Основными функциями проблемного поведения являются: — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Основными функциями проблемного поведения являются:

2019-11-11 254
Основными функциями проблемного поведения являются: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Избегание неприятного;

2. Получение желаемого.

Рассмотрим подробно, в каких случаях проблемное пове­дение аутичных детей может быть направлено на реализацию этих функций.

1. Избегание неприятного. Проблемы поведения у аутич­ных детей наиболее часто служат для достижения именно этой цели. Мы видим, что такие виды поведения, как крик, аутоа-грессия возникают в ответ на неприятные ребенку ситуации.

2. Чаще всего встречаются следующие ситуации:

- нарушение привычного стереотипа;

- непонимание происходящего;

- общение в форме, некомфортной для ребенка;

- непривлекательные для него занятия;

- сверхсильные сенсорные стимулы;

- внутренний дискомфорт.

Приведем несколько примеров, иллюстрирующих типич­ные ситуации, в которых проблемное поведение позволяет ре­бенку избежать дискомфорта.

Каждый раз, когда бабушка Дениса пыта­ лась изменить маршрут прогулки (например, чтобы зайти в магазин), он начинал громко плакать и кричать, иногда падал на землю. Бабушка, не в силах вынести его поведение, вела его обычной дорогой. В этой ситуации имело место нарушение стереотипа.

Мама пытается читать Вите книгу. Некоторое время он сидит рядом с ней, но че­ рез несколько минут начинает раскачиваться, бить себя рукой по подбородку, вскрикивает. Возможно, Витя не понимает, о чем идет речь в книге; кроме того, это занятие (слушать чтение), вероятно, ему неинтересно.

Даша, услышав жужжание миксера, кото­ рый включила мама, затыкает уши и начинает громко плакать и кричать.

Появление сверхсильного звукового стимула привело к по­явлению проблемного поведения.

 

В течение дня Володя много кричал, царапал маму и педагогов. К вечеру оказалось, что у него повышенная температура; начался кашель.

Проблемное поведение, скорее всего, явилось следствием внутреннего дискомфорта.

Проблемы поведения часто возникают при попытке целена­правленного обучения ребенка с аутизмом: он стремится уйти от травмирующей, ограничивающей его свободу ситуации.

1. Получение желаемого. Аутичные дети достаточно часто при помощи проблемного поведения стремятся получить что-либо им необходимое. Примеры таких ситуаций:

- ребенок требует какой-либо конкретный, привлекатель­ный для него предмет;

- ребенок стремится к выполнению какого-то действия;

- ребенок ищет внимания со стороны другого человека.

Лена, проходя мимо продуктового магази­ на, кричит и кусает себя до тех пор, пока ей не купят ее любимые сладости.

Максим очень любит ездить на метро. Когда мама с Максимом вышли из зоопарка, мама решила подъехать на троллейбусе до станции, от которой удобнее добираться домой. Максим тянет маму к входу в метро, кричит, бьет себя по голове. Мама пытается объяснить, что скоро они поедут на метро, надо только не­ много подождать.

Петя начинает щипать свою сестру, когда она занята игрой или чтением.

Следует отметить, что избегание неприятного и получе­ние желаемого в некотором смысле являются двумя сторонами одной и той же медали. Например, нежелание заниматься не­интересным делом можно рассматривать как желание заняться чем-то привлекательным. Разделение двух функций является достаточно условным, но оно важно для того, чтобы принять ре­шение о коррекции поведения. Основной критерий разделения - на что явно и в большей степени направлено поведение: на из­бегание или на получение чего-либо?

Возможны случаи, когда проблемное поведение выполняет различные функции и встречается в разных ситуациях. Тогда

следует проанализировать наиболее типичные моменты прояв­ления проблемы поведения и при построении коррекционного подхода учитывать, в первую очередь, часто повторяющийся тип ситуаций.

Следует признать тот факт, что при некоторых отклонени­ях психического развития - например, при аутизме эндогенного генеза - проблемное поведение может быть обусловлено, преж­де всего, внутренними факторами. Подтверждением этого при наблюдении может быть тот факт, что поведение имеет место в различных ситуациях, с разными людьми. Если не просле­живается никакой закономерности в обстоятельствах, пред­шествующих появлению поведения, и следующих за ним, то можно предположить, что проблемное поведение детерминиру­ется внутренними процессами.

После того, как сделано предположение о функции поведе­ния, необходимо собрать количественные данные, которые будут отражать частоту проявления данного поведения. Это необходимо для того, чтобы после начала коррекционной работы анализиро­вать, насколько наше вмешательство будет эффективным.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.