатрическим.

Интересен следующий факт, свидетельствующий о динамичном, творческом подходе организаторов педиатрического образования. Одновременно с набором на первый курс нового факультета подготовку детских врачей начинают осуществлять за счёт привлечения студентов, обучавшихся на лечебном факультете. Было организовано их обучение на втором (с 23 ноября 1930 г.), третьем (с 11 февраля 1931 г.) и четвёртом (с 15 сентября 1931 г.) курсах. Это позволило уже 15 июля 1932 г. осуществить первый выпуск детских врачей в количестве 121 человека. Думаем, что эту дату следует также занести в летопись истории отечественной педиатрии!

Любопытен и другой факт как свидетельство внимания общества к новому факультету. Следующий выпуск (1934 г.) был задержан на полгода для исправления ситуации, обозначенной в фельетоне «ОММиД — ни бе, ни ме», напечатанном в газете «Правда», в котором отмечалось, что студенты этого факультета не имеют достаточной клинической подготовки по педиатрическим дисциплинам.

Наконец, не можем не привлечь внимание к следующему событию в истории первого педиатрического факультета. С новой формой подготовки детских врачей многие не были согласны, появлялись предложения о его закрытии. В апреле 1938 г. в институте вышел приказ №198, наполненный характерной риторикой того времени.

В нём отмечалось, что решения партии и правительства о подготовке полноценных детских врачей систематически срывались «вследствие преступно-вредительских установок бывшего руководства Наркомздрава и вуза». Для исправления положения был значительно расширен приём на первый курс до 320 человек, укреплена клиническая база факультета.

По другому сценарию произошло открытие Ленинградского педиатрического медицинского института. В марте 1932 г. Ленинградский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества реформировали в «больницу-медвуз», и он принял на первый курс 82 студента.

В 1935 г. больница-медвуз трансформируется в Педиатрический медицинский институт, который в 1936 г. выпускает 51 педиатра, а всего до начала Великой Отечественной войны готовит 530 детских врачей, и более 300 врачей проходят в нём усовершенствование.

По схожему алгоритму в 30-х годах открываются педиатрические факультеты в нескольких городах России и столицах Союзных республик.

Так, в Казани в декабре 1932 г. на лечебном факультете Казанского медицинского института выделяется группа из 25 студентов в отделение охраны материнства и младенчества, студенты углублённо изучают детские болезни, и на следующий год им вручают дипломы врачей-педиатров, а отделение переименовывается в педиатрический факультет. В 80-х годах прошлого века всего в Советском Союзе готовили детских врачей 57 педиатрических факультетов…

Задание к тексту:

1. Какие направления политики советского государства определили становление российской педиатрии?

2. В чем причины неудач в подготовке педиатров в 1930-х годах?


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.