Психология в контексте двойственности Реальности. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Психология в контексте двойственности Реальности.

2019-11-11 157
Психология в контексте двойственности Реальности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эзотеризм утверждает, что как бытие человеческого существа в его первооснове есть одновременно монадная эгоцентричная индивидуальная самость и пластический поток определённых вибраций и устремления, так и всякое его сознание, независимо от его актуального достоинства и иерархичного положения, есть также одновременно и обнаружение индивидуальной самости, и становление пластического потока. Всякое сознание есть одновременно и иерархия обособленных соподчинённых иерархичных элементов, и динамический поток пластической стихии. Всякая эволюция протекает только в монадной категории, а раскрытие искони потенциально вложенного в трансцендентное в эмпирическом есть постепенное осознание глубинной имманентной стихии пластичности.

Таким образом, деятельность и эволюция всякого конкретного эмпирического сознания заключается в постепенной объективации и утверждении становящихся данностей пластического потока. Действие трансцендентного на эмпирическое выражается лишь в организующих веяниях, соответственно чему всякое творчество здесь определяется идеей организации. Материал для этого творчества и вообще всякая материя, как предстоящих объектов, так и всех процессов и сил всякого вида субъективности черпается из всеобъемлющего пластического лона. Отсюда и вытекает доктрина, что всякое конкретно-эмпирическое сознание рождается из пластического потока в своей творческой деятельности под организующими веяниями трансцендентного. Всякое такое сознание в себе прежде всего пластично, и уже только по мере развития своей субъектной деятельности эволютивно облекается в иерархии форм монадной категории. Пластическая стихия есть вечная и постоянная первооснова всей природы конкретно-эмпирического сознания, а степень его монадного совершенства есть только результат и показатель свершённых ими усилий.

Каждое целое существо человека есть пластический поток определённых вибраций и система трёх иерархий пневматологических категорий. Так как пластическая стихия перманентно всеедина и имманентна Реальности, то она составляет своим потоком как бы внутренний стержень человеческого существа и глубинную природу актуального сознания. Поэтому содержание всякого конкретно-эмпирического сознания может быть представлено символом потока в виде трёхгранной призмы, где её тело есть динамическая пластичность, а грани – монадные пневматологические категории. Эта доктрина даёт ключ к пониманию эмпирической природы и конкретной деятельности актуального сознания. Ограничение способностей и возможностей этого сознания одной только монадной категорией совершенно произвольно и противоречит действительности. Самый строгий интеллектуальный учёный во всех условиях своей жизни, кроме специфически научного чтения или изложения, не отдавая себе в этом ясного отчёта, пользуется наравне с монадностью и пластичностью.

Наше сознание всегда не только монадно, но и пластично; оно не только воспринимает и создаёт объективированные в формах и распределённые по ступеням иерархий данности, но и непосредственно переживает пластические потоки различных видов, вибраций и устремлений. Поскольку сознание монадно – оно подчинено синтетической категории последовательности и воспринимает единичные объективированные в формах данности по закону прерывности. Поскольку сознание пластично – оно непосредственно воспринимает и творит в категории длительности и переживает становления пластического потока в их непрерывном перерождении друг в друга. Отсюда вытекает, что все элементы содержания сознания, независимо от их сравнительного достоинства и принадлежности к той или иной пневматологической категории, одновременно и монадны и пластичны. Причём эти две их природы, будучи неразрывно органически соединены, в то же время глубоко различны и не могут ни смешиваться, ни замещать друг друга. Эта эзотерическая доктрина и ставит на очередь проблему полного пересоздания всей системы общепринятой психологии, её законов и методов.

Так, в категории разума мысль есть не только система определённых форм и их взаимоотношений. Мысль есть не только статическая реальность, и она не остаётся всегда себе тождественной. Мысль есть не только форма, недвижная в себе и плавно несущаяся в потоке времени; всякая мысль есть вместе с тем и особое состояние естества, есть непрерывно действующие вибрации, есть пластический поток. Каждая мысль есть не только форма, но и состояние. Подобно тому, как всякое физическое тело ответствует, например, тепловым или магнитным лучам извне определёнными тепловыми и магнитными состояниями, т.е. определёнными вибрациями своих атомов и молекул, так и каждое сознание, обладая определенной мыслью, ответствует её потоку соответствующим состоянием и определёнными вибрациями. Поскольку мысль монадна, она есть единичный элемент сознания, она замкнута в себе и занимает определённое место в содержании сознания. Поскольку мысль пластична, она пронизывает всё содержание сознания, и притом не своими отзвуками, ассоциациями и взаимоотношениями с другими, но и непосредственно собою в своей целостности и неделимости.

Нарастание мыслей по количеству и иерархическому качеству в монадности повышает объём содержания сознания, а в пластичности это влечёт за собой повышение общего потенциала сознания, высоты и тонкости его вибраций. Развитие сознания в категории разума состоит: в монадности – в постепенном переходе на высшие ступени иерархической системы и повышении его органичной синтетичности, а в пластичности – в непрерывно возрастающем повышении тонкости и мощности вибраций. Эти два вида эволюции неразрывно связаны между собой и друг друга обусловливают.

Аналогично этому в категории мистики переживание есть не только определённое состояние сознания, застывший в недвижности определённый окрас всех восприятий и проявлений. Переживание или эмоция не есть только статическая реальность, и она не остаётся всегда себе тождественной. Напротив, благодаря преимущественной близости категории мистики с пластичностью, глубинная динамичность эмоций представляется непосредственно очевидной. Эмоция не есть только состояние воспринимающего или проявляющегося сознания; всякая эмоция есть вместе с тем и особое состояние естества, есть непрерывно действующие вибрации, есть пластический поток. Каждая эмоция есть состояние не только статическое, но и динамическое. Каждое сознание, переживая определённую эмоцию, ответствует её потоку динамически видоизменяющимся состоянием и определёнными вибрациями.

Поскольку эмоция монадна, она есть единичный элемент сознания, она замкнута в себе и занимает определённое место в его содержании. Поскольку эмоция пластична, она пронизывает всё содержание сознания непосредственно в своей целостной неделимости. Эволютивное раскрытие эмоциональных способностей по количеству и иерархическому качеству в монадности увеличивает объём содержания сознания, а в пластичности это влечёт за собой повышение общего потенциала сознания, высоты и тонкости его вибраций. Как и в разуме, здесь эволюция сознания неразрывно сопряжена в монадности и в пластичности; в первой она заключается в актуализации последовательно восходящих ступеней иерархии эмоциональных потенций, а во второй – в утончении и соответственном увеличении мощи вибраций.

Совершенно тождественное мы наблюдаем и в категории воли. Воление есть не только определённое состояние сознания, неподвижно фиксированное действенное отношение к вне его лежащему. Воление не есть только действенное состояние сознания последовательно изменяющие недвижные в себе формы в плавном течении в потоке времени; всякое воление есть вместе с тем и особое состояние естества, есть непрерывно действующие вибрации, есть пластический поток. Каждое воление, независимо от динамического течения своего феноменологического процесса и статических в себе форм его последовательных состояний, есть в своей собственной природе динамическое устремление естества.

Поскольку воление монадно, оно есть единичный элемент сознания, оно замыкается в себе и занимает определённое место в его содержании. Поскольку воление пластично, оно пронизывает всё содержание сознания непосредственно в своей целостной неделимости и напряжённости. Эволютивное раскрытие видов волевой способности по количеству и иерархическому качеству в монадности увеличивает объём содержания сознания, а в пластичности это влечёт за собой повышение общего потенциала сознания, высоты и тонкости его вибраций. Развитие сознания в категории воли состоит: в монадности – в постепенной актуализации ступеней иерархии волевых центров и отождествлении эмпирического центра с ними, а в пластичности – в непрерывно возрастающем повышении тонкости и мощности вибраций. Эти два вида эволюции неразрывно связаны между собой и друг друга обусловливают.

Как целостное содержание сознания есть не только сложная иерархия форм, но и вечно живой пластический поток, так и каждый элемент, обладая обособленной формой, в то же время есть частный поток той же пластичности. Органичное соединение монадности и пластичности и составляет сущность жизни, а потому каждый элемент живого сознания есть также живая сущность. Поэтому целостное содержание сознания человека, его душа, жива не только как нечто единое, но и во всех наималейших своих частях. Вхождение элемента в поле бодрствующего сознания или выпад из него есть только сознательное сопричисление его жизненной энергии и творческой способности и деятельности соответствующего этому сознанию синтетического целого, но отнюдь не воскрешение его к жизни или исключение из неё.

Поле бодрствующего сознания в каждый данный момент объемлет лишь ничтожно малую часть общего количества и содержания элементов. Человек не только беспрерывно изменяет направление своего устремления и внимания, т.е. не только всё время привлекает в поле своего сознания то те, то иные группы элементов, но и также всё время то повышает синтетичность мировоззрения и самоощущения, то понижает её. Чем более расширяются грани поля бодрствующего сознания, благодаря повышению его общего синтетического уровня, тем более детали сливаются в общий смутный фон и внимание сосредоточивается только на сложных концепциях и группах. Ни при последовательном в течение хотя бы короткого времени прохождении в поле бодрствующего сознания большого количества единичных элементов, ни при одновременном их восприятии, это сознание одинаково бессильно осознать их порознь и во всех дифференциальных взаимоотношениях. Всё это вместе и показывает справедливость доктрины, что поле бодрствующего сознания всегда и при всех условиях включает только незначительную часть общего количества и содержания целостного сознания, т.е. целостной души.

Наше бодрствующее сознание в своём поле объемлет лишь часть элементов целостного сознания, но это справедливо лишь по отношению к монадной категории. В пластичности все элементы вечно и целокупно сосуществуют друг другу, и динамическое устремление каждого непосредственно сопряжено с устремлениями всех других. Поскольку бодрствующее сознание монадно – его возможность, восприятия и деятельность ограничиваются количеством и содержанием элементов, соответствующих его полю; поскольку это сознание пластично – оно непосредственно соучаствует в пластической жизни всех элементов, воспринимает ритмы их вибраций и устремления, ответствует ему своим общим целокупным состоянием.

Эзотерическая философия вполне точно разделяет термины: бессознательное, подсознательное и сверхсознательное. Подсознательное и сверхсознательное определяются по отношению к актуальному конкретно-эмпирическому сознанию. Первое выражает собой совокупность таких элементов сознания, которые по тем или иным условиям не могут переступить его порог, т.е. войти в поле бодрствующего сознания. Эти элементы вполне актуальны, т.е. одновременно с пластичностью обладают также и реализованной монадной формой, но процессы их деятельности проходят за порогом сознания и только проявляют свои результаты в разного вида инстинктивных движениях или обособленных рефлексах. Подсознательные психические процессы разделяются на две основные группы: первая управляет физиологической жизнью тела, а вторая создаёт как бы общий фон для высшей сознательной деятельности и есть хранилище кармического и наследственного психического опыта.

Если «подсознательное» может быть вообще определено как низшие состояния сознания, до которых оно в своей бодрствующей модификации уже не в состоянии опуститься, то «сверхсознательное», напротив, есть совокупность высших психических процессов, до которых бодрствующее сознание ещё не в состоянии подняться. Таким образом, сверхсознательное, бодрствующее сознание и подсознательное составляют последовательно нисходящий иерархический ряд. Но и подсознательное и сверхсознательное одинаково не отличаются коренным образом от актуального бодрствующего сознания, принадлежат к тому же типу возрастания. Все три этих вида сознания в целом и все элементы их содержаний одновременно монадны и пластичны, а потому в себе суть одинаково конкретно-эмпирическое, только различного порядка и иерархического достоинства.

В противоположность этим трём видам сознания, образующим один иерархический ряд, «бессознательное» занимает совершенно особое положение в целостном существе и сознании человека. Если подсознательное и сверхсознательное отличаются от бодрствующего сознания только своим иерархическим положением, то бессознательное в себе принципиально и ни при каких условиях не может быть адекватно познаваемо конкретно-эмпирическим сознанием. Бессознательное – это пластический поток в себе, а потому никакие монадные категории к нему неприложимы. Пластическая стихия вечно в себе актуальна и имманентна Реальности, в то время как монадная только становится актуальной в эволютивном историческом процессе. Она есть исконная природа Реальности, предшествующая бытию космоса, который она и порождает в своём становлении в предстоянии. Традиционная формула, что космос возник из Нирваны творчеством Логоса, есть выражение эзотерической идеи, что всякое конкретно-эмпирическое есть монадное объективирование становящегося в предстоянии пластического потока. Человек есть микрокосм; как вселенская Реальность раскрывается в бинере монадной и пластической стихии, так истинное существо человека есть бинер пластического потока и монадной синархии, бессознательного и иерархии состояний монадного сознания. Всякое конкретноне эмпирическое бытие лежит на грани Нирваны и Манвантары, и именно во взаимодействии членов этого бинера рождается всякая жизнь.

Итак, бессознательное в человеке не есть его низшая природа, подлежащая эволютивному развитию, как не есть и его тёмная сторона, уходящая в пустоту небытия, но глубинная онтологическая сущность, исконный кладезь всякого бытия и всяческих достижений. Именно через своё бессознательное человек непосредственно связан с Реальностью, с Божеством, а потому эта бессознательная пластичность есть действительно стихия абсолютной интимности Бога и человека. Вселенская Реальность в своём всеединстве разлита во всём мире и присутствует в каждом человеке как его бессознательное. Погружение в бессознательное на пути развития имеет величайшее значение в жизни человека, ибо он здесь, как Антей, исполняется такой мощью, какую он только в силах вместить в себя и которая затем делается двигателем дальнейшего течения его эволютивного процесса.

Пластичность сознания и элементов его содержания разрешает также проблему памяти. Память есть способность сосуществования по протяжениям времени и имманентного сопереживания прошедшего с настоящим. В односторонней монадности факт памяти представляется невозможным и неразрешимым, ибо здесь прошедшее может существовать в настоящем только так, как причины существуют в следствиях, но никаким иным образом. Напротив, пластическая стихия, будучи вечно актуальной и имея своей категорией постоянство и целокупность сосуществования всех своих элементов, есть тем самым и стихия абсолютной памяти. Полное преодоление протяжённости и последовательности членений координаты времени, тождество прошедшего и будущего настоящему и есть абсолютно совершенная память. Поэтому человек постольку обладает памятью, поскольку его актуальное сознание способно к непосредственному восприятию пластичности, - и обратно, чем больше человек осознаёт проходящий в себе пластический поток, тем более раскрывается у него способность памяти. Гипертрофированная подчинённость монадности и односторонняя центрированность на эгоистичной личности обусловливают ограниченность возможных восприятий пластического потока. Как только человек найдёт в себе силы преодолеть свою эгоистичную личность, он получает свободу более глубокого внедрения в пластический поток и через него пробуждает память высшего порядка – память кармическую. Мы обычно только потому не помним наших прошлых существований, что находимся в рабстве у нашей эгоистичной личности, а потому бессильны воспринимать глубинную природу проходящего в нас пластического потока и его совершенную память.

Сдерживание и волевое устремление бодрствующего сознания непрерывно изменяются. Общеизвестен эмпирический факт, что та же самая совокупность элементов при одинаковом уровне сознания может действовать на него весьма различным образом. Независимо от утомления и желания мы иногда легко воспринимаем и творим, иногда же оказываемся вовсе к этому неспособными. Всё это обычно объясняется состоянием нашего настроения. Было бы ошибкой ограничивать область проявления настроений только категорией мистики, т.е. областью эмоций. Совершенно аналогично эмоциональным настроениям имеются настроения и в категориях разума и воли. Наше настроение непрерывно изменяется по каким-то особым законам независимо от монадной деятельности сознания. Его значение обычно совершенно недооценивают в науке, между тем как каждый по своему опыту знает, что состояние настроения есть самое существенное условие успешности всяческих достижений как в восприятии, так и в творчестве. Как показывает филологический смысл слова «настроение», оно непосредственно связано с идеей гармоничности музыкальных вибраций. Наша душа, подобно музыкальному инструменту, может или звучать гармоническими колебаниями, или быть способной воспроизводить только какофонию.

Настроение есть эмпирическое обнаружение вида и тональностей слиянности актуального сознания с пластическим потоком. Чем глубже и полнее эта слиянность, тем чище и выше настроение, и высшая степень его гармоничности есть экстаз. Отсюда и вытекает, что как слиянность с синтетическим потоком есть конечная цель и метод всякого истинного эволютивного пути, так наука о настроениях, умение их видоизменять, преодолевать и создавать есть первооснова действительной психологии и истинного посвятительного пути. Овладение наукой настроений есть залог безмерных достижений и всяческого успеха на своём пути, как и наука управлять настроениями в других людях может привести к такому влиянию человека, какое он только захочет приобрести. Овладение своими настроениями есть овладение и регулирование своей слиянности с пластической стихией; овладение настроениями других людей есть дар управления их жизнью через творческое приобщение к тем или иным вибрациям вселенского пластического потока.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.