Категории сознания человека. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Категории сознания человека.

2019-11-11 241
Категории сознания человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основе природы человека неразрывным образом объединены начало пассивно-воспринимающее и начало активно-творческое. Внешнее по отношению к человеку расчленяется на два противоположных полюса, которые прослаивают всё его существо, проникают в самые затаенные уголки его сознания. С одной стороны, - это внешний ноуменальный мир, область духа, с другой – это окружающий его проявленное существо мир феноменальных явлений. Всякое чувственное ощущение неизменно не только вызывает рефлексы в двух однопланных и равноценных сторонах его существа, но и порождает какое-то неуловимое чувственное переживание иного, высшего порядка. Познание в разуме – философское мышление – точно так же влечет за собой некоторое высшее параллельное познание и мышление. Это высшее познание проектируется в сознание в виде какого-то не поддающегося объяснению словами внутреннего удовлетворения, в виде приобщения к какой-то изумительной, но непостижимой гармонии.

Если человек глубоко вдумается в свою познавательную жизнь, то он, несомненно, придёт к убеждению, что не конкретные восприятия и познания являются самоцелью. В каждом чувстве главную ценность имеет не само чувство, а то, что оно несёт с собой. В каждой мысли истинным познанием является не сама мысль, а возникающее параллельно с ней ощущение новой связи с чем-то Неведомым. Конечным же выходом является то, что все виды внешнего познания сами по себе, как таковые, являются лишь орудиями и средствами для некоторого высшего познания. Таким образом, самосознание человека представляется высшей ценностью лишь в условной плоскости феноменального существования; на ней он является, с одной стороны, единичным индивидуальным творческим центром, а с другой, - зрителем космического бытия, текущего вне и выше его субъективного центра. И лишь постольку, поскольку оно катит свои волны через его индивидуальный мир, человек может осуществлять свое призвание быть зрителем мировой жизни. Поэтому в действительности человек является вторичным началом, относительно бесконечным, пассивно подчинённым первичному Абсолютному Началу, по отношению к которому он служит лишь проводником Его Творческого Самосознания.

Эзотеризм учит, что причиной и целью явления человека в мир есть стремление к реализации потенций его монады. Монада есть индивидуальная субстанция второго рода, относительно бесконечный модус Безусловной Реальности. Подобно Божеству, она имеет свой идеальный мир, который в результате проявления должен перейти из состояния потенциального в актуальное. Таким образом, можно сказать, что монада есть индивидуальное бытие, стремящееся к самосознанию. Актуальное сознание человека представляет собой систему, состоящую, как и всякий организм, из центра и периферии, т.е. единства и множества, качественно связанных между собой двойственной иерархией частных единств и частных множеств. Это сознание есть органическое триединство; потенциальное содержание монады раскрывается через дифференцирование её потенций по трём категориям, конкретизирование их в процессе опыта и органичное сопряжение этих единичных конкретных данностей в эволюционно возрастающие иерархии. Эти категории суть мистика, разум и воля.

Мистика есть естество, создающее органичное единство космоса; это есть сущность и содержание всяческого бытия, актуально обнаруживающегося в иерархиях Вселенной и в то же время связанного Законом всеединства, т.е. единого бытия, раскрывающегося в синархии. Категория мистики раскрывается в сознании каждого конкретного существа постольку, поскольку оно проникается ощущением космического бытия. Только через это проникновение делается возможным его собственное существование как субъективного центра бытия. Категория мистики объемлет все ступени восприятия им синархии космоса; именно в ней свершаются имманентные слияния как с ноуменальным, так и с феноменальным. Через всеединство её естества человек реализует в актуальном сознании божественность природы своей монады и её синархичную сопряжённость с Безусловным. Это есть непосредственное ощущение реальности вообще, ощущение субстациональности бытия, ведение природы.

Разум есть деятель, создающий иерархическую перспективу космоса; это есть начало, утверждающее субъективную самобытность и форму всякого единичного бытия, его место в иерархиях вселенной. Это есть источник и осуществитель дифференциации содержания абсолютного бытия и возвратной организации множественности его модусов в единую синархию. Категория разума раскрывается в сознании каждого конкретного существа постольку, поскольку оно актуально приобщается к космическим иерархиям; только через это приобщение делается возможным и его собственное существование и реализация его субъектной самобытности. Категория разума творчески устрояет распределение целостного содержания бытия по ступеням различных частных иерархий – членений единой общемировой синархии. Именно в категории разума совершается процесс иерархичного самоопределения актуального сознания по отношению к ноуменальному и индивидуальность своей монады и её синархичную соподчинённость Безусловному.

Воля есть источник и двигатель жизни; она есть одновременно непосредственное актуальное раскрытие субстанциональности абсолютного бытия, и результативный осуществитель реализации его спекулятивного содержания в синархии конкретного. Категория воли раскрывается в сознании каждого конкретного существа постольку, поскольку оно реализует в себе космическое влечение к самосознанию в творчестве. Только через это активно-творческое сопряжение делается возможным и его собственное существование как субъективного волевого центра, так и реализация его творческих влечений в синархичной системе субъект-объектных отношений со вне его лежащим. Именно в категории воли свершается процесс диалектического раскрытия индивидуальной субстанции второго рода и творческое сопряжение с общемировым диалектическим процессом в его всеобщности. Воля есть стихия конкретного обнаружения духа в творческой дифференциации модусов бытия и в творческой их организации в синархии.

Система трёх начал есть не только реальность духовного мира и области, где протекает деятельность сознания человека, но и непреложная действительность природы конкретно-эмпирических явлений. Ноуменальные начала мистики, разума и воли в органичном сопряжении порождают синархию конкретных явлений; низший пояс этой синархии – в пределах физического мира – воспринимается в координатах: материи, формы, энергии. Как таковые, они возникают к бытию лишь в воспринимающем сознании, т.е. существуют лишь в субъект-объектных отношениях, а потому и вообще феноменальный мир как таковой существует лишь постольку, поскольку он познаётся.

В категории мистики актуальное сознание воспринимает внутреннее содержание всех форм бытия. Таким образом, оно сопричисляется к мировой Реальности, прежде всего, через мистику, и именно через неё само исполняется содержанием. Разум только объективирует это содержание в различные формы и организует их в системы, а воля является лишь необходимой для этого движущей силой. Итак, первенство в актуальном сознании принадлежит категории мистики, но она есть лишь первая среди равных. Жизнь актуального сознания человека есть реальное творчество, и оно, как всякое конкретное бытие, одновременно причастно мировой Всеобщности и мировому Ничто, находясь на грани Нирваны и Манвантары. Будучи содержанием всего человеческого существа, мистика, разумеется, является содержанием и всех его проявлений. Чем выше развивается его актуальное самосознание, тем отчётливее и непосредственнее человек ощущает иерархичную соподчинённость своей природы Природе Безусловного. Непрестанное углубление этого ощущения и есть раскрытие в актуальном сознании категории мистики. Жизнь человека есть реализация потенций его духа, постепенное эволютивное объективирование и утверждение его синархичного содержания. В этом и состоит всякое творчество. Отсюда становится понятным, что всякое творчество рождается как актуализация веяний мистики, т.е. что мистика есть субстракт творчества и всякое творчество всегда мистично.

Актуальное сознание эмпирического мира, подчиненное синтетической категории последовательности, неспособно одновременно воспринимать оба полюса бинерной действительности. Во всех трех превматологических категориях оно одинаково обречено ограничивать содержание мгновенного сознания только одной стороной. Сознание эмпирического мира неспособно мыслить в бинерах, неспособно чувствовать в бинерах, неспособно волить в бинерах - вот его существенный признак, вот очевиднейший показатель его ограниченности, вот исходная причина всего его заблуждений и ошибок, увы, неустранимых, пока оно есть. Только преодолевая сковывающие его цепи, только преодолевая самого себя через сопричисление к горнему и постигая искусство пользоваться его дарами, актуальное сознание видоизменяет саму исконную свою природу, и тот же закон бинера, пред которым безнадёжно таяли все его порывы, делается здесь источником безмерной мощи и безграничных возможностей. Итак, абинерность актуального сознания эмпирического мира есть источник и показатель его несовершенства, есть искони тяготеющее над ним проклятие. Это есть воистину его первородный грех, так как он явился последствием ниспадения сознания от горнего к дольнему, которое было вызвано желанием познать последовательным изучением ноуменальное естество на тернистом пути прохождения сквозь дисгармоничные двойственности мира имён и форм.

Неспособное созерцать бинерную природу действительности, актуальное сознание, согласно принципу последовательности, оказывается принужденным для возможности познания одного члена бинера вовсе отрицать бытие другого. Таким образом, в каждом акте эмпирического познания неустранимо заложен элемент относительности и гипертрофирования. Действительно, каждый такой акт является столь же положительным, сколь и отрицательным: количество положительно утвержденных ценностей в точности равно количество ценностей отвергаемых. Это показывает, что, во-первых, общий баланс феноменального познания фатально равен нулю, ибо всякое приобретение оплачивается равноценной утратой. Во-вторых, каждое приобретённое познание улавливает лишь половину действительности, а потому относительно. В-третьих, в каждом таком познании половине действительности неправомерно присваивается значение всего целого. Всё это остается справедливым не только для конкретных проявлений феноменологии актуального сознания, но и для общих тенденций становления его категорий.

В заключение отметим, что человек есть существо индивидуально-общественное, и только при равномерном развитии личной жизни и жизни в обществе, актуальный  пневматологический процесс может протекать гармонично во всей своей полноте. Отшельничество полезно только в том случае, если человек приобщился к лучшим достижениям культуры.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.