Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-11-11 | 125 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Дата___ __________________
крик | агрессия | | ФИ | крик |агрессия | агрессия | | ФИ | ||
9.15 - 9 20 | 11.05 - 11.10 | ||||||
9 20 -9.25 | 11.10 - 11.15 | ||||||
9.25-9.30 | | | 11.15 - 11.20 | |||||
9 30 - 9 35 | 11.20 - 11.25 | V | \/ | ||||
9.35 - 9.40 | 11.25 - 11.30 | ||||||
9.40 - 9 45 | V | V | 11.30 - 11.35 | V | |||
9.45 - 9.50 | 11.35 - 11.40 | ||||||
9.50 – 9.55 | 11.40 - 11.45 | ||||||
9. 55 - 10.00 | 11.45 -11.50 | ||||||
10.00 - 10.05 | V | 11.50 - 11.55 | V | V | |||
10.05 - 10.10 | 11.55 - 12 00 | ||||||
10.10 - 10.15 | 1200 - 12.05 | ||||||
10.15 - 10.20 | 12.05 - 12.10 | ||||||
10.20 - 1025 | 12.10 - 12.15 | V | |||||
10. 25 - 10.30 | V | V | 12.15 - 12.20 | ||||
10.30 - 10.35 | 12.20 - 12.25 | ||||||
10.35 –10.40 | V | 12.25 - 12.30 | |||||
10.40 - 10.45 | V | 12.30 - 12.35 | |||||
10.45 - 10.50 | V | V | 12.35-12.40 | V | V | ||
10.50 - 10.55 | 12.40 - 12,45 | ||||||
10.55 - 11.00 | 12.45 - 12.50 | V | V | ||||
11.00 - 11.05 | 12.50 - 12.55 |
2.4. Коррекция проблем поведения
Организация специальных воздействия, направленная на коррекцию проблем поведения - самое трудное в работе с аутичными детьми. Для того, чтобы эффективно влиять на проблемы поведения, используя методы поведенческой терапии, требуется многолетний опыт, высокий профессионализм (Foxx, 2001). Тем не менее, в некоторых случаях можно с успехом использовать общие принципы бихевиорального подхода, к коррекции проблем поведения; с осторожностью применять некоторые приемы работы. Остановимся на основных моментах, связанных с коррекцией проблем поведения в рамках поведенческого подхода.
|
Выбор способа коррекции зависит, прежде всего, от функции поведения - от того, на достижение какой цели оно направлено. Основная логика коррекционного процесса - научить ребенка адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же самую функцию поведения, что и данное проблемное поведение.
Рассмотрим приведенные выше примеры ситуаций, в которых могут возникать проблемы поведения (по функциям) и возможные способы «профилактики» и коррекции.
1. Избегание неприятного.
А. Нарушение привычного стереотипа. Предотвратить появление проблем поведения, связанных с реакцией на нарушения стереотипов, помогает коррекционная работа, направленная на развитие гибкости поведения. Использование расписаний, многообразие жизненного опыта, который ребенок получает - все это способы избежать формирования жестких стереотипов; сделать их изменения более предсказуемыми и, соответственно, менее травмирующими. Если ребенок умеет говорить, его можно обучать фразам, выражающим протест и нежелание: «Я не хочу», «Нет» и т.д. В то же время, следует помнить, что не всегда есть возможность пойти навстречу ребенку; иногда нарушение стереотипа неизбежно. В подобном случае, если проблемное поведение уже имеет место, наиболее часто используется подкрепление поведения, нecoвместимого с проблемным.
Примеры поведения, несовместимого с про блемным — когда ребенок кричит, его просят ответить на вопрос; когда он бьет другого чело века — просят выполнить какие либо действия руками и т.п.
Говоря другими словами, проблемное поведение стараются прервать, сделать его невозможным, переключая внимание ребенка на другие действия.
Б. Непонимание происходящего. «Профилактика» в этом случае — самый лучший способ коррекции. Желательно не создавать для ребенка с аутизмом непредсказуемых ситуаций, которые были бы ему не понятны. В то лее время, как это не парадоксально, необходимо, чтобы жизнь ребенка не ограничивалась «рутиной»: чтобы он бывал во многих местах, знакомился с новыми людьми, получал новый опыт. Если ситуация проблемного поведения, уже возникла, следует попытаться переключить внимание ребенка на что-то, что может его заинтересовать.
|
В. Общение в форме, некомфортной для ребенка; занятия, непривлекательные для него. Важно не завышать предъявляемые к ребенку требования, вводить его в трудные для него условия дозировано и постепенно. Если подобные ситуации возникают, необходимо подкреплять ребенка в те моменты, когда проблемное поведение отсутствует; подкрепляется и поведение, несовместимое с проблемным.
Г. Сверхсильные сенсорные стимулы. Основной способ - десенсибилизация; формирование постепенного привыкания к тем или иным стимулам (чаще всего, звуковым). При этом активно используется подкрепление поведения, несовместимого с проблемным. Детей также можно учить выражать свое негативное отношение к ситуации словами и жестами.
Д. Внутренний дискомфорт. В таких ситуациях предпринимают попытки при помощи внешних воздействий уменьшить влияние внутренних факторов. Например, вовлекая ребенка в интересную для него деятельность, можно прервать проблемное поведение.
Общим для всех ситуаций
является следующий подход:
1. Необходимо предотвращать ситуации, в которых может возникнуть проблемное поведение;
2. Надо учить ребенка другим, адекватным способам выражения своего желания измерить ситуацию;
3. Если по каким-то причинам данная ситуация неизбежна, не следует поощрять проявления данного поведения, позволяя ребенку избежать неприятной ситуации посредством, например, агрессии или крика.
В тех ситуациях, когда проблемы поведения уже возникли чрезвычайно важно не выказывать негативных эмоциональ ных реакций. П роявления гнева, раздражения могут топь усугубить ситуацию и закрепить проблемное поведение.
Получение желаемого.
А. Ребенок требует какой-либо конкретный предмет, привлекательный для него. Оптимальный способ коррекции: об учение ребенка адекватным способам получения желаемого Детей необходимо вербально или невербально выражать свои желания. Как только ребенок научается делать это самостоятельно, проблемное поведение в данных ситуациях должно игнорироваться (то есть не поощряться).
|
Лену научили просить, чтобы ей дали то, что она хочет, например: «Я хочу марме ла »*, «Налей сок» и т.п. В ситуациях, когда она выражала желание криком, он не получала желаемого. В результате этого частота проблемного поведения уменьшилась.
Б. Ребенок стремится к выполнению какого-то действия. Как и в предыдущем случае, ребенка учат выражать свое желание. Если ребенок не говорит, можно обучать его использовать указательный жест, жесты отрицания и согласия; на занятиях учат выбирать виды деятельности, пользуясь картинками и фотографиями.
В. Ребенок ищет внимания со стороны другого человека. Как это не кажется, на первый взгляд, удивительным, но у детей с аутизмом проблемное поведение достаточно часто является средством получения внимания со стороны взрослого. Это может быть связано с тем, что у аутичных детей недостаточно адекватных способов получения внимания. Порой оказывается, что если провести наблюдение та поведением взрослых, то выяснится, что больше всего внимания ребенку уделяется в моменты, когда имеет место проблемное поведение. В таких случаях помогает подкрепление адекватного поведения ребенка с одновременным игнорированием проявлений проблемного поведения.
Особая группа проблемного поведения – те виды поведения, которые вызываются внутренними факторами, связанные с особенностями нервной системы. Примерами такого поведения могут служить импульсивность, расторможенность, резкие перепады настроения, отражающиеся в эмоциональных реакциях. Для предотвращения подобных проявлений необходимо проводить профилактические мероприятия: дозировать психологические нагрузки, установить адекватный режим дня и т.д. В некоторых случаях оказывается необходимым обратиться за помощью к врачам-специалистам: психиатрам и невропатологам.
Следует кратко остановиться на некоторых методах коррекции поведения, используемых в поведенческой терапии:
Подкрепление поведения:
а) несовместимого с проблемным;
|
б) подкрепление отсутствия проблемного поведения.
Эти способы являются одними из наиболее часто применяемых.
Примеры: а) ребенок царапает руки взрос лому; его просят положить руки на колени; если он выполняет инструкцию, его поощряют; б) ребенок кричит, если его просят отвечать на вопрос. Когда он отвечает без крика, его поощряют.
Лишения подкрепления. В ответ на проблемное поведение ребенка лишают подкрепления. Когда ребенок разбрасывает учебные мате риалы, он лишается игрушки, которую должен был получить после выполнения задания.
Тайм-аут. Ребенок оказывается на определенный промежуток времени (до окончания эпизода проблемного поведения) вне ситуации, в которой это поведение имело место. Этот способ не может быть использован, если поведение имеет функцию избегания неприятной ситуации: в таких случаях тайм-аут подкрепляет проблемное поведение. В случаях, если поведение вызвано внутренними факторами или направлено на получение внимания, тайм-аут может быть полезен.
Наказания. После эпизода проблемного поведения в ситуацию привносится неприятный ребенку стимул. В качестве наказания наиболее часто используются: повторяющиеся инструкции; физические упражнения; повторение ситуации до тех пор, пока она пройдет без проблемного поведения.
Примеры,: А) если ребенок проявляет агрес сию на занятии, занятие останавливается, ребенок должен выполнить 10 инструкций на простые движения (без подкрепления} Если он выполнил их без проявлений проблемного поведения, возвращаются к исходной ситуации..
Б) Если ребенок начинает неадекватно смеяться, ему предлагают выполнить 15 приседаний; за тем возвращаются к исходной деятельности.
Как правило, в поведенческой терапии, различные методы коррекции проблемного поведения сочетаются друг с другом. Эффективность методов воздействия должна быть продемонстрирована «экспериментально, то есть количественно подтверждена.
Стереотипии
Стереотипии в той или иной форме отмечаются у всех детей с осложненными формами аутизма.
Стереотипии - это по вторяющиеся, нефункциональные формы поведения и/или деятельности.
Таким образом, для того, чтобы отнести то или иное поведение к стереотипиям, оно должно быть:
а) повторяющимся (не однократным);
б) не направлено на выполнение социально значимой функции - например, на общение с другими людьми. В то же время, стереотипии выполняют определенные функции для самого ребенка.
Выработка подхода к работе со стереотипиями представля ется важным моментом коррекции поведения детей со слож ными формами аутизма.
Почему этому поведению необходимо уделить внимание?
|
А. Стереотипии препятствуют развитию, общению, обучению и социальной адаптации.
Иногда говорят, что ребенок «погружается» в стереотипии, часто не обращая внимания на людей, события и т.п.
Б. Наличие стереотипии в поведении ребенка беспокоит родителей.
В то время как у ребенка отмечаются стереотипии, с ним не удается вступить в контакт, иногда тяжело выносить постоянно совершаемые стереотипные движения, повторяющиеся вскрики.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!