ВОПРОС 2. Основные школы менеджмента и этапы эволюции науки управления. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

ВОПРОС 2. Основные школы менеджмента и этапы эволюции науки управления.

2019-11-11 157
ВОПРОС 2. Основные школы менеджмента и этапы эволюции науки управления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОПРОС 3. Закономерности и принципы менеджмента.

Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести:

- развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики;

- определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией;

- соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации;

- соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления);

- использование преимущественно сознательного (планомерного) управления;

- концентрация и динамичное изменение функций управления в организации;

- оптимизация (рационализация) уровней управления организацией;

- рациональное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится и к закономерностям менеджмента. Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируются принципы менеджмента.

Принципы менеджмента — это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективно развитие объекта управления.

Основной принцип менеджмента заключается в оптимальном сочетании централизации и децентрализации управления. Применение на практике этого принципа означает, что за высшим уровнем должны быть закреплены вопросы стратегического характера, а за низшим вопросы оперативного управления. При реализации этот принцип способен решить проблему оптимального распределения полномочий в процессе принятия управленческих решений.

Принципы менеджмента включают в себя принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Этот принцип характеризуется тем, что каждый сотрудник точно отвечает за свой участок работы, за принятые на своем уровне решения.

Принцип научной обоснованности управления гласит, что управление необходимо осуществлять с применением науки, а принцип плановости означает необходимость планирования текущей и перспективной деятельности организации.

В соответствии с принципом сочетания прав, обязанностей и ответственности работник несет ответственность только за задачи, попадающие в сферу представленных для него полномочий.

Принципы менеджмента не являются определенной догмой, поскольку экономическая жизнь общества не стоит на месте, а подвержена изменениям. Например, на рубеже 19 и 20 века основателем школы научного менеджмента Тейлором были сформулированы четыре основных принципа управления в процессе индивидуального труда рабочего. Они включали научный подход к каждому элементу работы, к подбору и обучению работника, кооперация с рабочими, разделение ответственности менеджера и рабочих.

В связи с этим все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные. К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности. Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

 

ВОПРОС 2. Основные школы менеджмента и этапы эволюции науки управления.

Школа научного управления (Тейлор, Гант, Гилберт).
Теория возникла на рубеже XIX – XX веков. Ее основоположник, Ф. Тейлор, считал, что менеджмент – это наука, которая строится по определенным законам и правилам. Поэтому он утверждал, что вся работа организации должна строиться, отталкиваясь от научных критериев. Согласно теории школы научного управления в менеджменте:

· все ручные операции постоянно анализируются и после совершенствуются

· работники отбираются по научным критериям, проводится постоянное их обучение

· в организации существует жесткая иерархия

· разграничиваются управленческие и исполнительские функции.

 

Классическая (административная) управленческая школа (Урвик, Файоль, Слоун).
Концепция административной школы управления в менеджменте стала популярной в 1920-1950 годы. Основатель школы, А. Файоль, хотел создать универсальные принципы управления, которые могли бы повысить эффекттивность любой организации. В теории выделяют следующие положения:

· необходимо разработать общие закономерности управления

· организация должна делиться на отделы согласно их функциям

· принцип единоначалия (“человек получает распоряжения только от одного начальника”)

· управление включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Школа человеческих отношений (Мэйо, Фоллет).
Основной целью школы было повышать эффективность работы путем улучшения использования людских ресурсов. Последователи школы считали, что на результаты труда оказывает влияние система отношений между людьми.

Школа поведенческих наук (Герцберг, МакКгрегор, Арджерис, Лайкер).
Школа исследовала мотивацию, характер власти, социальное взаимодействие, коммуникации в организации, аспекты лидерства и др.

        Количественная школа управления в менеджменте

Становление теории количественной школы управления в менеджменте относится к середине XX века, однако применяется она и сегодня. Катализатором ее развития стал «компьютерный бум».

В основе количественной школы лежат математические формулы и законы. Представители количественной школы управления пытались создать теорию управления на базе математики, статистики, инженерных наук.

Характеристиками школы являются:

· широкое использование количественного подхода

· недостаточное внимание человеческому фактору

· компьютеризация управления

· системный подход.

 

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, А. Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента стал называться «неоклассическим», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, П. Слоуна, Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 - 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950 - 1960 г.).

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 - 1980 гг. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И. Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г. Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг. ХХ века, которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. ХХ века. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства; создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности; усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.