Организации работы с молодыми работниками и  молодыми специалистами — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организации работы с молодыми работниками и  молодыми специалистами

2019-11-11 186
Организации работы с молодыми работниками и  молодыми специалистами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕГЛАМЕНТ

Организации работы с молодыми работниками и  молодыми специалистами

В ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»

 

 

Г. Когалым

Год

 

Содержание

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… 3
2. ССЫЛОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ…………………………………………………. 3
3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОКРАЩЕНИЯ……………………………… 4
4. ПРИСВОЕНИЕ СТАТУСА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА………………… 5
5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ…………….. ……………………………………………….   5
6. ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА……………………………….………. 7
7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА НАСТАВНИКА…………………………………. 8
8. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА………………... 9
9. ОКОНЧАНИЕ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ……………………………………... 9
10. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ И ИХ ХРАНЕНИЕ……………………………… 10
11. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА О ПРИСВОЕНИИ СТАТУСА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА»………………………………………………..   11
12. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «ОБРАЗЕЦ СЛУЖЕБНОЙ ЗАПИСКИ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ КАНДИДАТУРЫ НАСТАВНИКА»…………………….   12
13. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА О НАЗНАЧЕНИИ НАСТАВНИКА»…………………………………………………………………   13
14. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «ОБРАЗЕЦ  ПЛАНА АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА»………………………………………………………………..   14
15. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «КВАЛИФИКАЦИОННАЯ МАТРИЦА…………………. 16
16. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «ФОРМА ОТЧЕТА  О РАБОТЕ С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ»……………………………………………………………..   20
17. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 «ОБРАЗЕЦ СПРАВКИ О ФАКТИЧЕСКИ ОТРАБОТАННОМ ВРЕМЕНИ  В  ПЕРИОД НАСТАВНИЧЕСТВА» ………   21
18. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 «ФОРМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА» ………………………………...   22
     
  1. Общие положения

 

1.1. Регламент организации работы с молодыми работниками и молодыми специалистами в ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (далее - Регламент) устанавливает организацию и порядок проведения мероприятий для молодых работников и  молодых специалистов в ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (далее – Общество), оценки их личностно-деловых и профессиональных качеств.

1.2. Цели Регламента:

-   обеспечение постоянного притока молодых квалифицированных кадров в Общество;

- снижение оттока молодых работников;

- укрепление корпоративной культуры, заинтересованности молодых работников не только в качественном выполнении своих должностных обязанностей, но в профессиональном развитии;

- в создание условий наибольшего благоприятствования для успешной и быстрой интеграции молодых специалистов в Общество;

- оказание помощи молодым специалистам в овладении системой профессиональных знаний и навыков, а так же эффективном применении их на практике; 

- формирование у молодых специалистов общего представления об Обществе и Компании, основных направлениях деятельности, организационной структуре, традициях, нормах корпоративной культуры;

- снижение затрат Общества, связанных с длительностью периода приобретения молодыми специалистами  достаточных навыков работы в новой должности;

- создание условий профессионального и карьерного роста и максимальной реализации творческого потенциала.

1.3. Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:

- создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы работы с молодыми работниками и молодыми специалистами;

- нормативное, организационно-методическое и информационное обеспечение функционирование системы работы с молодыми работниками и молодыми специалистами;

- формирование корпоративных ценностей у молодых работников и молодых специалистов на основе изучения истории, современных достижений и роли Компании в топливно-энергетическом комплексе.

 

  1. Ссылочные документы

Настоящий Регламент разработан в соответствии со следующими документами:

- Политика управления персоналом ОАО «ЛУКОЙЛ», утвержденная решением Правления ОАО «ЛУКОЙЛ»;

- Комплексная целевая программа Группы «ЛУКОЙЛ» по работе с молодыми работниками и молодыми специалистами на 2008-2017 годы, утвержденная решением Правления ОАО «ЛУКОЙЛ»;

- Положение об адаптации новых работников в организациях Группы «ЛУКОЙЛ», утвержденное решением Правления ОАО «ЛУКОЙЛ»;

- Комплексная целевая программ по работе с молодыми работниками и молодыми специалистами ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» на 2009-2017 гг., утвержденная приказом ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь».

 

 

  1. Термины, определения и сокращения

 

В настоящем Регламенте применяются следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

3.1. Адаптация: Процесс вхождения нового работника в Общество, включающий усвоение работником норм и правил, принятых в Обществе, принятие установленных норм взаимоотношений, овладение новым работником системой профессиональных знаний и навыков и эффективное применение их на практике при выполнении им своих должностных обязанностей.

3.2. М олодой работник: Работник Общества в возрасте до 30 лет, в том числе молодые специалисты.

3.3. М олодой специалист: Работник ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», не старше 30 лет, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, приступивший к работе в Обществе по профилю полученного образования, в том числе по рабочей профессии, в течение шести месяцев непосредственно после окончания учебного заведения, или в течение трёх месяцев после окончания несения службы в Вооруженных силах Российской Федерации (если после окончания учебного заведения и началом службы в Вооруженных силах прошло не более 6 месяцев).

3.4. Н аставник: квалифицированный работник, осуществляющий обучение (передающее опыт) на рабочем месте и помогающий в адаптации в Обществе молодому специалисту, содействующий профессиональному развитию и карьерному росту, а так же участвующий в оценке результатов деятельности молодого специалиста по окончании адаптационного периода.

3.5. Наставничество: планомерная работа по передаче навыков и умений от высококвалифицированного работника молодому специалисту с целью приобретения опыта и повышения эффективности адаптации на рабочем месте для его успешной интеграции в работу коллектива и Общества в целом.

3.6. С овет молодых специалистов: самостоятельная добровольная форма объединения молодых специалистов Общества (ТПП), которая действует на принципах самоуправления. Советы молодых специалистов образуются для оказания содействия молодым специалистам в адаптации к условиям работы в Обществе, рациональном использовании их квалификации, знаний, умений и навыков; воспитании у молодых специалистов ответственного отношения к труду; профессиональном развитии молодых специалистов, овладении ими в совершенстве своей специальностью (профессией); развитии активности и инициативы молодых специалистов.

3.7.  Компания: Публичное акционерное общество «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ».

3.8.  Общество: Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

3.9.   ОРП: О тдел развития персонала управления оценки и развития персонала ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

3.10.  ООП:  О тдел оценки персонала управления оценки и развития персонала ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

3.11. СМС: Совет молодых специалистов.

3.12. ОНМС: Отдел нематериального стимулирования управления оплаты и мотивации труда ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

3.13. ОО и МС: отдел оплаты и материального стимулирования ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

3.14.    ОПП: отдел подбора персонала ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»;

3.15. УПТО и КО: Управление производственно-технического обеспечения и комплектации оборудованием;

3.16.    УППНГ: управление по переработке попутного нефтяного газа;

3.17.    ЛНА: локальные нормативные акты.

 

Организация наставничества

 

6.1. Молодому специалисту назначается наставник из числа работников подразделения (цеха, отдела, службы и т.п.), соответствующих следующим требованиям:

- личное желание выполнять функции наставника;

- высокий уровень профессиональной компетентности;

- доброжелательное, позитивное отношение к молодому работнику (молодому специалисту);

- способность рационально распределять рабочее время: совмещение функций по основной работе с функциями наставничества за счет правильного планирования своей деятельности.

6.2. Кандидатуру наставника определяет  руководитель соответствующего подразделения (цеха, отдела, службы и т.д.).  Руководитель соответствующего подразделения (цеха, отдела, службы и т.д.) в сроки, указанные в приказе о присвоении статуса молодого специалиста, направляет в отдел развития персонала  служебную записку с предложением кандидатуры наставника, с письменным согласием работника о выполнении функций наставника.  Служебная записка оформляется в соответствии с  приложением №2.

6.3. Кандидатура наставника утверждается:

-  приказом по Обществу - в случае, если наставник является работником аппарата управления Общества,

- приказом по ТПП - если наставник является работником ТПП,

- приказом по УПТОиКО или УППНГ - если наставник является работником УПТО и КО или УППНГ.

Оформление приказа о закреплении наставника за молодым специалистом осуществляет отдел развития персонала, в соответствии с приложением №3.

6.4. За одним наставником может быть одновременно закреплено не более 2-х молодых специалистов.

6.5. Наставничество устанавливается на период от 3-х месяцев и до одного года.

6.6. Замена наставника производится приказом по Обществу (ТПП) в случае:

- увольнения наставника;

- перевода наставника на другое место работы;

- отказ от исполнения или ненадлежащие исполнение обязанностей наставника;

- психологической несовместимости наставника и молодого специалиста (молодого работника);

- перевод молодого работника на другое место работы до окончания срока адаптации.

Назначение нового наставника осуществляется в соответствии с п.п. 6.2.-6.5.

6.7. Наставникам на время проведения адаптационных мероприятий устанавливается доплата в размере:

- 5% установленной тарифной ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время в период наставничества -  если за наставником закреплен 1 (один) молодой специалист;

- 10% установленной тарифной ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время в период наставничества - если за наставником закреплено 2 (два) молодых специалиста.

Установление доплаты за наставничество и ее размер отражаются в приказе о назначении наставника. Копия приказа доводится специалистами ОРП до ООО «ЛУКОЙЛ-УРЦ Пермь» в сроки, определенные графиком документооборота между Обществом и ООО «ЛУКОЙЛ-УРЦ Пермь».

6.8. Выполнение наставнических функций ежемесячно подтверждается справкой о фактически отработанном времени в текущем месяце в качестве наставника, подготовленной и подписанной руководителем подразделения (цеха, отдела, службы). Количество часов о фактически отработанного времени в качестве наставника не может превышать, количество часов отработанного времени закрепленным за ним молодым специалистом.

6.9. Справка о фактически отработанном времени в качестве наставника (приложение 6), подписанная руководителем соответствующего подразделения (цеха, отдела, службы и т.д.), не позднее последнего рабочего дня текущего месяца предоставляется в ОО и МС. Далее ОО и МС направляет справку в отдел учета расчетов с персоналом ООО «ЛУКОЙЛ-УРЦ Пермь».

6.10. Молодой специалист с участием наставника разрабатывает индивидуальный план адаптации молодого специалиста (приложение №4).  

6.11. План адаптации молодого специалиста согласовывается с ОРП и утверждается непосредственным руководителем молодого специалиста.

6.12. В срок не позднее, чем за 10 рабочих дней до полного истечения срока наставничества и выполнения индивидуального плана адаптации молодой специалист под руководством наставника составляет отчет об исполнении индивидуального плана адаптации молодого специалиста. Отчет утверждает непосредственный руководитель молодого специалиста и направляет в ОРП (приложение 6)

6.13. Основываясь на данных, полученных при ознакомлении с отчетом наставника и собеседовании, руководитель подразделения (цеха, отдела, службы), в котором работает молодой специалист, сообщает результаты в ОРП; копия отчета для дальнейшего карьерного роста направляется в ОПП.

 

Окончание периода адаптации

9.1. Руководитель подразделения (цеха, отдела, службы), не позднее, чем за 10 календарных дней до полного истечения периода адаптации, указанного в приказе о назначении наставника, представляет в ОРП информацию о результатах адаптации молодого специалиста (п.6.12. настоящего Регламента).

9.2. По окончании адаптационного периода молодой специалист, согласно плану ООП, проходит обязательное тестирование на определение профессиональных и личностных компетенций, результаты которых используются специалистом ОРП, для четкого и полного анализа результатов адаптации и оформления Квалификационной матрицы (приложение №5) для последующего развития молодого работника на производстве, которое оформляется Заключением о профессиональном развитии молодого специалиста (приложение №8).

9.3. Информация о молодом работнике, молодом специалисте, для дальнейшего профессионального роста, направляется  специалистом ОРП в отдел подбора персонала.

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник/руководитель отдела/группы/службы/цеха
ТПП «___________________»

_______________ И.О. Фамилия
«_____» _______________ 201__г.

План адаптации молодого специалиста

 

Молодой специалист:

 

 
 

 

ФИО, должность

 
 

Наставник:

 

 
 

 

ФИО, должность

 

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственный за проведение

Организационная адаптация (ознакомление с предприятием, введение в должность)

1.

Изучение положений, регламентов, другой нормативной документации (указать наименование документов, представленных для ознакомления молодому специалисту)

Указать сроки

Наставник (указать ФИО)

2.

Изучение информации о должности / рабочем месте.

Указать сроки

Наставник (указать ФИО)

3.

Участие во встречах с руководством предприятия, экскурсиях по производственным объектам структурных подразделений и сервисных предприятий, участие в корпоративных мероприятиях

В течение года, согласно плану Совета молодых специалистов на 201__-201__ гг.

Специалист ОРП

4.

Изучение корпоративных документов:

1.1. «Основные тенденции развития глобальных рынков нефти и газа до 2025 года»;

1.2. «Программа стратегического развития Группы «ЛУКОЙЛ» на 2012-2021 гг.»;

1.3.

1.4. «Коллективный договор между работодателем и ТПО ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»;

 

1.5. «Комплексная целевая программа ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» по работе с молодыми работниками и молодыми специалистами на 2008-2017 гг.;

1.6. «Регламент о проведении конкурса на лучшую научно-техническую разработку среди молодых работников ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

Указать сроки

Указать сроки

Указать сроки

Октябрь-декабрь 201__ г.

Декабрь 201__ г.

 

 

Наставник (указать ФИО)

Наставник (указать ФИО)

 

Распред.работ

(указать ФИО)

(представитель ППО)

(указать ФИО)

Специалист ОРП

(указать ФИО)

 

Наставник

(указать ФИО)

 

 

Профессиональная адаптация (приобретение профессиональных знаний и навыков)

5

Стажировка на рабочем месте, выполнение трудовых функций под контролем наставника или иного специалиста/квалифицированного рабочего отдела/группы/службы/цеха (указать рабочее место и руководителя стажировки).

 

Указать сроки

Наставник

 (указать ФИО)

 

 

 

6

Ознакомление с плановыми показателями деятельности отдела/группы/службы/цеха.

Указать сроки

Наставник

(указать ФИО)

 

7

Изучение регламентов, стандартов работы и взаимодействия структурных подразделений, взаимодействия с подрядными/сервисными организациями (указать конкретные документы для изучения и сроки).

Указать сроки

Наставник

 (указать ФИО)

 

8

Изучение технологических процессов, связанных с функциональными обязанностями молодого специалиста (указать каких и в какие сроки).

Указать сроки

Наставник

Специалисты/ рабочие (указать ФИО)

9

Изучение специальных компьютерных программ и корпоративных информационных систем (указать каких и в какие сроки).

Указать сроки

Наставник

(указать ФИО)

 

10

Регулярное консультирование молодого специалиста наставником, в случае необходимости специалистами/квалифицированными рабочими по направлениям деятельности отдела/группы/службы/цеха.

постоянно

Наставник

(указать ФИО)

 

11

Самообразование, изучение специальной литературы по занимаемой должности/профессии.

Указать сроки

Наставник

(указать ФИО)

Социальная адаптация (приобщение к корпоративной культуре и жизни коллектива)

12

Изучение курсов в корпоративной системе дистанционного обучения согласно перечню тем

В течение года

Специалист ОРП

13

Участие в посвящении молодых специалистов в нефтяники ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

Октябрь-ноябрь 201__ г.

Специалист ОРП

14

Прохождение тренинга на выработку навыков работы в команде, «Искусство презентации»

Октябрь-ноябрь 201__ г.

Специалист ОРП

15

Встреча с представителями Совета молодых специалистов.

В течение года

Специалист ОРП

Обязанности наставника

16

Составление отчетов по итогам адаптации молодого специалиста, по приобретенным теоретическим знаниям и практическим навыкам и направление оригиналов в отдел развития персонала

С 20 по 25 число -ежемесячно

Наставник

(указать ФИО)

 

17

Изучение курсов в корпоративной системе дистанционного обучения: «Наставничество в организациях».

Указать сроки

Специалист ОРП

18

Изучение Регламента по адаптации молодых работников и молодых специалистов на производстве в ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»

В течение 15-ти дней после закрепления, согласно распоряжению начальника по цеху

Специалист ОРП Наставник

(указать ФИО)

 

                     

 

Молодой специалист                                                                               подпись                           И.О. Фамилия

 

СОГЛАСОВАНО

 

Наставник                                                                               подпись                           И.О. Фамилия

 

Приложение 5

к Регламенту_____________

от «___»________201__ г.

ОБРАЗЕЦ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель генерального директора по (направление деятельности) ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ___________________________ (Ф.И.О)                                                                                                       «_____»___________________20______г. Заместитель генерального директора по управлению персоналом ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ___________________________ (Ф.И.О)                                                                                                       «_____»___________________20______г.              
  Генеральный директор ТПП (наименование подразделения) ___________________________ (Ф.И.О)                                                                                                       «_____»___________________20______г.  
  Заместитель генерального директора по (направление деятельности) ТПП (наименование подразделения) ___________________________ (Ф.И.О)                                                                                                       «_____»___________________20______г.  
  Начальник отдела (цеха) _______________(наименование отдела/цеха) ___________________________ (Ф.И.О)                                                                                                       «_____»___________________20______г.  

 

        Квалификационная матрица

на молодого специалиста__________________________________________________________

                                                               (Ф.И.О. молодого специалиста)

в должности____________________________________________________________________

                                                                    (наименование должности)

Дата заполнения матрицы:_______________________________________________________

Дата внесения изменений в матрицу:______________________________________________

 

Требования/ компетенции

Требования к рабочему

месту (должности)

Компетенции

на момент вступления в должность (на момент первого заполнения матрицы)

Приобретенные знания (с момента вступления в должность до момента заполнения матрицы)

Потребность в повышении квалификации  

Общие требования

 
1. Образование

 

 

 

   
1.1 Уровень

 

 

 

   
1.2. Профиль

 

 

 

   
1.3. Специализация

 

 

 

   
2. Стаж    

 

 

   
2.1. В профильной должности/должности, связанной с профильной    

 

 

   
2.2. Пребывание в резерве или работа в должности с замещением должности

 

 

 

   

Профессиональные требования

 
1. Общие профессиональные компетенции    

 

 

   
Способность к анализу числовой информации    

 

 

   
Способность к анализу текстовой информации    

 

 

   
2. Знание документации

 

 

 

   
2.1. Документация общего содержания    

 

 

   
Трудовой кодекс РФ    

 

 

   
     

 

 

   
2.2. Документация индивидуальная для подразделения или должности (разрабатываемая на основе типовой)    

 

 

 

   
 

 

 

 

 

2.3. Текущая документация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Знание оборудования, автоматизированных систем и технологии работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Охрана труда и промышленная безопасность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управленческие/деловые компетенции (по модели компетенции)

Анализ информации и решение проблем

 

 

 

 

Организованность и исполнительность

 

 

 

 

Адаптация и преодоление трудностей

 

 

 

 

Ориентация на результат

 

 

 

 

Взаимодействие и сотрудничество

 

 

 

 

Устная и письменная коммуникации

 

 

 

 

Личностные компетенции

Стремление и приемлемость к новшествам

 

 

 

 

Стрессоустойчивость

 

 

 

 

Нравственная чистота (справедливость и др.)

 

 

 

 

Способность обучаться

 

 

 

 

Гибкость в решениях при выполнении различных поставленных задач

 

 

 

 

Настойчивость при выполнении и требовании выполнения работ

 

 

 

 

Адаптивность к изменяющимся условиям

 

 

 

 

Ответственность

 

 

 

 

Инициативность

 

 

 

 

Приверженность своей работе(готовность к выполнению любых нужных задач)

 

 

 

 

Готовность к упорному труду

 

 

 

 

Лояльность к компании (ориентированность на долгосрочную работу в компании)

 

 

 

 

Организованность (собранность, упорядоченность работ)

 

 

 

 

Исполнительность, дисциплинированность

 

 

 

 

Стремление к профессиональному и карьерному росту

 

 

 

 

Социальные компетенции

Умение работать в команде

 

 

 

 

Коммуникабельность (способность к взаимодействию)

 

 

 

 

Ориентация на клиентов (как внутренних, так и внешних)

 

 

 

 

Открытость (расположенность к общению, обсуждению)

 

 

 

 

Навыки наставничества

 

 

 

 

Умение заинтересовать (лидерские качества)

 

 

 

 

Умение выслушать других

 

 

 

 

Способность договориться с вышестоящим руководителем, умение обосновывать свою позицию и умение вести переговоры

 

 

 

 

                   

 

 

Степень владения:                                                              

Н - необходимые знания;

 

Р - рекомендуемые знания;

 

О - поверхностные (ознакомительные) знания.

 

1 2 3 4 5

                                                                                                                         баллы

 

 

Руководитель подразделения:______________________________________ _________________

(Ф.И.О.)                                    (подпись)

Дата «________»____________________ 20____ г.

 

Ответственный за работу с молодыми специалистами
в подразделений________________________________                               _________________

                                   (Ф.И.О.)                                                                                                  (подпись)

 

Дата «________»____________________ 20____ г.

Приложение 6

к Регламенту_____________

от «___»________201__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник/руководитель отдела/группы/службы/цеха
ТПП «___________________»

_______________ И.О. Фамилия
«_____» _______________ 201__г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕГЛАМЕНТ

организации работы с молодыми работниками и  молодыми специалистами


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.291 с.