Процент 5-минутных интервалов — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Процент 5-минутных интервалов

2019-11-11 125
Процент 5-минутных интервалов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дата___ __________________

 

  крик агрессия | ФИ   крик  |агрессия агрессия |   ФИ
 9.15 - 9 20       11.05 - 11.10      
9 20 -9.25         11.10 - 11.15      
 9.25-9.30   |   11.15 - 11.20      
 9 30 - 9 35       11.20 - 11.25 V \/  
 9.35 - 9.40       11.25 - 11.30      
9.40 - 9 45 V V   11.30 - 11.35 V    
 9.45 - 9.50       11.35 - 11.40      
 9.50 – 9.55       11.40 - 11.45      
 9. 55 - 10.00       11.45 -11.50      
10.00  - 10.05 V     11.50 - 11.55 V V  
10.05 - 10.10       11.55 -  12 00      
10.10  - 10.15       1200 - 12.05      
10.15 -  10.20       12.05 - 12.10      
10.20 - 1025       12.10 - 12.15 V    
10. 25 - 10.30 V V   12.15 - 12.20      
10.30 - 10.35       12.20 - 12.25      
10.35 –10.40 V     12.25 - 12.30      
10.40 -  10.45 V     12.30 - 12.35      
10.45 - 10.50 V V   12.35-12.40 V V  
10.50 - 10.55       12.40 - 12,45      
10.55  - 11.00       12.45 - 12.50 V V  
11.00  - 11.05       12.50 - 12.55      

 

 

2.4. Коррекция проблем поведения

Организация специальных воздействия, направленная на коррекцию проблем поведения - самое трудное в работе с аутичными детьми. Для того, чтобы эффективно влиять на проблемы поведения, используя методы поведенческой терапии, требуется многолетний опыт, высокий профессионализм (Foxx, 2001). Тем не менее, в некоторых случаях можно с успехом использовать об­щие принципы бихевиорального подхода, к коррекции проблем поведения; с осторожностью применять некоторые приемы рабо­ты. Остановимся на основных моментах, связанных с коррекцией проблем поведения в рамках поведенческого подхода.

Выбор способа коррекции зависит, прежде всего, от функ­ции поведения - от того, на достижение какой цели оно направ­лено. Основная логика коррекционного процесса - научить ребенка адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же самую функцию поведения, что и данное проблемное поведение.

Рассмотрим приведенные выше примеры ситуаций, в кото­рых могут возникать проблемы поведения (по функциям) и воз­можные способы «профилактики» и коррекции.

 

1. Избегание неприятного.

А. Нарушение привычного стереотипа. Предотвратить появление проблем поведения, связанных с реакцией на на­рушения стереотипов, помогает коррекционная работа, на­правленная на развитие гибкости поведения. Использование расписаний, многообразие жизненного опыта, который ребе­нок получает - все это способы избежать формирования жест­ких стереотипов; сделать их изменения более предсказуемыми и, соответственно, менее травмирующими. Если ребенок умеет говорить, его можно обучать фразам, выражающим протест и нежелание: «Я не хочу», «Нет» и т.д. В то же время, следует помнить, что не всегда есть возможность пойти навстречу ре­бенку; иногда нарушение стереотипа неизбежно. В подобном случае, если проблемное поведение уже имеет место, наиболее часто используется подкрепление поведения, нecoвместимого с проблемным.

 

Примеры поведения, несовместимого с про блемным — когда ребенок кричит, его просят ответить на вопрос; когда он бьет другого чело­ века — просят выполнить какие либо действия руками и т.п.

Говоря другими словами, проблемное поведение стараются прервать, сделать его невозможным, переключая внимание ре­бенка на другие действия.

Б. Непонимание происходящего. «Профилактика» в этом случае — самый лучший способ коррекции. Желательно не соз­давать для ребенка с аутизмом непредсказуемых ситуаций, которые были бы ему не понятны. В то лее время, как это не парадоксально, необходимо, чтобы жизнь ребенка не ограни­чивалась «рутиной»: чтобы он бывал во многих местах, знако­мился с новыми людьми, получал новый опыт. Если ситуация проблемного поведения, уже возникла, следует попытаться переключить внимание ребенка на что-то, что может его заин­тересовать.

В. Общение в форме, некомфортной для ребенка; занятия, непривлекательные для него. Важно не завышать предъяв­ляемые к ребенку требования, вводить его в трудные для него условия дозировано и постепенно. Если подобные ситуации воз­никают, необходимо подкреплять ребенка в те моменты, когда проблемное поведение отсутствует; подкрепляется и поведение, несовместимое с проблемным.

Г. Сверхсильные сенсорные стимулы. Основной способ - де­сенсибилизация; формирование постепенного привыкания к тем или иным стимулам (чаще всего, звуковым). При этом ак­тивно используется подкрепление поведения, несовместимого с проблемным. Детей также можно учить выражать свое негатив­ное отношение к ситуации словами и жестами.

Д. Внутренний дискомфорт. В таких ситуациях предприни­мают попытки при помощи внешних воздействий уменьшить влияние внутренних факторов. Например, вовлекая ребенка в интересную для него деятельность, можно прервать проблемное поведение.

Общим для всех ситуаций

является следующий подход:

 

1. Необходимо предотвращать ситуации, в которых может возникнуть проблемное поведение;

2. Надо учить ребенка другим, адекватным способам выражения своего желания измерить ситуацию;

3. Если по каким-то причинам данная ситуация неизбежна, не следует поощрять проявления данного поведения, позволяя ребенку избежать неприятной ситуации посредством, например, агрессии или крика.

 

В тех ситуациях, когда проблемы поведения уже возникли чрезвычайно важно не выказывать негативных эмоциональ ных реакций. П роявления гнева, раздражения могут топь усугубить ситуацию и закрепить проблемное поведение.

 

Получение желаемого.

А. Ребенок требует какой-либо конкретный предмет, привлекательный для него. Оптимальный способ коррекции: об учение ребенка адекватным способам получения желаемого Детей необходимо вербально или невербально выражать свои желания. Как только ребенок научается делать это самостоя­тельно, проблемное поведение в данных ситуациях должно иг­норироваться (то есть не поощряться).

Лену научили просить, чтобы ей дали то, что она хочет, например: «Я хочу марме ла »*, «Налей сок» и т.п. В ситуациях, когда она выражала желание криком, он не получала желаемого. В результате этого частота проблемного поведения уменьшилась.

Б. Ребенок стремится к выполнению какого-то действия. Как и в предыдущем случае, ребенка учат выражать свое жела­ние. Если ребенок не говорит, можно обучать его использовать указательный жест, жесты отрицания и согласия; на занятиях учат выбирать виды деятельности, пользуясь картинками и фо­тографиями.

В. Ребенок ищет внимания со стороны другого человека. Как это не кажется, на первый взгляд, удивительным, но у де­тей с аутизмом проблемное поведение достаточно часто явля­ется средством получения внимания со стороны взрослого. Это может быть связано с тем, что у аутичных детей недостаточно адекватных способов получения внимания. Порой оказывается, что если провести наблюдение та поведением взрослых, то выяс­нится, что больше всего внимания ребенку уделяется в моменты, когда имеет место проблемное поведение. В таких случаях помога­ет подкрепление адекватного поведения ребенка с одновременным игнорированием проявлений проблемного поведения.

 

Особая группа проблемного поведения – те виды поведения, которые вызываются внутренними факторами, связанные с особенностями нервной системы. Примерами такого поведения мо­гут служить импульсивность, расторможенность, резкие перепа­ды настроения, отражающиеся в эмоциональных реакциях. Для предотвращения подобных проявлений необходимо проводить профилактические мероприятия: дозировать психологические нагрузки, установить адекватный режим дня и т.д. В некоторых случаях оказывается необходимым обратиться за помощью к вра­чам-специалистам: психиатрам и невропатологам.

 

Следует кратко остановиться на некоторых методах кор­рекции поведения, используемых в поведенческой терапии:

Подкрепление поведения:

 

а) несовместимого с проблем­ным;

б) подкрепление отсутствия проблемного поведения.

 

Эти способы являются одними из наиболее часто применяемых.

Примеры: а) ребенок царапает руки взрос­ лому; его просят положить руки на колени; если он выполняет инструкцию, его поощряют; б) ребенок кричит, если его просят отвечать на вопрос. Когда он отвечает без крика, его поощря­ют.

 

Лишения подкрепления. В ответ на проблемное поведе­ние ребенка лишают подкрепления. Когда ребенок разбрасывает учебные мате­ риалы, он лишается игрушки, которую должен был получить после выполнения задания.

Тайм-аут. Ребенок оказывается на определенный проме­жуток времени (до окончания эпизода проблемного поведения) вне ситуации, в которой это поведение имело место. Этот способ не может быть использован, если поведение имеет функцию из­бегания неприятной ситуации: в таких случаях тайм-аут под­крепляет проблемное поведение. В случаях, если поведение вызвано внутренними факторами или направлено на получение внимания, тайм-аут может быть полезен.

Наказания. После эпизода проблемного поведения в си­туацию привносится неприятный ребенку стимул. В качестве наказания наиболее часто используются: повторяющиеся ин­струкции; физические упражнения; повторение ситуации до тех пор, пока она пройдет без проблемного поведения.

Примеры,: А) если ребенок проявляет агрес­ сию на занятии, занятие останавливается, ребенок должен выполнить 10 инструкций на простые движения (без подкрепления} Если он выполнил их без проявлений проблемного поведения, возвращаются к исходной ситуации..

Б) Если ребенок начинает неадекватно смеяться, ему предлагают выполнить 15 приседаний; за тем возвращаются к исходной деятельности.

  Как правило, в поведенческой терапии, различные методы коррекции проблемного поведения сочетаются друг с другом. Эффективность методов воздействия должна быть продемонстри­рована «экспериментально, то есть количественно подтверждена.

Стереотипии

Стереотипии в той или иной форме отмечаются у всех детей с осложненными формами аутизма.

Стереотипии - это по­ вторяющиеся, нефункциональные формы поведения и/или деятельности.

Таким образом, для того, чтобы отнести то или иное поведе­ние к стереотипиям, оно должно быть:

а) повторяющимся (не однократным);

б) не направлено на выполнение социально значимой функ­ции - например, на общение с другими людьми. В то же время, стереотипии выполняют определенные функции для самого ре­бенка.

Выработка подхода к работе со стереотипиями представля­ ется важным моментом коррекции поведения детей со слож­ ными формами аутизма.

Почему этому поведению необходимо уделить внимание?

 

А. Стереотипии препятствуют развитию, общению, обуче­нию и социальной адаптации.

Иногда говорят, что ребенок «погружает­ся» в стереотипии, часто не обращая внимания на людей, события и т.п.

Б. Наличие стереотипии в поведении ребенка беспокоит ро­дителей.

В то время как у ребенка отмечаются стереотипии, с ним не удается вступить в контакт, иногда тяжело выносить постоянно совершаемые стереотипные движения, повторяющиеся вскрики.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.